Моральные проблемы романа М

Моральные проблемы романа М.

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Рассказ «Собачье сердце» был написан М. Булгаковым в 1925 году, его сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было «Собачье сердце. История монстров». Впервые автор прочитал свое произведение в «Субботнике» Никитина. Один из слушателей так оценил необычную смелость этого рассказа: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время воплотить в жизнь отношение к случившемуся». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, и рукопись была конфискована. Этот рассказ не увидел свет при жизни автора, он был опубликован значительно позже.

“Собачье сердце” – это ответ Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в Советской России в первой половине 1920-х гг. Научный эксперимент, представленный в романе, представляет собой образ пролетарской революции и ее последствий. Булгаков задает много вопросов: о соотношении эволюции и революции, о судьбе интеллигенции, о природе новой власти, но, помимо общеполитических тем, автора волнует проблема морали.

В «Собачьем сердце» перечислены разные социальные слои: интеллект, который воплощает автор эксперимента, профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией, в лице Полиграфа Шарикова. Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «воплотил в жизнь новое человеческое существо», творцом, словом, имеющим не только специфическое и повседневное, но и общекультурное значение.

Преображенский выступил в роли творца, Господа, проигнорировал законы эволюции и «сотворил» человека, проведя чудовищный эксперимент. Все, что происходило в России в этот период, воспринималось Булгаковым как эксперимент – масштабный и более чем опасный. Автор выражает свое отношение к данной ситуации: он не видит морального права Преображенского на столь высокую роль!

Профессор – звезда науки, провел поистине уникальную операцию, пересадив собаке гипофиз человека, тем самым «очеловечив» его. Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает их неудачными не столько с научной точки зрения, сколько с общечеловеческой и нравственной точки зрения, потому что были нарушены естественные законы жизни. Собака становится человеком, но ее поведение определяют гены, полученные от пьяницы и богемы Клима Чугункина: «… Сердце уже не собачье, а сердце человеческое. И самое злое из всех, что есть в мире. природа!”. Шариков стал воплощением всех «ужасных качеств людей».

Размышляя о совершенстве общества, Преображенский признает свое поражение, заключая: «Вы можете пересадить гипофиз Спинозы или что-то еще и построить чрезвычайно высокопоставленную собаку, но какого черта, я спрашиваю? Объясните мне, пожалуйста, почему у вас есть искусственно сфабриковать Спинозу., поскольку каждая женщина может родить его, когда захочет. В конце концов, знаменитая мадам Ломоносова родилась в Холмогорах. Доктор, человечество заботится о нем само и каждый год в эволюционном порядке оно отделяется от масса всякой нечисти и создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар ».

Профессор видит недопустимость принудительной «переделки», считая, что созданные таким образом сущности опасны для общества, распространяют духовность и моральную пустоту. Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, носителем этого социального явления, носящего зловещее название «разорение». «Разруха не в шкафах, а в головах», – восклицает Преображенский, насмехаясь над большевистским режимом. Вот что происходит, когда власть завоевывают «на низшей ступени развития».

Принимая человеческий облик, Полиграф Полиграфович впадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: он ненавидит богатых, умных и образованных. Оказывается, весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков заявляет, что подобные процессы в обществе морально недопустимы, иначе оно обречено.

Профессор признает свою ошибку и «расставляет все на свои места». «Если бы кто-то посадил меня сюда и выпороть, клянусь, я заплачу тебе пять дукатов!»

Очень показательна юмористическая сцена с криминальной полицией, которая в эпилоге рассказа о доносе на Швондера приезжает на поиски Шарикова. Профессор показывает собаку как доказательство своей невиновности и объясняет: «Значит, он говорит. Это не значит быть человеком». Это очень важные слова для понимания морального подтекста истории. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами. Чтобы быть человеком, вы должны иметь моральные убеждения, вам нужно знать, что правильно, а что нет.

По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы, они получили власть раньше культуры и образования, и последствия этой ошибки чудовищны. Человечество бессильно в борьбе с темными инстинктами, возникающими в людях.

Человек не хозяин этого мира, у него нет абсолютного знания: он движется чувством. Нарушение законов, как естественных, так и моральных (преднамеренных или нет – неважно!), Может привести человечество к катастрофе.

Анализ повести «Собачье сердце» (М. А. Булгаков)

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – это интересный, яркий и оригинальный взгляд на жизнь и обычаи в СССР. Писатель, живший во времена империи, никогда не принимал советский режим, живя в обществе, которое только наполняло его страхом и непониманием. Его недовольство советской действительностью нашло отражение и в знаменитом романе «Собачье сердце», в котором он представил борьбу двух миров во всех их противоречиях. Litrecon предлагает анализ повести «Собачье сердце».

История создания

Рассказ новеллы «Собачье сердце» состоит из интересных фактов, чудом сохранившихся в непростые времена послереволюционной истории России:

Повесть написана Булгаковым в 1925 году по заказу журнала «Недра», где ранее публиковались его произведения «Диаволиада» и «Фатальне яя». Изначально книга называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но затем автор решил сделать название более лаконичным. Прототип профессора Преображенского – известного хирурга и дяди писателя Н. М.Покровского. Она не была опубликована при его жизни, поэтому точно неизвестно, что вдохновило писателя на ее создание. Однако многие литературные критики обратили внимание на то, что в сюжете Булгакова отголоски романа Х. Г. Уэллса «Остров доктора Моро», в котором ученый открыл способ превращения животных в человека. Лейтмотив повести перекликается с многими литературными произведениями 1920-х годов, когда после революционных бурь и перехода к мирной жизни в обществе возникли смятение и разочарование по поводу того, что революция не решила извечные проблемы человечества. Когда Булгаков впервые прочитал свою книгу в Никитском субботнике, на него сразу же донесли в ЧК: «Все написано враждебным тоном, который источает безграничное презрение к Советам и сводит на нет все их достижения».

Читайте также:  Философский характер художественной литературы Р. Брэдбери

Повесть «Собачье сердце» была запрещена в Советском Союзе, потому что Лев Каменев, высокопоставленный член партии большевиков, увидел в тексте «острую брошюру о современности», которую «ни в коем случае нельзя печатать». После вынесения приговора журнал «Недра» и МХАТ расторгли писательский договор на издание и выставку книги. В 1926 году у Михаила Булгакова был произведен обыск, и даже рукописи его скандального произведения были конфискованы. История издания «Псих сердца» закончилась в 1987 году, когда началась эпоха гласности.

Жанр и направление

«Собачье сердце» принадлежит к реалистическому направлению в литературе. Несмотря на легкую фантазию, которая также объясняется научным языком, автор пытается представить объективную реальность. Созданные им персонажи, их действия и слова выглядят аутентично и натуралистично. Автору удалось воссоздать вкус эпохи до мельчайших деталей: от исполнения идеологически правильных песен до «разорения в шкафах». Читатель может поверить, что описанные события могли произойти в реальной жизни.

Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце» можно охарактеризовать как рассказ. Повествование охватывает довольно небольшой промежуток времени, содержит небольшое количество персонажей и сюжетных линий. Но в то же время произведение отличается огромным количеством деталей и реальных мест, которые дают более полную картину разворачивающихся событий, чем действие в повести.

Композиция и конфликт

Композиция работы «Собачье сердце» круглая:

    Повествование открывается внутренним монологом бездомного пса Сарика, который служит выставкой, направленной на раскрытие предыстории и представление персонажей читателю. Операция над Шариком и его превращение в человека – событие, знаменующее начало конфликта. Апогеем этого конфликта является попытка Шарика приспособиться к новой жизни и его конфликт с профессором. Завершается финал очередным внутренним монологом пса Шарикова, что означает разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя – развязка.

В рассказе Булгакова возникает несколько конфликтов:

Первый конфликт – это противостояние интеллектуала профессора Преображенского с администрацией дома, в которую входят рабочие и политические активисты. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков поддерживает профессора, потому что он заработал привилегии упорным трудом. Швондер же выглядит карикатурным бездельником, который стал важным только благодаря государственному перевороту. Второй конфликт происходит между собакой Шариком, превращенной в человека, и окружающими его людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в опасности для человечества, если он не будет мешать развитию. Поликарп Шариков не стал полноценным человеком, так как пропустил необходимые этапы развития, но в то же время требовал всего, что ему не причиталось. Конфликты переплетаются и в кульминации сливаются воедино.

Суть: о чём повесть?

Старый профессор Филип Преображенский находит в переулке умирающую дворнягу. Сразу же назвав собаку Шариком, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит его в свою шикарную многокомнатную квартиру.

Профессор оказывается значимым человеком, обслуживающим многих богатых и влиятельных людей, в том числе членов Коммунистической партии. В один телефонный звонок глава местного жилищно-коммунального хозяйства Швондер хотел отдать одну из семи комнат в квартире профессора бедным.

Мы наконец узнаем, что задумал Филип Филипович и зачем ему нужен Сарик. Он решил превратить собаку в человека, пересадив ей необходимые органы. Операция проходит успешно – Сарик превращается в человека и принимает фамилию Сариков.

Со временем из-за плохой генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать свою подопечную в человеческое общество характер Шарикова начинает ухудшаться.

Шавондер берет на себя ответственность за то, чтобы нанять Шарикова, получив ему документы и наняв его в компанию по ловле кошек. Под влиянием заведующего экономическим отделом Шариков начинает воспринимать Преображенского как своего прямого врага и начинает шантажировать профессора, угрожая разоблачить его. В этот момент полузащитник Филипа Филиповича Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.

В конце рассказа читатель узнает, что Преображенский спас Шарикову жизнь, превратив его обратно в собаку Шарика и позволив ему жить с ним.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Собачье сердце» составлена ​​Модри Литрекон в виде таблицы:

1) в образе собаки мы имеем дело с довольно мудрой и милой дворнягой, склонной к философствованию.

2) после трансформации мы видим крайне неприятный субъект: эгоист, тарабарщину и невежественный. склонен к алкоголизму и курению, ведет себя аморально и некультурно, приставает к женщинам, наводит беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но не хочет с ней расставаться. любит скандалы и ссоры, охотно их вызывает. он всегда натягивает на себя одеяло, желая как можно быстрее присвоить максимальную материальную ценность: в конце концов он настаивает на том, чтобы делить квартиру с Преображенским. не знает благодарности, отзывчивости и такта. Только страх может отрезвлять Шарикова. Он попадает только в ловлю бездомных кошек, где добивается больших успехов, став руководителем службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой, в которой он может осуществлять свои права, не выполняя своих обязанностей. легко усваивает и хвастается новым революционным словарем, достигая при этом своих эгоистичных целей.

Читайте также:  Из-за масштабов социальных потрясений, происходящих в России, тяжелые времена привели к тому, что в творчестве Блока проявился сложный и несколько загадочный символизм. В то же время Блок - любимый поэт многих современников. Поэт очень остро воспринимает окружающую действительность. Обходя разум, его произведения проникают в сердце каждого мыслящего и умного человека. Его [...]

Сюжет рассказа «Псие сердце» решил свою судьбу: автор наступил на край и поднял такие темы, которые демонстративно избегала цензура:

Научный прогресс – на примере профессора он наглядно показывает, что часто идя по пути неудержимого прогресса, человечество само не в полной мере осознает свои действия и не понимает, к чему они могут привести. В любом открытии важно не нарушать естественный ход вещей до такой степени, чтобы исключить природу из жизни человека и игнорировать ее законы. Новая власть – Работа пронизана отвращением к Советской власти, в которой Булгаков увидел нечто чуждое и опасное. Вселенская страсть к равенству и братству убила в людях индивидуальность и лишила их способности свободно мыслить. Создание типа советского человека – идеология коммунизма предполагала изменение человеческого сознания через изменение образа жизни. Идеология заключалась в том, чтобы научить людей делать гвозди, как писал Маяковский. Однако Булгаков, привыкший считать себя элитой, не думал, что простые рабочие и крестьяне когда-либо смогут сравниться с ним. Речь шла не только о происхождении, но и о том, что люди обладают разными способностями и их невозможно уравнять без деформации. Доброта – мир, представленный в повести «Собачье сердце», полностью лишен добра. Жестокая реальность окружает людей, у которых нет пощады даже к собаке, не говоря уже друг о друге. Сам Преображенский спасает собаку только для того, чтобы получить материал для эксперимента. Культура – Квартира профессора Преображенского представлена ​​как уединенный островок культуры и изысканности посреди океана грубости и невежества. Только там еще можно услышать изысканную речь и правильный русский язык без ругани и ненормативной лексики. Каждое слово профессора произносится осознанно и правильно, а высказывания Швондера и ему подобных выглядят как беспорядочные вырезки из революционных газет. Воспитание – Булгаков показал, что воспитание играет важную роль в формировании человека. Преображенский и Борментел не смогли передать Шарикову свои ценности и культуру; в результате он начал учиться у Швондера, бросая вызов своим создателям. Невозможно создать настоящего мужчину без образования и долгого пути становления, который проходит в подростковом возрасте. Гордость и смирение – в начале повествования Филип Филипович предстает в образе гордого человека, который считает, что способен преодолеть природу, но в конце смиряется перед лицом неудачи своего эксперимента, понимая, что лучше восстановить все как было.

Проблемы

Рассказ Булгакова был проблематичным. Проснувшись из-за серьезных социальных и политических проблем, он впал в немилость и лишился многих источников дохода:

Разрушение после Гражданской войны – страна в рассказе Булгакова – прискорбное зрелище. Героев окружают темные заснеженные улицы, мрачные усталые люди и полуразрушенные дома. Но не только жизнь в упадке, но и сами люди, потерявшие жизненную ориентацию и не понимающие, как это устроить. Об этом писатель говорит устами профессора Преображенского. Бюрократия – в лице Швондера писатель показывает нарождающегося советского бюрократа – руководителя, одержимого формализмом и заинтересованного исключительно в выполнении задач государства. Такой человек вызывает у Булгакова явное отвращение, он видит в нем своего прямого врага. Травма несогласия – уже при первой встрече между профессором и администрацией дома устанавливаются крайне враждебные отношения. Убежденные коммунисты понимают, что у Преображенского мировоззрение, прямо противоречащее их собственным взглядам. Уже одно это вызывает у них неприязнь и желание навредить Филиппу Филиповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением рассматривает попытку коммунистов вмешаться в личную жизнь человека и попытку насильственного изменения чьих-либо убеждений. Рейд на интеллигенцию – это необычная ситуация, в которой антисоветский интеллектуал не только избегает репрессивной государственной машины, но и использует ее в своих целях. Но он также должен постоянно быть настороже, ожидая проявления подлости со стороны ненавистников. Булгакову как интеллектуалу такая ситуация кажется неприемлемой и абсурдной. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами протестанта Булгаков выражает жалобу на новую власть за беспорядок и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу нужна сильная рука, которая, наконец, заставит людей работать и выполнять свои обязанности, а не просто требовать прав. Негативные последствия научных открытий. В первой половине двадцатого века по всему миру распространилось убеждение, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды нашли отражение в творчестве Булгакова и в образе Преображенского, который сам создал то, что чуть не уничтожило его. Жестокое обращение с животными – Булгаков особо подчеркивает зло, которое люди причиняют бродячей собаке Шарику, начиная от повара, обливающего его кипятком, и заканчивая профессором, который использует собаку для своих экспериментов. По словам писателя, если люди жестоки к безобидной собаке, они жестоки друг к другу вдвойне.

Читайте также:  Чем Булгаков-дьявол похож и чем отличается от своих литературных предшественников? по русскому языку и литературе

Смысл

Работа отражает бурную и тревожную атмосферу начала 20 века. Автор с тревогой смотрит в будущее, предостерегая человечество от избранного им пути. Суть повести «Собачье сердце» кроется в символическом значении самого эксперимента. В послереволюционный период идеологи большевистской партии были вовлечены в процесс создания нового типа человека – советского. Повсюду были развешаны мотивационные плакаты, в газетах и ​​журналах описывались исключительно полезные и актуальные информационные поводы, на митингах и митингах звучали лозунги, а школьное образование было полностью подчинено нуждам и требованиям партии. Было решено создать слаженный механизм из людей, который подавил бы индустриализацию, в которой нуждалась отсталая аграрная страна. Преображенский сделал то же самое: создал новый тип человека. Но его идея, как и инициатива партии, провалилась, потому что нельзя пойти против природы и превратить человека в механизм. Советская власть проигнорировала то, чего не замечал Преображенский, – долгий и сложный процесс воспитания, а также процесс исторического становления людей, который нельзя принудить. В этом основная идея романа «Собачье сердце»: нужно признать провал советского эксперимента и вернуться к естественному порядку, в котором каждый человек имел «место по способностям». Всеобщее равенство было так же невозможно, как создать полноценного человека из собаки.

В этой статье очень четко видны консервативные взгляды Булгакова. Шарик символизирует русский народ, профессор – русскую интеллигенцию, которая, по словам Булгакова, освободила нацию, а Звондер символизирует советскую власть, которая из-за слабости интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против. интеллигенция. Писатель видел спасение страны в упорядоченной и эволюционной системе, которая вернет крестьян и рабочих на их надлежащее место, а не поднимет их туда, где они потерпят неудачу, поскольку Шариков потерпел неудачу в своей роли человека.

Чему учит?

В лице Шарикова писатель показывает нам, что такое некультурализм и невежество. Булгаковский герой показывает, как нельзя вести себя порядочному человеку. Автор заставляет думать, что устаревшая буржуазная мораль намного превосходит пролетарскую мораль, поскольку основана на вечных ценностях и многовековом опыте, отрицаемом новыми людьми. Из романа «Собачье сердце» можно сделать исторический вывод: глобальный советский эксперимент с самого начала был обречен на провал, потому что невозможно искусственно уравнять людей разных способностей и наклонностей.

Эта история также учит нас быть осторожными и сдержанными в своих желаниях. Это учит нас тому, как важно уважать других и свободу личности.

Критика

Произведение не публиковалось при жизни писателя. В этом свете очень характерны характеристики ОГПУ, справедливо увидевшего в книге издевательство над Советской властью и революционным процессом:

«Если так же примитивно замаскированные (потому что вся эта« гуманизация »- это только акцент, сдержанный макияж) на книжном рынке СССР, белогвардейцам за рубежом (…) остается только позавидовать самым исключительным условиям для жизни. контрреволюционные авторы в нашей стране.

Однако интеллигенция приняла творчество Булгакова, и отзывы критиков были очень благоприятными в трудный период:

«Это первое литературное произведение, которое решается быть самим собой. Пришло время воплотить в жизнь отношение к случившемуся… [октябрьский переворот 1917 года]» (М. Дж. Шнайдер, 1925).

«С большим удовольствием прочитал Ваш отзыв М. Булгакова… его юморески – жемчужины, провозглашающие его первоклассным художником. Но цензура безжалостно ранила его. (В. Вересьев (Смидович) М. Волошину (Кириенко-Волошину), письмо от 8 апреля 1925 г.).

Более поздние критики также отметили умение Булгакова передать характер эпохи, свидетелем которой он был:

Одной из актуальных проблем того времени была проблема ценности человеческой личности. Чаще, чем другие социальные демагоги, они сводили вопрос к внешним «индикаторам»: если рабочий, то «наш»; если из дворянства или буржуазии, то враг, «иностранный элемент», не имеющий права на революционные завоевания, не имеет прав, «экспроприатор». Антагонизм между враждующими сторонами, вполне естественный во время революции и гражданской войны, был искусно подогрет после революционных событий, когда В. И. Ленин призвал все слои населения России к сотрудничеству с советскими властями. Булгаков показал этот антагонизм между Преображенским и Борменталем, с одной стороны, и Звондером и членами Домкома, с другой. Пока что победил Преображенский, его талант, его гений. И Булгаков вместе со своими героями торжествует над этой победой ». (Виктор Петелин, статья« Счастливое время »// Булгаков М. А. Сочинения в 10 томах. Т. 3. М.: Голос, 1995. – 464 с.).

Критики отмечают, что «Собачье сердце» – чистая сатира, высмеивают даже самого читателя:

С технической точки зрения это можно считать произведением, посвященным новому этапу торжества науки: герою, профессору Преображенскому, удается… победить восставшее против него создание своими руками. Однако не следует спешить с выводами на основании формальных признаков. В то же время «Собачье сердце» формально является сатирой, и любой, кто ее прочитал, может это подтвердить. Поэтому важно понимать, побеждает ли наука или ее высмеивают. А если науку не высмеивают, что это? Да, читатель Dog Heart смеется над собой… … Читатель… является главным объектом насмешек в Dog Heart. (НАПРИМЕР. Степанян, “О Михаиле Булгакове и” Собачьем сердце “, Издательство Оклик, 2011. )

Оцените статью
Добавить комментарий