Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры,проверяемые безударные гласные, корни с безударными проверяемыми

Памятка по русскому языку “Безударная гласная в корне слова” 1-4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Памятка по русскому языку для начальной школы, которую можно использовать на этапах изучения нового материла, закрепления и повторения пройденного, при работе над ошибками, а так же при выполнении учащимися домашних заданий.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_bezudarnye_glasnye.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

в безударных слогах нужно проверять.

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .

тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки

Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

в о лна́ – в о́ лны

1. большой – маленький

к о вёр – к о́ врик

п а руса́ – п а́ рус

2. маленький – большой

пл о ща́дка – пл о́ щадь

где? м о ря́ – в м о́ ре

что делал? что делает?

п и са́л – п и́ шет

3. назови ласково

з и ма́ – з и́ мушка

з е лёный – з е́ лень

5. что делал? – что?

пл я са́л – пл я́ ска

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

в безударных слогах нужно проверять.

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .

тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки

Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

в о лна́ – в о́ лны

1. большой – маленький

к о вёр – к о́ врик

п а руса́ – п а́ рус

2. маленький – большой

пл о ща́дка – пл о́ щадь

где? м о ря́ – в м о́ ре

что делал? что делает?

п и са́л – п и́ шет

3. назови ласково

з и ма́ – з и́ мушка

з е лёный – з е́ лень

5. что делал? – что?

пл я са́л – пл я́ ска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме: “Правописание слов с безударными гласными в корне”. 2 класс

Цель урока: создать условия для формирования умения находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.

Конспект урока по русскому языку “Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне”. 2 класс(1-4)

Конспект урока содержит фотографии кадров презентации.

Презентация к уроку русского языка по теме “Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне” 2 класс.

Презентация используется на этапе актуализации знаний, способствует развитию мыслительных операций учащихся.

презентация по русскому языку по теме “Безударные гласные в корне” 2 класс

тема “Безударные гласные в корне” 2 класс.

Урок русского языка по теме “Безударные гласные в корне”. 2 класс

Урок закрпления, обобщения знаний по теме “Безударные гласные в корне” во 2 классе. На данном уроке использованы материалы по РК (Ильменский заповедник).

Конспект урока по русскому языку на тему “Правописание безударных гласных в корне” 2 класс “Перспектива”

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных.

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

Читайте также:
Значение, примеры и предложения с фразеологизмом зарубить на носу

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло . Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

1) Слово д о лина является однокоренным со словом д о л; слово препод а ватель – со словом д а ть; слова од о леть, преод о леть – со словом д о ля.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

К а мпания – 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания).
К о мпания – 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания).

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелл е кт • интелл и гент,
аккомпан е мент • аккомпан и ровать,
лид е р • лид и ровать,
трен е р • трен и ровать,
абон е мент • абон и ровать,
дезинф е кция • дезинф и цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о . Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон- Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор- Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. Утв а рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а . З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Читайте также:
Как подчеркиваются части речи в предложении: главные и второстепенные члены, однородные чл предложения ,подчеркнуть 3
Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль. а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить. Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить. Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Корни Правило Примеры
Кас-/кос- Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о . К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

Выч и т а ть – выч е ты.

1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Читайте также:
Что такое причастный оборот: примеры, схемы, как он определяется в сложном предложении, есть ли слова

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я . Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая в том же сло­ге высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если подо­брать к нему род­ствен­ное сло­во или изме­нить грам­ма­ти­че­скую форму.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один – много
в о лна – в о́ лны
1. Большой – маленький
к о вёр – к о́ врик
2. Много – один
п а руса – п а́ рус
2. Маленький – большой
пл о щад­ка – пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря – в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал – п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма – з и́ муш­ка
4. Какой? – Что?
з е лёный – з е́ лень
5. Что делал? – Что?
пл я сал – пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.
Читайте также:
Распространенные и нераспространенные приложения: как определить обособленное, когда ставить тире и запятую,необособленные, примеры.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Предлагаем выпол­нить упраж­не­ния и прой­ти тест на тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне слова».

