ТЕМЫ РАННИХ ТЕКСТ I

ТЕМЫ РАННИХ ТЕКСТ I.

Произведения бунина о природе. Описание природы в произведениях И. А. Бунина

Природа в творчестве Бунина (сочинение)

Природа! Какое краткое слово… Каждый представляет себе что-то свое, когда слышит это слово: прогулка по зимнему лесу, звук падающих осенних листьев, радостное весеннее капание, летняя ночная гроза. Но почему? Да, потому что природа – неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через нее и через нее человек может постичь гармонию и красоту в ее материальном проявлении. «И я могу понять счастье на земле, и на небесах я вижу Бога» – так М. Ю. Лермонтов определил процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто используют в своих произведениях образы природы. Пейзаж играет разную роль в художественных произведениях, но чаще всего помогает понять мысли и чувства главного героя. Показ природы позволяет автору показать богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И. А. Бунин. «Моя жизнь, – писал он, – это внушающее благоговение и радостное общение с вечным и временным, (…) жизнью всего, что было и есть на этой земле, столь любимой мной». Первая записная книжка рассказов писателя была издана в 1897 году, и все его рассказы представляют собой уникальные лирические миниатюры. Произошли такие шедевры русской прозы, как «Антоновские яблоки», «Поздняя ночь», «Сосны». Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим концом и чувством полноты жизни. Соответственно, миниатюры Бунина изображают не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства. Особенно важны детали ландшафта, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

История «Яблок Антонова» начинается с мечтательного образа осени: «В темноте, в глубине сада – образ сновидения: кажется, что в углу ада горит лиловое пламя возле избы, окруженное мраком. , и чьи-то черные, словно резные силуэты из черного дерева, движущиеся вокруг костра, гуляющие по яблоням между их гигантскими тенями. Но это воспоминание – лишь стимул к другим воспоминаниям, где не только осень, но и окружающий мир воспринимается всеми человеческими органами чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, голубые дни), слухом (ветер дергает и трепещет деревья, тревожит сад) и, прежде всего, осязанием, запахом и вкусом. вишня, ржаной аромат нового солома Запах антоновских яблок становится для главного героя символом счастливой жизни, а воспоминания того времени очищают его душу. ому, а главное – запах яблок… Окна в сад приоткрыты, и оттуда поднимается радостная осенняя прохлада ». Плодотворная здоровая жизнь – высшее земное благо. Это эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени – праздник всего живого».

В рассказе «Późna noc» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ печального осеннего месяца, благодаря которому главный герой оказывается «в тихом и ярком царстве ночи». «Бледный, сияющий месяц» заставляет главного героя вспомнить, что в нем самого лучшего, а что забыто под тяжестью мелких забот и личных жалоб. «Это та самая луна, которая когда-то смотрела в мою детскую комнату, а потом увидела меня молодым человеком?» – спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Он утешал меня в ярком царстве ночи…», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что о счастливых моментах своей жизни нужно помнить, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг с другом… И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту. Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга. Обилие красок времен года, постоянный переход из одного состояния в другое – все это заставляет Бунину чувствовать себя вечно в движении природы и соотносит духовную жизнь своих героев со своей философией:

Это короткая жизнь через вечные изменения

Буду без устали утешать, –

Раннее солнце, дым над деревней

В алом парке медленно опадают листья.

А ты, дружище, старая скамейка.

Только в гармонии с природой человек может понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, цвета и запахи окружающего мира. Природа – духовная составляющая внутреннего мира человека.

Источник: Волкова О. В., Алексеева Ю. В. Заключительный очерк по литературе / О. В. Волкова, Ю. В. Алексеева – Казань: РИЦ «Школа», 2015.

МОТИВЫ РАННЕЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ И. А. БУНИНА

Тема природы – одна из главных тем ранних произведений И. А. Бунина. В своих пейзажных стихах поэт представил особенности природы любимой Орловской области. Многие стихи, посвященные природе, вызывают воспоминания о красочных картинах И. Левитана («Пустая вода бурлит…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество прекрасных, полных любви и восторга образов темной русской природы. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы Бунин черпает впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются необычайной спецификой и точностью описания:

В синей цветут васильки ржи, виден бирюзовый лен, ячмень серебристый колючий, зеленый овес свободный… [1, стр. 65].

Пейзаж на стихи И. А. Бунина отличается одухотворенностью природных явлений: первая весна в зеленой роще.

В ожидании рассвета она задерживает дыхание

Он внимательно слушает шелест деревьев,

И он внимательно всматривается в темные поля [1, стр. 93].

Олицетворение природных явлений завершается большой буквой: I Осень, тихая вдова.

Осень входит в ее захудалый особняк [1, с. 84].

А Ночь неподвижно сидит у неподвижного моря: она стоит на коленях – она ​​смотрит на валуны, на которых идет оттепель.

На валунах, где тает пена [1, стр. 146].

Практически все стихи молодого поэта – неутомимый гимн красоте и гармонии естественной жизни. Один из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина – тема единения лирического героя с миром природы. Стихи, написанные в начале его творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты открываешь мне объятия, природа, чтобы я мог соединиться с твоей красотой! [1, 53].

Единство поэта с миром природы прослеживается в стихотворении «Оттепель»:

Только в нем я дышу полнее и шире,

Я знаю – все живущие в мире Они живут со мной одной любовью.

Для Бунина красота природы – вечная ценность, поэтому тема красоты также является лейтмотивом пейзажной поэзии:

И мир везде полон красоты.

Мне теперь все в нем дорого и близко: И великолепие весны за синими морями,

И северные редкие поля… [1, с.72].

В стихах Бунина человек предстает не зрителем природы, а – как говорил Тютчев – «мыслящим тростником», частью природы:

Нет, меня привлекает не пейзаж

Не те краски, которые бросаются в глаза моему жадному взору, а то, что светится в этих красках: Любовь и радость бытия [1, с.101].

Гармония естественной жизни всегда рождает чувство счастья в душе лирического героя: Там радуга… Жить весело

И с радостью думай о небесах,

Солнце, созревающий хлеб

И лелея простое счастье, Блуждай с открытой головой, Смотри на разбросанных детей

Золотой песок в беседке…

Другой удачи на свете нет [1, с.83].

Тема счастья во многих ранних стихотворениях Бунина превращается в идею счастья. Таким образом, лирический герой поэмы «Вечер», размышляя, пытается понять, что такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они либо мечтают о нем, либо ищут его в своих воспоминаниях. Но лирический герой обнаруживает, что «счастье везде»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Чувство красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье дается только тем, кто знает», что счастье в душе человека: «Вижу, слышу, Я счастлив”. Все во мне »[1, с. 247].

Читайте также:  Тема и образ России в текстах очерка Блока

«Характерной чертой многих пантеистических стихотворений Бунина является тема восторга над божественной красотой и гармонией природы» [3, с. 36], [5], поэтому строки стихов Бунина иногда звучат как песнопения, такие как заключительная часть стихотворения “W cerkwi”, в котором есть обращение к Богу.

Прекрасен твой мир! Он цветет, его согревает ты,

Вечное солнце светит в твоих небесах

Живительный гимн природы

Он течет к небу…

В нем ваш храм сделан не вручную, ваш великий храм! [1, с. 52].

Чувство тоски по счастью, гармонии и единению с природой – характерный мотив пейзажной поэзии Бунина, развивающийся и в поэзии 1900-х годов. Лирический герой поэмы «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. . Он глубоко привязан к природе, которая наполняет его счастьем. Стихотворение раскрывает красоту природы до мельчайших деталей. Все это исполнено силы и величия. Лирический герой Бунина трепетно ​​относится к любому проявлению природы. Он все замечает, все помнит, все хранит в своем сердце. Каждый, даже неуловимый, ее образ полон для него непреходящего значения. Поэма пропитана темами тепла, света, радости, чувства родства с прекрасной природой. Кажется, что солнечный свет смешивается с запахом смолы и берет на себя ее запах:

… и похоже, сосна не пахнет,

Но тепло и сухость солнечных лучей [1, с.177].

