Вересаев В

Вересаев В.

«Вересаев В. В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий»

Он был ровесником Льва Толстого и Чехова, Куприна и Бунина. За его писательской судьбой внимательно следил М. Горький. В годы бушующего декаданса он остался верен традициям критического реализма, ему удавалось решительно противостоять модернистским лозунгам и декларациям. Имея прочную писательскую позицию задолго до Октябрьской революции, он смог органично включиться в литературную жизнь молодого государства.

У Вересаева были творческие успехи, были мучительные задания, были тяжелые поломки. «Безумный ход истории» когда-то сильно поднимал его, а иногда сбивал с пути. Явные творческие успехи и досадные ошибки – и то, и другое было на месте. Однако он всегда был честен, не рисковал своей совестью, был человеком «простой, святой, честной, мужественной» души, как сказал о нем А. М. Горький в 1900 году.

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев) родился 4 (6) января 867 года в Туле, в семье врача. И отец, и мать были любителями художественной литературы, которой будущий писатель заразился еще в детстве. Однако это не мешало им быть сторонниками умеренно-либеральных политических взглядов и сторонниками нравственного и религиозного воспитания. Влияние родителей, особенно отца, на будущего писателя было очень значительным, о чем он сам много раз говорил. Однако уже в годы учебы в гимназии в Туле мальчик несколько критически относился к авторитету отца. Его энтузиазм по поводу Майн Рид и Густава Эмара сменяется интересом к Добролюбову, Миллу, Писареву, «который, по словам Верезжева,« совсем не симпатизировал своему отцу ».

Окончив гимназию, Вересаев поступил в 884 году на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время учебы он признался, что «активно участвовал во всевозможных студенческих клубах, лихорадочно живя в напряженной атмосфере самых насущных социальных, экономических и этических проблем». Тогда разговоры о революционном народничестве были еще свежи в нашей памяти. Но в атмосфере реакции даже лучшие представители русской интеллигенции отказались бороться с революцией.

Первые литературные эксперименты Верешева – рассказы «Непослушный мальчик» (1886), «Загадка» (1887), многочисленные стихотворения – свидетельствуют о его серьезных размышлениях о смысле жизни, о первых попытках разочаровавшегося современника «вернуть надежду» . После окончания Петербургского университета в 1888 году Верасьев, уже решивший тогда стать писателем, поступил на медицинский факультет университета в Дерпте (ныне Тарту). Влечение к медицине могло быть связано с модной тогда теорией «экспериментального романа» Э. Золя. Я мечтал стать писателем, – сказал в этом контексте Вересаев, – но для этого казалось необходимым знать биологию, физиологию и патологию человека.

Колебания между соблазном довольной, полноценной жизни и обещанием служить обществу становятся важной темой в художественной литературе Вересаева. Причем позиция автора четко определена: он на стороне тех, кого одолевает чувство гражданского долга.

Уже на первом курсе Дерпского университета Верезаев опубликовал свой рассказ «Импульс» в ноябрьском номере еженедельника «Тыгоды» за 1889 год. Очень простой сюжет рассказа – пятилетний Митя бросается на помощь людям, борющимся с потопом, вопреки приказу «расчетливого» отца – позволяет выразить его отношение к обывательской, индивидуалистической психологии «отцов». Однако он по-прежнему остается в морально-этической сфере, рассматривая сугубо социальный вопрос социального поведения различных слоев российской интеллигенции с точки зрения семьи и обычаев.

В другом произведении Верешева – рассказе «Товарищи» – тема предательства общественных интересов заимствована из семейной сферы, хотя решение остается в морально-этической, а не социальной сфере. Герой этого рассказа однажды, в студенческие годы, страстно мечтал служить обществу. Теперь, в провинциальной пустыре, они превратились в посредственное «существо». Все они были недовольны, – пишет Вересаев, – но никто из них не уважал его горе, и он не был респектабельным… Сожаление безвольно, бездеятельно, нет оправдания; его надо стыдиться и не передавать людям ». Летом 1890 года Верезев посетил одну из шахт в Юзовце (ныне Донецк), где он увидел тяжелые условия труда горняков. В 1892 году он приехал туда. уже второй раз, на этот раз из-за эпидемии, черт возьми, все увиденное было описано в серии скетчей «Подземное царство».

Читайте также:  Нужен ли современному читателю роман Л

К моменту окончания Дерптского университета Верезев почти полностью заканчивает работу над романом «Без дороги». Это произведение, как бы подводя итоги первых шагов на литературном поприще, открывает новый период в жизни и творчестве автора – период гражданской и писательской зрелости.

В этот период Вересаев очень активно занимается издательской деятельностью. При его непосредственном участии издаются книги Горького, Серафимовича, Короленка, создается «Народная школьная библиотека». В 1911 году, к пятидесятилетию со дня смерти Тараса Шевченко, под редакцией Верешева на русском языке был издан сборник произведений великого украинского поэта «Песни Тараса Шевченко».

В 1912 году от имени «Издательства писателей» Верезев написал письмо М. Коцюбинскому с приглашением поработать в издательстве. Следует отметить, что Вересаева долгие годы связывала дружба с женой украинской писательницы Верой Устимовной Коцюбинской. Их переписка сохранилась. При непосредственном участии Вересаева в 1994 году вышел третий том сочинений М. Коцюбинского на русском языке.

Рассказы, которые Вересьев написал во время Первой мировой войны («У дервишей», «Марья Петровна», «На черном крыльце», «Несчастный случай», «Дедушка», «Дело семьи») во многом искусственны, выдуманы; Разделяя ту или иную иллюзию или веру, Вересьев пытается в нее вписаться. Писатель начинает менять основной принцип своего художественного видения жизни: принцип правдивости.

В 20-30-е годы современная тема была для Вересаева непростой. В представлении Вересаева реальность, которую он художественно исследовал, была нарушена тем, что Горький называл «любимой правдой», которую мог почувствовать только художник. Но его склонность к неприкрытой прозаичности временами мешала ему понять явления современности.

В 940 году Верешев предварял свои нехудожественные рассказы словами Рабиндраната Тагора: «Чистая фантастика всегда должна охраняться, чтобы поддерживать доверие читателя. Факты не несут ответственности и высмеивают тех, кто не верит. стал для Вересаева осознанным творческий принцип.

«Небесные рассказы» рассказывают о социальных противоречиях и конфликтах дореволюционной российской действительности, о новой морали и новых общественных отношениях в советское время, о гуманизме и бескорыстии русских людей, о солдатских буднях, о детях и детях. мировоззрение и, наконец, о животных. Некоторые из «документальных рассказов» – такие как «Враги», «Ночь», «Под огнем паровоза», «Чохов», «Гжех», «Проклятый дом», «Голубая комната» и некоторые другие. – соответствовать лучшим образцам русских рассказов. С начала 20-х годов Вересаев создает воспоминания и рассказы, собранные в книгах «В молодые годы» и «В студенческие годы». Писатель показывает здесь сложный процесс формирования человеческого характера, интеллектуального характера русского демократа без малейшего желания представить себя в выгодном свете. Вересаев также написал воспоминания о своих сверстниках – Н. Михайловском и В. Короленко. Короленко, Лев Толстой и А. Чехов, Л. Андреев и Н. Гарин-Михайловский, В. Засулич и В. Фигнер.

Читайте также:  Очерк: Тема семьи и домашнего очага в "Белой гвардии Булгакова"

В 1924 году Верезев обратился к теме «Пушкин» (сборник рассказов поэта). В 1926-1927 годах написал обширное литературное произведение «Пушкин в жизни». Эта книга, в которой использованы многочисленные воспоминания современников Пушкина, имеет несомненную историческую и литературную ценность. Правда, кое-где он не полностью воспроизводит образ великого поэта. Тем не менее, произведение Верешаева, показывающее «Пушкин живым» «во всех переменах его настроений» и «во всех противоречиях его сложного характера», заняло в Пушкине свое место. В 1933 году писатель опубликовал еще одно крупное литературное произведение – «Гоголь с Лычей».
6 марта 1939 года Верезаев принял участие в открытии памятника Тарасу Шевченко в Киеве. В тот день в отечественной прессе появилась заметка «Любить Украину – значит любить Шевченко». «Бесстрашный революционер, – писал Вережев, – запорожское желание воли, железное упорство, концентрированный гнев и большая любовь, славное прошлое в борьбе с угнетателями, лукавый юмор, бесподобная музыка украинского языка, запах цветущих сакур, пирамидальный тополя над белыми избами – все это в стихах Шевченко ».

Последние годы жизни Верезев посвятил переводу «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык. В тяжелые времена борьбы с фашизмом Вирасьев писал: «Даже под грохотом пушек мы продолжаем нашу обширную культурную работу, и нам предоставляются все возможности». Писатель победил. Смерть настигла его при редактировании последней песни Илиады 3 июня 1945 года. Многолетняя творческая деятельность Вересаева отмечена Государственной премией первой степени.

Викентий Вересаев. Писатель, военврач, биограф, переводчик

Икенти Вересьев заинтересовался литературой еще в средней школе; он опубликовал свое первое стихотворение «Медитация» в 18 лет. Позже Вересаев стал врачом. В своих книгах он описал свой докторский опыт и литературные исследования, написал произведения о революции и переводил древнегреческих поэтов.

«Новые люди» в литературе

В конце 19 века Верешаев был привлечен радикальными политическими взглядами. Он выступал в марксистских кругах и собирал социал-демократов у себя дома. В своей автобиографии Верезев писал: «Пришли новые люди, радостные и верующие. Они указали на быстро растущую и организующую силу в виде фабричного рабочего. Продолжалась заговорщическая работа, фабрики и фабрики были возбуждены, и рабочие кружки были организованы. Многие не были убеждены теорией, убедила практика, в том числе и я ».

В 1894 году Викентий Вересьев написал роман «Без дороги» о двух поколениях, которые потеряли свою «путеводную звезду» и не знали, куда идти дальше. Спустя три года главная героиня повести «Погода» уже нашла свой путь. Она там же, что и автор книги – в марксистских кругах и на политических собраниях. Викентий Вересаев внимательно относился к событиям в стране. Создал произведения рабочих и крестьян: роман «Конец Андрея Ивановича», этюды «На Мартвей Дрога» и «Лизарь» – в 1904–1905 годах написал «На японской войне». Молодой писатель искал жанр, в котором журналистика могла бы сочетаться с визуальным описанием, и он его нашел – написал публицистический роман.

Со временем революционный энтузиазм писателя поутих. В 1922 году Верасьев опубликовал роман «В тупике» о семье Сартановых. Автор показал, как выглядело расслоение общества в годы потрясений. Герои романа – отец, представитель «старой» интеллигенции, дети-революционеры – обречены на непонимание и бесконечные ссоры.

Писатель из медицинского вуза

В начале 20 века ходили шутки о том, что медицинские школы выпустили больше всего писателей в России. Еще одно тому подтверждение – Викентий Вересаев. В 1894 году он окончил медицинский факультет и начал работать врачом в своем родном городе Туле, а затем в Боткинской больнице в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Характеристика и образ профессора Преображенского в рассказе Булгакова «Собачье сердце»

Викенти Вересьев написал свою книгу «Записки врача» в 1901 году. Биографический роман о практике молодого врача, его встрече с неромантической реальностью, экспериментах над людьми и медицинской этике. Хотя «Записки» шокировали публику, произведение быстро завоевало популярность среди читателей, а Викентий Вересьев стал известен в литературном сообществе.

    Как читать “Темные переулки” Бунина Русские герои в зарубежной литературе Как русские писатели и их герои переживали изоляцию

В 1904 году во время русско-японской войны Верешаев был призван на военную службу и отправлен в Маньчжурию в качестве военного врача. Он служил в самых тяжелых условиях, и никогда не приходилось действовать на передовой. Еще позже, во время Первой мировой войны, он служил фронтовым врачом.

«Монтажер» характеристик и мнений

В 1910 году, после смерти Льва Толстого, Верезиев создал обширное исследование двух писателей ушедшей эпохи – Толстого и Достоевского. Книга «Живот» пользуется неослабевающей популярностью как среди литературоведов, так и среди биографов. Викентий Вересаев признал ее одной из важнейших работ в ее творчестве.

В 1920-1930-е годы Верезиев почти все время посвящал изучению литературы. В этот период он написал «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина». Верешаев первым в русской литературе начал писать биографии в новом жанре – летописи характеристик и мнений. Например, книга «Гоголь в жизни» имела подзаголовок «Систематический сборник истинных современников». Автор не интерпретировал события жизни своего героя, не описывал их художественными средствами. Он лишь создал предисловие, комментарии и «смонтировал» исторические факты со ссылкой на источники.

Переводчик древнегреческой поэзии

Викенти Вересьев любил переводы. В 1919 году он получил Пушкинскую премию за перевод греческой поэзии. Спустя несколько лет Вересаев начал работу над новыми переводами Гомера. Он не отказался от традиции перевода Илиады и Одиссеи, созданной Миколаем Гнедичем, Василием Луковским и Миколаем Миньски. В предисловии к «Илиаде» Верезев писал: «Все хорошее, все успешное, новый переводчик должен взять несколько пригоршней из предыдущих переводов». Но он нашел в них ошибки: у Гнедича – архаичный язык и насыщенность текста церковнославянскими словами; Минский, писал Верезев, «ленив и прозаичен». В своем тексте он постарался максимально приблизиться к древнегреческому оригиналу, чтобы язык классической поэзии стал ближе и понятнее для читателя.

Гнев, богиня, пой Ахилл, сын Пелея, ужасно, что Ахайский нанес тысячи поражений: многие души славных героев опустились в мрачный Аид и сокрушили их на милость хищных птиц и собак вокруг (Зевс будет покорен) – Оттуда Днем, как бы, возник спор, разъяренный пастырь народов Атрида и благородный герой Ахиллес. Отрывок из поэмы «Илиада» в переводе Миколая Гнедица

Пой, богиня, гнева Ахилла, сына Пелея, Проклятого гнева, принесшего страдания ахейцам, Который послал множество сильных душ героев в Аид, И съел их всех в жертву жадным птицам и собакам вокруг. Произошло это по воле Зевса, так как сын Атрея, властителя людей, и Фелид Светлый сначала поссорились и расстались враждебно. Фрагмент поэмы «Илиада» в переводе Викентия Верешева.

В 1929 году Викентий Верезжев опубликовал сборник своих произведений и переводов. Он содержал поэзию, в том числе «Труды и дни» и «Теогонию» Гесиода.

Оцените статью
Добавить комментарий