Анализ рассказа Булгакова «Морфий» | Литерагуру

Анализ рассказа Булгакова «Морфий» | Литерагуру

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Автор: Guru – Дата публикации 19.07.2017 – Обновлено 08.10.2017

Почему-то, познакомившись с творчеством Булгакова в школе (речь, конечно, идет о «Мастере и Маргарите» и «Собачьем сердце»), мне захотелось познакомиться с автором с другой точки зрения. Мое внимание привлек рассказ «Морфий».

История создания

По содержанию он аналогичен сборнику «Записки молодого врача», но эта серия в него не вошла. Эта работа была впервые опубликована в 1927 году. Вообще Булгаков учился на врача, поэтому многие его работы касаются темы медицины. «Морфин» не исключение. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в аптеках открыто продавались такие наркотики, как порошкообразный героин от бронхита, астмы, настойка опия и кристаллы морфина.

Морфин – сильнодействующее обезболивающее и снотворное, являющееся наркотическим веществом. Мне было интересно, стоит ли это читать молодежи, потому что наше поколение – это не поколение Pepsi, а поколение Spice. Оказывается, стоит…

А в 1920-е годы по статистике 40% европейских медицинских работников и 10% их жен были морфинистами, повсеместное использование кристаллов было запрещено. В 1926 году молодой Михаил Булгаков приехал на командировку в село Никольское. Да-да, в точности как доктор Бомгард. В конце концов, эта история на самом деле автобиографична.

Булгаков употреблял морфий?

Да, именно поэтому он смог так подробно описать необычайную ясность мыслей и взрыв действия.

Михаил Булгаков впервые попробовал морфин не потому, что заболел. Он помогал мальчику, страдающему дифтерией, думал, что инфицирован: лицо опухло, все тело покрылось сыпью, начал чесаться. Майкл, конечно, не выдержал и попросил укол морфия. Потом началось, как говорится…

Причина заключалась еще и в том, что привыкший к городским развлечениям Булгаков скучал в пустынном Никольском, его угнетала сельская жизнь и он впал в депрессию. И вот, кажется, само спасение. Наркотик вызвал у него эйфорию и чувства, которых ему не хватало, творческий импульс, в котором он так нуждался. Уколы делала жена Михаила, которая сказала, что после дозировки он был довольно спокоен и даже пытался писать кайф. Вот и биографы говорят, что начало автобиографической сказки «Морфий» положено, так сказать, во времена того затишья. Морфий не хотел отпускать Булгакова, конечно, такую ​​личность… Жена боялась на него смотреть, не знала, что делать, потому что муж регулярно, день за днем ​​требовал наркотик, который его убивал.

Война с наркотиками (он также принимал опиум, который потом продавался без рецепта) заняла у него около трех лет, вылечиться ему помог еще один наркотик: творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.

О чем книга?

История рассказана от имени доктора Бомгарда, второй главный герой – Сергей Поляков, его бывший одноклассник. Все начинается с того, что рассказчик делится с читателем радостью: его перевели из села на работу в небольшой городок, он счастлив, хоть одно НО. Главный герой часто мечтает о своей старой станции, о больных, и со временем эти мысли начинают разъедать доктора изнутри. Он размышляет о судьбе больницы для глухих, и сюжет закручивается, когда главный герой получает письмо со старой станции.

Тут я начал гадать, причем тут морфий, как в начале типичного чеховского рассказа о печали и сожалении… Так что тут с морфием, Михаил Афанасьевич?

Дело в том, что бывший коллега нашего врача прислал ему письмо с просьбой о помощи, потому что он был тяжело болен, а тело Сергея Полякова было доставлено на следующее утро. У него есть дневник. Повествование ведется самим морфинистом, что дает лучшее представление о его внутреннем мире. Да, Поляков употреблял морфин из-за сильных болей и спазмов в животе, а потом пристрастился к нему и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы шаг за шагом узнаем, что происходит с наркоманом. У него как агрессивные припадки, так и ломка. Читать интересно, ведь сама тема наркомании окутана мраком, а история приоткрывает завесу таинственности, ведь каждый день главного героя описывается с подробным описанием его чувств. Например, изображение блаженства после приема дозы настолько красочно, что, боюсь, детям до 18 лет не стоит читать эту историю. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что может отказаться в любой момент, но ничего не может с собой поделать. Он боится, что его разоблачат коллеги, потому что его выдают постоянно дрожащие руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и замешательство Полякова, который, однако, пишет в конце своего дневника, что ему было бы стыдно продолжать жить.

Читайте также:  Характеристика и образ профессора Преображенского в рассказе Булгакова «Собачье сердце»

В финале доктор Бомгард публикует этот дневник через десять лет после смерти Сергея Полякова.

Проблемы

В первую очередь здесь поднимается проблема наркомании. Дисгармония с самим собой при взаимодействии с определенным количеством морфия создает в литературе сложного и интересного героя, а на самом деле обреченного человека. Каково это быть зависимым не от воды и еды каждый день, а умереть от недостатка химических веществ в организме? Каково это – свернуться калачиком, страдать от уколов и уколов и оказаться между ними в каком-то собственном раю?

История касается глубоких психологических проблем, которые актуальны и сегодня. Примером может служить страх боли и ее последствий, явно преувеличенный пациентом. Мужчина ломается, не выдерживая натиска телесных недугов, и обрекает себя на моральный недуг – морфиновую зависимость. Из-за недостатка мужества он загоняет себя в угол, из которого не может отказаться от смертельного лечения. Страх осуждения и потери положения переполняет его, поэтому он строит баррикаду, отрезая себя от общества, которое могло бы ему помочь. Таким образом, жертва убивает себя, сжигая мосты к спасению. Нелепо, но герой гибнет из-за трусости, даже наркотик здесь вторичен: он только ослабил и без того никудышную волю.

Девиантное поведение героя Булгакова

Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжал принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мучений. И герой пытается оправдаться, говоря, что врачи должны попробовать наркотики на себе, чтобы понять, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это ерунда и что брать что-либо без надобности – непростительная глупость. Дело заходит слишком далеко, ваше тело требует дозы снова и снова, все больше и больше. Сам Поляков видит в неоправданной агрессии. Достаточно многозначительна сцена драки Сергея с фельдшером за ключи от аптеки, где хранится ценное лекарство. Герой деградирует на наших глазах: он груб с девушкой, он озлоблен, ему не хватает только звериной гримасы. Наркотики превращают людей в животных. Но хватает и сцен, в которых Поляков стыдится покупать кристаллы в аптеке, а значит, там драка, не безнадежная. Однако внутренний конфликт гасится распадом личности врача: она теряет свои человеческие качества.

Распад личности происходит, когда наш герой отказывается от лечения. Все чаще героя преследует безумие: бледные люди, старушка и т. Д. Для врача становится неактуальным, при каких условиях вводить морфин, главное – это делать. Конечно, внешность доктора Полякова выдает сегодняшнего наркомана: худощавый, бледный, он сильно похудел. Несмотря на это, вовремя ему никто не помог, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал свое дело, он больше ни о чем не может думать, Поляков становится морфиевым рабом.

Читайте также:  Анна Ахматова: Харджиев Н

Хотя история автобиографична, доктор Поляков умирает, не справившись с зависимостью, но самому Булгакову удалось преодолеть ее благодаря собственной силе и воле к жизни и созиданию.

Как Булгаков бросил морфий?

Он пытался перейти на опиумные сигареты и уменьшить дозу, но все безуспешно. Существует несколько версий того, как писатель отказался от морфия ради дедушки.

По одной из них, ему помогала жена Татьяна, вливая в вену дистиллированную воду, видимо Булгаков принял ее и начал отвыкать от наркотиков, но наркологи эту версию отвергают. По другой версии, Татьяна просто уменьшила процент морфина и интенсивно добавляла дистиллированную воду, что более вероятно. И, конечно же, свою роль здесь сыграло творчество. Когда человек чем-то живет, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.

Нужно ли молодёжи читать эту повесть?

Вызывает ли описание восторга от употребления наркотиков желание попробовать их или, наоборот, отталкивает из-за смерти героя? И это вообще то, о чем эта работа? Да, доктор Поляков оставляет предупреждение всем людям о том, как постепенно умирают от употребления наркотиков, но есть и обратная сторона медали. Описана эйфория героя. Это важно. Разочарованные жизнью люди готовы на все ради минуты радости.

Что это? Наркопропаганда или попытка защитить людей от этого зла – решать только вам, хотя я больше склоняюсь к последнему.

Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»

Я отказался от лечения. Это безнадежно.

И я тоже не хочу больше страдать.

В главе «Морфий» Михаил Булгаков затрагивает очень серьезную проблему – проблему наркомании, которая в наше время стала настоящей катастрофой, охватившей всю страну, намного «помолодевшую». В наши дни подростки-наркоманы и даже дети в возрасте от девяти до десяти лет не редкость.

В своей статье Булгаков с пугающей правдой и последовательностью показывает шаги, ведущие к наркомании. Страшно то, что герой рассказа, врач, прекрасно понимает, что делает, может быть, поэтому в прощальном письме предостерегает живых от приема наркотиков: «Осторожно с белыми кристаллами, которые растворяются в 25 частях. воды. Я слишком им доверял. и они погубили меня “.

Доктор Поляков оставляет дневник, в котором рассказывается история болезни. С безжалостностью врача он сначала каждый день, а потом все реже фиксирует стадии деградации своей личности. С каждым днем ​​препарат становится для него все более незаменимым. Теперь доктора уже ничем в его жизни не интересуют, больные люди его тянут, он просто ждет момента, когда он введет следующую дозу и какое-то время будет счастлив. Отводит мысли о последствиях в сторону, пытается обмануть себя, что не пристрастился к инъекциям морфия, что может отказаться от них в любой момент, при этом дозу нужно увеличивать, инъекции чаще. Он впал в зависимость, которая толкнула врача в специальную клинику, но его зависимость от препарата была слишком сильной. У него не хватило силы воли, чтобы продолжить лечение, и он бросил его на полпути. Ему легче игнорировать проблему, притвориться, что ее нет. Также ему мешает относительно легкий доступ к лекарствам.

Читайте также:  Стилистические особенности поэзии Ахмадулина

Испугавшись бездны перед ним, доктор просит помощи у своего друга Бомгарда, но, осознавая всю тщетность надежд, предпочитает отказаться от своей жизни. Булгаков показывает нам жестокую человеческую драму, но вместе с тем хочет предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не впал в зависимость, показать глубину этой бездны, в которую несложно попасть, но из которой он невозможно выбраться.

Булгакову верят сразу и безоговорочно, потому что он врач, который точно знает, что пишет. Жалко, что многие молодые люди не прочитали эту книгу, иначе они бы не сделали первый роковой шаг.

Я считаю, что это произведение нужно включить в школьную литературную программу, чтобы сохранить молодые души, предостеречь их от роковой ошибки, расплатой за которую является смерть. Да, все мы смертны, но это будет позже, когда мы будем жить, радоваться жизни, растить детей и внуков, мы оставим после себя добрые воспоминания. А что ждет наркомана – кошмар существования в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть.

Михаил Булгаков в своих «Записках молодого врача» талантливо и убедительно предостерегает от всего этого.

Похожие работы

БУЖГАКОВ МИХАЙ АФАНАСЬЕВИЧ (1891-1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции Булгакова были переданы в его романе «Белая гвардия» (1924), представляющем домашний быт Турбинов. В 1909 году, окончив лучшую гимназию Киева, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Мастер в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор: М. А. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как незаконченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера» обратился к теме взаимоотношений художника и общества. Но наиболее глубокое осознание этого вопроса есть в главном произведении писателя – «Мастер и Маргарита».

Михаил Булгаков принадлежит к кругу писателей, творчество которых не исчезает с годами, приобретая современное звучание.

Михаил Булгаков – художник с оригинальным и глубоким талантом. Его произведения отличаются разнообразием тем и проблем, поднимаемых автором и его персонажами, и, прежде всего, они интересны для читателя.

Михаил Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами – любовь, дружба, семья, но дал им свое оригинальное решение, драматическое звучание сложного перелома во времени.

Михаил Булгаков – сложный писатель, который в то же время четко и просто ставит в своих произведениях высшие философские вопросы.

В настоящее время очень остро стоит проблема наркомании, особенно среди молодежи. Десятки наркоманов умирают каждый день от передозировки, и еще сотни заражаются СПИДом.

Напомним две известные истины. Лев Толстой – писатель-реалист, а Лев Толстой – суперталантливый писатель. Он не только описал действие препарата в полном соответствии с медицинским руководством, но и очень эффективно описал его.

Михаил Афанасьевич Булгаков – чрезвычайно правдивый и чуткий художник. Думаю, он видел далеко вперед, предвидя все беды государства, которые разворачивались на его глазах.

Жизнь людей в СССР 1930-х годов с проявлением человеческих пороков, достоинств и пороков.

Оцените статью
Добавить комментарий