Анализ стихотворения; В ресторане; Анализ произведения – Литература – Дайджест учителя

Анализ стихотворения; В ресторане; Анализ произведения – Литература – Дайджест учителя

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение «В ресторане», полно смыслов. Краткий анализ «В ресторане» по плану поможет вам лучше его понять. Этот анализ может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или как дополнительная информация.

Краткий анализ

Перед чтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «В ресторане».
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной, звезде петербургской богемы.

Тема – разочарование в любви и надежда встретить человека, который сможет исцелить разбитое сердце.

Композиция представляет собой одночастное произведение, описывающее вымышленную сцену с ее началом, кульминацией и концом.

Жанр – лирическое стихотворение.

Поэтическое величие – анапест с перекрестной рифмой.

Это эпитеты: «бледное небо», «желтый рассвет», «черная роза», «золотой ай», «испуганная птица».

Сравнения – «золотой, как небо», «как моя мечта».

Метафоры – «небо пылало огнем зари», «пели луки», «движение испуганной птицы», «вздохнули привидения», «дремали ресницы», «беспокойно шептались шелка».

История создания

Поэма «В ресторане» написана в 1910 году и во многом перекликается с более ранним, гораздо более известным стихотворением – «Незнакомец». Однако в этой истории есть очень специфическая героиня – Ольга Судейкина. Блок знал эту женщину с детства, а позже она стала его близким другом. Но пока написанное им посвящение полно горечи и разочарования – женщинам, любви и даже самому себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень тяжелый период в личном плане – тот, который он считал своей судьбой, оставил его для другого человека. Его жена не только изменила ему, но и родила ребенка от одного из любовников. Поэт, еще любя свою жену, не может удержаться от боли. Он изливает это с присущей ему элегантностью – в своем искусстве.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»

В ресторане
Никогда не забуду (было или не было в тот вечер): на рассвете костра бледное небо горело и разошлось, И в желтой заре были фонарики. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то луки пели о любви. Я послал тебе черную розу в стакане, золотом, как нёбо. Ты смотрел. С смущением и наглостью я встретил надменный взгляд и поклонился. И обращаясь к вам с нарочитой строгостью, вы сказали: «А этот влюблен». И вдруг струны запели, струны запели… Но ты был рядом со мной со всем своим юношеским презрением, С легким дрожанием руки… Ты сдался, как испуганная птица, Ты прошел легко, как мой сон… Шелка тревожно шептались. «Но из глубины зеркал ты взглянул на меня и, бросив их, закричал:« Хватай его ». «И монистически маршируя, цыганка танцевала и кричала о любви до рассвета.

Поэма Александра Блока «В ресторане» была написана в 1910 году, через 4 года после поэмы «Nieznajomy» и через 7 лет после публикации поэтического дневника Блока – серии «Стихи о прекрасной даме» в «Kwiaty Północy». Еще в 1901 году в стихотворении «Настоящее…», входившем в цикл, поэт пророчески писал:

Но боюсь, ты изменишь свое лицо.

Действительно, с 1901 года образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока претерпел коренную трансформацию. Если в «Стихотворениях о прекрасной даме» мы видим поэтический, совершенный, а потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении «Незнакомец» исчезла эта наивность, нереальность и неуверенность в образе прекрасной дамы. Мотив сомнений в реальности образа Прекрасной Дамы проявляется здесь:

И каждый вечер в назначенное время (Я только мечтаю?) Девичий лагерь, одетый в шелк, Проходит через туманное окно.

Образ таинственного Незнакомца приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, «медленно идя среди пьяных». В сознании лирического героя банальность обыденного мира не смешивается с идеальным образом женщины. Наконец, в поэме «В ресторане» образ Прекрасной Дамы обретает земные черты. Сложные отношения Блока с женой Л. Д. Менделеева, многочисленные развлечения обоих супругов «на стороне» не могли не сказаться на взглядах Блока. Новой музой поэта стала актриса и художник Ольга Судейкина. Хотя Блок знал ее с детства и никогда не считал эту женщину своей возлюбленной, именно ей посвящено стихотворение «В ресторане».

Поэт описывает вечер в ресторане. Здесь в полной мере резонируют городские мотивы: город своей суетой и свирепостью втягивает главного героя в вихрь событий, в том числе и любовных. Перед ним не сон или видение, а вполне реальная женщина, явно искусная в любовных делах, потому что каждый новый взгляд, полный восторга, брошенный на нее, только вызывает в ней скуку и гибель:

И сам герой явно больше не тот бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о прекрасной даме». Нет, он вполне порядочный мужчина, позволяющий не только часто ходить в рестораны, но и проявлять знаки внимания понравившимся женщинам:

Я послал тебе черную розу в золотом стакане, как рай, ай.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря») и золота («золотой ай») у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «обжигается огнем рассвета», а горящие на желтом небе фонарики не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтым на желтом. Интересно, что теперь персонажи все время меняются ролями: если он выглядит смущенным, но вызывающим, она демонстрирует свое смущение «легким дрожанием руки» и «движением напуганной птицы». И разворачивается эта своеобразная дуэль «в многолюдном зале», сопровождаемая какофонией звуков: «неистово заиграли струны», «монист бренчал» и «цыганка визжала о любви на заре». И все же в этом стихотворении, как ни странно, тоже есть связь с «Незнакомцем». Появляются знакомые детали – духи и шелк:

И духи вздохнули, ресницы задремали, шелк беспокойно зашептал.

Главный герой вновь ощущает нереальность происходящего: «Был или не был, в этот вечер…» А сама героиня предстает как во сне: «Ты прошла, когда мой сон светлый…». Все это было уже четыре года назад в «Незнакомце». Однако в последнем катрене поэмы «В ресторане» все на своих местах. Начиная с проскриптивного союза «но», он резко контрастирует со всем предыдущим изображением. Радостное видение превращается в жестокую реальность. Главный герой, отраженный в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а приглашающие взгляды оттуда, «из глубины зеркал», подтверждают теорию о том, что в этом мире можно покупать и продавать все, даже любовь. «Цыганка, кричащая о любви» – точное изложение эволюции героини в стихотворениях Александра Блока. Если в его ранних произведениях героиня была богиней, ее можно было увидеть только на картинках или иконах, то в «страшном мире» дореволюционных лет она фактически «изменила свой внешний вид» – стала продажной, как Катька из стихотворение Dwanaście позже. Каковы были причины этого изменения? Возможно, сам поэт со временем не влюбился.

Читайте также:  Эссе о бесплатных тематических эссе - я хочу рассказать вам о книге, основанной на рассказе некоего

Добавьте ссылку на этот материал на своей странице в социальных сетях:

Композиция

С точки зрения композиции произведение действительно превосходное: и сюжетный элемент, и смысловое содержание развиваются параллельно, начиная и заканчивая в одной и той же точке.

На первый взгляд, сюжет довольно прост: уважаемый мужчина сидит в ресторане и наблюдает, как чужая женщина очаровывает его. Он посылает ей черную розу, хотя у дамы уже есть спутник. И она с любопытством оглядывается на него.

Герой слишком много выпил, поэтому не уверен, что происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных манер передана настолько ярко, что невозможно не заметить, что эта история рассказана от лица действительно страдающего человека.

Однако это лишь поверхностное восприятие произведения, на самом деле наполненного художественной символикой. И история, стоящая за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, глубоко раненый, приходит в ресторан, чтобы забыть о себе. И прекрасная незнакомка для него остров спасения. И она, которая изначально воспринимает знаки его внимания как поступок другого влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует психическая связь, находящаяся на одной волне. И она смотрит на него, давая понять, что искренне интересуется им.

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»

