АНАЛИЗ ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ 1 «МАСТЕР И МАГОРЗАТЫ»

АНАЛИЗ ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ 1 «МАСТЕР И МАГОРЗАТЫ»

Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Название диссертации: АНАЛИЗ ГЛАВЫ 1 ЧАСТЬ 1 WOJCIECH I MARGARET

Тематическая область: литература и библиотечное дело.

Описание: Патриаршие пруды – центр Москвы, издавна пользующийся дурной репутацией Время года, месяца: весна май Время дня: необычайно жаркие закатные странности, возникающие в это время на Патриарших прудах: одновременная икота писателей; никаких отдыхающих под липами в жаркую погоду; появление прозрачного человечка в клетчатом жакете; чувство необоснованного страха, появившееся у Берлиоза.

Дата добавления: 2017-02-13

Размер файла: 20,62 КБ

Работу собрали: 98 человек.

АНАЛИЗ ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ 1 «МАСТЕР И БРАЧЕСТВО»

1. «Мастер и Маргарита» – два произведения в одном: внутри романа Булгакова отдельный рассказ о Пончуше Пилате, так что мы попадаем и в Москву 30-х годов, и в старинный Ерсалайм. Обе работы соединяют персонажей: Воланда и его окружение и Мастера. С первым из них мы узнаем в самом начале романа.

2. аналитическое повествование.

1) Появление в первой главе одного из главных «идеологов» романа Воланда.

Прежде чем столкнуться с тем, что якобы необычным и загадочным, нас предупреждает эпиграф романа.

Я часть той силы, которая всегда хочет зла ​​и всегда творит добро… Фауст Гете

2) Место проведения: г. Москва, Патриаршие пруды. Патриаршие пруды – центр Москвы, издавна пользующийся дурной славой.

3) Сезон (месяц): Весна (май)

4) Время суток: «Необычно жаркий закат».

5) Странности, происходившие в то время в Патриархате: одновременная икота писателей; отсутствие отдыхающих «под липами» в жару; появление «прозрачного человечка в клетчатой ​​куртке»; чувство необоснованного страха перед появлением Берлиоза.

6) Главные герои: Воланд, Берлиоз, Иван Бездомный.

7) «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», – предупреждает автор в названии главы 1.

Кто этот незнакомец? Правда, он никак не представился, показав через некоторое время визитку с буквой «Б», но из описания видно, что он не совсем иностранец, консультант и фокусник.

8) Основная тема разговора: «… и никого из сынов Божьих там не было, в том числе Иисуса» (Берлиоз)

«Помните, что Иисус существовал» (Воланд).

Провокационный вопрос Воланда становится главным вопросом романа, вопросом, на который роман отвечает: «… Если нет Бога, который управляет человеческой жизнью. Управляет ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизнью», – отвечает Иван.

Другая тема – размышления о власти: никаких прямых слов о политике, Сталине и т. Д.

9) Детали, описывающие действительность: «абрикос давал обильную желтую пену», «икота мучительнее и громче», сигареты «Nasz Marka», «вчерашний номер« Литературной газеты »и т. Д.

10) Фантастические события: «А потом перед ним сгустился паровой воздух, и из воздуха соткался прозрачный гражданин странной внешности» и т. Д.

11) Птичья тема: Птицы предвещают определенные события.

Черные птицы – предвестники гибели Берлиоза. Воланд, как авгур (гадалка по птицам), предсказывает смерть Михаила Александровича. Но и здесь интересен подбор слов: «… чувствуя вечернюю прохладу, ЧЕРНЫЕ птицы СМОТРЕТЬ бесшумно…».

Итак, «одним весенним днем, в час необычайно жаркого заката, Воланд и сопровождающие его лица появляются в Москве, на Патриарших прудах». Но перед ними еще две фигуры: Михаил Александрович Берлиоз, президент «одного из крупнейших московских литературных объединений« МАССОЛИТ »для краткости» и редактор «толстого художественного журнала» и поэт Иван Николаевич Понырев, писавший «под псевдоним Бездомный ».

