Как герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» понимают свободу?

Как герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» понимают свободу?

Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита

Как герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» понимают свободу?

Человек никогда не бывает полностью свободным, потому что его свобода всегда ограничена; например, он может выбрать ту или иную пищу, но не имеет права вообще отказываться от еды.

Булгаков вложил много души в роман «Мастер и Маргарита». Создавая свою последнюю работу, Михаил Афанасьевич до конца своих дней искал лучшее отражение своих идей. Он постоянно вносил поправки, вводил новых персонажей, менял название романа, чтобы максимально полно донести до читателя его морально-философское мировоззрение. Булгаков добился своей цели, что подтверждает Г. Лесскис, который в своей статье «Последний роман Булгакова» пишет, что «Мастер и Маргарита» – несомненно, лучшее произведение Булгакова.

Одна из основных идей автора романа – свобода. Та же возвышенная, идеализированная свобода, о которой человечество мечтало и о которой будет мечтать, была посвящена своим бессмертным произведениям гениальными мастерами пера и кисти, за которые была пролита кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово свобода!

Как герои романа понимают и «чувствуют» свободу? Возможно ли это в той мере, в какой эти параметры видят общество в своих мечтах?

Возможно, наиболее яркой и самобытной личностью является Иешуа Га-Ноцри, прототип библейского Иисуса Христа. Его продают за тридцать монет, арестовывают по ложным обвинениям, подвергают пыткам и, наконец, приговаривают к смертной казни. И все же Иешуа никого не винит, он никого не «винит». В глубине его глаз таится непонятная тайна, когда он говорит Понтию Пилату, что только тот, кто отдал свою жизнь, может забрать ее. Поэтому, несмотря ни на что, Ха-Ноцри считает себя свободным: свобода мысли и свобода духа – два крыла вольной птицы, которую нельзя ни арестовать, ни застрелить. Прежде всего Иешуа ценит полную внутреннюю свободу, исключающую следующие термины: трусость, злоба, негодование, ревность и ненависть. Итак, все, что изначально негативно и темно.

Это главная особенность Иешуа, которую мы наблюдаем в Учителе. В добровольной изоляции от внешнего мира, в окружении любви и заботы любимой женщины, он создает роман, ценность которого заключается прежде всего в том, что это продукт, плод творчества, независимый от догм, партийно-идеологической ориентации. тогдашняя советская литература и свободный полет Мельпомены. Только в единстве вдохновения и отсутствии насилия над собой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода заключалась в том, чтобы создавать то, что он хотел, невзирая ни на какие трудности.

Поэтому время создания романа для Мастера и Маргариты было самым счастливым. Это было обычное человеческое счастье, которое они хотели ощутить в полной мере, прося Воланда отправить их обратно в их любимый уютный подвал. Но все течет, все меняется. Следовательно, после всего, через что они прошли, им не пришлось бы испытывать прежнее чувство свободы и любви в старой комнате, в старых условиях.

Однако свободная любвеобильная натура Маргариты отвергает чувственный, душевный застой. За право жить так, как она хочет, за право любить и быть любимой, она отказывается от всего, что могло показаться необходимым для счастья женщины: щедрого мужа, который ее обожает, роскошной квартиры в престижном доме, денег. У нее было все, о чем мечтает женщина, но не было ни любви, ни чувства свободы. Поэтому она без сожаления расстается со старой, удобной, сытой и красивой жизнью в «золотой клетке» и освобождается во имя любимого мужчины, которого она «угадывала» у тысяч людей.

Читайте также:  Андреев К: Три жизни Жюля Верна

Именно в праве самостоятельно выбирать образ и направление жизни Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала выбор и ни о чем не жалеет.

В крохотной подвальной квартире, затерянной на улицах Арбата, два любящих сердца купаются в счастье, щедро наполненном свободой, независимым творчеством и безусловной любовью. И Маргарита, и Мастер во имя свободы и любви готовы принять предложение Воланда, обещающего им полную свободу, недоступную в реальной жизни. «Когда людей полностью ограбили, как и нас с вами, они ищут спасения у какой-то потусторонней силы! Что ж, я согласен искать ее там», – говорит Мастер, не зная, быть счастливым или напуганным.

Идя к вечному дому, подаренному Воландом, слушая слова, текущие, как поток слов, идущий рядом с Маргаритой, мастер чувствовал, что кто-то выпустил его на свободу, как он недавно выпустил на свободу созданного им героя. И теперь, когда он приближался к своему вечному дому, завернутому в кудрявые виноградные лозы, маняще и многообещающе глядя в венецианское окно, Мастер надеялся обрести покой, умиротворение и еще больше умиротворения. Что ж, вся тяжесть его опыта дает ему право на эту надежду.

И Иешуа Га-Ноцри, Мастер, и Маргарита считают себя полностью свободными. Но действительно ли они бесплатны?

Столетия размышлений мудрейших умов человечества над понятием «свобода» привели к устойчивому определению: свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими желаниями. Прочитав роман от корки до корки, выясняется, что тройка этих героев не совсем свободна: тотальной, абсолютной свободы не существует и не может быть. Абсолютная свобода – это миф, мечта, необходимая человеку в суровой реальности жизни.

Например, Иешуа не вправе обращаться к прокурору Иудеи в соответствии со своими желаниями и убеждениями: хороший человек. Крысолов заставляет его, «небрежно и легко»: «Римского прокуратора называть игемоном», принять универсальный адрес. Таким образом, свобода Иисуса Навина ограничена его заключением, она становится ограниченной.

Свобода Мастера также находится под угрозой. Критики литературы безжалостно и хладнокровно топчут ее в тускло-серый цвет «советизма». В стенах сумасшедшего дома Мастер может смело говорить то, что хочет, но территория этой свободы не выходит за пределы владений профессора Стравинского. С брелком Мастеру легко сбежать из клиники, но он терпит неудачу. «Я не могу уйти отсюда не потому, что он высок, а потому, что мне некуда бежать», – говорит он своему соседу, полностью осознавая, что нет возврата в мир, который отверг его.

Мы видим, что с Маргаритой не все просто. Во-первых, при полете над Москвой и хулиганских выходках ее свободный полет, дающий ощущение полного освобождения от всего, ограничен временем мази «золотой ящик» и прихотью сатаны. Во-вторых, ее счастье, любовь и свобода в конечном итоге полностью зависят от Учителя. Достаточно вспомнить, как постарела Маргарита, пока Мастер находился в психбольнице.

Из всего этого следует, что для булгаковских героев свобода – это свобода желаний, духа, мыла и творчества. Это их право следовать. Их свобода частична только потому, что этой свободы, которая, вероятно, есть у каждого человека, не существует в природе.

Только всегда и везде есть свобода, ограниченная либо государственными законами, либо моральными критериями. Так должно быть, это правильно. Ведь когда есть подавляющая свобода, когда все делают и говорят, что хотят, воцарится анархия, и человечество столкнется с трагическим концом. Оно нам нужно?

Читайте также:  Влюбленность говорит мужчине, каким он должен быть

Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать эссе

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет писателя или поэта, который не поверил бы, что свобода каждого человека так же необходима, как воздух, еда и любовь.
На первый взгляд, это непростое время, которое мы видим через призму романа «Мастер и Маргарита», не так страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые – сороковые годы нашего века – один из самых страшных периодов в жизни Российского государства. И они ужасны прежде всего потому, что в те времена жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.
По словам М. А.Булгакова, в широком смысле слова свобода доступна только тем, кто чист сердцем и может выдержать испытание, которое Сатана, Князь Тьмы, ставит в своем романе против жителей Москвы. Таким образом, свобода – это награда за невзгоды и недостатки, которые тот или иной персонаж пережил в жизни.
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство в течение долгих лунных ночей, мы можем проследить взаимосвязь: вина – искупление – свобода. Пилат виноват в том, что он приговорил узника Иешуа Га-Ноцри к бесчеловечным мучениям, не найдя в себе сил согласиться с ним тогда, «ранним утром четырнадцатого дня весны нисана». «За это он был приговорен к двенадцати тысячам ночей раскаяния и одиночества, полного сожаления о прерванном разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет узника по имени Га-Ноцри, который приходит к нему и идет по залитой лунным светом дороге. вместе с Мастером, как автором романа, долгожданная свобода и возможность осуществить мечту, о которой он мечтал 2000 лет.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит все три этапа на пути к свободе. В ночь прощания неутомимый шутник, подстрекатель и шут Коровиоу-Фагот превращается в «темно-пурпурного рыцаря с самым темным и никогда не улыбающимся лицом». По словам Воланда, рыцарь однажды ошибся и неудачно пошутил, выложив каламбур про свет и тьму. Теперь он может свободно идти туда, где это необходимо, и где бы его ни ожидали.
Писатель мучительно создавал свой роман, 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и создавал заново. В нем было отчаяние – во всяком случае, М. А. Булгаков знал, что пишет смертельно больной. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, что отражено в сюжете романа, связанного с одним из главных героев – Мастером.
Мастер получает от Воланда свободу, причем не только свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была отдана ему за невзгоды и недостатки написания романов, за его талант, за его душу, за его любовь. И в ночь прощения он почувствовал себя свободным, потому что он только что вышел из рук созданного им героя. Мастер находит вечное прибежище, соответствующее его таланту, по душе ему и своей спутнице Маргарите.
Однако свобода в романе предоставляется только тем, кто в ней сознательно нуждается. Ряд персонажей, изображенных автором на страницах «Мастера и Маргариты», хоть и стремятся к свободе, но понимают ее очень узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, нравственными и жизненными потребностями.
Автора не интересует внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман, чтобы точно воссоздать атмосферу, в которой создавал Мастер и в которой штурмовал Воланд и его окружение. Стремление к духовной свободе у этих «избалованных жилищным вопросом» москвичей исчезло, им нужна только материальная свобода, свобода выбора одежды, ресторанов, любовниц, работы. Это позволило бы им вести спокойную размеренную жизнь городских обывателей.
Окружение Воланда – именно тот фактор, который пробуждает человеческие пороки. Эстрадное шоу в театре когда-то выставляло людей, сидящих в зале. После прочтения главы, описывающей выступление Воланда со своим окружением, становится ясно, что эти люди свободны в изолированном мире, в котором они живут. Больше им ничего не нужно. Они даже не догадываются, что существует что-то еще.
Пожалуй, единственный человек из всех изображенных в романе москвичей, который отказывается терпеть эту жалкую атмосферу домыслов, – это Маргарита.
Ее первая встреча с Мастером, во время которой она инициировала познание, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита – выдающаяся, талантливая женщина, способная понять и принять тонкий и чуткий характер Мастера и оценить его творения. Привязанность, называемая любовью, побуждает ее искать свободы не только у законного мужа. Это не проблема, и она говорит, что для того, чтобы от этого избавиться, ей просто нужно объясниться, потому что это то, что делают умные люди. Маргарита не хочет свободы только для себя, но она готова бороться за свободу для двоих – себя и Мастера. Даже смерть ее не пугает, она легко принимает это, потому что уверена, что не расстанется с Мастером, а полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.
В связи с темой свободы нельзя не упомянуть еще одного героя романа – Ивана Бездомного. В начале романа этот человек является прекрасным примером человека, который не свободен от идеологии, от привитых ему истин. Верить лжи удобно, но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана сомневаться – и это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, настолько другим, что его прошлое больше не имеет для него значения. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного жизненного пути. Конечно, встреча с Мастером оказала на него огромное влияние. Можно предположить, что когда-нибудь судьба свяжет их вместе.
Таким образом, можно сказать, что всех героев Булгакова можно разделить на две группы. Вы не думаете об истинной свободе, а они герои сатирического сюжета. Но в этом романе есть и другая линия – философская, и ее герои – люди, жаждущие свободы и мира.
Проблема поиска свободы, стремления к независимости вместе с темой любви – основная тема бессмертного романа М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роман «Мастер и Маргарита» обречен на долгую жизнь.

Читайте также:  Особенности текстов, реферата, школьного сочинения Владимира Высоцкого

55 972 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько людей из вашей школы уже обманули это эссе.

/ Сочинения / Булгаков М. А. / Мастер и Маргарита / Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также работы Мастера и Маргарет:

Оцените статью
Добавить комментарий