Библейские сюжеты в романе М

Библейские сюжеты в романе М.

Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Роман Булгакова во многом основан на понимании и переосмыслении евангельских и библейских идей и тем.

На момент написания романа Булгаков изучал не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала нашей эры, иврите, неканонических толкованиях. Автор сознательно отходит от евангельского повествования, предлагая собственное видение библейских мотивов.

Самый противоречивый библейский образ – это Иешуа. Он связан с центральными темами романа: темами свободы, страдания и смерти, казни, прощения и милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгакское воплощение, порой весьма далекое от традиционной библейской традиции.

Иешуа буквально означает «Спаситель»; Га-Ноцри означает «из Назарета»; Назарет – город в Галилее, где Св. Иосифа и куда дошла благая весть о рождении Сына Божьего для Пресвятой Девы Марии. Иисус, Мария и Иосиф вернулись из Египта. Здесь прошли все детство и юность Иисуса. Таким образом, Булгаков углубляется в библейские толкования.

Первое принципиальное различие между библейским мотивом Спасителя и интерпретацией Булгакова состоит в том, что Иешуа в романе не заявляет о своей мессианской судьбе, никоим образом не определяет свою божественную природу, тогда как библейский Иисус говорит, например, в разговоре с Фарисеи, что он не только Мессия, но и Сын Божий: «Я и Отец – одно». Но некоторые стихотворения в романе, относящиеся к образу Иешуа, имеют прямое отношение к Библии, например: «… возле Библии пыль горела, как столб». Возможно, это описание связано с тринадцатой главой библейской книги под названием «Исход», в которой рассказывается об исходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в виде облака или огненного столпа: «Но тот Днем Господь ходил перед ними в столпе облачном, указывая им путь, а ночью в столпе огненном, освещая их, чтобы они могли ходить днем ​​и ночью. Столп облачный днем и столп огненный ночью не отходил от лица народа ». Тогда это место в романе служит единственным указанием на божественную природу Иешуа.

В романе есть только один эпизод, который напоминает нам о евангельских чудесах, совершенных Иисусом. “Что есть правда?” – спрашивает Понтий Пилат Иешуа. Этот вопрос в несколько иной формулировке также встречается в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему:« Так ты ли царь? »Иисус ответил:« Ты говоришь, что я царь. Я родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий правдивый слушает мой голос ». Однако в романе Булгакова Иешуа отвечает на этот вопрос:« Правда, прежде всего, что у тебя болит голова… Но твои мучения закончились, твоя голова уйдет. … “Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. 5 []

У Иисуса были ученики. За Иешуа следовал только Левий Матфей. Некоторые ученые считают, что библейский апостол Матфей, ​​написавший первое Евангелие, был образцом Льва Матфея. Прежде чем стать учеником Иисуса, Матфей был сборщиком налогов, как и Левий. Известно, что Иисус в сопровождении учеников поехал на осле в Иерусалим. В романе, когда Пилат спрашивает Йешу, правда ли, что он «вошел в город через ворота Сусса на осле», Пилат отвечает, что у него «вообще не было осла». Он прибыл в Йерсаладжим точно через ворота Сусса, но пешком, в сопровождении только Леви Мэтью, и никто не кричал на него, потому что в то время никто в Йерсаладжиме его не знал.

Читайте также:  Композиция: «Настоящая нежность не может ошибиться

Иешуа был лишь немного знаком с Иудой из Кириафа, который предал его, а Иуда из Кариота был учеником Иисуса. Конечно. Что Булгакова не столько интересовали эти отношения, его гораздо больше интересовали отношения между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.

Во время суда над Иисусом лжесвидетели признались синедриону: «… мы слышали, как он сказал:« Я разрушу ручной храм и через три дня построю новый, нерукотворный ». Булгаков пытается сделать своего героя пророком. Иешуа произносит следующее предложение: «Я, Йехмон, сказал, что храм старой веры рухнет и будет построен новый храм истины…»

Серьезная разница между героем Булгакова и библейским Иисусом Христом еще и в том, что Иисус не избегает конфликтов. «Сущность и тон его речей, – говорит С. Аверинцев, – уникальны: слушатель должен либо поверить, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца. А слова и дела Иешуа Га-Ноцри таковы. полностью лишен агрессии. Его жизненный кредо заключается в этих словах: «Легко и приятно говорить правду. Истина для Иешуа в том, что все люди хорошие, но среди них есть несчастные. Он провозглашает Любовь, и Иисус появляется как Мессия, подтверждающий Истину.

Следовательно, Иешуа Булгакова не богочеловек, а человек, иногда слабый, даже несчастный, чрезвычайно одинокий, но великий духом и всепоглощающей добротой. Он провозглашает не все христианские догматы, а только идеи добра, необходимые для христианства, но не для всего христианского учения. От него нельзя услышать о грядущем Царстве Божьем, о спасении грешников, о награде за загробную жизнь для праведников и грешников. Спаситель Булгаков земной, ищет добра здесь, в земле грешной. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа есть только один ученик, Леви Матфей, ​​потому что Булгаков считает, что даже одного человека в поколении, принявшего идею, достаточно, чтобы эта идея жила веками. Библейские мотивы в образе Иешуа были серьезно преломлены.

Библия оказала значительное влияние на развитие всей литературы. В конце первого века христианская вера имела множество последователей в мире. Христианские общины были созданы во многих странах Европы. Позже они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а позже учение Христа распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и оказала значительное влияние на развитие мировой литературы. Он был переведен на многие языки, и рассказы, содержащиеся в Священном Писании, стали основой многих произведений. Царь Соломон был очень популярен среди героев Ветхого Завета. Его мудрость воспета во многих песнях, а его мифическое богатство является предметом произведений многих художников, в том числе писателя Хагардта, произведения которого стали особенно популярными в наше время. Оригинальные работы русских авторов выдвигают на первый план мудрость Библии. Уже самые ранние произведения свидетельствуют о знании русскими Священного Писания. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет», включил в нее богословские трактаты, жития святых, легенды, легенды, исторические пересказы, учения, речи, которые не только стали иллюстрациями к летописи, но и придавали его творчеству больше смысла, говоря: что история человечества свята.

Читайте также:  Тема урока: Подготовка эссе

Библейская тематика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Скачать эссе
Тип: Проблемный анализ работы

Как известно, великий роман Булгакова «Мастер и Маргарита» состоит из двух частей. Это называется Роман в романе: авторское повествование о событиях в Москве и текст романа «Написанный Мастером». Одним из самых сложных вопросов остается выбор Булгаковым и раскрытие сюжета романа Мастера.

Почему Булгаков обращается к библейско-христианской тематике? Возможно, из-за торжества атеизма в этой стране в начале 20 века, гонений на церковь, фактического запрета на чтение Евангелия. В произведении, которое до сих пор называется «Деволаде», автору потребовались вестники абсолютных истин, чтобы сопоставить их с мелкими и низменными истинами, такими как Лиходеев, Берлиоз и другие герои. Булгаков нашел такие истины: это Иисус и сатана.

В ершалаимских сценах романа автор оригинально смотрит на возникновение христианства. В 20-30-х годах в СССР официально приняли так называемый мифологическая теория, согласно которой Иисус Христос был всего лишь мифом, а не подлинной исторической личностью. В романе последователем этой теории является президент МАССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз, который в интервью на Патриарших прудах убеждает поэта Ивана Бездомного в том, что Иисуса Христа на свете не существовало.

В ходе спора с Воландом Берлиоз отвергает все существующие доказательства существования Бога. Президент MASSOLIT считает, что «ни одно из этих свидетельств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архивы». Ведь согласитесь, что в области разума не может быть доказательств существования Бога ». Воланд, в свою очередь, показал ему свое доказательство существования форс-мажора: он предсказал смерть Берлиоза.

При создании ершалимских сцен Булгаков широко использовал информацию, содержащуюся как в канонических Евангелиях, так и в апокрифах. Из последних Евангелие от Никодима было наиболее важным в работе над романом.

Сохраняя одни детали, автор молча опускает другие. Например, Булгаков сократил количество своих учеников Иешуа до одного – Леви Матфея.

Автор тщательно и скрупулезно выстраивает хронологию жерзалимических сцен. Суд Булгакова над Пилатом и его казнь происходят 14 нисана. А во время казни из воспоминаний Льва Матфея мы узнаем о событиях, связанных с арестом Га-Ноцри, произошедшим накануне, 12 нисана. Булгаков, желая закончить роман в воскресенье, 16 нисана (и православную Пасху 5 мая), перенес действие ершалайских сцен на один день вперед.
Иешуа был распят около 13:00. Суд над синедрионом проходил при дневном свете, то есть около 6-8 часов. В восемь часов пришли к Пилату. Пилат произносит приговор «около десяти утра». Казнь занимает чуть более четырех часов. «После четвертого часа казни» Левий Матфей проклял Бога и обратился за помощью к дьяволу, немедленным следствием чего стало появление молнии «в пятый час страданий» и посланника Пилата с приказом положить мертвые до смерти.

Читайте также:  Писатели XIX века: В. Белинский

Интересна авторская новая трактовка образа Иисуса и Понтия Пилата. Га-Ноцри Булгакова – настоящий философ, всепрощающий и добрый. Он говорит о будущем царстве «истины и справедливости» и оставляет это царство открытым для абсолютно всех. Герой лишь заявляет, что «там не будет ни Цезаря, ни какой-либо другой власти». Он считает хорошими всех людей, даже Иуду предателем, даже Крысолова палачом.

Иешуа Га-Ноцри, как неоднократно указывает автор, – человек, а не Сын Божий. Он не совершает чудес, упомянутых в Евангелиях, и не совершает чуда воскресения.

Понтий Пилат – настоящий римлянин, человек действия. Он не принимает религию евреев, но подозревается также в проповедовании Иешуа. В «Мастере и Маргарите» Пилата сравнивают с первыми последователями новой религии. Его запланированное убийство Иуды из Кириафа до сих пор является первым и единственным следствием проповеди добра Иешуа. Однако смерть Иуды не снимает бремени с совести прокурора. Иешуа Га-Ноцри был прав. Душа Пилата может получить облегчение не от нового убийства, а от глубокого раскаяния в казни невиновного человека из-за него.

Пилат, Иешуа и другие герои Булгакова мыслят и действуют как люди античности, но в то же время напоминают современников писателя, потому что они достаточно близки и понятны читателям ХХ века.

Вопрос Булгакова о вере в «Мастера и Маргариту» не является мистическим. Он несомненно убежден в существовании Иешуа как исторической личности. И, без сомнения, он считает, что есть некая сила, которая стоит над людьми и является носителем абсолютной Любви, Абсолютного Добра и Абсолютной Истины.

0 человек смотрели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько людей из вашей школы уже обманули это эссе.

/ Сочинения / Булгаков М. А. / Мастер и Маргарита / Библейская тематика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Смотрите также работы Мастера и Маргарет:

Оцените статью
Добавить комментарий