Михаил Булгаков: Вахитова Т

Михаил Булгаков: Вахитова Т.

Вахитова Т. М.: М. Булгаков о М. Е. Салтыкове-Щедрине

М. БУЛГАКОВ О САЛТЫКОВЕ-ЩЕДРИНЕ М. Е.

(ИЗДАНИЕ Т. М. ВАХИТОВА)

Булгаковский сборник (ф. 369, п. 327) включает две (машинописные) анкеты, одна – подписанная 19 сентября 1933 г., другая – неподписанная, датированная 11 октября 1933 г., с ответами писателя на вопросы редакции журнала. “Dziedzictwo Literacki” о значении своего творчества Салтыкова-Щедрина для нашего времени.

Эти анкеты были разосланы многим советским писателям и предназначались для публикации в сборниках «Литературное наследие», посвященных неизвестным материалам о жизни и творчестве выдающегося русского классика (т. 11-12, 13-14 такты). Однако эти материалы не вошли в основную часть издания и до 1976 года хранились в архивах Центрального государственного архива СССР. (Ф. 603, Литературное наследие, оп. 3).

В связи с 150-летием со дня рождения Салтыкова-Щедрина С. Е. Макашин – один из инициаторов разработки и внедрения данного опросника в 1932-1933 годах. – размышления советских писателей о великом сатирике, опубликованные в журнале “Новый Свят” (1976, № 1).

Среди тех, кто отвечал на вопросы редакции “Dziedzictwo Literacki” в начале 1930-х годов, были А. Толстой, К. Тренев, Д. Бедный, В. Лидин, С. Городецкий, П. Романов, Я. Слезкин и другие писатели. Были опубликованы отзывы М. А. Булгакова.

Текст, опубликованный в «Новом мире», соответствует второй, более поздней версии ответа Булгакова (11 октября 1933 г.), который хранится в российском отделении ИрЛИ без подписи. Текст, публикуемый в журнале, сокращен и исправлен.

Вместо этого достаточно двух последних резких замечаний о современной сатире: «Она возникает, когда писатель, который считает нынешнюю жизнь несовершенной и возмущенной, начинает ее художественно разоблачать. Я считаю, что путь такого художника будет очень и очень трудным» – журнал опубликовал вывод из другой версии опроса: «Но я считаю, что каждому советскому сатирику следует посоветовать внимательнее изучить Щедрина.

Оба варианта ответов на анкету представлены ниже.

В РЕДАКЦИЮ «ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

РЕДАКТОРУ Т. АВЕРБАХА

Ответы на основные моменты вашего запроса M. E. Салтыков-Щедрин

1. Степень и характер знакомства с творчеством Сальникова-Щедрина и его роль в формировании мировоззрения.

Ответ: Я начал знакомиться с творчеством Щедрина в 13 лет, и оно мне очень понравилось. Позже я читал и перечитывал их, возвращаясь снова и снова. Я полагаю, что я хорошо знаком с творчеством Щедрина и его роль в формировании моего мировоззрения значительна.

2. Ваше мнение о Щедрине как о художнике.

Ответ: Считаю его первоклассным художником.

3 Оценка Щедрина как классика сатиры применительно к задачам создания советской сатиры.

Ответ: Я считаю, что сатиру нельзя создавать, она творит сама себя. Но я считаю, что нужно посоветовать каждому советскому сатирику внимательнее изучить Щедрина.

4: Художественный метод Щедрина в свете современных литературных и творческих споров. Оказал ли на вас Шедрин чисто литературное влияние?

Ответ: Неясна первая часть вопроса. Что касается литературного влияния Щедрина на меня, я считаю, что влияние было весьма значительным.

Читайте также:  Эссе о том, каким должен быть настоящий друг

5 Щедрин как тип писателя (участие в практической жизни, мировоззренческий уровень).

Ответ: Вопрос непонятный, мне сложно ответить.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Москва, Большая Пироговская 35а, каб.6.

РЕДАКТОРУ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

О САТЫКОВ-ЩЕДРИНЕ

Принимая во внимание основные моменты, указанные Господом, могу сказать о Салтыке следующее:

Я начал изучать его работы, когда мне было около тринадцати лет. И, насколько я помню, они мне очень понравились, хотя я, очевидно, мало понимал из того, что он писал. Позже я все время возвращался к чтению произведений Салтыкова. Салтыков оказал на меня необычайное влияние, и в молодости я решил, что должен относиться к своему окружению с иронией. Писая для собственного удовольствия, я подражал методам Салтыковой и сразу имел результаты: приходилось спорить с окружением и не раз выслушивать горькие упреки. Когда я стал взрослым, мне открылась ужасная правда. Атаманы-натурщицы, распутные клементины, русалки и лапотники, майор Прыщ и бывший закройщик Угрюм-Бурчаев пережили Салтыкова-Щедрину. Затем мой взгляд на окружающий меня стал печальным. На что похож Щедрин как художник? – Думаю, доказывать, что он первоклассный художник, не нужно.

Вы пишете об оценке Щедрина в связи с задачей создания советской сатиры?

Я убежден, что все попытки создать сатиру обречены на полный провал. Это не может быть создано. Возникает спонтанно, внезапно. Возникает, когда появляется писатель, считающий жизнь несовершенной, и, возмущенный, начинает художественно ее клеймить. Думаю, путь такого художника будет очень и очень сложным.

Влияние Гоголя на сатиру Булгакова

N. W. Гоголя как образец творческого подражания М. А. Булгаков

Литературоведы долгое время пытались установить причины преемственности литературных традиций, но не нашли единого решения этой проблемы. Для нас важно, чтобы эта связь была ощутимой, – писал М. Шолохов: «Нас всех связывает преемственность литературного мышления и литературных традиций».

Судя по биографическим данным, можно предположить, что Н. В. Гоголь был подобной творческой моделью для М. А.Булхакова. Об этом свидетельствует первый биограф М. А. Булхакова П. С.Попов: «Михаил Афанасьевич с детства посвятил себя чтению и письму. Его первый рассказ« Приключения Светланы »был написан, когда автору было всего семь лет. В девять лет Булгаков читал Гоголя, писателя, которого он всегда подавал в пример и любил больше других классиков русской литературы.

Оценка Соколовым Булгакова очень точна: «… есть очень точная формула творчества Булгакова – то, что он прочитал, стало его жизненным опытом. Даже реальные жизненные события, разворачивающиеся на его глазах, были позже показаны Булгаковым через призму литературной традиции. и старые литературные образы преобразились и зажили в творчестве Булгакова новую жизнь, озаренную новым светом его гения ».

Сделаем заявление, что именно Николай Владимирович Гоголь был за М. А. Булгакова с этой «идеальной моделью» профессионала, которой необходимо следовать каждому творчески одаренному человеку на начальном этапе формирования собственного творческого потенциала.

Читайте также:  Очерк Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» (изображение и характеристика)

Действительно, мыслитель Гоголь, художник Гоголь играет важную роль в творчестве и развитии Булгакова, живет в письмах писателя, беседует с родными и близкими.
Вся проза Булгакова напоминает формулу Гоголя: «Человек – такое чудесное существо, что невозможно сразу перечислить все его достоинства, и чем больше смотришь, тем больше появляется новых черт, а описывать их было бы бесконечно».

В своих письмах Булгаков называет Гоголя «известным человеком» и «великим учителем».
Его отношение к великому русскому писателю было неоднозначным. Его беспокоили различные аспекты гоголевского наследия. Определить характер и масштаб влияния Гоголя на Булгакова – значит понять взгляд Булгакова на окружающую его действительность, понять некоторые важные черты его творчества. Для Булгакова Гоголь – «факт из личной биографии». Гоголь оставался для него современным и актуальным писателем, Булгаков чувствовал себя союзником в борьбе с интеллектуальной ограниченностью среднего класса, с бюрократической рутиной, возрожденной из праха старого мира.
«Из писателей я предпочитаю Гоголя, с моей точки зрения ему нет равных». М. А. Булгакова на вопрос своего друга и будущего биографа Павла Сергеевича Попова. Эти чувства М. А. Булгаков носил это с собой всю жизнь, во всех своих произведениях. И даже в более поздние годы, когда Михаил Афанасьевич чувствует себя преследуемым, психически нездоровым и начинает одно за другим писать письма советским властям с просьбой разрешить ему выехать за границу, даже в этот трудный момент, – говорит М. С. Булгаков. Гоголь и использует в одном из этих писем отрывки из Гоголевского «Авторского признания» (развернутой эпиграммы): «Чем больше у меня растет желание быть современным писателем. Но я видел в то же время, что изображеная современность, невозможно быть способным быть современным. очень настроен и спокоен, что необходимо для большой и слаженной работы.
Настоящее слишком яркое, трогательное, слишком раздражающее; перо писателя бессмысленно превращается в сатиру ».

Обратимся непосредственно к творчеству Булгакова и постараемся выявить элементы поэтики, стиля и языка, позаимствованные М. А.Булгаковым у своего учителя, то есть то, что мы называем гоголевскими «корнями». Первые известные произведения Булгакова показывают, что предпочтения Гоголя не зависели от его собственного творчества. Его ранние романы и рассказы открыто ориентированы на Гоголя.
В первые десять лет творчества Булгакова творчество было далеко от гоголевской украинской фантастики и петербургских повестей, присущих ему романтического и реалистического гротеска. В 1922–1924 годах, работая в газете «Накануне», Булгаков выступает как московский писатель. Он продолжал печатать очерки и сатирические статьи, в которых ирония и сарказм часто сменялись лирикой и оптимизмом.

В сентябре 1922 года Булгаков опубликовал в «Накануне» рассказ «Приключения Чичикова». Повесть возникла как резкая, непосредственная реакция писателя на странные, с его точки зрения, контрасты для революционной страны: с одной стороны, трудящиеся, в том числе и трудящаяся интеллигенция, были полностью обнищали, терзаемые недавней войной и голод, который они только что испытали; с другой стороны, довольные жизнью бизнесмены, которые отчасти, может быть, нужны республикам, а отчасти явные аферисты и воры.
Булгаков создает фельетон, показывая знакомые черты гоголевских героев в новой обстановке. В нем сатирически представлена ​​«деятельность» частных предпринимателей, которые воруют у молодого государства, которое только встает на ноги после гражданской войны. Писатель создает комические ситуации, вызванные новыми сокращенными названиями заведений, к которым москвичи еще не привыкли, а сам автор относится к ним с некоторым сомнением. Так, Чиков сдает в аренду предприятие «Пампуш на Твербуле» и зарабатывает на этом миллиарды. Позже выяснилось, что такой затеи не было, а аббревиатура означала «памятник Пушкину на Тверском бульваре».

Читайте также:  Тема любви в творчестве Ахматовой 11 класс

Ведущая тема творчества М. А. Булгаков в 20-е годы должен понять трагедию революционной и братоубийственной борьбы. Основная книга этого периода – «Белая гвардия». Его основной язык – литературный, который часто слышит непосредственно голос автора – речь русского интеллигента, воспитанного на русской классической литературе (роман упоминается Гоголем).

Присутствие «Гоголя» ощущается в стиле «Белой гвардии». Гоголь. Вот пример игривой имитации стиля «Вечера» и «Миргород» с их повторами, восклицательными знаками и гиперболами:

«Глубокой ночью, на террасах лучшего места в мире – Владимирской Гурки – лежала угольная тьма.

Ни одной души в городе, ни одной ноги, которая зимой не пробила бы многоэтажный массив. Кто на этот раз пойдет на гору ночью? Там ужасно! И смельчак не поедет. И делать там нечего. Конечно, ни один человек туда не войдет. Даже самый храбрый. Нет причин, по которым это самое главное.

В этой статье мы обратились к особенностям творчества Н. В. Гоголя и М. А. Булгаков. Такой подход позволяет рассматривать философско-эстетические концепции писателя с точки зрения их «происхождения» в мировоззрении, в осмыслении личности автора.
Сатирический пафос является определяющим для обоих писателей (оба проявили себя как одаренные сатирики в рассказах, романах и театральных пьесах). Поэтому их произведения интересны с точки зрения специфики сатирического образа, присущего этим писателям.

И, наконец, сатира Н. В. Гоголь и М. Булгакова, высмеивая и отрицая определенные социальные пороки, гарантировали ей непреходящие моральные ценности.

Важным средством раскрытия сатирического содержания произведений обоих авторов является их язык. Им было свойственно серьезное, продуманное, глубоко осознанное отношение к этому аспекту творчества. В них широко используются различные приемы сатирического изображения: гротеск, гипербола, юмор, ирония и пародия. Особое место среди них принадлежит иронии, поскольку она служит средством выражения автоританской оценки.
Традиции, заложенные русской сатирой XIX века, блестяще развивались писателями начала XX века.
Разработан писателями начала 20 века.

Оцените статью
Добавить комментарий