Анализ песни «Бяла Страж» (М

Анализ песни «Бяла Страж» (М.

Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)

Автор: Guru – 10.11.2017

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) был писателем с тяжелой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Он происходил из интеллигентной семьи и не принимал последовавших за этим революционных изменений и реакции. Его не вдохновляли навязанные авторитарным государством идеалы свободы, равенства и братства. Для него, образованного человека с высоким уровнем интеллекта, очевиден контраст между демагогией на площадях и волной красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию нации и посвятил ей свой роман «Белая гвардия».

История создания

Зимой 1923 года Булгаков приступил к работе над романом «Белая гвардия», в котором рассказывается о событиях Гражданской войны на Украине в конце 1918 года, когда Киев был оккупирован армией Управления, свергнувшей гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 года власть гетмана защищали офицерские бригады, в которые Булгаков либо пошел добровольцем, либо, по другим данным, был мобилизован. Таким образом, в романе появляются автобиографические нити – сохранился даже номер дома, где семья Булгакова жила во время оккупации Петлюрой Киева, который в романе принимает символическое значение. Андреевский спуск, на котором расположен дом, в романе называется Алексеевским, а Киев – просто городом. Прототипы героев – родственники, друзья и знакомые писателя:

    Николка Турбин, например, младший брат Булгакова Николай. Доктор Алексей Турбин – сам писатель, Елена Турбина-Талберг – младшая сестра Варвары Сергей Иванович Тальберг – офицер Леонид Сергеевич Карум (1888-1968), который, однако, не уехал за границу, как Тальберг, а был сослан в Новосибирск. Прототип Жариона Сурзанского (Жарошика) – дальний родственник Булгакова, Николай Васильевич Судзиловский. Прототип Мышлаевского, по одной из версий – друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский. Прообразом лейтенанта Шевинского был еще один друг Булгакова, служивший в армии гетмана Юрия Леонидовича Гладыревского (1898-1968). Полковник Феликс Феликсович Най-Турс – коллективная картина. У него было несколько прототипов – во-первых, это был белый генерал Федор Артурович Келлер (1857-1918), убитый петлюровскими офицерами во время сопротивления и приказавший курсантам бежать, понимая бесперспективность боя, второй генерал-майор Николай Всеволодович Синкаренко (1890-1968) из Добровольческой армии. Образцом для трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василиса), у которого Турбины сняли второй этаж своего дома, также был архитектор Василий Павлович Листович (1876-1919). Прообразом футуриста Михаила Шполянского был великий советский литературный критик Виктор Борисович Шкловский (1893–1984). Фамилия Турбина – девичья фамилия бабушки Булгакова.

Однако следует отметить, что «Белая гвардия» не является полностью автобиографическим романом. Что-то выдумано – например, смерть матери Турбиных. На самом деле в то время мать Булгакова, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со своим вторым мужем. Да и членов семьи в романе было меньше, чем на самом деле Булгаковых. Впервые весь роман был опубликован в 1927–1929 годах во Франции.

О чём?

Роман «Белая гвардия» – о трагической судьбе интеллигенции в тяжелые времена революции, после нападения на императора Николая II. В книге также рассказывается о тяжелом положении офицеров, готовых выполнить свой долг перед Родиной в неопределенной и нестабильной политической ситуации в стране. Белогвардейцы были готовы защищать власть гетмана, но автор ставит вопрос: имеет ли смысл, если гетман бежал, бросив страну и ее защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбиные – офицеры, готовые защищать свою Родину и бывшую власть, но они (и им подобные) оказываются бессильны перед жестоким аппаратом политической системы. Алексей тяжело ранен и вынужден сражаться не за родину и оккупированный город, а за свою жизнь, в которой ему помогает женщина, спасшая его от смерти. И Николка убегает в последнюю минуту, спасенный Нэй-Чжуром, которого убивают. При всем желании защитить Родину герои не забывают о семье и доме, о сестре, брошенной мужем. Образ антагониста в романе – капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, в трудную минуту оставляет дом с женой и уезжает в Германию.

Более того, «Белая гвардия» – это роман о терроре, беззаконии и разрушениях, которые происходят в оккупированном Петлюре городе. Бандиты врываются в дом инженера Лисовича и грабят его по поддельным документам, на улицах слышна стрельба, а смотритель и его помощники «бандиты» проводят жестокую кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный Петлюровцовым, отбивают большевики. Белая гвардия ясно выражает отрицательное, отрицательное отношение к большевизму – как к деструктивной силе, которая со временем уничтожит все святое и человеческое, и наступит ужасное время. На этой мысли заканчивается роман.

Главные герои и их характеристика

    Алексей Васильевич Турбин – двадцативосьмилетний врач, врач дивизии, который, отдавая дань своей Родине, идет в бой с бандами Петлюры, когда часть их была распущена, потому что драка была бессмысленной, но он тяжело ранен и имеет бежать. Он болеет тифом, находится на грани смерти и жизни, но в конце концов выживает. Николай Васильевич Турбин (Николка) – семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до конца сражаться с петлюровцами за Родину и власть гетмана, но по настоянию полковника убегает, раздирая ленточки, потому что драться бессмысленно (петлюровцы взяли город, а гетман бежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем. Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена Рудулоса) – 24-летняя замужняя женщина, брошенная мужем. Она беспокоится и молится за двух своих братьев, участвующих в войне, ждет мужа и втайне надеется на его возвращение. Сергей Иванович Тальберг – капитан, муж Елены Джинджер, непоследовательный в своих политических взглядах, меняющий их в зависимости от ситуации в городе (действует как метеоролог), за что его не уважают верные Турбины. В результате он уезжает из дома с женой и садится ночным поездом в Германию. Леонид Шервиньский, лейтенант гвардии, элегантный улан, поклонник Елены Джинджер, друга Турбин, верит в поддержку союзников и говорит о них так, будто видел самого государя. Виктор Викторович Мышлаевский – лейтенант, еще один друг Турбин, верный своей родине, чести и долгу. В романе один из первых предвестников оккупации Петлюры, участник битвы в нескольких километрах от города. Когда петлюры врываются в город, Мышлаевский встает на сторону тех, кто хочет расформировать минометную дивизию, чтобы не испортить жизнь курсантам, и хочет поджечь здание кадетской гимназии, чтобы оно не упало. руки врага. Карас – друг Турбин, сдержанный, честный офицер, который присоединяется к тем, кто распускает минометную дивизию, и встает на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложивших это решение. Феликс Феликсович Най-Турс – полковник, который не боится выступить против генерала и распустить курсантов при захвате города Петлюром. Сам он героически погибает на глазах у Николки Турбиных. Для него более ценной, чем сила низложенного гетмана, является жизнь кадетов – юношей, которых он чуть не отправил на последний бессмысленный бой с Петлюрой, но поспешно увольняет, заставляя сломать знаки различия и уничтожить документы. Нет-чт в романе – это образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь сослуживцев, но и их жизнь. Лариосик (Ларион Суржанский) – дальний родственник Турбин, приехавший к ним из провинции после развода с женой. Он неуклюж и отвлекает, но добродушен, любит посещать библиотеку и держит Кенара в клетке. Юлия Александровна Рейсс – женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него с ней роман. Василий Иванович Лисович (Василиса) – трусливый инженер, домохозяйка, у которой Турбины сдают второй этаж дома. Скопидом, живет со своей жадной женой Вандой, прячет ценные вещи в шкафчиках. В конце концов на него нападают бандиты. Свое прозвище – Василиса он получил потому, что из-за беспорядков в городе в 1918 году он стал подписывать документы другим письмом, сократив свое имя следующим образом: «Вас. Лис». В романе Петлюры – всего лишь винтики глобального политического потрясения с необратимыми последствиями.
Читайте также:  Лирический триптих А

Тематика

Тема нравственного выбора. Центральная тема – расположение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать, участвовать ли в бессмысленных битвах за власть над беглым гетманом или спасти свою жизнь. Союзники не приходят на помощь, и город захватывают Петлюровы и, наконец, большевики, реальная сила, которая угрожает старому образу жизни и политическому порядку. Политическая нестабильность. После событий Октябрьской революции и казни Николая II большевики захватили власть в Петербурге и укрепили свои позиции. Петлюры, взявшие Киев (город в романе), слабы против большевиков, как и белогвардейцы. «Белая гвардия» – трагический роман о падении интеллекта и обо всем, что с этим связано. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ пациента, одержимого христианской религией, который идет на лечение к врачу Алексею Турбину. Роман начинается с обратного отсчета от Рождества Христова, а последние строчки Апокалипсиса св. То есть в романе судьба захваченного Петлюровым и большевиками города сравнивается с Апокалипсисом.

Христианские символы

    Пришедший в Турбин невменяемый больной называет большевиков агрессорами, а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Апокалипсисе Иоанна Богослова – число Зверя, Антихриста). Дом на Алексеевом кургане – № 13, а это число, как известно, в народных суевериях – «проклятая дюжина», несчастливое число, и Турбинный дом сталкивается с разными напастями – родители умирают, старший брат смертельно ранен и едва выживает, и Елену бросил и предал ее муж (а измена характерна для Иуды Искариота). В романе появляется образ Девы Марии, которой Елена молится и просит спасти Алексия от смерти. В ужасное время, описанное в романе, Елена переживает аналогичный опыт Богоматери, но не для ее сына, а для ее брата, который, наконец, преодолевает смерть, как Христос. В романе также присутствует тема равенства перед Божьим судом. На него равны все – и белогвардейцы, и красноармейцы. Алексию Турбину снится сон о небесах – как туда попадают полковник Найтур, белые офицеры и красноармейцы: всем им суждено попасть в рай, чтобы пасть на поле боя, и Богу все равно, верят они в него или нет. Правосудие, согласно роману, только на небесах, а на грешной земле безбожие, кровь и насилие под красными пятиконечными звездами.
Читайте также:  Анализ рассказа Бунина «Чистый понедельник»

Проблематика

Проблема романа «Белая гвардия» – в безнадежном положении интеллигенции как класса, чуждого победителям. В их трагедии – драма всей страны, потому что без интеллектуальной и культурной элиты Россия не может гармонично развиваться.

    Позор и трусость. Если Турбиновье, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс едины и намерены защищать свою родину до последней капли крови, Тальберг и Гетман предпочитают бежать, как крысы с тонущего корабля, а такие отряды, как Василий Лисович, хитро адаптируются к существующие условия. Также одна из главных проблем романа – выбор между моральным долгом и жизнью. Возникает вопрос, есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое позорно покидает родину в самые трудные для него времена, и ответ на этот вопрос: в этом нет смысла, потому что тогда жизнь на первом месте. Раскол в русском обществе. Более того, проблема в песне «Бяла Страж» – это отношение людей к происходящему. Люди не поддерживают офицеров и белогвардейцев, и в целом они на стороне петлюровца, потому что с другой стороны беспредел и вседозволенность. Гражданская война. В романе противостоят друг другу три силы – белогвардейцы, петлюровцы и большевики, одна из которых лишь косвенная, переходная – петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба Белой гвардии и большевиков – двух реальных сил, одна из которых проиграет и будет забыта навсегда, то есть Белая Сторожить.

Смысл

Вообще говоря, цель «Белой гвардии» – боевая. Сражайтесь между мужеством и трусостью, честью и невежеством, добром и злом, Богом и дьяволом. «Турбины» и их друзья Ней-Чжур и полковник Малышев, распустившие «Юнкерсы» и не позволившие им умереть, имеют мужество и честь. Против трусости и стыда выступают гетман Тальберг и штабс-капитан Студзинский, которые, боясь нарушить приказ, намереваются арестовать полковника Малышева за желание расформировать кадетов.

По тем же критериям в романе судят и простых граждан, не принимающих участия в боевых действиях: честь, храбрость – трусость, позор. Например, женские персонажи – Елена, которая ждет своего мужа Ирину Най-Чж, которая не боится пойти с Николкой в ​​анатомический театр за телом своего умершего брата Юлии Александровны Рейсс – олицетворение чести, смелость, решительность – а Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, – олицетворяет трусость, подлость. А сам инженер Лисович мелочен, труслив и жаден. Лариосик, несмотря на свою неуклюжесть и нелепость – человечный и нежный, персонаж олицетворяет если не отвагу и решительность, то просто добродушие и мягкость сердца – качества, которых так не хватает людям в описанные в романе жестокие времена.

Другой смысл романа «Белая гвардия» состоит в том, что к Богу близки официально служащие ему не Церкви, а те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю сошло зло, хранил семена человечества, и даже если – солдаты Красной Армии. Сон Алексия Турбина – о нем рассказывается притча из романа «Белогвардейцы», в которой Бог объясняет, что Белогвардейцы отправятся в свой рай с церковными полами, а Красная Армия – в свой, с красными звездами, потому что они оба верили в приход добра для Родины, правда по-разному. Но суть обоих одинакова, хоть они и находятся на разных сторонах. Но люди церкви, «слуги Божьи», согласно этой притче, не пойдут на небеса, потому что многие из них отошли от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» состоит в том, что человечность (добро, честь, бог, отвага) и бесчеловечность (зло, дьявол, позор, трусость) всегда будут бороться за власть в этом мире. Независимо от того, под каким знаменем – белым или красным – зло всегда будет сопровождаться насилием, жестокостью и гнусными качествами, которые будут противопоставляться добру, милосердию и честности. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части): сочинение

В основе романа Булгакова – извечная тема исторической слепоты и долгого, трудного прозрения. Недаром будущий автор «Белой гвардии» 1919 года называл себя и своих героев «представителями несостоявшегося поколения». Жестокие слова, но в них очень необходимая видящая истина, которую нужно вытерпеть и принять. Ведь мудрые, культурные Турбины, посреди бушующей гражданской войны, живут идеалами и иллюзиями былых светлых лет и не понимают, что происходит с ними и вокруг них в эпоху перемен. Их мир ограничен прошлым. Они даже не знают, что происходит в Украине и за рубежом. Они наивно верят всем слухам и обещаниям. Люди, крестьяне для Турбин – таинственная и враждебная сила, внезапно появившаяся на живой шахматной доске истории.

Читайте также:  И в эти дни воздух пахнет смертью

Конечно, Турбины в глубине души чувствуют, что впереди страшные времена. Эти молодые люди, которые когда-то жили в тишине и покое, оставшись без поддержки, охвачены тоской, тревогой и отчаянием. Герои с горечью говорят: «На самом деле, совершенно затерянная страна… А как все это глупо и дико в этой стране…». Густая метель слепит глаза. Только через кровь и смерть пришло откровение, хотя и с задержкой.

В первой эпиграмме к «Белой гвардии», взятой из рассказа Пушкина «Капитанская дочка», мы находим образ сильной метели, внезапно обрушившейся в степи на нерадивых путешественников. Одна и та же книга упоминается в романе неоднократно. И выбор ее не случаен. В семейной библиотеке Турбиных, описанной в первой главе, хранятся исторические романы Пушкина и Толстого. Они стоят бок о бок и пророчески напоминают нам, что история России еще не окончена и что перемены, восстания и трагедии еще впереди: «Проходит восемнадцатый год, и с каждым днем ​​он выглядит все более грозным и ярким. Роман Пушкина становится все более угрожающим. здесь один из символов уходящего порядка – культура, затерянная в огне революции и гражданской войны.

Роман начинается именно с того года, который «был велик – и ужасен». Автор говорит о прохождении времени: «дни в мире и в кровавые годы летят, как стрела. Работа начинается со смерти матери Турбиных, которую забирают в дом ее семьи для похорон.

Затем автор возвращает читателя в былые времена, «когда столярная мастерская Саардама горела от жара изразцовой печи, часы играли гавот, и в конце декабря всегда пахло сосной, а на зелени веток горел разноцветный керосин. Но время шло, отец-профессор умер, все выросли, только «часы остались прежними и звенели в такт башенки». Это был этот орнамент, и старая красная бархатная мебель, и кровати с их блестящими комками – «все семь пыльных и полных комнат» – подняли юных Турбинов, все из которых мать она оставила детям в самое трудное время. Уже тяжело дыша и слабея, она умоляла, чтобы она хотела ее увидеть. дети доброжелательные и любящие. Но как? Ведь все чувствовали, что «он уже давно начал мететь с севера, и метать, и не останавливаться, и дальше, тем хуже», что грядет перемена, перемена ужасная… .

В первой главе автор в стихотворениях «Стены упадут, из белой замазки вылетит неугомонный сокол…» выступает своеобразным прогностиком. Да, конечно, каждая мама хочет видеть своих детей счастливыми. Но судьба, судьба, судьба, судьба обходятся с людьми зачастую не очень гуманно. Да, Турбинам «придется пострадать и умереть» и многие другие как восхищенные, искренние, может быть, даже по-детски наивные. Пророческими являются строки, которые священник читает в богословской книге: «Третий ангел вылил свою чашу на реки и источники воды, и была кровь. Белая гвардия – это книга о молодых людях, которые попали в огонь истории и Потому что, как он сказал, «автор, который все это прожил», жизнь не остановить ».

В первой части есть еще одна эпиграмма, взятая из Апокалипсиса Иоанна Богослова, то есть проще говоря – Апокалипсиса: «И судили мертвых по тому, что написано в книгах, по их делам… «Мысль Булгакова о величии этой книги проходит через весь роман. В конце главы отец Александр наугад читает фразу из раскрытой книги: «Третий ангел вылил чашу свою на реки и источники воды, и пролилась кровь. В этот момент он невольно вспомнил эту эпиграмму. “

Первая глава романа наполнена образами-символами. Во время разговора с отцом Александром Алексий смотрит в окно: «Ветви на кладбище закрыты, да и дача священника. Казалось, что сейчас за стеной тесного кабинета, заполненного книгами, начинается весенний, таинственный, запутанный лес. «Будущее Турбин так же мрачно и непонятно, как этот лес за стеклом… Ясно, что они придется пережить множество невзгод, реки крови и смерти, прежде чем они поймут и увидят, что их ждет за темными лесами, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет кружиться метель и земля грохочет: «Стены рухнут, неугомонный сокол вылетит из белой замазки… “

Оцените статью
Добавить комментарий