Тема поэта и поэзии в творчестве А

Тема поэта и поэзии в творчестве А.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой

В русской классической литературе тема поэта и поэзии – одна из ведущих. Стихи этого типа всегда являются своеобразной творческой саморефлексией, напряженным признанием автора, а потому привлекают внимание читателя. В девятнадцатом веке поэт – пророк, его слово – оружие в борьбе с социальными недугами. В кризис ХХ века понимание поэзии и ее смысла очень усложнилось, хотя по сути оставалось непоколебимым.

Как эта тема звучит в творчестве Ахматовой?
Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны между собой.

Он не стремится к высоким высотам, а живет, как другие люди на земле, любит, страдает, ждет, как они. Поэтому образ поэта в текстах Ахматова так конкретен и ощутим, воссоздан в бытовых, обыденных деталях:
И его лицо выглядит бледнее
Из бледного шелка
“Моя челка доходит почти до бровей.
Моя расширенная челка.
… включая серый,

Он становится соляным столбом и переносит муки этой трансформации. Именно это чувство поэзии сделало необходимым появление такого произведения, как Реквием.
Таким образом, поэтическое самоопределение Ахматовой тесно связано с нравственным самоопределением. Моральные основы поэзии Ахматовой – сопереживание чужой боли, чувство принадлежности к миру и ответственности за все его беды.

Related posts:

Схема композиции: тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкин И. Введение 1. Сюжет поэта и поэзии является традиционным в русской литературе. Его начали поэты 18 века – Кантемир, Ломоносов, Дерлавин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Основная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин сложил образ ее как высокий […]

План эссе – Тема поэзии и поэзии в произведениях В. В. Маяковский Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Введение Традиция этой темы для русской поэзии. Пушкинские представления о поэте («пророк», «он верховный судья»), Лермонтове (непонятый толпой, одинокий и гордый), Некрасове (гражданин). II. Основная часть 1. Своеобразие постановки задачи Маяковским. Он первым заговорил о «месте поэта в рабочем классе», подчеркнув эту поэзию […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака. В русской литературе тема поэта и поэзии – одна из важнейших. Стихи такого типа – это всегда своего рода самоотчет, глубокое признание автора. Эта тема перекликается с текстами Бориса Пастернака. Своеобразный взгляд на отношение поэта к лирическому творчеству и действительности. По глубокому убеждению Пастернака. Пастернак, настоящий творец не человек, а природа. Так создавались стихи […].

(В). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. НЕКРАСОВ О БОРЬБАХ ЗА СЧАСТЬЕ НАРОДОВ Муза поэта – сестра порабощенного, замученного народа. Муза страданий и горя народа; вставая, чтобы драться; смирение и прощение. Поэт-сатирик – настоящий гуманист, он клеймит все, что мешает человеку стать лучше. Он подтверждает гражданственность, патриотизм и национальный характер своих стихов. Он обращается к людям, чтобы им служили. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским и Добролюбовым. Роль Белинского […].

Тема поэта и поэзии в текстах Ахматовой. Чтение одного стихотворения наизусть. Секрет поэзии. Тема творческого процесса нашла отражение в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой письмо было таким же естественным, как дыхание. В серии «Тайна ремесла» поэт предприняла попытку раскрыть свое понимание творчества, продолжающее традицию восприятия процесса написания стихов как реализации промежуточной связи между Творцом и человеческим миром (поэма » Сотворение мира »), объяснить это таинство в […] невозможно.

Сюжет поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Лирика Поэт и поэтический мотив в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Введение в стихотворение «Во весь голос». Поэт подчеркивает свое отличие от «кудреватных митреки, кудреватных кудреки», называет службу поэзии «конницей шуток», призванной беспощадно бороться с пороками общества. Это последнее произведение Маяковского, его поэтическое завещание. В нем он подводит итоги […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. А. Некрасов Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. А. Некрасов. XIX век принес в русскую литературу великих поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многие другие. Стихи этих художников вносят луч света и много радости в скучную, однообразную жизнь, помогают придать смысл […].

Тема поэта и поэзия в творчестве Н. Рубкова («С. Есенин», «Приезд Тютчева», «Я люблю свою судьбу»). Мир поэзии Николая Рубцова широк и ярок. Этот мир, созданный самобытным поэтом, необычен, а иногда и неожиданен. Окружающий нас мир открывается не с натуры, а через сердце. Рубцов – самобытный поэт, но осознает себя продолжателем русской классической поэзии Пушкина, Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Стоит отметить, что большинство его стихов посвящено русским поэтам, […]

Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Пушкина. Эта довольно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Дерлавин и других. В своих стихах Пушкин использовал лучшие достижения мировой и русской литературы. Наиболее ярко это проявилось в тематике поэта и поэзии. Этот вопрос уже упоминается в первом опубликованном стихотворении «Другу поэта». Поэт говорит о печалях, выпадающих на долю поэтов, которые […].

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Брюсова. Валерий Яковлевич Брюсов оказал большое влияние на литературный процесс первой половины 20 века. Он напомнил поэтам, что поэзия – это самый современный способ употребления человеческого слова и что растрачивать его по пустякам – «грех и позор». Брюсов мечтал вернуть поэтам то высокое положение, которое они занимали в античном мире. Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стала поэма «Twórczości». […].

МОТИВ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ А. БЛОКА ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ А. БЛОКА А. Блок – один из самых выразительных поэтов рубежа XIX и XX веков, тяжелого и переломного времени в исторической судьбе России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок усиленно размышляет о смысле и сущности поэзии. В статье «О судьбе поэта» он пишет: «Поэт – сын гармонии и […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкин и М. Лермонтов А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской литературе. Пушкин и Лермонтов почти ровесники. Но стихи Пушкина были написаны в период повышения общественной осведомленности после победы в войне 1812 года. Лермонтов начал писать после поражения декабристов, в 30-е годы ХХ века: «Ничего […].

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В русской поэзии есть прекрасная традиция: каждый поэт, малый он или великий, не мог не задумываться о цели творчества, о своем месте в жизни современного общества, о роли поэзии в жизни людей. В понимании роли поэта и поэзии поэт революции Маяковский имел много общего с классиками XIX века. Пушкин призывал «сжечь огнем […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака Размышляя о природе поэзии, Пастернак писал: «Современные течения представляли искусство подобным фонтану, а оно – губкой. Они решили, что искусство должно бить, но должно втягивать и насыщать его. Они думали, что оно может быть разрушено. в средства выражения, пока он состоит из органов восприятия, и всегда должен быть в […].

Читайте также:  Рецензия на рассказ Бабель "Соль" Конармия Бабель I

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В. О ‘этот труд твой переживет тебя, о поэта, переживет творения твоего создателя, О’ он жив, не потеряй твой однажды записанный портрет. Бунин И. А. Маяковский унаследовал от литературной традиции ответственное отношение к поэтическому творчеству. Серьезный поэт всегда старается осмыслить свою жизненную судьбу. Это стремление особенно характерно для русских поэтов, ведь литературное творчество в России всегда […]

МОТИВ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО (вариант 1) Многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие – много внимания уделяли в своем творчестве теме поэта и поэзии. Владимир Маяковский не стал исключением. Но эта тема понималась иначе, на фоне литературного развития 1920-х годов. Таким образом, у Маяковского мы находим новое понимание проблемы. Но в […] много всего.

Тема поэта и поэзии в творчестве Владимира Маяковского Поэтов всегда интересовало предназначение поэзии, место поэта в жизни страны и народа. Что и для кого должен писать поэт – эти вопросы возникли в древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Должен ли поэт, избранный Богом, быть гражданином? Великий русский […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (вторая редакция) Я – жизнь земли, ее зенит, Что сам отбрасываю тень. Я жизнь земли, ее зенит, ее начальный день. Б. Пастернак Великий поэт Борис Пастернак безмерно и самоотверженно любил жизнь. И его жизнь была поэзией, как и все, что его окружало. Пастернак сказал, что стихи «лежат в траве, у вас под ногами, так что для этого нужно только наклониться […].

