В романе Бунина “Жизнь Арсеньева” запечатлен образ старой России – Очерк |

В романе Бунина “Жизнь Арсеньева” запечатлен образ старой России – Очерк |

Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» запечатлел старую Россию

Роман Бунина (наряду с рассказом А. Н. Толстого Никиты «Детство», написанным в ссылке в 1920-1922 гг.) Замыкает серию художественных автобиографий из жизни русской шляхты, в которую вошли такие классические произведения, как «Семейная летопись и ребенок». Годы Багрова-внука С. Т. Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Толстого, «Позонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Но «Жизнь Арсеньева» – это не только лирический дневник далеких, безвозвратно минувших дней. Первые впечатления детства и юности, жизни в усадьбе и гимназии, образы русской природы и жизни обедневшего дворянства лишь составляют основу философской, религиозной и этической концепции Бунина. Автобиографический материал настолько переработан писателем, что эта книга сочетается с рассказами цикла, в котором художественно интерпретируются извечные проблемы – жизнь, любовь, смерть. А если вспомнить, что роман Бунина был написан в двадцатые-тридцатые годы нового века, на волне бурных революционных потрясений, то полемических и как бы направленных за пределы настоящего, то завтра смысл многочисленных отступлений и комментариев автора станет яснее.

Размышляя об этой национальной гордости, которая веками была запечатлена в русском человеке, Бунин спрашивает: «Куда она делась потом, когда умерла Россия? быть? таким уверенным? ” Упорно повторяя идею «конца» России, «которая умерла на наших глазах в такое волшебное короткое время», она опровергает собственное мрачное заключение всей художественной структурой романа. Усадьба, поле, старинный повятский городок (где школьник Алексий Арсеньев живет «на хлеб» за бюргера Ростовцова), дни быстрой учебы, пансионаты, кабаки, цирк, городской сад, залитый садом. Нежный аромат цветов, которые называли просто «табак», Крым, Харьков, Орёл, Полтава, столица Москва – большой мозаичный образ России создается из множества миниатюр. Любовь к родной земле, ее обожание слышно в словах отца героя Александра Сергеевича (неслучайно Бунин дал ему имя и отчество Пушкин) и в чувствах яростного Ростовцева, который «сжал челюсти и побледнели », слушая стихи Никитина« Под великим шатром голубого неба… ».

А какие пейзажи появляются на страницах «Жития Арсеньева», как писатель чувствует и реагирует на малейшее движение в жизни природы! По мнению Бунина, эта черта носит и национальный характер: «русский человек прежде всего подвержен влиянию природы». Описание природы в романе таково, что многие фрагменты требуют включения в антологию чтения, завораживающую звучностью и благородством языка. Характерно, что Бунин пишет, что природа и человек неразделимы: человек растворен в природе. Конец юности и начало взросления Арсеньева, а также первый расцвет любви и первый визит его музы отражены в расширенной параллели: «Весеннее цветение дерева удивительно. И как удивительно, если весна дружелюбна. и радостное! Тогда то, что невидимое, то, что остается в нем, проявляется, проявляется особенно чудесным образом. Глядя на дерево однажды утром, человек изумляется

Читайте также:  Анализ эпизода «Большой мяч у сатаны» (по роману М

«Жизнь Арсеньева» посвящена душевному путешествию юного героя, предельно свежего и остро воспринимающего мир. Главное в романе – расцвет человеческой личности, расширение ее до предела, пока она не сможет поглотить огромное количество ощущений. Перед нами исповедание великого художника, его реконструкция до мельчайших деталей среды, в которой впервые проявились его ранние творческие порывы. Обостряется чувствительность Арсеньева ко всему: «у меня было такое зрение, что я видел все семь звезд в Плеядах, слышал свист сурка на вечернем поле в миле отсюда, я напивался, когда чувствовал запах ландыша или старого книга”.

В романе обнаружилось стремление автора максимально полно выразить себя, утвердиться в слове, передать, как сказал сам Бунин в другой раз, «что-то предельно простое и в то же время чрезвычайно сложное, глубокое, чудесное, невыразимое то, что есть в жизни. и во мне лично, что никогда должным образом не написано в книгах ». Новизна в «Житии Арсеньева» проявляется уже в жанре произведения, построенном как вольный лирико-философский монолог, где нет привычных героев, где практически невозможно определить сюжет в обычном понимании. слова. Это свидетельствует о многолетнем стремлении писателя нарушить и преодолеть привычные каноны, все с одной целью – преодолеть конец и смерть (что опять же, возможно, было бессознательной полемикой с его собственными представлениями о «конце»).

Страстным и глубоким чувством пронизана последняя, ​​пятая книга романа «Лицо». Он основан на собственном опыте Бунина, его юношеской любви к В. В. Пащенко. И здесь среди других эмигрантских произведений «Жизнь Арсеньева» выделяется торжеством любви над смертью. В самом начале эмиграции Бунин вернулся к воспоминаниям о своей юношеской несчастной любви. Но каков был его результат?

Время разрушило все – страсть, любовь, ревность, соревнование. Теперь герои желают друг другу спокойной ночи. Слово «поздно» завершает рассказ, как вбивание гвоздя в крышку гроба. В «Жизни» Арсеньева эта точка зрения опровергается: время не может убить настоящее чувство. «Я недавно видела ее во сне – единственный раз в моей долгой жизни без нее. Она была такой же старой, как тогда, в дни нашей совместной жизни и нашей юности, но в ее лице уже было очарование увядшей красоты. Она была стройной и имела что-то подобное. Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой физической и душевной близостью, которую я никогда ни с кем не испытывал »- так заканчивается« Жизнь Арсеньева ». . Мне вспоминается фраза из набросков романа: «Жизнь, может быть, дана нам только для того, чтобы соревноваться со смертью…».

