Ольга Стрижевская | Литературный журнал № 28/2002

Ольга Стрижевская | Литературный журнал № 28/2002

Анализ эпизода “Великий бал у сатаны” в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Уникальность романа «Mistrz i Małgorzata» заключается, прежде всего, в сложной мотивационной структуре, в разнообразном переплетении повторяющихся динамических образов и тем. Связи между ними в основном ассоциативны, и иногда логика связи может быть инвертирована. Эта специфика романа усложняет его анализ, поэтому, исследуя сцену выпускного бала, которая имеет решающее значение для понимания романа, мы попытаемся понять логику ассоциативных связей и «вытянуть нити» из нее в общую изобразительную структуру и тематику. романа.

Сцена бала – кульминация развития сюжета: поворотный момент в судьбе Мастера и Маргарет (история любви) и апофеоз силы Воланда («жестокий» роман). Сцена сатанинского бала, кажется, затягивает все узлы “Московского романа”. Однако это не единственная его роль: кульминация эпизода создает скорее атмосферу напряжения для более внимательного взгляда на внутреннюю, ассоциативную сторону эпизода, которая «связывает» другую часть Мастера и Маргариты – античный роман. Подробнее об этом позже, но сначала вам нужно определить контекст сцены выпускного вечера.

«Мессир дает один бал каждый год. Это называется бал весной в полнолуние или бал сотни королей. Ну, отец одинок. -« Ему нужна любовница. Хозяйку принято называть Маргаритой. Мы нашли сто двадцать одну Маргариту в Москве.

В этом подробном объяснении все уместно. Во-первых, сатане нужна земная хозяйка с живой душой. Имя Маргарита, что в переводе означает «жемчужина», не случайно. В гностической литературе так называемая драгоценная человеческая душа, то есть Душа Мира – София, пришедшая освободиться из плена дракона Сатаны и вернуться в царство божественного света Гностического Спасителя. С другой стороны, Маргарита Булгакова добровольно соглашается отдать душу дьяволу. Это сразу наводит на мысль об «перевернутых», амбивалентных значениях эпизода: Маргарита играет иную роль, чем предполагает ее имя. Символ луны («шар полной луны») подтверждает эту идею, потому что у Булгакова луна является повторяющимся мотивом искаженного света. Также важны ассоциации, связанные с самим понятием «мяч сатаны». С одной стороны, мяч – это хорошо известное светское развлечение, но это – «с сатаной» – придает ему мистический, религиозный смысл, наслаивая и углубляя внутренний смысл этого понятия. «Бал у Сатана» – это переплетение, синтез реального и сверхъестественного, это граница двух миров, где все «противоположно». Мистика и торжественность выпускной сцены и предшествовавшего ей эпизода, изображающего в чисто ироническом подходе окружение Воланда, совпадают между собой одинаково «противоположно». Но за этой возможностью «перехода» от иронии к пафосу кроется метаморфоза, преображение, которое нужно Булгакову. Это ключевое слово для выпускного вечера с Сатаной, с помощью которого мы можем попытаться раскрыть его внутреннюю сущность, переходя от «строки к строке».

Во-первых, описание выпускного вечера относится к Маргарите. Она королева и центр повествования, а в конце бала появляется сам Воланд. Таким образом, эпизод приобретает естественное напряжение, связанное с ожиданием смысловой развязки.

Какой мир открывает Маргарита или какова пространственная и временная организация текста? «Мяч немедленно упал на нее в виде света, а вместе с ним и звука и запаха». Из этого описания следует, что Булгаков пытался создать конкретно-чувственную, объективную, «осязаемую» атмосферу сверхъестественного бала. Пространство бесконечно расширяется: тропический лес заменяет прохладу бального зала, стены из тюльпанов, роз, махровых камелий появляются из ниоткуда, кругом журчат фонтаны и журчит струящаяся вода. Этот по сути нереальный мир не только виден, но и слышен: рев труб и джазовый оркестр. При описании бала оркестр также использует цвет, раскрашивая мрачный мир яркими красками. Также видна борьба света и тени: «… Коровьев встретил ее в темноте с лампой. «Время бала замедляется:» Эти десять секунд показались Маргарите исключительно долгими.

Что это – намек на преодоление смерти путем остановки времени?

Таким образом, Булгаков создает перенасыщенное настроение сферы, делая ее пространство субъективным, но в то же время способным к необычайной метаморфозе (внезапной смене визуальных «образов»). Также важно, чтобы яркие и красивые образы ассоциировались с темным и дьявольским: шипящие фонтаны – шипящие котлы, черные в серебряных повязках – черти, свет – тьма. Подобные превращения происходят и в героях.

Читайте также:  Очерк пессимистов и оптимистов |

С самого начала Маргарита залита «горячей, густой и красной» кровью. Эта деталь связана с темой крещения, только у Булгакова кровь вместо святой воды. Он вызывает христианские ассоциации и ссылку на «тяжелое изображение черного пуделя в овальной рамке на тяжелой цепи, которая давила на Маргариту». Этот атрибут черных сил в обратном свете – христианский крест. Ведь главная задача Маргариты на балу – полюбить всех и тем воскресить души умерших. Коровьев настаивает: «… никого, королева Марго, никакого преимущества. Просто никакого пренебрежения. Любовь, любовь!» Маргарита пришла на бал своей живой душой (запомните это имя), чтобы отдать ее грешникам, «одарить» их новой жизнью. Христос пришел на землю с той же миссией. Неслучайно дирижер оркестра выкрикивает «Аллилуйя!» Вслед за Малгожатой, что в переводе означает «слава Богу». Упоминание о розовом масле тоже символично: эта деталь связывает сцену бала с романом мастера о Понтии Пилате. Булгаков также подчеркивает мученичество и страдания Маргариты: «Больше всего страданий было нанесено ее правому колену, которое было поцеловано. Оно опухло, и кожа посинела, хотя рука Наташи несколько раз появлялась губкой у этого колена. губка – еще одна деталь, которая связывает Маргариту с Христом на уровне ассоциаций.

Таким образом, путешествие Маргариты на бал сатаны – это искаженная картина миссии Христа. Королева Марго выполнила свою роль? Как происходит само воскресение?

Интересно, что гости Воланда, воскресшие мертвых грешников – исторически верные люди. Булгаков сталкивается с фантастическим сверхъестественным событием, в котором участвует настоящий сверхъестественный человек. Таким образом, в бальной сцене сталкиваются три реальности: конкретно-историческая, художественная (герои романа – Маргарита, Берлиоз, Майгель) и реальность высшего порядка (сатана, ведьмы). Как идет процесс синтеза?

Гости бала выходят из огромного камина, напоминающего «холодную пасть». Есть ассоциация с пеплом, разложением и потухшим огнем жизни. «Вдруг что-то прогремело в огромном камине внизу, из него выскочила виселица, на которой болталась полупросыпанная пепла. И с нее выскочил красивый черноволосый мужчина в смокинге и лакированных туфлях». Используя сокращенные глаголы для описания этой метаморфозы, Булгаков выражает иронию обо всем, что происходит. Не так представлены воскресение, преобразование, победа жизни над смертью. Все эти «скелеты без головы», «убегающие гробы», «разлагающиеся трупы» – пародия на человека. Торжество момента сознательно искажено Булгаковым. Окружение Воланда, делая вид, что повторяет каждому гостю, смешно: «Я в восторге!» Королева выпускного бала не выполняет свою миссию – она ​​не всех любила. Маргарита отдает предпочтение Фриде, одержимой обычным человеческим, а не божественным состраданием. Все, что делает Маргарита, фальшиво: «Она машинально подняла и опустила руку и монотонно улыбнулась своим гостям. Ее лицо превратилось в неподвижную маску приветствия». Совершенно верно – все, что произошло, начинало ощущаться как грандиозный маскарад.

Отсюда еще хуже. Маскарад превращается в настоящую вакханалию, ирония Булгакова – в сарказм. Когда лестница с прибывшими гостями опустела, все изменилось в атмосфере самого бала: «На площадке, где играл оркестр Waltz King, бушевал обезьяний джаз. Гигантская горилла с мохнатыми бакенбардами и трубой в руке была Грешники были превращены в обезьян, а не в ангелов с чистой душой – таков результат дьявольской версии воскресения.

Мрачный финал подчеркивается атрибутами и описанием гаммы вакханалии: «… тотчас с шипением и треском волнообразная масса шампанского покинула бассейн, и Нептун хлынул волной темно-желтого цвета. ” (коньяк). Появление древних языческих божеств на балу, который начался с христианских тем, показывает, как акцент смысла сместился полярным образом: от ожидания света к тьме. Взрыв шампанского теперь ассоциируется с кипящей лавой, разговорами об «адских печах» и «поварах белого дьявола». Воскресение превратилось в вакханалию. Надежды потеряны – это конец.

Читайте также:  Дыхание революционной бури Очерки по литературе

Нет, наоборот, это время появления Воланда, самого дьявола, второго смыслового центра эпизода после Маргариты. Именно ему Булгаков рекомендует подвести итоги случившегося, сказать свое слово.

«Воланд вышел на тот последний большой футбольный матч, как будто он был в спальне. Та же самая грязная, заплатанная рубашка». Через некоторое время произошла метаморфоза. Воланд носил черное пальто и стальной меч на бедре. Что изменило Воланда? Нет, не живая душа Маргариты, а выпитая из кубка кровь убитого Майгеля – череп Берлиоза. Это символически выражено мыслью Воланда: «Ты уходишь в ничто, но мне будет радостью выпить из чаши, в которую ты превратишься, выпить, чтобы быть». Таким образом дьявол провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая тех, кто не верит в вечную жизнь, ничто: «Каждому будет дано по его вере».

А вот и Воланд, несущий не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Это последний и заключительный аккорд выпускного бала, провозглашающий смерть залогом жизни. Зло, по мнению Воланда, является неотъемлемой частью творения в целом. Неслучайно языческая тема появляется ближе к концу эпизода, включенная в последнюю фразу перед «всеобщим распадом»: «Не бойся, царица, кровь давно вошла в землю». А там, где он пролился, уже растут грозди винограда ».

Эпизод бала с Сатаной не только «развивает» центральный образ Воланда в романе, «озвучивает» его философию, не только показывает жертву Маргариты. Можно предположить, что это побочная функция романа. Суть в том, что эпизод с фантастическим мячом – это скрытая метафора переплетения жизни и смерти. Примерно на пятнадцати страницах Булгаков разворачивает всю мифологическую картину мира. Сверху очерчены два полюса: Маргарита (душа), связанная с христианским мученичеством, и Воланд (кровь), напоминающая языческое мировоззрение; и логика событий ясно отмечает переход от праха (небытия) к воскресению (воображаемому), а затем к смерти и разложению, предсказывающим вечную жизнь. Это композиционный замкнутый круг. Но важно, что кончина Булгакова более торжественна и, так сказать, животворна, чем воскресение в начале.

В этом смысл Воланда в конце бала, «спасающего воскресение», и во всем романе Воланд все расставляет по своим местам – потому что изначально он выше мира и его суеты. Из этого следует его знаменитое: «Что бы делало ваше хорошее, если бы не было плохого?» Сам Булгаков доказывает целостность и неделимость всех «фрагментов» жизни, сочетая противоположности, соединяя расходящиеся образы и детали в синтетическую ткань художественного произведения. Нарушая логику взаимного соотношения образов, он связывает их едва заметными ассоциативными связями, создавая целую симфонию звуков, цветов, образов, мыслей и идей.

Примечание учителя

Каждый год, на рубеже апреля и мая, в расписании выпускников выделяется один день, в течение которого они «тренируются» в написании рефератов по шесть часов. Все проходит как настоящий экзамен: 6 часов, перерыв на обед, художественные тексты за 1 час с начала. Дети заранее узнают, с какими авторами они будут связаны.

Произведение Стрижевской Оли было написано в мае 2001 года в таких условиях.

Анализ эпизода “Великий бал у сатаны” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Роман “Mistrz i Małgorzata” писал двенадцать лет. Это произведение стало последним в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. В нем раскрываются взгляды писателя на добро и зло, свет и тьму, любовь и ненависть. А также на протяжении всей книги проходит идея истинной ценности настоящего искусства.

