Произведение: Борьба или подчинение: тема интеллигенции и революции в творчестве Михаила Булгакова

Произведение: Борьба или подчинение: тема интеллигенции и революции в творчестве Михаила Булгакова

Сочинение: Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)

Михаил Булгаков видел в Октябрьской революции 1917 года поворотный момент не только в истории России, но и в судьбе русской интеллигенции, с которой он справедливо считал себя тесно связанным. Постреволюционная трагедия интеллигенции, оказавшейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной степени – в эмиграции, писатель показал в своем первом романе «Белая гвардия и лучшие пьесы» – «Дни тюрбан». и Лоти.

«Белая гвардия» – во многом автобиографический интеллектуал семьи Турбиных, вовлеченный в события гражданской войны в безымянном городе, за которым легко угадывается родной Киев Булгакова. Главный герой романа, старший брат Алексея Турбина – военный врач, много повидавший за три года Мировой войны. Он один из тысяч офицеров старой русской армии, которые после революции должны сделать выбор между антагонистами, добровольно или невольно служить в одной из противоборствующих армий.

«Белая гвардия» противопоставляет две группы офицеров – тех, кто «горячо и открыто ненавидит большевиков, тех, кто умеет воевать», и тех, кто «вернулся с войны в свои оседлые дома с мыслью, как Алексей Турбин – отдыхать, расслабиться. и восстановить не военную, а обычную человеческую жизнь ». Алексею и его младшему брату Николку не удается избежать боевых действий. Как офицеры, они принимают участие в безнадежной обороне города, в котором сидит правительство неподдерживаемого гетмана. против армии Петлюры, но братья Турбины служат в гетманской армии всего несколько часов. Однако старший мужчина был ранен в перестрелке с преследовавшими его людьми Петлюры. Алексей больше не намерен участвовать в гражданской войне. Никола будет Продолжаем бороться с красными в добровольческой армии, а финал указывает на его будущую гибель при защите крымского Врангеля на Перекопе.

Сам писатель однозначно поддерживает Алексея Турбина, который стремится к мирной жизни, сохранению устоев семьи, налаживанию нормальной жизни, наведению порядка в повседневной жизни, несмотря на засилье большевиков, разрушивших старую жизнь и пытающихся заменить старую культуру. с новым, революционным. В «Белой гвардии» Булгаков воплотил свою идею дома, дома после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который Алексей пытается сохранить в океане социальных бурь, – это Турбинный дом, в котором угадывается дом Булгакова на Андреевском спуске в Киеве.

Когда писатель в первой половине 20-х годов закончил свой роман, он все еще верил, что при советской власти он сможет восстановить нормальную жизнь без страха и насилия. В финале «Белой гвардии» он предсказал: «Все пройдет. Страдания, агония, кровь, голод и чума. Меч исчезнет, ​​но звезды останутся, когда на земле не останется тени наших тел и поступков. . Нет человека, который бы не упомянул об этом. Он знал. Почему же тогда мы не хотим смотреть на них? Почему? » Из этого романа выросла пьеса «Турбинные дни», в которой тот же мотив появляется в последней сцене, но в несколько урезанном виде. Один из юмористических героев пьесы, двоюродный брат из Житомира Лариосик, дает высокий монолог: «Мой маленький корабль, плывущий в волнах гражданской войны, долго дрейфовал. кремовые занавески, людям, которые мне так понравились ». Однако и с ними я поймал драму. Но не будем говорить о печалях. Время повернуло, и Петлюра ушел. Мы живем. Да. Мы все снова вместе. И даже больше чем это.

Елена Васильевна, она тоже много пострадала и заслуживает счастья, потому что она прекрасная женщина. И я хотел бы сказать ей словами писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем». «Здесь цитируются слова Сони из финала« Дяди Ваня »Чехова в сопровождении знаменитого« Мы увидим все небо в бриллиантах ». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «кремовый иллюминатор», несмотря на то, что время повернуло. Булгаков ясно видел в большевиках лучшую альтернативу, чем петлюровские масоны, и считал, что интеллектуалы, пережившие огонь гражданской войны, должны с тяжелым сердцем соглашаться с советской властью. Но при этом необходимо сохранять достоинство и целостность внутреннего духовного мира, а не опускать руки бездумно.

Читайте также:  Основные темы и мотивы поэтического эссе Бальмонта

Булгаков сделал носителем белой идеи в искусстве Алексея Турбина, который здесь полковник артиллерии, боевой офицер. Его смерть символизирует падение белого движения. А перед смертью Алексей Васильевич признает безнадежность борьбы как с петлюровцами, так и с красными. Он расформировал свой отряд, призвав офицеров, курсантов и студентов разойтись по домам: «Я не буду вести вас в бой, потому что не буду принимать участие в этом фарсе, тем более что вы заплатите за этот фарс своей кровью и совершенно бессмысленным образом. “. Турбин не советует своим подчиненным ехать на Дон в добровольческую армию Деникина: «Слушайте, вы встретите то же самое и там, на Дону, если доберетесь до Дона. Вы встретите таких же генералов и таких же толпа персонала “.

Белая идея была слабой по сравнению с красной, дискредитированной трусостью и эгоизмом персонала и глупостью лидеров. Однако это не означает, что идеи большевиков, выигравших гражданскую войну, нравственно более привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, есть кровь, за которую никто не ответит, что подчеркивает финал Белой гвардии.

Выжившие герои пьесы – Николка Турбин, Шервинский, Мышлаевский отказываются покинуть Киев перед лицом приближающейся Красной Армии и решают приспособиться к новой власти и служить ей, не нарушая собственной совести. Штабс-капитан Мышлаевский, например, прекрасно понимает, что красные его мобилизуют, и даже по-своему наслаждается этим: «По крайней мере, я знаю, что буду служить в русской армии. Мышлаевский отвергает предложение своего товарища капитана Студзинского. эмигрант: «Ты там нужен как третье колесо телеги, куда ни пойдешь, тебе в лицо плюют. Я не поеду, я буду здесь, в России. И что бы с ней ни случилось. Такое же решение принял и сам Булгаков. Горькую судьбу русских эмигрантов он показал в пьесе «Беги», написанной в конце 1920-х годов.

В «Лоте» решение о возвращении в Россию принимают: генерал Белой гвардии Роман Хлудов, на совести которого расстреляны сотни и тысячи человек, и частный врач Сергей Голубков и его возлюбленный, молодой петербуржец Серафим Корчукин. , которые похищены общим потоком беженцев. В то время как Хлудов стремится к своей родине, чтобы облегчить раскаяние, Голубкова и Серафиму заставляют вернуться домой не только тяжелые условия жизни эмигранта, но и ностальгическая тоска. Серафима объясняет, почему решила вернуться: «Я хочу вернуться в Караванную, хочу снова увидеть снег! Я хочу все забыть, как ни в чем не бывало!» Голубков повторяет ее слова: «Ничего, ничего не случилось, все выдумано! Забудь, забудь! Пройдет месяц, мы доберемся, вернемся, а потом пойдет снег и следы стерты».

Булгаков справедливо полагал, что желание жить на своей родине, в России, заложено в подавляющем большинстве российских интеллектуалов, и для этого они должны найти некоторый консенсус с большевиками, отказываясь бороться с советской властью, но не отказываясь от своих моральных принципов. В своем более позднем знаменитом письме правительству от 28 марта 1930 г. писатель честно признался: «Моя последняя особенность в испорченных пьесах« Турбинные дни »,« Бегство »и в романе« Белая гвардия »: настойчивое изображение русской интеллигенции. как лучший пласт в нашей стране. В частности, портрет интеллигенции и дворянской семьи, волею неизбежной исторической судьбы брошенных в лагерь белогвардейцев во время Гражданской войны, в традициях «Войны и мира». Такой портрет вполне естественен для писателя, имеющего отношение к интеллекту. Однако, как отмечал Булгаков в том же письме, все его «огромные усилия не беспокоить красных и белых» заставили власти рассматривать его только как «врага Белой гвардии». Поэтому в СССР издание «Белой гвардии» не было завершено при жизни автора, «Лот» не выходил на сцену до смерти Булгакова, а «Турбинные дни» были запрещены более чем на два года и возвращены в этап только по личному распоряжению Сталина. Тем не менее писатель остался верен своей принципиальной позиции. И он предложил, чтобы его позиция по отношению к интеллигенции в конечном итоге была правильной. Его лучшим представителям удалось сохранить традиции русской культуры и моральный стержень души, несмотря на десятилетия господства тоталитарного режима.

Читайте также:  Эссе «Не видать, может быть» - Русская литература

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)

Михаил Булгаков видел в Октябрьской революции 1917 года ключевое событие не только для истории России, но и для судьбы русской интеллигенции, с которой он справедливо считал себя связанным кровью. Постреволюционная трагедия интеллигенции, оказавшейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной степени – в эмиграции, писатель показал в своем первом романе «Белая гвардия и лучшие пьесы» – «Дни тюрбан». и Лоти. «Белая гвардия» – во многом автобиографический интеллектуал семьи Турбиных, вовлеченный в события гражданской войны в безымянном городе, за которым легко угадывается родной Киев Булгакова. Главный герой романа, старший брат Алексея Турбина – военный врач, много повидавший за три года Мировой войны. Он один из тысяч офицеров старой русской армии, которые после революции должны сделать выбор между антагонистами, добровольно или невольно служить в одной из противоборствующих армий. «Белая гвардия» противопоставляет две группы офицеров – тех, кто «горячо и открыто ненавидит большевиков, тех, кто умеет воевать», и тех, кто «вернулся с войны в свои оседлые дома с мыслью, как Алексей Турбин – отдыхать, отдыхать». расслабиться. и восстановить не военную, а обычную человеческую жизнь ». Алексею и его младшему брату Николке не удается избежать боевых действий. Как офицеры, они принимают участие в безнадежной обороне города, в которой правительство неподдерживаемого гетмана сидит, против армии Петлюры Однако братья Турбины служат в армии гетмана всего несколько часов. Старший же был ранен в перестрелке, за которой гнались люди Петлюры. Алексей больше не намерен участвовать в гражданской войне Никола продолжит борьбу с красными в армии Добровольцем, а концовка указывает на его грядущую гибель при защите крымского Врангеля на Перекопе. на стороне Алексея Турбина, который стремится к мирной жизни, сохранению устоев семьи, налаживанию нормальной жизни, упорядочиванию повседневной жизни, несмотря на засилье большевиков, разрушивших старую жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой. , революционный. В «Белую гвардию» Булгаков включил «свою идею дома, дома после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который Алексей пытается сохранить в океане социальных бурь, – это Турбинный дом, о котором можно догадаться. Дом Булгакова на Андреевском спуске в Киеве.
Когда писатель в первой половине 20-х годов закончил свой роман, он все еще верил, что при советской власти он сможет восстановить нормальную жизнь без страха и насилия. В финале «Белой гвардии» он предсказал: «Все пройдет. Страдания, агония, кровь, голод и чума. Меч исчезнет, ​​но звезды останутся, когда на земле не останется тени наших тел и поступков. . Нет человека, который бы не упомянул об этом. Он знал. Почему же тогда мы не хотим смотреть на них? Почему? » Из этого романа выросла пьеса «Турбинные дни», в которой тот же мотив появляется в последней сцене, но в несколько урезанном виде. Один из юмористических героев пьесы, двоюродный брат Житомира, Чаросик, дает высокий монолог: «Мой корабль давно шагает по волнам гражданской войны. Пока он не был прибит к порту кремовыми занавесками понравившимся мне людям. столько. Но драму я с ними тоже застала. Но не будем говорить о печалях. Время повернуло, и Петлюра ушел. Мы живы. Да. Мы снова все вместе. И даже более того. Елена Васильевна, она тоже пострадала. много и заслуживает счастья, потому что она прекрасная женщина. И я хотел бы ей сказать словами писателя: «Мы отдохнем, отдохнем». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «кремовый иллюминатор», несмотря на то, что время повернуло. Булгаков ясно видел в большевиках лучшую альтернативу, чем петлуровские вольнодумцы, и считал, что интеллектуалы, пережившие огонь гражданской войны, должны с тяжелым сердцем соглашаться с Советской властью. Но при этом необходимо сохранять достоинство и целостность внутреннего духовного мира, а не опускать руки бездумно. Булгаков сделал носителем белой идеи в искусстве Алексея Турбина, который здесь полковник артиллерии, боевой офицер. Его смерть символизирует падение белого движения. А перед смертью Алексей Васильевич признает безнадежность борьбы как с петлюровцами, так и с красными. Он расформировал свой отряд, призвав офицеров, курсантов и студентов разойтись по домам: «Я не буду вести вас в бой, потому что не буду принимать участие в этом фарсе, тем более что вы заплатите за этот фарс своей кровью и совершенно бессмысленным образом. “. Турбин не советует своим подчиненным ехать на Дон в добровольческую армию Деникина: «Слушайте, вы встретите то же самое и там, на Дону, если доберетесь до Дона. Вы встретите таких же генералов и таких же толпа персонала “. Белая идея была слабой по сравнению с красной, дискредитированной трусостью и эгоизмом персонала и глупостью лидеров. Однако это не означает, что идеи большевиков, выигравших гражданскую войну, нравственно более привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, есть кровь, за которую никто не ответит, что подчеркивает финал Белой гвардии. Выжившие герои пьесы – Николка Турбин, Шервинский, Мышлаевский отказываются покинуть Киев перед лицом приближающейся Красной Армии и решают приспособиться к новой власти и служить ей, не нарушая собственной совести. Штабс-капитан Мышлаевский, например, прекрасно понимает, что красные его мобилизуют, и даже по-своему наслаждается этим: «По крайней мере, я знаю, что буду служить в русской армии. Мышлаевский отвергает предложение своего товарища капитана Студзинского. эмигрант: «Ты там нужен как третье колесо телеги, куда ни пойдешь, тебе в лицо плюют. Я не поеду, я буду здесь, в России. И что бы с ней ни случилось. Такое же решение принял и сам Булгаков. Горькую судьбу русских эмигрантов он показал в пьесе «Беги», написанной в конце 1920-х годов.
В «Лоте» решение о возвращении в Россию принимают: генерал Белой гвардии Роман Хлудов, на совести которого расстреляны сотни и тысячи человек, и частный врач Сергей Голубков и его возлюбленный, молодой петербуржец Серафим Корчукин. , которые похищены общим потоком беженцев. В то время как Хлудов стремится к своей родине, чтобы облегчить раскаяние, Голубкова и Серафиму заставляют вернуться домой не только тяжелые условия жизни эмигранта, но и ностальгическая тоска. Серафима объясняет, почему решила вернуться: «Я хочу вернуться в Караванную, хочу снова увидеть снег! Я хочу все забыть, как ни в чем не бывало!» Голубков повторяет ее слова: «Ничего, ничего не случилось, все выдумано! Забудь, забудь! Пройдет месяц, доберемся, вернемся, а потом пойдет снег и все следы стираются». ”
Булгаков справедливо считал, что желание жить на своей родине, в России, присуще подавляющему большинству российской интеллигенции, и для этого нужно найти некий консенсус с большевиками, отказавшись от борьбы с советской властью, но не отказавшись от моральных принципов. В своем более позднем знаменитом письме правительству от 28 марта 1930 г. писатель честно признался: «Моя последняя особенность в испорченных пьесах« Турбинные дни »,« Бегство »и в романе« Белая гвардия »: настойчивое изображение русской интеллигенции. как лучший пласт в нашей стране. В частности, портрет интеллигенции и дворянского рода, который в годы гражданской войны волей неизбежной исторической судьбы, в традиции «Войны и мира», был брошен в лагерь белогвардейцев. Такой портрет вполне естественен для писателя, имеющего отношение к интеллигенции. Как отмечал в том же письме Булгаков, все его «огромные усилия стать непоколебимым против красных и белых» только привели к тому, что власти стали рассматривать его как «враг Белой гвардии». Следовательно, издание в СССР не было завершено при жизни автора. Белая гвардия »,« Лот »не выходили на сцену до смерти Булгакова, а« Турбинские дни »были запрещены более чем на два года. лет и вернулся на сцену только для личного y приказ Сталина. Тем не менее писатель остался верен своей принципиальной позиции. И он предложил, чтобы его позиция по отношению к интеллигенции в конечном итоге была правильной. Его лучшим представителям удалось сохранить традиции русской культуры и моральный стержень души, несмотря на десятилетия господства тоталитарного режима.

Оцените статью
Добавить комментарий