Сатира и юмор в творчестве М

Сатира и юмор в творчестве М.

Сатира и юмор в произведениях М. А. Булгакова

Анализ сюжетной основы повести “Собачье сердце”. Гротеск в изображении героев Швондера и Шарикова. Основные темы и проблемы в философском романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Интерпретация библейских мотивов в романе. Порождение пороков общества.

РазделЛитература
Типрезюме
Языкрусский
Дата добавления26 июля 2012 г.
Размер файла18,2 тыс.
    См. Текст о работе
    Работу для скачивания можно найти здесь
    полная информация о вакансии
    полный список похожих работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие эту базу знаний в своих исследованиях и работе, будут очень благодарны.

Доступно на http://allbest. ru/

1. Сатира и юмор в творчестве М. А. Булхакова (на примере одного произведения).

Сатирический роман М. А. Булгакова «Собачье сердце» был написан в 1925 году. Он сочетает в себе три жанровых и художественных формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В основе истории – рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, выполненная профессором Преображенским, ее потрясающие результаты – это, конечно, выдумка. Но для Булгакова это было лишь вымышленной основой для выявления социальных проблем. Все, что происходило вокруг, и то, что называлось строительством социализма, воспринималось Булгаковым как эксперимент – масштабный и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в обществе в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превратились в серую однородную безликую массу. Представления о вечных ценностях и истинных чувствах искажены. Преобладают тупость, подлость, бессердечие, примитивизм. Этому обществу противостоят неординарные, просвещенные, мыслящие и чувствующие люди. Булгаков крайне скептически относился к попыткам создать новое совершенное общество революционными методами, включая насилие, и к тем же методам воспитания нового и свободного человека. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могут оказаться катастрофическими для всех, включая самих «экспериментаторов». От этого и предостерегает Булгаков в своем романе.

Профессор Преображенский в ходе своих научных экспериментов с собакой-человеком пытается воспитать это существо, и у него есть основания надеяться на успех. Но «очеловеченный» бездомный пес Шарик, который стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически стал воплощением человека, мозг которого использовался как донорский материал для хирургии. От пьяного хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал как осознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, так и полное бессердечие. С этим событием жизнь в доме профессора Преображенского и в городе переворачивается с ног на голову. В Москве ходят самые нелепые слухи о том, что марсиане якобы высадились на Обуховской улице, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющем на скрипке.

В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт между высокообразованным интеллектуалом профессором Преображенским и представителем новой жизни Швондером. Абсурдность убогих идей представителей новой власти особенно ярко выражена в монологе Преображенского, в котором резюмируются основные принципы социалистического образа жизни:

«В спальне, чтобы поесть. В смотровой, чтобы читать, в приемной, чтобы одеться, в комнате для прислуги, чтобы работать, и в столовой, чтобы проверить себя». Швондер пытается изменить Шарикова с его все еще собачьими привычками и нравы в сознательного строителя социализма. Она набивает его лозунгами. Он дает ему почитать Энгельса.

Все это для вчерашнего Шарика. И образование Швондера было намного эффективнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то усовершенствовать созданного им монстра. По совету Швондера Шариков выбирает фамилию Полиграф Полиграфович. Он не только не стыдится своего имени, но и гордится своим «счастливым» выбором. Детали его наряда очевидны, раздражающие глаза любого нормального человека: «Куртка под левой рукой разорвана, засыпана соломой, полосатые штаны на правом колене изношены, а левая испачкана пурпурной краской. Цвет этого галстука был настолько ярким, что время от времени Филип Филипович, закрыв усталые глаза, в полной темноте видел на потолке или на стене пылающий факел с голубой короной. . Поведение и логика раздавленных советской системой первобытных людей тоже жалки. Настоящие, настоящие, великие чувства в их жизни сменяются жалкими и уродливыми. Булгаковские герои шокируют не только своей тупостью, тупостью и бессердечием. Ограниченные люди очень часто имеют иррациональные амбиции. Это люди с большим недовольством, и масштаб их амбиций огромен. Шариков настойчиво требует документы на себя, свою жилплощадь. Он позволяет себе самые дерзкие выходки и все же не стыдится. Он комментирует переписку Энгельса с Каутским, не понимая сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс, испытателем справедливости. Из подлого чувства зависти он осуждает Преображенского, называя людей ему подобных «псевдонаучной буржуазией». Профессор Преображенский – всемирно известный ученый, а Швондер – загадочный человек. Швондер – заносчивый председатель хозяйственного отдела, невероятно самоуверенный. Автор повести безжалостно хлестал Швондера сатирическими палками по крупицам. Черты бездомной, вечно голодной и униженной собаки сочетаются с чертами преступника и алкоголика. Так был создан Шариков, существо по натуре агрессивно дерзкое и жестокое. Не хватало только одного: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот становится всем». Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его унаследованным от дарителя чертам, что он быстро находит свое место в советской системе. Швондер, узнав о загадочном исчезновении Шарикова, идет в дом Преображенского, но не для того, чтобы узнать что-либо о судьбе Шарикова, а чтобы обвинить Преображенского и Борменталя в убийстве. Более того, в его пользу говорит то, что тело Шарикова найдено в квартире профессора. Эта логика просто ненормальна. Профессор глубоко убежден, что такая логика уместна для умственно отсталых людей, которые являются источником разрухи вокруг них. «Новый» социальный и внутренний миропорядок представлен автором в стиле сатирической брошюры. Булгаков с помощью гротеска показывает примитивизм и глупость серого общества, противопоставляя его духовно богатым и просвещенным личностям. Несмотря на фантастичность рассказа, он удивительно правдив, что говорит о величии и уникальности мастерства Булгакова.

Читайте также:  Блок А

Болгарский роман библейский гротеск

2. Основные темы и проблемы романа М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита – величайшее произведение Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца своей жизни. Изначально Булгаков называл ее «Инженер с копытом», но в 1937 году дал книге новое название – «Мастер и Маргарита». Этот роман – необыкновенное произведение, исторически и психологически достоверная книга о тех временах. Это сочетание гоголевской сатиры с поэзией Данте, смешение высокого и низкого, смешного и лирического. Роман полон радостной свободы творческой фантазии и одновременно строгости композиционной концепции. В основе сюжета романа лежит противостояние истинной свободы и инерции во всех ее проявлениях. На балу правит сатана, и вдохновленный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Мессию посылает на смерть прокурор Иудеи, в то время как жители улицы Огродова и Бронного в 20-м и 21-м веках занимаются муштрованием, приспособлением и предательством. Смех и печаль, радость и боль смешаны вместе, как в жизни, но с такой высокой степенью концентрации, которую может достичь только литература. «Мастер и Маргарита» – лирическое и философское стихотворение в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве.

Несмотря на комичность и сатиру, роман носит философский характер, в котором одна из главных тем – тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть множество философских вопросов и показать их на конкретных примерах их решения. Выбор – это поворотный момент, на котором основан весь роман. Каждый герой проходит свой выбор. Но у всех героев есть разные варианты выбора. Некоторые делают выбор после долгих размышлений, другие не сомневаются и не могут переложить ответственность за свои действия на кого-то другого. Выбор Мастера и Понтия Пилата основан на их отрицательных человеческих качествах; они приносят страдания не только себе, но и другим. Оба персонажа выбирают сторону зла. Пилат стоит перед трагической дилеммой: выполнить свой долг, подавив пробудившуюся совесть, или действовать в соответствии со своей совестью, но потерять власть, богатство и, возможно, даже жизнь. Его мучительное созерцание побуждает прокурора сделать выбор в пользу долга, не обращая внимания на правду, которую приносит Иешуа. Вместо этого высшая сила обрекает его на вечные муки: он обретает славу предателя. Мастером также руководят трусость и слабость, а также неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумасшедшим и добровольно попадает в психиатрическую больницу. Причиной тому стал провал романа о Пилате. Путем сжигания рукописи. Мастер отказывается не только от своего творения, но и от любви, жизни, от самого себя. Думая, что его выбор – лучший для Маргарет, он бессознательно обрекает ее на страдания. Вместо того, чтобы бороться, он убегает от жизни. И хотя и Пилат, и Учитель на стороне зла, один создает их сознательно, из страха, а другой – бессознательно, из слабости. Но герои не всегда выбирают зло за свои отрицательные качества и эмоции. Пример тому – Маргарита. Она сознательно становится ведьмой, чтобы вернуть своего хозяина. У нее нет веры, но сильная любовь заменяет веру. Любовь поддерживает ее в ее решении. И ее выбор правильный, ведь она не приносит горя и страданий.

Читайте также:  Произведение: Проблема нравственного выбора (в романе М

Только один персонаж в романе выбирает добро вместо зла. Это Иешуа Га-Ноцри. Его единственная цель в книге – выразить идею, которая позже будет проверена, идею, данную ему заранее: все люди хорошие, поэтому наступит время, когда «человек войдет в царство истины и справедливости, где нет силы. надо будет.” Иешуа не только выбирает добро, но и сам является его носителем. Даже ради спасения своей жизни он не отказывается от своих убеждений. Он догадывается, что его собираются казнить, но все равно не пытается лгать или скрывать что-либо, потому что говорить правду ему «легко и приятно». Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита действительно сделали правильный выбор; только они могут нести полную ответственность за свои действия.

Булгаков также развивает тему выбора и ответственности за свои решения в «московских» главах романа. Воланд и его окружение (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) – это своего рода карающий меч правосудия, клеймящий и называющий различные проявления зла. Воланд с своеобразным поиском приезжает в страну, провозглашенную страной торжествующего добра, счастья. И в итоге оказывается, что люди такие, какими были. Воланд проверяет людей на варьете, и люди бросают в него деньги и другие вещи. Люди сделали этот выбор сами. И многие из них справедливо наказаны исчезновением одежды и превращением кадил в нарциссические наклейки. Выбор человека – это внутренняя борьба между добром и злом. Человек сам делает выбор: кем быть, кем быть и на чьей стороне быть. В любом случае у человека есть неумолимый судья – совесть. Воланд и его свита наказывают тех, у кого нечистая совесть, кто виноват и отказывается признать это. Но наказывают не всех, а только тех, кто этого заслуживает. Воланд передает Мастеру свой роман о Понтии Пилате, который он сжег из страха и трусости. Атеист и догматик Берлиоз убит, а Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита, верящие в силу любви и слова, переносятся в высшую реальность, потому что «рукописи не горят» и продукты человеческого дух непостоянен.

Невозможно по-настоящему понять «московские» главы романа, не углубляясь в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Учителя, подтверждает идею о том, что борьба между добром и злом вечна; он находится в самых обстоятельствах жизни, в человеческой душе, способной к возвышенным порывам и порабощенной ложными, преходящими интересами дня.

Булгаковская версия библейских событий чрезвычайно оригинальна. Автор представил не смерть и воскресение Сына Божьего, а смерть неизвестного странника, которого тоже считали преступником. Да, Иешуа был преступником в том смысле, что он нарушил, казалось бы, неизменные законы этого мира – и обрел бессмертие.

Читайте также:  Композиция Мастера в романе Мастер и Маргарита (изображение и характеристика)

Эти два пространственно-временных слоя связаны еще одним огромным явлением – бурей и тьмой, силами природы, охватившими землю в момент «мировой катастрофы», когда Иешуа покидает Ершалаим, а Учитель и его спутник покидают Москву. В конце последней страницы каждый читатель романа задается вопросом, кончается ли всякая жизнь определенным образом, неизбежна ли духовная смерть и как ее можно избежать.

Юмор и сатира в пьесах Булгакова: сочинение

Сатирическая проза Булгакова «Пост» состоит из сочетания коротких юмористических фраз, это очаровательный юмор веселого, проверенного собеседника-интеллигента, умеющего забавно рассказывать о довольно грустных обстоятельствах и не утратившего дарования удивляться поворотам судьба и человеческие капризы. Ритм и интонация прозы подсказали время. Вы видите, что автор умеет коротко писать о длинных вещах, говоря словами Чехова.

Мастерство сатирика Булгакова основано на необычайном владении языком. Наблюдение за высказываниями персонажей помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является отличным показателем отношения автора к герою.

В глубине невероятно забавных историй «Собачье сердце» и «Роковые яйца» – трагедия и печальное размышление о человеческих несовершенствах, ответственности ученого и науки, о страшной силе самодовольного невежества. Вечные темы сегодня не утратили своей актуальности.

Сатирический роман М. Булгакова «Собачье сердце» был написан в 1925 году. Он сочетает в себе три жанровых и художественных формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет.

В основе истории – рискованный эксперимент. Комплексный экшен, произведенный профессором Преображенским, его потрясающие результаты – это, конечно, научная фантастика. Но для Булгакова это было лишь вымышленной основой для выявления социальных проблем. Все, что происходило вокруг, и то, что называлось строительством социализма, воспринималось Булгаковым как эксперимент – масштабный и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в обществе в первые десятилетия после Октябрьской революции, была трагичной. Люди превратились в серую однородную безликую массу. Представления о вечных ценностях и истинных чувствах искажены. Преобладают тупость, подлость, бессердечие, примитивизм. Этому обществу противостоят неординарные, просвещенные, мыслящие и чувствующие люди. Булгаков крайне скептически относился к попыткам создать новое совершенное общество революционными методами, включая насилие, и к тем же методам воспитания нового и свободного человека. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могут оказаться катастрофическими для всех, включая самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает Булгаков в своем рассказе.

В рассказе «Собачье сердце» Булгаков осуждает насилие над человеческой душой и чисто физическое возмездие, представленное в рассказе отделом по уничтожению бездомных животных.

Эксперименты, мешающие нормальному эволюционному развитию человека и общества, эксперименты в старом мире, в этой стране крайне опасны!

Булгаковские герои шокируют не только своей тупостью, тупостью и бессердечием. У ограниченных людей очень часто возникают иррациональные амбиции. Это люди с огромной обидой, и масштаб их амбиций огромен. Шариков упорно требует для себя документы, жилплощадь. Он позволяет себе самые дерзкие выходки и при этом не стыдится.

Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс, мастером правосудия. Из подлого чувства ревности он осуждает Преображенского, называя его «псевдонаучной буржуазией».

Швондер – заносчивый председатель хозяйственного отдела, крайне самодовольный. Швондерс, большой и маленький, автор повести безжалостно хлестал сатирической палкой.

Навыки бездомной, вечно голодной и униженной собаки слились с умениями преступников и алкоголиков. Так получился Шариков – существо по натуре агрессивно дерзкое и жестокое. Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его унаследованным от дарителя чертам, что он быстро находит свое место в советской системе.

Автор представляет новый «социальный и внутренний порядок мира» в стиле сатирической брошюры. Булгаков гротескно показывает примитивизм и глупость серого общества, противопоставляя его духовно богатым и просвещенным личностям.

Несмотря на фантастичность рассказа, он обладает невероятной достоверностью, что говорит о величии и уникальности мастерства Булгакова.

Оцените статью
Добавить комментарий