«Вождь русской символики»

«Вождь русской символики»

«Лидер русского символизма»

03.12.2018 10:00

13 декабря — 145 лет со дня рождения В. Брюсова

Люблю все мечты, все речи мне дороги,
и посвящаю стихотворение всем богам.
В. Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов – создатель русской символики, в 13 лет связал свое будущее с поэзией. Первые известные поэтические опыты Брюсова относятся к 1881 году; его первые рассказы появились несколько позже.

В 1894-1895 гг. Вышло три сборника «Русских символистов». Как позже выяснилось, автором большинства стихотворений был сам Брюсов, который использовал различные псевдонимы для создания иллюзии существования литературного объединения единомышленников. В моменты творческого озарения, утверждал Брюсов, поэта преследуют удивительные и странные образы. Их можно передать только с помощью символов, которые должны «как бы гипнотизировать читателя, вызывать в нем определенное настроение». И Брюсову это удалось блестяще.

Для символиста Брюсова искусство – это «иное, иррациональное понимание мира». Он хотел возвыситься над реальностью в мирах высокой культуры. Для этого, как ему кажется, нужно только уйти от грязи современности. В 1896 году к поэме «Молодой поэт» он написал: «Молодой бледный с горящими глазами, теперь я даю вам три заповеди». Возьмем первый: живите не настоящим, а будущим – царством поэта. Вторая заповедь – «Не милуй никого» и третья: «Поклоняйся искусству». Молиться неземной красоте, чувствовать себя гражданином вселенной, разговаривать на равных с пирамидами и викингами, с миром идеальной природы, созданным во сне, – вот высшее счастье поэта:

Брюсов считал, что главная задача настоящего поэта – запечатлеть момент прозрения, вершину вдохновения, раскрыть в человеке его самые глубокие и сокровенные чувства.

Валерий Яковлевич также был певцом города. Город для него – центр цивилизации, разума, знаний, торжества человеческих способностей.

Брюсов приветствовал революцию 1917 года. В России он воспринял это по-своему: его не пугали ни грубость, ни незнание. Поэт-символист превратился в поэта, романтизирующего реальную действительность. Экзотический, далекий мир в его стихах заменил «новый мир – сплошной океан», а «Октябрь стал новой эрой жизни». Он не мог предположить, что новая литература, новое общество, которое он с таким энтузиазмом приветствовал, почти забудут о нем на десятилетия, вспоминая только тогда, когда насмехаются над символикой, введенной в литературу.

Поэзия, проза, переводы, литературная критика и критика – писателя интересовали многие аспекты литературного творчества. Он также выступал в качестве журналиста и редактора.

Читайте также:  Цвет и звук в текстах А

Сегодня очень важен вклад Валерия Яковлевича Брюсова в теоретические основы символизма и литературного творчества в целом.

Николай Сергеевич Ашукин
Брюсов М: Мол. гвардия, 2006

Брюсов М: Мол. Гвардия, 2006 г.

Эта книга входит в серию «Жизни великих людей» и посвящена жизни и творчеству русского символиста.
Валерий Брюсов М: Просвещение, 1992

Шаповалов М. А.

Валери Брюсов М: Просвещение, 1992
Среди стихов. 1894–1924 М: Сов. писатель, 1990

Книга рассказывает о жизни и творческом пути одного из величайших поэтов начала 20 века.

Брюсов Валерий Яковлевич.
Гоголь и символисты Банска Быстрица: FHV UMB, 2011

Среди стихов. 1894-1924 М: Сов. Пожитель, 1990.

В. Я. Брюсов и русский модернизм М: ИМЛИ РАН, 2004

В книге представлено наиболее полное собрание поэтических обзоров, манифестов, статей и дискуссий ведущего русского поэта.

Сугай Лариса Анатольевна
Сочинения М: Худ. лит., 1987

Гоголь и символисты в Банской Быстшице: FHV UMB, 2011

Книга представляет собой комплексное исследование влияния наследия Н. В. Гоголя на творчество русских символистов.
Неизданное и несобранное М: Ключ, 1998

В сборник включены статьи и материалы, отражающие различные аспекты творчества В. Брюсова.

Брюсов Валерий Яковлевич
Стихотворения М: Люмош, 1997

Собрание сочинений М: Худ. лит., 1987

Собрание произведений Валерия Брюсова
Повести и рассказы М: Сов. Россия, 1983

Валерий Брюсов

Неопубликованные и неопубликованные М: Ключ, 1998.
Переписка: 1904–1913 М: НЛО, 2004

Сборник произведений самого яркого представителя Серебряных Брюсов, изданный впервые.

Брюсов — родоначальник русского символизма

Брюсов Валерий Яковлевич

М.: Люмос, 1997.

В этот сборник вошли стихи и стихи из 15 сборников, изданных при жизни поэта.

Брюсов Валерий Яковлевич

Романы и рассказы М: Сов. Россия, 1983.

В книгу вошли прозаические произведения Валерия Брюсова разных лет.

Валерий Брюсов, Нина Петровская.

Переписка: 1904-1913 М: НЛО, 2004.

Переписка В. Брюсова и Н. Петровской – не только памятник их десятилетнему диалогу, но и ключевой документ в истории русского символизма.

В. Я. Брюсов (1873-1924) был одним из основоположников русского символизма и типичным представителем поэзии Серебряного века. Трудно передать, так или иначе связанное со многими явлениями в искусстве, В. Брюсов – один из авторов модернистской поэзии в России. В 1894-95 годах Валерий Яковлевич издал три сборника «Русских символистов», главным автором которых является сам поэт, представив образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России. По мнению Брюсова, символизм должен стать «теневой поэзией», выражающей «тонкие, едва уловимые чувства». В конце 90-х Брюсов становится одним из самых ярких поэтов-символистов. В 1900 году он опубликовал сборник стихов «Третья гвардия», в котором он понял современность через глубокое изучение истории и мифологии. Сборник стихов «Городу и миру» (1903) отразил впечатления и размышления о поездке в Италию и Францию, где В. Брюсов познакомился с культурой Возрождения. Сборник, построенный по принципу единого композиционного целого (что стало важным для практики поэтов-символистов в целом), отличался жанровым и тематическим разнообразием. А. Блок с энтузиазмом прокомментировал книгу, отметив, что «в ней идет преемственность от Пушкина – по прямой».

Читайте также:  Родина начинается в семье - сочинение для 4 класса

В текстах В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: историко-мифологическая и тема города. Поэт-символист видит современный мир «постыдно мелким, злым и уродливым». Соединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти соединяющую их нить истории. Стихотворение из учебника на эту тему – «Ассаргадон», в котором лирическим героем была выбрана сильная, незаурядная личность, победоносный ассирийский царь VII века до нашей эры. Ассаргадон, а точнее Асархадон. В Сирии на стене есть надписи о его сокрушительных победах. Пафос стихотворения – наблюдение незаурядной личности, склонной к горделивому одиночеству, как «истощенную до дна тебя, слава земная!». Лирический герой, король Ассаргадон, является военачальником, который может влиять на ход истории и движение времени своим умом, силой и энергией:

Как только я вступил во владение, Сидон восстал против нас.

Я сверг Сидон и бросил его камни в море.

Для Египта моя речь звучала как закон

Элам одним взглядом прочитал судьбу…

Герой «в экстазе восхищается величием» своих побед, он не знает поражений и военных неудач, но он один:

И вот я стою один, ошеломленный величием…

Характеризуя царя как чрезмерно высокомерного человека, не обращающего внимания на простых людей, мечтающего о подвигах как детских играх, поэт показывает трагическую сущность сильной личности. Поэма написана в виде сонета. В первых двух строфах автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушительные победы над целыми народами, государствами и городами. Последние две строфы сонета – неутешительное изложение разрушительных кампаний военачальника-короля. Пафос большинства стихов В. Брусилова на исторические темы («Ассаргадон», «Антоний», «Александр Македонский» и др.) Состоит в том, чтобы представить сильную личность, действия которой часто не приводят к созиданию и прогрессу, а разрушают ее. основы человеческого общества. История движения В. Я. Брюсов представлял собой смену культурных эпох, происходящую под влиянием внутреннего разложения старого мира и нападений нецивилизованных племен, варваров, направленных на уничтожение прошлого.

Читайте также:  Моральный подвиг в романе В

В. Я. Брюсова беспокоили высокие темпы развития цивилизации, повсеместная механизация, расцвет городов и связанный с этим упадок человеческих моральных ценностей, нравственных ориентиров. Современный город с процветающей промышленностью, где ручной труд заменен машинным, вызвал у поэта беспокойство:

Это было похоже на бурю на улице. Мимо проходили толпы,

Как будто за ними гналась неизбежная Скала.

Омнибусы, автобусы и моторизованные автомобили,

Бешеный поток людей был неиссякаем.

«Стальной», «кирпичный», «стеклянный» город с «железными жилами» господствует над людьми, являясь средоточием пороков: зла, бедности, распутства. В поэтическом мире Валерия Брюсова город, объединив в себе все ужасы цивилизации, становится самим себе палачом и наносит себе непоправимый урон:

Коварная змея с волшебным глазом!

В порыве слепой ярости

Ты нож со своим смертельным ядом

Вы возвышаете себя над собой.

Привлекая человека своим мимолетным величием и размахом (Ты неутомимый волшебник, / Ты не угасающий магнит…), город также является центром существующей науки и промышленности:

Луны горят электричеством на длинных согнутых стеблях;

В невидимых и нежных руках звенят телеграфные струны…

Двойственное отношение Брюсова к городу заставляет искать выход из ситуации. И тут приходит на помощь художник с сильной личностью, которая вмешается в процесс механизации жизни, бросит вызов свирепости современной цивилизации, преодолеет все, и жизнь снова наполнится энергией борьбы, будет стремиться к обновлению, станет способны изменить мир, добьются прогресса в науке, искусстве и промышленности. И, наконец, цивилизация будет процветать, достигнув небывалых высот:

Но я услышал голос трубы

Оцените статью
Добавить комментарий