Но пейзаж, который показывает нам Бунин, – это тоже образ его души. Тесный контакт с природой и понимание ее жизни делают человека молодым и счастливым.

В пейзажной поэзии Бунин постарался запечатлеть красочное бытие природы во всей ее полноте и разнообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, персонификаций, метафор, максимальная насыщенность образными деталями.

Список литературы

Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 томах. Т.1.-М.: Художественная литература, 1987.

2. Моделирующая функция начала в «Житии Арсеньева» И. А. Бунина (опыт семиотического художественного исследования пространства-времени) // Вестник Государственного лингвистического университета в Пятигорске. – 2002. №1. – С.54-55.

3. 3. Ковалева Т. Н. «Все сделано вами…»: пантеистическая поэзия И. А. Бунина // Университетские чтения – 2021. Научно-методические материалы для чтения в ПФЛУ. – Пятигорск: ПСПЛУ, 2021. – с. 35–39.

4. Ковалева Т. Н. Типы художественного времени и их роль в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2021. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И. А. Бунина “Сны Чанга” // Пер действия в рассказы у временных гуманитарных наук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2021. С. 15-18.

Klassreferat. ru

И. Бунин с большим мастерством описывает в своих произведениях мир природы, полный гармонии. Его любимые герои наделены тонким восприятием окружающего мира, красотой родного края, что позволяет им ощутить жизнь во всей ее полноте. Ведь умение видеть красоту вокруг себя приносит в его душу умиротворение и чувство единения с природой, помогает ему лучше понимать себя и других людей. Мы видим, что немногие герои произведений Бунина могут ощутить гармонию окружающего мира. Большинство из них – обычные люди, уже мудрые, с жизненным опытом. Только с возрастом мир открывается человеку во всей полноте и разнообразии. И не всем это удается понять. Старый батрак Аверки из повести «Тощая трава» принадлежит к тем героям Бунина, которые достигли душевной гармонии. Этот взрослый мужчина, много повидавший в жизни, не боится неминуемой смерти. Он кротко и смиренно ждет ее, потому что видит в ней вечный покой и избавление от суеты. Память постоянно вызывает Аверки в «далекие сумерки у реки», когда он встречает «ту милую молодую женщину, которая равнодушно и жалко смотрела на него старыми глазами». Этот мужчина всю жизнь нес свою любовь. Размышляя об этом, Аверки вспоминает и «нежные сумерки на лугу», и розовую от рассвета неглубокую лужу, на фоне которой виден курятник. Мы видим, как природа участвует в жизни героя Бунина. Сумерки на реке теперь заменяют близкую смерть Аверки, осеннее увядание: «Умирает, трава сухая и гнилая. Молотилка стала пустой и голой. Сквозь виноградные лозы на безлюдном поле виднелась ветряная мельница. Иногда дождь сменял снег. , ветер грохотал в ямах сарая. Наступление зимы вызвало у главного героя «Тощей травы» всплеск жизни, ощущение радости бытия. «Ах, зимой было знакомое, всегда радостное чувство зимы! Первый снег, первая метель! Поля были белыми, тонули в нем – в хижину втиснуть на полгода! В белых заснеженных полях, в метель – дикость, дичь, а в избе – уют, покой. Мыть ухабистые земляные полы, чистить, мыть стол, топить печь свежей соломой – хорошо! »Всего в нескольких предложениях Бунин создал прекрасный, яркий образ зимы. Как и его любимые герои, писатель считает, что мир природы содержит вечное и прекрасное, над которым человек не управляет своими земными страстями. Законы человеческого общества, наоборот, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир нестабилен, лишен гармонии. Это видно в жизни крестьяне накануне первой русской революции в повести Бунина “Село”. В этом произведении автор, помимо моральных и эстетических проблем, обращается к социальным проблемам, вызванным действительностью начала ХХ века. Первая русская революция, которая нашла свое отражение в деревнях, в крестьянских сборищах, в поджогах поместий, в разрастании бедности, внесла диссонанс в обычный сельский ритм. В этой истории много героев, и ее герои пытаются понять их окружение, найдите для себя любую точку отсчета. Итак, Тихон Красов находит это в деньгах, решая, что это дает уверенность в завтрашнем дне. Он посвящает всю свою жизнь накоплению богатства, даже женится ради него. Но Тихон никогда не обретает счастья, тем более что наследников у него нет, чтобы передать состояние. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, также пытается найти истину, глубоко переживая невзгоды своего села. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на бедность, отсталость и неполноценность крестьян, их неумение грамотно организовать свою жизнь. А события революции обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные межличностные отношения, ставят героев рассказа перед неразрешимыми проблемами. Братья Красовы – личности незаурядные, ищущие свое место в жизни и способы его улучшить не только для себя, но и для всего российского крестьянства. Оба они приходят с критикой негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает то, что в плодородном регионе Черноземья могут царить голод, разруха и нищета. “Я бы хотел, чтобы у нас был хозяин, хозяин!” – он думает. Кузма считает, что причиной такого положения крестьян является их глубочайшее невежество и медлительность, в которых он винит не только самих крестьян, но и правительственных «бездельников», которые «топтали и вырезали народ». Проблема межличностных отношений и взаимоотношений человека и окружающего его мира представлена ​​в рассказе «Драйходол». В центре повествования произведения – жизнь обедневшей дворянской семьи Хрущевых и их крестьян. Судьба хрущевок трагична. Тоня сходит с ума, Петр Петрович умирает под копытами лошади, а Петр Кириллович, больной дедушка, умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой истории, насколько межличностные отношения могут быть странными и ненормальными. Вот что говорит няня Хрущева Натальи об истории сеньоров и слуг бывшего крепостного крестьянина: «Терзали Барчука и дедушку Гервази, а барышня – барышня. Возглавляет в« Suchodół »такое легкое чувство, как любовь? К слабоумию, стыду и запустению. Красота Суходула, его обширных степных пространств с их запахами, цветами и звуками контрастирует с абсурдностью межличностных отношений. В рассказах Натальи окружающий мир прекрасен, в заговорах и заклинаниях дураков, колдуны, странники, путешествующие по родной земле. «Нет отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души», – писал Бунин. В своих произведениях, проникнутых глубокой любовью к России и ее жителям, писатель смог это доказать. Для самого писателя природа России была той здоровой силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира: * Нет, это Меня привлекает не пейзаж, * Это не цвета, которые я пытаюсь заметить, * Но то, что светится этими цветами, * Любовь и радость бытия.

Читайте также:  Рукописи не сжигаются

МОТИВЫ РАННЕЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ И. А. БУНИНА

МОТИВЫ РАННЕЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ И. А. БУНИНА

Тема природы – одна из главных тем в ранних произведениях Ивана Бунина. В своих пейзажных стихах поэт представил особенности природы любимой Орловской области. Многие стихи, посвященные природе, вызывают воспоминания о красочных картинах И. Левитана («Бушуют пустые воды…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество прекрасных, полных любви и восторга образов темной русской природы. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы Бунин черпает впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются необычайной спецификой и точностью описания:

В синей цветут васильки ржи, виден бирюзовый лен, ячмень серебристый колючий, зеленый овес свободный… [1, стр. 65].

Пейзаж на стихи И. А. Бунина отличается одухотворенностью природных явлений: первая весна в зеленой роще.

В ожидании рассвета она задерживает дыхание

Он внимательно слушает шелест деревьев,

И он внимательно всматривается в темные поля [1, стр. 93].

Олицетворение природных явлений завершается большой буквой: I Осень, тихая вдова.

Осень входит в ее захудалый особняк [1, с. 84].

А Ночь неподвижно сидит у неподвижного моря: она стоит на коленях – она ​​смотрит на валуны, на которых идет оттепель.

На валунах, где тает пена [1, стр. 146].

Практически все стихи молодого поэта – неутомимый гимн красоте и гармонии естественной жизни. Один из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина – тема единения лирического героя с миром природы. Стихи, написанные в начале его творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты открываешь мне объятия, природа, чтобы я мог соединиться с твоей красотой! [1, 53].

Единство поэта с миром природы прослеживается в стихотворении «Оттепель»:

Только в нем я дышу полнее и шире,

Я знаю – все живущие в мире Они живут со мной одной любовью.

Для Бунина красота природы – вечная ценность, поэтому тема красоты также является лейтмотивом пейзажной поэзии:

И мир везде полон красоты.

Мне теперь все в нем дорого и близко: И великолепие весны за синими морями,

И северные редкие поля… [1, с.72].

В стихах Бунина человек предстает не зрителем природы, а – как говорил Тютчев – «мыслящим тростником», частью природы:

Нет, меня привлекает не пейзаж

Не те краски, которые бросаются в глаза моему жадному взору, а то, что светится в этих красках: Любовь и радость бытия [1, с.101].

Гармония естественной жизни всегда рождает в душе лирического героя чувство счастья: Радуга… Весело жить

И с радостью думай о небесах,

Солнце, созревающий хлеб

И лелея простое счастье, Блуждай с открытой головой, Смотри на разбросанных детей

Золотой песок в беседке…

Другой удачи на свете нет [1, с.83].

Тема счастья во многих ранних стихотворениях Бунина превращается в идею счастья. Таким образом, лирический герой поэмы «Вечер», размышляя, пытается понять, что такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они либо мечтают о нем, либо ищут его в своих воспоминаниях. Но лирический герой обнаруживает, что «счастье везде»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Чувство красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье дается только тем, кто знает», что счастье в душе человека: «Вижу, слышу, Я счастлив”. Все во мне »[1, с. 247].

«Характерной чертой многих пантеистических стихов Бунина является тема восторга над божественной красотой и гармонией природы» [3, с. 36], [5], поэтому строки стихов Бунина иногда звучат как гимны, например, заключительная часть стихотворения “W cerkwi”, в котором есть обращение к Богу.

Прекрасен твой мир! Он цветет, его согревает ты,

Вечное солнце светит в твоих небесах

Живительный гимн природы

Он течет к небу…

В нем ваш храм сделан не вручную, ваш великий храм! [1, с. 52].

Чувство тоски по счастью, гармонии и единению с природой – характерный мотив пейзажной поэзии Бунина, развивающийся и в поэзии 1900-х годов. Лирический герой поэмы «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. . Он глубоко привязан к природе, которая наполняет его счастьем. Стихотворение раскрывает красоту природы до мельчайших деталей. Все это исполнено силы и величия. Лирический герой Бунина трепетно ​​относится к любому проявлению природы. Он все замечает, все помнит, все хранит в своем сердце. Каждый, даже неуловимый, ее образ полон для него непреходящего значения. Поэма пропитана темами тепла, света, радости, чувства родства с прекрасной природой. Кажется, что солнечный свет смешивается с запахом смолы и берет на себя ее запах:

… и похоже, сосна не пахнет,

Но тепло и сухость солнечных лучей [1, с.177].

Но пейзаж, который показывает нам Бунин, – это тоже образ его души. Тесный контакт с природой и понимание ее жизни делают человека молодым и счастливым.

В пейзажной поэзии Бунин постарался запечатлеть красочное бытие природы во всей ее полноте и разнообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, персонификаций, метафор, максимальная насыщенность образными деталями.

Список литературы

Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 томах. Т.1.-М.: Художественная литература, 1987.

2. Моделирующая функция начала в «Житии Арсеньева» И. А. Бунина (опыт семиотического художественного исследования пространства-времени) // Вестник Государственного лингвистического университета в Пятигорске. – 2002. №1. – С.54-55.

3. 3. Ковалева Т. Н. «Все сделано вами…»: пантеистическая поэзия И. А. Бунина // Университетские чтения – 2020. Материалы для научно-методической литературы в ПФЛУ. – Пятигорск: ПСПЛУ. 2020. – с. 35–39.

4. Ковалева Т. Н. Типы художественного времени и их роль в романе И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2020. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И. А. Бунина “Сны Чанга” // Пер Экспиментов рывов выроения соеменных гумантарных учк Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2020. С. 15-18.

Тема природы в лирике Бунина

Русские тексты богаты поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родную землю, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, отражая необычные цвета, звуки и запахи своей родины. Тема природы станет главной в поэзии Бунина, ему будут посвящены многие стихотворения.

И. А. Бунин запечатлел в своих стихах разные моменты бытия. Поэту важно передать разные состояния природы. Поэма «Яркий апрельский вечер…» показывает краткий миг увядания от тихого весеннего вечера. Бунин запечатлел изменения, происходящие в природе, когда «грачи спят», «холодные сумерки окутали луга», «ямы светятся тихой водой». Читатель не только ощущает очарование апрельского вечера, его особенное дыхание, но и чувствует, что «молодая морозная чернозема пахнет зеленью», слышит «крики журавлей, осторожно вытаскивая пригоршню», «внимательно слушающую шелест деревьев ». Все в природе впадает в спячку и вместе с самой весной «ждет рассвета, затаив дыхание». В стихах Бунина тишина, покой, незабываемое ощущение красоты бытия эхом.

Особую роль в поэзии Бунина играет запах, читатель ощущает необъяснимое очарование среднерусской природы. В стихотворении «Пола смым, – свежая трава» лирический герой улавливает запах «сенокосных полей и дубовых рощ». В стихотворении отражено «прохладное дыхание лугов». Все в природе замирает в ожидании бури, которую поэт олицетворяет и показывает загадочным незнакомцем с «безумными глазами». «Сумерки и мечтательность» на природе перед бурей. Поэт показывает краткий момент, когда «даль темнеет над полями», «облако растет, оно закрывает солнце и оно синее». Молния напоминает «меч, который на мгновение вспыхнул». Первоначально Бунин назвал стихотворение «Под облаком», но затем отказался от этого названия, поскольку оно не отражает всей картины, которую хотел представить поэт. Вообще, многие стихотворения Бунина о природе не имеют названий, потому что невозможно выразить состояние природы двумя-тремя словами и передать чувства лирического героя.

Читайте также:  Отрицание тщеславия, бездушный образ жизни в рассказе И

В стихотворении «Еще я холоден и сыр…» нарисован февральский пейзаж. Лирическое произведение дает образ мира Бога, который преображается и омолаживается с приходом весны: «кусты и лужи», «деревья на лоне неба», зяблики. Последняя строфа стихотворения знаменательна. Лирического героя не привлекает вступительный пейзаж,

… но что искрится в этих красках:

Любовь и радость быть.

В стихах Бунина человеческие чувства, мечты и желания тесно переплетаются с образами природы. И. А. Бунин в пейзажных зарисовках представляет сложный мир человеческой души. В стихотворении «Сказка» реальность и фантастика смешиваются, мечта и реальность, сказка и действительность неразрывно связаны. Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, Лукоморзе, «розовый песок», северное море. Перед читателем открывается образ сказочной страны. Эпитеты: «по безлюдным берегам», «под водой». «Дикая голубизна Лукомор», «В глухом лесу», «Розовый песок», «Зеркальное отражение моря» – передают ощущение нереальности и создают атмосферу таинственного ожидания чуда.

Последний катрен стихотворения показывает, что пейзажные зарисовки далекой пустынной страны помогают поэту передать чувство тоски, тоски по молодости, которая безвозвратно ушла:

Мне снилось северное море

Приснились леса в пустыне…

Мне снились далекие времена, снились сказки…

Я мечтала о своей юности.

Поэтический мир И. А. Бунина Поэтический мир А. Бунина разнообразен, но именно образы природы раскрывают в его стихах внутренний мир лирического героя. Самый яркий безоблачный период в жизни человека – детство. Это о нем И. А. Бунин пишет стихотворение «Детство», где также использует образы природы, чтобы передать чувства и переживания лирического героя. Детство у поэта ассоциируется с солнечным летом, когда «сладко дышать сосновым бором с сухим смолистым запахом». Ощущение счастья и полноты жизни лирического героя отражено в следующих эпитетах, сравнениях и поэтических метафорах: «блуждание по этим солнечным покоям», «песок, подобный шелку», «яркий свет всюду», «кора… так тепло, все согрето солнышком ».

И. А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В стихах поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувства, мысли и переживания лирического героя, передают краткий миг увлечения образами бытия.

Сочинение на тему утверждение вечности природы в лирике бунина

Чаще всего поэт использует образ осени и русского леса. Для него лес – это просто музыка, которую он поет с большой любовью, поэтому все его стихи музыкальны.

В изображении пейзажей Бунина мы находим много разных цветов и звуковых эффектов, тщательно подобранные эпитеты, персонификации, метафоры, которые помогают автору создавать удивительно точные образы. Здесь нет лирического героя, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Бунин часто показывает ночные пейзажи, ведь ночь – его любимое время суток. Ночью спящая природа кажется волшебной, очаровательной, еще более очаровательной – поэтому ночи посвящены многие стихотворения.

Как правило, в большинстве его стихов рядом с ночью и лесом появляются образы неба, звезд и бескрайних степей. Сочиняя пейзажные стихи, поэт увидел свой любимый район Орла, где и провел свое детство.

Философская лирика

Стихи-пейзажи Бунина постепенно уступили место философским, а точнее плавно превратились в них. Это началось на рубеже веков, в начале нового века. В то время поэт очень любил Коран, читал Библию, что, конечно, не могло не отразиться в его творчестве. Философские стихи Бунина говорят о жизни и смерти.

Бунин хотел понять, почему происходит событие, он размышлял о вечности – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихах можно найти много ссылок на историю разных стран. Его интересовали легенды Востока, Древней Греции, божеств и христианства.

Одиночество и гибель, вечность, человеческая судьба – эти темы тоже не редкость в философских текстах Бунина. В своих стихах он искал понимание смысла жизни – и связь между философскими стихами и пейзажными стихами становится характерной: именно в любви и почитании природы поэт нашел спасение для человеческой души.

В философских текстах Ивана Алексеевича особая атмосфера – абсолютная тишина. Когда читаешь стихи на эту тему, кажется, что даже воздух перестает вибрировать. В переживаниях лирического героя (здесь он присутствует) вы полностью погружаетесь в них, вы отдаете себя им, как своим.

Такая тишина, по мнению Бунина, необходима для того, чтобы можно было слышать Бога, носителя Света, Истины и Любви. Многие стихотворения автора написаны о Боге и на библейские темы.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены в несколько меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Поэму Бунина о любви давно называют трагической – пожалуй, это наиболее емкий и точный термин.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, главное, главное, ради чего жить на земле. Он абсолютно убежден в существовании настоящей любви, и хотя многие его стихи посвящены страданиям в любви, он также пишет, хотя и реже, о взаимной счастливой любви.

Одна из главных тем любовной лирики Бунина – рассматриваемое одиночество, неделимость любви, невозможность испытать счастье. Это трагично, потому что в нем преобладают мысли о том, что не сбылось, воспоминания о прошлом, сожаление о потерянном и хрупкость человеческих отношений.

Стихи о любви Бунина переплетаются с философскими стихами – любовью и смертью – и пейзажными стихами – любовью и красотой природы. Бунин – пессимист – в его стихах счастье не может длиться долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, не дан счастливый конец. Однако любовь по-прежнему остается счастьем, потому что это наивысшее, что человек может знать в жизни.

При этом сам поэт после нескольких неудачных попыток нашел все же семейное счастье и жену, которая поддерживала его во всем до конца дней.

Как и любые другие, любовные стихи Бунина имеют ряд особенностей.

Они включают, среди прочего избегая красивых фраз, используя природу как наблюдателя любовных страданий, ссылаясь на весну (любимое время года поэта) как на символ любви, открытый протест против несовершенства вселенной, незаменимую связь между духовным и телесным ( невозможно познать душу, не схватив само тело). При этом в стихах Бунина нет ничего постыдного или пошлого, это свято и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеперечисленных тем, в творчестве Ивана Алексеевича есть: гражданская поэзия – стихи о бедственном положении простых людей; тема Родины – ностальгия по старой России, стихи на подобные темы не редкость в период работы поэта в эмиграции; тема свободы, истории и человека; Предмет поэта и поэзии – цель жизни поэта. Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию, а точнее всемирное признание. Каждый должен знать прозу и поэзию Бунина, особенно если он считает себя любителем литературы.

Оцените статью
Добавить комментарий