Сатира в романе М

Сатира в романе М.

Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков совмещает два повествовательных плана: философский и сатирический. Первая строка связана с библейским сюжетом, вторая – с изложением автору обычаев современного общества. Тональность, способы повествования в них резко различаются.
Булгаков изображает Москву преимущественно сатирическими красками. Это связано с пошлостью, оппортунизмом, корыстными интересами его жителей. Все эти особенности определяют сатирический тон повествования. Сложная структура романа с разветвленной системой персонажей позволила автору максимально скрыть сатирический пафос произведения. Это позволяет Булгакову представить сложную картину московской таможни 1920-х годов.
Писатель тонко сочетает гротеск с фантазией. Здесь он продолжил гоголевскую традицию. Это было особенно очевидно в его использовании деталей. Точная деталь позволяла писателю подчеркнуть суть изображаемого персонажа и одновременно являлась средством создания гротеска.
Обычно М. Булгаков использует бытовые, портретные и символические детали. Они придают необходимую достоверность происходящему («большой кот, черный как свинья», висит на трамвайной остановке с гривной в билетной кассете).
Яркой сатирической деталью романа является членский билет МАССОЛИТ. Формальности, преимущества должности заменили реальное творчество писателя. Во главе угла стоял осязаемый «коричневый билет, пахнущий дорогой кожей». В то время МАССОЛИТ был одной из самых влиятельных организаций в литературе. Однако в нем работали не самые талантливые писатели и поэты. Об этом говорят их «говорящие имена»: беллецист Бескудников, поэт Двубрацкий, писательница Настазья Лукинична Неприменова под псевдонимом «Штурман Чорж», сценарист Глухарев, поэт Тамара Кресент, прозаик Жуколов, «некий Вития Куфтиков, кажется, из Роастильо Блумбы. за щеку », Бабянов, Богогульский, Слодки, Спичкин, Адельфина Бузджак и др. д.
Целая плеяда «выдающихся писателей своего времени» предстает перед нами в ресторане «Грибоедов» отчетливо пошло: именно здесь они пользуются всеми привилегиями, которые им даровал государство. Литературная элита страны оказывается посредственной, мелочной и мерзкой. Примечательна в этом плане танцевальная сцена в этом ресторане: литературные персонажи кружатся в бессмысленном вихре. Эти цифры ориентированы не на создание, а на потребление. Поэтому, вслед за Гоголем, автор уделяет особое место описанию стола и различных блюд для персонажа МАССОЛИТА: «стерлядь в серебряном горшочке», «сдвинутые шейки раков», «свежая икра», «кокосовые яйца с грибами». пюре в чашках »,« филе дрозда »и др. Подлость интересов этого общества отражена в наблюдении одного из важных авторов:« ни одна свежая струя не проникала сквозь открытые окна »,« пахло луком ».
Но из всей этой галактики больше всех достается Михалу Афанасьевичу Берлиозу, так как он не раз появляется в романе. Его образ трагически выражает одну из главных идей романа – «каждый получает по своей вере». Главный герой наказан за эгоистичное отношение к людям, веру, идеалы, раболепие, позицию оппортуниста, самомнение, снисходительность, глупость, бездарность. Неслучайно он является лидером МАССОЛИТА.