Поэма «В ресторане» написана поэтом почти ровно на четыре года позже «Незнакомца». Сравнительный анализ этих двух работ Блока интересен, так как они показывают эволюцию образа женщины. В то же время декорации, которые описываются и в которых происходит действие, очень похожи в обоих стихотворениях. Однако восприятие лирического героя декораций и его мировоззрение изменилось. Сначала подумайте об обстоятельствах и общей атмосфере, которая сопровождает стихотворение. В обоих произведениях действие разворачивается в хорошо известной Блоку обстановке шумных ресторанов, пьянства и развлечений. Общие детали можно увидеть, например, в следующем: в «Незнакомце» есть «женский писк», а во второй строке «Цыганка танцевала и визжала о любви до рассвета». Сходство прослеживается и в цветовой палитре: в обоих преобладают цвета, которые в творчестве Блока всегда символизируют безумие и разврат – желтый, оттенки серого и черного. Например, в «Незнакомце» «крендель из пекарни» и «пыль с улицы» золотые, а в «В ресторане» черная роза в «золотом стакане, как нёбо, ай» и » желтый рассвет ». Однако мне кажется, что восприятие окружения лирическим главным героем иное: если в «Незнакомце» вы испытывали отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то сумасшедшая динамика, азарт. Различие образов женщин в этих стихотворениях также связано с авторским настроем. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с окружающей ее гибельной средой, с теми омерзительными «пьяницами с кроличьими глазами», к которым бессознательно может быть причислен сам лирический герой. Но в стихотворении «В ресторане» образ женщины и шумная и динамичная атмосфера ресторана словно сливаются или даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомце» прикрыто темной пеленой, а во втором стихотворении героиня смело «бросает взгляды» из глубин зеркала. Незнакомка была «всегда без компании, одна», ее образ плавен и неуловим, а героиня «В ресторане» резко и высокомерно обращается к ухажеру: «А этот влюблен». Мы видим, что образ лирической героини во втором стихотворении намного ближе к реальности, а в «Незнакомце» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далекой от лирического героя.
Теперь смотрим на:
Связанные эссе

    «Лица женщин» в творчестве Блока «Незнакомец» – полет творческой фантазии… Как разгадать «поэтическую загадку» стихотворения… Мир реальности в поэме А. Блока «Обси». Мотивы из поэмы А. Блока «Чужой». О поэме А. Блока. Блок «Незнакомец» (1) О стихотворении Александра Блока “Незнайомы”. Поэма Александра Блока «Незнакомец» (2) Особенности композиции стихотворения А. Блока… Пейзаж из лирической драмы «Незнакомец». Сравнительный анализ стихов А. А. Błoka W…

Средства выразительности

Это стихотворение в первую очередь наполнено символизмом, но Блок также использует в нем известные средства выражения, создавая два слоя повествования. Эти:

Читайте также:  Семейная мысль »в произведениях русских классиков XIX века

    Эпитеты – «бледное небо», «желтый рассвет», «черная роза», «золотой ай», «испуганная птица». Сравнения – «золотой, как небо», «как моя мечта». Метафоры – «небо озаряется огнем рассвета», «луки начинают петь», «движение испуганной птицы», «вздыхают привидения», «засыпают ресницы», «беспокойно шепчутся шелка. “.

Для выражения идей автора используются все художественные приемы, каждое использованное им изображение имеет несколько смыслов, которые исследователи пытались разгадать десятилетиями. Это стихотворение по праву считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Сравнительный анализ стихотворений Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

История создания

Создание стихотворения было записано старым другом Блока Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В момент написания стихотворения Блок пережил уход жены, его жизнь была разрушена, но благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр – любимое стихотворение «Чужой».

Прототип незнакомца существует, но его полное имя утеряно. Изображение девушки поэт нашел в одном из баров, которые он раньше посещал. Очаровательное создание так обрадовало Блока, что он решил посвятить стихотворение красивой незнакомке.

Семейная жизнь Александра Блока и Л. Менделеевой не была счастливой, потому что автор изначально видел в жене только музу и не трогал ее пальцем, опасаясь развеять иллюзию. Но он находит плотское удовольствие в прелюбодеянии, что, однако, не мешает ему любить только одну жену. В конце концов, женщине это лечение надоело, и она решила искать счастья на стороне, так как в их браке это не считалось зазорным. Однако поэт обиделся на такое поведение музы, потому что считал ее идеалом, возвышенным и недостижимым совершенством. Короче говоря, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой – тот, который не может быть разочарован. Самым главным было то, что он должен был быть так далеко, чтобы в его недостижимой святости и чистоте не было видно приземленности или пошлости.

Средства художественной выразительности

Поэт использует множество эпитетов, чтобы более красочно представить происходящее, они переплетаются между собой.

    Для описания действительности – сурово: «пьяные крики», «весна и едкий дух»; При описании незнакомца Блок употребляет более красивые и романтичные эпитеты: «узкая рука», «гибкие шелка», «голубые бездонные глаза».

Стихотворение также полно сравнений: «пьяницы с кроличьими глазами», «такие же, как я, скромные и растерянные» и метафоры: «кривый диск без смысла», «дышащие призраки и туманы».

Автор: Анастасия Антонова

Klassreferat. ru

Среди других поэтов Серебряного века Блок выделяется важностью эволюции темы любви в своих текстах. От возвышенной мечты любовницы, казавшейся мистической и недостижимой, происходит восприятие настоящих женщин. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь эта картина теряет магическую ауру и становится реальной – чужой, сломанной. Проследим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Nieznajomy и W Restauracja. В стихотворении «Незнакомец» лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных снах, ее образ приобрел реальные черты (обручальные кольца, фата). Впервые он встречает женщину в новом обличье. Его не устраивает мир, в котором она появилась: уличная пыль, испытанная шутка, среди канав. И даже луна перестала быть романтическим символом, только диск бессмысленно крутится. Лишь с помощью вина лирический герой пытается смириться с действительностью, хотя мечты давным-давно рухнули и потеряли смысл жизни. Но образ инопланетянина еще не окончательно утратил свою загадочность. Даже ее настоящие черты (девичья талия, рука в кольцах) резко не контрастируют с ее туманным, нечетким образом (она вдыхает духи и туман, сидит у окна). Под траурными перьями, за темной пеленой незаметно ее лицо. В стихотворении предстоит разгадывать множество загадок. Что такое заколдованный берег и заколдованная даль? Прямого ответа нет, значит, этот символ многозначен. Я считаю, что это своего рода граница между реальным и нереальным миром, между банальностью и красотой, между духовностью и бездушностью, между добром и злом. Резкое противопоставление двух миров выражается на нескольких уровнях: лексическом: высокий стиль (состояние, глаза) с низким стилем (криво, выпуклый, опьяненный кроличьими глазами); звуковая организация (сначала сочетание согласных пвчрм, ndrstm и т. д., затем аллитерация в л, м, н (Мне это просто сон?) Дисгармония первой части противопоставляется гармонии второй. Неизменным остается только размер ямба квадратного, что делает лирического героя одиноким и динамичным одновременно. Лирический герой одинок (И каждый вечер единственный друг // Мой стакан отражает +) Мир, построенный на его фантазиях и изменившийся с появлением Незнакомца, рождается только из пьяных мечтаний о прекрасном. Но путь, по которому идет идеал красоты Блока, подходит к концу. Это был нелегкий путь: от небесных высот до мрака и мрака земной жизни. Героиня поэмы «В ресторане», спускаясь по ступеням, на этом пути со временем теряет секрет своей неземной красоты, со временем приобретая черты не только земной, но даже земной женщины. Из объекта поклонения и обожания она стала предметом продажи. К незнакомцу, однако, относятся с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит мгновенная любовная дуэль, но любовь эта по силе, может быть, равняется чувству. Разрабатывался в течение длительного периода времени. Поэма вызывает сомнения у лирического героя, как это было уже в «Незнакомце»: был он или нет в тот вечер? А потом пейзажный акцент: Петербургский рассвет из желтых фонарей на желтом фоне. Северное небо, порождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в ужасном мире, говорит о неминуемой грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как в «Незнакомце». Лирический герой – лишь один из многих скучающих женихов. На это указывает фраза: А этот влюблен. Но это выделяет его из толпы поклонников, неординарных, дерзких, чтобы скрыть свое смущение. Но, несмотря на это, их встреча – это не столько счастье, счастье, сколько досадное заблуждение: он красив, умен, образован, романтичен, но от этого они еще более отдаляются друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечения, а он джентльмен вне ее круга. Между ними не может быть ничего серьезного, ее можно купить только на час. Драматургия их отношений усиливается (они ругаются, лихорадочно поют), чтобы наконец достичь кульминации: их взгляды, отраженные в зеркалах, кричат: «Хватай! Зеркала, отражая и сокрушая образ новой незнакомки, отвлекают ее красоту, исчезает ее неповторимость, исчезает тайна. Все это сопровождается соответствующей музыкой: монистом танцующего цыгана, который не поет, а кричит от любви. Эта вакханалия звуков направлена ​​на желтый закат, и так круг замыкается. Он бросает свой блеск на греховную жизнь людей. Красота испорчена. Презренный, разрушенный, растворенный в желтом мире желтого города.

    Как разгадать «поэтическую загадку» стихотворения «Незнакомец». Мир действительности в поэме А. Блока «Обси». Творческие задания Блок-баллады «Незнакомец». Сравнительный анализ «Незнакомца» и «В ресторане» Александра Блока. Поэма Блока “Незнакомец” «Лица женщин» в творчестве Блока О поэме А. Блока. Блок «Незнакомец» (1) Особенности поэмы А. Блока “Nieznajomy” Мотивы из поэмы А. Блока «Незнакомец».
Читайте также:  Он либо денди и бабник, который говорит по-французски и с усами, либо толстый мужчина с взлохмаченной кепкой, дерзкий и хитрый, а в финальной сцене он молодой сторонник

Образы и символы

Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он потерял интерес к жизни, его до сих пор окружает хлам, пьяные люди отвлекают его от мыслей, что еще больше угнетает главного героя. Комментарий героя о том, что его единственный друг отражается в стекле, отражает его тоску и отказ. Только вино, а не компания, помогает ему забыть о себе и найти утешение.

И каждую ночь единственный друг в моем стакане отражается И терпкая и загадочная влага, Как и я, скромная и растерянная.

Незнакомец появляется каждый вечер, как сон во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Как будто она разбудила лирического героя от сна, стала его мечтой, недостижимым идеалом. В конце концов, он даже признает, что правда заключается в вине, то есть он понимает силу, которая поддерживает этот пленительный образ снова и снова. Возможно, женщины в траурной шляпе с перьями не было. Это всего лишь пьяная иллюзия, в которой, однако, рождается чистая и святая иллюзия, которая просто не может подвести его, потому что своим существованием она не вступает в контакт с реальностью.

Образ красивой девушки полон загадок. Кто она? Как и почему он оказался в этом отвратительном заведении? На эти вопросы нет ответа. Девушка пробуждает в душе героя давно забытые чувства, он открывает для себя новые идеалы и сразу с иронией замечает, что его мечта – полет фантазии, окропленный вином.

Поэма богата изображениями-символами:

    Крендель из пекарни, деревенские хижины – все это символы обывательского мира, в котором поэт скучает и ненавидит. Кавалеристы подходят к дамам за шлагбаумом и по дороге с канавами – это говорит о пошлости и подлости этого типа отношений, называемых любовными отношениями. Кавальерс «пробовали» – то есть они не первые дамы, которые оперлись на их плечи. Все это говорит о мелочности и тоске по земной любви. Крики женщин, плач ребенка, крики лакеев – это музыка улиц, которая так подавляет главного героя. От него он прячется в трактире и в «едкой сырости». Туман, древние верования, траурное платье, вуаль – все символы тайны и загадки незнакомца бесконечно далеки от главного героя, потому что все в ее внешности скорее скрывает, чем рассказывает историю этой женщины.

Композиция

Поэма состоит из двух частей: сна и бодрствования. Поэт играет на противоположностях двух миров, в этом особенность композиции произведения. На самом деле Блок описывает Петербург, грязные помещения и постоянно пьяных людей. Сон – девушка, которая внезапно появляется на пороге, она словно из другого мира, загадочного и загадочного. Это глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.

Одна часть стихотворения противопоставляется другой – это прием противопоставления, позволяющий показать конфликт ожиданий и реальности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас на две части.

Жанр и идея произведения

«Незнакомец» – это стихотворный рассказ, написанный ямбической четверкой. В стихотворении присутствуют и пирризи. Автор выбрал это поэтическое величие не зря. Считается, что он сознательно стремился к простоте, чтобы читатель мог его понять.

Важные мысли подчеркнуты в стихотворении перекрестными рифмами. Идея заключалась в том, чтобы показать невозможность вечной женственности. Он считал, что ее можно найти только во сне.

Оцените статью
Добавить комментарий