Очерк: Москва Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» – лингвистика

Очерк: Москва Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» – лингвистика.

Литература языковедение : Сочинение: Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Булгаковская Москва в романе “Мастер и Маргарита”

«Из всех писателей двадцатых и тридцатых годов нашего века, которые только-только подходят к концу, Михаил Булгаков, пожалуй, наиболее сохранившийся в российском общественном сознании. Он выжил не столько благодаря своей биографии, которая чаще всего вспоминает его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном Сколько спасибо гениальным произведениям, важнейшими из которых являются «Мастер и Маргарита». Роман открывает новые лица каждому поколению читателей. Вспомним, например, ” вторая свежесть осетрина »и грустная мысль, что в России всегда вторая свежесть, все, кроме литературы. Это гениально». В двух словах Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой конкретный вклад внес писатель к русской и мировой литературе Выдающиеся творческие умы считают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших произведений ХХ века.

Роман, тогда называвшийся «Черный маг» или «Копито-инженер», Булгаков задумал и начал писать, видимо, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки к роману он продиктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до своей смерти. Он написал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Параллельно с написанием романов он работал над пьесами, драматургией, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не мог расстаться, роман-цель, роман-завещание.

Роман состоит из трех вполне самостоятельных произведений: эпической повести о пятом прокуроре Иудеи Понтии Пилата и странствующей философии Га-Ноцри, романтической истории Мастера и Маргариты и сатирически-фантастического описания приключений Воланда. и его окружение в Москве, о котором, в общем, и я вам расскажу. Стоит еще раз напомнить, что работа над романом была завершена в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение действительности в те годы было более чем опасным. Хотя Булгаков не ожидал, что роман будет опубликован немедленно, он все же, может быть, невольно или сознательно, смягчил свои сатирические нападки на некоторые явления этой действительности. Это не «Собачье сердце», где вся послереволюционная реальность аллегорически представлена ​​в виде жуткого эксперимента над Шариком, милой во всех отношениях собакой, превратившейся в злое бездушное существо – Климу. Чугункин. В «Мастере и Маргарите» автор только сетует на все причуды и уродства современности.

Другое дело, когда его взгляд падает на тех, кто отлично приспособился к этим условиям: взятки и мошенничества, шпионы и информаторы, бюрократы и очки. Для них писатель придумал разные наказания: от простого «спуска по лестнице» через смерть до чего-то более страшного – «небытия».

Исполнителями воли Булгакова, наказаний являются высшие силы: Воланд и его свита, то есть: Коровьев-Фагот, Кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В тексте романа Булгаков описывает Воланда как «дьявола», «сатану», «князя тьмы», «духа зла и повелителя теней». Фактически, Воланд никогда не выступает как «дьявол» в классической интерпретации. Он не обращает людей ко злу, а наоборот, выявляет зло в людях. Часто лечит людей от различных дефектов; Например, Варенуха, который грубил и соврал по телефону, приобрел «широкую популярность и любовь за свою удивительную даже среди администраторов театра отзывчивость и доброту». В то же время Воланд олицетворяет судьбу, наказывая Берлиоза, барона Майгеля и других, нарушивших нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, который наказал за несоблюдение заповедей Христа.

Директору развлекательного шоу Лиходееву сходит с рук то, что помощники Воланда летают из Москвы в Ялту, хотя «… в общем», – рассказывает Коровьев, имея в виду Степу во множественном числе – в последнее время они ужасно лукавят ». Они напиваются, сближаются с женщинами, пользуются своим положением, ничего не делают и не могут ничего сделать, потому что ничего не знают о том, что им доверено. Они трутся очками своим начальником. Они даже «за бесценок водят правительственную машину!». И вдобавок только вынужденная прогулка до Ялты. Без особо серьезных последствий уживаются и с Воландом-продавцом Никанором Ивановичем, и с дядей Берлиозом, хитрым охотником на московскую квартиру племянника, и с главами комиссии по спектаклям, типичными бюрократами и конюхами. Но крайне суровые наказания подвергаются тем, кому это, кажется, наплевать.

Читайте также:  Темные улицы »анализ творчества Бунина, жанр, смысл, тема, проблемы рассказа

Мы очень мало знаем о бароне Мейгле, но все его описание можно описать двумя словами: ушастая сова и шпион. В романе только высшие силы имеют право наказывать или решать чью-то судьбу, а Булгаков сурово наказывает любого, кто нарушает этот закон. Путем информирования и шпионажа Майгель взял на себя право решать судьбы других и погиб за это. Аналогично с Берлиозом. Как директор МАССОЛИТ, он навязывал свои взгляды и мнения молодым писателям, хотя на самом деле они даже не его, а лишь следствие принятых догм и взглядов. Он решал судьбы многих людей без какого-либо морального права на это, потому что с верой в Бога он отрицал существование чего-либо таинственного и загадочного, пытаясь встроить все законы природы в свою схему и навязать эту схему другим. . Несмотря на свою эрудицию, ему не удалось опровергнуть «седьмое свидетельство» Воланда и его забыли, на что он надеялся при жизни.

