Философские вопросы в прозе И

Философские вопросы в прозе И.

Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого)

«Бунин удивительно искусен в возведении прозы в ранг поэзии», – пишет Юлиус Эйхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина столь же гармоничен, как и его поэтический мир. Читая Бунина, мы узнаем, сколько стихов в нашей прозе, насколько обыденное близко к прекрасному.

В своем творчестве писатель обращается к разным темам. Бунин входит в мир художественной литературы как автор произведений о русской деревне. В 1910–1913 годах он опубликовал редкий рассказ о глубине: «Деревня», «Драйходол» – целую серию удивительных рассказов. Она прославила Бунина, и вокруг этих произведений разгорелись жаркие споры.

Удивительно и неизменно было то, что Бунина интересовали тайные, скрытые процессы в человеческой душе, которая незаметно для себя теряла полноту чувств, полет мечты. «Чаша жизни», «Сын», «Отто Штайн», «Легкое дыхание», «Уши с петлями», «Сны Чанги» – список этих работ трудно прервать, ведь предметом мира человеческих чувств и переживания присутствует практически во всех произведениях Бунина.

В середине 1910-х писатель интересовался совершенно другой темой – глобальными процессами, по которым в то время были самые мрачные прогнозы. Писатель назвал Первую мировую войну «несравненной катастрофой», сравнив ее с первыми страницами Библии. «Повелитель Сан-Франциско» (1915), через свой мир откровенной лжи, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости, должен был способствовать трезвости, хотя и не содержал прямых реакций на войну.

Самая первая фраза о выборе Господом (у Господа нет имени) прогулочного круиза наполнена определенным смыслом. Автор представляет обычаи богатых путешественников. Интересно наблюдать за деталями. Корабль носит название «Атлантида», что, несомненно, вызывает ассоциации с надвигающейся гибелью. Разные «слои» моряков находятся на разных «уровнях жизни»: блестящие салоны с одной стороны и «адские» котельные – с другой. Все это можно сравнить с моделью плохо разделенного мира. Корабль выглядит жалким осколком над могучими, грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение ее с телом уже мертвого Лорда – символ бессмысленного движения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы отчетливо проявляется в обычном описании.

В рассказе Бунина мы видим как проявления домашнего зла, социального зла, так и абсолютного, метафизического зла.

Социальное зло предстает в повести в виде несправедливого буржуазного мироустройства, образа неравенства людей. Это также непоколебимая уверенность одних людей в том, что они имеют право управлять другими. Он также притворяется множеством людей, которые не только живы, но и действуют, берут на себя роли, от которых они иногда смертельно устают. Наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут не по естественным человеческим принципам, а по «логике вещей»: социальный статус человека всегда важнее, его место на социальной лестнице, а не его истинная сущность.

Но в поле зрения автора не только неблагоприятная социальная ситуация. Все проблемы, о которых пишет Бунин, вечны, неустранимы, существуют в любом обществе, а социальное зло – лишь следствие вечного, космического и мирского зла. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимости всякого зла. Неслучайно в этой истории судьба мастера параллельна упоминанию римского императора Нерона Тиберия: «Две тысячи лет назад на этом острове жил человек, который неописуемо презренно удовлетворял свои желания и по какой-то причине обладал властью. более миллионов людей.

Это зло никуда не делось – оно возрождалось тысячу раз и возродилось в том же джентльмене из Сан-Франциско. Космическое зло – это непонятность и враждебность стихий мира к человеку. Олицетворением мирского зла в повести является Дьявол, «огромный, как скала», наблюдающий за кораблем из камней – символом темных истоков человеческой жизни, неподвластных разуму. О борьбе за души человеческие Ф. М. Достоевский выразился так: «Дьявол борется с Богом, и поле битвы – сердца человеческие.

История падения самоуверенного «хозяина жизни» возводится в ранг лирических размышлений о взаимоотношениях человека и мира, о размерах природного космоса и его сопротивлении человеческой воле, о вечности и о вечности. непонятная тайна бытия.

Темы любви и смерти в поэзии и прозе И. А.Бунина.

Очерки на тему «Философские сюжеты произведений Бунина» часто задают старшеклассникам. Его удивительные рассказы действительно заставляют душу трепетать от восторга, открывают неизведанные доселе грани собственного бытия.

