Домашняя тема в романе Булгакова; Белая гвардия

Домашняя тема в романе Булгакова; Белая гвардия

Мотив дома

По мнению исследователя И. Золотуского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» унаследовал от романа «Белая гвардия» проблема света и мира, тема дома, отношения между людьми и историей и отношения между небом. и земля. В «Белой гвардии» писатель показал, что создание духовного мира человека гармонично, когда его источником является дом детства и юности, «окна» которого «открываются» в историю его семьи и историю своего народа. родная страна. Булгаков был полностью согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят вклад в жизнь духовной добродетели, мира и согласия.

Дом турбин – символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое полностью разрушено, Турбины тоскуют по дому, по семейному дому, который остался нерушимым. Алексей Турбин убеждается, что бороться нужно только за семейный очаг, за человеческий мир, позволяющий героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

В доме в романе живут дорогие люди. Стены дома украшены портретами предков, а предметы быта не просто вещи, а одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтический» дом, жители которого ведут интересную жизнь – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку и читают любимые книги.

Турбинный дом – это часы, играющие на гавоте, светящаяся печь, мебель из красного бархата, лучшие в мире полки с ароматными шоколадом книгами и, наконец, знаменитые кремовые шторы. Дом, ставший в наших глазах символом долговечности существования. Поэтизируя повседневную жизнь и дом во всей его хрупкости и беззащитности, роман Булгакова контрастирует с бездомностью постсоветской литературы, с ее бунтом против дома, с ее преследованием отдаленных и великих целей, которые могут только спасти человека от сиротства и отчуждения. .

Но дом Турбиных – это не только крепкие будни, это люди, которые в нем живут, это семья, это некий психологический и культурный ресурс, который защищает писатель. Уделяя большое внимание изображению жизни в семье Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом и Родину. Читатель постоянно смотрит на все события через призму восприятия обитателей Турбинного дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает и является убежищем не только для Турбин, но и для их друзей: Мышлаевского, Шервинского и Жарошика. Даже Василиса, не признающая законов жизни Турбины, ищет защиты в их доме. Елена Турбина, которой «царица света» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в большом городе беспокойно гремят пушки, в Турбинах звучит музыка, и мы чувствуем атмосферу душевной близости и любви.

Турбины не изолируются в собственном мире, не теряют связи с внешним миром и находятся в его центре. И никогда не теряйте понятия чести ни при каких обстоятельствах. Картины семейной жизни, представленные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его мироощущением. Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их персонажей, цитаты из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Меренковского, философа С. Н. Булгакова, образы Стольника Саардама, Безмолвный царь Алексей, появляющийся на страницах романа Михайлович, Александр I, музыка великих композиторов, резонирующая на страницах романа, играют роль символов культурного уклада, сформировавшего главное достояние героев – их психологический образ: доброту. , честность, честность, верность, способность любить друг друга и творить чудеса из любви, поскольку он буквально воскрешает Алексия.

Читайте также:  Проблема счастья в романе Ковы "Mistrz i Małgorzata"

Внутреннее ядро ​​романа – мечта автора о душевном спокойствии и мирной жизни. Достаточно вспомнить светлый сон Алексея Турбина («Светлый рай»), в котором и белый, и красный равно подвержены высшей милости. В этой серии Алексей Турбин дает читателю оригинальный взгляд на сон: во сне герои забыты и есть надежда на искупление. И эта надежда пронизывает последнюю главу романа.

В последних строчках романа писатель обращается к идее «вечного Дома»: «Все пройдет, страдания, мучения, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, ​​но звезды останутся, когда нет. тень наших тел и поступков остается на земле. Кто бы этого не знал. Почему же тогда мы неохотно смотрим на них? Почему? » Эти слова побуждают писателя помнить, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это означает, что наша жизнь, которая является лишь мгновением, уникальна и ценно, и жизнь каждого человека имеет свой собственный сокровенный смысл.

Почему так притягателен дом турбиных? (По роману м. А. Булгакова «белая гвардия»)

«ПОЧЕМУ ТУРБИННЫЙ ДОМ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ?

(НА ОСНОВЕ РАССКАЗА М. А. БУЛХАКОВА «БЕЛАЯ ГРАНИЦА»).

Семья, дом, смена поколений – это основа человеческого существования. Так вот тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Здесь и отношения поколений, и отношения в семье, дворянской и крестьянской (Некрасов), и тема дворянских домов – от Пушкина до Тургенева, от Гончарова до Толстого и Чехова. Писатели по-разному подходили к этой животрепещущей и извечной теме, но их объединяло самое главное – моральная основа, общечеловеческие ценности, которые передаются из поколения в поколение. Эти ценности подтверждены в Библии, Коране и Сутре. Во всех религиях нет большего греха, чем предательство родителей, матери, детей, родины, родного языка и дома.

Для меня дом – это не стены и потолок, не только вещи, обычаи и домашний отдых. В первую очередь это люди, которые в нем живут, мир дружной семьи, где тебя всегда понимают, любят, тепло и уютно.

Ощущение дома, гнездышка, в котором тебя всегда любят, где все несет на себе отпечаток нас самих, – неотъемлемая часть всех героев М. Булгакова. Особенно привлекателен Турбинный дом в романе «Белая Гвардия». «Белая гвардия» – книга о вечности, потому что «жизнь не остановить», книга о молодости, охваченной огнем истории и пережитой.

Роман Булгакова начинается эпиграммой из «Капитанской дочки»: «… беда: метель!». Булгаков: «Давно метель с севера, дует и не утихает, и чем дальше, тем хуже. На севере воет и воет метель, а тут неспокойное колено земли. грохочет и грохочет под нашими ногами. Восемнадцатый год подходит к концу. И день за днем ​​он выглядит все более великолепным и неровным “. «Белая гвардия» рассказывает о страшной буре гражданской войны, сотрясающей дом Турбин, где «лучшие в мире шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, капитанской дочкой». Книги, воспитавшие молодых Турбинов. Уют и поэтичность дома, семейное тепло… Изразцовая печь в столовой становится чуть ли не символом устойчивости и тепла этой семьи. Молодые Турбины охвачены горем: умирает их мать. «Откуда такое сожаление? Несправедливость?» Эта смерть ужасна для семьи, но не связана с войной. Жизнь есть смерть, от нее никуда не деться. Но оскорбительно и несправедливо, когда смерть абсурдна, жестока.

Читайте также:  Жизнь с собачьим сердцем (режиссер М. Булгаков

Турбинный дом уцелел, но тоже сломался. Незнакомец с Турбинами Тальберг, муж Елены, сбегает из города. «Он ублюдок. Не более того!» – сказал себе Турбин… «Даже потому, что он ублюдок, бросить Хелену в такой момент… Ах, проклятая кукла, лишенная малейшего представления о чести. ! как балалайка без струн, а это офицер Российской военной академии. Это лучшее, что должно было быть в России… »

Тальберг ушел из дома, его семья, но его друзья детства – Мышлаевский, Шервинский, Карась – присоединились к дому. Они любят этот дом, они соответствуют духу этого дома, они защитники Города.

Бывают метели, метели. Но в доме Турбиных тепло. «За много лет до смерти в доме № 13 на Александровском спуске изразцовая печь в столовой согревала и воспитывала маленького Еленьку, пожилого Алексия и совсем маленького Николку. , часы играли в гавот, и всегда в конце декабря пахло сосной… и часы отбивали ритм башни. Все так привыкли к ним, что если бы они как-то исчезли со стены, было бы грустно, как если бы родной голос умер и ничто не могло закрыть пустоту. Но часы, к счастью, совершенно бессмертны, Плотник Саардама также бессмертен, а голландская плитка, как мудрая скала, животворна и горяч в самых тяжелые времена. “

Книга Булгакова пропитана подробностями быта, предметами, окружающими героев. Эти вещи входят в их духовный мир, но они, кажется, поглощают таинственный и поэтический мир дома. Детали повседневной жизни особенно важны для таких писателей, как Булгаков или Набоков, потому что эти авторы пишут о мире, который рушится.

Юные Турбины «жизнь прервалась на рассвете». Однако Турбины сопротивлялись, внутренне сопротивлялись и сохранили то, что они впитали в этот дом, который стал Ноевым ковчегом во время Потопа. «Стены рухнут, огонь в бронзовой лампе погаснет, и« Капитанская дочка »сгорит в печи. Мать сказала детям:« Живите. И им придется страдать и умереть ». Мать сказала:« Живите вместе… живите ».

И они жили в гармонии, занимались любовью, любили свой дом и поддерживали его. Елена – хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Он излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты, такие как: «рыжий», «рыжеволосый», «рыжеволосый», «золотистый», «красивый». Он прилагает все усилия, чтобы в доме было тепло. Через ее рот Булгаков выражает свои самые сокровенные мысли: «Никогда не ломай абажур… Разбей абажур, читай, пусть вьюга завывает – жди, пока к тебе кто-нибудь подойдет».

Читайте также:  Отряд Плюшкина в Dead Souls (изображение и характеристика)

То, что десятилетиями осуждалось, высмеивалось как мещанство, презрительно называлось «жизнью», у Булгакова – основа жизни, то, что нельзя разрушить. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на оружие и всю эту мечтательность, тревогу и вздор, белая и накрахмаленная». Это от Елены, которой иначе и быть не может, это от Анюты, которая выросла в доме Турбиных. Есть голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, подтверждающие красоту и долговечность жизни, несмотря на то, что на подходе к Городу – коварный враг, который, возможно, сможет сломать заснеженный красивый Город и растоптать осколки мира. его пятки “.

Дом, семья – «красота и долговечность жизни». За кремовыми шторами мир «грязный, кровавый и бессмысленный». И здесь умеют жить: мечтать, читать, играть, шутить. Эта квартира контрастирует с квартирой инженера Лисовича, псевдонима Василиса, хозяина дома, где ночную тишину прервала мышь, которая «досадно и кропотливо грызла и грызла в буфете со старым сыром. корка, проклиная скупость жены инженера Ванды Михайловны ». Проклятая, истощенная и ревнивая Ванда глубоко спала в темноте спальни своей прохладной и сырой квартиры. Сам инженер не спал… »: деньги прятал в шкафчиках. Здесь все некрасиво, все от квартиры, ее хозяйки и занятия хозяйки – ползучей мыши Василисы. В спальне пахло мышами, плесенью, нытьем сонная скука “. Тишину «сонной скуки» прерывает «смех и невнятные голоса» в квартире Турбин, звук гитары. Здесь тоже есть двуличие, двуличие, трусость и готовность к предательству, но также и готовность обратиться за помощью к «другим» из квартиры этажом выше, и, следовательно, вера в то, что «другие» вас не предадут.

Турбинный дом привлекателен для всех его жителей, их друзей и соседей. И как можно его не любить? Дом на склоне холма живет как живое существо, и кажется, что лари, древние духи домашнего очага, заботятся о его покое.

Несколько забавный и тем более симпатичный «двоюродный брат Лариосик из Житомежа» благословляет семейный уют Турбинского дома, отделенного от внешнего мира плотными занавесками: «Господи, кремовые занавески… за ними отдыхает душа… И наши раненые. души так жаждут мира ».

Как бы я хотел, чтобы мой будущий дом был таким островом мира, островом надежды, островом спасения посреди бушующего моря жизни, чтобы в нем было уважение и сострадание, чтобы он имел та же сила притяжения, что и дом Турбин!

Оцените статью
Добавить комментарий