Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры

Аллегория. Литературный троп

Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.

Аллегория – определение и значение

Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.

Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.

Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.

Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.

Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.

Пример в переводе И.А Крылова:

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

Аллегория как разновидность литературного тропа

Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.

Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…

Отличия метафоры и аллегории

Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.

Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.

Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.

Основные отличия

Краткие обороты из 2-3 слов.

Примеры аллегории в литературе

Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.

  • Среди распространенных примеров аллегории в литературе – одна из старейших книг в мире – Библия. Речь о пресловутом яблоке. В современной культуре относится к чему-то, что связано как с удовольствием, так и с грехом (или чем-то запрещенным). История первых людей – Адама и Евы – берет начало в Книге Бытия. Ослушавшись Бога, покусились на запретный плод.
  • Еще пример аллегории из древней мифологии. Описанный здесь мотив также символизирует то, что ведет к негативным последствиям. Это яблоко раздора, когда богиня Эрида бросила плод со словами «для самых прекрасных» между Афродитой, Афиной и Герой. Это привело к ссоре по поводу того, к кому из них он должен принадлежать.
  • Образ мифологической богини Фемиды – женщина с повязкой на глазах, весами и мечом в руке. Защищала закон и порядок в мире, установленный богами. Теперь стала символом справедливости.
  • У Гоголя в «Мертвых душах» в фамилии героев заложен иносказательный смысл –Собакевич, Плюшкин. У А.С. Грибоедова – Скалозуб, Молчалин.

В баснях и сказках

Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.

  • Любимый автор детских рассказов – Ганс Христиан Андерсен. Старался стилем повествования ссылаться на традицию устной передачи сказок, и главным адресатом большинства его произведений был вовсе не детский читатель. «Гадкий утенок» повествует о людях талантливых, но лишенных своего места, отвергнутых сородичами.
  • Аллегории в баснях – человеческие черты, приписанные животным. В лисе проявляется хитрость. Этот мотив просматривается и у русского мастера эзопова языка – И.А. Крылова («Лисица и виноград», «Ворона и лисица»).
  • Лебедь, рак и щука представляют людей, не умеющих найти согласие, обрекающих общее дело на крах:
Читайте также:
Краткое содержание «Денискиных рассказов»: читать пересказ лучших рассказов онлайн

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».

В поэтических произведениях

Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.

Самая важная мысль: жизнь – это поход через тёмный лес грехов к ясности Бога. Данте символизирует человека, потерянного среди грехов, Вергилий – мудрость человеческую, Беатриче – любовь. Тёмный лес – это не только вход в иной мир, но и лес греха и заблуждений: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…» .

Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.

Выражение аллегории в живописи и скульптуре

Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.

Аллегория. Литературный троп

Тициан. «Аллегория благоразумия», 1565-70

Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.

Аллегория. Литературный троп

П.П. Прюдон. «Справедливость и Божественное Отмщение преследуют Преступление», 1808

Одна из часто встречающихся в искусстве аллегорий – череп, символизирующий быстротечность и непостоянство человеческой жизни. Это связано с мотивами тщеславия и memento mori (помни о смерти). Смерть занимает особое место в искусстве средневековья и барокко, ведь тогда многие художники обращали внимание на хрупкость бытия.

Аллегория. Литературный троп

Филипп де Шампань (1602-1654) — Натюрморт в стиле Vanitas

Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.

Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).

Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.

Аллегория. Литературный троп

Современная скульптура мастера Налича, установленная в Москве, изображает ленту Мёбиуса. Она заставляет задуматься о бесконечности и величии Вселенной

Аллегория в рекламе

Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.

«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.

Аллегория. Литературный троп

Реклама мобильной связи: «Мобильные вампиры днем спят, а по ночам говорят. Бесплатно. Билайн» .

Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.

Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

  1. Мне нужна крыша над головой.
  2. Я к тебе белокрылою птицей полечу через горы и море, чтобы из рук твоих счастья напиться, навсегда позабыть грусть и горе!
  3. Директор уже вошёл, а они ещё продолжали промывать его кости.
  4. Как бы то ни было, а служителям Фемиды придется рассмотреть ваш иск.
  5. Стучу, стучу, чуть ли не выбиваю дверь, думала, что-то случилось, а он, видите ли, спит без задних ног.
  6. Девушка небесной красоты каждый вечер к дубу приходила, глядя вниз с огромной высоты, называл её своей он милой.
Читайте также:
Мастер и Маргарита, краткий пересказ глав онлайн, содержание первой и второй части

Правильные ответы: 2, 4, 6.

Почему остальные предложения не являются аллегорией:

№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.

№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.

№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.

Чем метафора отличается от аллегории

Метафора отли­ча­ет­ся от алле­го­рии меха­низ­мом воз­ник­но­ве­ния пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва или выра­же­ния: мета­фо­ра осно­ва­на на срав­не­нии, а алле­го­рия — на ино­ска­за­нии.

И мета­фо­ра, и алле­го­рия явля­ют­ся худо­же­ствен­ны­ми тро­па­ми в язы­ке лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. Оба сред­ства выра­зи­тель­но­сти худож­ни­ки сло­ва при­ме­ня­ют для созда­ния ярко­го, зри­мо­го обра­за, осно­ван­но­го на пере­нос­ном зна­че­нии слов, что род­нит эти раз­ные тро­пы. Чтобы выяс­нить, чем отли­ча­ют­ся мета­фо­ра от алле­го­рии, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти линг­ви­сти­че­ские термины.

Метафора

Этот тер­мин обо­зна­ча­ет один из видов тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­ва­на на образ­ном упо­треб­ле­нии сло­ва или выра­же­ния, кото­рое опре­де­ля­ет пред­мет, схо­жий в чем-либо с дру­гим пред­ме­том. Метафора воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния их общих признаков.

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Рассмотрим меха­низм воз­ник­но­ве­ния мета­фо­ры на примере.

Известный рус­ский поэт Н. С. Тихонов, вме­сто того что­бы опи­сать, как тан­ки во вре­мя вой­ны взры­ва­ли поля, как вес­ной плуг на пахо­те, и люди пада­ли в строю под пуля­ми непри­я­те­ля на этом поле , как ско­шен­ная острой косой тра­ва, пишет иначе:

Война на нём косит и пашет
Тёмным тан­ком и пулей косой.

Поэт с помо­щью яркой мета­фо­ры пре­вра­ща­ет пря­мые срав­не­ния (как плуг на пахо­те, как ско­шен­ная острой косой тра­ва) в образ­ное пред­став­ле­ние у чита­те­ля о поле боя — о поле смерти.

Метафора — это скры­тое срав­не­ние, кото­рое все­гда мож­но раз­вер­нуть в срав­ни­тель­ный обо­рот.

Аллегория

Аллегория пред­став­ля­ет собой один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, меха­низм воз­ник­но­ве­ния кото­ро­го несколь­ко иной, чем у метафоры.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние . Оно воз­ни­ка­ет в худо­же­ствен­ном тек­сте, в пуб­ли­ци­сти­ке, в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве, скульп­ту­ре или зод­че­стве, если отвле­чен­ное поня­тие изоб­ра­жа­ют с помо­щью кон­крет­но­го пред­ме­та, кото­рый помо­га­ет ярче вопло­тить это поня­тие, пока­зать основ­ные его черты.

Аллегория в баснях

Например, абстракт­ные поня­тия вопло­ща­ют­ся с помо­щью кон­крет­ных образов:

  • мир во всем мире — это белый голубь с олив­ко­вой веточ­кой в клюве;
  • хит­рость — это лиса;
  • ковар­ство — это змея.

Примеры

ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Отличие метафоры от аллегории

Узнав, что такое рас­смат­ри­ва­е­мые худо­же­ствен­ные тро­пы, срав­нив меха­низм их воз­ник­но­ве­ния в лите­ра­ту­ре, мож­но сде­лать вывод, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от аллегории.

Метафора осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, а алле­го­рия пред­став­ля­ет собой зашиф­ро­ван­ный образ в виде ино­ска­за­ния, тем не менее понят­ный всем.

Метафора может вопло­тить­ся в одном сло­ве или выра­же­нии, а алле­го­рия быва­ет объ­ём­ной: все про­из­ве­де­ние, напри­мер, бас­ня И. А. Крылова «Свинья под дубом» явля­ет­ся аллегорией.

Таким обра­зом, алле­го­рия явля­ет­ся раз­вер­ну­тым закон­чен­ным обра­зом, а мета­фо­ра, хотя чет­ко и образ­но, пока­зы­ва­ет лишь какую-то грань рас­смат­ри­ва­е­мо­го предмета.

Разница между аллегорией и метафорой

Основное различие между аллегорией и метафорой состоит в том, что в аллегории есть персонажи, образы и события как символы, отражающие скрытые значения, тогда как метафора — это косвенное сравнение двух не связанных между собой вещей в произведении литературы.

Аллегория против метафоры

Аллегория — это термин в литературе, в котором разные персонажи, образы и события выступают в качестве символов. Метафора — это термин в литературе, который определяется как косвенное сравнение двух не связанных между собой вещей. Аллегория — это литературный прием, придающий тексту скрытый смысл. Метафора — это литературный прием, сравнивающий две разные вещи. Аллегория встречается не только в литературе, но и в скульптурах, картинах и т. Д. Метафора обычно принадлежит литературе.

Аллегория символизирует вещи; он использует символизм. Метафора сравнивает вещи, чтобы полностью их объяснить. Следовательно, он использует образы. Аллегории всегда несут в себе скрытый смысл. Метафоры не имеют скрытого смысла. Аллегория рассматривается как замена другого предмета или действия. В нем есть четкие моменты. Метафора в основном относится к воображаемым или вымышленным вещам. Имеет расплывчатые представления. Слово «аллегория» происходит от латинского «Аллегория», что означает образный или завуалированный язык. Слово «метафора» происходит от древнефранцузского «Метафора», от латинского «Метафора», что означает «перенос».

Читайте также:
Краткое содержание пьесы"Бесприданница", пересказ, анализ пьесы и идея

Аллегория раскрывает факты. Это ближе к реальности. Метафора не констатирует факт и не обязательно относится к реальности. Аллегория обычно относится к вещам, имеющим более обширный охват или сообщение, например, мораль, политика, культура и т. Д. Метафоры не имеют никакого скрытого или скрытого значения. Аллегория также известна как расширенная метафора. Метафора — это фразовое выражение, более простое, чем аллегория. Аллегория — это более широкое сравнение, охватывающее весь отрывок, эссе или роман. Метафора — это краткое сравнение, состоящее из слов или предложений.

Сравнительная таблица

Аллегория Метафора
Термин в литературе, в котором разные персонажи, образы и события выступают в качестве символов. Термин в литературе, определяющий как косвенное сравнение двух не связанных между собой вещей.
Использование литературных устройств
Символизм Изображения
Функция
Добавляет скрытый смысл в текст Сравнивает две несвязанные вещи
Основное значение
Относится к морали или политике Никакого скрытого смысла
Идея / Сфера
Шире Уже
Сравнение
Более длинные отрывки Более короткие слова / фразы
Тип
Сложный Простой
Связь с реальностью
Более Меньше

Что такое аллегория?

Аллегория — это произведение искусства / литературы, которое раскрывает скрытый смысл этого самого произведения искусства или литературы. Персонажи, события или предметы действуют как символы в аллегории. Обычно это относится к политическим, моральным, этическим, религиозным, культурным идеям или идеям о человеческой жизни. Аллегория бывает не только в форме прозы / стихов, но также в форме скульптур, картин и тому подобного.

Аллегория расширяет масштаб истории и делает ее героев многомерными. В аллегории вещи означают нечто более существенное, чем то, что они обозначают в литературе. Использование животных для изображения коммунизма и русской революции известно как аллегория. Даже иногда простые истории, содержащие мораль, попадают в категорию аллегорий, потому что имеют скрытый смысл. Примеры — мальчик, который кричал волк, муравей и кузнечик, волк и ягненок, черепаха и заяц и т. Д.

Лучший пример аллегории — яблоко, съеденное Адамом по настоянию Евы. Это яблоко символизирует знание между добром и злом. Аллегория — это образное использование языка, когда писатель хочет выразить сложную идею или образ. Символизм является важным элементом аллегории. Он использует символические объекты, персонажей, фигуры или действия, чтобы раскрыть идеи о человеческой природе, политических ситуациях или исторических событиях.

Примеры
  • ‘Скотная ферма’ (Джорджа Оруэлла)
  • ‘Faerie Queene’ (Эдмунд Спенсер)
  • ‘Аллегория пещеры’ (Платон)
  • ‘Прогресс паломника’ (Джон Буньян)
  • Алое письмо (Натаниэль Хоторн)
  • ‘Лев, колдунья и платяной шкаф’ (С. Льюис)
  • ‘Повелитель мух’ (Уильям Голдинг)

Что такое метафора?

Метафора — это литературный прием, отражающий неявное сравнение двух не связанных между собой вещей. В отличие от сравнений, метафоры не имеют соединительных слов, например, вроде или как. Он утверждает одно в точности так же, как и другое. Слово «метафора» происходит от древнефранцузского «Метафора», от латинского «Метафора», что означает «перенос».

Метафора использует подходящее литературное сравнение. Такое сравнение может передать смысл / аспекты одного слова / фразы другому. Это тип образного языка, который описывает вещь как нечто, чем она не является. Университет Северной Каролины в Пембруке заявляет, что «использование метафоры может выявить интересные качества предмета, которые читатель раньше не замечал».

Метафора придает стиль литературному произведению, добавляя значения к обычным вещам, идеям, людям и т. Д. Например, метафора «Жизнь — это не ложе из роз»: жизнь и ложе из роз — это две сложно взаимосвязанные вещи. И все же ясность клумбы роз — это сравнение с жизнью. Это означает, что жизнь не так проста и комфортна, как клумба из роз. Шелковый шатер »- любовное стихотворение, являющееся метафорой. Стихи открываются словами: «Она, как в поле, шелковый шатер». В этом стихотворении «Шелковый шатер» используется как метафора возлюбленной поэта.

Примеры
  • Моя младшая сестра — петарда.
  • Вы не можете сказать, что жизнь — это клумба из роз, потому что это не так.
  • Ты солнечный свет в моё темное утро.
  • Жизнь — это путешествие иногда долгое, иногда короткое.

Ключевые отличия

  1. Аллегория — это литературный прием, который добавляет скрытый смысл в текст, тогда как метафора — это литературный прием, который сравнивает две несвязанные друг с другом вещи.
  2. Аллегория встречается не только в литературе, но и в скульптурах, картинах и т. Д., С другой стороны, метафора обычно принадлежит литературе.
  3. Таким образом, аллегория символизирует вещи; он использует символы, и наоборот, метафора сравнивает вещи, чтобы полностью их объяснить; следовательно, он использует образы.
  4. Аллегория рассматривается как замена другого объекта или действия, а метафора относится к вымышленным вещам.
  5. Аллегории всегда несут скрытый смысл, наоборот, метафоры не имеют скрытого значения.
  6. С другой стороны, аллегория ближе к реальности; метафора не обязательно относится к реальности.
  7. Аллегория обычно относится к вещам, которые имеют больший объем или послание, например, мораль, политика, культура и т. Д., Напротив, метафоры не имеют никакого скрытого или скрытого значения.
  8. Слово «аллегория» происходит от латинского «Аллегория», который имеет значение образного или завуалированного языка, наоборот, слово «метафора» происходит от древнефранцузского «Метафора», от латинского «Метафора», что означает «перенос».
  9. Аллегория также известна как расширенная метафора; с другой стороны, метафора — это фразовое выражение, более простое, чем аллегория.
  10. Аллегория — это более обширное сравнение, охватывающее весь отрывок, эссе или роман; Напротив, метафора — это короткое сравнение, состоящее из слов или предложений.
Читайте также:
Тихий Дон Шолохова: краткое содержание по главам, Википедия о Тихом Доне Шолохова

Заключение

Аллегория и Метафора — два разных литературных приема. Разница между ними основана на их определении, использовании, символике, происхождении и их применении в конкретных текстах.

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Что значит аллегория? Зачем ее используют писатели, поэты и художники? Как аллегория связана с метафорой и олицетворением? Примеры аллегории в литературе и искусстве.

Фото Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой – символ смерти, а голубь с оливковой ветвью – символ мира.

Термин происходит от греческого слова αλληγορία – иносказание.

Пример аллегории – античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.

Статуя богини Фемиды – аллегория правосудия. Фото: Depositphotos

Аллегория – это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» – по имени античного баснописца Эзопа.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллегория может встречаться и в других жанрах – в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .

Аллегория и олицетворение

Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Метафора и аллегория – в чем отличие?

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Читайте также:
Собачье сердце: краткое изложение глав, идея и содержание повести

Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле – как связанные между собой метафоры.

Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория – на иносказании, намеке.

Примеры аллегории в литературе

В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей – пантеры, льва, волчицы.

Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» – власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Аллегория, что это такое? Примеры в литературе. Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой — символ смерти, а голубь с оливковой ветвью — символ мира.

Термин происходит от греческого слова αλληγορία — иносказание.

Пример аллегории — античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.

Статуя богини Фемиды — аллегория правосудия. Фото: Depositphotos

Аллегория — это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» — по имени античного баснописца Эзопа.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллегория может встречаться и в других жанрах — в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .

Аллегория и олицетворение

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Читайте также:
Краткое содержание сюжета драмы Островского Гроза: действующие лица, пересказ событий по главам

Метафора и аллегория — в чем отличие?

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле — как связанные между собой метафоры.

Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория — на иносказании, намеке.

Примеры аллегории в литературе

В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей — пантеры, льва, волчицы.

Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» — власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Разница между аллегорией и метафорой

Аллегорию и метафору объединяет то, что обе они рассчитаны на особое, не буквальное, восприятие. Читатель должен уметь видеть в сказанном второй план, содержащий в себе главный смысл. Однако каждое из этих средств речи употребляется с разной целью и предстает перед нами в своем свете.

Определение

Аллегория – выражение понятий отвлеченного характера в конкретном образе. Аллегория применяется не только в литературе, но и в других направлениях искусства, например в скульптуре и живописи.

Метафора – это фигура речи, имеющая переносное значение. Метафора возникает на основе сходства предметов.

Сравнение

То и другое выразительное средство связано с появлением в сознании человека ассоциации, то есть некоторой параллели сказанному. Однако отличие аллегории от метафоры состоит в самой их сложности. Аллегория гораздо богаче и полней. Она представляет собой развернутый законченный образ.

Сам размер аллегории может быть небольшим. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата». Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами.

Читать еще: Анализ детской русской народной сказки. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди

Аллегория также может быть очень объемной и принимать вид целого произведения. Типичный пример – басни. В них различные пороки воплощаются в образах животных: осел ассоциируется с глупостью и упрямством, стрекоза – с недопустимой беспечностью, заяц – с хвастовством и трусостью. Критикуемые явления раскрываются в поступках этих персонажей.

Аллегория встречается и в других жанрах. Она применима везде, где через образ, доступный простому пониманию, автор стремится наиболее полно изобразить какое-либо явление жизни и выразить свое отношение к нему.

Рассматривая, в чем разница между аллегорией и метафорой, заметим, что последняя по своей сути представляет собой лишь сравнение. Но это сравнение является очень четким и эффектным, заставляющим работать воображение читателя или слушателя. Метафоры строятся на сходстве признаков и свойств предметов – пытливый глаз художника повсюду замечает общие черты. Неожиданность и меткость таких сопоставлений делает речь интересной и особенно выразительной.

К примеру, под словами «железный характер» подразумевается большая сила воли, стойкость. Слово «железный» здесь выступает как метафора, основанная на сходстве сильных черт характера и прочности железа. Еще один пример: выражение «лес призадумался». В этом случае на неодушевленный предмет переносятся способности человека. Лес в таких словах изображается притихшим, неподвижным, подобно кому-то, погруженному в свои мысли.

Метафора иногда умещается в одном слове. Бывает также, что автор, находя целый ряд родственных явлений, выдвигает метафору в виде развернутой словесной конструкции. Тогда простой стилистический прием, играющий в тексте роль отдельного элемента языка, превращается в мощное композиционное средство. Часто такая распространенная метафора или несколько взаимосвязанных метафорических образов рассматриваются как аллегория.

Чем отличается метафора от аллегории?

В повседневной жизни, в числе выразительных форм, выражающих чувства, эмоции, отношение к чему-либо люди используют разговорную речь, эпистолярный жанр, а так же литературные произведения, работы научного характера. Для создания наиболее яркого, точного образа и достижения наилучшего результата в описании событий и эмоций применяются слова, используемые в переносном смысле, называемые тропами.

Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Троп — перенос смыслового значения целого выражения или отдельного слова с одного объекта на другой для достижения наиболее полной художественной выразительности. Основных тропов насчитывается порядка шестнадцати.

Центральное место среди них занимают метафора и аллегория.

Метафора

Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.

Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель. Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа. В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.

Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:

  1. Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
  2. Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).

Читать еще: Интересные факты об «Алисе в Стране чудес. Интересные факты о настоящей алисе в стране чудес Алиса в стране чудес интересные факты

Функции метафоры

  • Когнитивная – слово приобретает абстрактный характер («кучка людей» — небольшое количество).
  • Мнемоническая – оценочная природа объекта, способствующая наилучшему запоминанию информации о нем. Чаще всего встречается в сочетании с другими функциями (волки — санитары леса).
  • Резкая (диафора) – использующая понятия, далеко находящиеся друг от друга (океан любви, море эмоций).
  • Стертая (эпифора) – привычная, используемая в повседневной разговорной речи (пришла зима, спинка кресла).
  • Образная – основывается на характеризующих свойствах, использует скрытые сравнения (острый ум).
  • Генерализующая– сематическое преобразование из отождествляющего в предикатное (определяющее характерные признаки) (произносится «Лиса» — подразумевается «хитрая, ловкая»).
  • Метафора-формула— напоминает стертую, отличаясь невозможностью преображения из переносного значения в буквальное (желудок сосет).
  • Реализованная метафора подразумевает использование переносного значения как прямого (Вышел из себя).
  • Стилеобразующая– отражает индивидуальный стиль в литературе, в речевой стилистике разговорного и научного языков и т.д. (метафоры А.С. Пушкина отличается от метафор С.А. Есенина).
  • Жанрообразующая– раскрывающая принадлежность к определенному литературному жанру (сказка, загадка, пословица, афоризм).
  • А так же объяснительная, ритуальная, этическая, игровая, оценочная, и некоторые другие.

Типы метафоры

  1. Антропоморфизм (солнце поднимается, садится), перенос от конкретного к абстрактному (жена пилит, раздувает скандал, ест поедом), синестезия (бархатный тембр, мягкий запах).
  2. Сухие метафоры – констатация предмета при отсутствии художественного образа (глазницы окон, усы колосьев).
  3. Развернутые метафоры – переносное значение используется на протяжении целого сообщения либо достаточно большой его части (Отговорила роща золотая березовым веселым языком).

Ценность метафорических речевых оборотов заключается в трансформации обыденного смыслового или качественного значения в значение образное, возвышенное, глубоко эмоциональное. «Спит ковыль, равнина золотая…», «Утону в твоих глазах…», «Окно в Европу…».

Аллегория

Аллегория (allegoria от греческого – иносказание) выражение характеристик абстрактного объекта посредством реально существующих предметов и образов. Сердце со стрелой, ромашка – реальные образы, характеризующие такое чувство как любовь.

Отображение этапов жизненного пути человека с проекцией на времена года. Жизнь как таковая не имеет собственного конкретного образа. При этом четыре времени года – события, имеющие реальные образы, характеризующие каждое из них. Способ проецирования каждого на отдельные этапы жизни человека позволяет создать визуальный, и даже осязаемый образ происходящего. Весна – зарождение новой жизни, лето – время роста и развития, осень – период мудрости и опыта, зима – увядание, старость.

  1. Сова – отображение мудрости и знаний.
  2. Держава и скипетр – власть.
  3. Фемида – правосудие.
  4. Кукушка – мать, бросившая своих детей.

Громовые раскаты – гнев

Отвлеченный смысловой объект по отношению к конкретным понятиям и образам, раскрывающим его сущность, является объектом вспомогательным. Из данной формулы складывается основной показатель аллегории.

В литературе яркими примерами аллегории служат басни И.А. Крылова, где природа человеческих взаимоотношений и характеров раскрывается на фоне природных особенностей поведения животных и птиц.

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» примером аллегории является фамилия одного из главных персонажей Юлия Капитоныча Карандышева. С ее помощью автор показал мелкую сущность маленького человека-карандаша.

Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

Изобразительно-выразительные средства – что это

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Читайте также:
Главные персонажи сочинения на тему повести Бедная Лиза Карамзина, трагизм и современный взгляд читателя

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.

Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

Читайте также:
Роман Вальтера Скотта «Айвенго»: история создания и краткое содержание по главам

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Анафора

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Градация

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

  1. Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
  2. Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Читайте также:
Краткая биография литературоведа и поэтессы Анны Ахматовой, факты о ее жизни и творчестве

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

Функции изобразительно-выразительных средств

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. и историзмы. и его отличия от других пластов лексики, например от арго. . и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: