Джордж Ноэль Гордон Байрон и его стихи – Иностранная литература

Джордж Ноэль Гордон Байрон и его стихи – Иностранная литература

Джордж Ноэл Гордон Байрон и его лирика

1.2 Джордж Ноэль Гордон Байрон и его стихи

До Байрона не было поэта, который мог бы так справедливо претендовать на звание кумира своего поколения, и не только в Англии. Стихи Байрона читались, и ему самому (а точнее лирическому герою, являвшемуся автопортретом поэта) откровенно подражали. Когда Байрон умер, вся мыслящая Европа оплакивала его смерть. Его творчество – одно из самых значительных явлений в истории мировой литературной и общественной мысли. В его стихах собраны самые острые, насущные проблемы его эпохи. Огромная художественная ценность наследия Байрона неразрывно связана с его историческим значением. Его поэзия, будучи ответом на революционные потрясения конца XVIII – начала XIX веков, отразила общую позицию европейского романтизма как особого направления духовной жизни эпохи.

Байрон был привержен идеалам Просвещения и эстетике классицизма, но он поэт-романтик. Культ разума сопровождается взглядом на иррациональность современной действительности. Признание классической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и смутных чувств, окрашенных мрачным настроением. Реальность проверяется не только разумом, но и романтической иронией. Идеи Просвещения в творчестве Байрона предстают в новой, трансформированной форме. У поэта больше нет оптимистической веры во всемогущество разума.

Пафос жизни и творчества Байрона – борьба с тиранией.

Его главной мечтой была мечта о человеческой свободе. Но его идеал свободы не является осязаемым обществом, и поэтому его стремление к свободе индивидуалистично. Байрон видит свободу либо в борьбе за разрыв с обществом, либо в эпикурействе.

Личность Байрона очень противоречива. В его сознании и работе сталкиваются различные элементы – стремление бороться за освобождение народов от тирании и индивидуалистических настроений; устремление вперед, в будущее и «горе мира». Однако, полагая, что свобода восторжествует в будущем, поэт не может избавиться от скептицизма и пессимизма.

Трудное детство поэта повлияло на его характер и мировоззрение. Чувствительность, высокомерие, служившие формой самозащиты, тоска – черты, которые определяют личность Байрона, – часто задают основной тон его поэзии. Это особенно заметно в его знаменитом лирическом цикле «Еврейские мелодии» (1815 г.), вдохновленном чтением Библии:

Сонное солнышко! Печальная звезда!

Как рвущий луч твой, когда-либо мерцающий!

Как тьма делает тьму еще темнее!

Как это похоже на радость минувших дней!

Так прошлое сияет в ночи жизни

Но эти беспомощные лучи больше не согревают;

Звезда прошлого так видна в моей печали;

«Видно, но далеко, ярко, но холодно!

(пер. А. К. Толстого)

Байрон свободно интерпретирует библейские темы, и они приобретают романтическое звучание. Заунывный лиризм поэта, исполненный неослабевающего чувства одиночества и стоического мужества в попытках, посланных

… очаровывали современников. Переводя «Еврейские мелодии», молодой М. Лермонтов вплел в них стихи Байрона и свое мировосприятие:

И если бы не век постигла судьба, –

Они проснутся у меня на коленях

И если в моих глазах хоть капля слезы.

Они растают и потекут.

«Моя душа мрачна».

Пылающее презрение к богатой толпе, добровольный отказ, напряжение трагических переживаний, эхом отражающееся в поэзии Байрона, сделали его воплощением романтизма – как мировоззрения, так и эстетической доктрины. В его стихах отразилась не только палитра чувств, изображенных в мрачных тонах, но и энергия протеста, свободолюбие и неприятие моральных компромиссов. Раньше считалось немыслимым говорить с такой искренностью в стихотворении о любви и ненависти, о прозрениях и чарах, о тоске и гневе, придирчиво воссоздавая капризные порывы души, таким образом, что получилась хроника сердечных дилемм. быть одновременно летописью века. До романтизма в поэзии преобладали обобщения и почти неизбежная условность чувств. Байрон первым сделал лирику исповедью и дневником человека, уникального по своему духовному опыту и в то же время типичного для своей эпохи.

«Мучительная сила тоски» стала визитной карточкой поэзии Байрона, отражающей трагедию поколения, задыхающегося в европейской атмосфере после наполеоновских войн. Лермонтов очень точно и остро передал основную тему этого стихотворения:

В глазах нет слез, губы молчат

От томящихся тайных мыслей в утробе моей,

И эти мысли – вечный яд.

«Они не могут пройти, они не могут уснуть!

«Простите меня! Если они могут попасть в рай…» 1808

До Байрона доминирующим жанром в области поэзии была эпическая поэма; Новый шаг Байрона в литературе – создание лирической поэмы, которая затем широко распространилась в европейской литературе XIX века. Появляется также термин байронизм (именно так этот образ мышления стал называться при жизни поэта). Его суть афористически описал А. С. Пушкин: «преждевременная старость души» как драма времени. Наиболее ярко это описано в стихотворении «Паломничество» Чайльда Гарольда. В нем представлен новый тип героев, захваченный метавремени. Его мучает «печаль мира», потому что он нигде не нашел пристанища для своей унылой души. Скептицизм, эгоизм, несчастная судьба человека, который не может найти своего призвания и в результате страдает глубоко и в отчаянии, – это «смертельная болезнь разума и сердца», которую Байрон впервые осознал. Тот же человеческий тип проявился и в других стихотворениях поэта, написанных на пике его славы.

Читайте также:  Булгаков (...) на протяжении всей своей жизни испытывал острую, разрушительную ненависть ко всему, что несло хоть малейший след мещанства, дикости и лжи

Байрон любил сатиру. Его сатирическое направление развивалось в различных жанрах – стихах, эпиграммах, пародиях, сатирических эпитафиях. Байрон освоил малую форму – несколькими предложениями, в остроумной игре слов ему удалось передать и актуальность, и актуальность события.

При чтении некоторых стихотворений Байрона («Гьяур», «Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда») создается впечатление, что автор описывает себя в главных героях. На самом деле дело обстоит сложнее. Между автором и его главным героем существует дистанция – временами апатия и неверие в собственные способности заставляют Байрона с горечью издеваться над собственной бесполезностью.

Байрон – выдающийся представитель прогрессивного романтизма. Лиризм, скептицизм, печаль, «мрачная холодность» переплелись в его стихах, создав неповторимый тон, покоривший и покоривший буквально каждого. Спустя много лет после своей смерти Б. Жуковский дал очень удачное описание поэта: «Дух высокий, сильный, но дух отрицания, гордости и презрения. Байрон, как бы он ни тревожил разум, ни поражал сердце. в безнадежность, не возбуждает чувственности., в его гении есть незаурядность. * Его образ навсегда останется символом высокого романтизма, творческого горения, нерасторжимости поэтического слова и верного выбора в социальной борьбе. Определяя место Байрона в мировой литературе, Белинский отмечал, что «каждый великий поэт, поскольку корни его страданий и блаженства глубоко уходят корнями в почву общества и истории, он поэтому является органом и представителем общества, времени и человечества.

Основные мотивы лирики Байрона

Автор диссертации: Скрытое имя пользователя, 28 апреля 2014 г., 18:43, аннотация

Краткое описание

Произведение великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, относящееся к эпохе романтизма. Новое направление в искусстве, зародившееся в Западной Европе в конце 18 – начале 19 веков, было реакцией на Французскую революцию и связанное с ней Просвещение.
Неудовлетворенность результатами Французской революции и ростом политической реакции в Европе в последовавших за ней странах были подходящей основой для развития романтизма. Среди романтиков некоторые призывали общество вернуться к прежней патриархальной жизни, к средневековью, и, отказавшись решать насущные проблемы современности, они окунулись в мир религиозного мистицизма; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая к продолжению Французской революции и осуществлению идей свободы, равенства и братства.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

БАРДЫКОВА РЕФЕРАТ. docx

3. Новаторство лирики Байрона……………………………………. .. …… 7

5. Список использованной литературы………………………………….. 16

Произведение великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, относящееся к эпохе романтизма. Он появился в Западной Европе на рубеже XVIII и XIX веков, новое направление в искусстве стало реакцией на Французскую революцию и связанное с ней Просвещение.

Недовольство результатами Французской революции и усиление политической реакции в Европе после ее окончания стали подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков некоторые призывали общество вернуться к прежней патриархальной жизни, к средневековью, и, не желая заниматься насущными проблемами нашего времени, они погрузились в мир религиозного мистицизма; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая к продолжению Французской революции и осуществлению идей свободы, равенства и братства. Ярый защитник национально-освободительного движения народов, осуждающий тиранию и политику агрессивных войн, Байрон стал одним из ведущих основоположников прогрессивного направления романтизма. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод нового типа романтизма были восприняты и развиты последовательными поколениями поэтов и писателей различных национальных литератур.

Работа Байрона была новаторской и содержала идеи, волновавшие как современников, так и последующие поколения. Невыразимый, непонятный байрон либо недооценивался, либо вызывал новые споры, но его творчество всегда волновало умы, будоражило воображение. И поэт, как бы предвкушая это, сказал:

. Я не зря прожил!

Хотя, может быть, под бурей несчастий,

Я могу сломаться в битве и умереть преждевременно

Но внутри меня есть что-то, что не умрет

что ни смерть, ни время не могут летать,

и клевета врагов моих не разрушит,

Которые оживают в повторяющихся эхах.

Имя, связанное с английским языком, с английской литературой, – лорд Джордж Гордон Байрон. Пожалуй, сейчас трудно представить, что этот загадочно разочарованный странник, избранник и изгнанник, идол и демон в одном лице значил для своих современников. Его очарование граничит с магнетизмом, его образ легендарен. Байрон определил развитие литературы, музыки и искусства романтизма, сформировал верования, образ мышления и образ поведения. Он был наряду с Наполеоном кумиром своего времени и самой заметной личностью среди великих английских поэтов начала девятнадцатого века.

Из всех английских поэтов, за исключением Шекспира, русские читатели знают Байрона лучше всех. Но в его собственной стране его положение не столь надежно по ряду причин.

Во-первых, это был протест против жестокой войны Байрона против тирании и лицемерия церкви и государства (которая была тонко замаскирована как протест против предполагаемой аморальности поэта). Затем, во второй половине XIX века, в период господства программы «Искусство для искусства», поэзия Байрона, как пишет Н. Дьяконова, «считалась технически ограниченной, немузыкальной и старомодной» [10, с. 121 ]. Полная несправедливость этого мнения слишком очевидна. Эстеты – поэты и критики – предвзято относились ко всей поэзии с ясным смыслом, прямо разоблачающей социальные и этические концепции. Более того, поэты второй половины века, особенно эстетической школы, следовали за современниками-романтиками Байрона больше, чем за ним. Дальнейшее развитие большей части английской поэзии шло в направлении, противоположном тому, что было принято Байроном. Вот почему в Англии его искусство критиковали и критикуют как принадлежащее ушедшей эпохе и отклоняющееся от современных тенденций. Никто в Англии не вызывал такого взрыва противоречивых чувств, как Байрон. Ему поклонялись – и проклинали, возносили до небес – и смешивали с грязью, провозглашали гением – и посредственностью. О Байроне есть много почтенных эпитетов – глубоких, темных, сильных, могущественных и однообразных одновременно. В. К. Кюхельбекер одним из первых в России (в статье 1824 г.) сравнил «огромного Шекспира и однообразного Байрона». Истоки расхожего мнения о монотонности Байрона Пушкин видел в английских критиках, которые часто указывали на односторонность таланта Байрона, поражаясь силе поэта, умевшего, по мнению У. Скотта, «ввести человека». и один и тот же персонаж на публичной сцене снова и снова, который не кажется однообразным только благодаря гениальности своего автора »[22, с. 493]. В искусстве Байрона романтический индивидуализм столкнулся со склонностью к классической поэзии, гармонию, симметрию и правильность которой он считал вариантом конструкции своих рационалистических идеалов. Несмотря на огромное количество критической литературы, посвященной творчеству Байрона, мало места было уделено анализу его чисто лирического предмета, его особенностей и лингвистическому анализу. Любовная поэзия Байрона была частично омрачена великой тенью его драм и стихов, частью которых она была. Как отмечал И. Шайтанов, «дублирование байронического героя создало байронизм, от которого Байрона трудно отделить и сейчас. Герой затмил автора. Что касается творчества, то ту же формулу можно выразить так: стихотворение затмило лирическое А внутри жанра стихотворения: повествование, фабулус преобладало над лирической оценкой »[30, с. 45]. Так Байрон выглядел однообразно. Поэтому представляется актуальным попытаться восполнить этот пробел, продемонстрировав новизну, современность и специфику любовной темы в текстах английского классика. «Прочитать сегодня Байрона заново – значит во многом увидеть в нем лирику» [30, с. 45].

Читайте также:  Секреты инженера Лисовича (Разбор отрывка из главы 3, части 1 романа Кова «Белая гвардия») - вариант 2

Новаторство в лиризме.

Новизна Байрона, столь сильная в его стихах, проявляется в эти годы и в области лирики, особенно любви. С конца Возрождения английская поэзия давно утратила это чувство неразрывного единства духовного и телесного начала, без которого любовная поэма не может передать живой голос человеческой страсти. Утрата этой целостности способствовала влиянию пуританства, под знаменем которого произошла буржуазная революция 17 века, и циничному распущению, которое противостояло пуританской литературе аристократической Реставрации. В XVIII веке этот разрыв был санкционирован литературной традицией, увековеченной разделением на лирические жанры. «Высокая» страсть, выражаясь преувеличенным языком классицистских абстракций, выливается в риторические, помпезные и холодные элегии и лонги. А земные радости любви чаще всего становятся предметом «шуточных», легкомысленных, часто натуралистически пошлых стихов. Бернс, великий шотландский поэт, был первым, кто восполнил этот пробел и вернул письменной поэзии то духовное и физическое единство, которое всегда существовало в устном фольклоре. Байрон, очень уважавший Бернса, последовал его примеру в естественности выражения лирических чувств. «Чувственный пыл» его поэзии, замеченный Энгельсом, не исключает, а предполагает духовность и глубину. Унаследованный Байроном от материализма Просвещения, в отличие от идеалистической реакции его времени, уважение к земному природному человеку, признание правильности всех его естественных прав и стремлений является идеологическим подтекстом его любовных стихов. В отличие от поэзии реакционного романтизма, где любовь изображалась как меланхолическое чувство, даже фатальное и трагичное по самой своей земной природе, любовные стихи Байрона раскрывают ясный и прекрасный идеал человека.

В основе любовных стихов Байрона лежит его страстная защита права человека на полноту этого щедрого земного счастья.

Лирика Байрона во многом обязана фольклору; поэт любил народные песни, охотно переводил их. Близость народных песен видна в неприхотливости, простоте и силе выражения чувств, а также в мелодичности его любовных текстов. Многие из его строф оформлены в музыкальном оформлении.

Он есть в лирической поэзии Байрона – в «Еврейских мелодиях» и в т. н. «наполеоновский» лирический цикл – в эти же годы наиболее ярко намечаются пути преодоления индивидуалистического бунта «восточных стихотворений». «Еврейские мелодии» были написаны Байроном в 1814-1815 годах. Авторские права были переданы Байроном молодому композитору Исааку Натану, который вместе с другим композитором, И. Брамом, написал музыку для «Еврейских мелодий».

Одна из самых известных песен из этого сериала – «Моя душа мрачна». В этом произведении автор обращается к теме накопившихся в душе страданий, горечи и печали. Перед нами образ героя, убитого горем, но не полностью отчаявшегося. Он все еще надеется, что «звуки рая проснутся в его груди». Лирический герой не смирился с тем, что «настал страшный час». Напротив, он видит смысл своей жизни в «грозном часе». Он жаждет слез только потому, что только так он может пробудить надежду в своей груди и освободиться от страданий.

Читайте также:  Анализ рассказа I

Лирический герой произносит призыв, выражающий желание уйти от безудержной игры, в которой он видит только мучения и страдания. В нем звучит непосредственность жизни, которая подчеркивает его мужественность и характер настоящего воина.

«Песня для луддитов». Луддиты в Англии в начале 19 века были теми рабочими, которые боролись за лучшую жизнь для себя. Простые люди в Англии в то время жили очень бедно. Они много работали (по двенадцать-четырнадцать часов каждый) и получали очень мало денег. В то время на фабриках и на рабочих местах было много женщин и маленьких детей. Мне было особенно жалко детей. Они не могли учиться, часто даже не умели читать и писать. С раннего возраста им приходилось работать, как взрослым, чтобы выжить.

Против этого порядка выступили луддиты и владельцы фабрик и заводов. Они разбивали машины и организовывали демонстрации протеста против тяжелой жизни. Их назвали луддитами, потому что у них был легендарный лидер по имени Ладд. Никто не знает, существовал ли он на самом деле. Но, как и другой народный герой Робин Гуд, он был символом борьбы за свободу. Джордж Байрон написал об этих людях стихотворение. Он начинается такими словами:

“Как я был раньше за свободу в чужой стране

… бедняки кровью куплены…,

Точно так же мы купим нашу волю.

Живи свободным или умри в бою!

Смерть джентльменам! Ладд великолепен!

В этих стихах Джордж Байрон напоминает рабочим о том, как их братья боролись за свободу в Северной Америке. Затем, в конце 18 века, жители североамериканских колоний восстали против власти английского короля и с оружием в руках боролись за свою свободу. Король послал против них войска, но они победили и основали независимое государство Соединенные Штаты Америки.

Здесь Байрон также призывал рабочих Англии последовать примеру колонистов: беритесь за оружие и отправляйтесь на битву против угнетателей.

Он считал, что люди должны быть свободными или умереть, борясь за свободу. Но жизнь раба – это не ответ. Вам предстоит бороться с угнетателями:

Мы тряпки для савана тирана будем ткать,

Тогда возьмемся за оружие.

Мучители должны умереть!

И мы нальем нашу красильную ванну полностью

Но не краской, а кровью.

Байрон считал, что только с ружьем в руке человек может достичь своей свободы. И кровь, которую люди проливают в борьбе за свою волю, пролита не напрасно:

Эта мерзкая кровь, как слизь животворная,

он удобряет нашу почву в этот славный день.

Некогда существовавший Дуб Свободы будет отреставрирован.

Дуб свободы, который когда-то посадил Ладд

и распространит свою тень по всему миру.

Байрон много говорил и писал в поддержку Греции. В то время страна находилась под властью Османской империи, но греки часто восставали против турецкого ига. Для них Байрон написал свою знаменитую «Песню о греческих мятежниках».

В этом стихотворении он призывает греков смело бороться за свободу и напоминает им героев Древней Греции. Например, он рассказывает о подвигах спартанцев во главе с царем Леонидом. Все они погибли в Фермопилах, защищая путь в Грецию. Персы обещали им жизнь и богатство, если они сдадутся, но они гордо отказались. Они предпочли умереть свободными, чем жить рабами. Поэтому Байрон призывает греков своего времени быть такими же:

С презрением отвергайте, греки,

Кровью врага навсегда

Смыть клеймо рабства.

К оружию! За победу!

Не бойтесь в сердцах героев.

Пусть за нами идет кровь тиранов.

Пусть течет кровь тиранов.

На эту тему написано и стихотворение «Прометей». Байрон использовал древнюю легенду о Прометее, борющемся с тиранией богов за счастье человечества. Изображение этого титана было одним из любимых полотен Байрона и его друга Шелли. «Я всегда думал о Прометее», – признал Байрон. Он уже упоминал свой образ в своих юношеских переводах с греческого, а также в зрелых произведениях, таких как «Бронзовый век» или «Дон Жуан». Поэма «Прометей» звучит как призыв противостоять тирании, превозносит благородное достижение титана – защитника и защитника людей.

Северная Италия перемалывается под пятой Австрии, центральная и южная части раздроблены на ряд деспотических государств, в которых доминировали феодальные порядки. Байрон подходит к членам тайного общества Карбонари, с которым готовилось вооруженное восстание. «Италия загружена, и многие хотят нажать на курок», – сообщил Байрон в одном из писем. Он принимает очень активное и практическое участие в движении карбонариев, помогает итальянским патриотам деньгами и прячет оружие в своем доме, готовясь к восстанию. Освобождение Италии становится для Байрона «большим делом».

Оцените статью
Добавить комментарий