Что такое Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — это приём, который используют поэты и писатели для выразительности произведения. Состоит он в повторяющихся согласных звуках.
Аллитерация может встречаться в прозе, поэзии, скороговорках, пословицах и даже рекламе.
Примеры аллитерации
Повторение согласных звуков “р” и “ж”:
“С весёлым ржанием пасутся табуны,
И римской ржавчиной окрасилась долина…”.
Повторение согласных звуков “ш”, “ст”, “с”, “сн”, “х”, “т”:
“Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен”.
Повторение согласных звуков “з” и “гр”:
“Вам
и памятник ещё не слит, —
где он,
бронзы звон
или гранита грань?”.
Повторение согласного звука “в”:
“Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля”.
Аллитерация в скороговорках и поговорках
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
От топота копыт пыль по полю летит.
Борода росла — разума не принесла.
Аллитерация в рекламе
Люди любят Доширак (реклама “Доширак”).
Пельмешки без спешки (реклама пельменей “Сам Самыч”).
Аллитерация и ассонанс
Ассонанс же — это повторение гласных звуков.
Как, например, звуков “у”, “е” и “о” в стихотворениях ниже.
“У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут”.
“Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра”.
“В нём тяга к сонному осеннему листу,
В своих тревожностях он ласково спокоен”.
Нередки ситуации, когда аллитерация употребляется вместе с ассонансом.
Например, в скороговорках:
У ёлки иголки колки (аллитерация — повторение согласных звуков “лк”, а ассонанс — гласного звука “и”).
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться (аллитерация — повторение согласного звука “ж”, а ассонанс — гласного звука “у”).
Отличие аллитерации от рифмы
Отличием является положение в тексте двух литературных приёмов.
Рифма может находиться в начале, середине или конце фразы. Но положение рифмованных слов должно совпадать.
То есть если автор поместил рифму в конце, то такой строй продержится до конца стихотворения.
“Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет“.
Аллитерация может быть разбросана по всему тексту. Она может встречаться в идущих друг за другом словах или “прыгать” с места на места.
Как, например, согласный звук “т” в стихотворении Афанасия Фета.
“Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь”.
Узнайте также про другие литературные приёмы: Метафору, Анафору и Эпитет.
Аллитерация
Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). [1]
Содержание
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то.
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
На диване
Надю Ваня
Папины дочки
Щёткины почки
Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова, где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
Пример аллитерации в зарубежной литературе: few flocked to the fight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: mammals named Sam.
См. также
Примечания
- ↑ Большой энциклопедический словарь «Языкознание». Под редакцией В.Н. Ярцева. НИ “Большая Российская энциклопедия”. Москва, 1998, ISBN 5-85270-305-9 (БРЭ), (стр. 27)
- ↑Супруненко В. В. «Вопросики»
Литература
- А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
- Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.
Ссылки
- Аллитерация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Литературные приёмы
- Рифма и фоника
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое “Аллитерация” в других словарях:
Аллитерация — в узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация — АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация — и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛИТЕРАЦИЯ — АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова
аллитерация — сущ., кол во синонимов: 1 • парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аллитерация. Примеры из художественной литературы
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.
Что такое аллитерация?
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.
Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.
Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»
Аллитерация — это художественное повторение звуков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».
Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.
Аллитерация — что это на примерах
Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.
Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».
Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:
Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.
Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.
Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.
Аллитерация в поэзии
Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.
Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.
С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках
В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.
постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.
Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.
А в строчках Сергея Есенина
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.
А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.
Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.
Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.
Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.
Аллитерация в прозе
В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.
Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.
Аллитерация в рекламе
Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.
Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.
Вот пример таких названий:
И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».
Вместо заключения
А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сами классики то знали, что их приемы называются таким мудреным словом? Наверняка понятия не имели, всё на интуиции писали, вот в этом и кроется гениальность.
Когда поэты используют такой приём, то и учить стихи проще, слова сами на язык нанизываются.
Что такое аллитерация, ее использование в художественной литературе
Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.
Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.
Как определяют аллитерацию?
Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. Что значит аллитерация и как она определяется?
Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:
- Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
- Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.
Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.
Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?
Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.
Примерами могут служить такие поговорки:
- «Шила в мешке не утаишь».
- «Тише едешь – дальше будешь».
- «Твоя неделя – Меля, Емеля».
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.
Примером можно считать такие скороговорные выражения:
- «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
- «За домом трава, на траве лежат дрова».
- «Чук чуки чук».
Проявление аллитерации в художественной литературе
Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.
Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:
- «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
- «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
- «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).
Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:
- «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». ( М. Булгаков).
- Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.
Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.
Примером могут служить такие лозунги:
- Чупа-Чупс»;
- «Кока-кола»;
- «Брук-Бонд».
- Елки-Палки».
Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.
Как трактуется термин аллитерация?
Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.
В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.
Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.
Аллитерация: примеры в литературе
Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.
Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика – аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.
Определение
Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.
Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.
Фольклорные корни
Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:
– Шила в мешке не утаишь.
– Тише едешь – дальше будешь.
– Мели, Емеля – твоя неделя.
В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– На дворе трава, на траве дрова.
Функции аллитерации
Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями – главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.
В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания – звонких, глухих, шипящих и т.д. – имеет ритмическую функцию:
– Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).
– Вот дыра у ребра – это след от ядра (В. Высоцкий).
В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.
Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.
Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:
– Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).
– Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).
Языковая живопись
Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:
– Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).
Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:
– Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).
В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:
– Мело, мело по всей Земле. (Б. Пастернак).
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).
Тавтограмма, или инициальная аллитерация
Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:
– Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).
Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки – тавтограммы:
– Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку – понес продавать, просил полтинник – получил подзатыльник.
Вершины поэзии
Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное – смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина – признак высочайшего поэтического мастерства.
С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.
Обоюдоострый инструмент
Увлечение аллитерацией может стать самоцелью – здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:
– Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).
– Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)
Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку.
Аллитерация в прозе, примеры
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки – величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?
Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример – в «Преступлении и наказании».
Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» – Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович – суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова – удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.
Вне времени
Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.
Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:
– “Крошка-картошка”, “Чупа-Чупс”, “Наши-мамаши”, “Елки-Палки”.
– “Брук-Бонд” – Будь на высоте!
А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:
– Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!
Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:
Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:
– Comet. Очищать и защищать!
Безграничные возможности
Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.
Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные – «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский – это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.
Аллитерация в литературе – определение и примеры использования
Писатели стараются сделать свои тексты выразительными. Для этого они используют такой прием, как аллитерация. Термин происходит от латинских слов ad и litera — «при» и «буква». Понятие означает повторение одной или нескольких согласных букв, что делает фразу музыкальной. Иногда прием используется во всем тексте, что можно увидеть в некоторых стихотворениях.
- Определение понятия
- Особенности звукописи
- Сферы использования
- Поэзия и проза
- Примеры из литературы
Определение понятия
Средства художественной выразительности позволяют авторам более ярко и живо выразить свою мысль, чтобы читатель проникся текстом. Аллитерация помогает представить и прочувствовать написанное. А также она используется автором, чтобы он мог выразить свое отношение к происходящим в произведении событиям.
Чаще всего этот прием встречается в поэзии, тогда стих приобретает свой ритм и определенный стиль. В литературе аллитерацией называется повтор одинаковых согласных букв для усиления звучности произведения. Благодаря этому читатель легче запоминает текст, а сами предложения становятся эмоционально окрашенными.
Но есть и отрицательное значение у слова аллитерация. Если использовать ее слишком часто, это действует на читателя раздражающе. Он не сможет ухватить суть предложений. Существуют неблагозвучные сочетания, при которых повторяется 3 и более звука. В русском языке таких фраз немного, но их трудно произносить: например, проезд Дзержинского.
Особенности звукописи
Фонетическая система русского языка довольно гибкая и выразительная. Любое предложение воспринимается как набор звуков. Именно поэтому писатели в художественных текстах используют прием звукописи. Для выразительности подбираются слова с однородным звучанием. И при чтении такие выражения помогают более ясно представить изображенные события.
В русском языке согласных звуков больше чем гласных — 37 и 6 соответственно. Их функция заключается в различении смысла текста. Устная и письменная речь становится ярче и выразительнее благодаря правильному их сочетанию.
Звукопись делится на 2 приема:
- аллитерация;
- ассонанс.
Последний термин — повторение гласных звуков. Но авторы чаще применяют первый прием, так как знают, для чего в литературе используется аллитерация и какие преимущества тексту она дает. Обилие согласных позволяет точнее передать содержание и смысл произведения. Прием был обнаружен еще в древних текстах, например, в «Слове о полку Игореве». Согласные [т] и [с] передают тревогу, а скопление [п] и [ш] в некоторых строках озвучивают передвижение войск в латах.
Сферы использования
Использование аллитерации возможно не только в художественной литературе. Прием встречается в разных сферах:
- реклама;
- бизнес;
- развитие дикции;
- фольклор.
Для продвижения товара маркетологи придумывают запоминающиеся слоганы. А бизнесмены ломают голову над названиями своих компаний, ведь они должны привлекать внимание. В этом случае поможет прием аллитерации. Примеры: «Чупа-Чупс», «Кока-Кола», «Киткат», «Китекет», «Вискас». Рекламные слоганы также должны звучать кратко и быть «вирусными»: Велла, и Вы великолепны; Ваша киска купила бы «Вискас»; паштеты «Гурме» — деликатес для настоящих гурманов. В этом случае литературный прием становится коммерческим, повышает обычные и онлайн-продажи.
Звучные выражения используются и для устранения дефектов речи, усовершенствования дикции. Аллитерация лежит в основе скороговорок, которые помогают избавиться от недостатков — шепелявости, картавости, неправильного произношения и неверной расстановки ударения. Использовали ее и в старинном фольклоре. В сказках, легендах и былинах есть устойчивые выражения, что позже стали применяться как поговорки и пословицы. Иногда аллитерация дополняет ассонанс, то есть во фразе чередуются и гласные, и согласные звуки: у наших ушки на макушке.
Маленьким детям для запоминания какой-либо полезной информации предоставляют ее в виде звучных коротких стишков или песенок. Благодаря игривой форме ребенок быстрее усваивает новый текст и рисует в своем воображении то, что только услышал: знаки дорожного движения, животных, продукты питания — любые предметы и явления.
Помогает этот прием и для изучения иностранных языков. Во многих школах также рекомендуют учить мелодичные стихотворения с таким же переводом.
Поэзия и проза
Аллитерация встречается в стихотворных произведениях Серебряного века. Многие поэты использовали этот прием:
Они считали стихи волшебным языком, магическим заклинанием. Аллитерация может придавать произведению особой звучности. Благодаря этому приему стих завораживает читателя музыкальностью, хотя его смысл не всегда становится понятным. Например, строчки Ф. Сологуба передают странные образы: белей лилей, алее лала бела была ты и ала. В этом случае постоянно повторяется звук [л], что заставляет перечитывать стихотворение снова. Обычно эта буква вызывает в воображении картины ласки и любви.
Именно звук считался главным у поэтов Серебряного века. Смысл был как бы приложением к произведению, основа — мелодичность. Бальмонт в своих стихах повторяет звук [ш]: полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. Читатель словно слышит их шепот, видит заросли у покрытой тиной воды.
Интересно лексическое значение слов в стихах Ахматовой. Она использует аллитерацию в разных произведениях: «Песня последнего вечера», «Слаб голос мой». В первом преобладают шипящие звуки, выражающие атмосферу осеннего вечера, когда природа засыпает перед сильными морозами, а сама поэтесса прощается с любимым человеком. А в стихе «Слаб голос мой» часто встречаются [л] и [н], передающие спокойствие и легкость.
Произведения Маяковского отличаются динамикой и ритмом, напоминающим марш. Для этого поэт часто использует звук [р]: чтоб время сзади ядрами рвалось. А в стихотворении о смерти Ленина повторяется [ж] – звук, нужный для выражения ужаса от потери вождя революции.
Аллитерация используется также в прозе. К примеру, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» она присутствует даже в названии и именах некоторых героев. Описание Прокуратора Понтия Пилата содержит повторы резкого взрывного звука [р]: белый плащ с кровавым подбоем, шаркающая кавалерийская походка, крылья дворца Ирода Великого. Все это передает тревогу, напряженность, предчувствие опасности.
Примеры из литературы
Русские авторы использовали аллитерацию преимущественно в поэзии. Особенно часто прием встречается в стихотворениях А. Пушкина: шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой; буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду меж ними прыгают, разят.
В первом случае читателю слышатся брызги игристого вина, строки становятся музыкальными и выразительными. Даже 2 одинаковых звука в одном четверостишии изменят его звучание. Стихотворение «Зимний вечер» передает завывания снежной бури, вызывает чувство тревоги и напряжения. А в «Полтаве» чередуются звуки [р], [п], [т]. Их роль заключается в том, чтобы передать картину бойни, грохота пушек, шипения раскаленных ядер.
Мастерски владел аллитераций Ф. Тютчев: ладья катилась, ветрило весело звучало; восток алел, она молилась. В звуке [л] читатель слышит волны, легкий морской ветер, трепетание паруса, малиновый закат. Этот же прием поэт использует и в стихотворении «Весенняя гроза». Здесь читатель представляет теплый ливень с раскатами грома, темное небо, покрытое тучами, траву в каплях дождя.
Аллитерация позволяет сделать произведения звучными и мелодичными. Ее используют для привлечения внимания к своей продукции коммерческие организации.
Можно найти примеры применения и в устном народном творчестве. Сочетание и чередование определенных согласных звуков позволяет вызвать разные эмоции у читателя, развить его воображение.