«Мастер и Маргарита» – роман по композиции. Две истории, рассказанные автором, как бы разворачиваются параллельно друг другу, не затрагивая героев или идеологического пафоса. Но это только видимость; на самом деле образы Учителя и Иешуа Ганоцри имеют много общего. Тем не менее, московский рассказ и переработанный Новый Завет Булгакова можно отделить друг от друга без ущерба для художественной ценности произведения. Таким образом, роман о приключениях Воланда в Москве имеет свою сюжетно-композиционную структуру.

Читайте также:  Очерк транспорта в русской литературе XIX века

Глава, озаглавленная «Большой бал сатаны», является кульминацией романа. Это решающий момент в развитии персонажа (Маргарита, Воланд). В этом эпизоде ​​решается проблема милосердия, которая в романе связана с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет своих самых светлых человеческих качеств. Еще до бала, когда она разрушает дом Драмлита, Маргарита видит испуганного мальчика в одной из комнат и останавливает разрушение. На балу героиня также проявляет щедрость. Услышав от Гиппо историю о Фриде, убившей своего ребенка, потому что ей нечем было его кормить, Маргарита спрашивает, что случилось с тем, кто соблазнил несчастную женщину. Он решает помочь Фриде – спасти ее от вечных пыток. И после бала выполняет обещание.

Глава начинается с того, что Маргарита готовится к балу, на котором она должна стать королевой. Она омывается кровью и розовым маслом и носит обувь из лепестков роз. На шее у нее висит тяжелый медальон с изображением пуделя. Цепочка немедленно начала прижиматься к ее шее, и изображение потянулось вниз. Маргарита появляется на балу трижды: первый раз, чтобы поприветствовать гостей; второй раз, чтобы они не «чувствовали себя брошенными»; и в третий раз, когда уезжает Воланд.

Герои сериала – Маргарита и Воланд. Однако почти все действие разворачивается вокруг Маргариты. Очень часто мяч показывают ее глазами: «Маргарита улетела и увидела…», «Маргарита пыталась осмотреться…», «Маргарита перестала видеть то, что происходило в Швейцарии…». Работа Королевы была непростой, но героиня с честью выдерживает все испытания, ведь от этого зависит судьба Мастера. А по любви, как видите, она способна на все.

Воланд появляется в самом конце мяча. Он демонстрирует свою силу гостям, в том числе королеве. Он пьет еще горячую кровь барона Мигеля, шпиона и длинноухого человека, из недавно ожившей головы Берлиоза, и его одежду меняют: «Больше нет заплатанных рубашек и затоптанных ботинок. меч на бедре, мысль, что дьявол жив, пока есть грешники, как Воланд был опьянен кровью преступника. Не случайно он говорит: «Я пью за ваше здоровье, господа!»
Это предложение звучит одновременно как тост и проклятие. Когда Маргарита делает глоток, гости рассыпаются в прах…

Маргарита очень помогла Бегемоту на балу. Он готовил ее к выходу, развлекал во время скучной церемонии встречи, рассказывал о проступках гостей и в целом руководил и воодушевлял ее. Если бы не Коровьев, королева никогда бы не узнала историю Фриды. Интересный вопрос: почему Маргарита хотела ей помочь? Скорее всего, потому, что Маргарита считала, что Фрида виновна лишь частично, потому что ее преступление было совершено из-за отчаяния. Маргарита сжалилась над девушкой.

В эпизоде ​​«Большой бал Сатаны» Булгаков воссоздает современную версию народного мотива «Бал Сатаны», фигурирующую во многих рассказах (Гоголь, Фауст и др.). Время и пространство во время этого действия очень условны: мяч начинается с первого удара часов и заканчивается последним; маленькая квартира превращается в огромный холл, в который, однако, можно попасть через парадную дверь. Среди бьющихся фонтанов шампанского внезапно появляется образ адских печей: «… летел над стеклянным полом, под которым горели адские печи, а между ними мелькали дьявольские белые повара. Это своеобразное напоминание о том, кому и в честь кого посвящен этот бал.

Несмотря на силу, которую демонстрирует сатана, его сила иллюзорна. Его волнуют только смерть и грех, и на его балу нет ни одного живого человека, кроме Маргариты. Все великолепие события обратилось в пепел: «Разложение перед Маргаритой окутало комнату, запах гробницы витал над ней». В этих последних словах отчетливо слышен голос автора.

Оцените статью
Добавить комментарий