Сюжет сатирического портрета московских мещан в романе тесно связан с образом Воланда. Вместе со своими помощниками он разрушает их повседневную жизнь, обнажая абсурдность советских институтов. Здесь писатель следует за Салтыковым-Щедриным. Оба художника осудили формализм и беспринципную бюрократию. Одно из ярких подтверждений тому – изображение костюма, который принимает решения самостоятельно, без собственника-бюрократа.
М. Булгаков успешно использует гоголевскую прозу (сюжеты суббот, полеты на человеке-пауке). В романе писатель также высмеивает пороки некоторых людей (пьянство и распутство директора Театра эстрады Степы Лиходиева, беспечность его помощника Варенучи, равнодушие и бюрократизм президента жилищного кооператива в доме 302). – бис Николая Ивановича Босого, бесцеремонность Римского и т. д.).
Скромность жизни москвичей подчеркивается описанием того, что содержится в жалобах президенту жилищного кооператива: клевета, доносы, кража пельменей и т. Д. Показательны в этом отношении занятия по черной магии и ее разоблачению. Воланд отмечает, что, несмотря на успехи бенгальцев, москвичи сильно изменились внешне, у них появились машины, трамваи и другие изобретения, но их мораль осталась прежней: «жилищный вопрос их испортил».
М. Булгаков тонко замечает, как меняется толпа по мере того, как разворачиваются магические действия Воланда. Самая большая привлекательность для них – деньги, падающие с потолка зала. Здесь раскрывается их истинная природа. Был переполох, бац. Глаза всех зрителей загорелись. Ради интереса предложили Бенгалии оторвать голову.
Вся сцена была похожа на массовый гипноз. Люди привыкли жить согласно мифам и иллюзиям. М. Булгаков представляет это с помощью фантастической камеры. Воланд дал возможность каждой из дам надеть понравившийся наряд. Но выйдя из театра, милые дамы с ужасом обнаружили, что они полностью обнажены.
Люди потеряли рассудок из-за жажды денег и социального положения. Ими стало легко манипулировать и вводить в заблуждение. Неслучайно мотив разоблачения обывателей находит отклик в образе Ивана Бездомного, Никона Ивановича Босого. Клиника Стравинского, в которую они ходят, похожа на весь остальной современный мир.
Но высмеивая вековые человеческие недостатки, М. Булгаков надеется на их исправление, на человеческое совершенство. Домашние и мифологические сцены романа говорят о том, что духовное и бездушное всегда боролись в человеке. Неслучайно реплика Воланда на эту тему стала крылатой фразой романа: «Они такие люди, как люди. Они любят деньги, но всегда были… Ну, несерьезно… ну… и жалко. иногда стучится в их сердца… Автор показывает, что совершенство человека прежде всего в его нравственном начале.
Специфика сатиры Булгакова в том, что она не временна, фрагментарна, а выражает широкий, универсальный взгляд на человека. М. Булгаков не делает сатиру основой своего романа. Это тесно связано с моральными и философскими проблемами, с которыми сталкивается человек. Опираясь на богатые литературные традиции своих предшественников и привнося новаторские элементы, М. Булгаков создает свой неповторимый художественный стиль.

Читайте также:  Трагедия ФЕДОРА РОВБА; Трагедия крестьянина; Рабочий в эпоху коллективизации (по роману В. Быкова)

Сочинение: Сатирические образы в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: М. Булгаков.

Человеческая судьба и сам исторический процесс определяют постоянный поиск истины, стремление к высоким идеалам добра и красоты. Их понимание невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания.

Путь духовного совершенствования человечества – это бесконечный подъем к истине, продвижение вперед через сомнения, отказ от устаревшего, догматического. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор образа жизни, ведущий либо к правде и свободе, либо к рабству, предательству и бесчеловечному обращению.

Он рассказывает о всепоглощающей силе любви и творчества, которая поднимается до высот истинного человечества.

В Стране Победоносного Социализма люди власти делают все, чтобы художники, ученые, мыслители и инженеры, каждый по-своему, не чувствовали себя мастерами своего дела. Они лишают их возможности осознать смысл и значимость своего творчества, осознать себя исполнителями своей миссии в обществе, а не запланированного сверху «социального заказа».

В этом мире нет места Мастеру – ни как писатель, ни как мыслитель, ни как человек, а МАССОЛИТА и Дом Грибоедова кишат людьми, называющими себя писателями, своими женами и еще меньше. связано с литературой.

Особый сатирический пласт романа связан с образом кружащейся в демоническом кольце «серой толпы» в МАССОЛИТЕ. Перед нами изображения масок. Как и герои «Мертвых душ» – это люди, чье человеческое существо в основном сводится к одной «страсти». Они настолько похожи друг на друга, что достаточно одного-двух штрихов, чтобы обозначить их «индивидуальность». Машинисты мало чем отличаются: один пишет стихи, другой – прозу, один «молодой с боксерской стрижкой», другой «старше с бородой». Их объединяет не литературное призвание, а заветный членский билет МАССОЛИТ, «коричневый, пахнущий дорогой кожей, с широкой золотой каймой».

Читайте также:  Заколдованное место «Булгаков» - это не драма, а нечто совершенно иное. Булгаков М

«Творческий союз» МАССОЛИТ – специфическая модель общества. Творческий процесс там идет по «плану»: если вы хотите написать рассказ или рассказ, вы получаете «полноценный творческий отпуск» на две недели; если вы хотите написать роман или трилогию, вы берете такой же отпуск, но «до года». Вы также можете взять «однодневный отпуск»; якобы в это время можно было написать катрен или газетную колонку.

Также были определены лучшие «творческие места»: Ялта, Суук-Су, Боровое. Но у дверей очередь: «не слишком большая, сто пятьдесят человек».

В составе этого объединения можно решать не только «творческие задачи, но и жилищные, кровельные и продовольственные». Чем выше, нет, не талант, а административная должность, тем быстрее и эффективнее решаются все задачи.

Короче говоря, «МАССОЛИТ» не имеет ничего, кроме литературы.

Из трех тысяч ста одиннадцати участников максимум дюжина или два попадают в карты романа. Среди них поэты Рюхин и Бездомный, критики Латунский и Лаврович, гонители Мастера. Но никто из них не занимается литературой, и вообще неизвестно, задействованы ли они в какой-либо работе.

Флибустурник »Арчибальд Арчибальдович, писатель Петраков Суховой, некий Амвроси и Фока – известные завсегдатаи ресторана« Грибоедов », который славится на всю Москву« качеством еды », но и продает ее массолитанам« по очень разумной, а не дешевой цене. всем неудобная цена ».

Остальные находятся на доске. Вот, например, «тайный вечер» двенадцати апостолов МАССОЛИТ, ожидающих своего лидера и учителя Берлиоза.

Все двенадцать похожи на кастом: прозаик Бескудников, поэт Двубрацкий, московская сирота Настазья Лукинишка Ниеременова, писающая морские сказки под псевдонимом «Штурман Георгий», автор популярных этюдов Загривов, автор рассказов Жером Поприхин, критик Абабков, сценарист просто Глухарейн. Глухарейн. Они страдают одышкой: «в открытые окна не проникал ни один свежий ручей». Кроме того, всех раздражали соблазнительные запахи кухни ресторана, и «все хотели пить, все злились и злились». Они разобрались с главой в воображении писательской виллы в литературном поселке Перелыгино и обсудили, кому они достанутся. Всем понятно, что крыши будут отданы «самым одаренным» или «генералам». По этому поводу «назревает своего рода бунт». Обмен материальными благами и льготами, а также «здоровая и вкусная еда» по дешевке – вот все, чем занимают умы и сердца «инженеров человеческих душ», вторгшихся в «Грибоедов» на двух этажах – первом, ресторане, а второй – кабинет. Невежественный пролетарский массолитский поэт Иван Бездомный написал антирелигиозное стихотворение, заказанное ему его тупостью. Бездомному поэту Учитель говорит: «Ну, ты определенно человек девственности, потому что я не ошибаюсь, ты человек невежества». «Неузнаваемый Иван» легко соглашается: «Несомненно». Встреча с вечностью полностью возрождает несчастного поэта. После того, как Мастер умоляет его «больше не писать» стихов, Иван торжественно обещает и обещает, что он это сделает. Он уходит из профессии писателя с чувством нескрываемого облегчения, даже освобождения. “Ваши стихи хороши?” – спрашивает его Мастер. “Чудовищно!” – вдруг говорит Иван смело и честно.

Читайте также:  Состав: Блок А

В глубине души массолиты знают, что они не поэты и не писатели.

Вот и поэт Рюхин, «Сашка – талантливый». Бездомный характеризует своего «зятя»: он «первый из идиотов», он «девушка», он «типичный боксер по своей психологии», «в то же время боксер тщательно охарактеризован. как пролетарий », и ты удивишься!».

«Побывав в доме печали», Рюхин огорчается. «И печаль не в том, что слова, брошенные ему в лицо Бездомным, оскорбительны, а в том, что в них правда».

«Отравленный вспышкой неврастении» поэт переносит на окружающий мир часть своего озлобленного и подавленного настроения. Статуя Пушкина попадает в его поле зрения, а Пушкин становится объектом зависти и пилинга.

Михаил Александрович Берлиоз, президент «МАССОЛИТ», редактор крупного художественного журнала, человек «начитанный» и «очень хитрый». Берлиозу с его «знаменитым» именем, положением, умом и знаниями многое дано, но он сознательно соответствует уровню рабочих поэтов, которых он презирает. Критики Латунский и Лаврович находятся в таких же отношениях с Берлиозом. Это высокопоставленные литературные деятели, «генералы», как их называют в Грибоедове подчиненные и тайная зависть.

Лаврович – «каждый шестой» (по отношению к комнатам на крышах), а столовая облицована дубами. Чтобы получить такую ​​дачу, надо ее заработать, то есть писать не то, что хочешь, а то, что имеешь, что тебе говорят. Пять окон на восьмом этаже дома Драмлит принадлежат Латунскому. Этим критикам уже «заплатили». Поэтому «в каждой строчке этих статей, несмотря на их угрожающий и самоуверенный тон, было что-то крайне фальшивое и неуверенное». Авторы этих статей, отмечает Мастер, не говорят того, что хотят сказать, и их ярость спровоцирован этим.

И ученый Берлиоз, и Лаврович, и латынь, и им подобные не только не предотвращают агрессивного незнания, но, напротив, целиком потакают ему, умело, сполна балуют, умело используют и направляют. Это влиятельные люди в литературном и журналистском мире, но лишенные морали, циничные и прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры и вытекающих из нее дивидендов. Они сознательно служат коварной, преступной идее, истинное значение которой им известно. Но это только кажется, что Берлиоз контролирует «жизнь человека и все в общем порядке на земле». Посол Вечности Воланд объясняет тщеславному Берлиозу и его юному соратнику Бездомному: хоть какое-то время, скажем, тысячу лет ». Автор не скрывает своего триумфа: новообразованные «волшебники» и «волшебники», управляющие социальной и культурной жизнью по своему усмотрению, в соответствии со своими далеко идущими планами, кажущиеся всемогущими и бессмертными, непобедимыми и неудержимыми, ждут «Форпост Ада». от которого нет спасения. Все они, злодеи, большие и маленькие, сволочи большого калибра и мелкие мошенники, не ведающие о себе, уже предстали перед судом истории, судом человеческой природы и совести – и обречены. Каждый Берлиоз, гордящийся своей дьявольской силой и мощью, будет поглощен «элементом темной магии», который он высвободит.

Воланд, это воплощение непрерывной вечности, неразрывной связи веков, тысячелетий, – торжественно провозглашает он, имея в виду не только умершего Берлиоза, но и сотни, тысячи живых, могущественных Берлиозов, которых вы превращаете в существование ».

Булгаков противопоставляет миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, аморальных бизнесменов и карьеристов мир вечных человеческих ценностей: исторической правды, творческих поисков, совести. И, прежде всего, любовь.

Оцените статью
Добавить комментарий