Герои Бунина балансируют между прошлым и настоящим. Они не могут полностью перейти существующую черту, потому что они обременены негодованием, душевной болью или нежными романтическими чувствами. Часто проявляются фатальные противоречия: один персонаж любит, а для другого эти отношения ровно ничего не значат. В чем специфика философских проблем в творчестве Бунина? Попробуем разобраться на примерах конкретных текстов.

История, которая во многих отношениях заставляет задуматься, помогает переосмыслить суровые реалии повседневной жизни. Главный герой предается воспоминаниям о своей первой любви, и эти мысли сильно влияют на его настроение. Он старается держать в сердце трепетные мысли, не рассчитывая на то, что супруга поймет. Эти чувства безжалостно сокрушают его душу. Вопросы, которые задавали на работе, включают:

Почему с возрастом человек теряет свои лучшие мечты? Где молодость, умение с восторгом смотреть на вещи, проникнутые их бескорыстной честностью? Почему сжимается сердце, когда возникают такие воспоминания? Почему герой не боролся за свою любовь? Была ли это его трусость? Может быть, воспоминания о былой любви только обновили его чувства, разбудили его дремлющие мысли, всколыхнули его кровь? И если события сложатся хорошо и герои проживут вместе много лет, магия может исчезнуть.

Читайте также:  Особенности изображения двух миров в поэме Блока Дванасце

Эссе-постановка «Философские проблемы творчества Бунина» может содержать следующие строки: должно быть, прелесть первой любви заключается в ее недостижимости. Безвозвратность ушедшего момента помогает его идеализировать.

Популярные сочинения

    Очерк об адвокате – моя будущая профессия
    Сегодня мы хотим поразмышлять о детях, которые пережили детство во время войны. Тема эта очень серьезная, печальная и всегда актуальная. Особенно об этом думают люди, которые являются детьми людей, которые тогда были детьми. Человеческое развитие – обоснование сочинения
    Развитие – это движение человека вперед, его самосовершенствование, поднятие навыков и способностей на совершенно иной, более высокий уровень. Мое любимое стихотворение Маяковского
    Моего любимого стихотворения этого замечательного поэта нет в школьной программе. Вообще случайно в сети наткнулся, а так как мне вообще творчество Маяковского нравится, т.

«Темные аллеи»

В центре сюжета – любовь женщины, которую она носила с собой тридцать лет. Будет ли встреча через много лет только усугубить ее страдания или станет освобождением от многолетней привязанности? Хотя это чувство причиняет ей страдания, героиня ценит его как редкое сокровище. Здесь автор подчеркивает, что человек не может свободно контролировать свои чувства, но может управлять своей совестью. Кроме того, после встречи с главным героем у мужчины возникает сильное чувство, что он упустил что-то действительно важное в своей жизни.

Важность опыта показана на высоком уровне. Философские проблемы произведений Бунина так или иначе стремятся к поиску индивидуальной истины. У каждого героя своя правда.

Философская проблематика произведений Бунина

И. А. Бунин – великое имя в истории русской литературы. На фоне богатства и разнообразия литературы начала ХХ века ему удалось занять свое особое место. Писатель затрагивал в своем творчестве разные темы. Бунина в первую очередь интересовали вопросы о человеческом счастье, духовной цели человека, смысле жизни и бессмертии души. Несмотря на то, что Бунин прославился прежде всего как великий прозаик, он всегда считал себя прежде всего поэтом. Одним из ключевых мест в поэзии Бунина была философская поэзия. Оглядываясь назад, писатель пытался постичь «вечные» законы развития науки, народов и человечества. В этом смысл его обращения к далекому прошлому цивилизации – славянскому и восточному. Основа философии жизни Бунина – признание земного существования только как части вечной космической истории, растворяющей жизнь человека и человечества. Его стихи обостряют ощущение роковой замкнутости человеческой жизни в сжатые сроки, чувство одиночества человека в мире. В его творчестве присутствует мотив неудержимого движения к загадкам мира: Пора, пора отбросить сушу, дышать свободнее и полнее И снова крестить обнаженную душу в крестильной купели неба и моря. ! Стремление к возвышенному встречается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с вожделенной Атлантидой, «бездной синего» и океаном – образы «обнаженной души» и «ночной печали». Противоречивые переживания лирического героя наиболее ярко проявляются в глубоко философских мотивах сна и души. Хвалят «светлый сон», «крылатый», «опьяняющий», «просветленное счастье». Однако такие возвышенные чувства несут в себе «тайну небесную», они становятся «чуждыми земле». В прозе одно из самых известных философских произведений Бунина – рассказ «Владыка Сан-Франциско». Со скрытой иронией и сарказмом Бунин описывает главного героя – джентльмена из Сан-Франциско, даже не называя его фамилии. Сам джентльмен полон снобизма и самодовольства. Всю свою жизнь он стремился к богатству, подавая себя примером самых богатых людей в мире, стремясь достичь такого же благополучия, как и они. Наконец, ему кажется, что цель близка, и, наконец, пришло время отдыхать, жить ради удовольствий: «Он был мертв до сих пор, но существовал». А этому господину пятьдесят восемь лет… Герой считает себя «хозяином» положения, но жизнь ему отказывает. Деньги – мощная сила, но за них нельзя купить счастье, благополучие, уважение, любовь и жизнь. Более того, в мире есть сила, которая ничего не контролирует. Это природа, стихия. Все, что могут сделать такие богатые люди, как Сан-Франциско, – это максимально изолировать себя от неблагоприятных погодных условий. Но элементы все же сильнее. В конце концов, их жизни зависят от его доброты. Джентльмен из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано только для удовлетворения его прихотей, герой искренне верил в силу «золотого тельца»: «На своем пути он был весьма великодушен и потому полностью верил в защиту всех тех. Кого Они кормили и кормили, с утра до вечера служили ему, предвосхищая его самые маленькие желания. Да, богатство американского туриста, как волшебный ключ, открыло многие двери, но не все. Это не могло продлить его жизнь, они не защитили его и после смерти. и обожания, которое этот человек видел при жизни, столько же унижений, которые испытало его хрупкое тело после смерти. Бунин показывает, насколько иллюзорна сила денег в этом мире и насколько жалок человек, который на них полагается. Здесь вроде бы цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился. Но что он сделал, что оставил потомкам? Его никто даже не вспомнил. имена. Среди цивилизаций, в повседневной суете и суете легко потеряться, легко заменить реальные цели и идеалы мнимыми. Но тебе не следует этого делать. При любых обстоятельствах необходимо защитить свою душу, сохранить сокровища, которые в ней находятся. К этому и призваны мы и философские труды Бунина.

Читайте также:  Ycie i los »(Жизнь и судьба Гроссмана)

«Солнечный удар»

История о неожиданной любви, пронзившей сердце лейтенанта. Драма состоит в том, что главный герой осознал, насколько она ему нужна, только после расставания с женщиной. Его душевный диалог с самим собой действительно утомляет.

Герой не может смириться с фактом потери: он не знает ни ее адреса, ни фамилии. Он пытается найти утешение в повседневной жизни, но не может ни на чем сосредоточиться. Накануне эти отношения казались ему забавным приключением, но теперь они превратились в невыносимое испытание.

«Чистый понедельник»

История показывает, как мужчина любит юную девушку, чувствуя себя застенчивой и ласковой. Он годами терпеливо ждал взаимности, прекрасно понимая, что ответ может быть отказом. Кажется, что девушка играет с ним: она постоянно приглашает его на вечера и театральные представления. Герой всюду сопровождает ее, втайне рассчитывая на ее благосклонность. Финал раскрывает читателю настоящие мотивы поступков девушки: она играла в последний раз, пыталась наполниться впечатлениями, потому что знала – этого в ее жизни больше не будет, героиня уходит в монастырь. Человеческие чувства оказались ненужными.

Поэтому философские проблемы произведений Бунина затрагивают самые сокровенные уголки души читателя. Его рассказы вызывают двойственные чувства: они заставляют нас сожалеть о прошлом и в то же время помогают нам смотреть в будущее с надеждой. В этих историях нет отчаяния, ведь есть баланс между чувствами и мудрым подходом к описываемым событиям. Философские вопросы произведений Бунина и Куприна во многом схожи и имеют общую основу – вечный поиск истины и смысла.

