Батюшков как руководитель “легкой поэзии” (Батюшков)

Батюшков как руководитель “легкой поэзии” (Батюшков)

«Батюшков, как глава «легкой поэзии»»

Батюшков, поэт. Он родился в Вологде. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Он вырос в Санкт-Петербурге в частных заграничных пансионатах. Помимо французского, он свободно владел итальянским, а позже и латынью. Служил в армии (участвовал в трех войнах, в том числе в заграничном походе 1814 г.) и на мелких официальных службах, позже – в российской дипломатической миссии в Италии. В 1822 году он заболел хроническим унаследованным психическим заболеванием. С 1802 года он жил в доме писателя М. Н. Муравьёва, его родственника, и одновременно начал писать стихи. Он вступил в Вольное общество любителей литературы, науки и изящных искусств. В поэтической сатире «Видение на берегах лета» (1809 г.), распространенной тиражом, Батюшков принял активное участие в полемике с дискуссией любителей русского языка. Батюшков первым употребил слово «славянофил», получившее впоследствии широкое распространение. Батюшков примкнул к литературному кружку Арзамаса, который выступал против Беседы и состоял из представителей новых литературных течений – от В. А. Жуковского и Д. В. Давидова до молодого Пушкина, чей мощный талант Батюшков сразу оценил. Он подошел к кружку А. Н. Оленина, где процветал культ древности. Сочинения Батюшкова, напечатанные в журналах, в 1817 г. вышли отдельным изданием – «Опыты в стихотворении и прозе» (в 2-х частях).

Батюшка стал руководителем так называемой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтов XVIII века, наиболее яркими представителями которой были Г. Р. Дерлявин, В. Державин и Капнист («модель в слоге», как называл Батюшков. ему). В интимных письмах о дружбе Батюшко восхваление радостей земной жизни – дружбы, любви – было связано с провозглашением внутренней свободы поэта, его независимости от «оков и оков» феодального, абсолютистского общественного строя, которым его пасынок. почувствовал остро. Самым важным произведением такого рода было письмо «Мои пеннаты» (1811-12, опубликовано в 1814 году); по Пушкину, «… он излучает какой-то экстаз роскоши, молодости и удовольствия – слог трепещет и льется – гармония восхитительна». Примером «легкой поэзии» является стихотворение «Бачантка» (опубликовано в 1817 г.). Патриотический энтузиазм, охвативший Батюшко во время войны 1812 года, подтолкнул его за пределы «камерной» поэзии (послание «Дашкову» 1813 года, историческая элегия «Переход через Рейн» 1814 года и др.) Под болезненные впечатления война, разрушение Москвы и личные смуты, Батюшка переживает духовный кризис.

Его поэзия все больше окрашивается в грустные тона (Элегия «Расставание», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «Другу», 1815 и др.), Иногда доходя до крайнего пессимизма. («Иней Мелхиседека», 1821 г.). Лучшие элегии Батюшкова – «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Значительным вкладом в русскую поэзию стал глубокий лиризм Батюшко, связанный с небывалым видом искусства. Развивая державинскую традицию, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пишешь, как живешь». Многие стихи подобны страницам поэтической автобиографии Батюшко, личность которого уже носит черты разочарованного, преждевременно состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшего свое художественное воплощение в образах Онегина и Печорина. Что касается поэтического мастерства, то произведения итальянских и древних поэтов были для Батюшко образцом для подражания. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из самых известных произведений Батюшкова, элегия «Умирающий ТАСС» (1817), посвящено трагической судьбе поэта – теме, постоянно привлекавшей внимание Батюшкова.

Читайте также:  Интеллект в творчестве Булгакова 📕 | Очерки русской литературы

Жанры «легкой поэзии», по словам Батюшко, требуют «максимально возможного совершенства, чистоты выражения, порядка в слогах, гибкости, беглости» и поэтому являются лучшим средством «воспитывать» и «улучшать» язык. поэзия («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Батюшков также писал прозой, считая, что это тоже важная школа для поэта (в основном очерки, статьи по литературе и искусству; важнейшими из них были «Вечер в Кантемире», «Прогулка по Академии художеств»). Поэма Батюшко достигла высокого художественного совершенства. Современники восторгались его «пластикой» и скульптурой, а Пушкин восхищался его «итальянским» лиризмом («Итальянские звуки! Какой чудотворец этот Батюшков!»). Батюшков подготовил антологию стихотворений Пушкина. Все это было прервано мысленным взором. болезнь, навсегда прервавшая литературную карьеру Батюшко. Поэт с горечью заметил: «Что сказать о моих стихах! Я выгляжу как человек, который пропустил свою цель и нес на голове красивый сосуд, наполненный чем-то. Сосуд оторвался от его головы, упал и разбился вдребезги, теперь посмотрите, что в нем было. Пушкин, выступая против критиков, нападающих на поэзию Батюшко, призывал их «уважать его несчастья и незрелые надежды». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он был прямым предшественником и литературоведом Пушкина, реализовавшим многое из того, что было инициировано Батюшковым.

Константин Николаевич Батюшков
1787—1855

Батюшков — глава русской «легкой поэзии».

Константин Николаевич Батюшков

1787-1855

Муза Батюшкова – в первую очередь эпикурейка. Известно, что корни «легкой поэзии» уходят в глубины древности. «Легкая поэзия» нашла отражение в произведениях поэтов, связанных с изображением и идеализацией чувственных удовольствий: Сафо, Анакреонта, Горация, Тибулла, Грекура, Гресса и Парни.

В русской литературе «легкая поэзия», воплощающая интимные переживания и страсти, появилась уже в классицизме. Ярчайшими ее представителями были Дерлавин и В. В. Капнист. Сам Батюшков в своей статье «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» пояснил, что это поэзия частной, общественной и семейной жизни, в которой решающее место занимают земные «страсть и любовь». Его основные виды – стихотворение, рассказ, сообщение, песня и сказка.

Читайте также:  Это город, который я любила в детстве »(по текстам А. Ахматовой)

Именно в создании «легкой поэзии» поэт увидел свою главную черту и заслугу.

Батюшков – признанный эпикуреец. Но в его эпикурейских стихах присутствует оттенок беспокойных размышлений и печали. Это эпикурейство, похожее не на Боккаччо, а на Парни (1753-1814), прославившего чувственность мечтательной и элегической интонацией. Пушкин, выражая свое общее мнение о Батюшкове в письме к нему в 1814 году, назвал его «нашим русским Парни». Эпикурейская поэзия Батюшко – это спонтанный всплеск земной страсти, полностью господствующей над человеком. Однако яростная страсть, царящая в стихотворениях Батюшко, интеллектуальна, одушевлена, пропитана нежностью и грацией («Земста»).

Поэт охотно и часто отождествляет любовь с волюнтаризмом, то есть духовной чувственностью. Белинский, понимая всю сложность любовных чувств, выражаемых поэтом, сказал: «Изящная чувственность – пафос его поэзии» (VII, 227).

Для поэзии восхваления любви Батюшко характерен культ человеческого тела («О парижанках», 1814). Но в то же время трудно найти поэта более скромного в описании женской красоты, чем автор «Вакханок» (1815 г.). Он выражает свою красоту словами экстатического восторга, его любовная страсть одухотворена внушающими трепет эстетическими чувствами. По словам Батюшкова, идеальная красота женщины – «Небесная душа в прекрасном образе и доброе сердце всех тех редких качеств, без которых нет ничего, кроме красоты» («Стихи Г. Семенова», «Источник», “Радость”). Батюшков ценит в любви глубину привязанности, постоянство чувств, дружбу («Письмо Хлое», «Филис»). Он сожалеет, что верность угасает и иногда заменяется капризной и капризной любовной игрой («Разлука»).

Но кроме мужской дружбы нет полноценной жизни, и поэт прославляет «дружбу», поддержку в сомнениях и горестях, поддержку в поражениях и победах («Дружбу»). Любовь и дружба неотделимы от игры чувств и умов («Советы друзьям»). Счастье в любви («Мои пены»), в дружбе («К Феличе»), в мирной и скромной жизни, неразрывно связанной с совестью («Счастье»), вдали от разрушительного богатства («Тыбулловская Элегия III») и призрачного слава («Счастливый час») среди полей («Таврида»). Превращая нищету, «позолачивая» мечтами, Батюшков воссоздает идиллию деревенской жизни в грязном коттедже с любимой и друзьями: «Мне нравится простой коттедж, без золота она милая, а красная только с твоим шармом» “) Жизнь в бедном коттедже он идеализировал – красный цвет для независимости, добродетели и справедливости. В письме Филлис ясно сказано: «Чистая совесть – сокровище, Свобода, свобода – дар святых небес».

Светлый эпикурейец, поклонник красот здешнего быта, поэт в своем игривом воображении превращает даже потустороннее в мир земной, передавая в него наслаждения любви («Откровение»). Согласно античной мифологии смерть в этих стихотворениях является органичным переходом в нежный мир блаженства. Как метко выразился И. Н. Розанов, «кладет цветы на могилы». Но поэт знает, что «мертвые не оживают» (Откровение). Атеизм Батюшко особенно заметен в стихотворении «Из антологии» (1810), в котором автор говорит о жертве: «У меня только одна честь – чтобы ее съел волк, что Бог позволил себя съесть.

Читайте также:  ТЕМЫ РАННИХ ТЕКСТ I

Воспевая о человеке, оторванном от всех социальных связей и гражданских обязанностей, ограничившем свои желания и стремления земными удовольствиями, «легкая поэзия» Батюшко приобретает гуманистический характер. Однако это не изоляция от общества во имя корыстных интересов и безудержного беззакония, которое жестоко и цинично нарушает основные принципы человеческого общества. По мнению Белинского, идеал поэта, «изящный эпикурейство», связан с идеями просветительского гуманизма. Он протестовал против социально-политической системы угнетения человеческой личности, против ложной морали правящей знати и церковно-религиозного лицемерия, отстаивал духовную ценность человеческой личности, ее естественное право на независимость и свободу, на земные удовольствия и радость. В условиях «мрачного» романтизма, сочувственно воспринимаемого консервативными кругами, эпикурейство Батюшко было антитезой оптимизма пессимизму, земли к небу. Эпикурейство Батюшко возникло в то время, когда капиталистические тенденции постоянно нарастали в крепостно-феодальном строе, «в атмосфере крушения старого мира» (Г. А. Буковский), что способствовало возникновению и укреплению оппозиции Батюшко, прогрессивно-гуманистической. либерально-демократические убеждения. В пользу чувств поэта могли говорить и чисто личные соображения. Он родился в Вологде 18/29 мая 1787 года в старинной, но бедной дворянской семье. Увлеченный искусством и литературой, он произвольно тянул за ненавистную сервисную панель. Военная служба не принесла ему ни звания, ни славы. Его редкие качества, такие как самоотверженность и честность, не принесли ему лавров в гражданской карьере. Оппозиционная идеология привела Батюшкова к «Вольному обществу…» Радзищева, членом которого он был с 22 апреля 1805 по 1812 год. Общение с членами этого общества, с сыновьями Радищева, с поэтами И. П. Пниным и А. П. Беницким, помогло Батюшкову усилить либерально-демократические, материалистически-атеистические и сатирические темы в его творчестве («Перевод первой сатиры Болота»). Либерально-демократические взгляды Батюшкова особенно ярко отразились в его благосклонной реакции на «Смерть И. П. Пнина», а также в его письмах к Луковскому и Вяземскому («Moje póra»).

Оцените статью
Добавить комментарий