Моральные проблемы произведений ХХ века (на основе 1-2 произведений русской и отечественной литературы)

Моральные проблемы произведений ХХ века (на основе 1-2 произведений русской и отечественной литературы)

Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1-2 произведениям русской и родной литературы)

Рассказ «Собачье сердце» был написан М. Булгаковым в 1925 году, его сюжет основан на принципах научной фантастики. Его первоначальное название было «Собачье счастье. История монстров».
Впервые автор прочитал свое произведение в «Субботнике» Никитина. Один из слушателей так оценил необычную смелость этого рассказа: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время воплотить в жизнь отношение к случившемуся». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, и рукопись была конфискована. Этот рассказ не увидел свет при жизни автора, он был опубликован значительно позже.

“Собачье сердце” – это ответ Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в Советской России в первой половине 1920-х гг. Научный эксперимент, представленный в романе, представляет собой образ пролетарской революции и ее последствий. Булгаков здесь задает много вопросов: об отношении эволюции к революции, о судьбе интеллигенции, о природе новой власти. Но помимо общеполитических проблем автор занимается проблемой морали.

В «Собачьем сердце» перечислены разные социальные слои: интеллект, который воплощает автор эксперимента, профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией, в лице Полиграфа Шарикова. Создателем доктор Борменталь называет профессора Преображенского, скальпель которого «породил нового человека».
Это слово имеет не только специфическое, обиходное значение, но и общекультурное. Преображенский выступил в роли творца, Господа, проигнорировал законы эволюции и «сотворил» человека, проведя чудовищный эксперимент.
Все, что происходило в России в тот период, Булгаков воспринимал как эксперимент – колоссальный по масштабу и более чем опасный. Автор выражает свое отношение к данной ситуации, он не видит для Преображенского морального права на такую ​​высокую роль!

Профессор – звезда науки, провел поистине уникальную операцию, пересадив собаке гипофиз человека, тем самым «очеловечив» его. Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает их неудачными не столько с научной точки зрения, сколько с общечеловеческой и нравственной точки зрения, потому что были нарушены естественные законы жизни. Собака становится человеком, но ее поведение определяют гены, полученные от пьяницы и богемы Клима Чугункина: «… Сердце уже не собачье, а сердце человеческое. И самое злое из всех, что есть в мире. природа!”. Шариков стал воплощением всех «ужасных качеств моего народа».

Читайте также:  Эссе: В чем заключалась поэзия Брусилова?

Размышляя об улучшении общества, Преображенский признает свою неудачу, заключая: «Вы можете пересадить гипофиз Спинозы или что-то еще и построить чрезвычайно высокопоставленную собаку, но что, черт возьми, я спрашиваю? Пожалуйста, объясните мне, почему вы должны искусственно сфабриковать Спиноза, если каждая женщина может его родить, когда захочет. Ведь знаменитая мадам Ломоносова родилась в Холмогорах. Доктор, человечество заботится о нем само и каждый год в эволюционном порядке отделяется от массы всякой нечисти. и создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар ».

Профессор видит недопустимость принудительной «обработки», считая, что созданные таким образом сущности опасны для общества, распространяя духовность и моральную пустоту. Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, носителем этого социального явления, носящего зловещее название «разорение». «Разруха не в шкафах, а в головах», – восклицает Преображенский, насмехаясь над большевистским режимом. Вот что происходит, когда власть завоевывают «на низшей ступени развития».
Став человеком, Полиграф Полиграфович попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: он читает переписку Маркса и Каутского, ненависть бедных к богатым, выражающуюся в выделении жилплощади через домком («он вселился в одну из семи комнат»), ненависть необразованных к разуму. Оказывается, весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков заявляет, что подобные процессы в обществе морально недопустимы, иначе оно обречено.

Профессор признает свою ошибку и «расставляет все на свои места». «Если бы меня сюда посадили и пороли – клянусь, я заплачу пять дани!» – он говорит.

Очень показательна юмористическая сцена с криминальной полицией, которая в эпилоге рассказа приходит на донос на Швондера в поисках Шарикова. Профессор показывает собаку как доказательство своей невиновности и объясняет: «Значит, он говорил. Это не значит, что он человек». Это очень важные слова для понимания морального подтекста истории. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами. Чтобы быть человеком, вы должны иметь моральные убеждения, вам нужно знать, что правильно, а что нет.

По мнению автора, в новом обществе к власти пришли рабы. Они получили власть раньше культуры, образования, и последствия этой ошибки чудовищны. Человечество бессильно в борьбе с темными инстинктами, возникающими в людях.

Человек не хозяин этого мира, у него нет абсолютного знания: он движется чувством. Нарушение законов, как естественных, так и моральных (преднамеренных или нет – неважно!) Может привести человечество к катастрофе.

Читайте также:  Характеристика и образ профессора Преображенского в рассказе Булгакова «Собачье сердце»

Сочинение Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1-2 произведениям русской и родной литературы)

Рассказ «Собачье сердце» был написан М. Булгаковым в 1925 году, его сюжет основан на принципах научной фантастики. Его первоначальное название было «Собачье сердце. История монстров».
Впервые автор прочитал свое произведение в «Субботнике» Никитина. Один из слушателей так оценил необычную смелость этого рассказа: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время воплотить в жизнь отношение к случившемуся». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, и рукопись была конфискована. Этот рассказ не увидел свет при жизни автора, он был опубликован значительно позже.

“Собачье сердце” – это ответ Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в Советской России в первой половине 1920-х гг. Научный эксперимент, представленный в романе, представляет собой образ пролетарской революции и ее последствий. Булгаков здесь задает много вопросов: об отношении эволюции к революции, о судьбе интеллигенции, о природе новой власти. Но помимо общеполитических проблем автор занимается проблемой морали.

В «Собачьем сердце» перечислены разные социальные слои: интеллект, который воплощает автор эксперимента, профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией, в лице Полиграфа Шарикова. Создателем доктор Борменталь называет профессора Преображенского, скальпель которого «породил нового человека».
Это слово имеет не только специфическое, обиходное значение, но и общекультурное. Преображенский выступил в роли творца, Господа, проигнорировал законы эволюции и «сотворил» человека, проведя чудовищный эксперимент.
Все, что происходило в России в тот период, Булгаков воспринимал как эксперимент – колоссальный по масштабу и более чем опасный. Автор выражает свое отношение к данной ситуации, он не видит для Преображенского морального права на такую ​​высокую роль!

Профессор – звезда науки, провел поистине уникальную операцию, пересадив собаке гипофиз человека, тем самым «очеловечив» его. Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает их неудачными не столько с научной точки зрения, сколько с общечеловеческой и нравственной точки зрения, потому что были нарушены естественные законы жизни. Собака становится человеком, но его поведение определяют гены, унаследованные от пьяного и хамского Клима Чугункина: «(… ) уже не собачье сердце, а человеческое. И самое подлое из всего, что есть в природе! »Шариков стал воплощением всех« ужасных качеств моего народа ».

Читайте также:  Брошюра об уроке литературы; Родная природа в лирике; (6 класс)

Размышляя об улучшении общества, Преображенский признает свою неудачу, заключая: «Вы можете пересадить гипофиз Спинозы или что-то еще и построить чрезвычайно высокопоставленную собаку, но что, черт возьми, я спрашиваю? Пожалуйста, объясните мне, почему вы должны искусственно сфабриковать Спиноза, ведь каждая женщина может его родить в любой момент! Ведь мадам Ломоносова родила знаменитого в Холмогорах. Доктор, человечество заботится о нем само и каждый год в эволюционном порядке отделяется от массы всего. мразь и создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар ».

Профессор видит недопустимость принудительной «переделки», считая, что созданные таким образом сущности опасны для общества, распространяют духовность и моральную пустоту. Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, носителем этого социального явления, носящего зловещее название «разорение». «Разруха не в шкафах, а в головах», – восклицает Преображенский, насмехаясь над большевистским режимом. Вот что происходит, когда власть завоевывают «на низшей ступени развития».
Принимая человеческий облик, Полиграф Полиграфович впадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: он читает переписку Маркса и Каутского; ненависть бедных к богатым, которая выражается в выделении жилья домкомом («каждая седьмая комната заселилась»); ненависть необразованных к интеллигенции. Оказывается, весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков заявляет, что подобные процессы в обществе морально недопустимы, иначе оно обречено.

Профессор признает свою ошибку и «расставляет все на свои места». «Если бы меня сюда посадили и пороли – клянусь, я заплачу пять дани!» – он говорит.

Очень показательна юмористическая сцена с криминальной полицией, которая в эпилоге рассказа приходит на донос на Швондера в поисках Шарикова. Профессор показывает собаку как доказательство своей невиновности и поясняет: «Так он сказал. Это не значит быть человеком…». Это очень важные слова для понимания морального подтекста истории. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами. Чтобы быть человеком, вы должны иметь моральные убеждения, вам нужно знать, что правильно, а что нет.

Оцените статью
Добавить комментарий