Памятка по русскому языку “Безударная гласная в корне слова” 1-4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Памятка по русскому языку для начальной школы, которую можно использовать на этапах изучения нового материла, закрепления и повторения пройденного, при работе над ошибками, а так же при выполнении учащимися домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_bezudarnye_glasnye.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .
тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
в о лна́ – в о́ лны
1. большой – маленький
к о вёр – к о́ врик
п а руса́ – п а́ рус
2. маленький – большой
пл о ща́дка – пл о́ щадь
где? м о ря́ – в м о́ ре
что делал? что делает?
п и са́л – п и́ шет
3. назови ласково
з и ма́ – з и́ мушка
з е лёный – з е́ лень
5. что делал? – что?
пл я са́л – пл я́ ска
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .
тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
в о лна́ – в о́ лны
1. большой – маленький
к о вёр – к о́ врик
п а руса́ – п а́ рус
2. маленький – большой
пл о ща́дка – пл о́ щадь
где? м о ря́ – в м о́ ре
что делал? что делает?
п и са́л – п и́ шет
3. назови ласково
з и ма́ – з и́ мушка
з е лёный – з е́ лень
5. что делал? – что?
пл я са́л – пл я́ ска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме: “Правописание слов с безударными гласными в корне”. 2 класс
Цель урока: создать условия для формирования умения находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.
Конспект урока по русскому языку “Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне”. 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации.
Презентация к уроку русского языка по теме “Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне” 2 класс.
Презентация используется на этапе актуализации знаний, способствует развитию мыслительных операций учащихся.
презентация по русскому языку по теме “Безударные гласные в корне” 2 класс
тема “Безударные гласные в корне” 2 класс.
Урок русского языка по теме “Безударные гласные в корне”. 2 класс
Урок закрпления, обобщения знаний по теме “Безударные гласные в корне” во 2 классе. На данном уроке использованы материалы по РК (Ильменский заповедник).
Конспект урока по русскому языку на тему “Правописание безударных гласных в корне” 2 класс “Перспектива”
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных.
2.3. Правописание гласных в корне
Правописание гласных в корне включает пять типов правил:
1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.
Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло . | Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет. |
1) Слово д о лина является однокоренным со словом д о л; слово препод а ватель – со словом д а ть; слова од о леть, преод о леть – со словом д о ля.
2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.
К а мпания – 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания).
К о мпания – 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания).
3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелл е кт • интелл и гент,
аккомпан е мент • аккомпан и ровать,
лид е р • лид и ровать,
трен е р • трен и ровать,
абон е мент • абон и ровать,
дезинф е кция • дезинф и цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о . | Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. | Приг а рь, изг а рь, выг а рки. |
Клан-/клон- | Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение. | ||
Твар-/твор- | Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. | Утв а рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а . | З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. | З о ревать, з о рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. | Пл о вец, пл о вчиха; пл ы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст- Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль. | а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический). б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить. | Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить. | Пол о г. |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Корни | Правило | Примеры |
---|---|---|
Кас-/кос- | Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о . | К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться. |
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). | Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник. |
Корни с чередующимися гласными И / Е
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .
Выч и т а ть – выч е ты.
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
М и р, м и рный, усм и рять.
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни | Правило | Примеры |
---|---|---|
Корни с чередованием а(я) / им(ин) | Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я . | Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть. |
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- с о ло́ма
- укр а ше́ние
- при́г о р о дный
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́д п и сь
- о́т св е т
- вы́ л и нять
2. суффикса
- отп и л и́ ть
- св е ж о́
- уд и вл е́ ние
3. окончания
- з о л о т о́й
- тр а в а́
- м о рск о́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один – много в о лна – в о́ лны |
1. Большой – маленький к о вёр – к о́ врик |
2. Много – один п а руса – п а́ рус |
2. Маленький – большой пл о щадка – пл о́ щадь |
3. По вопросу: Где? м о ря – в м о́ ре Что делал? Что делает? п и сал – п и́ шет |
3. Назови ласково з и ма – з и́ мушка |
4. Какой? – Что? з е лёный – з е́ лень |
|
5. Что делал? – Что? пл я сал – пл я́ ска |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
- вх о д и́ть — вход ;
- х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
- раз д е л и́ть — раз де́л ;
- загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
- нак о рми́ть — нако́рмит;
- хв а ли́ть — хва́лит;
- н о га́ — но́ги;
- зал и за́ть рану — ли́жет.
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- гл а за́ — глаз, гла́зик;
- ч а стота́ — ча́стый;
- нак а ли́ть — накал;
- исп а ре́ние — пар;
- сокр а ти́ть — кра́ткий;
- пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
- ок а ти́лась водой из ведра — ка́тит;
- ш а ловли́вый — ша́лость;
- н а чала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- нак о ли́ бабочку — ко́лет;
- погл о ща́ть — гло́тка;
- угр о жа́ть — угро́за;
- ум о лять — мо́лит;
- вышк о ли́ть — шко́ла;
- т о пта́ть — то́пчет;
- оп о здать — по́здно;
- уг о мони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- нав е ва́ть раздумья — ве́ять;
- об е жа́ть дом — бег;
- вп е рёд — спе́реди;
- прор е ди́ть посевы — ре́дкий;
- пот е ря́ть — поте́ря;
- с е рьга́ — се́рьги;
- осв е ще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- п е строта́ — пёстрый;
- в е сна́ — вёсны;
- по́ч е рк — зачёркнутый;
- подв е сти́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- об и жа́ть малыша — оби́да;
- прим и ри́ть недругов — мир, переми́рие;
- прож и ва́ть в доме — жить;
- ч и стота́ в кухне — чи́стый;
- сп и са́ть слова — пи́шет;
- ед и не́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разр я ди́ть ружьё — разря́д;
- прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
- исс я ка́ть — исся́кнуть;
- посв я тить поэму — свя́тость;
- м я чи́ — мяч;
- ув я да́ть от жары — вя́лый.
Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры,проверяемые безударные гласные, корни с безударными проверяемыми
1.2. Подбор однокоренного слова.
1.3. Сложные случаи при проверке гласных.
Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, — это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова ( омофоны ), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:
- Старожил нашего города (старый житель) — сторожил склад (сторож);
- Вытачка на блузке (тачать) — выточка детали (точит);
- Вытесненный из толпы (тесно) — вытисненный на книге (тиснуть);
- Вышколить ребенка (школа) — вышкалить сосуд (шкалы);
- Умолять о пощаде (молит) — умалять значение (делать малым);
- Флаг развевается (веет) — ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
- Удариться оземь (о землю) — взошла озимь (озимые);
- Разреженный воздух (редко) — разрядить пушку (разряд);
- Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) — скрипя зубами во сне (скрип);
- Осветить комнату (включить свет) — освятить храм;
- Просвещение (переносное значение слова свет) — посвящение другу (святость);
Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.
2. НЕ проверяемые гласные в корне.
К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм — основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.
2.1 Совет первый.
Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная . Одни легче всего запоминают зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент «слышат» объяснение учителя. Самый распространенный тип памяти — зрительная. Как приучить ее работать? Советуем выписывать слова, которые надо запомнить, на разноцветных бумажках и вывешивать их в наиболее посещаемых местах вашей квартиры: в прихожей, у зеркала, возле холодильника, над кроватью и т.п. Пишите на каждой бумажке не больше трех-четырех слов, причем гласные выделяйте разноцветными фломастерами. Вы и сами не заметите, как в нужный момент включится подсознание: вы вспомните, что именно это слово висит у вас над письменным столом.
2.2. Совет второй.
Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность . Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.
По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегре т (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный — байки говорит, обоняние — вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное). Можно придумать свою, «веселую» этимологию: иждивенец — «сиди и жди , когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.
По контрасту: режиссер , но продюсер , импресарио . Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).
2.3 Совет третий.
Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция — opposition .
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова». Следующая тема «Чередующиеся гласные в корне»
Как правильно писать гласные в корнях слов
Проверяемые безударные гласные — гласные, правописание которых можно проверить ударением посредством подбора однокоренных слов или же изменением грамматической формы слова.
Что может быть проверочным словом?
- однокоренное слово (сонлИвый — сОн);
- форма слова (лесА — лЕс).
Для того, чтобы проверить правописание безударной гласной, нужно поставить гласную в корне слова так, чтобы она была в ударной, сильной позиции.
Как еще можно проверить правописание безударных гласных в корнях?
- Поставить слово в форму другого числа («В Уссурийском крае едва ли можно встретить сухие хвойные леса, то есть такие, где под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей и не растет трава. Здесь всюду сыро, всюду мох, папоротники и мелкие осоки». (Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю») — слово «трава» можно проверить словом «травы» во мн.ч.)
- Подобрать однокоренное слово («Он был ловкий придворный, большой хитрец, и больше ничего; в делах толку не знал, ума не имел, а умел вести свои собственные дела: тут уж никто не мог его оседлать, а ведь это главное.» (Тургенев И.С. Отцы и дети) — можно проверить словом «хИтрость)
- Найти уменьшительно-ласкательную форму слова (лиса — лисонька, трава — травушка).
Корни с безударными непроверяемыми гласными
Бывают слова, правописание которых невозможно проверить постановкой ударения. Такие слова называются безударными. Гласные в позиции безударной не проверяются, их написание нужно запомнить и проверять только по орфографическому словарю.
Примеры слов с безударными непроверяемыми гласными:
- Багряный.
- Велосипед.
- Кавычки.
- Винегрет.
- Режиссер.
- Бечевка.
- Эксперимент.
- Галерея.
- Щекотать.
- Дезертир.
- Якорь.
- Идеал.
- Лабиринт.
- Мораль.
- Гардероб.
- Мавзолей.
- Завтрак.
- Истина.
- Мошенник.
- Дрессировка.
- Олимпиада.
- Горизонт.
- Фестиваль.
- Оазис.
- Семинар.
- Приоритет.
- Салфетка.
И многие другие слова.
В особую группу слов с безударными гласными в корне можно выделить омофоны.
Омофоны — слова, которые совпадают по звучанию, но не совпадают по написанию.
Такие слова стоит проверять в соответствии с их значением.
Отварить = варить (суп)
«Отварите картошку в подсоленной воде» (из кулинарной книги)
Отворить = открыть (например, дверь)
«Марья вошла с самоваром, отворив и затворив за собою дверь локтем». (Куприн А.И. «Болото»)
«Николай (садясь у стола). Да, надо отдохнуть немножко, денька два дома посидеть». (Островский А.Н. «Сцены из жизни захолустья»)
Поседеть = стать седым
«Федор Карлович обернулся ко мне. Боже мой, как он обрюзг, опух и поседел!» (Гаршин В.М. «Надежда Николаевна»)
«Гаврила подносит ему рюмку водки и стакан воды; он выпивает водку и запивает водой». (Чехов А.П. «Иванов»)
«Запевает, и все согласным хором подхватывают». (Андреев Л.Н. «Дни нашей жизни»)
И многие другие слова. Их написание нужно запомнить.
Чередование гласных (оа, еи) в корнях и суффиксах слов
Чередование гласной в корне зависит от постановки ударения.
Ударение — способ выделения слога или слова голосом.
В русском языке выделяют следующие корни с чередующимися гласными:
«Христофор, но с лицом бурым от загара, строгим и задумчивым». (Чехов А.П. «Степь»)
«Но воздух не нагревался; а можно было погреть только руки да угореть».(Гончаров И.А. «Фрегат “Паллада”»)
«А я, млада, до поры,
До утренней до зори,
Ай-лели, до поры,
До утренней до зари!»
(Островский А.Н. «Гроза») — в первом слове ударение падает на первых слог, на корень «зор», а во втором слове на второй слог, на окончание.
Буква «О» пишется только в словах, в которых после корня следует буква «Н».
Буква «А» пишется во всех остальных случаях.
«Г-н Левшин в своем Историческом и статистическом обозрении уральских казаков слегка коснулся Пугачева». (Пушкин А.С. «История Пугачева»)
«Жевакин. Мне кажется, это, однако ж, касается насчет личности…» (Гоголь Н.В. «Женитьба»)
«А» пишется в корнях с буквой «Г».
«О» пишется в корнях с буквой «Ж».
«Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» (Фонвизин Д.И. «Недоросль»)
«Я помещаю в особом приложении оглавление статей и выписки из некоторых пиес». (Аксаков С.Т. «Воспоминания»)
«Тихо и плавно приблизилась княжна Евпраксия к отцу и дяде и отвесила им обоим поясной поклон «малым обычаем». (Гейнце Н.Э. «Малюта Скуратов»)
«Жуквич поднялся, почтительно раскланялся с князем, слегка поклонился Елпидифору Мартынычу и пошел за лакеем». (Писемский А.Ф. В водовороте) — в первом случае пишется «а», потому что корень под ударением, слышится «а»; во втором случае ударение не на корень, поэтому «о».
Буква «А» — в словах, обозначающих погружение в какую-то жидкость.
Буква «О» — в словах, несущих значение впитывания или пропускания жидкости.
«Тит уселся, обмакнул перо и опять наклонился к листку». (Короленко В.Г. «С двух сторон») — то есть погрузил перо в чернильницу.
«Посмотрите, ваши ботинки промокли». (Тургенев И.С. «Несчастная») — то есть ботинки пропустили жидкость.
Во всех случаях употребляется буква «А».
Исключения: пловец, пловчиха.
Буква «А» употребляется в словах со значением «одинаковый», «равный».
Буква «О» употребляется в словах, которые несут значение «гладкий» и «ровный».
«Ведь и парабола погибла в уравнении параболы, и цифра погибла в формуле». (Герцен А.И. «Дилетантизм в науке») — уравнение означает математическую формулу, содержащую знак равенства.
«Аккуратно уложил все в яму, зарыл, заровнял ее, набросал сверху хвороста, сел на землю и говорит, видя, что я собираюсь идти. » (Горький Максим «Исповедь») — сделал яму ровной.
Буква «А» пишется в словах с «ст» и «щ» на конце безударного корня.
Буква «О» — в словах с корнем. оканчивающимся на «с».
«Дети росли, княгиня старилась и стала быстро подаваться к гробу». (Лесков Н.С. «Обойденные»)
Он был высокого роста (корень «рост» – ударный)
«В ней господствуют зной и морозы, растут пальма и сосна, персик и клюква».(Гончаров И. А. «Фрегат “Паллада”»)
«Он летел, как птица, к Киевской заставе, а сзади, отставая, скакала погоня».(Короленко В.Г. «История моего современника»)
«Мелькнет и исчезнет, и опять выскочит, и опять пропадет». (Салтыков-Щедрин М.Е. «Культурные люди)
Но: «скок-поскок молодой дроздок», «нестись вскачь» (здесь корни ударные, надо писать как слышится).
«— Не мешайте Москве, — сказал глубокомысленно Венсан, — творИть свое искусство слова». (Куприн А.И. «Юнкера»)
«Всякая твАрь на земле: муравей, мошка какая-нибудь — и те трудятся; а человек должон и подавно!» (Григорович Д.В. «Рыбаки»)
Буква «И» пишется в случае постановки суффикса «-А» после корня.
«Е» ставится, если суффикса «-А» после корня нет.
«Он собирал растения, а я охотился». (Арсеньев В.К. «Дерсу Узала»)
«Ты знаешь примеры, что люди, совершенно здоровые, расслабевали досмерти и действительно умирали от одной мысли, что должны ослабевать и умереть». (Чернышевский Н.Г. «Что делать?») — в слове «умирать» после корня стоит суффикс «А»; в слове «умереть» суффикса нет.
«Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…», говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием». (Толстой Л.Н. «Война и мир. Том четвертый»)
«И, сделав вопрос, сжал губы и нахмурился». (Толстой Л.Н. «Воскресение»)
- -рос-/-раст-/-рощ-: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль;
- -скак-/-скоч-: скачок, скачу;
- -зар-/-зор: зоревать;
- -плов-/-плав-: пловец, пловчиха, пловцы;
- -твор-/-твар: утварь.
Корни с чередованием невозможно проверить посредством подбора однокоренных слов. Все корни и правила их написания нужно запомнить!
Употребление букв э – е, ё
В начале слов русского происхождения.
«Вслед за тем оба енота быстро исчезли в траве и больше уже не показывались около речки».(Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю»)
В начале иноязычных слов.
«Народные обычаи и этикеты двора совершенно необыкновенны». (Гоголь Н.В. «Записки сумасшедшего»)
Как слышится, так и пишется в иноязычных словах: Европа, ересь.
В середине или в конце слов с иноязычным происхождением после букв «О», «У», «А».
«Люблю поэтов! Славные ребята! Все в стихах изображают». (Достоевский Ф.М. «Село Степанчиково и его обитатели»)
В словах иностранного происхождения после гласных.
«Он прописал лекарства, диету, образ жизни и запретил больному выезжать». (Аксаков С.Т. «Литературные и театральные воспоминания»)
В иноязычных словах после согласных.
«В другой раз мне пришлось петь в опере дуэт с одним великим артистом…» (Куприн А.И. «Яма»)
В некоторых словах с иноязычным происхождением после букв «О», «У», «А».
«А с вашими взглядами я познакомился по вашему проекту необходимых реформ, который валялся в петербургской конторе». (Мамин-Сибиряк Д.Н. «Три конца»)
После приставок и в составе сложных слов.
«Особенно интересовал меня одноэтажный, приземистый дом на углу безлюдных улиц — Тихоновской и Мартыновской». (Горький Максим «В людях»)
Безударная гласная в корне
Холодный или халодный ? Вырастет или выростет? Корабль или карабль ? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.
Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:
- Слова с проверяемой безударной гласной корня
- Слова с чередующейся гласной в корне
- Слова с непроверяемой безударной гласной корня.
Слова с проверяемой безударной гласной корня
Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.
1) ух. дить Можно подобрать проверочные слова ход , уход . В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – ух о дить .
2) аргум. нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент , в котором ударение падает на букву е . Значит, правильное написание – аргум е нтировать .
Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв. щение и посв. щение . Проверочное слово для слова просв. щение — свет , поэтому надо писать просвещение . Проверочное слово для слова посвящение — святость , поэтому посвящение пишется через букву я . Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.
Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:
извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада ); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь ); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара ); постигать — постигнуть (а не стегать ); разлиновать — линия.
Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.
Глагол с безударной гласной | Правильное проверочное слово | Парный глагол, который нельзя использовать для проверки |
опоздать | поздно | опаздывать |
затопить | затопит | затапливать |
проглотить | глотка | проглатывать |
раздвоить | двое | раздваивать |
Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
Слова с чередующейся гласной в корне
В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.
Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса – а -, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.
Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса – а –
- – кос – — – кас -: коснуться — касаться
- – лож – — – лаг -: положить — полагать
- – мер – — – мир -: замереть — замирать
- – бер – — – бир -: уберу — убирать
- – пер – — – пир -: запереть — запирать
- – дер – — – дир -: задеру — задирать
- – тер – — – тир -: стереть — стирать
- – блест – — – блист -: блестеть — блистать
- – стел – — – стил -: стелю — застилать
- – чет – — – чит -: вычет — читать
- – жег – — – жиг -: выжег — обжигать
Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).
Корни с чередованием а ( я ) — им , ин пишутся с буквой и , если в слове есть суффикс – а -:
- – ня – — – нима -: понять — понимать, заняться — заниматься
- – ча – — – чина -: начать — начинать
- – мя – — – мина -: размять — разминать, упомянуть — упоминать
- – жа – — – жима -: разжать — разжимать.
Корни, написание которых зависит от ударения
- Корни, в которых без ударения пишется о : – гор -, – клон -, – твор -. Примеры: гореть, поклониться, творить.
- Корни, в которых без ударения пишется а : – зар -, – плав -. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).
Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.
Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).
Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
Корни, написание которых зависит от буквы, следующей за гласной
- – рос – — – раст -, – ращ -: в корне – рос – пишется о , в корнях – раст -, – ращ – пишется а . Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
- – скоч – — – скак -: в корне – скоч – пишется о , в корне – скак – пишется а . Примеры: выскочу, скакать.
Из этого правила много исключений.
- росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
- скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.
Корни, написание которых зависит от значения
- – мак – — – мок -: слова со значением «погружать в жидкость» пишутся через а , а слова со значением «пропускать жидкость» пишутся через о . Примеры: обмакнуть перо в чернила, вымокла под дождем.
- – равн – — – ровн -: слова, указывающие на равенство, сравнение, пишутся через а ; слова, указывающие на ровность, гладкость, пишутся через о . Примеры: уравнение, выровнять пол.
Исключения: равнина, поравняться, поровну, уровень, сровнять (с землей, в значении «уничтожить»).
Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень – равн -: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!
Выберите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска должна стоять буква а .
переск. чить через барьер, м. кать сухарики в чай, подр. внять волосы
ср. внять с землей, р. сток, отр. сль
подр. сли, пром. чить ноги, ср. внить два фильма
ур. внять в правах, выр. стут, уск. кать
Слова с непроверяемой безударной гласной корня
Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.
Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.
абс о лютный ав а нгард ав а нгардный ав а нтюра агитк а мпания (от слова к а мпания в значении «действие») агр о ном ак а демия акв а рельный альм а нах ан о малия ап е лляция ап е льсиновый апл о дировать |
б а гровый б а ллон б е рлога б е седующий беспр е цедентный |
в а кансия в а кцина в а риант в е ликий в е ликолепный в и н е грет в е стибюль в е т е ран в и ртуоз в и траж восх и щение выр а зительный |
г е ктар ген и альность ген и альный г е рбарий г и мназист г и пноз г и потеза г о ризонт г о рячий г о сударственный гр о мадный |
декл а рация д и агноз д и намичный д и ректор д и рижировать д о кумент д о рогие д о рожный доск о нально |
ж е лать железнод о рожный |
завтр а шний заинт е ресовать |
игн о рировать ижд и венец инт е рес инф о рмационный инф о рмация инц и дент |
к а вычки к а л е ндарь к а рьера к а рьерист к о личество к о лыхать к о мбинация к о мментарий к о ммерсант к о ммуникабельный к о мпаньон к о мпенсация к о мп е тентный к о мп о нент к о мпр о мисс к о нституция к о нтинент к о пошится к о ридор к о рифей к о ричневый к о рова к о рректный к о рректор к о ррекция кр е стьянин кр и терий |
В значении «организованное действие» употребляется слово к а мпания.
В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово к о мпания.
л а зурь л е леять л и ловый л и нгвистический л о терея |
маг и страль м а ндариновый м е ридиан м е тафора мет е орология м е ханика м е ханизатор м и н и атюра мин и мальный м о локо м о тив |
нав а ждение н а речие не о хотно |
об о няние оз а боченный ок а ймлять ок о лдовать опр е делить ор и гинальный орнам е нт ош е ломлённый |
п а лисадник п а н о рама пап о ротник п е йзаж п о лировать пор а зительный п о ролон пос е щать предв а рительный през и дент преод о ление пр е тензия прив и легия пр и оритетный прогр е меть прод е монстрировать проц е дура |
раздр а жаться р е альный рег и он р е жим р е месленный р е цензия рест а врировать р е шить |
с е м и нар сер и ал с и мпатия с и стема с и туация с о бака соб е седование сов е сть ср а жаться ст е реотип ст и пендия сув е ренитет |
т о ржественный т о ропливый тр а диционный |
уд о влетворительно уд о стоен уд о стоить ун и чтожать утр а мбовать |
ф а милия ф и гурировать фил а рмония ф и лология ф и лософия фр а гментарный фраз е ологизм |
х а рактер х а рактеризовать х а рактеристика хор е ографический |
ц е р е мония |
ч е л о век | ш е девр | экв и валентный эксп о зиция эксп е римент эл е мент эт и кетка |
На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.