Совершенно иная судьба ждет Ивана Бездомного, который в споре с подозреваемым иностранцем, повторяя слова Берлиоза, высмеивает возможность существования и Христа, и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает диалог редактора и поэта. Бездомному было поручено написать антирелигиозное стихотворение, в котором существование Христа как исторической личности будет поставлено под сомнение. Бездомный потерпел неудачу: в его стихотворении «Христос был совершенно похож на живую, хотя и непривлекательную фигуру». Воланд в принципе не наказывает молодого поэта, а открывает его для духовного обновления. Одно из его проявлений – отказ от притязаний на всеведение и всякое понимание. Это выздоровление поэта стало, на мой взгляд, надеждой на «возрождение» всей русской интеллигенции. В эпилоге романа Иван Понырев предстает перед нами в образе скромного ученого, как будто с его именем изменился весь его духовный мир. Теперь он стал настоящим учеником Учителя и, возможно, однажды напишет продолжение романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделал своей жене памятную надпись: «Так мог выглядеть человек, проведший несколько лет с Алосием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими. В надежде что ты объяснишь это лицо, я даю тебе, Елена, открытку, поцелуй и объятие “. Речь идет не только о работе над «Мастером и Маргаритой», исчерпавшей себя многие годы, но и о свидетельстве того, что всю жизнь писатель провел в общении с такими людьми, как Могарыч и Лоно. Однако складывается впечатление, что отношение Булгакова к москвичам было выражено Воландом во время показа черной магии в «Розмайто́сти»: «Люди подобны людям. Они любят деньги, но так было всегда. Человечество любит деньги. независимо от того, из чего он сделан, будь то кожа, бумага, бронза или золото. Ну, несерьезно. Хорошо. И милосердие иногда стучится в их сердца. Обычные люди. Они совсем не похожи на стариков. Жилищный вопрос их только испортил. “

История Москвы

Вы здесь

Сочинение “Булгаковская Москва”

(От Андрея Харшака про Москву Булгакова)

Читайте также:  Когда страшно соблазнительно❤️ - Бесплатные тематические эссе

Термин «Москва Булгакова» неразрывно связан не столько с жизнью, сколько с творчеством М. Булгакова – судьбоносным романом «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича, а также сборниками рассказов и сценариями фильмов более позднего периода. его карьера. На страницах этих книг читатель знакомится с «живыми» и детально проработанными образами москвичей, а происходящие с ними события перекликаются с географической картой жизни автора, описывая знакомые места и дома в тем или иным способом.

Отправляясь в необыкновенное историко-обзорное путешествие «Булгаковские места», следует быть готовым к сюрпризам – многие из них находятся в пределах линии геологического разлома и несут на себе мощную энергетическую печать. Это ощущают люди, совершенно не верящие в биоэнергетику, и это, вероятно, можно объяснить харизмой самого Булгакова, который всю жизнь безумно интересовался мистикой.

Что это за «Москва Булгаков»? Это Старая Москва, начинающаяся от Арбатской площади, где, кстати, находится здание ресторана «У Грибоедова», куда регулярно заходят представители массовой элиты, и все та же «Варьете», где проходит беспрецедентный «сеанс массового гипноза». “состоялось.

Однако, если мы очень внимательно проанализируем творчество Булгакова, проверив географические координаты, указанные автором на карте Москвы, мы заметим, что в этих произведениях действие ограничивается исторической территорией Чертополя, района, в котором удобно расположена Старая Москва. расположен, разделенный лучами Пречистенской набережной и Тверской улицы.

Как ни странно, Кремль и Красная площадь, несмотря на их историческое значение, потрясающую архитектуру и культурное наследие, никогда не интересовали писателя с зональной точки зрения, а если они где-то упоминаются, то довольно случайно.

(Москва Булгакова на акварели Геннадия Калиновского)

Историки, изучающие творчество Булгакова, считают этот «парадокс зоны» краеугольным камнем, утверждая, что при написании всех своих произведений Михаил Афанасьевич пытался уловить сакральное значение географии Москвы, верил в избирательность и историческую судьбу города и сравнивал ее с Третьим. Рим.

Свою роль в жизни писателя сыграли и старинные московские дворики – писатель впервые остановился на улице Герцена, 46, когда приехал в Москву, в переулке Южинского, Вера Афанасьевна, сестра Булгакова, пережила тяжелую личную драму, к тому же здесь же, на улице Малая Бронна, проходили мероприятия «Спиритического сеанса».

(Лестница, ведущая в «Нечистую квартиру» на улице Большая Садая, 302-бис, 5 этаж, квартира № 50, Москва)

Но вернемся к «Мастеру и Маргарите». Важнейшее место романа, а точнее его «московская» часть – «плохая квартира на Большой Садовой улице № 10 – 302 БИС», в стенах которой после смерти М. Берлиоза поселился Воланд и его окружение. где проходил бал, где сияла Маргарита и где она возвращалась к своему хозяину. Красочное описание «троны нечистой силы» настолько впечатлило многих чувствительных москвичей, что они в свое время стекались сюда, пытаясь найти портал, соединяющий наш мир что.

Более того, даже Михаил Афанасьевич когда-то жил в одной из коммунальных квартир, и окна бывшего дома писателя хорошо видны прохожим с улицы. В честь этого бессмертного произведения и творческого наследия в целом после смерти драматурга на доме была установлена ​​мемориальная доска с его именем, а чуть позже открылся Государственный музей писателя.

(Встреча на Патриарших прудах).

Еще одно символическое место романа, где, собственно говоря, завязан сюжет, – Патриаршие пруды, некогда излюбленное место отдыха москвичей. В настоящее время от паркового комплекса остался только один пруд, а на его берегу расположено множество кафе, названия которых скопированы с романа.

Но Патриаршие пруды следует рассматривать только в контексте Спиридонувки, по которой Иван Бездомный спешил догнать Коровина, иначе это не имеет смысла. Дело в том, что эта извивающаяся из стороны в сторону улица шла по берегу извилистой реки Черторы, которая сегодня закрыта коллекторами, доставлявшими воду в Москву.

Читайте также:  Композиция Произведение Анны Ахматовой

Этот ручей долгое время считался москвичами проклятым местом, а Козье болото, где сначала была построена Патриаршая Слобода, а затем Церковь и Патриаршие пруды, напротив, несло положительную энергию. Эта двойственность места настолько впечатлила Булгакова, который верил в инопланетные силы, что он выбрал ту часть Москвы, чтобы преследовать сатану, где положительные и отрицательные силы противостояли друг другу с незапамятных времен.

Но это даже не самое главное, это секрет, что в «Мастере и Маргарите» Москве отведена очень важная роль – она ​​предстает перед читателем как духовное пространство, определяющее все последующие события и поведение героев. В этом контексте становится понятным, почему действие романа происходит не в Санкт-Петербурге или Киеве, а здесь, более того, именно Москва выбирает для своих героев траекторию, по которой идет каждый из них – Берлиоз на пути смерть, Мастер и Бездомный – на крестном пути, Маргарита – на пути любви.

(Образ Москвы в «Мастере и Маргарите»)

А теперь мы хотим поговорить о целостном образе Москвы в творчестве писателя, потому что она сильно изменилась, утратила хороший характер и коммерческую игривость, яркость красок и прощение. Образ города, которому поклонялись веками, был практически стерт вместе с монастырями и соборами, разрушенными коваными башмаками и сожженными на вечерних кострах.

Да, эти события Булгаков не описывает, читатель может только увидеть, к чему привело потеря жизнеспособности Москвы. Этот факт, кстати, отчетливо прослеживается на протяжении всего романа, посмотрите, как это подчеркивают его слова о Маргарите;

Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и машин, а по тротуарам, подумала Маргарита сверху, текут реки шапок. Ручьи отделялись от этих рек и текли в огненную пасть ночных магазинов. Злобно Маргарита – «Ты» не могу вернуться сюда.

(Москва, начало 20 века)

В этом коротком отрывке суровость и холодность Москвы переданы выразительными словами с негативным подтекстом – «каша, челюсть, всплеск», которые нельзя интерпретировать даже нейтрально. Да, эта Москва впечатляет, создается впечатление, что она «вот-вот накроет и поглотит» москвичей. Он высокомерный и грубый, поэтому без колебаний разыгрывает подлость и хитрость, бездушность и циничность. Булгаков раскрывает сущность героев «новой эры» в образах Варенухи и Берлиоза, Лиходеева и Римского, гостей удивительного паблика, обвиняя их в мелочности, венериализме. Но самое странное, что с такими людьми Зло теряет свою сущность и превращается в справедливого судью, награждающего москвичей за заслуги.

(Москва в двадцатые годы).

Итак, резюмируя наш рассказ о Москве Михаила Афанасьевича Булгакова, можно с уверенностью сказать – ни один другой писатель не описал это так. Бесконечные петли улиц, жестяные крыши под майским небом, чрезмерно радостные марши о том, что «мужчина идет, как хозяин своей огромной страны», советская Москва совсем не похожа на добродушную купчиху, какой она была пятнадцать лет назад.

Она превратилась в сухую фанатичную Вяземскую из романа «Собачье сердце», безжалостную и хладнокровную, способную пересекать океаны человеческой крови. Но даже в этой ипостаси Булгаков еле уловимыми штрихами признается Москве в любви, преследовавшей автора на протяжении всей его сознательной жизни, и вселяет в читателей надежду, что это еще далеко и что Москва когда-нибудь выполнит предназначенную ей миссию. …

Оцените статью
Добавить комментарий