Композиция: Образ времени в одном из произведений русской литературы ХХ века

Композиция: Образ времени в одном из произведений русской литературы ХХ века.

Сочинение: Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. М. А.Булгаков. Мастер и Маргари

Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».)

Автор: Булгаков М. А.

Роман Михаила Булгакова – очень своеобразное произведение. Оригинальность композиции и нетрадиционный сюжет, блестящий юмор и мрачный сарказм, антитезис и гипербола, лиризм и высокий реализм – многие литературные приемы, используемые талантливым писателем, и вполне уместные, чтобы дополнить силу авторского материала на читателя. .

В романе активно используется образ самого времени, Хроноса. И речь идет не только о временном двойном плане произведения, где вставленная и совершенно независимая притча об Иисусе завершает моральную сущность повествования. Сознание Мастера постоянно «путешествует» во времени: «только одно видение, преследующее его во время полнолуния, иногда беспокоит его – казнь на Лысой горе и безнадежные мольбы Пилата к Иешуа, чтобы подтвердить, что казни не было».

Булгаков вложил в этот роман всю себя, все, что он прожил и пережил. Он сосредоточился на опыте более ранних творений, почти все они были написаны ранее: московский образ жизни, изображенный в этюдах «Ева», сатирическая фантастика и мистицизм, проверенные в рассказах 20-х годов, темы рыцарской чести и беспокойной совести. романа «Белая гвардия» драматическая судьба преследуемого художника развернулась в пьесе о Пушкине «Мольера». Кроме того, картина жизни в неизвестном восточном городе, представленная в «Беге», была подготовлена ​​по описанию Ерша-лип. Из сюжетов «Благословений» и «Ивана Васильевича» зародился даже путь в прошлое, в первое столетие христианской истории, вперед, к утопической мечте «покоя». «Этот роман писался на протяжении всей жизни Булгакова, он вневременной, а потому бессмертный.

Об этом романе много написано исследователями разных стран. Среди тех, кто интерпретировал книгу, они склонны читать ее как систематизированный политический трактат: фигура Воланда пыталась угадать Сталина, и даже его окружение раскрашивалось согласно определенным политическим ролям – в Азазелло Коровьев пытался угадать Троцкого, Зиновьева. . Трудно представить себе что-то более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем эта интерпретация романа Булгакова.

Другие интерпретаторы романа видели в нем извинение дьявола, преклонение перед темной силой, особый, почти болезненный вкус к темным элементам жизни. При этом сожалели о том, что автор не принадлежит к религиозным людям, что он не знает доктрин Православия, и поэтому позволил себе составить сомнительное «Евангелие от Воланда».

Действительно, Булгаков называл себя «писателем-мистиком», но этот мистицизм не омрачает разум и не пугает читателя. Доставляя удовольствие свободному воображению, описывая шалости, шутки и полеты Азазелло, Коровьева и кота, восхищаясь мрачной силой Воланда, автор высмеивает уверенность в том, что все формы жизни можно перечислить и спланировать, а благополучие и счастье людей – не нужно устраивать – просто хочу. Его мистицизм обнаруживает трещину в рационализме. Булгаков высмеивает самодовольную самонадеянность разума, уверенный, что, освободившись от предрассудков, он создаст точный план на будущее, рациональную структуру всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека.

Читайте также:  Абрамов ф

Разумные литературные сановники вроде Берлиоза давно расстались с верой в Бога, даже не верят, что могут помешать, споткнуться о Его Величество. Несчастный Берлиоз, прекрасно знавший, что собирается делать вечером на писательском собрании, через несколько минут умирает под колесами трамвая.

Точно так же Понтий Пилат в «евангельских главах» романа предстает перед собой и перед людьми как авторитетный человек. Но хитрость Иешуа поражает прокурора не меньше, чем собеседников Воланда поражают странные речи иностранца на скамейке у Патриарших прудов. Впервые ставится под сомнение удовлетворение римского правителя, его земное право распоряжаться жизнью и смертью других. Пилат решает судьбу Иешуа. Но на самом деле Иешуа свободен, в то время как он, Пилат, пленник, заложник своей совести. И это двухтысячелетнее рабство – наказание за временную и мнимую власть.

История Иешуа только в самом начале романа имела одного рассказчика – дьявола. История Воланда продолжается как сон Ивана Бездомного на больничной койке. А затем палку передает Маргарита, которая читает из сохранившихся тетрадей отрывки из романа Мастера о смерти и погребении Иешуа. Три точки зрения, но образ один, хоть и запечатлен разными рассказчиками, но благодаря этому он трехмерен и разновременен. Оказывается, путешествовать в моральном пространстве времени может каждый. Если он от природы наделен человеческими качествами: умением любить, как Маргарита, умением творить, как Мастер, умением верить.

Даже неграмотный шорник Иван Бездомный, который вместе с Берлиозом высмеивал возможность существования Христа в бесплодной погоне за бандой Воландов, находится на берегу Москвы и словно крестился в ее купели. С прикрепленным к груди бумажным значком и в нижнем белье он появляется в ресторане «Массолит», который своим трясущимся телом, игрой тщеславия и бешеной веселостью напоминает вавилонский вертеп.

В новом обличье Иван кажется безумным, но на самом деле это путь к выздоровлению; потеряв рассудок, он в то же время находит его, переживая духовное прозрение. Одна из форм исцеления ума – отказ от притязаний на всеведение и всякое понимание. В эпилоге романа Иван Понырев предстает перед нами скромным ученым, как будто с его именем изменилась вся его духовная сущность.

Иван Бездомный приобретает нравственное сознание как наследственный дар русской интеллигенции, к которой принадлежал Булгаков, но как научный сотрудник Института истории и философии Иван Куцырев как студент, к сожалению, не более талантлив, чем Лев Матвей, который никогда не расставался. своим козьим пергаментом.

Выбрав посмертную судьбу Мастера, Булгаков выбрал себе судьбу. Из-за недоступности для Мастера небесного «света» («он не заслуживает») решение о его загробной жизни доверено Воланду. И дает странную награду – покой.

Булгаков думал о бессмертии как о долговременном сохранении души, «уходе от разложения», о создании искусства, как о переходе в чужую душу с возможностью стать ее частью, возможно, думал Булгаков, составляя свою главную книгу.

Сочинение на тему «Образ времени в одном из произведений литературы XX века»

Время – особая художественная категория. В литературе это часто не похоже на реальное время. Писатель может «сжать» время, например, ограничившись коротким предложением: «Прошло три года», или он может «остановить» момент, подробно описав вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время позволяет лучше понять замысел автора и лучше понять смысл произведения.

Читайте также:  Проблема счастья в романе Ковы "Mistrz i Małgorzata"

Не видите форму предложения? Перейдите по ссылке

В творчестве Айтматова образ времени – важнейший элемент его литературно-философской концепции. Начиная с «Белого парохода» в творчестве Айтматова повествовательные формы усложняются: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, сказки и мифы, не позволяющие представить произведение целиком. Писатель также усложняет образ времени, связывая настоящее с прошлым и позволяя ощутить глубину человеческой памяти.

Внимание!

Если вам нужна помощь в работе, рекомендуем обратиться к профессионалам. Сейчас вам готовы помочь более 70 000 специалистов.

В романе «А день длится дольше века», на мой взгляд, самая важная, ведущая категория – время. Это день, когда происходит основное действие, исторически конкретное время – судьба Едигея и мифологическое время – прошлое и будущее.

Главный герой романа – Едигей, железнодорожник, почти всю жизнь проживший на перекрестке Боранлы-Буранный, затерявшийся в бескрайних саросенских степях, и в этой суровой стране корни имеют только двое – Едигей и его друг Казангап. Пришло время смерти Казангапы. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на древнем кладбище Ана-Бейит, которое окутано множеством легенд и преданий.

Вместе с тем в художественную ткань романа вплетена еще одна сюжетная нить, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией – планетой Лесная Сундук, которая далеко опередила в своем развитии. Лесная Грудь – идеальный мир без споров, национальных и религиозных различий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают Землянам дружбу и сотрудничество, но они не готовы к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля решает не только отказаться от встречи, но и окружить себя неприступным кольцо роботизированных боевых ракет. Эта военная операция носит кодовое название «Обруч», и легенда о манкурте – одна из самых необычных в романе – невольно рождается в голове читателя.

Много-много лет назад жестокое племя Хуан-Хуан, вторгшееся в степи Сарос, превратило своих пленников в рабов без памяти – манкуров. На голову надевают кусок свежей верблюжьей шкуры как обруч, а когда он высыхает, вы забываете свое прошлое, семью, родителей и имя.

Легенда гласит, что мать одного из этих саванов нашла своего сына и попыталась разбудить его память. Она рассказывала ему о его родных, о его детстве, пела материнские песни, но память о манкурте молчала, он превратился в раба, который без колебаний выполнял только приказы господина. «Помнишь твое имя?» – повторял Кайман-Ана снова и снова, но по настоянию своих хозяев манкурт убил свою собственную мать. С тех пор, согласно легенде, птица Донебай пролетает ночью над степью и спрашивает встречных путешественников: «Помните, чье это имя? Чье вас зовут? Как вас зовут? Фамилия?»

Эта легенда – не только «стендап-роман». Это связано со всем ходом повествования, как внешне, так и внутренне. Внешне это повествует Казангап, которого Едигей ведет в последний путь. Внутри он резюмирует центральную тему романа: человечество в целом и каждый человек, лишенный исторической памяти, который забыл или пытается забыть свое прошлое и прошлое своей страны, лишается своих корней, превращается в марионетку, которая может легко управляемы теми, у кого больше власти. Историческая память – это своего рода духовная вакцина против безнравственности и безнравственности.

Читайте также:  Образ и характеристика Воланда в романе Булгакова Мастер и Маргарита, сочинение, 11 класс

Вам нужна работа? Для этого есть решение!

Более 70 000 специалистов: профессора и доценты университетов готовы помочь вам в написании диссертации прямо сейчас.

В романе много таких современных святынь. Это Сабитжан, сын Казангапа, получивший образование в городе и даже занимавший какую-то должность в провинциальном офисе, никчемный и пустой человек. Это более страшный тип – инспектор НКВД, «кровожадный», как его называет Енджей, который ломает человеческую судьбу, делает детей сиротами и жен вдовами. Наконец, они – правители планеты, которые приказывают окружить Землю «обручем» и превратить все это в мангуста.

Поэтому в творчестве Чингиза Айтматова время текуче и проницаемо: легенды и мифы перетекают в реальную жизнь и возвращаются, приобретая осязаемые черты реальности.

В ком видит свою поддержку автор? В первую очередь, это Едигей, «трудолюбивый человек». После тяжелого ушиба возвращается домой с фронта и начинает жизнь заново. Айтматов показывает, какие трудности необходимо преодолеть Едигею и его жене, чтобы выжить и прокормить своих детей. Однако ни на фронте, ни в тяжелое послевоенное время Едигей не ищет легких путей; для него понятия чести и внутреннего достоинства постоянны как в военной, так и в гражданской жизни. Эпизод борьбы со сугробами, когда даже верблюды не выдержали и упали от истощения, а выдержали только Едигей и Казангап – это можно назвать подвигом, но теперь Едигей почему-то неловко вспоминать это молодые смеются: старые дураки, почему они отдали свои жизни? А зачем? Едигей задает себе этот вопрос, и ответ прост: ради своих детей, ради своих потомков, ради тех людей, которые едут поездом через полуостров Буранное.

Казангап такой же, как Едигей. Его тоже можно назвать простым человеком, но весь мир основан на таких людях. Это воплощение народной мудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа наполнена трагической символикой: связь времени разорвана, потому что его сын не является духовным наследником собственного отца.

Финал романа представляет собой сочетание мифологического времени и конкретно-исторического времени, далекого прошлого и обозримого будущего, недавних событий нашей истории и признаков настоящего. Подчеркну, что само название «На день больше ста лет» ориентировано на время. Подводя итоги, хочу сказать, что именно благодаря этой художественной категории я смог лучше понять этот сложный роман.

Оцените статью
Добавить комментарий