Комедия и трагедия в творчестве М

Комедия и трагедия в творчестве М.

Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце»)

Сатира – излюбленный прием русских писателей. Произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова в учебниках считаются сатирическими. Эти писатели занимались проблемами власти, людей, интеллекта, маленького человека в большом мире. Те же проблемы поднимает М. Булгаков в своем рассказе «Собачье сердце».
Булгаков – великий писатель. Он не только талантливый сатирик, но и глубокий философ, тонкий мистик. Булгаков жил в тяжелый переломный момент для России. Все увиденное воплотившийся автор воплотил в своих произведениях. Но трагедию гораздо лучше осознать, если она передана через шуточные реплики, ситуации. Поэтому рассказ Булгакова «Собачье сердце» носит такой глубокий сатирический характер.
“Собачье сердце” было ответом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в Советской России в первой половине 1920-х годов. Научный эксперимент, представленный в рассказе, представляет собой картину пролетарской революции и ее результатов. И результаты не заставили себя ждать. Булгаков показал перемены по стране на примере дома в Калабукове. Очень метко и горько отражает изумление автора: «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? на них, чтобы никто не украл? Почему убрали ковровое покрытие на парадной лестнице? ” Профессор Преображенский пророчески восклицает: «Дом Калабухова пропал», а вместе с ним и вся Россия. Несомненно, это мысли самого Булгакова.
В «Пси-сердце» противопоставлены разные социальные слои: интеллект, олицетворяемый автором эксперимента профессором Преображенским, и «новые», рожденные революцией, в лице Полиграфа Шарикова. Доктор Борментел называет профессора Преображенского, чей скальпель «оживил новую человеческую сущность», творцом, и это слово имеет не только частное и разговорным, но и общекультурное значение.
Что такое возрождение Шарикова, как не трансформация общественного строя, в котором каждый, кто был «никем», социальным изгнанием, стал «всем»? Сюжет этой антиутопии отражает общее настроение эпохи неразберихи, репрессий и господства тупой звериной силы над здравым смыслом. Шариков – своего рода антигерой, олицетворяющий антирациональное общество, не имеющее устойчивых моральных ценностей, отказавшееся от опыта поколений, традиций и исторической мудрости.
Следует отметить, что «шариат» – это результат воспитания «злодейского характера». Профессор был первым учителем человечности Шарикова. В конце концов, научиться говорить не означает, что мы станем людьми! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Профессор Преображенский, олицетворение образованности и высокой культуры, становится выражением мысли автора в повести. По убеждениям он сторонник старых, дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне старого режима, при котором «был порядок», и он жил «комфортно и хорошо». Ученый очень уверен в грядущей «разрухе», неспособности пролетариев с ней справиться. По его мнению, в первую очередь нужно изучить основы культуры, только тогда исчезнет разрушение и воцарится порядок. Но эта философия Преображенского терпит крах. Он не может воспитать в Шариково здравомыслящего человека: «Я измотал себя за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет».
Но Швондер видел в Сариково лишь ячейку советского общества, «арендатора» своего великого «Дома», и его целью было сделать Шарикова не человеком, а «пролетарием». И Швондер победил, потому что пролетарием стать легче, чем человеком, а булгаковский образ «пролетариата» явно отрицательный.
Результаты такого воспитания Швондера мы видим в поведении неразвитого получеловека. Одним из первых слов, которые он четко произнес, было определение «буржуазия». Эта уничижительная фраза относилась к тем, кто «не любил пролетариат» и, следовательно, не был пролетариатом. Швондер играет важную роль в развитии характера Шарикова. Его влияние невозможно игнорировать: в разговоре с Преображенским это существо буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о его превосходстве над буржуазией: «Мы не учились в вузах, мы не жили в квартирах городских домов. 15 комнат с ванными комнатами – красноречивый эпизод во время обеда, в котором происходит следующий разговор между профессором и Шариковым:
“- Что ты читаешь?
«Это… какая она… переписка Энгельса с… что его – черт – с Каутским».
………………………………………….. ……
– Могу я спросить, что вы скажете о прочитанном? … Что вы можете предложить?
– Что тут подсказать? … Потому что пишут, пишут… Конгресс, какие-то немцы… Голова опухает. «Бери все и делись…»
Вот наглядный результат воспитания Швондера! Существо низшего уровня развития, по словам профессора Преображенского, еще в строю, интеллектуально слабое, «чьи действия чисто животные», «позволяет себе с совершенно невыносимой наглостью давать советы космического масштаба и космическую чушь о том, как разделять все! вот что делал пролетариат, бездумно отрывая от других, уничтожая их окончательно и бездумно разделяя. Темнота, безграмотность, агрессия и бездумность гомункула Шарикова лучше всего иллюстрируют типичных представителей «нового строя» и «нового строя». Новый мир”.
Хотя в начале песни многие вещи кажутся забавными и забавными, читатель действительно пугается в конце. Профессору удалось остановить Шарикова, превратив его обратно в Шарика. Но он не может остановить новую систему, новую власть. В конце концов, Шариков не одинок. Таких, как он, много, есть много желающих «воспитать» Швондерова. Булгаков видел самую глубокую трагедию России в том, что к власти пришли бездушные, аморальные люди. Думаю, я согласен с ним.
В рассказе Булгакова «Собачье сердце» поражает глубина его философских замечаний и горьких наблюдений. В этом произведении умело сочетаются трагедия и комедия. Таким образом писатель наиболее ярко и полно изображает трагедию послереволюционной России.

Читайте также:  Может ли сегодня русская земля родить «свои платонические и психически сильные нейтоны»?

Анализ повести «Собачье сердце» (М. А. Булгаков)

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – это интересный, ясный и оригинальный взгляд на жизнь и обычаи СССР. Писатель, живший во времена империи, никогда не принимал советский режим, живя в обществе, которое только наполняло его страхом и непониманием. Его недовольство советской действительностью нашло отражение и в знаменитом романе «Собачье сердце», в котором он представил борьбу двух миров во всех их противоречиях. Litrecon предлагает анализ повести «Собачье сердце».

История создания

Рассказ новеллы «Собачье сердце» состоит из интересных фактов, чудом сохранившихся в тяжелые времена послереволюционной истории России:

Повесть написана Булгаковым в 1925 году по заказу журнала «Недра», где ранее публиковались его произведения «Диаволиада» и «Фатальне яя». Первоначально книга называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но затем автор решил сделать название более лаконичным. Прототип профессора Преображенского – известного хирурга и дяди писателя Н. М.Покровского. Она не была опубликована при его жизни, поэтому точно неизвестно, что вдохновило писателя на ее создание. Однако многие литературные критики обратили внимание на то, что в сюжете Булгакова отголоски романа Х. Г. Уэллса «Остров доктора Моро», в котором ученый открыл способ превращения животных в человека. Лейтмотив повести перекликается с многими литературными произведениями 1920-х годов, когда после революционных бурь и перехода к мирной жизни в обществе последовало замешательство и разочарование в том, что революция не решила извечные проблемы человечества. Когда Булгаков впервые прочитал свою книгу в Никитском субботнике, на него сразу же донесли в ЧК: «Все написано враждебным тоном, излучающим безграничное презрение к Советам и сводящим на нет все их достижения».

Повесть «Собачье сердце» была запрещена в Советском Союзе, потому что Лев Каменев, высокопоставленный член большевистской партии, увидел в тексте «острую брошюру о современности», которую «ни в коем случае нельзя печатать». После этого приговора журнал «Недра» и МХАТ расторгли писательский договор на издание и выставку книги. В 1926 году у Михаила Булгакова был произведен обыск, и даже рукописи его скандального произведения были конфискованы. История публикации «Пси-сердца» закончилась в 1987 году, когда началась эпоха гласности.

Жанр и направление

«Собачье сердце» принадлежит к реалистическому направлению в литературе. Несмотря на легкий элемент фантазии, который также объясняется научным языком, автор пытается представить объективную реальность. Созданные им персонажи, их действия и слова выглядят аутентично и натуралистично. Автору удалось воссоздать вкус эпохи до мельчайших деталей: от исполнения идеологически правильных песен до «разорения в шкафах». Читатель может поверить, что описанные события могли произойти в реальной жизни.

Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце» можно охарактеризовать как рассказ. Повествование охватывает довольно короткий промежуток времени, с небольшим количеством персонажей и сюжетов. Но в то же время произведение отличается огромным количеством деталей и реальных мест, которые дают более полную картину разворачивающихся событий, чем действие в повести.

Композиция и конфликт

Композиция работы «Собачье сердце» круглая:

    Повествование открывается внутренним монологом бездомного пса Сарика, который служит выставкой, направленной на раскрытие предыстории и представление персонажей читателю. Операция над Шариком и его превращение в человека – событие, знаменующее начало конфликта. Апогеем этого конфликта является попытка Шарика приспособиться к новой жизни и его конфликт с профессором. Завершается финал очередным внутренним монологом пса Шарикова, что означает разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя – развязка.

В рассказе Булгакова возникает несколько конфликтов:

Первый конфликт – это противостояние интеллектуала профессора Преображенского с администрацией дома, в которую входят рабочие и политические активисты. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков поддерживает профессора, потому что он заслужил привилегию тяжелым трудом. Швондер же выглядит карикатурным бездельником, который стал важным только благодаря государственному перевороту. Второй конфликт происходит между собакой Шариком, превращенной в человека, и окружающими его людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в опасности, с которой столкнется человечество, если оно не будет препятствовать развитию. Поликарп Шариков не стал полноценным человеком, так как пропустил необходимые этапы развития, но в то же время требовал всего, что ему не причиталось. Конфликты переплетаются и в кульминации сливаются воедино.

Суть: о чём повесть?

Старый профессор Филип Преображенский находит в переулке умирающую дворнягу. Сразу же назвав собаку Шариком, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит его в свою шикарную многокомнатную квартиру.

Профессор оказывается значимым человеком, обслуживающим многих богатых и влиятельных людей, в том числе членов Коммунистической партии. В один телефонный звонок глава местного жилищно-коммунального хозяйства Швондер хотел отдать одну из семи комнат в квартире профессора бедным.

Мы наконец узнаем, что задумал Филип Филипович и зачем ему нужен Сарик. Профессор хочет превратить собаку в человека, пересадив ей необходимые органы. Операция проходит успешно, Сарик превращается в человека и принимает фамилию Сариков.

Со временем из-за плохой генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать свою подопечную в человеческое общество характер Шарикова начинает ухудшаться.

Шавондер берет на себя ответственность за то, чтобы нанять Шарикова, оформить ему документы и нанять его в компанию по ловле кошек. Под влиянием заведующего экономическим отделом Шариков начинает воспринимать Преображенского как своего прямого врага и начинает шантажировать профессора, угрожая разоблачить его. В этот момент полузащитник Филипа Филиповича Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.

В конце рассказа читатель узнает, что Преображенский спас Шарикову жизнь, превратив его обратно в собаку Шарика и позволив ему жить с ним.

Читайте также:  Как правильно написать сочинение по русскому языку и литературе - с чего начать сочинение-объяснение, спланируйте мини-сочинение

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Собачье сердце» составлена ​​Модри Литрекон в виде таблицы:

1) в образе собаки мы имеем дело с довольно мудрой и милой дворнягой, склонной к философствованию.

2) после перевоплощения мы получаем очень неприятного парня: эгоистичного, пошлого и невежественного. он курит и алкоголик, ведет себя аморально и грубо, бьет женщин и наводит беспорядок в квартире. Периодически жалуется на новую жизнь, но не хочет с ним расставаться. любит скандалы, ссоры и охотно их вызывает. он всегда натягивает на себя одеяло, желая поскорее присвоить максимум материальных ценностей: в конце концов, он настаивает на разделе квартиры Преображенского. Только страх может отрезвлять Шарикова. Он попадает только в ловлю бездомных кошек, где добивается больших успехов, становясь главой службы. новое пролетарское общество становится его идеальной средой, где оно может качать права, не выполняя своих обязательств. охотно усваивает новый революционный словарь и хвастается этим в преследовании своих эгоистичных целей.

Сюжет рассказа «Псие сердце» решил свою судьбу: автор наступил на край и поднял такие темы, которые демонстративно избегала цензура:

Научный прогресс – на примере профессора он наглядно показывает, что часто идя по пути неудержимого прогресса, человечество само не до конца осознает свои действия и не понимает, к чему они могут привести. В любом открытии важно не нарушать естественный ход вещей до такой степени, чтобы исключить природу из жизни человека и игнорировать ее законы. Новая власть – Работа пронизана отвращением к Советской власти, в которой Булгаков увидел нечто чуждое и опасное. Вселенская страсть к равенству и братству убила в людях индивидуальность и лишила их способности свободно мыслить. Создание типа советского человека – идеология коммунизма предполагала изменение человеческого сознания через изменение образа жизни. Идеология заключалась в том, чтобы научить людей делать гвозди, как писал Маяковский. Однако Булгаков, привыкший считать себя элитой, не думал, что простые рабочие и крестьяне когда-либо смогут сравниться с ним. Речь шла не только о происхождении, но и о том, что люди обладают разными способностями и их невозможно уравнять без деформации. Доброта – мир, представленный в повести «Собачье сердце», полностью лишен добра. Жестокая реальность окружает людей, у которых нет пощады даже к собаке, не говоря уже друг о друге. Сам Преображенский спасает собаку только для того, чтобы получить материал для эксперимента. Культура – Квартира профессора Преображенского представлена ​​как уединенный островок культуры и изысканности посреди океана грубости и невежества. Только там еще можно услышать изысканную речь и правильный русский язык без ругательств и ненормативной лексики. Каждое слово профессора произносится осознанно и правильно, а высказывания Швондера и ему подобных выглядят как беспорядочные вырезки из революционных газет. Воспитание – Булгаков показал важную роль воспитания в формировании человека. Преображенский и Борменталь не смогли передать Шарикову свои ценности и культуру; в результате он начал учиться у Швондера, бросая вызов своим создателям. Невозможно создать настоящего мужчину без образования и долгого пути становления, который проходит в подростковом возрасте. Гордость и смирение – в начале повествования Филип Филипович предстает в образе гордого человека, который считает, что способен преодолеть природу, но в конце смиряется перед лицом неудачи своего эксперимента, понимая, что это лучше восстановить все как было.

Проблемы

Рассказ Булгакова был проблематичным. Проснувшись из-за серьезных социальных и политических проблем, он впал в немилость и лишился многих источников дохода:

Разрушение после гражданской войны – страна в рассказе Булгакова – прискорбное зрелище. Героев окружают темные заснеженные улицы, мрачные усталые люди и полуразрушенные дома. Но не только жизнь в упадке, но и сами люди, потерявшие жизненную ориентацию и не понимающие, как это устроить. Об этом писатель говорит устами профессора Преображенского. Бюрократия – в лице Швондера писатель показывает нарождающегося советского бюрократа – руководителя, одержимого формализмом и заинтересованного только в выполнении задач государства. Такой человек вызывает у Булгакова явное отвращение, в нем он видит своего прямого врага. Трагедия разногласий – уже при первой встрече между профессором и администрацией дома устанавливаются крайне неприязненные отношения. Убежденные коммунисты понимают, что у Преображенского мировоззрение, прямо противоречащее их собственным взглядам. Уже одно это вызывает у них неприязнь и желание навредить Филиппу Филиповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением рассматривает попытку коммунистов вмешаться в личную жизнь человека и попытку насильственного изменения чьих-либо убеждений. Рейд на интеллигенцию – это необычная ситуация, в которой антисоветский интеллектуал не только избегает репрессивной государственной машины, но и использует ее в своих целях. Но он также должен постоянно быть начеку, ожидая от ненавистников проявлений подлости. Булгакову как интеллектуалу такая ситуация кажется неприемлемой и абсурдной. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами протестанта Булгаков выражает недовольство новой властью за беспорядок и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу нужна сильная рука, которая, наконец, заставит людей работать и выполнять свои обязанности, а не просто требовать прав. Негативные последствия научных открытий. В первой половине двадцатого века по всему миру распространилось убеждение, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды нашли отражение в творчестве Булгакова и в образе Преображенского, который сам создал то, что чуть не уничтожило его. Жестокое обращение с животными – Булгаков особенно подчеркивает зло, которое люди делают с бездомной собакой Шариком, от повара, обливающего его кипятком, до профессора, который использует собаку для своих экспериментов. По словам писателя, если люди жестоки к безобидной собаке, они жестоки друг к другу вдвойне.

Читайте также:  Рецензия на рассказ Бабель "Соль" Конармия Бабель I

Смысл

Работа отражает бурную и тревожную атмосферу начала 20 века. Автор с тревогой смотрит в будущее, предостерегая человечество от избранного им пути. Основная идея рассказа «Собачье сердце» кроется в символическом значении самого эксперимента. В послереволюционный период идеологи большевистской партии были вовлечены в процесс создания нового типа человека – советского. Повсюду были развешаны мотивационные плакаты, в газетах и ​​журналах описывались чрезвычайно полезные и актуальные информационные поводы, лозунги звучали на собраниях и митингах, а школьное образование было полностью ориентировано на нужды и требования партии. Было решено создать слаженный механизм из людей, который подавил бы индустриализацию, требуемую отсталой аграрной страной. Преображенский сделал то же самое: создал новый тип человека. Но его идея, как и инициатива партии, провалилась, потому что нельзя пойти против природы и превратить человека в механизм. Советская власть проигнорировала то, чего не замечал Преображенский, – долгий и сложный процесс воспитания, а также процесс исторического становления людей, который нельзя принуждать. В этом суть романа «Собачье сердце»: нужно признать неудачу советского эксперимента и вернуться к естественному порядку, в котором каждый человек имел «место по способностям». Всеобщее равенство было так же невозможно, как создать полноценного человека из собаки.

В этой статье очень четко видны консервативные взгляды Булгакова. Шарик символизирует русский народ, профессор – русскую интеллигенцию, которая, по словам Булгакова, освободила нацию, а Звондер символизирует советскую власть, которая из-за слабости интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против. интеллигенция. Писатель видел спасение для страны в упорядоченной и эволюционной системе, которая вернет крестьян и рабочих на их надлежащее место, а не приведет их туда, где они потерпят неудачу, поскольку Шариков потерпел неудачу в своей роли человека.

Чему учит?

В лице Шарикова писатель показывает нам, что такое некультурализм и невежество. Булгаковский герой показывает, как нельзя вести себя порядочному человеку. Автор заставляет думать, что устаревшая буржуазная мораль намного выше пролетарской морали, поскольку основана на вечных ценностях и многовековом опыте, отрицаемом новыми людьми. Из романа «Собачье сердце» можно сделать исторический вывод: глобальный советский эксперимент с самого начала был обречен на провал, потому что невозможно искусственно уравнять людей разных способностей и наклонностей.

Эта история также учит нас быть осторожными и сдержанными в своих желаниях. Это учит нас тому, насколько важно уважение к другим и свобода личности.

Критика

Произведение не публиковалось при жизни писателя. В этом свете очень характерны характеристики ОГПУ, справедливо увидевшего в книге издевательство над Советской властью и революционным процессом:

«Если так же примитивно замаскированные (потому что вся эта« гуманизация »- только акцент, сдержанный грим) на книжном рынке СССР, белогвардейца за рубежом (…) остается только позавидовать самому исключительному. условия для контрреволюционных авторов в нашей стране.

Однако интеллигенция приняла творчество Булгакова, и отзывы критиков были очень благоприятными в трудный период:

«Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время воплотить в жизнь отношение к случившемуся… [октябрьский переворот 1917 года]» (М. Дж. Шнайдер, 1925).

«С большим удовольствием прочитал Ваш отзыв М. Булгакова… его юморески – жемчужины, провозглашающие его первоклассным художником. Но цензура безжалостно ранила его. (В. Вересьев (Смидович) М. Волошину (Кириенко-Волошину), письмо от 8 апреля 1925 г.).

Более поздние критики также отметили умение Булгакова передать характер эпохи, свидетелем которой он был:

Одной из актуальных проблем того времени была проблема ценности человеческой личности. Чаще, чем другие социальные демагоги, они сводили вопрос к внешним «индикаторам»: если рабочий, то «наш»; если из дворянства или буржуазии, то враг, «иностранный элемент», не имеющий права на революционные завоевания, не имеет прав, «экспроприатор». Антагонизм противоборствующих сторон, вполне естественный в годы революции и гражданской войны, был искусно подогрет после революционных событий, когда Ленин призвал все слои населения России к сотрудничеству с советской властью. Булгаков показал этот антагонизм между Преображенским и Борменталем, с одной стороны, и Звондером и членами Домкома, с другой. Но победил Преображенский, его талант, его гений. И Булгаков вместе со своими героями торжествует эту победу ». (Виктор Петелин, статья« Счастливое время »// Булгаков М. А. Сочинения в 10 томах. Т. 3. М.: Голос, 1995. – 464 с.).

Критики отмечают, что «Собачье сердце» – чистая сатира, высмеивают даже самого читателя:

С технической точки зрения это можно считать произведением, посвященным новому этапу торжества науки: герою, профессору Преображенскому, удается… победить восставшее против него создание своими руками. Однако не стоит спешить с выводами по формальным признакам. В то же время «Собачье сердце» формально является сатирой, и любой, кто ее прочитал, может это подтвердить. Поэтому важно понимать, побеждает ли наука или ее высмеивают. А если науку не высмеивают, что это? Да, читатель Dog Heart смеется над собой… … Читатель… является главным объектом насмешек в Dog Heart. (Э. Г. Степанян, «О Михаиле Булгакове и« Собачьем сердце », Издательство Оклик, 2011. )

Оцените статью
Добавить комментарий