Смысл жизни человека

Смысл произведений Бунина в том, что он затрагивает вопросы нравственности. Этот выпуск его произведений касался не только общества и времени, в котором жил писатель, но и нашего, современника. Это одна из величайших философских проблем, с которыми всегда будет сталкиваться человеческое общество.

По мнению великого писателя, безнравственность не возникает сразу, ее нельзя заметить даже вначале. Но затем он множится и в какой-то момент начинает иметь самые ужасные последствия. Растущая безнравственность в обществе поражает самих людей и заставляет их страдать.

Знаменитый рассказ Ивана Алексеевича «Владыка Сан-Франциско» – прекрасное тому подтверждение. Главный герой не задумывается о нравственности и своем духовном развитии. Он только мечтает разбогатеть. И для этого все подчиняет себе. Многие годы своей жизни он много работал, не развиваясь как человек. И теперь, в 50 лет, он добивается того материального благополучия, о котором всегда мечтал. Иной, более высокой цели герой не ставит.

Вместе с семьей, в которой нет любви и понимания, он отправляется в долгое и долгое путешествие, за которое платит заранее. Посещение памятников оказывается неинтересным ни для него, ни для его семьи. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному.

У главного героя этой истории нет имени. Бунин сознательно не называет имени богатого миллионера, показывая, что весь буржуазный мир состоит из таких бездушных членов. История ярко и точно описывает другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они не получают столько удовольствия, как богатые, и их жизнь основана на работе. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на борту от этого не прекращается. Счастливая и беззаботная жизнь не заканчивается даже тогда, когда один из них умирает. Миллионера без имени просто убирают, чтобы его тело не мешало.

Общество, в котором нет ни сострадания, ни жалости, где у людей нет чувств, где они не знают прекрасных моментов любви, – это мертвое общество, которое не может иметь будущего, но также не имеет настоящего. А весь мир, построенный на власти денег, – неодушевленный мир, искусственный образ жизни. Ведь даже жена и дочь сочувствуют не смерти богатого миллионера, а скорее сожалению о испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они пришли в этот мир, и поэтому они просто разрушают свою жизнь. Им недоступен глубокий смысл человеческой жизни.

Нравственные устои творчества Ивана Бунина никогда не состарятся, поэтому его произведения всегда будут охотно читать. Философские проблемы, которые Иван Алексеевич показывает в своих произведениях, были продолжены другими писателями. Среди них А. Куприн, М. Булгаков и Б. Пастернак. Все они проявили любовь, верность и честность в своих работах. В конце концов, общество без этих важных моральных категорий просто не может существовать.

Ивана Бунина (1870–1953) называют «последним классиком». В рассказах, романах и стихах Бунин раскрывает целый комплекс проблем конца XIX – начала XX века. Тематика его работ настолько разнообразна, что кажется – сама жизнь.

Основная тема начала 1900-х годов – тема патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя и краха основ дворянского общества мы видим в рассказе «Яблоки Антонова».

. Бунин оплакивает уходящее прошлое России, идеализируя благородный образ жизни. Лучшие воспоминания Бунина о его прошлой жизни пронизаны ароматом антоновских яблок. Он надеется, что с исчезновением благородной России корни нации останутся в его памяти.

Читайте также:  Анализ новеллы Бунина «Яблоки Антонова»: темы и проблемы, идея и пафос

В середине 1910-х годов стали меняться темы и сюжеты рассказов Бунина. Он отклоняется от темы патриархального прошлого России в пользу критики буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Владыка Сан-Франциско».

Сборник Бунина «Темные проспекты» целиком посвящен любви. Большинство рассказов было написано во время Второй мировой войны во Франции, в Грассе, с «мрачным умоляющим вой сирен» и «очень громким ревом и ревом» самолетов. По признанию жены писателя В. Н. Муромцевой, работа над книгой о любви позволила «терпеть невыносимое». По-видимому, только думая о том, что вечно (то есть вечно и есть любовь), человек может адекватно пережить преходящее, даже такое ужасное, преходящее, как война.

Тема любви концептуализируется в рассказах Бунина по-разному, но определенные общие черты, безусловно, можно найти в этих концептуализациях. Например, в сборнике нет ни одной истории, в которой отношения девушки и юноши заканчивались браком. Писатель показывает не обычные земные желания, не просто необходимость продолжать семью, а настоящее чудо – это высокое чувство, которое называется любовью. В любви Бунина, как и в жизни, всегда есть трагедия. Ведь любовь – слишком сильное потрясение, чтобы длиться долго. Может поэтому герои его рассказов разваливаются и даже умирают. Но любовь в их сердцах остается навсегда.

Все работы в коллекции объединены темой воспоминаний о молодости и Родине.

Рассказ «Темные переулки».

давшее название сборнику, было написано, как признавался сам Бунин, «очень легко, неожиданно».

История взаимоотношений Надежды и Николая Алексеевича, героев повести «Темные переулки», проста, как сама жизнь. Спустя тридцать лет встретились люди, которые когда-то любили друг друга. Она хозяйка «приватной комнаты» на почтовой станции, он – «грациозный старый солдат», который останавливается в дождливую осеннюю погоду, чтобы отдохнуть и пообедать. Хозяйкой теплой и опрятной горницы была Надежда, «красивая женщина», темноволосая, с темным участком на верхней губе. Она сразу узнала своего бывшего любовника, сказала, что не вышла за него замуж, потому что всю жизнь любила его, хотя он «бездушно» ее бросил. Она все еще не могла его простить. Николай Алексеевич женился, думал он, по любви, но он не был счастлив: жена ушла от него, предав мужчину, который «без памяти любил ее», а его сын превратился в «мерзавца» и «монстра».

Это, кажется, целая история, в которой уже ничего нельзя изменить. И действительно ли нужно что-то менять? Имеет ли это смысл? Бунин не отвечает на эти вопросы. Мы не знаем, что происходило в прошлых жизнях наших героев. Однако мы полагаем, что тогда отношения Николая Алексеевича с красавицей крепостной Надеждой показались легким флиртом. А теперь недоумевает: «Что за чушь! Та же Надежда – не трактирщик в трактире, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же в жизни не осталось ничего, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она и живет тяжело, «давая деньги на развитие». Ее уважают за честность, прямолинейность и ум.

Николай Алексеевич ушел, не сумев совладать со своими чувствами, вспомнив волшебные стихи, которые он читал любимой: «Вокруг меня были алые полосы, были темные липовые аллеи…».

Это означает, что след был оставлен в душе достаточно глубоко, чтобы воспоминания не исчезли. А кому не льстит уникальность в жизни? Шип в моем сердце был посажен прочно, навсегда. Как еще? В конечном итоге выяснилось, что большей любви не было. У тебя есть шанс только один раз. Надо использовать это, возможно, разрыв с семьей, непонимание и осуждение друзей, а может, даже отказ от карьеры. Все зависит от настоящего мужчины, который умеет любить и защищать свою женщину. Для такого человека нет классовых различий, он не принимает общественный закон как обязательный, но ставит его под сомнение.

Но наш герой не может ни понять, ни оценить свои поступки, поэтому покаяния нет. Но в сердце Надежды живет любовь, которая не опускается до упреков, жалоб и угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, которая подарила ей в конце дней встречу с человеком, которого она когда-то назвала Николенькой, которому она когда-то подарила «свою красоту и свою лихорадку».

Настоящая любовь ничего не требует взамен, она ничего не требует. «Любовь прекрасна», потому что только на любовь можно ответить любовью…

Эссе на тему «Философская проблематика произведений Бунина» часто отдают старшеклассникам на дом. Его удивительные рассказы действительно заставляют душу трепетать от восторга, открывают неизведанные доселе грани собственного бытия.

Герои Бунина балансируют между прошлым и настоящим. Они не могут полностью перейти существующую черту, потому что они обременены негодованием, душевной болью или нежными романтическими чувствами. Часто проявляются фатальные противоречия: один персонаж любит, а для другого эти отношения ровно ничего не значат. В чем специфика философских проблем в творчестве Бунина? Попробуем выяснить это на примере конкретных текстов.

Оцените статью
Добавить комментарий