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры,проверяемые безударные гласные, корни с безударными проверяемыми

безударные гласные в корне.

1.2. Подбор однокоренного слова.

подбор однокоренного слова

1.3. Сложные случаи при проверке гласных.

Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, — это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова ( омофоны ), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:

  • Старожил нашего города (старый житель) — сторожил склад (сторож);
  • Вытачка на блузке (тачать) — выточка детали (точит);
  • Вытесненный из толпы (тесно) — вытисненный на книге (тиснуть);
  • Вышколить ребенка (школа) — вышкалить сосуд (шкалы);
  • Умолять о пощаде (молит) — умалять значение (делать малым);
  • Флаг развевается (веет) — ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
  • Удариться оземь (о землю) — взошла озимь (озимые);
  • Разреженный воздух (редко) — разрядить пушку (разряд);
  • Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) — скрипя зубами во сне (скрип);
  • Осветить комнату (включить свет) — освятить храм;
  • Просвещение (переносное значение слова свет) — посвящение другу (святость);

Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.

2. НЕ проверяемые гласные в корне.

К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм — основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.

Читайте также:
Слова-омонимы в русском языке, примеры и значение, как применять омонимы в речи,в морфологии русского языка,опредложения
2.1 Совет первый.

Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная . Одни легче всего запоминают зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент «слышат» объяснение учителя. Самый распространенный тип памяти — зрительная. Как приучить ее работать? Советуем выписывать слова, которые надо запомнить, на разноцветных бумажках и вывешивать их в наиболее посещаемых местах вашей квартиры: в прихожей, у зеркала, возле холодильника, над кроватью и т.п. Пишите на каждой бумажке не больше трех-четырех слов, причем гласные выделяйте разноцветными фломастерами. Вы и сами не заметите, как в нужный момент включится подсознание: вы вспомните, что именно это слово висит у вас над письменным столом.

2.2. Совет второй.

Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность . Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.

По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегре т (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный — байки говорит, обоняние — вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное). Можно придумать свою, «веселую» этимологию: иждивенец — «сиди и жди , когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.

По контрасту: режиссер , но продюсер , импресарио . Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).

2.3 Совет третий.

Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция — opposition .

Конспект урока «Безударные гласные в корне слова». Следующая тема «Чередующиеся гласные в корне»

Как правильно писать гласные в корнях слов

Проверяемые безударные гласные — гласные, правописание которых можно проверить ударением посредством подбора однокоренных слов или же изменением грамматической формы слова.

Что может быть проверочным словом?

  • однокоренное слово (сонлИвый — сОн);
  • форма слова (лесА — лЕс).

Для того, чтобы проверить правописание безударной гласной, нужно поставить гласную в корне слова так, чтобы она была в ударной, сильной позиции.

Как еще можно проверить правописание безударных гласных в корнях?

  1. Поставить слово в форму другого числа («В Уссурийском крае едва ли можно встретить сухие хвойные леса, то есть такие, где под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей и не растет трава. Здесь всюду сыро, всюду мох, папоротники и мелкие осоки». (Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю») — слово «трава» можно проверить словом «травы» во мн.ч.)
  2. Подобрать однокоренное слово («Он был ловкий придворный, большой хитрец, и больше ничего; в делах толку не знал, ума не имел, а умел вести свои собственные дела: тут уж никто не мог его оседлать, а ведь это главное.» (Тургенев И.С. Отцы и дети) — можно проверить словом «хИтрость)
  3. Найти уменьшительно-ласкательную форму словаиса — лисонька, трава — травушка).

Корни с безударными непроверяемыми гласными

Бывают слова, правописание которых невозможно проверить постановкой ударения. Такие слова называются безударными. Гласные в позиции безударной не проверяются, их написание нужно запомнить и проверять только по орфографическому словарю.

Читайте также:
Суффикс ость: значение и функции, правила написания и склонения существительных, примеры, правило суффикса 2 класс.

Примеры слов с безударными непроверяемыми гласными:

  1. Багряный.
  2. Велосипед.
  3. Кавычки.
  4. Винегрет.
  5. Режиссер.
  6. Бечевка.
  7. Эксперимент.
  8. Галерея.
  9. Щекотать.
  10. Дезертир.
  11. Якорь.
  12. Идеал.
  13. Лабиринт.
  14. Мораль.
  15. Гардероб.
  16. Мавзолей.
  17. Завтрак.
  18. Истина.
  19. Мошенник.
  20. Дрессировка.
  21. Олимпиада.
  22. Горизонт.
  23. Фестиваль.
  24. Оазис.
  25. Семинар.
  26. Приоритет.
  27. Салфетка.

И многие другие слова.

В особую группу слов с безударными гласными в корне можно выделить омофоны.

Омофоны — слова, которые совпадают по звучанию, но не совпадают по написанию.

Такие слова стоит проверять в соответствии с их значением.

Отварить = варить (суп)

«Отварите картошку в подсоленной воде» (из кулинарной книги)

Отворить = открыть (например, дверь)

«Марья вошла с самоваром, отворив и затворив за собою дверь локтем». (Куприн А.И. «Болото»)

«Николай (садясь у стола). Да, надо отдохнуть немножко, денька два дома посидеть». (Островский А.Н. «Сцены из жизни захолустья»)

Поседеть = стать седым

«Федор Карлович обернулся ко мне. Боже мой, как он обрюзг, опух и поседел!» (Гаршин В.М. «Надежда Николаевна»)

«Гаврила подносит ему рюмку водки и стакан воды; он выпивает водку и запивает водой». (Чехов А.П. «Иванов»)

«Запевает, и все согласным хором подхватывают». (Андреев Л.Н. «Дни нашей жизни»)

И многие другие слова. Их написание нужно запомнить.

Чередование гласных (оа, еи) в корнях и суффиксах слов

Чередование гласной в корне зависит от постановки ударения.

Ударение — способ выделения слога или слова голосом.

В русском языке выделяют следующие корни с чередующимися гласными:

В ударной позиции гласной пишется буква «А», в безударной — «О».

«Христофор, но с лицом бурым от загара, строгим и задумчивым». (Чехов А.П. «Степь»)

«Но воздух не нагревался; а можно было погреть только руки да угореть».(Гончаров И.А. «Фрегат “Паллада”»)

В ударной позиции гласной пишется буква «О», в безударной — «А».

«А я, млада, до поры,
До утренней до зори,
Ай-лели, до поры,
До утренней до зари

(Островский А.Н. «Гроза») — в первом слове ударение падает на первых слог, на корень «зор», а во втором слове на второй слог, на окончание.

Буква «О» пишется только в словах, в которых после корня следует буква «Н».

Буква «А» пишется во всех остальных случаях.

«Г-н Левшин в своем Историческом и статистическом обозрении уральских казаков слегка коснулся Пугачева». (Пушкин А.С. «История Пугачева»)

«Жевакин. Мне кажется, это, однако ж, касается насчет личности…» (Гоголь Н.В. «Женитьба»)

«А» пишется в корнях с буквой «Г».

«О» пишется в корнях с буквой «Ж».

«Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» (Фонвизин Д.И. «Недоросль»)

«Я помещаю в особом приложении оглавление статей и выписки из некоторых пиес». (Аксаков С.Т. «Воспоминания»)

В безударном положении пишется буква «О», под ударением — как слышится («о» или «а»).

«Тихо и плавно приблизилась княжна Евпраксия к отцу и дяде и отвесила им обоим поясной поклон «малым обычаем». (Гейнце Н.Э. «Малюта Скуратов»)

«Жуквич поднялся, почтительно раскланялся с князем, слегка поклонился Елпидифору Мартынычу и пошел за лакеем». (Писемский А.Ф. В водовороте) — в первом случае пишется «а», потому что корень под ударением, слышится «а»; во втором случае ударение не на корень, поэтому «о».

Буква «А» — в словах, обозначающих погружение в какую-то жидкость.

Буква «О» — в словах, несущих значение впитывания или пропускания жидкости.

«Тит уселся, обмакнул перо и опять наклонился к листку». (Короленко В.Г. «С двух сторон») — то есть погрузил перо в чернильницу.

«Посмотрите, ваши ботинки промокли». (Тургенев И.С. «Несчастная») — то есть ботинки пропустили жидкость.

Во всех случаях употребляется буква «А».

Исключения: пловец, пловчиха.

Буква «А» употребляется в словах со значением «одинаковый», «равный».

Буква «О» употребляется в словах, которые несут значение «гладкий» и «ровный».

Читайте также:
Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации, примеры, подчинительные и сочинительные предложения.

«Ведь и парабола погибла в уравнении параболы, и цифра погибла в формуле». (Герцен А.И. «Дилетантизм в науке») — уравнение означает математическую формулу, содержащую знак равенства.

«Аккуратно уложил все в яму, зарыл, заровнял ее, набросал сверху хвороста, сел на землю и говорит, видя, что я собираюсь идти. » (Горький Максим «Исповедь») — сделал яму ровной.

Буква «А» пишется в словах с «ст» и «щ» на конце безударного корня.

Буква «О» — в словах с корнем. оканчивающимся на «с».

«Дети росли, княгиня старилась и стала быстро подаваться к гробу». (Лесков Н.С. «Обойденные»)

Он был высокого роста (корень «рост» – ударный)

«В ней господствуют зной и морозы, растут пальма и сосна, персик и клюква».(Гончаров И. А. «Фрегат “Паллада”»)

«А» — в безударных корнях с «К», а «О» —в безударных корнях с «Ч».

«Он летел, как птица, к Киевской заставе, а сзади, отставая, скакала погоня».(Короленко В.Г. «История моего современника»)

«Мелькнет и исчезнет, и опять выскочит, и опять пропадет». (Салтыков-Щедрин М.Е. «Культурные люди)

Но: «скок-поскок молодой дроздок», «нестись вскачь» (здесь корни ударные, надо писать как слышится).

В безударном положении пишется буква «О», под ударением — как слышится («о» или «а»).

«— Не мешайте Москве, — сказал глубокомысленно Венсан, — творИть свое искусство слова». (Куприн А.И. «Юнкера»)

«Всякая твАрь на земле: муравей, мошка какая-нибудь — и те трудятся; а человек должон и подавно!» (Григорович Д.В. «Рыбаки»)

Буква «И» пишется в случае постановки суффикса «-А» после корня.

«Е» ставится, если суффикса «-А» после корня нет.

«Он собирал растения, а я охотился». (Арсеньев В.К. «Дерсу Узала»)

«Ты знаешь примеры, что люди, совершенно здоровые, расслабевали досмерти и действительно умирали от одной мысли, что должны ослабевать и умереть». (Чернышевский Н.Г. «Что делать?») — в слове «умирать» после корня стоит суффикс «А»; в слове «умереть» суффикса нет.

«ИМ» и «ИН» пишется, если за корнем следует суффикс «А».

«Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…», говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием». (Толстой Л.Н. «Война и мир. Том четвертый»)

«И, сделав вопрос, сжал губы и нахмурился». (Толстой Л.Н. «Воскресение»)

  • -рос-/-раст-/-рощ-: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль;
  • -скак-/-скоч-: скачок, скачу;
  • -зар-/-зор: зоревать;
  • -плов-/-плав-: пловец, пловчиха, пловцы;
  • -твор-/-твар: утварь.

Корни с чередованием невозможно проверить посредством подбора однокоренных слов. Все корни и правила их написания нужно запомнить!

Употребление букв э – е, ё

В начале слов русского происхождения.

«Вслед за тем оба енота быстро исчезли в траве и больше уже не показывались около речки».(Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю»)

В начале иноязычных слов.

«Народные обычаи и этикеты двора совершенно необыкновенны». (Гоголь Н.В. «Записки сумасшедшего»)

Как слышится, так и пишется в иноязычных словах: Европа, ересь.

В середине или в конце слов с иноязычным происхождением после букв «О», «У», «А».

«Люблю поэтов! Славные ребята! Все в стихах изображают». (Достоевский Ф.М. «Село Степанчиково и его обитатели»)

В словах иностранного происхождения после гласных.

«Он прописал лекарства, диету, образ жизни и запретил больному выезжать». (Аксаков С.Т. «Литературные и театральные воспоминания»)

В иноязычных словах после согласных.

«В другой раз мне пришлось петь в опере дуэт с одним великим артистом…» (Куприн А.И. «Яма»)

В некоторых словах с иноязычным происхождением после букв «О», «У», «А».

«А с вашими взглядами я познакомился по вашему проекту необходимых реформ, который валялся в петербургской конторе». (Мамин-Сибиряк Д.Н. «Три конца»)

После приставок и в составе сложных слов.

«Особенно интересовал меня одноэтажный, приземистый дом на углу безлюдных улиц — Тихоновской и Мартыновской». (Горький Максим «В людях»)

Безударная гласная в корне

Холодный или халодный ? Вырастет или выростет? Корабль или карабль ? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Читайте также:
В каких случаях люди употребляют фразеологизм «без царя в голове», каково значение и происхождение выражения,

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

1) ух. дить Можно подобрать проверочные слова ход , уход . В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – ух о дить .

2) аргум. нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент , в котором ударение падает на букву е . Значит, правильное написание – аргум е нтировать .

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв. щение и посв. щение . Проверочное слово для слова просв. щениесвет , поэтому надо писать просвещение . Проверочное слово для слова посвящениесвятость , поэтому посвящение пишется через букву я . Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада ); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь ); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара ); постигать — постигнуть (а не стегать ); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Глагол с безударной гласной Правильное проверочное слово Парный глагол, который нельзя использовать для проверки
опоздать поздно опаздывать
затопить затопит затапливать
проглотить глотка проглатывать
раздвоить двое раздваивать

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Слова с чередующейся гласной в корне

В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.

Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса – а -, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса – а

  • кос – — – кас -: коснуться — касаться
  • лож – — – лаг -: положить — полагать
  • мер – — – мир -: замереть — замирать
  • бер – — – бир -: уберу — убирать
  • пер – — – пир -: запереть — запирать
  • дер – — – дир -: задеру — задирать
  • тер – — – тир -: стереть — стирать
  • блест – — – блист -: блестеть — блистать
  • стел – — – стил -: стелю — застилать
  • чет – — – чит -: вычет — читать
  • жег – — – жиг -: выжег — обжигать

Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).

Корни с чередованием а ( я ) — им , ин пишутся с буквой и , если в слове есть суффикс – а -:

  • ня – — – нима -: понять — понимать, заняться — заниматься
  • ча – — – чина -: начать — начинать
  • мя – — – мина -: размять — разминать, упомянуть — упоминать
  • жа – — – жима -: разжать — разжимать.
Читайте также:
Слова-омонимы в русском языке, примеры и значение, как применять омонимы в речи,в морфологии русского языка,опредложения

Корни, написание которых зависит от ударения

  • Корни, в которых без ударения пишется о : – гор -, – клон -, – твор -. Примеры: гореть, поклониться, творить.
  • Корни, в которых без ударения пишется а : – зар -, – плав -. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).

Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Корни, написание которых зависит от буквы, следующей за гласной

  • рос – — – раст -, – ращ -: в корне – рос – пишется о , в корнях – раст -, – ращ – пишется а . Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
  • скоч – — – скак -: в корне – скоч – пишется о , в корне – скак – пишется а . Примеры: выскочу, скакать.

Из этого правила много исключений.

  • росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
  • скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.

Корни, написание которых зависит от значения

  • мак – — – мок -: слова со значением «погружать в жидкость» пишутся через а , а слова со значением «пропускать жидкость» пишутся через о . Примеры: обмакнуть перо в чернила, вымокла под дождем.
  • равн – — – ровн -: слова, указывающие на равенство, сравнение, пишутся через а ; слова, указывающие на ровность, гладкость, пишутся через о . Примеры: уравнение, выровнять пол.

Исключения: равнина, поравняться, поровну, уровень, сровнять (с землей, в значении «уничтожить»).

Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень – равн -: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!

Выберите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска должна стоять буква а .

переск. чить через барьер, м. кать сухарики в чай, подр. внять волосы

ср. внять с землей, р. сток, отр. сль

подр. сли, пром. чить ноги, ср. внить два фильма

ур. внять в правах, выр. стут, уск. кать

Слова с непроверяемой безударной гласной корня

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

абс о лютный
ав а нгард
ав а нгардный
ав а нтюра
агитк а мпания (от слова к а мпания в значении «действие»)
агр о ном
ак а демия
акв а рельный
альм а нах
ан о малия
ап е лляция
ап е льсиновый
апл о дировать
б а гровый
б а ллон
б е рлога
б е седующий
беспр е цедентный
в а кансия
в а кцина
в а риант
в е ликий
в е ликолепный
в и н е грет
в е стибюль
в е т е ран
в и ртуоз
в и траж
восх и щение
выр а зительный
г е ктар
ген и альность
ген и альный
г е рбарий
г и мназист
г и пноз
г и потеза
г о ризонт
г о рячий
г о сударственный
гр о мадный
декл а рация
д и агноз
д и намичный
д и ректор
д и рижировать
д о кумент
д о рогие
д о рожный
доск о нально
ж е лать
железнод о рожный
Читайте также:
Распространенные и нераспространенные приложения: как определить обособленное, когда ставить тире и запятую,необособленные, примеры.
завтр а шний
заинт е ресовать
игн о рировать
ижд и венец
инт е рес
инф о рмационный
инф о рмация
инц и дент
к а вычки
к а л е ндарь
к а рьера
к а рьерист
к о личество
к о лыхать
к о мбинация
к о мментарий
к о ммерсант
к о ммуникабельный
к о мпаньон
к о мпенсация
к о мп е тентный
к о мп о нент
к о мпр о мисс
к о нституция
к о нтинент
к о пошится
к о ридор
к о рифей
к о ричневый
к о рова
к о рректный
к о рректор
к о ррекция
кр е стьянин
кр и терий

В значении «организованное действие» употребляется слово к а мпания.
В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово к о мпания.

л а зурь
л е леять
л и ловый
л и нгвистический
л о терея
маг и страль
м а ндариновый
м е ридиан
м е тафора
мет е орология
м е ханика
м е ханизатор
м и н и атюра
мин и мальный
м о локо
м о тив
нав а ждение
н а речие
не о хотно
об о няние
оз а боченный
ок а ймлять
ок о лдовать
опр е делить
ор и гинальный
орнам е нт
ош е ломлённый
п а лисадник
п а н о рама
пап о ротник
п е йзаж
п о лировать
пор а зительный
п о ролон
пос е щать
предв а рительный
през и дент
преод о ление
пр е тензия
прив и легия
пр и оритетный
прогр е меть
прод е монстрировать
проц е дура
раздр а жаться
р е альный
рег и он
р е жим
р е месленный
р е цензия
рест а врировать
р е шить
с е м и нар
сер и ал
с и мпатия
с и стема
с и туация
с о бака
соб е седование
сов е сть
ср а жаться
ст е реотип
ст и пендия
сув е ренитет
т о ржественный
т о ропливый
тр а диционный
уд о влетворительно
уд о стоен
уд о стоить
ун и чтожать
утр а мбовать
ф а милия
ф и гурировать
фил а рмония
ф и лология
ф и лософия
фр а гментарный
фраз е ологизм
х а рактер
х а рактеризовать
х а рактеристика
хор е ографический
ц е р е мония
ч е л о век ш е девр экв и валентный
эксп о зиция
эксп е римент
эл е мент
эт и кетка

На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: