Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в рассказе «Собачье сердце»

Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в рассказе «Собачье сердце».

Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в повести «Собачье сердце»

Автор: Пользователь проигнорировал имя, 29 декабря 2010 г., 11:02, аннотация

Описание работы

Булгаков как писатель и как человек до сих пор остается загадкой. Его политические взгляды, эстетическая программа и отношение к религии не ясны. Его жизнь можно разделить на три части, каждая из которых представляет собой нечто необычное. До 1919 года он был врачом, только время от времени пробовал себя в литературе. В 1920-е годы Булгаков стал профессиональным писателем и драматургом, зарабатывая на жизнь литературным трудом, и его озарила громкая, но скандальная слава пьесы «Дни турбин». В итоге в 1930-е Михаил Афанасьевич – театральный деятель, так как уже не может существовать на издание прозы и постановку пьес – не дают. За это время он пишет свой гениальный и величайший шедевр – «Мастер и Маргарита».

Содержание

1. Введение. Творчество и личность Булгакова………………………………………. ……. 2

6. Список использованной литературы…………………………………….. . ………………. 14

Работа содержит 1 файл

Реферат. doc

1. Введение. Творчество и личность Булгакова………………………………………. ……. 2

4.1 В романе «Мастер и Маргарита» …………………………………. .. …………….. 9

6. Список использованной литературы…………………………………….. . …………… …. 14

Работа М. А. Булгаков – одно из величайших явлений русской литературы 20 века. Его литературный талант позволил писателю создавать прекрасные произведения, отражающие не только время того периода, но и актуальные сегодня. Его произведения стали полноценной энциклопедией человеческих душ.

Безусловно, талант писателя был у Булгакова, мол, от Бога. И способ проявления этого таланта во многом определялся обстоятельствами окружающей жизни и складывающейся судьбой писателя.

Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора кафедры западных конфессий Киевской духовной академии Атаназия Ивановича Булгакова. Его семья была многочисленной (Михаил был старшим сыном, у него было четыре сестры и два брата) и дружной. О своей «беззаботной» юности в красивом городе в днепровских степях, об уюте шумного и теплого дома на Андриевской горе, о светлых перспективах свободной и красивой будущей жизни, Булгаков вспомнит позже.

Влияние и роль семьи неоспоримы: стабильная рука матери Варвары Михайловны, не склонной сомневаться в том, что хорошо, а что плохо (безделье, депрессия, эгоизм), образованный и трудолюбивый отец («Любовь моя – зеленая»). лампа и книги в моем кабинете », – писал позже Булгаков, вспоминая поздние часы, проведенные на работе с отцом). В семье царят безусловная сила знания и презрение к невежеству.

Булгаков как писатель и как человек до сих пор остается загадкой. Его политические взгляды, эстетическая программа и отношение к религии неясны. Его жизнь можно разделить на три части, каждая из которых представляет собой нечто необычное. До 1919 года он был врачом, только время от времени пробовал себя в литературе. В 1920-е годы Булгаков стал профессиональным писателем и драматургом, зарабатывая на жизнь литературным трудом, и его озарила громкая, но скандальная слава пьесы «Дни турбин». В итоге в 1930-е Михаил Афанасьевич – театральный деятель, так как уже не может существовать на издание прозы и постановку пьес – не дают. За это время он пишет свой великий и главный шедевр – «Мастер и Маргарита». Следует отметить, что Булгаков – выдающийся писатель советского времени. С детства он ненавидел писать о «социальном заказе». В то время, когда страх уничтожал таланты и выдающиеся умы страны, Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет запуганным слугой. В письме властям в 1930 году он признал, что даже не пытался написать коммунистическую пьесу, с самого начала зная, что такая пьеса не сработает. Это невообразимое мужество, несомненно, проистекало из того, что Булгаков никогда не отказывался от своих идей, творческих принципов и оставался самим собой в самые трудные моменты своей жизни, которых у него было предостаточно. Он полностью подвергся давлению мощной административно-бюрократической системы сталинской эпохи. Многие его творческие и жизненные установки, содержащиеся в его произведениях и пьесах, встречали безжалостную, жестокую реакцию критики. В жизни Булгакова были кризисы, когда его произведения не публиковались, его пьесы не ставились, ему не разрешали работать в всеми любимом МХАТе. В письме к W. W. Вересаева писала о том, кто его главный враг: «… И вдруг меня осенило! Я вспомнила имена! Это были А. Турбин, Калсонер, Рокк и Хлудов (из« Бега »). Вот они, враги мои! Из-за При бессоннице они приходят ко мне и говорят:

Читайте также:  Абрамов ф

«Ты породишь нас, и мы заблокируем все твои пути. Ложь, причудливая, с закрытыми губами».