Сюжет поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова. Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. Редко поэт не обращался к своей музе, изображаясь то резвым, то веселым «вакантным», то задумчивым, то суровым и злым. Но в стихотворении Некрасова «Wczoraj на шестом…» – совсем другая муза. Нет разницы между «молодым мужиком» и музой, они такие же родные и близкие […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (первая редакция) Рассказывать стихи в прозе не так-то просто, лучше сказать поэту слово, добавив несколько собственных строк. Он был сыном художника и пианиста, учеником композитора, но стал поэтом. Многие сборники Пастернака начинались со стихотворения «Лютый». Вынуть чернила и заплакать, Чтобы написать рыдание про февраль… Разве здесь не признание, что сочинение стихов – это что-то вроде эмоциональной реакции, с […]

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ А. С. ХОЛСТ (вариант 2) С юных лет Пушкин осознавал высокое предназначение поэзии и ответственность за поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении До Н. Я. Плюсковой, написанной в честь императрицы, поэт с гордостью уверяет нас в самостоятельности своей «скромной благородной лиры», в невозможности льстить, в предельной искренности в поэтическом творчестве и т. Д. […].

Сюжет поэта и поэзии в текстах Н. А. Некрасова Тема поэта и его цель в творчестве Н. А. Некрасова занимала центральное место. Поэзия поэта, независимо от тематики, отражала гражданскую позицию автора. В программной поэме «Поэта и гражданин» (1856) Н. А. Некрасов ставит чин гражданина выше поэта, тем самым определяя цель своей службы: сын не может спокойно смотреть на гору […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ М. Ж. ЁРМОНТАУ (вариант 1) Проблемы искусства, его мысли о судьбе поэта проходят через все творчество Лермонтова. Он интересовался всеми видами искусства – музыкой, живописью – но всегда предпочитал поэзию. Поняв, что поэзия – его призвание, Лермонтов стал гадать, для чего они нужны, нужны ли они вообще и для чего […].

Пушкинский мотив в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой Имя А. С. Пушкина – главный авторитет в русской и, пожалуй, мировой поэзии. Несомненно, Пушкин «основал» русскую литературу и, во многом, русский язык. Его традиции и порядки прослеживаются в произведениях многих русских поэтов. Они также проявляются в поэзии величайших поэтов начала ХХ века – М. Цветаева и А. Ахматова. Так, М. И. Цветаева в […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ М. Ж. ЁРМОНТАУ (вариант 2) Лермонтов не знал Пушкина и не принадлежал к его кругу. Стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта наследником и продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии. «Поэт умер! – Раб чести – пал, опозоренный всеобщим признанием…». Лермонтов как бы сказал […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Лирика Тема поэта и поэзия в творчестве Пушкина: А) Гражданская позиция поэта, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Например, ода «Свобода»: где ты, где ты, где ты, ужас царей, гордый певец свободы? Приди, рви мой венок, Сломай лиру испорченную… Я хочу воспеть свободу миру, Преодолеть пороки на престолах. Поэма «Н. Ю. Плюскову» (1818 г.): […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ А. С. ХОЛСТ (v1) Язык поэзии для настоящего поэта является основным средством личного самовыражения, инструментом постижения жизни, «проникновения глубоко в тайны творения» и влияния на общественную жизнь. Александр Пушкин написал по этому случаю много стихотворений, alba, юмористических стихов и эпиграмм, которые, хотя и отмечены талантом, энтузиазмом, энергией и творческим энтузиазмом, по-прежнему […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой. Путь поэтов к пламени, не нагреть, не рвать, не прорасти – взрыв и рубить – твой путь, грива, кривая, не предусмотренная календарем! М. Цветаева Как часто поэты расплачиваются за свой дар и талант трагической судьбой, непониманием, одиночеством и непризнанием в жизни. М. И. Цветаева прошла все трудности этого пути, закончившегося глубокой душевной депрессией и самоубийством. […].

Сюжеты о Родине, поэте и поэзии в творчестве М. И. Лермонтов В стихотворении «Отечество» Лермонтов заявляет о своем кровном родстве с природой, с народом, с его радостями и горестями. Он любит все родное, русское и национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», то есть самодержавную и крепостную Россию. «Что делает поэт, равнодушный ни к воинской славе, ни к величественному покою государства, ни даже к легендам летописцев? Это то, что он […].

Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов имеет глубокие исторические корни. Впервые оно возникает и развивается в творчестве поэтов-философов XVIII века Ломоносова и Дерлявина. Пушкин продолжил ее в 19 веке. Вопрос о цели поэта и сущности поэзии в жизни наиболее трагично поставлен в творчестве Михаила Юревича Лермонтова. В соответствии с развитием этой темы в […].

Поэт и поэтические мотивы в текстах Б. Пастернака Б. Л. Пастернак (1890 – 1960) – «талант исключительной самобытности», как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайная сила лирического дара поэта, оригинальность, в отличие от других стихотворений, выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […].

Читайте также:  Плачущая осень как вдова ... », анализ стихотворения Ахматовой

Мотив Блохув в творчестве Анны Ахматовой Я приехал в гости к поэту… А. Ахматов «Серебряный век» русской поэзии богат именами и произведениями. У поэтов были сложные, противоречивые, иногда завистливые отношения. Но практически все видели масштаб личности последнего великого русского поэта Александра Блока. И каждый так или иначе испытал на себе его влияние. Анна Ахматова не стала исключением. Она знала […]

В. Маяковский. Тема поэта и поэзии ХХ век – век колоссальных социальных противоречий и потрясений. Каждой эпохе нужен был поэт, который «делал бы боль времени своей болью». Таким поэтом своего времени был Владимир Владимирович Маяковский. В юности Маяковский был связан с футуристами. Однако он пошел дальше других поэтов, ему удалось расширить рамки своего творчества, чтобы оказаться на его голове […].

Тема поэта и поэзия в стихах В. В. Маяковского Каждое слово художника так или иначе в своем творчестве поднимало вопрос о цели поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценили роль искусства в жизни государства и общества, а особенно – самоутверждающее значение поэзии. Поэт всегда считался глашатаем прогрессивных идей, защитником интересов народа. Маяковский не смог избежать этой темы […].

Тема Родины, патриотизма и гражданства в поэзии А. А. Ахматовой. А. Ахматова При жизни Анны Ахматовой были величайшие войны в истории человечества. После начала Первой мировой войны ее муж Н. Гумилев ушел добровольцем на фронт. Ахматова понимала ужас войны, поэтому ее стихи тех лет носят антивоенный характер. Об этом свидетельствуют стихи «Утешение» и «Модлитва». Женщинам нужно было только молиться: Дай мне горькие годы страданий, страданий, […].

Сюжет поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Сюжет поэта и поэзии в его произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданскую окраску. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, отстаивающий права народа. У этого героя есть прототипы: В. Белиньский («Рыцарь на час», «Паменцы Белински»), Н. Чернышевский («Пророк»), Н. Добролубув («Паменцы Добролюбов»). Поэма «Благословен нежный поэт…». (1852), посвященная смерти Н. Гоголя, режиссер […].

Очерк на тему поэта и поэзии в текстах В. В. Маяковского. Тема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментализма поэзии, призывает к идейной действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: «Сто томов моих партийных книг», а поэт – рабочий-рабочий, занятый сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […].

Тема поэта и поэзии, образ музы в текстах Н. А. Некрасова. Тема поэта и поэзии вечна в литературе. В произведениях, посвященных роли и значению поэта и поэзии, автор выражает свои взгляды, убеждения и творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в своих ранних текстах он говорит, что он поэт нового типа. По его словам, никогда […].

Мотив поэта в творчестве Бориса Пастернака “Я хочу разобраться во всем… ………………………………. … … до основ, до корней, до самой сути “. Б. Пастернак Тема роли поэта и поэзии в обществе, место поэта в мире имеет многовековую традицию в русской литературе. Учебник Пушкина «Пророк», призывавший к «словесному зажиганию человеческих сердец», на долгие годы определил положение художника в обществе. И Б. Пастернак не промахнулся […].

Сюжет поэта и поэзии в текстах Н. Гумилева Роль поэзии в жизни занимает ключевое место в мировоззрении поэта. Это социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нужным в обществе и в мире в целом. По определению места поэзии авторов можно разделить на два «лагеря»: тех, кто считает поэзию дополнением (оправданным) к общественным обязанностям, и тех, кто ставит ее на первый план, почитая […]

Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 апреля 2012 г., 14:00, Отчет

Описание работы

Работа посвящена раскрытию мотива поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой.

Работа содержит 1 файл

Ахматова. doc

Оригинальное творчество Анны Ахматовой – продукт большой и сложной поэтической культуры, воспитанной на классических достижениях русской и мировой литературы. Ахматова глубоко чувствовала классическую русскую поэзию, особенно Пушкина, Баратынского и Тютчева. Вопросы о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновали поэтов девятнадцатого века. Поэтому тема цели поэта стала одной из центральных тем «Русского сафо»; он пронизывает все творчество Ахматовой, для которой судьба родины и народа – ее удел.

Ахматова интересовалась ролью поэта и поэзии в обществе. Это было вовсе не случайно. Корни этого явления лежали в психологии поэта: Ахматова всегда чувствовала себя частью чего-то великого – истории, страны, народа. Хотя Анна Ахматова пророчила себе короткий жизненный путь, она ошиблась: ее путь был долгим, редко творчески насыщенным и сложным. В разное время она по-разному оценивала роль поэта, как она себя называла.

Первые поэтические эксперименты произошли, когда Ахматова была в «акмеизмовском» направлении. Однако постепенно поэт отошла от акмеизма и выбрала другую точку отсчета, которую считала единственно верной: Пушкин. Ему посвящено одно из стихотворений из цикла «В Царском Селе»:

По переулкам бродил мальчик смуглый,

Ему было грустно на берегу озера,

И веками дорожим

Слабый шелест его шагов…

(«Темноволосый мальчик бродил по переулкам…», 1911).

В конце стихотворения отчетливо видна деталь: «Растрепанный том Парни». Это символ внутренней раскрепощенности и свободы поэта.

Пушкин и поэты его времени, воспитанные в традициях классицизма, предложили Ахматовой образ музы как объективное воплощение ее поэтического самосознания. Образ музы-подруги, музы-сестры, музы-учителя и утешительницы пронизывает все творчество Ахматовой. Она часто приобретает реалистичные черты, характерные для ее ранних манер:

Муза в пути,

Осень узкая, крутая,

И ее смуглые ноги

Обрызгано густой росой.

(«Муза ушла с дороги…», 1915).

Иногда этот смелый реализм намеренно уменьшает классический образ, приближая его к повседневной жизни биографической судьбы поэта:

И Муза в дырявом платке

Поет долго и мрачно…

(“Почему ты притворяешься…”, 1915).

С годами образ музы меняется, как и лирический образ самой автора, ее двойника, приобретая черты сдержанной, строгой гражданственности:

Вот она входит. Он откинул завесу

Она пристально смотрела на меня.

Я сказал ей: “Ты продиктовал Данте?”

на страницах ада? »Она сказала:« Я ».

В творчестве раннего Ахматова невозможно не признать наличие особой «атмосферы» и традиции поэзии Блоха. Она посвятила ему стихотворение «Я пришла в гости к поэту…», в котором реалистично изобразила психологический портрет поэта:

У него такие глаза

Что следует помнить каждому;

Мне лучше быть осторожным

Я никогда не должен был на них смотреть.

(«Приехал в гости к поэту…», 1914).

Как отмечает В. М. Жирмунский, «Блок разбудил музу Ахматовой, но она пошла своим путем, преодолев наследие блоковской символики» [2, с. 60].

Поэзия Ахматовой занимает особое место в лирических портретах друзей и современников поэта – В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Булгакова, М. Зощенко и других. В своем творчестве молодой Маяковский, «веселый и свободный», бросает вызов враждебной и послушной толпе («Маяковский в 1913 году»); Пастернак «остро» («конский глаз») наблюдает за природой и прислушивается к ее голосам («Поэт»); безутешная, Марина Цветаева ищет своих близких на заснеженных улицах Москвы и т. д.

Читайте также:  Чему учит сказка; Стойкий оловянный солдатик?

В 1936 году была запущена серия Mysteries of Craft, на разработку которой ушло четверть века. Ахматова почувствовала необходимость рассказать читателю о своих поэтических поисках и открытиях. Этот сериал был попыткой понять тайну поэзии и, следовательно, ее собственную загадку. Природа вдохновения стала предметом стихотворения, открывающего серию с недвусмысленным названием «Творчество». Ахматова не забывает о своих литературных корнях, унаследовав традиции Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Совесть поэта ищет и тщательно выделяет в хаосе звуков один-единственный мотив:

Есть такая вещь: какое-то истощение;

Часы звенят у меня в ушах;

Вдалеке гремит затухающий гром.

Непризнанные и порабощенные голоса

Я слышу стоны и стоны

и круг тайн сужается,

Но в этой бездне шепота и колоколов

Раздается единый торжествующий звук.

Он так необратимо молчит

что вы слышите, как трава растет в лесу…

Ахматова проводит аналогии с музыкой.

Но обширная область музыки выходит за рамки слова. Связанное с музыкальным контекстом и в то же время полностью свободное от него, слово живет другой жизнью и переносится в другое изобразительное измерение. «Невыразимое становится частью речи, это ключ, приближение. Но это не может быть произнесено полностью, чтобы не нарушить тончайшую, паукообразную замкнутость музыки» [1, с. 152].

Выявив мотив, поэт должен решить еще одну необходимую задачу – записать его на бумагу. Для Ахматовой этот процесс сродни диктату, а поэт продиктован своими внутренними порывами и звуками. Неважно, продиктованная четкость или изображение «низкое» или «высокое» – для Ахматовой такого разделения не существует (она заявляет: «Мне не нужны одические рабы»). Поэт говорит об «обыкновенном чуде» поэзии. Он заключается в рождении стихотворения из обычного окружения:

Если бы вы знали, из какого мусора

Ряды поднимаются без стыда…

(«Мне не нужны одиозные рабы», 1940).

Развитие этих стихотворений – это не просто механическое письмо, а реальное воссоздание реальности, придавая ей форму стихотворения, приносящего людям положительную духовную энергию.

В стихотворении «Художнику» поэт называет искусство поэта «благословенным»:

Я все еще вижу твои работы

Ваше блаженное рождение:

Липа, осенние вечнозеленые, позолота.

И синева воды создана сегодня.

Искусство, как и все живые существа, имеет начало: от небытия к бытию. Но в отличие от живого, по словам Ахматовой, он не обречен до конца.

Не менее важна фигура читателя, ведь поэзия – это диалог художника и читателя. Если бы последнего не было, писать было бы не для кого, то есть идея поэзии потеряла бы свой смысл. «Без читателя меня нет», – отметила Марина Цветаева. Однако для Ахматовой читатель становится «неизвестным другом», который является больше, чем просто потребителем духовных ценностей. В его душе его стихи обретают новое звучание, потому что они отражены уникальным сознанием, отличным от сознания поэта:

И каждый читатель как загадка,

Как сокровище, закопанное в землю.

Пример этого и других стихотворений показывает, что этот цикл в соответствии со своим названием раскрывает секреты поэтического мастерства Ахматовой. Но помимо «технического» аспекта поэзии, как это можно было бы условно назвать, есть еще отношения между поэтом и внешним миром, часто совершенно непоэтические. В этом отношении тема поэта и поэзии у Ахматовой, как и у многих поэтов XIX века, часто перекликается с гражданской лирикой.

В 1920-е годы перед многими поэтами встал выбор – эмигрировать за границу или остаться в стране в смутные времена. Однако Ахматова, будучи, как и Некрасов, прежде всего поэтом-гражданином, принимает непростое решение – остаться в новой России: «Я не с теми, кто покинул землю». Это заявление звучит жестко, но строчка «Я не отдам им свои песни» еще больше подчеркивает позицию автора. Категоричность Ахматовой выражается еще и в том, что она уверена, что «каждый час будет оправдан на более позднем суде». Это обращение к будущему явно перекликается с поэмой Лермонтовской Думы: поэт обращался к своим потомкам, как и Ахматова. Однако на этом тема не заканчивается: в насыщенном мистическими мотивами стихотворении «Когда в суициде…» поэт слышит свой внутренний голос – голос темных сил, зовущих его:

Оставь свою землю глухую и грешную,

Уехать из России навсегда.

(«Когда в самоубийстве…», 1917).

В финале героиня действует очень просто, но вместе с тем в ее последнем акте присутствует некий пафосный характер:

Но равнодушно и спокойно

Я закрыл ухо руками.

(«Когда в самоубийстве…», 1917).

Ахматова окончательно делает выбор в пользу судебных процессов, но уже на своей родине. Пришли они ненадолго – Великая Отечественная война стала для России настоящим испытанием на выживание. Не осталась без внимания и Ахматова – сначала она была в блокадном Ленинграде, а потом в Ташкенте. Но где бы она ни была, поэт чувствовала потребность всех, особенно поэтов и писателей, как-то участвовать в войне и разделять всеобщий траур. Так родилось одно из самых известных ее стихотворений «Мужество». Напоминает о долге перед Отечеством:

Час мужества пробил наши часы,

И мужество нас не покинет.

Еще важнее вспомнить самое дорогое, что есть у русского народа, – русское слово, воспеваемое многими поэтами и писателями задолго до Ахматовой. Потерять дом не так страшно, как потерять язык – это может подтвердить любой художник. Поэт также понимал, что язык определяет самобытность нации, что отличает ее от других народов мира. Финал звучит как заклинание, отражающее стремление автора максимально точно сохранить родной язык:

Мы передадим его нашим внукам и спасем их из плена.

Как философский результат произведений Ахматова – поэма «Родина». Сюжетное движение этого стихотворения начинается с личного, сиюминутного и продолжается вечным, нетленным. Поэма очень напоминает «Отечество» Лермонтова и ряд более поздних стихотворений Пушкина. Каждый житель России является частью своей страны и поэтому имеет право называть эту страну своей. Но Родина настолько обширна и огромна, что иногда ее даже не замечаешь или не ценишь присущей ей ценности:

В благовониях мы не носим

Мы не пишем об этом рыдающих стихов…

(«Родина», 1961).

Только после смерти человек неизбежно присоединяется к земле, хотя на самом деле эта связь должна существовать всегда. Для поэта вдвойне важно жить с чувством родной земли – это дает ему силы творить.

Исследователи мало пишут о поэте и поэзии в творчестве Ахматовой. Не потому, что поэт не хотел работать в этом направлении. Напротив: все ее произведения в большей или меньшей степени являются реакцией на то, каким должен быть поэт, не писать, а творить, и какими должны быть стихи, не читать, а читать. жить.

Справочный список, индекс цитирования, список литературы, библиография

1. Добин Э. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.

2. Жирмунский В. М. Работа Анны Ахматовой. Л., 1973.

3.3) Кузьмина С. Ф. Ахматова // Русская литература ХХ века (20-40 гг.): Курс лекций под ред. С. Я. М., 2007.

4. 4. Найман А. Г. Рассказы Анны Ахматовой. М., 1999.

5. Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и работа. М., 1991.

Оцените статью
Добавить комментарий