Читайте также:  Состав: Блок А

В романе смерть и забвение отступают от силы любви, от живого смысла героя и автора жизни.

Сочинение на тему: «Жизнь Арсеньева»

Обсуждение вопроса:

В центре произведения, несомненно, автобиографический герой, которому писатель доверил свои любимые мысли, переживания и подробности внутренней биографии художника. И все же, отметив, что в «Житии Арсеньева» действительно много автобиографии, Бунин подчеркнул: «Здесь люди думают, что история Арсеньева – это моя собственная жизнь. Но это не так… А моя героиня придумала. Парадокс? Нет, это законы художественного творчества с его стремлением к максимальным обобщениям. Неслучайно автор создал автобиографию в «третьем лице», дал своему герою вымышленное имя – Алексей Арсеньев, которое открылось дает большую свободу творческому воображению.

Выстраивая свое творчество, автор придерживается всех черт классического жанра автобиографии: подробно описывает семью, этапы развития героя, но делает это чисто в бунианском стиле, показывая, как отмечает Л. Смирнова, арсеньевский стиль. внутренняя реакция на происходящее, часто удивление, вопрошание. Главный герой «посетил этот мир в его судьбоносные моменты», и поэтому история его души, рассказанная с высоты столетия и исторического кризиса, намного драматичнее, чем в случае его великих предшественников.

«Перед ним еще расширялся мир, – вспоминает Арсеньев, – и эти слова могли определить основной принцип построения произведения. Из скрытого, лирического мира детства, общения с близкими, с природой автор знакомит своего героя с совершеннолетие. В нем показана не только строго интимная биография, но и история семьи, основанная на судьбах трех братьев. Народническая среда, в которой оказывается главный герой, представлена ​​резко отрицательно, что характерно для Бунина, когда он описывает все явления, связанные с революцией. Для автора характерно свободное перемещение в пространстве и времени, размышления о далеком прошлом, предках, семейной истории, национальном достоинстве русского человека. Все это составляет широкое понятие «жизнь», которое в своем разнообразии формирует личность человека (обратите внимание на название: «Жизнь Арсеньева»). И, наконец, самое сокровенное, чисто бунинианское – размышления о вечном противостоянии жизни и смерти, любви и смерти, тайне творчества: «Я дрожал от одного вида ящика с красками, с утра до вечера красившего бумагу, часами стоял, глядя на это чудесное, проходящее мимо пурпурно-голубое небо, которое в жаркий день мигает на фоне солнца в верхушках деревьев, словно купается в этой синеве и навсегда пронизано глубочайшим чувством истинно божественного смысла и смысла земные и небесные краски. Подводя итог тому, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших результатов ».

“Ему суждено в этом мире угадывать вечное, в случае психологического закона, в смертности. Его философия пессимистична, сродни Экклезиасту и восточным мудрым фаталистам, но облачена во множество наблюдательных красот, которые были первыми и долгими. Впечатление после прочтения Бунина – это всегда чудесный праздник жизни », – такую ​​особенность дал творчеству писателя известный критик русского зарубежья А. Амфитеатр. Бунин уже при жизни считался классиком русской литературы и был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию в 1933 году.

Читайте также:  Анализ рассказа I

«Симфоническим образом России» (определение Ф. Степуна) будет роман «Жизнь Арсеньева», по праву считающийся лучшим в творчестве Бунина и, возможно, в русской литературе за рубежом. Это произведение не является романом в общепринятом смысле слова, и сам автор взял слово «роман» в кавычки, а в его зарисовках часто можно встретить еще один термин: «книга моей жизни». О. Михайлов называет «Жизнь Арсеньева» поэмой прозы: «Роман-стихотворение посвящен путешествию души юного героя, который очень свежим и острым видением воспринимает мир… его творческие порывы. это торжество самооценки личности как творения Бога “.

В «Жизни Арсеньева» многие видели автобиографические воспоминания, понимая при этом, что это не обычный дневник, а нечто иное, чего, возможно, в нашей литературе до Бунина не было. В своем дневнике от 13 февраля 1929 года Вьера Николаевна Муромцева пишет: «Тогда Иоанна (так его называет Бунин) спросили о жизни Арсеньева. Он коротко сказал:« Здесь молодой человек путешествует, все видит, переживает войну, революция, а затем большевизм и вывод о том, что жизнь превыше всего и достигает небес »… Это« достижение небес »показывает, что Бунин постоянно решает свои собственные вопросы о смысле жизни прошлого, которые имеют ценность в настоящем Интересный комментарий по этому поводу мы находим в «Дзенник из Грасса» Галины Кузнецовой в ее заметках от 7 февраля 1927 г.: «Все время назад мы говорили о романе, о том, как мы могли бы написать его по частям, по-новому. , пытаясь изобразить это состояние мысли, в котором настоящее и прошлое сливаются, и человек живет в обоих одновременно. вершина. Приведем лишь один пример. В конце четвертой главы «Жития Арсеньева» Бунин совмещает разные пространства и разные времена: сначала он описывает свою встречу с великим князем Николаем Николаевичем, который принес прах отца. Сразу после этого идет описание Франции, похороны самого принца.«Непостижимо странно встретиться только дважды в жизни и оба раза в сообществе смерти», – говорит главный герой романа.

Таким образом, в этой книге, как и во всех других, главными темами остаются любовь, смерть и смысл человеческой жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий