Семейная мысль »в произведениях русских классиков XIX века

Семейная мысль »в произведениях русских классиков XIX века.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.

Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Через него раскрываются взаимоотношения поколений в целом, отношения внутри семьи, тема дворянского гнезда. Писатели подходили к этой извечной теме по-разному, но их объединяло одно – семья – это декларация нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» – семья и дом. В романе пересекаются сюжеты, связанные с историей нескольких семей. Семья Толстых связана с главными, фундаментальными вопросами человеческого существования. Несчастна семья, которая трескается или рушится в своих устоях, или, если семейные отношения сохраняются на внешних условиях, формальных связях. Светская семья (например, семья Курагиных) часто бывает такой.

Чем ближе люди к «естественному» началу жизни, тем глубже и прочнее их внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь ростовской семьи состоит из «домашних сцен», эпизодов сладкого детства, стихов и домашнего уюта. Николай, Петя, Наташа и Соня растут в этой атмосфере и воспитываются как собственные дети. Им свойственны близкие отношения с другими людьми, с людьми. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, в котором все равны: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственный, кто живет иначе, – это Вера Ростова.

Любовь к семье дает ростовым силы, стабильность, уверенность в самой жизни. Семья Болконских также строит свои отношения на этой же основе.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» тоже предстает «семейной мыслью», вопросом межпоколенческих отношений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, чуждый концепции семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, основанного на семье. Базаров очень любит своих родителей, но в то же время их презирает. Он не обращает внимания на чувства и переживания матери и отца, которые боготворят своего сына, называя его не иначе как «Женюшка». Но в их доме не принято проявлять привязанность. Даже у отца не хватает смелости показать свою любовь перед Базаровым, поэтому он старается оградить жену от всевозможных «слабостей».

В конце концов, Базаров одинок, но его одиночество порождено его яростным противодействием всем и каждому.

Другой, более «счастливый» пример межпоколенческих отношений – Николай Петрович Кирсанов. Он рано овдовел и воспитывал сына один. Миколай Петрович обожает своего Аркадиуша, старается не вмешиваться в его дела, понимает «прихоти молодежи». Поэтому он не критикует Базарова, как Павел Петрович, а пытается понять его нигилистическую позицию.

Спустя годы после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него есть еще один сын. Кирсанов обретает полное счастье и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадиуш перенимает жизненные идеи своего отца. Несмотря на его увлечение нигилизмом, он в конечном итоге приходит к тому же пониманию счастья – семьи, детей, дома.

«Подумай о семье» также коснулся М. Э. Салтыков-Щедрин. Его роман «Джентльмены Gołowlewowie» рассказывает историю семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько семейная история, сколько «история мертвых». И действительно, на протяжении всего произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала старший сын Степка-балбес, затем средний сын – Павел. За ним идет и глава семейства – мама Арина Петровна. И во всех гибелях родственников «участвовал» младший брат, псевдоним Юдушка.

В романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявившееся в падении семейно-родственных отношений. Арина Петровна воспитывает своих детей, как пасынков, жестоко обращаясь с ними, морив их голодом и жестоко обращаясь с ними. Сам Юдушка, имея свои цели, всегда был сытым и довольным, потому что знал, как доставить удовольствие матери. Герой замышляет взять в свои руки все состояние семьи, постепенно изгоняя из этого мира всех родственников. В конце романа семья Головлевых практически исчезает. Лишь в конце своей “закрученной” жизни Юдушка приходит к покаянию, но уже поздно: она умирает по дороге на родовое кладбище.

Читайте также:  Начало романа М

Таким образом, «семейная мысль» – одна из ведущих тем в русской литературе. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующую характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Поможем написать любую работу на похожую тематику

«Семейная мысль» в произведениях русских классиков 19 века.

«Семейная мысль» в произведениях русских классиков 19 века.

«Семейная мысль» в творчестве отечественных классиков 19 века.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Автор: Сзабаева Лариса Николаевна

Тема дома и семьи – одна из сквозных тем в мировой литературе в целом и в русской в ​​частности. Его отголоски можно услышать в старинных русских художественных произведениях. Княгиня Ефрозина Ярославна («Повесть о полку Игореве») скучает по любимому мужу Игорю на стене Путивеля. Через все жизненные испытания князь Петр и его жена, мудрая женщина из масс, Феврония («История Петра и Февронии Муромские») приносят в Муром любовь и верность, а в конце своей жизни героев, которые принять монашество и жить в разных монастырях, даже разойтись в один день, а их тела, как гласит легенда, лежат в одном гробу – разве это не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

Говоря о русской литературе восемнадцатого века, наши студенты, конечно, вспоминают семью Простаковых (в комедии Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (перепуганный Простаков все подчиняет своей строгой властной жене, который является единственным администратором имущества, услуг и дома). Слепое обожание госпожи Простаковой своему единственному сыну Митрофанушко принимает самые омерзительные формы: для нее самое главное – выйти замуж за балованного ребенка за богатую девушку. Когда мечта о свадьбе рушится и об имуществе, как выясняется в конце спектакля, позаботятся, госпожа Простакова поворачивается к сыну, видя в нем единственную опору и опору. В ответ он слышит от Митрофана: «Уходи, мама, потому что ты навязалась!» Следовательно, никакая сердечная привязанность сына к матери не исключена, и такой результат, по мнению комедиографа, логичен: это «достойный плод малонравля».

Напротив, отношения скромной деревенской девушки Лизы с ее мамой (рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») должны, по мнению сентиментального автора, вызывать у читателя нежность: мать и дочь нежно относятся друг к другу. , вместе они переживают потерю отца и мужа – кормильца. Бедность не мешает персонажам сохранять чувство собственного достоинства. Старуха рада искренней любви дочери к юному дворянину Эрасту, а сама Лиза, решив покончить жизнь самоубийством, сначала думает о матери и просит своего «доброго друга» Анюту позаботиться о ней.

«Мысльская семья» находит широкие следы в литературе XIX века. Рассмотрим семью Лариных (роман А. С.Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царили гармония и взаимопонимание, хотя жена ухаживала за домом, «не спрашивая мужа». Эта патриархальная местная семья, в которой «верой и правдой сохранялись в жизни обычаи старых добрых времен» и дочери, выросшие на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в «верования стариков… мечты, удачу… говорит и пророчествует о Луне », вызывает добрую, слегка снисходительную улыбку как у читателей, так и у автора. В ВИДЕ. Пушкин отмечает, что когда помещик Дмитрий Ларарин ушел в мир вечного покоя, его искренне оплакивали «дети и верная жена, более искренне, чем кто-либо». Возможно, именно такой семьи не хватало Евгению Онегину, не зная его настоящей родительской любви и нежности: ведь отец был поглощен светской жизнью, «жил с долгами… ежегодно издавал по три балла и окончательно потерял мать », автор не упоминает о своей матери, т. к. в ранние годы Евгений был помещен под защиту« мадам », которую позже« месье… заменили ». Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и более позднем подростковом возрасте не позволило Онегину ответить взаимностью на чувства деревенской «скромной девочки» Татьяны. Он, хоть и «тронутый чувством», «после получения сообщения от Татьяны» убежден, что его и Татьянинский «брак… будет пыткой», потому что он не мог долго любить: «однажды употребив, он сразу выпадает из любовь”. Возможно, поэтому создатель произведения наказывает своего «хорошего друга» одиночеством и душевной болью в конце романа.

Читайте также:  Эссе на тему: Старинные мотивы в мировой литературе

А как абсурдно вмешательство в семейную жизнь героев Печорина Лермонтова (роман «Герой нашего времени»). Уже в юности пропитанный жизнью, одинокий главный герой ищет острых ощущений, необычных переживаний, способных вывести его из состояния скептицизма и безразличия. Поэтому, влюбившись в Бэлу и украв ее с помощью Азамата, фактически обрекает семью «мирного принца» на гибель (глава «Бел»). Печорин, судьба которого, по его собственным словам, «бросила в тихий круг честных контрабандистов», уничтожил их семью, хотя и весьма своеобразную: Янко и «ундин» вынуждены уйти из опасения доносов со стороны «странствующего офицера». старуха приговорена к смертной казни, а слепой мальчик находится в нищете (глава «Тамань»). Виера, волею судеб вышедшая замуж за нелюбимого мужчину, – единственная женщина, к которой действительно привязан Грохорин. Но его любовь к героине только приносит ей душевную боль, ведь семейное счастье и Печорин несовместимы. Читатель искренне сочувствует гордой красивой Марии, которая влюбляется в главного героя и уверена, что он получит предложение, а затем и счастливую супружескую жизнь. К сожалению, Печорин, встречая девушку для разъяснения, «твердым голосом и с натужным хихиканьем» говорит: «… я смеялся над тобой… я не могу жениться на тебе» (глава Княгиня Мери). А как же не пожалеть добродушного Максима Максимыча, у которого нет своей семьи и который искренне привязан к Грохорину, как и его сын! Холодность и равнодушие, которые проявляет главный герой при встрече со старшим капитаном штаба через несколько лет после его разрыва, ранили душу старого чиновника (глава «Максим Максимыч»). Неслучайно автор сообщает о смерти Печорина в одной фразе: «Печорин умер на обратном пути из Персии. Герой не смог создать семью и не оставил потомства, его жизнь оказывается« равной дорогой без цели ». “,” застолье на чужом застолье “.

Русская литература второй половины XIX века также представляет читателю целый комплекс произведений, которые смело можно назвать «семейными». Возьмем “Бурю” А. Н. Островский: его герои – члены семьи купеческой жены Кабановой, которая строго и властно управляет своим сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично следящая за «старыми порядками», по точному замечанию Кулигина – настоящая «чопорная»: «дает нищим, а домочадцам совсем скучно». Савель Прокофьич Дикой, «самый кричащий человек», тоже держит свою семью в страхе, а его перепуганная жена все утро умоляет домочадцев: «Дорогие голубки, не раздражайте меня. Против этого семейного образа жизни, где все основано на слепом подчинении и страх… Катерина противостоит друг другу, решившим покончить жизнь самоубийством, потому что для нее невозможно жить в доме обременительной свекрови и слабой воле нелюбимого мужа.

«Роман Тургенева« Отцы и дети »также можно назвать« семейным романом », в котором мы знакомимся сразу с несколькими семьями: в первой главе рассказывается об отце и матери братьев Кирсановых – военном генерале и его верной подруге, которые много лет прожила в любви и согласии; автор с любовью описывает семейное гнездышко Миколая Петровича и его жены Маши, где всегда царили доброта, понимание и уют, а также в Фенечке, простой, бесхитростной женщине, искренне привязанной к помещику Мариинскому. , подаривший ему сына Митию, умеющего организовать свою жизнь в имении и приготовить варенье из «полыни», Николай Петрович как будто увидел продолжение милой, рано умершей Маши, память о которой никогда не покинет его сердце. Аркадиуш повторит отцовский путь: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заботиться о собственности, забыв о юношеском увлечении нигилизмом («… он стал ретивым фермером, а« колхозом »». было у него уже неплохой доход »); У него родился сын, названный в честь деда Миколая. И какое восхищение вызывают «старые базары», которые не живут в своей любимой «Женюшенке» и смотрят друг на друга с заботливым вниманием. Да и сам Базаров под маской снисходительного издевательства, скрывающей любовь к родителям, просит Одинцову позаботиться об отце и матери перед смертью: «Ведь такие люди, как они, в вашем великом свете, не могут найти недостатка в Пожар…”.

Читайте также:  Так что узнать и любить природу, как знал Бунин, мало кто может сделать »(

В эпическом романе «Война и мир» одна из ведущих, по выражению самого Льва Толстого, – «семейная мысль». Писатель утверждал, что «люди подобны рекам»: у каждого есть свой источник, свое русло. С источника – материнской колыбельной, домашнего тепла, заботы близких – начинается человеческая жизнь. И в каком направлении он пойдет, во многом зависит от семьи, семейных обычаев и традиций. В центре внимания две семьи – Ростовские и Болконские. Главные качества ростовских членов семьи – абсолютная искренность, достоверность и естественные движения души. Неслучайно и мать, и дочь имеют одинаковое имя, что подчеркивает их близость. А про своего отца, графа Илью Андреевича, Толстой говорит: «Он – очень распутный добродетель. Чуткая, отзывчивая, восторженная и чуткая Наташа, одаренная счастливым даром« читать тайны »людей и природы, очаровательная своей наивностью и щедростью. души Петр; открытый, искренний Николай – все они унаследовали от родителей умение сострадать, сопереживать и сострадать, Ростов – настоящая семья, в которой царит мир, согласие и любовь.

Болконских привлекает их необычность. Отец, Николай Андреевич, «с огоньком умных и молодых глаз», «внушающий трепет и даже страх», энергичен и активен. Он уважал только две человеческие добродетели – «активность и интеллект» и всегда что-то делал, в том числе воспитывал и обучал детей, не доверяя и не доверяя последних никому. Его сын Андрей, отец восхищается его острым аналитическим умом и безмерными глубокими познаниями. Сам он, как и его сестра Марья, одарен гордостью и чувством собственного достоинства. Мария и Андрей очень хорошо понимают друг друга и имеют много общего; их объединяет не только кровное родство, но и настоящая дружба. Тогда по отцовским требованиям будет княжна Марья к своим детям, Николенька увидит продолжение любимого брата, а старшего сына назовут Андрюсом.

«Сокровища души» раскрывает писателя в его любимых персонажах. Недаром Пьер, гадая, что бы он сделал с Платоном Каратаевым, ставшим для Безухова идеалом доброты и трудолюбия, говорит Наташе: «Он одобрил бы нашу семейную жизнь. Ему так хотелось видеть добро, счастье. , мир во всем, и я был бы горд, если бы смог показать его ему.

В A. P. В чеховском «Вишневом саду» мы не видим процветания – даже семья Раневских-Гаевых разваливается («Вишневый сад»): Раневская уезжает в Париж, забрав последние деньги у дочери (ведь Анна прислала свои пятнадцатитысячные бабушки Ярославы. ); вынужден пойти «по хозяйству» приемную дочь Варю Раневскую, которая так и не дождалась предложения от Лопахина; она идет сдавать экзамен учителя, а потом работать Аня. Но, пожалуй, самым драматичным является то, что в заброшенном доме «забыли» о больных елях, верой и правдой служивших этой семье несколько десятков лет, и под топором новых хозяев старый вишневый сад, который веками был похож на член семьи, оставшийся без помощи, погиб, приговорен к смерти, как верные ели.

«Рожденные в глухие годы не помнят своих. Мы, дети страшных лет России, ничего не можем забыть. Эти слова Александр Блок написал в начале ХХ века, как бы возвещая об испытаниях, которые постигнет Отечество. и нация, во многих семьях… в течение этого столетия… Но это тема для другой конференции.

Оцените статью
Добавить комментарий