Александр Чацкий из комедии Грибоедова “Горе от ума”: описание и характер героя

Характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума”, образ, описание, биография

Характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума”, образ, описание, биография

Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у Чацкого 300 крепостных:

Александр Чацкий — сирота, одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Известно, что отец Чацкого был другом Фамусова:

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:

Александр Чацкий любит острить и “подкалывать” людей, но делает это не с целью навредить. За это София называет его “змеей”:

Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, “проповедующий вольность”. Фамусов за это называет его “карбонарием”, “якобинцем”, “опасным человеком”. Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:

Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

Он нигде не служит, потому что не хочет “прислуживаться” и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

Он является искренним человеком, не притворщиком, по его собственным словам. Он любит правду и предпочитает, чтобы ему прямо говорили о чем-то. Когда ему нужно притвориться, он подчеркивает, что притворяется “раз в жизни”:

Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?” (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)

У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:

Чацкий возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде царит “чужевластье мод”, то есть побеждают заграничные модные течения. По словам Чацкого, из-за того что русские дворяне обычно разговаривают на французском, простые крестьяне легко могут принять их за иностранцев. Чацкий ставит в пример китайцев, которые не особо увлекаются всем иностранным:

В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет “странствий по свету”. Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, “как с облаков”:

Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:

Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую “награду”. Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:

Расставшись с Софьей и разочаровавшись в целом в московском обществе, Чацкий решает уехать из Москвы:

Критика о Чацком в комедии “Горе от ума”

“Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен. ” (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

“В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. “ (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)

“Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <. >Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости.

Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми.

Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека.

И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду.

Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <. >В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального. “ (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

“Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии.

Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых. “ (Н. И. Надеждин, “Литературная критика”, 1972 г.)

“Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы.

Он вступил в кавалерию. Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь». Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов.

Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину. или Гончарову.

Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным. . Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <. >Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом.

Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <. >Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.” (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл “Горя от ума”?» (Cемь не школьных сочинений), журнал “Наука и жизнь”, №4, 2013)

Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.

Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс с цитатами

Александр Иванович Чацкий – один из центральных героев произведения “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Через образ Чацкого автор предстал как новатор, который пытался повлиять на окружающих и изменить их мировоззрение, через него он передает свой главный посыл. В своем произведении А.С.Грибоедов описывает в литературе новый социально-психологический тип “лишнего человека” – того, кого никто не слышит, кто находится один на один со своими невысказанными мыслями, убеждениями.

Чацкий имел живой ум, и все произведение автора построено на противостоянии главного героя и высшего света, его представителями были Молчалин, Скалозуба и Фамусов. Александр постоянно находится в споре с этими героями, откуда и появляются его всем известные монологи, в которых он выдвигает свои идеи, свою точку зрения, не заботясь даже о том, был ли он услышан.

В самом первым монологе “И точно начал свет глупеть” Александр Чацкий сравнивает прошлое и настоящее. Он отказывается прислужничать кому либо, выступает против появившейся бюрократии, в следствие чего отказывается от государственной службы. В диалоге же под названием “А судьи кто” главный герой негодует от того , что люди слишком увлечены военным делом, ведь это не дает развития творчеству, убивает всякое желание развиваться духовно. Герой говорит о том, что военное дело не дает личности расти, в последствие же люди лишены способности принимать какие-либо решения.

Однако мало-помалу Чацкий понимает , что его взгляды не принимают и философия других героев разительно отличается от его собственной. Он понимает, что уже не будет услышан, от чего затихает, но только снаружи, внутри же Александр сохраняет весь свой запал и надежду на светлое будущее.

В конце комедии Чацкий предстаёт перед нами в образе человека, который разочаровался во всем. Однако Александр не отказался от своих убеждений. Он всё также уважал право выбора любого человека , ценил свободу.

В итоге можно сказать, что Чацкий сильный и непоколебимый человек, который способен держаться за свои устои. И он верил , что всё-таки когда-нибудь мир станет лучше того , в котором он жил.

Вариант 2

1822 год. В России время крепостного права. Население разделено по разным сторонам: с одной “небожители” – аристократы, владеющие богатствами и людьми, а с другой закрепощённый народ, страдающий от отсутствия свободы, до обретения которой ещё очень далеко.

В тот год талантливый дипломат и публицист Александр Сергеевич Грибоедов пишет самое известное своё произведение, комедию “Горе от ума”, которая всколыхнула современное ему общество и заставила думающих людей по-новому взглянуть на устройство жизни в России.

Немало способствовал тому главный герой пьесы Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи. “Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!”, -говорит она своей хозяйке.

Чацкий, рано потерявший родителей, воспитывался в доме Фамусова вместе с его дочерью и с детства её любил. Он ещё молодой человек, но жизнь воспринимает уже серьёзно и в определённый момент, чувствуя, что ему не хватает домашнего образования, отправляется путешествовать за границу. Он тянется к наукам, хочет лучше узнать мир. В путешествиях он проводит три года, но “дым отечества” зовёт его домой, где, как он надеется, ждёт его любимая девушка. Он сам верен своей любви и романтически полон благих намерений. Возвращается он внезапно. ” Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков”,- говорит ему Фамусов при встрече. И что же суждено ему найти в своём Отечестве? Он чувствует перемену в Софье, но ещё не может понять в чём дело, а пока вспоминает общих знакомых и, как он считает, безобидно подшучивает над ними. Он просто насмешлив и умён, он видит людей, какими они есть на самом деле, но девушке это не нравится. “Не человек, змея!”,- говорит она о нём.

В отличие от многих молодых людей своего времени, Чацкий независимый самостоятельный человек, он считает, что каждый волен выбирать себе дело, не оглядываясь ни на чьё мнение. Оставив военную карьеру, хотя для каждого дворянина военная служба была почётна в то время, не захотел он стать и чиновником, ибо видел, что для успешной карьеры на этом поприще нужно было унижаться перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”,-отвечает он Фамусову на его поучения. Ему досадно, что ничего не изменилось за то время, пока он отсутствовал. ” Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары”,-замечает он в разговоре с Фамусовым и Скалозубом.

Наблюдательный и язвительный человек, он даёт очень меткие характеристики московским аристократам. Весьма ограниченный солдафон Скалозуб-“cозвездие манёвров и мазурки”, “Нестор негодяев знатных”,-помещик, продавший за долги детей своих крепостных. Он высмеивает систему образования дворян, которую отдали на откуп заезжим иностранцам , а те ничему путному научить не могут. И, конечно же, общество, в котором людей судят не по заслугам, а за умение низко кланяться и угождать, принимает враждебно этого непонятного для них человека. В ход идёт старый проверенный способ борьбы с такими людьми: Чацкого объявляют сумасшедшим. Он не может в одиночку биться с этим сословным монолитом. Он вынужден бежать из Москвы.

Его время ещё не наступило, а один в поле не воин. Но всегда бывает первый, который подаст пример любви к свободе и справедливости другим. Таким первым и был Чацкий, герой, которого создал умнейший русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.

Сочинение Образ и характеристика Чацкого

Для меня Чацкий весьма взбалмошный тип, в чём-то мечтатель… Конечно, он сам страдает из-за своей откровенности. Он может сказать «правду-матку», но из-за этого все от него отворачиваются.

Он много путешествовал. Думаю, что он видел разные страны, общался с разными людьми. Теперь он уже по-новому смотрит на всё. А люди, которых он оставил дома, не особенно изменились. Может быть, наоборот, ухудшились.

Вот Софья связалась с этим Молчалиным, который всем льстит, всех обманывает. Она не исключение. И Чацкий просто не понимает, как она могла увлечься таким пустым и опасным человеком… Но он ничего не может сделать. Все его попытки наладить контакт с Софьей делают только хуже. Он её начинает раздражать своим поведением.

Чацкий всё видит: все пороки этого общества бросаются в глаза Чацкому. При этом он не замечает собственной горячности, не учитывает, что нехорошо так обижать людей.

Думаю, что правильно, если на Чацкого накинулись все в финале, чтобы он сбежал. Ему это общество, такое отвратительное для него, так и сказало – уходи. Он бы всё равно не смог переделать всех этих людей, страдать при виде их было б для него тяжело. Вот почему это настоящий подарок, что на него все ополчились.

Конечно, Чацкий и романтик. Он что-то себе придумал… Какими должны быть люди.

Понятно, что этот самый Александр Андреевич весьма умен (много знает), но он не мудр. Чацкий создал рецепт, как сделать, чтобы общество быстрей на тебя ополчилось. Нужно всех обвинять, надо всеми смеяться, указывать на недостатки. При этом быть едким и чужим для всех. Он мне напоминает Дон Кихота немного. Тоже пытается бороться…

Надеюсь, что в той самой глуши он придёт в себя немного. Не станет ненавидеть и свою тётку за ограниченность или за чтение «не тех» книг. Всегда можно найти, за что ненавидеть. Наверняка, в них было что-то и хорошее. Такие традиции глупые и противные сложились, но не может быть, чтобы люди совсем были отвратительными.

Я не говорю, что Чацкий должен был всех с их грехами полюбить. Лучше ему было сразу уехать. Или остаться, приняв людей такими вот. Ещё он своим примером правильной жизни мог бы им помочь…

Если б такой человек пришел в наш класс, то я бы постарался указать ему на хорошие черты одноклассников. А если б он продолжал «кривиться», то мы б его побили.

Чацкий и его история

В комедии Грибоедова отражено столкновение двух мировоззрений, а именно представителей новых людей, отраженных в образе Чацкого и консервативных представителей, представленных Фамусовым и его друзей. Одним из личностей, показывающих новые веяния, является Чацкий. Мы видим, что персонаж после долгих странствий по миру, вернулся в родные места. Он одержим мыслями о свободе личности, равенстве и братстве.

Однако, прибыв в Москву, видит, что все осталось на прежнем уровне. И его появление никак не обрадовало ни Фамусова, ни его дочь. В основном, представители этого общества всегда только и делают, что развлекаются. Чацкий даже отказался служить, потому что и в армии все друг другу льстят и прислуживаются. И в дом Фамусова то он вернулся из-за любви к Софье. Сразу же с дороги он прибывает в ее дом и признается ей в своих чувствах, что характеризует его как горячего молодого человека. Ни разлука, ни путешествия не остудили его пыл к девушке. Он свято чтит эти отношения. Узнав, что Софья выбрала Молчалина, ему становится горько и обидно. А ведь Чацкий умен, но никто не замечает этого. Только Лиза, работающая в этом доме прислугой, говорит о том, что он просвещен, находчив и честен.

Главный герой выступает против крепостного права, так как считает его источником зла и бед. Он также осуждает московских состоятельных господ, которые ценят лишь роскошь и высокие посты, боятся просвещения и правды. В споре с Фамусовым он говорит о том, что старшее поколение не умеет высказывать свое мнение, осуждая их всех, и говоря, что ему противно среди таких людей находиться.

Когда он приходит на бал, то между ним и представителями светского общества происходит конфликт. Все собравшиеся выступили против Чацкого, высмеяв его и оскорбив, Чацкий со своими веяниями оказывается одинок. Ведь среди них не было никого, кто бы придерживался такого же мнения. И поэтому он уезжает, прекращая всякую борьбу. Однако он все-таки превосходит Молчалина и ему подобных представителей. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, самую его лучшую часть. И если он находится среди высшего света в полном одиночестве, то среди молодых людей его возраста есть единомышленники.

Вариант 5

Александр Андреевич Чацкий – это главное действующее лицо пьесы Грибоедова «Горе от ума». Автор не пытался наделить его только положительными или отрицательными чертами. Он приблизил его к реализму, и вложил всего понемногу.

Чацкий в произведении выступает как молодой человек, но не юнец. Родители скончались, и воспитанием занимался близкий друг семьи – Фамусов. Александр Чацкий был не из бедных. Он был наследником дворянства. Чацкий рос рядом с дочерью Фамусова – Софьей, которую в последующем полюбил. Достигнув определенного возраста, Александр принял решение проживать отдельно. Герой покинул службу, потому как не любил прислуживать. Потом он поехал на несколько лет за границу, получать дополнительное образование. Чацкий говорил, что пришло новое время, где не место старым порядкам.

Александр выступает в роли умного и способного человека. Окружающие признают, что он достиг бы высот, если бы продолжал служить. Ему присуща была такая черта, как остроумие, переходящее в язвительность. После того, как он вернулся из заграницы, ему чужды стали взгляды жителей России. Его не устраивало, что люди прислуживают друг другу, выставляют себя на посмешище, дабы угождать вышестоящим начальникам. Он хотел пользоваться своими знаниями и умениями в работе. Чацкий мог открыто насмехаться над глупостью Фамусова и его окружения, ясно представляя, как обижает их этим.

По приезду домой он нанес визит Софье, рассказав ей о своих чувствах. Это говорит о нем, как о человеке пылком, страстном и романтичном. Тогда он узнал, что девушка полюбила другого, а их отношения считает ничем иным, как детскими шалостями. Это причинило Чацкому невыносимую боль. Новый фаворит Софьи относился к людям хитрым, расчетливым карьеристам, которые пойдут по головам, чтобы добиться успеха. Поэтому выбор Софьи пал именно на него. Ее не устраивал насмешливый тон Чацкого, и она пустила молву о его сумасшествии, которая быстро разнеслась по округе. Из-за этого герой вынужден был покинуть то место, где был так не любим всеми.

Чацкий воплощает желания и сущность самого автора. Этот персонаж пропитан свободой личности, равноправием и честолюбием. Он разочаровался, вернувшись домой, что все осталось неизменным. Люди лишь лицемерили и обманывали, бесконечно устраивая праздники, плясы и банкеты. За это Чацкий чувствовал к ним только презрение.

Для 9 класса

В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?

Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова. Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций. Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.

У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт. Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми. Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».

Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей. Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей. Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.

Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Пушкин запланировал написание пьесы «Каменный гость» раньше 1830 года, но был написан именно в этом году. А выпущен только после его смерти в 1839 году.

Есть такие люди, говоря о которых, в сердце каждого человека просыпается чувство гордости, благодарности и безмерного уважения – это ветераны.

Два охотника травили байки и шутки. Им не спалось, и они так развлекались. По образованию один был ветеринаром, а второй – учителем.

Современная жизнь интересна и разнообразна. Множество различных гаджетов помогает человечеству расти и развиваться. Рассмотрим, что представляет из себя Интернет и как он влияет на нашу жизнь.

Рассказ А.Платонова «Корова» был создан в конце тридцатых – начале сороковых годов и назывался «Добрая корова». В своем рассказе автор показывает глубокие душевные переживания не только людей, но и животных

Чацкий («Горе от ума»)

Главным героем комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, умный, благородный, пылкий, патриот России. Характеристика образа Чацкого показывает, что, вернувшись из путешествия и увидев, какие нравы царят в русском светском обществе, герой не захотел связать с этим обществом свою жизнь и покинул Москву.

Краткая биография

Александр Андреевич Чацкий — выходец из дворянской семьи. Рано осиротевший, он воспитывался в доме близкого друга своего покойного отца — дворянина Фамусова. Юношеские годы этот герой провел в учёбе и путешествиях. Действие комедии разворачивается с момента возвращения Чацкого в Москву. В доме Фамусова он встречает его дочь Софью. Александр всегда испытывал к ней тёплые чувства, но она затаила на молодого человека обиду, ведь Чацкий не писал ей писем.

Пока главный герой отсутствовал, девушка полюбила отцовского секретаря Молчалина. Чацкий до глубины души поражён выбору Софьи. Её возлюбленный Молчалин — человек, привыкший подчиняться, прислуживать, абсолютно не имеющий собственного мнения. Ревность и стремление открыть Софье глаза на ничтожность её избранника играют с главным героем злую шутку: девушка, которую он любил, пустила слух, что он не в своём уме, а люди того общества, в котором Александр рос и воспитывался, поверили в его сумасшествие. Чацкий вынужден, не найдя ни в ком понимания, покинуть дом, который он так любил.

Портрет: внешность, характеристика речи

Автор не даёт описание внешности Чацкого, но по отдельным репликам других персонажей об этом герое, можно догадаться, как он выглядит. Например, служанка Софьи Лиза говорит о нём, что он приятный молодой человек, а Фамусов называет его франтом (то есть человеком, следящим за модой). Скорее всего, Чацкий отличается стройным сложением, так как он интересуется конным спортом (советует Горичу ездить верхом и вести здоровый образ жизни).

Из монологов Чацкого, становится понятно, что герой обладает даром красноречия, умеет заинтересовать слушателей. Все высказывания Чацкого продуманы, логичны, вот только старое поколение дворян, среди которых находится и Фамусов, его новаторские взгляды не разделяет. Между ними и главным героем лежит огромная духовная и нравственная пропасть: у большинства дворян — закоренелое нежелание развиваться, а у Чацкого — стремление к постоянному самосовершенствованию.

Чацкий умён и остёр на язык, но его стремление высмеять недостатки окружающих не идёт ему на пользу. Никто из окружающих его людей, в силу ограниченности их умственных способностей, просто не понимает его замысловатых фраз.

Характер, поступки. Развитие образа Чацкого на протяжении действия комедии

Александр Андреевич необыкновенно умён, эрудирован, прекрасно владеет иностранными языками, разбирается в литературе, пробует заниматься сочинительством и литературным переводом.

Чацкий прекрасно разбирается в людях. Он сразу видит подхалимство и желание выслужиться перед влиятельными людьми и промолчать в таких ситуациях считает непозволительным, поэтому открыто осуждает подобные действия. Чацкий отличается свободолюбием, независимостью, он готов служить любимой Отчизне, но ему «прислуживаться тошно». Своими высказываниями Александр Андреевич пугает светское общество, для которого немыслим иной уклад жизни.

Этот герой не только умён и начитан, он способен на искренние чувства, любит Софью. Но почему-то, уехав на три года за границу, Чацкий ей не писал писем, а когда вернулся, был удивлён её переменившимся отношением к нему. В этом видна его самонадеянность и непонимание того, что причиной охлаждения к нему Софьи является то, что он не писал ей. Кроме того, девушка стала старше, а в юности три года — это большой срок. Человек за это время духовно может измениться, у него появляются другие интересы. Самонадеянный герой ошибался, думая, что она будет разделять его мысли и убеждения.

Чацкий — довольно гордый человек, болезненно воспринимающий любую критику в свой адрес. Он жаждет всеобщей любви, славы и признания. Не получая всего этого, он злится и негодует.

Если в начале комедии герой — самонадеянный, отважный вольнодумец, то в конце — это уже человек, отверженный светским обществом и разочарованный в том, что будет понят окружающими.

Заключение

Вообще, образ Чацкого — это, своего рода, новаторство А. С. Грибоедова. Автор в комедии «Горе от ума» показал человека, который по своим суждениям опережал своё время, а потому не был принят никем из окружающих. Главный герой комедии — это сильный духом человек, которому, возможно, не хватило немного терпения и желания свыкнуться с обстановкой вокруг. Впрочем, свободолюбие Александра Андреевича никогда бы не позволило ему этого сделать.

Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

Ученость – вот причина…»

Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.

Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть:

Но всех людей герой делит на части: толпа, фамусовское окружение и новые люди. Последние живут по законам полезных связей. Они посещают вечера, гуляют по мероприятиям в течение недели, чтобы ублажать тех, от кого может зависеть их положение в обществе. Они готовы на унижения:

Чацкий призывает изменить образ жизни, уйти от консерватизма и старого уклада. Но его мысли воспринимаются как сумасшествие.

Образ и характеристика Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

Значение фамилии, прототип

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе

Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

Внешность Чацкого

Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

Характеристика речи Чацкого

Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками

Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

  • П. А. Катенин полагал, что он слишком много и часто некстати всё бранит и проповедует.
  • П. А. Вяземский согласен с этим. По его мнению, Чацкий разражается обличительными монологами очень уж часто, поэтому хотя умён, но скучен.
  • М. А. Дмитриев отрицательно отозвался о главном герое комедии, считая, что он сумасброд, умничающий перед людьми, хотя и менее его образованными, но не глупыми.
  • О. М. Сомов заметил, что Грибоедов вовсе не хотел показать своего героя идеальным. Чацкий сам знает о своих недостатках — заносчивости и нетерпеливости. Он понимает, что зря говорит людям об их невежестве и пороках. Но иногда его негодование от предрассудков так велико, что он разражается обличительной речью.

В более поздней критике интересны следующие мнения:

  • В. Г. Белинский определил главного героя комедии как крикуна и шута. Он не считал, что умный человек — это тот, кто в глаза ругает всех дураками.
  • А. П. Григорьев полагал, что Чацкий — честный деятельный борец, а не «новый Дон-Кихот», как называл его Белинский.
  • Д. Л. Быков — современный литературный критик. Он обращает внимание на то, что «ум взыскует диалога», «надеясь хоть что-то доказать», надеясь на отклик. Горе героя комедии от его ума — в поиске понимания, которое он не находит в окружающих людях. Поэтому он и произносит свои монологи перед «Фамусовыми и Скалозубами».

Вывод

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание, биография героя

В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое.

Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение. Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными. Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла.

Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры. Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.

«Лишний» Чацкий

С образом Чацкого неотъемлемо такое понятие как «лишний человек». Этот термин имеет русские корни. Первое проявление этого явления были обнаружены литературными критиками и научными деятелями в образе главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин». Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности. Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти. Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.

Предлагаем ознакомиться с монологом Чацкого “Не образумлюсь“ в комедии А.С. Грибоедова

В некой мере такая позиция сродни Чацкому – он тоже кажется нам вырванным из другой эпохи, ищет свое предназначение и обладает необыкновенным потенциалом. Его отличительная черта от «лишнего человека» состоит в том, что Чацкий не приносит таких кардинальных разрушений для общества или отдельных его представителей, он не умирает, как это принято для подобных персонажей в конце повествования, а просто покидает чуждое ему общество.

Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.

Прототипы Чацкого

Прототипы в литературе явление частое. Иногда взаимосвязь между героем повествования и реально существующим человеком прозаична, порой отыскать прототип сложно ввиду мало известности человека. В случае с Чацким прототипами были два человека: Петр Чаадаев и Вильгельм Кюхельбекер.

Первый по своей деятельности публицист и философ (как он утверждал сам, «христианский философ»). Второй – поэт, друг и однокурсник Пушкина. И Чаадаев, и Кюхельбекер были активными общественными деятелями, яро и резко критиковавшими власть и порядки – эта позиция их роднит с Чацким. Современники Грибоедова неоднократно высказывались по поводу схожести, даже внешней с Чаадаевим. Философа 19 века многие считали сумасшедшим (как фамусовское общество Чацкого) и пытались всячески выжить этого остро саркастического человека из своего ареала.

Биография

Грибоедов дает читателю скудную информацию о биографических данных главного героя. Автору важно показать не процесс становление его как личности, а резкую критику аристократического общества, его привычек и принципов.

Но, все же, о некоторых моментах жизненного пути своего главного героя Грибоедов кратко рассказывает.

Александр Андреевич Чацкий – дворянин по происхождению Его родители умерли, когда он был еще ребенком. На воспитание к себе мальчика забрал друг отца – Павел Афанасьевич Фамусов. Некоторое время Чацкий воспитывался и получал образование вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Повзрослев, молодой человек начинает жить отдельно. Он довольно завидный жених в его владении поместье с 300 – 400 крепостными. Спустя некоторое время Чацкий отправляется заграницу. По истечению трех лет Александр Андреевич возвращается в Россию и посещает дорогой для него дом Павла Афанасьевича. Именно это место становится в дальнейшем фоном для разворачивания основных событий.

Разлука с Родиной и близкими ему людьми подействовала на Чацкого ностальгически – ему мило и дорого все, что связано с детством и юношеством. Такой радости от его приезда не испытывают ни Фамусов, ни Софья – их радость скорее показная, чем искренняя. Они оказывают ему внимание, чтобы не выглядеть невеждами в глазах других. Их радость – это всего лишь знак приличия.

В дальнейшем ходе развития событий эта ситуация усугубляется – появления Чацкого для всех становится испытанием. Дело в том, что Александр Андреевич всегда в запасе имеет какую-то колкость или язвительное замечание. Получить в свой адрес такое приятное послание никому не хочется, даже если оно имеет реальное основание. Желание выглядеть в глазах других добродетельно берет у аристократов верх. Чацкий всегда находит, за что зацепится – подкупы, решение вопросов благодаря дружественным связям и родству, воровство – это тот не полный список основных проблем современного общества.

Чацкий надеется, что его любовь к Софье поможет ему реализоваться в семейной жизни, но и эта надежда не осуществляется – девушка играет чувствами молодого человека, а на самом деле любит другого.

Более, покладистого по характеру, умеющего сделать комплимент в нужный момент, подлизаться. Софью мало волнует причины такого отношения возлюбленного по отношению к ней, она всерьез думает, что это проявление любви. На самом же деле причиной такого благоговения пред ней является материальная база ее отца. Молчалин, в котором души не чает Софья, ее не любит, а терпит и угождает лишь для того, чтобы улучшить свою финансовую ситуацию. Чацкий не может примириться с такими порядками – в своих монологах он неоднократно утверждает, что аристократия перестала руководствоваться принципами морали. Ее всего-навсего интересует только способ набить себе карманы.

Слухи, распущенные Софьей о невменяемости Чацкого, усугубляют ситуацию. Александру Андреевичу не остается ничего остального, как уехать прочь.

Внешность Чацкого

Александр Сергеевич не дает точное описание внешности героев комедии «Горе от ума». Исключение не составляет и образ Чацкого. О его внешнем виде, стиле одежды и телосложении мы можем говорить исходя из отзывов о нем и кратких намеков о личности других действующих персонажей.

Исходя из общего мнения, Александр Андреевич человек приятной наружности, без каких-либо изъянов.

В комедии Чацкий дает рекомендации Платону Михайловичу Горичу на предмет езды на лошади и активного времяпровождения. Этот факт позволяет сделать вывод, что и самому Александру Андреевичу не чуждо такое отношение к досугу, вполне вероятно, что он человек стройной комплекции.

Фамусов, впервые увидевший Чацкого после трехлетней разлуки, отмечает, что он франт, то есть, человек одевающийся по моде.

Таким образом, Александр Андреевич – не лишен милых, приятных черт лица. Он, как и все люди его возраста, интересуется конным спортом и модными веяниями в плане одежды. Чацкий – уникальный персонаж комедии, он не лишен негативных качеств характера, но они объясняются влиянием на него общества. Быть «колючим» – это для него единственный способ оградить себя от сумасшествия аристократии.

Положительные качества Чацкого

Александр Андреевич Чацкий – зрелый молодой человек, не воспринимает глупости и подхалимства окружающих. Александре не желает становиться чиновником, но эти суждения пугают Фамусова до такой степени, что причисляет главного героя к якобинцам. Чацкий считает, для того чтобы стать человеком которого будут уважать люди, хватает развиваться в науке. Главный герой произведения считается положительным персонажем, этот человек разумен, юморист и проницателен, способен испытывать странные чувства.

Андрей испытывает сильные чувства к Софии, даже не замечает в девушке глупость и недалекость. Свободолюбие из самых главных качеств в персонаже. Мнение героя не популярно в фамусовском обществе, что даже считают Александра сумасшедшим. Чацкий любит и уважает Родину, а также этот русский народ. Мужчину отталкивало что русский язык превратили в смешанный “французского с нижегородским”.

Чацкий замечает недостатки общества, с помощью острого языка высмеивает пороки окружающих. Но окружающие не понимают эту умную речь Чацкого, так народ оказался глупее чем, думал герой. Несмотря на собственную объективность и трезвость суждений, герой по-прежнему влюблен в Софью Фамусову и из-за пылкой любви не видит недалекость девушки.

О произведении

В комедии “Горе от ума” присущи особенности. Произведение делится на две сюжетных линий. У каждой композиции написана собственная кульминация.

Отказ общепринятого механизма, создания пьесы, новизна подачи материала – это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным. Также пьеса разделяет в себе два конфликта – любовный и социальный. В любовном конфликте главным героем оказался Чацкий, Софья, Молчалин и Лиза. Чацкий энергично участвует в социальном конфликте, а также общество дома Фамусова. Грибоедов профессионально совместил две сюжетные линии, используя в этом завязку и развязку.

Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»

Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга. Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.

О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?

Горе от ума

-10% Горе от ума Александр Грибоедов Твердый переплет 253 ₽ 281 ₽ В корзину В корзину

Чацкий и «фамусовское» общество

Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.

Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого. Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества. Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.

Чацкий и Молчалин

Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника. Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки. Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность. Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.

Чацкий и Софья

Искреннее чувство главного героя стало для него не меньшей проблемой, чем конфликт с обществом. Признавая, что у него «ум с сердцем не в ладу», он вел себя с возлюбленной непоследовательно, одновременно жестко критикуя всех ее близких и удивляясь ответной холодности к нему. Чацкий и Софья выросли вместе, — и это много для них значило. Но по собственной воле покинув родные края на целых три года, Александр Андреевич почему-то не счел необходимым хотя бы раз написать девушке, наивно полагая, что долгая разлука никак не навредит их отношениям.

Как и стоило ожидать, девочка выросла, списала все радости прошлого на «детскую дружбу» и завела нового воздыхателя. А вот вечные насмешки и злословие Чацкого по-прежнему задевают и огорчают ее. Поначалу она пытается уколоть бывшего возлюбленного: «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть». Но потом окончательно в нем разочаровывается и в одночасье решает отомстить за нанесенную обиду, распустив слух о сумасшествии Чацкого. Он же остается верен себе — и самым жестоким образом открывает Софье глаза на истинную сущность Молчалина. Судьбы молодых людей окончательно расходятся: ненавистное Чацкому общество поглощает Софью, а он сам удаляется от него.

Победитель или побежденный?

Изменив в своей пьесе канонам классицизма, Грибоедов наделил Чацкого чертами реалистического и романтического героя. Отчасти поэтому в финале персонаж вынужден покинуть высший свет и уехать из Москвы, утратив и прежнюю любовь, и остатки расположения окружающих. Но вопрос о том, кем же в итоге остается Чацкий — победителем или побежденным, — не так прост, как кажется на первый взгляд.

С одной стороны, в финале «Горя от ума» происходит совершенно не характерная для комедий того времени вещь: порок остается безнаказанным, а единственный положительный герой перестает доказывать свою правоту. С другой — «фамусовскому» обществу так и не удается «сломать» Чацкого, и он остается самим собой: начитанным, честным, правдивым, желающим другим блага не на словах, а на деле. Герой оказался таким живым и правдоподобным, что и мнения критиков на его счет разделились. В то время как Александр Пушкин и Михаил Дмитриев, открыто симпатизируя Чацкому, все же отказывали ему в уме, Иван Гончаров считал его полноправным победителем, нанесшим «смертельный удар» по старым порядкам и проложившим дорогу к позитивным изменениям для других.

Фразы героя, ставшие крылатыми

Известно, что первым читателем пьесы стал Иван Андреевич Крылов, и высказался он о ней так: «Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» И оказался прав: полностью комедия была опубликована только через много лет после смерти автора, в 1862 году. А вот Александр Сергеевич Пушкин выразил другую мысль. «О стихах не говорю, — отметил он, — половина — должны войти в пословицу». И тоже оказался прав. Ниже мы приведем лишь самые известные из реплик Чацкого, ставшие крылатыми выражениями:

• Карету мне, карету!
• А судьи кто?
• Служить бы рад — прислуживаться тошно.
• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
• Свежо предание, а верится с трудом.
• Дома новы, а предрассудки стары.
• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
• И все-таки я вас без памяти люблю.

А вот знаменитая фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен» — на самом деле неточная цитата из стихотворения Гаврилы Романовича Державина «Арфа». Сам Державин, скорее всего, вдохновлялся трудами Овидия и Гомера, от которых, по-видимому, и пошла римская пословица: «Dulcis fumus patriae» (букв. «Сладок дым Отечества»).

Читайте также:
Краткая биография Гоголя: самое главное в его жизни и характеристика плодов его творчества
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: