Проблема нравственного выбора у Мастера и Малгожаты Булхаковых

Проблема нравственного выбора у Мастера и Малгожаты Булхаковых

Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» стал делом жизни Михаила Булгакова. Автор вложил в свои работы всю душу, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что перед каждым человеком стоит моральный выбор. Не только его жизнь зависит от решения, которое он принимает, но и жизни окружающих. Как проблема нравственного выбора выражена в романе «Мастер и Маргарита»?

Автор делит всех персонажей романа на две стороны: Злую сторону и Благую сторону. Силы зла представлены Воландом и его окружением. То и дело предлагают кому-нибудь подписать контракт. Однако они честны и просто потому, что всегда сдерживают свои обещания. Здесь нет классической сцены пакта с дьяволом, где последний жульничает.

Злют и участники MASSOLIT, которые пишут бездарные песни. Письмо для них – источник благополучия. Они не пытаются раскрыть в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов о простых вещах. Например, один из них описал чудесный и вкусный ужин в ресторане «Грибоедова».

Сторона справа представлена ​​Иисусом Навином. Этот персонаж считает, что плохих людей в принципе не существует. Есть только обиженные люди, которые делают плохие поступки из-за обиды. Добро – это также образ Мастера, который в своих произведениях стремится осветить настоящие проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая пакт с Воландом, также на стороне Добры. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с любимым.

Проблему нравственного выбора освещает библейский сюжет. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. Перед ним стоит непростой выбор: справедливость, честность или успешная карьера. Он выбирает повышение, и это его вина, что Иисус Христос умирает в ужасных муках. Скоро люди признают свою ошибку, но будет уже поздно.

Михаил Булгаков подводит читателя к мысли, что каждый решает сам, кем он хочет быть. Принимая решение, важно знать, что оно влияет не только на жизнь того, кто выбирает, но и на жизнь других. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным образом. Принятие решений – ответственный поступок, задача взрослых и зрелых людей. Способность брать на себя ответственность за свои действия – вот что отличает взрослого от ребенка.

В романе «Мастер и Маргарита» подчеркнуть проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и персонажи.

2 вариант

Борьба между добром и злом существует с незапамятных времен, это два вечных и неразделимых понятия. Хорошее и плохое живут в каждом человеке, но в разных пропорциях. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.

Эта тема широко обсуждается многими писателями, и М. А. Булгаков в его романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло соблазняет и соблазняет людей искушением, а добро ведет на правильный путь. Мы с детства привыкли, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные персонажи всегда побеждали плохих парней. Но роман Булгакова расстраивает наше восприятие его, потому что здесь правит нехорошо. Эти две противоположности абсолютно равны. Действия романа происходят не одновременно, но между ними есть нечто общее, что их связывает – поиск истины и борьба за нее.

Читайте также:  Судьба человека (на примере романа М

Роман возвращает нас во времена Понтия Пилата, прокурора Иудеи. Перед ним мужчина в синяках и ссадинах, отчаянно пытающийся оправдать предъявленное ему обвинение. Его зовут Иешуа, и его обвиняют в подстрекательстве к разрушению храма в Ершалаиме. Но за попытки оправдаться обвиняемый получил порку.

Сам Понтий Пилат называл себя «дикарем», живущим по своим законам. Он считал, что раб должен всегда подчиняться своему господину. Внезапно он столкнулся с человеком, который не разделял его взглядов и осмелился выступить против него. Прокурор сразу понял, что заключенный невиновен, несмотря на его эксцентричность, он прекрасно умел унять головную боль, мучившую Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Йешу безумным и изгнать его на остров поближе к месту его проживания. Но его план провалился, потому что Иуда сделал все, что в его силах, чтобы казнить узника. Прокурор пытался его спасти, но отказываться от судимости он не собирался. В конце концов, Понтий Пилат, опасаясь навредить своей карьере, пошел против человечества и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа совесть прокурора продолжает преследовать его.

Спустя столетия Учитель начинает писать роман о Понтии Пилате. Он пытается узнать историю Христа, и сатана дает ему возможность сделать это. Здесь есть параллель между Иешуа и Учителем. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер – это своеобразный собирательный образ человека, жаждущего познания вечных нравственных законов.

Маргарита же – воплощение «вечной любви», безмерной, вдохновенной и поэтичной. Она готова сражаться за свою любовь, за что соглашается появиться королевой на Балу Сатаны и, таким образом, соединиться с Мастером.

Отправившись с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям как напоминание о том, что только мы можем решить наши нравственные проблемы.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Семья – не самая маленькая роль в жизни каждого человека. Семья, в которой воспитывался и развивался мужчина, влияет на формирование его собственной социальной ячейки в будущем.

Татьяна с детства не была разговорчивой, задумчивой, грустной, отстраненной и не отличалась от сверстников. Татьяна не любила участвовать в играх, предпочитала слушать рассказы няни и проводить время на природе.

Это стихотворение может напоминать «Путешествие из Петербурга в Москву». Принцип в том, что лирический герой путешествует по родному краю, видит все недостатки в жизни людей, но старается не только показать

В конце ноября родился неординарный и талантливый человек Владимир Даль. Его работа над «Толковым словарем» прославила его, но помимо этой работы в его жизни происходили разные интересные события.

По сей день слово «дружба» не имеет четкого понятия. Сто лет назад во имя дружбы он пошел сражаться или умереть. Дружбу нельзя охарактеризовать одним предложением.

Читайте также:  Булгаков (...) на протяжении всей своей жизни испытывал острую, разрушительную ненависть ко всему, что несло хоть малейший след мещанства, дикости и лжи

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

    галерея гостевая книга Обратная связь Синопсис О сайте Полезные ссылки Поддержите проект

    Разделы | В литературе | Через русский язык

Сочинение

Проблема нравственного выбора в романе М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Моральный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определить, что есть «плохо» и «хорошо», что «морально» и «аморально»! Верность или предательство, совесть или позор, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы держат людей на распутье.

Проблема нравственного выбора – ключевая в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждому из персонажей писателя в какой-то момент своей жизни приходится что-то решать.

Так, например, решение Понтия Пилата крайне сложное: он должен оправдать невиновного философа на улице или продолжать утверждать смертную казнь.

Понтий Пилат внутренне противоречив: в нем могут сосуществовать две личности. С одной стороны, обычный человек, симпатизирующий Иешуа, осознавал несправедливость своего приговора. «Лысеющий» (домашняя деталь) Понтий Пилат, терзаемый «ужасными, дурными» болями, противопоставляется второму Пилату, государственному служащему, который должен строго соблюдать законы римского государства.

Психологические муки прокурора усугубляются тем, что его противопоставляют окружающим. М. Булгаков показывает это яркими эпитетами и лексическими повторами: «Ершалаим ненавидит», «непредсказуемая толпа», «толпа с нетерпением ждет…».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, он не свободен в своем выборе, и все же судьба других находится в его руках. Страх и трусость заставляют его действовать против своей совести, подавлять добрые намерения.

Риск потерять власть и должность делает Пилата мудрым и хитрым, и мы видим в нем отличного актера, дипломата и психолога. Заранее зная, какое решение примет синедрион, герой «великого искусства» удивляется, изумляется, приподнимая брови на своем «высокомерном лице». Пилат, ухватившись за крайнюю меру, прибегает к другим средствам: он тщательно готовится к разговору, «мягко» обращается к первосвященнику и настойчиво требует повторения решения.

Итак, «все было кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокурора. Власть, занимаемая должность, для «Игемона» в конце концов гораздо дороже справедливости, совести и человеческой жизни. Иешуа, с другой стороны, преуспевает, даже будучи побитым камнями и распятым. Свобода, правда и добро превыше всего для странствующего философа.

Роман о Понтии Пилате – творение Мастера, которому тоже приходится выбирать в своей жизни. Почувствовав внутреннюю свободу, Мастер приступает к работе. Напомним, как литературный мир столкнулся с Мастер-версией библейского сюжета? Роман не был принят к публикации. Редакторы, критики, члены редколлегии – все, кто это читал, уходили от Мастера, писали шокирующие статьи в газетах. Особенно яростен критик Латунского. Таким образом, М. Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы убивать живых и талантливых во имя бездарности, оппортунизма и спекуляции.

Читайте также:  Темные переулки в творчестве И. А. Бунина

Свобода Мастера со временем подавляется страхом. «Так, например, я стал бояться темноты. Короче, началась стадия душевной болезни», – говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «… Я не могу вспомнить свой роман без трепета». Хозяин отстраняется, не борется за своего ребенка до конца. Он даже готов отказаться от Маргариты – он не передал ей послание из «дома печали».

Судьба Мастера – это удел творческого человека в мире неполноценности. Для М. Булгакова эта проблема была одной из важнейших. Пример других литературных деятелей, собранных в Грибоедово, показывает, как часто человеку, вступая на путь творчества, приходится выбирать между талантом, природным даром и посредственностью. Писателей Грибоедова больше всего привлекает «явное желание жить по-человечески». И что для них «человеческий образ жизни»? Иметь дачу, отпуск (до двух недель – в случае с рассказом, до года – в случае романа), вкусную и дешевую еду. Моральную сущность членов МАССОЛИТ подчеркивают их имена: Двубрацкий, Загривов, Глухарев, Богогульский, Сладкий и «купчиха-сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Вероятно, неслучайно злые силы отомстили Берлиозу, бросив его под трамвай, а затем украдив его голову из гроба. Именно этот герой возглавил московских писателей – людей, забывших о высоком писательском чине, потерявших стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей от самостоятельности и вольности, хотя сам был человеком опытным и образованным.

М. Булгаков раскрывает в своих героях жадность, лицемерие, легкомыслие, честолюбие, способность к предательству, превозносит любовь, добро, правду и честность.

Итак, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Азазелло говорит: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого не люблю, но считаю недостойным портить ему жизнь. Тем не менее, героиня решает откровенно поговорить с нелюбимым мужем и оставляет любовника в безумии на ночь только на ночь… В душе Маргариты зарождается ненависть к гонителям Мастера и жажда мести, но милосердие не исчезает. Героиня, став «ведьмой», сносит квартиру Латунского, но тут же успокаивает ребенка, который просыпается в соседней квартире. Единственное, о чем мечтает несчастная женщина, – это вернуть Мастера. Но Маргарита сначала просит пощады к Фриде. За терпение, любовь и милосердие, то есть добродетели, составляющие нравственную сущность героини, Маргарита была щедро вознаграждена силами зла.

Таким образом, М. Булгаков ставит многих героев в ситуацию выбора. Что выбрать – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли это правильный выбор? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то наоборот – трусостью, стремлением понравиться. Чтобы не блуждать на распутье, нужно иметь смелость, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственных задач зависит судьба людей.

Оцените статью
Добавить комментарий