Эссе на тему: Старинные мотивы в мировой литературе

Эссе на тему: Старинные мотивы в мировой литературе

Сочинение на тему: Вечные мотивы в мировой литературе. Подготовка к экзаменам по литературе

Читайте также

Мы живем, наша жизнь не стоит на месте, время летит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов, и мы иногда находим ответы на них в книгах. Книга, написанная много веков назад, актуальна и сегодня. Многие из поднятых тогда тем и вопросов волнуют нас и сейчас.

Любовь остается вечной темой в русской литературе. Все писатели по-разному описывают любовь. Для кого-то любовь – это светлое чувство, как у Пушкина. Пушкин в своих стихах преподносит любовь к небу, а для некоторых любовь – это всего лишь мгновение, которое было, а потом уже нет. Такую временную любовь мы видим в рассказах И. А.

Бунин. Все его работы, на мой взгляд, показывают не столько любовь, сколько влюбленность. Ведь только любовь не может длиться вечно, только мгновение, такую ​​любовь можно назвать неправильной в нашей жизни, которую, наверное, каждый из нас испытал. Такую «любовь» нам дано испытать. И если мы говорим о любви, настоящей любви, которая будет длиться вечно, это любовь, которую мы несем по жизни. Он может быть несчастным, неделимым, но он существует, был и будет. Возвращаясь к творчеству Александра Пушкина, его самое известное произведение о любви – это стихотворение «Евгений Онегин». Это произведение прекрасно описывает чувства, эмоции, переживания и эмоции персонажей. В ВИДЕ. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. «То, что у нас есть, мы не храним, и когда мы теряем, мы плачем». Онегин слишком поздно, слишком поздно открыл для себя это великое чувство любви. И наказал себя за одиночество. А Татьяна любит и будет любить Онегина, оставаясь верной мужу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но без возможности быть вместе. Татьяна будет несчастна на всю оставшуюся жизнь, потому что ее любовь, а вовсе не ее муж, который тоже останется несчастным, потому что она чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Несчастен и Онегин, который сначала не принял любви, а потом стал требовать ее от замужней женщины. Это жизнь, это любовь.

Конечно, понять любовь из романов, даже хорошо написанных стихов очень сложно, но можно извлечь полезные уроки для себя. «Я думаю, они правы, вкладывая любовь в книги, вот где она принадлежит». Читая произведения таких писателей, как Куприн («Гранатовый браслет»), Толстой («Война и мир»), Шолохов («Тихий Дон»), мы понимаем, что такое любовь и какой ценой она приходит. Благодаря писателям того времени мы понимаем, что ничего не изменилось. Любовь существует и по сей день, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная. И огромная радость, если ты почувствуешь это светлое чувство, почувствуй, как Татьяна испытывала к Онегину, как Наташа к Болконскому.

Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными всегда. Люди будут возвращаться снова и снова и постоянно поднимать эту тему. И каждый найдет в песнях о любви что-то личное, до боли знакомое и понятное.

Классическая русская литература XIX века – литература «на вечные темы». Русские писатели пытались ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и мироздания, о Боге… помимо насущных проблем своего времени. В этой связи «вечные темы» в русской литературе выразились, как мне кажется, в поисках «героя времени».

Таким образом, «Горе от ума» А. С. Грибоедов отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в русском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» права: свободу, интеллект, культуру, патриотизм.

Прибыв в дом Фамусовых, Чацкий мечтает о дочери богатого барона Софии. Но здесь героя ждут только разочарования и удары. Сначала выясняется, что дочь Фамуса любит другого. Во-вторых, оказывается, что люди в доме барона главному герою чужды. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба сложная и упорная, но победа новой, по мнению Грибоедова, неизбежна. Слова Чацкого распространятся, они будут повторяться повсюду, и они создадут свою бурю. Они уже имеют большое значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом писатель решает вопрос об «отцах» и «детях» в пользу детей.

Другой русский писатель, писавший во второй половине XIX века, И. С. Тургенев тоже поднял этот извечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько иначе решает проблему межпоколенческих отношений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового могут привести к положительному развитию.

Читайте также:  Поэзия Бунина - картина со словами, сочинение, школьное сочинение

На примере главного героя, Евгения Васильевича Базарова, писатель показывает, что одно отрицание, без желания строить что-то новое, ведет только к разрушению и смерти. Это бесплодный путь. И отрицать свою человеческую природу совершенно абсурдно. Базаров, возомнивший себя сверхчеловеком и презирающий «благородную чушь» о любви и чувствах, внезапно влюбляется. Это становится для него настоящим испытанием, которое он, к сожалению, не выдерживает; в конце романа он умирает. Таким образом, Тургенев показывает как несостоятельность нигилистической теории Базарова, так и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений и ценность культуры предков, а также необходимость гармонии и постепенности во всем.

