Что называется строфой в литературе, сколько строк в различных строфах, вид онегинской строфы

Занятие 35. Строфа и её виды

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико – синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа – это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы – повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова –
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – ДИСТИХ, в силлабической – ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

– Что с тобой? – спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) – простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ – секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ – сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй – с четвёртым и шестым, седьмой – с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ – нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ – децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА – форма строфы, в которой написан роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает – с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Читайте также:
Рассказ Василия Шукшина «Чудик»: герои и проблематика, сюжет и краткий пересказ содержания

БАЛЛАДНАЯ строфа – строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет – стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ – трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы – с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы – с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё – мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры –
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана “Божественная комедия” Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ – встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО – стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА – восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА – семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ – стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Читайте также:
Самое главное в биографии Достоевского — кратко о жизни великого писателя

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Благодарю за полезную информацию. Как перфекционист тоже внесу свою лепту, если можно, поправлю. Триолет: в приведенном примере схема АББААБАБ. Насчет Онегинской рифмы: “Нигде нИ пятнышка чернил”. Девушка вам немного неточно процитировала, указав на опечатку, возможно, поэтому не исправили. И еще. Признаться, думал встретить здесь примеры из Владимира Высоцкого, вот кто, на мой взгляд, явный революционер, первопроходец, экспериментатор, оригинал, самый креативный в плане форм стихосложения.

Уважаемы Андрей!
Спасибо Вам за замеченную ошибку, которую я исправил. Рад буду прислушиваться к Вашим замечаниям.

Строфа

Строфа — это сочетание рифмованных строк; группа стихов (строк), представляющая собой законченное ритмико-синтаксическое целое . Строфы разделяются большой паузой.

Строфы выделены на картинке квадратом:

Виды строф

Среди строф выделяют:

  • двустишие,
  • трехстишие (Терцет),
  • четверостишие (Катрен),
  • пятистишие,
  • шестистишие (Секстина),
  • семистишие (Септет),
  • восьмистишие (Октава),
  • девятистишие,
  • десятистишие,
  • онегинская строфа, (сонет).

В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) — совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.

Двустишие

Строфа, состоящая из двух строк.

Ночь дана, чтоб думать и курить
и сквозь дым с тобою говорить.

Трехстишие

Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма — терцет. Способ рифмовки терцета: ААА

Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?

Четверостишие

Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма — катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.

Способ рифмовки четверостишия может быть различным.

А наши судьбы, помыслы и слава,
мечты, надежды, радость и беда —
сейчас еще расплавленная лава,
текущая в грядущие года.

Пятистишие

Строфа, состоящая из пяти строк.

Земля, я неземной, но я с тобою скован
На много долгих дней, на бездну быстрых лет.
Зеленый твой простор мечтою облюбован,
Земною красотой я сладко заколдован,
Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

Шестистишие

Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ

Способ рифмовки шестистишия может быть различным.

Хочу я жизнь понять всерьез:
наклон колосьев и берез,
хочу почувствовать их вес,
и что их тянет в синь небес,
чтобы строка была верна,
как возрождение зерна.

Семистишие

Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма — септет. Имеет две или три рифмы.

О, горе мне! Они тебя сожгли…
О, встреча, что разлуки тяжелее.
Здесь был фонтан, высокие аллеи,
Громада парка древнего вдали,
Заря была себя самой алее,
В апреле запах прели и земли,
И первый поцелуй…

Восьмистишие

Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ

Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.

Славься, великая,
многоязыкая,
братских советских
народов семья.
Стой, окруженная,
вооруженная
древней твердыней
седого Кремля!

Девятистишие

Строфа, состоящая их девяти строк.

Способ рифмовки: может быть различным.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал…

Десятистишие

Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия — одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ

Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Холодная осень»

Онегинская строфа

Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин».

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Сонет

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Понятие строфы в литературе: описание, виды строф

Строфа сколько это строк

Изучать стихотворную строфу стали еще во времена позднего Средневековья. Но появилась она, возможно, лишь чуть позже возникновения собственно человеческой речи.

В XX веке появилась даже специальная область знаний «строфика», изучающая редкие виды стихотворных первичных форм, их наличие, например, в «белых стихах» или в «стихотворениях в прозе». Сейчас издано огромное количество интересных научных исследований по этой тематике. Но что такое строфа, прекрасно знали еще древние греки: у них этим термином обозначались части трагедии, разделенные смыслом или паузой. На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону.

  • Строфа в стихотворении
  • Исторически сложившиеся и искусственно созданные
  • В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

Умение разбивать речь для большей выразительности и более сильного воздействия на слушателей существует с древнейших времен.

Строфа в стихотворении

Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой.

Это интересно: метонимия это что такое?

Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде:

  • двустишия (каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль),
  • четверостишия (комбинация двустиший с различным методом рифмовки),
  • шестистишия (комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия).

Правила написания стихотворения

Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа — это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки».

Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше.

Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов (трехстиший). Усложненные сонеты могут состоять из двух четверостиший и заключительного шестистишия, если первые три строчки заключительных шести строчек рифмуются с последними тремя (рисунок рифмы АbbА bААb AbCAbC, строчными символами обычно обозначают мужскую рифму, прописными — женскую).

А вот четырнадцать строк «Евгения Онегина», скомпонованных по рифменной схеме AbAb CCdd EffE gg, принято считать одной «онегинской строфой», это устойчивое научное название. Хотя, на первый взгляд, трудно определить, сколько строк в «онегинской строфе». Ведь поначалу кажется, что каждый авторский фрагмент «Евгения Онегина» можно разделить на два четверостишия и три двустишия или на два катрена (четверостишия) с различной рифмовкой и заключительное шестистишие.

Нужно знать: Понятие синекдоха в литературе.

Это позволяет считать, что стихотворная строфа является некоторым аналогом абзаца в прозе.

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

Исторически сложившиеся и искусственно созданные

Стихотворная форма

Выражаясь более научно: «Строфа есть единица поэтического текста, выраженная в группе стихов, исполняющая функцию абзаца в прозе, обладающая собственным ритмическим рисунком, чаще всего ограниченная рифмой и соответствующая другим единицам произведения».

Читайте также:
О чём повествует Максим Горький в своём рассказе "Старуха Изергиль", краткое содержание и описание героев

Но поэтический мир настолько разнообразен, что в поэзии есть большое количество сочетаний строк или «стихов», обязанных своему появлению на свет или собственной уникальностью, или историческому развитию стихосложения в той или иной стране, или изощренному взлету поэтического гения какого-либо поэта или группы поэтов. А эти уникальные литературные формы, соответственно, рождают и специфические виды строф.

Обязательно нужно выделить:

Строфы в стихотворениях

  • японские танка (трехстишия) и хайку или хокку (представляющие собой пятистишия с заданным количеством слогов),
  • европейские рондель (заканчивается редким для Европы единым пятистишием) и триолет (несмотря на двойное повторение отдельных строк, представляет собой единый фрагмент в восемь строчек),
  • европейские терцины, состоящие из фрагментов по три строки (терцетов),
  • рубаи, изобретённые великим Омаром Хайямом: несмотря на то, что в каждом рубаи лишь три рифмы, они представляют собой законченную единицу текста в четыре стиха, один из которых выделяется смыслом и интонацией, но не зарифмован,
  • октавы и секстины (из восьми и шести стихов, соответственно).

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Есть и более экзотические виды поэтических стихотворных форм, например, арабские и среднеазиатские «газели», латинские секвенции и итальянские мадригалы, в которых количество строчек в этой «единице поэтического текста» следует определять, ориентируясь не на рифмы, а на законченность смыслового фрагмента произведения.

В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

В песенном и народном творчестве строфы определяются почти так же, как в рифмованных стихах, стоит только обращать внимание на музыкальную законченность фрагмента произведения.

В «белых стихах», сказаниях (былинах или тюркских «дастанах») или произведениях, подобных «стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева , законченный первичный фрагмент произведения можно выделять:

  • или исследованием текста на паузы в ритмике («клаузулы»),
  • или принимать за строфы выделенные автором абзацы из нескольких предложений.

Строфы в стихах

Например, в известнейшем «Буревестнике» Максим Горький лично работал над разбивкой текста, выделяя наиболее важные в смысловом отношении фрагменты. Из-за чего и получается, что довольно длинный абзац:​ «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады», ─ это одна строфа, совершенно равноправная с самым коротким абзацем этого шедевра: «Буря! Скоро грянет буря!».

Более глубокий анализ текста ─ на паузы или клаузулы ─ ученикам школ делать не понадобится, но, если необходимо подготовиться к поступлению в гуманитарные вузы, стоит почитать специальную литературу.

Онегинская строфа

Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», 14 строк четырёхстопного ямба.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

Читайте также:
Краткая биография Чехова: самые главные и интересные факты из жизни и творчества

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя?»

Онегинская строфа после Пушкина

Непосредственным продолжателем пушкинской идеи выступил Михаил Лермонтов, написавший онегинской строфой поэму «Тамбовская казначейша», начинающуюся соответствующим объяснением по этому поводу:

Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно — я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Её нежданую развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем лёгким головы.
Обычай древний наблюдая,
Мы благодетельным вином
Стихи негладкие запьём,
И пробегут они, хромая,
За мирною своей семьёй
К реке забвенья на покой.

В дальнейшем, к онегинской строфе обращались такие авторы, как Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Юргис Балтрушайтис. В ряде случаев одиночную онегинскую строфу представляло собой отдельное стихотворение, и, таким образом, онегинская строфа использовалась как твёрдая форма.

Онегинская строфа в иноязычной поэзии

Наиболее известным иноязычным произведением, написанным онегинской строфой, является, по-видимому, роман в стихах англо-индийского поэта Викрама Сета «Золотые ворота» (англ. The Golden Gate ; 1986), состоящий из 690 строф четырёхстопного ямба, выдерживающего положенную рифменную схему. Сюжет романа — жизнь и быт компании молодых яппи из Сан-Франциско в начале 1980-х годов.

To make a start more swift than weighty,
Hail Muse. Dear Reader, once upon
A time, say circa 1980,
There lived a man. His name was John.
Successful in his field though only
Twenty-six, respected, lonely,
One evening as he walked across
Golden Gate Park, the ill-judged toss
Of a red frisbee almost brained him.
He thought, «If I died, who’d be sad?
Who’d weep? Who’d gloat? Who would be glad?
Would anybody?» As it pained him,
He turned from this dispiriting theme
To ruminations less extreme.

Формальный выбор Сета был определён знакомством с английским переводом «Евгения Онегина» (строфой и размером оригинала), который был выполнен Чарлзом Хепбёрном Джонстоном и издан в 1977 году [1] [2] .

Впрочем, ранее онегинская строфа уже была использована по-английски Владимиром Набоковым, сочинившим стихотворение «О переводе „Евгения Онегина“» [3] (англ. On Translating Eugene Onegin ), в двух строфах которого объясняется решение Набокова перевести пушкинский роман на английский язык прозой. Онегинской строфой написаны также стихотворение Джона Столлуорси «Щелкунчик» (англ. The Nutcracker ; 1987), посвящённое Исайе Берлину, и книга Дианы Бургин «Ричард Бургин. Жизнь в стихах» (англ. Richard Burgin. A Life in Verse ; 1988) — беллетризованная биография отца автора, американского музыканта российского происхождения Ричарда Бургина (1892—1981). В этих случаях «русский след» в англоязычной онегинской строфе совершенно очевиден: Столлуорси, наряду с собственным поэтическим творчеством, переводил русскую поэзию (в частности, Александра Блока), а Бургин известна как филолог-русист и переводчик (в частности, Марины Цветаевой). Текст Бургин содержит многочисленные аллюзии на пушкинский оригинал, использует характерные для «Евгения Онегина» ритмико-синтаксические конструкции и т. п.:

Читайте также:
Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

My father, full of marvelous stories,
At eighty-seven had a stroke,
And left untold the joys and worries
He’d lived, of which he rarely spoke.
His reticence evoked adorement,
But oh, my goodness, what a torment
To realize I would never know
The life he played pianissimo.
What unbelievable frustration —
To guess at what was left unsaid,
To learn the relatives were dead
Who might confirm my inspiration,
To muse and question in remorse:
How could I fail to ask my source!

Что такое Онегинская строфа? Характеристика и особенности Онегинской строфы

Каждый русский человек знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина – величайшего поэта, писателя и драматурга. Одно из важнейших его произведений – это роман “Евгений Онегин”. Многие восхищаются его очаровательными и в то же время такими простыми строками. Однако мало кто знает, какое построение, литературный размер, вид рифмы лежит в основе стихотворных строк. Александр Сергеевич стал основоположником нового понятия в литературе – “Онегинская строфа”. Давайте разберемся, в чем особенности этого великолепного произведения, и что такое Онегинская строфа?

Читающий подросток

Структура строфы

В строках романа “Евгений Онегин” присутствует огромное количество серьезнейших мыслей, тем не менее читать “Онегина” несложно. Рифмы настолько приятны слуху, что произведение очень быстро запоминается. И даже тот, кто не брал в руки эту книгу со школьных лет, сможет без труда процитировать некоторые строки. Онегинская строфа в романе играет ключевую роль. Автору удалось искусно использовать в каждой строфе различные виды рифм, объединив их в одно целое.

Алесандр Сергеевич Пушкин

В чем же особенность Онегинской строфы в стихах? Она представляет собой 14 строк, которые составлены из 3 четверостиший и 1 двустишья. Притом, каждое из четверостиший уникально и не похоже на предыдущее. Подробно разберем, что такое Онегинская строфа, на конкретных примерах.

Онегинская строфа в произведении А.С. Пушкина

Для начала возьмем первую строфу романа – речь Онегина:

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

Первое четверостишие данной строфы основано на перекрестной рифмовке – самом простом виде рифмы. Созвучные слова встречаются через строку. Так, мы видим рифму “правил (1 строка) – заставил (3 строка)” и “занемог (2 строка) – не мог (4 строка)”.

Следующее четверостишие содержит в себе параллельную рифмовку, то есть созвучные слова встречаются в двух следующих друг за другом строках. А именно “наука (1 строка) – скука (2 строка)” и “ночь (3 строка) – прочь (4 строка)”.

В третьем четверостишии встречается более сложный и менее распространенный вид рифмовки – кольцевая, или опоясывающая рифма. То есть созвучные слова содержатся в первой-четвертой строке и во второй-третьей. “Коварство(1) – лекарство(4)” и “забавлять(2) – поправлять(3)”.

Далее мы видим двустишье, содержащее в себе простую рифму (“себя-тебя”).

Необходимо отметить, что стихотворным размером Онегинской строфы является четырехстопный ямб. Это означает, что в каждой строке ударные слоги – это 2, 4, 6 и 8. Например, “ОнЕ´гин бЫ´л, по мнЕ´нью мнО´гих” или “Мы всЕ´ учИ´лись пО´немнО´гу”.

Для наглядности разберем еще одну Онегинскую строфу “Евгения Онегина”:

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Зима. Крестьянин, торжествуя.

Она родственна первой строфе, поэтому проведем аналогичный анализ.

Читайте также:
Пословицы и поговорки о добре и зле: отличие, смысл и история происхождения, примеры и трактовки

Первое четверостишие – перекрестная рифмовка: “торжествуя – почуя” и “путь – как-нибудь”.

Во втором четверостишии встречается параллельная рифма: “взрывая – удалая”, “на облучке – в кушаке”.

Третье четверостишие – опоясывающая (кольцевая) рифма: “мальчик – пальчик” и “посадив – преобразив”.

Строфа также заканчивается двустишьем (рифма “смешно – в окно”).

Определение Онегинской строфы

Итак, что такое Онегинская строфа? Это особый вид строфы, состоящий из 14 строк и сочетающий в себе различную рифмовку и различные ритмические рисунки. В основе Онегинской строфы лежит четырехстопный ямб.

Онегинская строфа с других произведениях

Ярчайшим примером Онегинской строфы являются строки М.Ю. Лермонтова, который даже указал на строение своего произведения:

Пускай слыву я старовером,

Мне все равно — я даже рад:

Пишу Онегина размером;

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту сказку!

Ее нежданую развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем легким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином

Стихи негладкие запьем,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьей

К реке забвенья на покой.

Русская сказка

В данном образце Онегинской строфы без труда можно увидеть ее основные признаки: два четверостишья с перекрестной, параллельной и опоясывающей рифмовкой, а затем двустишье. К тому же в каждой из 14 строк прослеживается характерный стихотворный размер – четырехстопный ямб. Например, обЫ´чай дрЕ´вний нА´блюдА´я.

Также Онегинская строфа встречается в произведении Юргиса Казимировича Бал­тру­шай­тиса “Два стихотворения”:

I

Как трудно высказать – нелживо,

Чтоб хоть себя не обмануть –

Чем наше сердце втайне живо,

О чем, тоскуя, плачет грудь.

Речь о мечтах и нуждах часа

В устах людей – всегда – прикраса,

И силен у души – любой –

Страх наготы перед собой,-

Страх истины нелицемерной

Иль, брат боязни, хитрый стыд,

О жалком плачущих навзрыд,

Чтоб точным словом, мерой верной

Того случайно не раскрыть,

Чему сокрытым лучше быть.

В данном примере проследим рифмы и ритмический рисунок. Первое четверостишие – перекрестная рифма (“нелживо (1) – живо (3)” и “обмануть (2) – грудь (4)”). Следующее четверостишье – параллельная рифма (“часа (1) – прикраса (2)” и “любой (3) – собой (4)”). Третье четверостишие – кольцевая, или опоясывающая рифмовка (“нелицемерной (1) – верной (4)” и “стыд (2) – навзрыд (3)”). Далее следует двустишье с рифмой: “раскрыть-быть”.

Онегинская строфа является основой и второй части “Двух стихотворений”:

II

Но есть и час иной напасти,

Когда мы тщетно ищем слов,

Чтоб с тайны помыслов иль страсти

Хотя б на миг совлечь покров,-

Чтоб грудь, ослепшая от муки,

Явила в знаке, или в звуке,

Иль в скорби молчаливых слез,

Что Бог судил, что мир принес.

И, если пыткой огневою

Весь, весь охвачен человек,

Он только холоден, как снег,

И лишь с поникшей головою

В огне стоит пред тайной тьмой,

Вниманью чуждый и немой.

Итак, в данной статье мы узнали, что такое Онегинская строфа, и познакомились с примерами ее использования в других произведениях.

Нужно всегда помнить о гениях русской литературы и изучать их произведения, ведь они до сих пор живут в душах русского народа.

Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Что такое строфа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».

Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Строфа

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Строфа — это.

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Примеры строф

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.

    Три типа строфики не существуют изолировано.

    К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

    Русская строфика

    Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

    Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

    Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

    Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

    Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

    Онегинская строфа

    Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

    Заключение

    Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.

    Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.

    Понятие строфы в литературе: описание, виды строф

    Строфа сколько это строк

    Изучать стихотворную строфу стали еще во времена позднего Средневековья. Но появилась она, возможно, лишь чуть позже возникновения собственно человеческой речи.

    В XX веке появилась даже специальная область знаний «строфика», изучающая редкие виды стихотворных первичных форм, их наличие, например, в «белых стихах» или в «стихотворениях в прозе». Сейчас издано огромное количество интересных научных исследований по этой тематике. Но что такое строфа, прекрасно знали еще древние греки: у них этим термином обозначались части трагедии, разделенные смыслом или паузой. На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону.

    Умение разбивать речь для большей выразительности и более сильного воздействия на слушателей существует с древнейших времен.

    Строфа в стихотворении

    Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой.

    Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде:

    • двустишия (каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль);
    • четверостишия (комбинация двустиший с различным методом рифмовки);
    • шестистишия (комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия).

    Правила написания стихотворения

    Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа — это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки».

    Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше.

    Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов (трехстиший). Усложненные сонеты могут состоять из двух четверостиший и заключительного шестистишия, если первые три строчки заключительных шести строчек рифмуются с последними тремя (рисунок рифмы АbbА bААb AbCAbC, строчными символами обычно обозначают мужскую рифму, прописными — женскую).

    А вот четырнадцать строк «Евгения Онегина», скомпонованных по рифменной схеме AbAb CCdd EffE gg, принято считать одной «онегинской строфой», это устойчивое научное название. Хотя, на первый взгляд, трудно определить, сколько строк в «онегинской строфе». Ведь поначалу кажется, что каждый авторский фрагмент «Евгения Онегина» можно разделить на два четверостишия и три двустишия или на два катрена (четверостишия) с различной рифмовкой и заключительное шестистишие.

    Это позволяет считать, что стихотворная строфа является некоторым аналогом абзаца в прозе.

    Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

    Исторически сложившиеся и искусственно созданные

    Стихотворная форма

    Выражаясь более научно: «Строфа есть единица поэтического текста, выраженная в группе стихов, исполняющая функцию абзаца в прозе, обладающая собственным ритмическим рисунком, чаще всего ограниченная рифмой и соответствующая другим единицам произведения».

    Но поэтический мир настолько разнообразен, что в поэзии есть большое количество сочетаний строк или «стихов», обязанных своему появлению на свет или собственной уникальностью, или историческому развитию стихосложения в той или иной стране, или изощренному взлету поэтического гения какого-либо поэта или группы поэтов. А эти уникальные литературные формы, соответственно, рождают и специфические виды строф.

    Обязательно нужно выделить:

    Строфы в стихотворениях

    • японские танка (трехстишия) и хайку или хокку (представляющие собой пятистишия с заданным количеством слогов);
    • европейские рондель (заканчивается редким для Европы единым пятистишием) и триолет (несмотря на двойное повторение отдельных строк, представляет собой единый фрагмент в восемь строчек);
    • европейские терцины, состоящие из фрагментов по три строки (терцетов);
    • рубаи, изобретённые великим Омаром Хайямом: несмотря на то, что в каждом рубаи лишь три рифмы, они представляют собой законченную единицу текста в четыре стиха, один из которых выделяется смыслом и интонацией, но не зарифмован;
    • октавы и секстины (из восьми и шести стихов, соответственно).

    Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

    Есть и более экзотические виды поэтических стихотворных форм, например, арабские и среднеазиатские «газели», латинские секвенции и итальянские мадригалы, в которых количество строчек в этой «единице поэтического текста» следует определять, ориентируясь не на рифмы, а на законченность смыслового фрагмента произведения.

    В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

    В песенном и народном творчестве строфы определяются почти так же, как в рифмованных стихах, стоит только обращать внимание на музыкальную законченность фрагмента произведения.

    В «белых стихах», сказаниях (былинах или тюркских «дастанах») или произведениях, подобных «стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева , законченный первичный фрагмент произведения можно выделять:

    • или исследованием текста на паузы в ритмике («клаузулы»);
    • или принимать за строфы выделенные автором абзацы из нескольких предложений.

    Строфы в стихах

    Например, в известнейшем «Буревестнике» Максим Горький лично работал над разбивкой текста, выделяя наиболее важные в смысловом отношении фрагменты. Из-за чего и получается, что довольно длинный абзац:​ «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады», ─ это одна строфа, совершенно равноправная с самым коротким абзацем этого шедевра: «Буря! Скоро грянет буря!».

    Более глубокий анализ текста ─ на паузы или клаузулы ─ ученикам школ делать не понадобится, но, если необходимо подготовиться к поступлению в гуманитарные вузы, стоит почитать специальную литературу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: