Дьявол борется с Богом и поле битвы – сердца человеческие – Дневник – Православные знакомства “Азбука верности”

Дьявол борется с Богом и поле битвы – сердца человеческие – Дневник – Православные знакомства “Азбука верности”

Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей: сочинение

Не знаю, почему, прочитав дневник «И я полностью согласен», я вспомнил эту фразу из книги Достоевского.

Это красиво! Кроме того, я терпеть не могу, что другой человек, который еще выше сердцем и высоким умом, начинает с идеала Мадонны и кончает идеалом содомии. Еще страшнее тот, кто, имея в сердце идеал Содома, не противоречит идеалу Мадонны, и сердце его горит от него, и горит действительно, как в молодые, безупречные годы. Нет, мужчина широкий, слишком широкий, я бы его сузила. То, что ум считает стыдом, сердце считает красотой. Есть ли красота в содомии? Поверьте, вот какая красота сидит в подавляющем большинстве людей, знали вы этот секрет или нет? Страшно то, что красота – вещь не только ужасная, но и загадочная. Дьявол борется против Бога, и поле битвы находится в сердцах людей.

И классика ошибается… но эти слова написал герой с бурей в душе, смиренно победивший дьявола.

Помните известную фразу Достоевского: «Здесь дьявол борется с Богом, и поле битвы – сердца человеческие»? Несмотря на свою парадигматичность, мне кажется, что классика не совсем правильная. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или они совсем не христиане.

Бог не имеет дела с дьяволом. Во-первых, потому что сатана уже побежден. Смерть как следствие появившихся в мире зла и греха была раз и навсегда побеждена Воскресением Христа. Во-вторых, Бог – Создатель пространства и времени, человека и ангелов – слишком велик и могущественен, чтобы с ним можно было бороться. Существо не может бороться с Создателем больше, чем комар может стать соперником слона. Христианство – это не дуалистическая религия, основанная на постоянной первичной борьбе между добром и злом, силами тьмы и света, равными и, следовательно, находящимися в постоянном противостоянии. Христианский мир – это не вечная диалектическая борьба между инь и янь. В мире, созданном Богом, нет зла, поэтому зло не имеет природы. С философской точки зрения зло неонтологично. Зло – это отсутствие добра или модифицированное добра. (Может быть, поэтому наши недостатки называют продолжением наших добродетелей?) Зло – это всегда попытка паразитировать на добре, изменить то, что хорошо. Так же, как змей однажды соблазнил жену Адама, исказив первый завет между Богом и человеком, сказав: «Неужели Бог действительно сказал: не ешьте ни с какого дерева в раю?» Змей солгал, его ложь удалась, и с нарушением завета добра в мир вошло зло. Но дьявол, змей, не боролся с Богом. Он боролся с мужчиной.

Сама идея борьбы дьявола с Богом абсурдна для христианина. Это особенно очевидно в евангельском эпизоде ​​искушения Христа в пустыне. Когда дьявол предлагает Иисусу все царства мира, если он поклоняется ему, Христос отвечает искусителю: «Прячься за мной, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея это предложение переведено следующим образом: «Следуй за мной, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему будешь поклоняться и Ему одному служить». С лингвистической точки зрения русский текст более точен, а славянский текст является копией с греческого и искажает смысл предложения (дословно: идти в сторону «для меня»). Но в каком-то смысле эта лингвистическая неточность сильнее показывает реальность ситуации – неспособность дьявола искушать Бога, непропорциональную «разницу в весовых категориях». Недаром библейские комментаторы традиционно отмечали, что в искушении в пустыне Христос отвергает все искушения, которыми была искушаема Ева: искушение духа, души и тела.

Читайте также:  Очерк Ерсалайма Главы романа Булгакова Мастер и Маргарита

А вторая часть предложения («Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служить») может быть истолкована не только как пришествие Христа для служения Богу, но и как то, что сам сатана, напротив, бесплодных попыток искушать Спасителя, он должен подчиниться Ему и служить ему.

Опять же, дьявол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может только сразиться с нами и победить нас. Однако, если мы выберем Завоевателя, а не побежденного, наше сердце будет все больше и больше трансформироваться от поля битвы к Эдемскому саду по мере того, как мы движемся к Добру.

Философия сердца в миросозерцании Ф. М. Достоевского и И. А. Ильина

«Здесь происходит борьба дьявола с Богом, и поле битвы – это человеческие сердца».

1. Проповедник с милосердным и смиренным сердцем.

Как известно, творчество Ф. М. Достоевского было направлено на понимание тайны человеческой личности. Он написал об этом своему брату Майклу: «Человек – это загадка. Она должна быть разгадана, и если ты разгадываешь всю свою жизнь, не говори, что ты зря потратил время, я вовлечен в эту загадку, потому что хочу быть человек.

Достоевский не обращался к европейской философии рационализма от Аристотеля до Декарта в своих попытках понять тайну человека. Начиная с эпохи Просвещения 18 века, рационализм понимал человека как существо, происходящее от природы, социальной среды, государства, нации и идеологии.

«Человек – животное политическое, – провозгласил Аристотель. Было очевидно, что европейская философия неспособна постичь тайну личности человека, его духовную природу. Поэтому в своих исследованиях и сочинениях Ф. М. Достоевский опирался на библейскую традицию, для которой загадка человек концентрируется в своем сердце – «внутренней части» человека. В Священном Писании сердце является центром всего тела и духовной жизни человека. Все, что приходит на ум или память, идет в его сердце.

Сердце – таинственная глубина, где человек встречается с Богом, божественным Логосом. «Чистые сердцем увидят Бога». В Новом Завете сердце – это орган сети божественного общения. «Христос верою обитает в наших сердцах», – сказал апостол Павел.

В частности, секрет сердца в том, что оно может быть источником доброй или злой воли. Священное Писание говорит нам, что это злое сердце, тщеславное сердце, неразделенное сердце и даже сердце звериное. Согласно Евангелию, злые помыслы, прелюбодеяние, любовь и убийство исходят из глубины человеческого сердца (Мк 7:21).

Вот почему мы молимся, обращенные к Богу: «Имей во мне чистое сердце, Боже, и обнови дух стойкий в утробе моем. Поэтому Библия говорит в Притчах Соломона:« Прежде всего, позаботься о себе ». сердце, ибо от него жизнь »(Притчи Соломона 4:23). Более того, Священное Писание также говорит, что тайна сердца открывается только Богу. Достоевский развил эту библейскую философию сердца в своих произведениях. Через судьбу своих героев он открывает тайны сердца. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» Дмитрий в своем горячем сердце выражает библейскую мысль о том, что сердце – это поле духовной битвы, где дьявол борется с Богом («здесь дьявол борется против Бога, и поле битвы – сердца человеческие »).

Оказывается, сердце как духовный центр личности было расколото в человеке грехопадением, и в результате в нем стали сосуществовать и идеал Мадонны, и идеал Содома. По Достоевскому, метафизическая природа человеческого сердца стала антиномичной. Достоевский вкладывает это открытие в уста главного героя. «Я терпеть не могу, – говорит Димитрий, – что кто-то более высокий, даже с сердцем и высоким умом, начинает с идеала Мадонны и заканчивается идеалом Содома. Еще хуже, тот, у кого уже есть идеал Содома. , не противоречит идеалу Мадонны в его сердце, а сердце его горит. от него и действительно горит, как в другие годы чистоты. Нет, широкий человек, слишком широкий, я бы сузил его. Судьба Достоевского Герои зависят от того, кто победит в их сердцах. Герои гордого сердца: Свидригайлов, Ставрогин, Федор Павлович Карамазов приходят к отрицанию Бога и бессмертия. Экстравагантность, бунт и распутство разрушают идеал Мадонны в их сердцах и приводят их к гибели. В творчестве Достоевского есть и другие герои, готовые принять искупительные страдания на земле, чтобы спасти душу от гибели, увести ее из ада. Достоевский показывает нам таких героев в лице Раскольникова, Дмитрия Карамазова. «Примите страдания и искупите их, вот что нужно», – советует Раскольникова Соня (София – мудрость). Страдания, которые обрушиваются на Дмитрия Карамазова, спасают его от произвола и волюнтаризма, захлестнувшего его сердце. Они открывают ему христианский смысл жизни, принимают ниспосланные ему искупительные страдания. «Я бы никогда, никогда не встал один! Но грянул гром, я принимаю агонию обвинений и свой национальный позор, я хочу страдать, и через страдания я буду очищен!» Достоевский утверждал и провозглашал, что только во Христе и бессмертии души истинный смысл и цель человеческой жизни и даже всего человечества. «Уничтожьте веру человечества в бессмертие, в нем иссохнет не только любовь, но и вся живая сила для продолжения жизни мира», – уверяет Иван Карамазов.

Читайте также:  Удова А: Жюль Верн в России

«На мой взгляд, любовь Христа к людям – это по-своему невозможное чудо на земле», – говорит Иван своему брату Алеше, соблазняя его, веря своим умом и гордым сердцем, что Бога нет и что все позволено. Неслучайно дьявол говорит ему: «Ты и я – одна философия» – и это философия гордого сердца. Достоевский противопоставляет мятежного Ивана смиренному сердцу Алеши, любящего людей. Он считает, что путь Царство Божие хранится в сердце старца Зосимы. “Кем бы он ни был. Он свят, в его сердце есть тайна обновления для всех, та сила, которая окончательно утвердит истину на земле, и все будут святы и будут любить друг друга, и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышенных, ни униженных, но все будут как дети Божьи и наступит истинное Царство Христово »- вот о чем мечтало сердце Алеши», – писал Достоевский. образ Христа в наших сердцах через смиренную любовь к ближнему. В отличие от своенравной, гордой плотской любви, которая является болезненной страстью и ведет к преступлениям, как между Рогониным и Настасьей Филиповной. Напротив, любовь смертельна, кротка и бескорыстна, любовь по самой своей природе спасает (Соня спасает Раскольникову). Эту смиренную любовь старец Зосима провозглашает: «Взять силой или смиренной любовью? Всегда решайте:« Возьму смиренной любовью »- решить раз и навсегда и покорить весь мир. Смирение любви – сильнейшая сила из всех, самых сильных, на которые нет ничего похожего.

В проповеди о смиренной и спасительной любви пожилого человека Зосима Достоевский реализует идею «милосердного сердца» св. Исаак Сирин, который любит и жалеет всех созданий Бога и взывает об их спасении.

В лице старца Зосимы Достоевский становится проповедником философии милосердного и смиренного сердца, способного спасти мир. Это образ той любви, которую Христос заповедал нам в Евангелии: «Учись у Меня, кроткие и смиренные сердцем, и найдешь покой душам твоим».

Читайте также:  Очерк творчества Блока

2. Философия поющего сердца

Русскую религиозную философию часто называют «философией сердца». В отличие от европейской философии рационализма Декарта («Я мыслю, следовательно, я есть»), философии жизни Ницше («Человек – воля к власти») и экзистенциалистской философии («Человек обречен на свободу» Сартра), русская философия не антропоцентрический, а христоцентрический или теоцентрический. Это был путеводитель по вере во Христа как меру всего. «Направление философии зависит вначале от представлений о Святой Троице», – писал И. Киревский. Русские мыслители девятнадцатого и двадцатого веков подошли к душе и сердцу на основе библейских и святых отцов церкви представлений о человеке как образе и подобии Бога, видя в них духовную и религиозную основу человеческой жизни. Одним из известных русских религиозных мыслителей ХХ века был И. А. Ильина. Философию Ивана Ильина часто называют философией «поющего сердца». В одноименной книге «Поющее сердце» Ильин писал: «И все великое и блестящее, что создал человек, – возникло из созерцающего и поющего сердца». По его мнению, в последние два столетия человечество, порвав с верой во Христа, пыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания, без совести. Итак, в 20 веке были бедствия, войны, революции, крах духовной культуры и подъем материалистической цивилизации. И сегодня мы живем в эпоху бессердечной культуры, сердце и любовь, связанная с ней, вытеснены из современной жизни. «Великая беда современного человека в том, что он потерял искренность сердца». Я. Ильин стал проповедником русского православного возрождения. Как мыслитель он считал и утверждал, что русское Возрождение должно начинаться с любящего и поющего сердца. «Русская идея – это идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердце, созерцающее свободно и объективно: и передающее свое видение воли к действию и мысли сознанию и слову. источник русской веры и русской культуры. В этом главная сила России. И русская идентичность. Это путь нашего возрождения и обновления ». Русская идея, по Ильину, гласит, что самое главное в жизни – это любовь и что она строит сосуществование на земле, потому что любовь рождает веру и всю культуру духа. Это представление о русско-славянской душе с древних времен, органически восприимчивой к чувствам, состраданию и доброте, исторически было воспринято христианством: она сердцем откликалась на благую весть Божью, на главную заповедь Бога и верила, что Бог есть любовь. В книге «Поющее сердце» Ильин утверждал, что Царство Божие появляется в нас, когда у нас поющее сердце. «Есть только одно истинное счастье на земле – пение человеческого сердца. Сердце поет, когда любит, оно поет от любви, которая течет живым потоком из какой-то таинственной глубины и не иссякает, даже когда приходят страдания и тоска. Тогда всего остального в жизни нет. Так важно: то солнце не заходит, то лучи Божии не покидают душу, то Царство Божие входит в земную жизнь, и земная жизнь озаряется и преображается. о том, что началась новая жизнь и человек вошел в новое существование. В основной книге И. А. Ильина, подводя итоги, написано: «Человек с поющим сердцем – остров Божий, его маяк, его посредник. Итак, на земле есть только одно истинное счастье, и это счастье – блаженство любящего и поющего сердца: оно уже посеяно в духовной субстанции мира и участвует в Царстве Божьем.

Оцените статью
Добавить комментарий