Роман А. С. Пушкинский «Евгений Онегин» затрагивает также многие «вечные темы»: любовь, счастье, свободу выбора, смысл жизни, роль нравственных ценностей в жизни человека.

Практически с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, он делает и читает только то, что может светить в светском обществе. Главный герой рано научился лицемерию, притворству и обману, чтобы достичь своей цели. Но его душа всегда остается пустой, потому что природа Онегина намного глубже, интереснее и богаче, чем того требует общество.

Начинаются поиски смысла жизни, которые стали реальностью только после страшной трагедии – убийства Онегина на дуэли с молодым поэтом Ленским. Это событие перевернуло все в душе героя и началось его нравственное возрождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независимым от мирового общественного мнения, стал самостоятельной сильной личностью, способной жить так, как он хотел, а не высшим петербургским светом, способным на любовь и страдания.

В лице Татьяны Ларина Пушкина показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности иметь сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то в романе Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой не находит своего места, счастья в этой жизни.

Печорин разочарован современным миром и своим поколением: «Мы больше не можем приносить большие жертвы ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Такие мысли доводят Григория Александровича до скуки, равнодушия и даже отчаяния. Именно это состояние апатии и нытья делает Печорина одиноким. От этого ощущения некуда спрятаться, оно полностью поглощает главного героя.

Печорин потерял веру в человека и его значение в этом мире. Неизбежная скука героя порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства могли возникнуть в какой-то момент его жизни, но все же они не принесли Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, «лишним» в жизни в целом. В конце концов Печорин умирает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей душой, хотя и бессознательно, стремится к гармонии.

Стремление к гармонии с собой и миром отличает и другого героя русской литературы XIX века Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит эксперимент над собой – он нарушает моральный закон, убивая старую владелицу денег и ее сестру.

Ошибка главного героя состоит в том, что он видит причину зла в самой природе человека, а закон, дающий более сильному право творить зло, он считает вечным. Вместо того, чтобы бороться с аморальной системой и ее законами, Раскольников следует им.

За нарушение в себе морального закона герой несет неминуемое наказание. Речь идет прежде всего о том, чтобы мучить совесть. Постепенно Родион начинает понимать свою страшную ошибку, осознает и сожалеет о нем. Но окончательное превращение героя происходит и вне романа.

Герои толстовской эпопеи «Война и мир» тоже ищут себя, свой путь и гармонию. Таким образом, Пьер Безухов, преодолев процесс болезненных разочарований и ошибок, наконец обретает смысл жизни.

Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно она случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, работа Пьера направлена ​​на крестьян: он планирует основать для них больницы и школы. Однако самый важный этап в жизни героя начинается с вступлением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его родина была в такой страшной опасности. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с обычными людьми, осознает их мудрость, ценность их образа жизни, их философию.

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену позволило ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер понял самое главное: человеку не нужно много, чтобы быть счастливым. Причиной страданий и мучений человеческого духа чаще всего бывает жадность, чрезмерный эгоизм.

Таким образом, всю русскую литературу XIX века можно назвать литературой поиска героев. Писатели пытались увидеть в нем человека, способного служить своей Родине, принося ей пользу своими действиями и мыслями, а также просто способного на счастье и гармонию, развитие и прогресс.

Читайте также:  Эссе: Оноре де Бальзак

В поисках «героя времени» русские писатели пытались решить «вечные вопросы» бытия: о смысле жизни, природе человека, законах мироздания, существовании Бога и т. Д. классика решает эти проблемы по-своему. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на фундаментальные вопросы, без решения которых невозможно существование любого человека.

Проблема в ВОПРОСЕ.

Проблема ставит вопрос о разрешении сущности предмета, ставшего предметом исследования в литературном произведении. И тема для исследования подсказывается темой работы. Вопрос возникает из предмета, как росток из почвы. Вот так проблема связана с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, тогда проблема – это ВОПРОС, поставленный на основе этой жизни, отраженной в литературном произведении.

Одна и та же тема может быть основой для обсуждения разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в части, которая решена или остается нерешенной, но показывает, как найти решение.

Тождество темы и проблемы спорно.

Вопросы: В одном литературном произведении не может быть только одной проблемы, у него много проблем, основных и второстепенных, вспомогательных.

«Вечные образы» в мировой литературе (Дон Кихот, Ромео и Джульетта, Гамлет)

«Вечные образы» в мировой литературе (Дон Кихот, Ромео и Джульетта, Гамлет)

Литература – штука странная. Иногда кажется, что рядом с современным поэтом или писателем есть гений. Читают его произведения, время идет – и почти никто не помнит, кем он был. А иногда их современники не в состоянии понять или оценить все величие художника, с которым им посчастливилось жить. Художник умирает бедным, непризнанным… И следующие поколения открывают и открывают для себя его работы, признают его талант.

Есть бессмертные творцы, чьи произведения – гордость человечества. Есть бессмертные стихи, романы, рассказы, в которых каждое новое поколение читателей открывает все новые и новые глубины. В литературе встречаются так называемые «вечные образы». И если бы люди разного возраста могли встречаться и разговаривать о литературе или просто о жизни, имена Дон Кихот, Гамлет, Ромео и Джульетта, Робинзон связывали собеседников.

Эти герои словно появляются из произведений и живут своей независимой жизнью. Художники и скульпторы стараются создавать свои портреты, композиторы, драматурги и поэты посвящают им свои произведения. Есть также много памятников героям, сошедшим со страниц книг.

Что делает некоторые литературные образы «вечными», в которых каждое поколение, каждый читатель находит ценность, любопытство и понимание? Видимо в том, что в этих образах воплощены вековые ценности или извечные проблемы человечества.

Например, главный конфликт романа Сервантеса «Дон Кихот» – столкновение идеала и представлений о реальности с самой реальностью – актуален в каждую эпоху.

Всегда найдутся благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, не способные реально оценить действительность, но героически защищающие свои идеалы. Иногда современники называют их действия «борьбой с ветряными мельницами», есть даже понятие «упрямство». Оно включает в себя, с одной стороны, стремление к идеалу, смелость, самоотверженность, а с другой – поддавание фантазиям, мечтам и определенной эксцентричности.

Когда кого-то называют Ромео, мы понимаем, что говорим о человеке, для которого любовь важнее всего. Любовь, восторг возносится к небу и затмевает все вокруг. Ромео вряд ли сможет трезво оценивать и воспринимать окружающий мир. И он, и Джулия жили для одного – любви. Любовь была для них воздухом и смыслом существования. Трагический финал прервал их жизнь, но не любовь вдохновляла человечество на протяжении сотен лет.

В другой трагедии Шекспира мы находим совершенно иной, вневременной образ. Это глубоко трагичный образ Гамлета. Он хорошо понимает реальность и твердо стоит на стороне добра. Он бескомпромиссен перед лицом зла, храбрый и твердый, но как быть, когда зло в его семье? Как он может достойно бороться с воровством, если он должен разрушить жизнь своей матери, чтобы наказать убийцу своего отца? Гамлет глубоко размышляет о природе зла, считает, что месть – это тоже зло. Следовательно, убийство есть убийство, даже если вы убьете негодяя. Образ Гамлета – это образ ответственного, мыслящего человека, осознающего, что переход к решительным действиям в конфликте между добром и злом может породить новое зло.

Вероятно, в литературе есть еще много примеров вневременных образов. Однако у них есть одно общее: все они раскрывают вековые человеческие чувства и стремления, пытаясь решить вечные проблемы, которые преследуют людей всех поколений.

Вечные образы

Вечные образы – литературные персонажи, неоднократно олицетворявшие литературу разных стран и эпох, ставшие характерными «знаками» культуры: Прометей, Федра, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и другие. Традиционно мифом считается легендарный Дон Кихот, легендарный Дон Жуан и другие. Традиционно к ним относятся мифологические и легендарные, исторические (Наполеон, Жанна д’Арк) и библейские персонажи с вековыми образами, основанными на их литературных представлениях. Таким образом, Антигона связана прежде всего с Софоклом, а Вечный Гедеон возвращает свою литературную историю к Великой хронике (1250 г.) Матьяша Парижского. Фигуры, имена которых стали именными, часто появляются в вечных картинах: Хлестаков, Плуценник, Манилов, Каин. Вечный образ может стать средством типизации и тогда он может показаться безличным («Девушка Тургенева»). Есть и национальные варианты, которые как бы обобщают национальный тип: в Кармен часто хочется увидеть Испанию, а в храбром солдате Швейка – Чехию. Вечные образы способны переходить в символическое обозначение всей культурно-исторической эпохи, будь то их создатель или более поздняя эпоха, интерпретировавшая их по-новому. Образ Гамлета иногда воспринимается как квинтэссенция человека позднего Возрождения, осознавшего бесконечность мира и своих возможностей и потерявшегося перед этой бесконечностью. В то же время образ Гамлета является перекрестной чертой романтической культуры (начиная с эссе Гете «Шекспир и ему нет конца», 1813-16), где Гамлет представлен как некий Фауст, художник. , «проклятый поэт», искупитель «творческих» пороков цивилизации. Франц Фрейлиграт, которому принадлежат слова «Гамлет – это Германия» («Гамлет», 1844), в первую очередь означал политическую пассивность немцев, но подсознательно указывал на возможность такой литературной идентификации немца, а в более широком смысле. также западноевропейского человека.

Читайте также:  Есть мерный шаг

Одним из главных авторов трагического мифа о фаустовом европейце XIX века, запутавшемся во «вневременном» мире, был О. Шпенглер («Закат Европы», 1918-22). Раннюю и довольно умеренную версию этого мировоззрения можно найти в статьях Ивана Сергеевича Тургенева «Два слова о Грановском» (1855) и «Гамлет и Дон Кихот» (1860), где русский ученый косвенно отождествляет себя с Фаустом. а также описывает «две основные, противоположные черты человеческой натуры», два психологических типа, символизирующие пассивное размышление и активное действие («дух Севера» и «дух Юга»). Также делаются попытки разграничить эпохи через вечные образы, связывая 19 век с живописью Гамлета, а 20 век – «массовые смерти» – с персонажами Макбета. В стихотворении Ахматовой «Дикий мед пахнет под открытым небом…» (1934) Понтий Пилат и Леди Макбет оказываются символами современности. Их вневременное значение может служить источником гуманистического оптимизма, типичного для раннего Д. С. Меренковский, считавший вневременные образы «спутниками человечества», неотделимыми от «человеческого духа», обогащающими все новые поколения («Вечные спутники», 1897). И. Ф. Анненский в трагических красках показывает неизбежность творческого столкновения писателя с вечными картинами. Для него это уже не «вечные спутники», а «проблемы-яды»: «Возникает теория, вторая, третья; символ заменяется символом, ответ смеется над ответом… Иногда начинаем сомневаться даже в существовании проблемы… Гамлет, самая ядовитая из поэтических проблем, пережил не одно столетие развития, он побывал в стадиях отчаяния, ни одного Гете »(Анненский И. Книга размышлений. М. , 1979). Использование литературных вневременных образов состоит в воссоздании традиционной вымышленной ситуации и наделении главного героя чертами, соответствующими исходному изображению. Эти сходства могут быть прямыми или скрытыми. Степной король Лир Тургенев (1870) намекает на шекспировскую трагедию, а Леди Макбет Мценского Лесковского уезда (1865) предпочитает менее скромный подход. (1865) предпочитает менее явную аналогию (появление отравленного Бориса Тимофеевича Катерины Львовны в виде кошки напоминает в далекой пародии посещение Баном застолья у Макбета, убитого по его приказу). Хотя большая часть усилий автора и читателя посвящена построению и обнаружению таких аналогий, речь идет не о том, чтобы увидеть знакомое изображение в неожиданном контексте, а о новом понимании и объяснении, предложенном автором. Само упоминание вечных образов является косвенным: автор не обязательно их перечисляет: связи между Арбенином, Ниной и князем Звездичем в «Мускараде» Лермонтова (1835–36) и шекспировском «Отелле, Дездемоне и Кэсси» очевидны, но в конечном итоге должны быть установлены. читателем.

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Подготовительное занятие к сочинению по роману «Отцы и дети».

Цели:
Развитие умения работать над сочинением. Формирование и развитие умения анализировать литературное произведение. Развитие литературных и творческих способностей студентов. Знакомство студентов с литературой как видом искусства. Формирование индивидуального подхода к проблеме. Развитие речи студентов.
Оборудование:

.Я знаю, понимаю, могу. Справочник по модельной литературе. Москва, «Школа-пресс», 1999;

– Теория и практика сочинений разных жанров. В кн.: Методические указания по элективному курсу, под ред. З: М., Просвещение, 1977;

– Размешие перед сочинением. М. , Wyższa Szkoła, 1990;

Оцените статью
Добавить комментарий