Герои рассказывают об Иисусе Христе. Берлиоз пытается научно доказать Бездомному, что Бога нет и никогда не было, и что «все рассказы о нем – выдумка, самый обыкновенный миф». Поэтому нельзя изображать Христа «таким же живым», как Иван Николаевич в своем стихотворении.

Во время разговора героев в заброшенной липовой аллее, где они остановились, появился странный мужчина. И Берлиоз, и Бездомный дружно, хотя и мысленно, приняли его за иностранца. Почему? Думаю, это не только «дорогой серый костюм» и «иностранные туфли под цвет костюма», и даже не серый берет, спокойно склонившийся над ухом, а также трость »с черным пуделем. ручка “. Сразу бросается в глаза неоднозначность героя: помимо одежды и атрибутов, другие глаза, брови, коронки на зубах и кривизна рта. Неслучайно автор заключает только после описания лица: «Словом, иностранец». Конечно. Этот человек совсем не похож на гражданина Советского Союза, чей внешний вид и внутреннее убранство должны быть типичными, однообразными, стандартными по неписаному закону, гласящему: «Опусти голову! Ты часть безликой массы!».

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в творчестве А

В переулке неожиданно появляется странный человек, который ведет себя удивительно. Внезапно она подходит к фигуре, становится на колени и просит разрешения присоединиться к заученному разговору, находя его тему чрезвычайно интересной.

«Иностранец» очарован тем, что и Берлиоз, и Бездомный – атеисты. Писателей это удивляет, но мы понимаем, что перед героями сатаны, для которых вероломство людей – прекрасная возможность завладеть их душами. Однако образ Воланда и его миссии в романе несколько отличается от образа настоящего дьявола. Здесь «иностранец» предстает просветителем народа, пророком истины. Поэтому вместо того, чтобы согласиться со своими собеседниками в том, что Иисуса Христа не существует и никогда не существовало, «иностранный гость» говорит: «А как насчет доказательств существования Бога, которых, как мы знаем, ровно пять?»

Берлиоз отвечает ему вполне уверенно, он полностью ссылается на разум, в сфере которого «не может быть доказательств существования Бога». Конечно, образованный атеист Михаил Александрович даже не говорит о душе как источнике человеческих чувств. Берлиоз также отвергает «шестое доказательство» Канта, ссылаясь на мнения Шиллера и Штрауса. Вероятно, герой считает этих людей более авторитетными в этом вопросе, чем он сам. Правда, эти аргументы звучат довольно неубедительно. Получается, что уверенность Берлиоза необоснованна.

«Хотел бы я взять этого Канта и отправить его на Соловки на три года! Иван Николаевич вдруг запел».

Бездомный своей прямотой смутил Берлиоза, который в своих высказываниях был более вежлив, но словами некультурного поэта он выразил мнение большинства советских граждан, которые ненавидели непохожесть и видели в ней что-то враждебное. Приговор Ивана выражает ужасное отношение идеологии того времени: если кто-то думает иначе, чем все остальные, опасен, он должен быть изолирован от общества, а желательно полностью уничтожен.

«Чужестранец» понимает непоследовательность ответов собеседников, но не спорит с ними, задавая только вопрос: «если нет Бога, то кто, можно спросить, правит человеческой жизнью и всем порядком на земле?» Воланд, как опытный педагог, решает постепенно подводить своих «учеников» к верным выводам, не чужим, а своим, что гораздо важнее. «Иностранец» излагает свои мысли логично и разумно, в отличие от Берлиоза и Бездомного, но все они производят на них неприятное впечатление. Оба героя подозревают его в шпионаже, что доказывает их недальновидность и типично советские обывательские взгляды. Воланд замечает, что не так-то просто вывести писателей на правильный путь. И все же он пытается рассказать Берлиозу и Бездомному, почему он явился перед ними. «Помните, что Иисус существовал», – говорит герой, и в качестве доказательства Пилат рассказывает об аресте и допросе Спасителя.

1) Композиционно важен эпизод встречи Берлиоза и Бездомного с «иностранцем»: разговор героев превращается в рассказ о Воланде, благодаря которому мы попадаем из Москвы в старинный Ерсалайм. Композиционная специфика романа позволяет увидеть три основных смысловых пласта повествования: современный, библейский и мистический.

2) Композиционный ход «роман в романе» позволяет провести две сюжетные линии, отображая зеркальное отображение двух городов: Москвы и Ершалаима, определяя извечную проблему: жертву и предательство.

3) Этот отрывок также содержит некоторые важные проблемы романа, которые в дальнейшем раскрывают его: вопросы веры, свободы, культуры.
4) В целом эпизод ироничен. В этом взгляде на своих героев автор обращается к недостаткам мещанской Москвы.

Читайте также:  Особенности революционной эпохи в повести М

Знакомство Берлиоза и Ивана Бездомного с «иностранцем» . (Анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). (ЕГЭ по литературе)

В жанровом отношении последняя работа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – единственная в своем роде. В нем особым образом сочетаются фантастика и реальность, текст и сатира, история и миф. Оригинал и композиция «Мастер и Маргарита» – роман в романе. Два романа – о судьбе мастера и о Понтии Пилате – создают некое органическое единство.

Три сюжетные линии: философская – Иешуа и Понтий Пилат; любовь – Мастер и Маргарита; мистико-сатирические – Воланд, его окружение и москвичи.

Наши специалисты могут проверить ваше эссе по критериям ЕГЭ.
ОТПРАВИТЬ НА РАССМОТРЕНИЕ

Эксперты Kritika24.ru
Учителя ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования РФ.

Роман открывается сценой на Патриарших прудах, где два московских писателя, Берлиоз и Иван Бездомный, знакомятся с подозреваемым «иностранцем», не подозревая, что перед ними стоит сатана. Место проведения акции – участок на Патриарших прудах.

Важна эпиграмма из Фауста Гете:

… так кто ты в конце концов?

-Я часть этой силы..,

кто всегда хочет зла ​​…

… и навсегда творит добро.

Эпиграф помогает понять роль Воланда в романе. «Князь тьмы» справедливо наказывает людей за их грехи, тем самым открывая путь к добру. Так парадоксальным образом раскрывается образ Сатаны и М. А. Булгакова.

Глава называется «Никогда не разговаривай с неизвестным» и напоминает сказку Шарля Перро о Красной Шапочке. Роль Серого Волка исполняет Воланд, одетый в серое: у него дорогой серый костюм, туфли такого же цвета, что и костюм, серый берет, дерзко заправленный за ухо. А «красные шляпы» жертвами волка станут «красные» советские писатели Берлиоз и Бездомный. Берлиоз умрет у трамвая: ему отрубят голову, как предсказывает «Профессор». А Иван Бездомный попадет в психиатрическую клинику Стравинского с диагнозом «шизофрения».

Почему он так жестоко наказывает Воланда Берлиоза и спасает его, оставив в живых? Чтобы понять это, давайте проанализируем первую главу романа.

Акция начинается с того, что «на закате горячего источника на Патриарших прудах явились двое горожан». Портреты этих «горожан» построены по принципу антитезы.

Михаил Александрович Берлиоз – уважаемый сорокалетний мужчина, редактор толстого художественного журнала, президент одного из крупнейших московских литературных объединений МАССОЛИТ. Портрет подчеркивает эту солидность, аккуратность и уверенность в себе: он «сыт, лыс, в руке носит респектабельную шляпу, а его аккуратно выбритое лицо украшено очень большими черными очками в роговой оправе».

Напротив, Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, молод, необоснован, беспечен с виду: коренастый, в клетчатой ​​фуражке, натянутой на затылок, и в мятых белых штанах.

Автор готовит нас к встрече с чем-то необычным, даже ужасным. Здесь он замечает «первую странность того страшного майского вечера» – в переулке никого не было. А с Берлиозом случилась вторая странность: как будто в сердце вонзилась тупая игла, и он почувствовал необоснованный страх. И даже «видение» воздушного горожанина метра высотой и даже с насмешливым лицом, которое нависало над Михаилом Александровичем, не касаясь земли, приводило его в ужас. Берлиоз не привык к необычным явлениям, ускользающим от рационального объяснения, поэтому он подумал: «Этого не может быть!» Он спутал это странное явление с галлюцинацией от жары.

Центральная и самая важная часть этой главы – это аргумент о Боге. Мы находимся в Москве 1930-х годов, когда большая часть общества «сознательно и давно перестала верить в сказки о Боге».

Вначале редактор и поэт, выполнивший «социальный заказ» журнала и написавший антирелигиозное стихотворение, говорили об Иисусе Христе, что, по сути, и говорит Берлиоз. Считая себя начитанным и эрудированным в предмете, он цитирует древних историков: Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Тацита и дает сведения, новые для невежественного Ивана Бездомного.

Читайте также:  Блокировать тексты песен, основные темы и темы

Ошибка Ивана, по словам редактора, заключалась в том, что Иисус вышел живым, хотя и был обременен всеми отрицательными качествами, и этого было достаточно, чтобы доказать, что Иисуса не было в мире.

Здесь в переулке появляется первый мужчина. Портрет Воланда напоминает оперного Мефистофеля: «его правый глаз черный, а левый почему-то зеленый», «брови черные, но одна выше другой». А трость с головой черного пуделя напоминает нам о том, что в «Фаусте» Гете Мефистофель явился доктору Фаусту в образе черного пуделя.

Писатели, воспринявшие Воланда как иностранца, никак не могут определить его национальность, и это символично: у зла нет национальности. Заинтригованный беседой писателей, «иностранец» вступает в спор о Боге. Он напоминает пять доказательств существования Бога, которые немецкий философ «беспокойный старик» Иммануил Кант «полностью уничтожил» и «построил свое собственное шестое доказательство». Это моральный императив: Бог существует потому, что в человеческой душе есть совесть, которая различает добро и зло.

Берлиоз и Бездомный по-разному ведут себя перед незнакомцем.

Иностранец сразу производит на поэта отталкивающее впечатление, но Берлиозу это интересно. Иван ведет себя агрессивно, злобно, в его сознании отражаются черты массового психоза тех лет. Он полон справедливого гнева по отношению к несогласным: «Он должен отвести этого Канта на Соловки для таких доказательств. Пораженный его подозрениями, шпионской манией и желанием проявить политическую бдительность, Иван принимает Воланда за русского шпиона-эмигранта. полный ненормативной лексики: «Что он за черт? хочет?», «Этот инопланетный гусь!». На вопрос Воланда: «Кто правит человеческой жизнью и всем порядком на земле?» – торопливо и сердито отвечает бомж: « Человек управляет собой “.

В разговоре с иностранцем Берлиоз ведет себя вежливо, правильно, смущенный невежественными выходками Бездомного, спорит спокойно и уверенно, хотя иногда его мучают тревожные мысли. Позже мастер скажет, что начитанному Берлиозу было непростительно не признать сатану.

Иностранец доказывает, что человек не может управлять порядком на земле, потому что он смертен, а главное – внезапно фатален.

Он предсказывает Берлиозу, что встреча не состоится вечером, потому что Михаил Александрович умрет. Загадочный профессор сообщает ему: «Помни, что Иисус существовал», и начинает свой рассказ о Понтии Пилате. Таким образом, с помощью Воланда повествование плавно перемещается из Москвы 1930-х годов в город Ершалаим, когда Иудея входила в состав Римской Империи – времен Нового Завета.

Я думаю, что Воланд жестоко наказал не агрессивного Ивана, а образованного и вежливого Берлиоза за то, что он никогда не верил в существование иного и иррационального. Берлиоз догматичен и ортодоксален, неспособен изменить свои взгляды, которые он и другие подобные ему лидеры распространяют на таких, как Иван Бездомный. Значит, Берлиоз несет большую ответственность за измену.

В конце романа Воланд делает из головы Берлиоза кубок с вином и предает самого писателя в забвение – каждый награждается по своей вере.

Иван Бездомный, хотя и агрессивен, но невежественен, но способен измениться, и вдобавок в нем есть искра таланта, изображающий Иисуса живым в своем стихотворении, поэтому Воланд пощадил молодого пролетарского поэта.

Смотрите все очерки без рекламы в нашем

Чтобы просмотреть это эссе, введите / id15882

Оцените статью
Добавить комментарий