Потом выясняется, что мой главный враг – это я сам »… И не бюрократия, не цензура, не Сталин… У Булгакова своеобразное отношение к вождю. Он неоднократно критиковал произведения Булгакова, прямо указывая на антисоветскую агитацию в Все это Михаил Афанасьевич не испытал того, что называлось страшным словом ГУЛАГ, и умер не в тюрьме (хотя в те времена его арестовывали за гораздо меньшие проступки), а на собственном ложе от нефросклероза, доставшегося ему от отца. У Советского Союза мало шансов на светлое литературное будущее, потому что его творчество постоянно подвергалось резкой критике. Доведенный до нервного срыва, он открыто писал Сталину (письмо широко разрекламировано): «… Обращаюсь к вам и просить ходатайство в Правительство СССР о высылке меня из Советского Союза вместе с моей женой Л. Булгаковой, которая присоединяется к движению. Но как бы то ни было, Булгаков очень любил свою Родину, любил по-своему, он не мыслил жизни без советского театра, но «нет такого писателя, чтобы он был тихим». Если он молчал, то он был ненастоящим »- это были слова Булгакова (из письма Сталину от 30 мая 1931 г.). А Михаил Булгаков, как настоящий писатель, до сих пор работает. Так почему же вождь не ликвидировал «Антисоветский» «буржуазный писатель» Булгаков? Видимо, писатель шокировал его необыкновенным чувством юмора и обаянием. Сталин ценил его и как драматурга: он 15 раз смотрел пьесу «Турбина дни»!

Это был М. Булгаков: журналист, врач, режиссер, прозаик, драматург, он был представителем той части интеллигенции, которая не уезжала из страны в тяжелые годы, старалась вести себя в меняющихся условиях. Ему пришлось преодолеть слабость к морфию (во время врачебной практики), гражданскую войну (пережив ее в двух очагах – в родном Киеве и на Северном Кавказе), вынужденное молчание и жестокие литературные преследования, и в таких условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми восхищаются во всем мире. Прочитав роман «Мастер и Маргарита», Анна Ахматова, одним словом назвав Булгакова – гением, посвятила ему стихотворение:

Вот я для тебя вместо роз могилы

Взамен на сжигание кадильницы;

Вы так строго и до конца жили.

Ты пил вино, ты шутил, как никто другой.

и в душных стенах дома ты задыхался,

И ты впустил ужасного парня в свою комнату.

И ты был с ней наедине.

А теперь ты ушел, и все вокруг молчат

Печальная и светская жизнь,

Просто мой голос, как флейта

Клянусь твоей безмолвной троицей.

О, кто посмел поверить, что я, безумец,

Я, скорбящий по ушедшим дням,

Я, тлеющий на медленном огне,

кто потерял все, кто все забыл.

Придется вспомнить того, кто полон сил,

и воля и свет его намерений,

как будто он разговаривал со мной вчера

И он скрывал трепет от боли смерти.

2. Роман «Мастер и Маргарита».

Свой последний роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать зимой 1929-30 гг. В целом работа над ним заняла более 10 лет. Тема «художник и общество» всегда волновала писателя, что нашло отражение, в том числе, в в пьесе о Пушкине «Последние дни», над которой он работал в начале 30-х годов, но глубочайшее воплощение сюжета нашло в основном произведении Булгакова.

Мастер и Маргарита »- кульминация творческой жизни великого мастера слова Михаила Булгакова. Роман написан так,« как будто автор, предчувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него острота его сатирического взгляда, безграничная фантазия и психологическая наблюдательность. Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось добиться органичного сочетания исторических и эпических, философских и сатирических начал. «Мастер и Маргарита» заслуживает быть поставленным в один ряд с «Божественной комедией» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, «Фаустом» Гете, «Войной и миром» Толстого и другими «вечными спутниками человечества в его поисках истины» свободой по глубине философской мысли. содержание и степень художественного мастерства ». 2. 2 Композиционная и повествовательная сложность романа состоит в том, что он охватывает несколько повествовательных пластов: роман о Москве 1930-х годов и исторический роман о древнем Ершалаиме. Это связано со сложностью жанровой специфики романа. Перед нами сатирический, философский, морально-этический, исторический и бытовой роман.

Читайте также:  Философские вопросы в прозе И

Роман изначально задумывался как апокрифическое «Евангелие дьявола», и будущие заглавные герои не вошли в первые издания текста. С годами первоначальная идея усложнялась, трансформировалась и вбирала в себя судьбу писателя. Позже в романе появляется женщина, ставшая его третьей женой – Елена Шиловская (их знакомство состоялось в 1929 году, брак был оформлен осенью 1932 года). Им станут писатель-одиночка (Мастер) и его верная подруга (Маргарита). не менее важны, чем центральные фигуры мировой истории.

Булгаковские персонажи и сюжеты одновременно проецируются на Евангелие и легенду Фауста, что придает роману парадоксальный, а иногда и двойственный характер ассоциаций. Святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство неразрывно связаны в одном поле.

«Mistrz i Małgorzata» – одно из тех произведений, в которых разным людям нравится что-то другое, а то, что следует дальше, им не нравится; одни с восторгом читают роман, другие его совсем не принимают. Самыми удачными считаю строчки Иисус Навин – Понтий Пилат и Волонда. Кроме того, чисто эмоционально меня тронула и потрясла фантастическая и глубоко земная история о жертвенной любви Малгожаты к Учителю, счастливой и несчастной, такой сильной «счастьем и несчастьем, что сам дьявол, листая страницы романа, не может ни помочь, ни помешать этой любви ».

История пребывания сатаны в Москве в 1930-х годах перекликается с легендой об откровении Иисуса два тысячелетия назад. Подобно тому, как когда-то не признавали Бога, теперь москвичи не признают дьявола, хотя Воланд не скрывает своих известных качеств. А Воланд встречает, казалось бы, просвещенных героев: литературного редактора антирелигиозного журнала Берлиоза и поэта, автора поэмы о Христе Ивана Бездомного.

1К. Симонов, О трех романах Михаила Булгакова. 1978 г. – стр.7.

2Казаркин А. П. Литературно-критическая оценка. 1987 г. – Стр.12

Эти события происходили на глазах у многих людей, но оставались непонятными. И только Мастер может восстановить единство и понимание хода истории в своем романе. Благодаря творческому дару сопереживания Мастер «угадывает» правду в прошлом. Верность проникновению в историческую реальность, о чем свидетельствует Воланд, подтверждает верность и адекватность описания настоящего Мастера. Роман Булгакова после «Евгения Онегина» Пушкина можно назвать, по известному определению, энциклопедией советской жизни. Генезис и обычаи новой России, человеческие типы и характерные занятия, одежда и еда, способы общения и занятия людей – все это раскрывается перед читателем с убийственной иронией и вместе с тем пронзительным лиризмом в панораме нескольких мая. дней.

Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Действие происходит в двух временах: в Москве 1930-х годов, где Сатана, кажется, бросает традиционный весенний бал в полнолуние, и в древнем городе Иершалаим, где проходит суд над «странствующим философом» Иешуа римским прокуратором Пилатом. . Мастер, современный и исторический автор романа о Пончуше Пилате, соединяет эти две нити.

В те годы, когда национальный взгляд на события утверждался как «единственно верный», Булгаков придерживался явно субъективного взгляда на мировую историю, настраивая членов «писательского коллектива» (МАССОЛИТ) против художника-одиночки. Неслучайно состав «древних глав» романа, повествующий о смерти Иешуа, представлен писателем как истина, открытая человеку, как личное понимание Учителя.

В романе Булгаков показывает глубочайший интерес писателя к проблемам религиозной или атеистической веры и идеологии. Связанный с рождения с семьей духовенства, хотя и в ее «ученой», книжной форме (отец Михаила – не «священник», а ученый священнослужитель), Булгаков на протяжении всей своей жизни всерьез рассматривал проблему отношения к религии, которая в 1930-е гг. закрыт для публичного обсуждения. В «Мастере и Маргарите» Булгаков выдвигает на первый план творческую личность трагического ХХ века, призывая, как и Пушкин, к независимости человека и его исторической ответственности.

Читайте также:  Социально-философские обобщения в рассказе И

Смысл сатиры Булгакова (на примере повести “Собачье сердце” и романа “Мастер и Маргарита”)

Русская линия литературной сатиры, к которой можно отнести Н. В. Гоголь, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, в ХХ веке – А. Аверченка, М. Зощенка, В. Войнович и др., Для которых характерно масштабное понимание сущности человеческого существования. Писатели из этой категории, используя приемы, которые заставляют читателя смеяться, изображают трагедию жизни так, как они ее воспринимают.

М. Булгаков – не чистый сатирик. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает, что в ней в игровой форме показано что-то не совсем смешное. Этот фантастический труд, описывающий то, что произошло в России после революции 1917 года как предвестник надвигающегося апокалипсиса, был настолько своевременным, что был опубликован только через несколько десятилетий после смерти автора.

Комедия – обязательная черта даже в произведениях Булгакова, которые так далеки от смешных, как пьеса «Бьегуни» или роман «Мастер и Маргарита», позволяющая автору, позволяющему читателю смеяться, заставлять его плакать. пик смеха. Комикс в этих произведениях – лишь очень тонкий верхний слой, слегка прикрывающий взрывающуюся трагедию. «Собачье сердце» – очень характерная книга в этом отношении.

В рассказе соотношение между смешным и трагическим очень неравномерно, поскольку первое относится к небольшой части внешней, бурной линии. Все остальные аспекты являются приоритетом второго.

Судьба дома на улице Обухова связана с судьбой России. «Дома больше нет», – говорит профессор Преображенский после того, как въехали соседи по комнате. Булгаков мог сказать (и сделал) то же самое о России после прихода к власти большевиков. Смешные, невоспитанные и практически не относящиеся к культуре мужчины и женщины, не похожие на женщин, поначалу могут показаться читателю смешными. Но они оказываются чужестранцами царства тьмы, доставляя дискомфорт существованию не только профессора; именно они под руководством Звондера «воспитывают» Шарика Шарикова и рекомендуют его на госслужбу.

Противостояние Преображенского и Свондера можно рассматривать не только как отношения между разведкой и новой властью. Самое главное, что культура и антикультура, духовность и антидуховность сталкиваются, и (пока) бескровная дуэль между ними не разрешается в пользу первых, нет животворящего финала в столкновении Света и Тьма.

В образе только что созданного Шарика также нет ничего смешного (кроме, пожалуй, немного юмора в напыщенных и самолюбивых внутренних монологах Шарика), потому что только те, кто им отмечен, могут смеяться над уродством, будь то духовным или телесным. Отвратительно неприятный образ, но сам Шариков зла не несет. Только когда он оказывается в этой самой битве Тьмы и Света за свою душу, он наконец становится выразителем идей Свондера – большевиков – сатаны.

Похожая тема появляется в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит сам Повелитель Тьмы, уже не имеющий маски для читателя. Но за многими из них стоят персонажи романа, он и его слуги многих ставят в абсурдную ситуацию, позволяя другим (в том числе читателю) видеть все человеческие и социальные пороки (появления в Rozmaitości и других ситуациях). Только в случае с Иваном Бездомным абсурдные и страшные события помогают очистить внутренний мир поэта от чужого и приблизить его к пониманию настоящего.

Таким образом, мы видим, что сочетание комедии и трагедии в произведениях Булгакова, оставаясь в русле русской литературной сатиры, имеет важную для их понимания особенность: смешение комедии и печали в возможной плоскости (даже для неопытного и внимательного человека). читатель) показывает глубокую трагедию, понятую во внутреннем плане.

Текстовая ошибка? Выделите его мышью и щелкните

У вас еще остались рефераты, курсовые работы, презентации? Поделитесь с нами – загрузите сюда!

Оцените статью
Добавить комментарий