Чтобы сохранить человечество … (Размышления о романе Василия Быкова о Великой Отечественной войне) – школьное сочинение, прочитать сочинение на тему

Чтобы сохранить человечество… (Размышления о романе Василия Быкова о Великой Отечественной войне) – школьное сочинение, прочитать сочинение на тему

Сберечь в себе человеческое… (Размышления над повестями Василя Быкова о Великой Отечественной войне)

Школьное сочинение

С того рокового утра 22 июня 1941 года прошло более 60 лет, и мы до сих пор вспоминаем тяжелые годы борьбы с фашизмом. Он возвращается, потому что война была не только поражением, сожженным на своем огне каждой семьей, но и тяжелым испытанием, показавшим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которого с годами раскрывается все больше и больше. . Многие писатели в своих произведениях пытались понять истоки героизма в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и побеждать.

Глядя на судьбы героев таких произведений В. Быкова, как «Знак зла», «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Волчья стая», «Иди и не возвращайся», мы сделали свой моральный выбор и обрисовали его судьбу.

В рассказе «Знак поражения» внимание писателя сосредоточено на указании на те существенные аспекты человеческого характера, которые определяют действия персонажей и их поведение в суровых реалиях войны. И хотя герои Быкова – не солдаты, не партизаны, а мирные жители, колхозники, это написано о борьбе с противником. Выбор крестьян, представителей самой спокойной рабочей силы, позволяет автору сделать чрезвычайно глубокие обобщения. «Знак скорби» – это книга о растущем духе сопротивления врагу, книга о разногласиях нации с захватчиками. Это главный конфликт между вооруженным противником и двумя стариками с далекой фермы, поведение и действия которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, которая раскрывает его истинную природу. И, выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные выборы, утверждая другие, показывая тем самым те внутренние черты, которые характеризуют его самые существенные достоинства. Тема нравственного выбора исследуется В. Быковым на примере судьбы Сотникова и Рыбака в повести «Сотников» и учителя Мороза в «Обелиске». Герои повести «Знак бедствия» Петрок и Степанида Богацкие тоже делают выбор, решая свою судьбу и место в тяготах войны.

Почему рассказ называется «Возмутитель спокойствия»? Что стало для ее героев признаком беды? Для Петрока и Степаниды это был знак несчастья из-за войны. Может, все получится, надеются герои этой истории. Но знак несчастья уже навис над их жизнями, обнаруживая одно за другим свои чудовищные качества. На ферму приходит милиционер Гуць и угрожает расстрелять Степаниду за активную работу в колхозе, за трудолюбие и за то, что он человек. Потом приходят немцы и наводят мосты. Они размещены во дворе. Нам нужна комната для офицеров. Выселите хозяев – пусть живут в топке! Нам нужно молоко. Пьют все, что доила Степанида, и, когда на следующий день она не доила корову до конца, фельдшер бьет ее цепью, под смех солдат. Немецкие солдаты разрушают всю ферму Степанидина: куры, корова – съедено все, что можно съесть. Беда проявляется и в убийстве Янок, и в насильственном увлечении Петрока на работу, в том, что не только водка помещика не окупается, но он сам себе навлекает на себя еще большую беду. Образ запустения, с которого начинается история, становится знаком угнетения. Здесь царит атмосфера несчастья, все живут – прошлым, а резкий авторский тон размышлений настраивает читателя на восприятие разворачивающейся трагедии. Детали разрушения суровы и трагичны: кое-где выступают краеугольный камень фундамента, насыпь из кирпича, две каменные ступени у бывшего входа в коттедж; совсем близко ко двору подходит весенний ольховый лес, втискивающийся в возделываемое поле; на месте болота густой бурый кустарник, окруженный лопухом и крапивой; от колодца ничего не осталось: вода, будучи бесполезной, высохла и ушла в землю; там есть жженая липа, и даже вороны почувствовали в потрепанном дереве знак какой-то беды. Гордую независимую Степаниду и нежного покорного Петрока объединяет самое главное – окончательный выбор, принятие единственно возможного решения в этой ситуации. Патриархальные натуры, Петрок и Степанида не враждебны по отношению к другим людям, но Германия с железной регулярностью демонстрирует право завоевателей, осознавая свою безнаказанность и делая все, что нельзя делать в отношениях между людьми. Если Степанида, увидев это, сразу решит, что хорошие отношения с ними практически невозможны, Петрок продолжает стараться избегать неприятностей. Но сама логика поведения оккупантов несовместима с нравственными идеалами героев рассказа: невозможно примирить человеческое достоинство с требованиями рабского унижения и послушания. В этом противостоянии решимость Петрока проявляется с той же силой, что и решимость Степаниды: «Бей меня! Я не боюсь тебя! И я не боюсь Гитлера! ты!”

Читайте также:  Очерк по библиотеке

Эта сцена напоминает мне другую. В горящем камине, тяжело дыша, Степанида видит гитлеровцев, ищущих бомбу. Для них не будет покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль успокаивает ее и становится последней вспышкой терзаемого сознания перед потерей памяти, из которой она так и не вернулась… Когда Петров и Степанида понимают, что война – их личная победа, все их повседневные заботы отходят на второй план. Страх за ферму и за собственную жизнь исчезает, и возникает нечто более важное: ненависть к новому режиму и противодействие насилию. И поэтому они, гордые и нерушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Таким образом, в подвиге Степаниды и Петрока раскрываются великие силы человеческой души, скрытые за повседневными заботами, за внешней гибкостью. Герои Быкова умирают романтически и в то же время тяжелым, мучительным образом, и в их смерти мы видим «безумие храбрых», против которого бледнеют от страха враги.

Война в творчестве Быкова разнообразна, она направлена ​​на нас, читателей, с разных сторон ее жестокого характера, одну из которых автор исследует в повести «Карьер». Война здесь представлена ​​через призму воспоминаний героя повести Павла Петровича Агеева, который был застрелен полицией, брошен в каменоломню, но выжил. Он был поднят, исцелен и снова сражался. Бесконечные проявления несчастья войны. Проблемы, которые он причиняет человеку, бесконечны. Судьба забросила раненого Агеева в небольшой городок в Беларуси. Здесь он вступает в контакт с партизанами и участвует в борьбе с фашистами. Здесь он знакомится с Марией, которая перед войной приехала к родственникам из Минска и застряла в городе. И к героям этой истории приходит любовь, красивая и горькая. Но тут внезапная неудача: арест Марии, заговорщиков, Агеева. Стрельба в карьере. И многие десятилетия искали Марию Агееву, надеясь, что она жива, постоянно о ней думали. Опыт научил его платить за все, за добро и зло, которые так тесно связаны. В свое время герой поплатился за Марию жизнью и был сурово наказан за то, что ее послали к нему для счастья, а не для искупления. Да, он послал Марию отнести взрывчатку в участок, по крайней мере, ища какие-то действия, чтобы быстро оправдаться перед метро за принудительное согласие на службу в полиции. И Мария не вернулась. Но ее нет в списке расстрелянных в карьере. И Агеев водит руками по песку, надеясь, что здесь от нее нет никаких следов – ни туфельки, ни разорванного платья, ничего: значит, он жив, что не его вина… Эта история глубоко и всесторонне исследует тему веры в человека и ценность его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего не смогли сделать для гибели фашистов, но их поведение на допросах и во время расстрелов было настоящим подвигом.

Страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову и его похоронам, также вызывают много размышлений. После похорон собрались войска фронта, в том числе бывший военный комиссар подполковник Евстигнеев в отставке. Он всегда говорит об обществе, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит жалкой по сравнению с правдой солдат на передовой, людей случая. Это он не порекомендовал Семенову партию и тем самым подрезал ему крылья. И Шароваров, который мог показаться праведным с блестящей биографией, был таким, и вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. И снова старая истина: нельзя судить о человеке по бумажке… И действительно, одной из причин поражения Марии и Агеева также был страх, что ему больше не будут доверять… Таким образом, Нить войны и нить веры в человеке переплетаются друг с другом – вернее, нить веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Читайте также:  Композиция по роману «В списке нет»

Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск

Повесть Василия Быкова «Обелиск» – исторически бессмертное произведение писателя. Он завершает список тяжелой работы на войне, которую нельзя пропустить. Эта история является выражением верности традициям, патриотизма и преемственности поколений.

Читая, мы наблюдаем размышления автора об идеологической морали человеческих поступков.

Основная идея сюжета заключалась в том, чтобы отразить поступок главного героя повести, рассмотренный писателем со всех сторон. Это выражает осознание автором проявления героизма, который, по его мнению, заключается в том, чтобы посвятить себя собственному делу, уделяя внимание подрастающему поколению.

Сюжет отличается художественным своеобразием, поскольку помимо рассказа писателя в нем отражена и публицистическая деятельность в виде сбора информации о неизвестных героях войны, совершивших подвиг, нигде не отраженный в имени Родины и счастье народа. последующие поколения.

Алесь Иванович Мороз – главный герой повести, которого автор изображает сельским учителем. Он предан своей профессии как человек, известный своей честностью, добротой и состраданием. Педагог не бросил преподавание и продолжал обучать детей даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду и обувь. Узнав, что его ученики находятся в нацистском плену, учитель, не раздумывая, отправился в штаб врага, чтобы защитить детей. Не в его стиле бросать уязвимых детей. Однако героизм Мороза не увенчался успехом, учитель и ученики были приговорены к смертной казни через повешение.

Еще один из главных героев – образ тяжело раненного Павла Миклашевича. Он был учеником Алеся Ивановича, который повлиял на формирование характера мальчика. Во время войны Павел становится членом партизанского отряда. Во время встречи с журналистом герой расскажет о своей бывшей учительнице. Со временем Павел пойдет по стопам Мороза и станет учителем сельской школы. Время от времени в своих рассказах он упоминал кошмары войны.

В рассказе также упоминается имя Коли Бородича, самого старшего подростка и самого верного ученика своего учителя Мороза.

В конце войны в память о героизме и отваге, профессионализме и патриотизме русского духа на месте гибели учителя и учеников был воздвигнут обелиск.

Смысл рассказа ограничивается показом моральных поступков человека. Своеобразие произведения выражается в том, что писатель наполняет атмосферу рефлексией. Читатель, в свою очередь, обязан сделать выводы о поступках главного героя, будь то героический или иррациональный героизм.

Характерная черта рассказа – сложность восприятия и безразличное повествование.

2 вариант

Рассказ В. Обелиска «Быков» – очень тяжелое произведение о войне, которое, однако, никого не оставит равнодушным. И, несмотря на его «суровость», мы хотим время от времени его перечитывать. Такие люди, как Алесь Мороз, что память о них и их подвигах должна жить вечно.

Мороз жил ради других, ради детей. Он ничего не хотел для себя. Дело в том, что он купил двум близнецам новые туфли и договорился их провожать из школы – ехал один или отправил одного из мальчиков. Все потому, что с наступлением зимы мать запретила им ходить в школу – дорога была трудной и довольно опасной.

Таким человеком был Алесь Мороз. Он не жил для себя, он умер, чтобы спасти других. Он умер по неосторожности, зная, что, отправившись в лагерь врага, он не только спасет пленных детей, но и погубит себя. Хотя и здесь можно предположить, что такой человек, как Мороз, просто не выжил бы, если бы выжил, а его пленники – нет. Зная, что немцы обещали освободить мальчиков, если их «хозяин», их учитель, подойдет к ним, он проклянет себя на всю оставшуюся жизнь за то, что не воспользовался этим шансом. И он не мог не принять это. Не мог.

Из всех заключенных выжил только Павел Миклашевич, который позже стал учителем и посвятил свою жизнь тому, чтобы люди узнали правду об этой истории. Но война также держала его «в своих объятиях» – так что он не мог из них выбраться. Он не поправился и умер молодым – в возрасте 36 лет. Благодаря его усилиям был воздвигнут памятник жертвам этой трагедии – этот обелиск от имени истории.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина "Мистер Сан-Франциско"

По прошествии времени были люди, которые говорили, что есть герои и похуже Фроста, что он умер по опрометчивой гонке. Даже то, что он не убил ни одного немца – а значит, героем считать нельзя. Вот она – девальвация во всей красе. Однако многие даже не задумываются о том, что он говорит – им просто все заранее ясно. Их мировоззрение жесткое и непоколебимое. Все, что происходит вокруг, воспринимается только через призму своих убеждений. Все укладывается в определенные рамки, за которые они не выходят. Люди добрые, честные. Но они бессердечны.

Сочинение по рассказу Обелиск

В основе сюжета – рассказчик, журналист, собирающий информацию о неизвестных героях войны, совершивших позорные военные действия во имя защиты своей Родины.

Главный герой повести – Алесь Мороз, изображенный писателем в образе учителя, который самоотверженно и верно учит детей во время войны, помогая им своими силами в виде одежды и обуви, защищая непослушных детей в лицо. гнева своих отцов, защищая их от суровых наказаний.

Во время войны учитель старается следить за репортажами с фронта и раздавать их местным жителям, чтобы рассказывать им правду о фактическом состоянии боевой готовности, о реальных победах Советской армии, а также чтобы жители села не теряли самообладания. вера в победу над гитлеровской армией и скорое освобождение родной земли.

Однажды несколько учеников Алеся Мороза арестованы фашистскими оккупантами. Воспитатель идет к немцам, чтобы защитить ни в чем не повинных детей в заключении в надежде на их освобождение. Несмотря на героизм и мужество оккупантов, Алесь Мороз не смог спасти детей и вместе с пятью другими учениками был приговорен к повешению.

По окончании войны в селе, где Алесь Мороз был учителем и умер, был воздвигнут монументальный памятник, в котором среди других героев этой земли было вписано имя учителя, который был образцом мужества, профессионализм, отвага, смелость и патриотизм.

Произведение насыщено авторскими размышлениями о поступке героя с точки зрения идейно-нравственных представлений, а также гражданской позиции представителя современного общества, находящегося под угрозой. Писатель анализирует поступок учителя с разных сторон, показывая в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности своей профессии, борьбе за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, самобытности. осознавая приближающуюся страшную смерть.

История показывает истинный смысл героического поступка учителя, который некоторые считают необдуманным поступком, отклоняющимся от обычного понимания подвига, выраженного в смертельной борьбе с врагом, обнажая моральные основы действий. обычного русского человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск

Популярные сегодня темы

Набоков “Рождество”. Краткое содержание и сюжетная линия Зимней ночью перед Рождеством Слепцов вернулся домой после похорон ребенка.

Баммер представлял собой полноценного человека, отрастившего бороду и живот, который всегда думал, что весь мир виноват. Штольц был худым, его щеки отсутствовали

Азазелло – один из демонических и мистических персонажей песни, отрицательный герой библейских историй, падший ангел, противящийся воле Бога.

Алеша Пешков жил с родителями в Астрахани. Его отец был плотником. Его бабушка Акулина Ивановна приехала к ним из Нижнего Новгорода. Отец заболел холерой и умер. После похорон он жил с мамой у бабушки.

Произведение – русская народная сказка о хитрости лисицы. Однажды старик идет на рыбалку, которая оказывается удачной.

Оцените статью
Добавить комментарий