Художественная литература в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (Вера Вестникова) / /

Художественная литература в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (Вера Вестникова) / /.

Фантастика в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман «Mistrz i Małgorzata» идеально вписывается в серию блестящих сатирических произведений, разоблачающих бюрократию, средний класс и низкий уровень культуры граждан первого в мире социалистического государства. В этом ряду и рассказы Зощенко, и пьесы Маяковского «Жук» и «Баня», и бессмертная дилогия И. Ильфа и Петрова, о жизни и удивительных приключениях великого комбинатора Остапа Бендера. Где-то рядом с этими произведениями стоят главы “Бытия” романов Булгакова.

Высокий экзистенциальный тон романа придают главы об Иешуа и Понтии Пилате, в которых спор идет о вечном: жизни и смерти, верности и предательстве, чести и трусости. Такой герой, как Мастер, также вносит большой вклад в повышение тона, данного автором. Мастер – интеллектуал, человек не только хорошо образованный, но, прежде всего, абсолютно свободный изнутри. Годы и десятилетия советской пропаганды прошли мимо него, не коснувшись высокого уровня его души, не научив себя думать и выбирать свой жизненный путь. Писатель неоднократно подчеркивал в своих письмах и статьях, что считает характерным для своего творчества изображение интеллигенции как лучших людей. Поэтому мастер – любимый персонаж Булгакова.

Сатирику пришлось нелегко в Советском Союзе, и если его любимыми персонажами были интеллектуалы, отказывающиеся подстраиваться под пролетариат. Такому сатирику и испытать что-то в тридцатых годах прошлого века казалось бы невозможным, не говоря уже об издании своих произведений. И в эти трагические годы на помощь Булгакову приходит художественная литература, сначала научная, как в «Собачьем сердце» или «Роковые яйца», а затем некоторая дьявольщина.

События, происходящие в романе «Мастер и Маргарита», зачастую настолько фантастичны, что нам не хочется в них верить. Но присмотревшись, мы начинаем понимать, что шалости Коровьева и Бегемота не имеют смысла, они лишь продолжение, ведущее к гротескным нелепостям окружающей жизни.

Множество чудес и явлений открывает взгляд художника в репрессивной среде 1930-х годов. Пример тому – «плохая квартира» №50, из которой один за другим исчезают жильцы. Так что фантастический перевод Стеми Лиходеева в Ялту не настолько фантастичен, чтобы наказать его за многочисленные некрасивые поступки. В этом всеведущие Коровьев и Бегемот обвиняют директора Варьете: «Они, они! – козлиным голосом пел Длинный Плед, обращаясь к Степану во множественном числе, – в общем, они в последнее время очень лукавят. Напиваются, напиваются. в отношениях с женщинами, они пользуются своим положением, ничего не делают и ничего не могут сделать, потому что ничего не знают о том, что им доверено.

Призвание сатаны всегда заключалось в том, чтобы сбивать людей с истинного пути, он должен сеять вокруг себя зло и разрушение. И все же нечистая сила Булгакова почему-то не вызывает у нас неприязни. Что касается Воланда, то этого мирного, величавого мудреца просто невозможно не уважать. Особенно после прочтения главы «Черная магия и ее раскрытие».

Весь этот каскад фантастических трюков Коровьева и Бегемота нужен был только для того, чтобы Воланд мог понять, изменились ли москвичи «внутренне», то есть первое в мире социалистическое государство тоже создало новый тип личности. После первых проделок Воланд делает выводы. И выводы эти очень неутешительные: «Ну, – задумчиво подумал он, – они как люди». Они любят деньги, но так было всегда… Человечество любит деньги, независимо от того, из чего они сделаны, будь то кожа, бумага, бронза или золото. Ну, они спокойные, ну… и милосердие иногда стучит в их сердца… они обычные люди… они совсем на стариков похожи… жилищный вопрос их только баловал… »2. Милосердие только «стучит» в сердца легкомысленных и жадных людей, «иногда».

Очередной спектакль в «Розмаитости» только подтверждает грустные размышления Воланда. Трюк с появившимся из ниоткуда магазином парижской одежды показывает, насколько москвичи жаждут материальных благ, как любят бесплатное. Когда многие зрители уже успели сказочно преобразиться, заменив свои платья вечерними парижскими туалетами, Фагот объявил, что магазин сейчас закроется. Именно тогда жадность зрителей проявилась во всей красе: «Женщины наспех, не примеряя, схватили свои туфли. Одна, как шторм, побежала за занавеску, бросила туда свой костюм и схватила первую появившуюся – шелковый халат с огромными букетами, а вдобавок ему удалось взять два ящика духов »3. Ослепленная жадностью дама даже не думала, что замена костюма на халат – не очень выгодная сделка.

Фантастические события в Rozmaitości, то есть денежный дождь, пролившийся на публику, имели множество последствий. Червонцы, как известно, превратились в этикетки из минеральной воды, и бармен Андрей Фокич Соков отправился искать истину к иностранному художнику. Он услышал правду от Воланда, которого очень возмутил скандал в кладовой: «Дорогой друг, вчера я проходил мимо твоего стенда и по сей день не могу забыть ни осетра, ни белого сыра». Дорогой мой! Зеленой брынзы не бывает, обманули. Он должен быть белым. Да и чай? Я своими глазами видел, как какая-то неотесанная девушка наливает сырую воду из ведра в ваш огромный самовар, пока чай еще наливается. Нет, милый, это невозможно! »4.

Читайте также:  Аргументы в пользу эссе 15

4 Слуги Воланда, наделенные необычайной способностью узнавать прошлое и будущее, предсказывают неминуемую смерть бармена. Это означает, что собранные Андреем Фокичем огромные суммы денег (двести сорок тысяч рублей двести десятков злотых) ему ни к чему. Почему этот человек десятилетиями обманывал, считал и лгал? На что он потратил свою жизнь? Писатель не задает эти вопросы, но читатель уже задается вопросом о них. Он был вынужден задуматься об обычных, известных явлениях из жизни неординарных, фантастических персонажей Булгакова.

В главе «Полет» художественная литература помогает писателю показать то, о чем он не может говорить напрямую. И мы видим это глазами Маргариты. Волшебный крем Азазелло наделил ее не только чудесной красотой, но и необыкновенным качеством: она стала невидимой. Кисть подняла в воздух ведьму Маргариту, и мы вместе с героиней увидели великолепные просторы Дома драматурга и писателя.
В этом доме жил все тот же критик Латунский, которого Маргарита считала главным виновником всех бед мэтра. Более восьмидесяти членов MASSOLIT жили с Латунским в роскошных квартирах, и вполне вероятно, что большинство из них, как и Латунски, заплатили за свою честь и материальные блага предательством или клеветой. Квартира огромного критика хорошо меблирована; Булгаков обращает внимание на пианино, зеркальный шкаф, пышную двуспальную кровать. У жителей Drumlit House есть домработницы, у входа дежурит швейцар в золотой галунной фуражке, а фасад их дома облицован черным мрамором. Невольно напоминаешь квартиру Мастера, которой он так гордился: «Совершенно отдельная квартира, и палисадник с раковиной и водой в нем, и окошечки над тротуаром. В этой убогой квартире хозяин писал свой роман о вечном: о добре и зле, о чести и предательстве, о власти и праве интеллигенции исправлять и наставлять правителей. А Латинский в своем просторном кабинете сочинил позорную клевету на роман мэтра, которую, скорее всего, никогда не читал.

Воланд, как и герои сказок, имеет магические предметы. Удивительный земной шар, так поразивший Маргариту, показывает, насколько жесток и безжалостен, полон сожалений и страданий наш мир. Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадрат земли расширился, раскрасился в разные цвета и превратился в рельефную карту. А потом она увидела ленту реки и деревню возле нее. Дом, который был размером горошины, стал больше. и он стал похож на спичечный коробок. Внезапно и бесшумно крыша дома взлетела в воздух клубом черного дыма, и стены рухнули так, что от двухэтажного ящика не осталось ничего, кроме груды черного дыма. женская фигура, а рядом с ней в луже крови маленький ребенок, раскинувший руки »5.

Город, в котором оказались выдающиеся герои Булгакова, полон несправедливости, зависти и злобы. Все эти недостатки были приобретены людьми самими, без помощи сатаны. Напротив, он сам, кажется, поражен человеческими недостатками и не упускает возможности хоть как-то воззвать к человеческой совести. Убежденный, что москвичи нисколько не превосходят тех, кого он наблюдал в течение тысячелетий, Воланд больше не интересуется Москвой и ее жителями. Но неразлучные Коровьев и Бегемот проводят свой последний день в столице, буквально сжигая все мерзкое и мерзкое, что они встречают.

Первой была ликвидирована «плохая квартира» дома № 50 в доме 302-бис по улице Садовой. Даже экстравагантное поведение кота-Бегемота, пьющего керосин и прыгающего по люстрам и уступам, не может отвлечь от суровой реальности: привычно спланированной и безжалостной операции, которую проводит НКВД. Грязной силе Булгакова не была присуща жестокость, поэтому стрельба, поднявшаяся в квартире, никому не принесла никакого вреда. Возникший пожар также не причинил серьезного ущерба нападавшим. Вся месть нечистых сил заключалась в том, что в квартире № 50 оказалось тело осведомителя НКВД барона Мейгла, который сумел попасть на Сатанинский бал и был там убит.

Еще одно место, которое будет очищено огнем, – это валютный магазин. В главе «Последние приключения Коровиева и Бегемота» очень мало фантастики, кроме удивительной способности Бегемота есть плитки шоколада с фольгой и глотать селедку целиком. Эта глава носит сатирический характер, основным средством художественного выражения здесь является ирония, которая особенно поражает «иностранца» в сиреневом пальто и красных детских перчатках. Этот «иностранец», скорее всего, высокопоставленный партийный чиновник или видный правительственный чиновник. В «первом в мире государстве рабочих и крестьян» только такие люди могли позволить себе купить лосося в валютном магазине. Когда клиенты, послушав «политически вредную» речь Фагота, направляют свой гнев на этого гражданина, происходит чудо: «Сирень, упав в ванну, на чистом русском языке, без единого акцента, закричала:« Убийство! Милиция! Меня убивают бандиты!! – Видимо, в результате шока он внезапно овладел неизвестным доселе языком »6.

Читайте также:  Героизм и предательство в литературных произведениях ХХ века; Школьные сочинения

Эта лавка для избранных, куда не хотели даже пускать плохо одетых Бегемота и Коровьева, подожгли, но о жертвах пожара ничего не сказано, скорее всего, их там не было. Нечистые силы не ищут жестокого наказания или уничтожения людей. Не может не складываться впечатление, что в этом он сильно отличается от властей того времени, жертвами которых стали сотни тысяч, если не миллионы людей.

Та же участь постигла Дом Грибоедова и валютную лавку, о которой Коровьев говорит с ядовитой иронией: «Приятно думать, что под этой крышей скрывается и зреет целая бездна талантов» и ревности тех, кто твердо верил, что они писатели. . И эту уверенность им дала небольшая книжка – сертификат члена МАССОЛИТ. Коровьев и Бегемот называют себя именами известных писателей XIX века Панаева и Скабичевского, но на скучающую женщину, которая пропускает ее в ресторан только по членскому билету, это не производит впечатления: она мало знает о XIX веке. – вековая русская литература. Но она твердо убеждена, что у того, у кого есть сертификат, есть писатель, а у того, у кого нет сертификата, им быть не может.

Дом Грибоедова, этот оплот литературной бездарности, загадочным образом загорается, когда необычные посетители пытаются их арестовать. Сжигая рукописи, находящиеся в редакции, нечистая сила восстанавливает справедливость: опусы поэта Рючина, романиста Попричина, критика Абабкова и романиста Бескудникова, конечно, не имеют ничего общего с настоящей литературой. Поистине одаренное произведение, роман мастера, нечистая сила чудесным образом возрождается при сгорании. Здесь Воланд произносит чрезвычайно мудрую и тонко парадоксальную фразу: «Рукописи не горят».

Мы видим, что в Москве фантастические герои Булгакова поражены суматохой вокруг них. Часто они не могут понять, насколько глубоко ложь, лесть, зависть проникли в мысли и чувства некоторых людей. Алчность «чумы Аннушки» улавливает даже дьявола Азазелло, поэтому он пытается урезонить эту женщину, которая уже разработала план по продаже не принадлежащей ей золотой подковы с бриллиантами: «Старая ведьма, если ты возьми то, что тебе не принадлежит, отнеси в полицию, но не прячь за спину! »8 Конечно, дьявольский призыв к полиции здесь комичен, но писатель заставляет задуматься об очень серьезном Дело в том, что про моральный уровень советских людей.

Нечистая сила не только наказывает зло, но и спасает хозяина, которому негде было ждать помощи. Преследуемый властями и тяжело заболевший, он был буквально выброшен за пределы жизни. Только в клинике Стравинского мастер встречает гуманное обращение. Но для профессора психиатрии хозяин – всего лишь очень больной человек, а клиника – все еще сумасшедший дом, где окна зарешечены решеткой, а пациенты лишены самого главного для человека – свободы. Настоящее внимание и сострадание встречаются с мастером, когда его сопровождают Воланд и его слуги, куда его чудом переносят из клиники. В этой сцене Воланд и его окружение оказываются невероятно чуткими, внимательными и добрыми.

Сатана и его слуги вынуждены ходатайствовать за своего господина, доведенные до полного отчаяния. Как еще они могут это сделать, когда в обществе, в котором они оказались, все перевернуто с ног на голову: талант становится причиной несчастий и смерти людей, а подлость, покорность, подлость возводятся в ранг достоинства и приносят успех и честь их владельцам. В обществе, где некому защищать хороших и порядочных людей от негодяев и предателей, в обществе, где некому защищать справедливость, эту функцию берет на себя нечистая сила. И наконец, как это ни парадоксально звучит, Воланд и его окружение в романе оказываются единственной силой, способной реально разоблачить и наказать зло.

Персонажи сказочных героев Мая Булгакова обладают яркими человеческими чертами. И надо признать, что с самого начала романа эти персонажи не вызывают у нас никаких негативных чувств. Читая «Мастера» и «Маргариту», мы все больше и больше сочувствуем нечистой силе. В действиях Воланда, Коровьева, Бегемота и Азазелло есть что-то благородное и рыцарское. Они должны постараться понять маленьких и пустых людей, они никогда не наказывают невиновных, напротив, все их жертвы совершили много злых дел, иногда даже преступлений, и мы воспринимаем их наказание с чувством удовлетворения.

Поражает вера в торжество справедливости неизлечимо больных, лишенных возможности общаться с булгаковским читателем. Но не видя в реальной жизни силы, которая могла бы противостоять как правовой машине сталинских репрессий, так и подлости и пошлости многих людей, писатель посылает дьявола для проведения справедливого судебного разбирательства. Когда мы заканчиваем читать роман, мы понимаем, что большинство сцен с приключениями фантастических героев забавны только на первый взгляд. На самом деле безнадежно печально, когда кроме злых сил некому отстоять справедливость и добро.

Читайте также:  Характеристика и образ Варенуха в романе Mistrz i Małgorzata Bułhakowa, очерк

Художественная литература для Булгакова не самоцель, а средство сатирического представления действительности, средство разоблачения «бесчисленного уродства» жизни, бесчеловечных проявлений тоталитарного режима страны. Не имея возможности выразить свои мысли напрямую, писатель обращается к художественной литературе, которая, с одной стороны, отдаляет содержание романа от реальности, а с другой – помогает увидеть в невероятных событиях нелогичную и жестокую чушь многих из того, что было происходило в стране в те годы. Художественная литература позволяет сатире Булгакова проникать в абсолютно запрещенные для литературы зоны, он как увеличительное стекло, направленное на пороки общества и человеческие пороки, делает их видимыми для всех, обнажает их в глазах читателей.

1 М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Театральный роман. Воронеж, 1987. С.81.
2 Там же. С. 123
3 Там же. С. 128–129
4 Там же. С. 203
5 Там же. С.255
6 Там же. С.347
7 Там же. С.348
8 Там же. С.293

1 Лачин В. Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». – Москва: Высшая школа, 1989.
2. Николаев П. А. Михаил Булгаков и его главная книга. М.: Художественная литература, 1988. – С. 3-10
3. Сахаров В. Красивое начало. // Булгаков М. А. Малиновый остров. Ранняя сатирическая проза. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 3-20

Фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наполнен драматическими сюжетами с элементами фантастики и мистики. Реальность переплетается с воображаемым миром. Помимо вечных тем любви, смерти, добра и зла, произведение показывает влияние других, высших сил на устройство человеческой жизни. В романе «Мастер и Маргарита» остро встает вопрос о существовании Бога и дьявола, определяющих духовную основу как человека, так и общества.

Не случайно гениальный «иностранец» Воланд посетил Москву в 1930-х годах, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за последнее тысячелетие. После Октябрьской революции пролетариат становится передовым руководящим слоем общества. Сатана решил проверить ее мораль, нравственность и человечность. Он появился на Патриарших прудах в компании Берлиоза и Бездомного и был крайне удивлен тем, что в современной системе не хватало веры в Бога и дьявола. Он небрежно напомнил высокомерным писателям, что в конце концов их жизни не зависят от них, и что трагические обстоятельства тому доказательство.

Автор представил дьявольскую свиту в виде Коровиоу, Бегемот-кота, Азазелло, Геллы, главная задача которых – разоблачить, казалось бы, амбициозных и патриотичных граждан. Все эти персонажи олицетворяют жадность, хитрость, преступность и искушение. Оказывается, социалистическое общество ничем не отличается от других поколений: чиновники берут взятки, люди жестокие, хитрые, эгоистичные. Как и прежде, они занимаются «жилищным вопросом».

Воланд не только жестоко «наказал», но и простил народ. Он отпустил Понтия Пилата, и палач удалился от Иешуа по залитой лунным светом дороге, спрашивая о высшем, о невысказанном. Чистота любви между неудачливым писателем и замужней Маргаритой доказала смерть их обоих. Маргарита изображалась ведьмой на метле, королева выпускного бала изменяет мужу. Самоубийство было для нее одним из способов попрощаться со своей старой жизнью и навсегда остаться с Мастером. Они также оставили этот мир свободным.

С помощью фантастических элементов автор показывает внутренний мир каждого персонажа и всего общества. Он показывает борьбу добра и зла, любви и ненависти, несовершенство социальной системы, духовное начало каждого человека. Писатель создал литературный шедевр, в котором смягчается контраст мистических и реальных событий и читатель погружается в новый мир, полный рассуждений, философии. «Рукописи не горят»: и роман Мастера, и произведение М. Булгакова обречены на вечное существование.

Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М. Мистша и Малгожаты Булгаковой

Сюжет творчества в романе «Mistrz i Małgorzata» М. А. Булгаков

Любовь и творчество в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Субъект ответственности в романе М. Булгакова “Mistrz i Małgorzata”.

Образ Воланда в романе М. А. Мистрз и Малгожата. Булгаков

Сила любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Поразительная сила любви и творчества в романе М. Булгакова “Mistrz i Małgorzata”.

Поразительная сила любви и творчества в романе М. Булгакова “Mistrz i Małgorzata”.

Образ Маргариты в романе С. Мистрз и Малгожата »С. Булгакова.

Образ Маргариты в романе М. А. Мистрз и Малгожата. Булгаков

Добро и зло в романе М. Мистша и Малгожаты Булгаковой.

Оцените статью
Добавить комментарий