Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Федеративное государство: понятие, признаки, виды

Федера́ция (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью [1] .

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации, как нередко, имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т. д.

· В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц [2] .

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

· Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации федерализма состоит в самопровозглашении унитарного государства федерацией практически без предоставления субъектам прав. Примером такой имитации мог служить СССР.

Современная Российская Федерация институционально хоть и является федерацией, но многие аспекты федеративности «временно остановлены», — в частности налогообложение функционирует почти как в унитарном государстве (большая часть налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет, тогда как субъектам федерации достается лишь малая их часть).

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

· централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония)

· децентрализованные (Швейцария, США)

Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР) [4] . Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада [источник не указан 917 дней] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Суверенных Государств) также будет «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства: РФ, ОАЭ, Канада, США, Республика Индия и др.

13. Конфедерация: понятие, признаки, политико-правовая природа

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Читайте также:
Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

Конфедерация – фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии – Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза – Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это – вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5. В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

  • Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
  • Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты этнитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи.
  • Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.
Читайте также:
Какие вопросы решает местное самоуправление: права и полномочия органов

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время Союзное Государство (существующее ,по большей части, на бумаге).

Федеративные государства

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Содержание

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Читайте также:
Реформа и революция: описание, каковы основные отличия, примеры из истории России

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Что такое федеративное государство

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все страны принято делить по форме государственного устройства на три типа — унитарные, конфедерации и федерации.

К числу последних относится современная Россия. Причем наша страна самая большая из них не только по территории, но и по количеству субъектов (85).

Федеративное государство

Давайте вместе рассмотрим предпосылки складывания такой ФГУ, ее особенности и признаки, а также узнаем, какие страны сегодня имеют статус федераций.

Федеративное государство — это .

Федеративное государство — это одна из форм государственного устройства, в рамках которого государственно-территориальные единицы имеют статус государственных образований, имеющих законодательно закрепленную политическую самостоятельность.

Они не обладают государственным суверенитетом, но при этом имеют довольно большие полномочия при реализации внутриполитических мероприятий.

Виды

Субъекты федерации не могут воспользоваться сецессией (выходом из состава государства) и не рассматриваются как самостоятельные участники международных отношений.

Почему создаются федеративные государства

Существуют объективные предпосылки, способствующие образованию федеративного государства.

Одна из главных связана с естественным обособлением отдельных территорий в силу их отдаленного положения, а также обособляющих их горных массивов и крупных водных объектов.

Значение этого фактора существенно возрастает в случае накопления на этих территориях черт, которые отличают их в культурном плане от основной.

Ключевой предпосылкой федерализации выступает многонациональность государства, которая нередко влечет конфессиональные различия. При этом для складывания федерации важно, чтобы народы желали воплотить в жизнь право на самоопределение в рамках того государства, в котором они проживают.

Значимым фактором выступает федеративная трансформация, которая связана с институциональным переходом от унитарного к федеративному государству.

В наши дни она используется как способ решения вопроса этнического сепаратизма с сохранением территориальной целостности государства. Яркий пример подобного процесса — Бельгия, где в 70-е годы XX века произошло резкое обострение отношений между двумя главными этнолингвистическими общностями — валлонской и фламандской.

Практика показывает, что основная масса федеративных государств большие по площади и населению. Это объясняет существование еще одного фактора — управлять такими странами из одного центра неэффективно и в перспективе такая ситуация может привести к их распаду.

Признаки федерации

Понять, что такое федеративное государство можно, глядя на его признаки.

  1. Такие страны отличаются двухуровневой системой законодательных и исполнительных органов госвласти — одни представляют интересы центра, полномочия других распространяются только на территорию субъектов.
  2. Регионам предоставляется право издавать нормативные акты, которые не должны вступать в противоречие с Конституцией и федеральными законами.
  3. Они могут обладать своим институтом гражданства, а также символикой (флаг, герб). Компетенции субъектов четко определяются Основным законом.

Среди других признаков федеративного государства:

    (принцип бикамерализма) — Нижняя палата представляет общефедеральные интересы, а верхняя нацелена на решение проблем регионов.
  1. Государственная собственность включает два сегмента — федеральную и региональную.
  2. Двойная налоговая и кредитно-денежная система.
  3. Верховенство федерального законодательства.
  4. Внешнеполитические функции возложены на федеральные органы госвласти, представляющие страну на международной арене.

РФ — это федеративное государство

Конституция РФ в своей первой статье закрепляет, что Россия — федеративное государство.

Оно построено на базе принципов, прописанных в ч.3 ст.5 Основного закона:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы органов госвласти;
  3. равноправие народов РФ и их право на самоопределение;
  4. разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Наша страна формально относится к симметричным федерациям, чьи субъекты считаются равноправными. Однако в реальности это не совсем так, ведь право иметь свои Конституции есть только у республик. У остальных регионов основополагающим документом на их территории после Конституции выступает Устав.

Россия — это смешанная федерация, в которой присутствуют как территориальные субъекты (края, области, города федерального подчинения), так и национальные (республики, автономные округа, автономная область).

Современная РФ — конституционная федерация, которая была образована на основе принятого в 1993 году Основного закона, закрепившего статус федеративного государства.

РФ

Подробнее о федеративном устройстве России можно узнать здесь:

Современные федеративные государства

Унитарное и федеративное государство имеют существенные отличия, так как построены на разных принципах управления. Последние более сложные и характеризуются двухуровневой системой органов власти.

Традиционно количество федеративных государств относительно небольшое. По состоянию на 2020 год их насчитывается на планете 27.

Причем они равномерно распределены по всем частям света (6-7), кроме Австралии и Океании, где таких стран всего две.

Примеры федеративных государств в современной Европе помимо России — Бельгия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина, Швейцария. Последняя достаточно долго была конфедерацией, трансформировавшись в нынешний вид ФГУ.

За пределами Старого Света крупными федеративными государствами являются:

  1. Пакистан;
  2. Малайзия;
  3. Индия;
  4. Нигерия;
  5. Эфиопия;
  6. США;
  7. Мексика;
  8. Бразилия;
  9. Австралия.
Читайте также:
Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

Федерации

Каждое федеративное государство — это государство, которое не похоже ни на какое другое.

Ярким примером выступают Соединенные Штаты, где ключевым принципом федерализма выступают полномочия штатов формировать свою политическую систему и оказывать воздействие на федеральные органы госвласти.

Каждый субъект имеет три полноценные ветви власти, что позволяет им, например, самостоятельно устанавливать сроки правления губернаторов, определять свой электорат и создавать отличную от других систему налогообложения. В России столь глубокого федерализма не существует.

Вместо заключения

Федеративные государства выступают результатом компромисса народов, проживающих на их территории. Благодаря разграничению полномочий удается соблюдать баланс между центром и регионами, а исключение права сецессии у последних позволяет сохранять целостность государства.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Если государства бывают федеративными, то почему области, состоящие из нескольких районов так не называют? Они же тоже получается федеративные.

Потому что этот термин применим только к государствам, а не их частям.

Нам федерация досталась по наследству от РСФСР, не удивлюсь, если спустя какое-то время будет очередная конституционная реформа, в результате которой, субъекты РФ станут ещё более зависимы от центральной власти. Да и сейчас Россия, при внешнем федерализме, смещена в сторону унитарного государства, Москва может снять с должности всенародно избранного губернатора, поставив своего врио, может федеральным законом вообще отменить выборы и назначать губернаторов, такое уже было. В общем, до федерализма нам далеко.

Ну, тут Вы лукавите (про всенародного). Он вышел из доверия, что вполне логично при тех обвинениях, что против него выдвигаются.

В смутные времена (а в мире сейчас идет переход от доминирования Запада к многополярному мироустройству) самое лучшее иметь жесткую вертикаль власти. Быстрота реакции на меняющиеся реалии является жизненно важной для стран.

В тучные времена (а они вернутся лет через десять, пятнадцать и не раньше) федеративная модель (типа США) предпочтительна. Но в текущих условиях она несостоятельна. Страны запада тоже будут идти к автократии, либо проиграют.

Что такое федеративный тип государства: список стран

Государственное устройство во многом определяет основные направления развития и функционирования страны. Федеративные государства, список стран с таким устройством можно найти ниже, сегодня малочисленны – их всего 28. Что присуще такому способу управления и каковы его особенности.

Характеристика

Федеративные государства список стран

Признаки такого устройства содержаться в главном документе Конституции, где сказано о том, что присуще федеративному государственному устройству, как осуществляется его функционирование, между какими органами распределена государственная власть.

Сам термин федерация означает государство, в составе которого находятся несколько отдельных субъектов.

Это добровольный союз республик, которые лишены независимости или собственного суверенитета. Субъекты имеют широкие политические полномочия, но ряд вопросов обязаны согласовывать с управляющим органом всей федерации.

Субъектом может быть, как отдельное государство, так и просто определенное территориальное образование (район, округ), которое имеет ряд государственных признаков. Все остальные вопросы самостоятельного урегулирования внутреннего устройства субъект решает сам в рамках полномочий, указанных в обязательном общегосударственном документе.

Это интересно! Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация

  • издавать региональные правовые акты (законы, уставы),
  • иметь личный гражданский институт,
  • иметь столицу и свои символы (флаг, гимн),
  • управлять промышленными объектами,
  • иметь собственное название, сформированное исторически или правовым путем,
  • заключать договоры между собой.

Одновременно они не могут быть частью международных отношений вне федерации или принимать все решения без участия главного управляющего органа страны.

Отличается федеративное государство от унитарного наличием двух высших органов власти: общий для всей державы и конкретного субъекта. Кроме того, конфедерация – это смежное понятие, разница состоит лишь в том, что члены конфедерации являются независимыми суверенными объектами. На практике их отличить достаточно сложно, потому что они имеют очень похожую правовую систему.

Полезно знать! Швейцарский Союз официально считается конфедерацией, но по факту каждый кантон (область) уже стал классическим субъектом без суверенности. А вот Евросоюз являет собой пример классической конфедерации.

Признаки

У каждого государственного устройства есть свои отличительные признаки, которые прописаны в Конституции и которые определяют принадлежность страны к тому или иному виду.

Федеративные государства список стран

Признаки федеративных осударств

Для большинства подобных держав характерно наличие общих черт:

  • общая площадь состоит из нескольких отдельных территорий субъектов,
  • все три органа власти в субъектах принадлежат и подчиняются федеральным государственным органам власти соответственно,
  • лишь единая конституция державы может разграничить права и обязанности, а также свободы для всей державы и отдельных ее субъектов,
  • в отдельных государствах области имеют право создать собственную конституцию, которая не должна противоречить общей Конституции,
  • только общегосударственные органы имеют право проводить внешнеполитическую деятельность, поскольку только они являются официальными представителями на международной арене,
  • обязателен 2-палатный парламент, который имеет верхнюю (орган представляет субъекты) и нижнюю (является органом общегосударственного представительства) палаты.

Отличительным признаком федеративного государства является наличие в территориальных органах своих законов.

Это интересно! Понятия, виды и признаки политических режимов

Политология имеет собственную современную классификацию ассоциаций, в зависимости от прав, которыми обладают субъекты.

  1. Симметричные – все области (штаты) равны друг перед другом и обладают одинаковыми правами, прописанными в Конституции. Классическим примером является США, где каждый штат в правовом поле равен другому.
  2. Асимметричные – каждая область обладает собственными правами, согласно Конституции, и их правовой статус отличается (Бразилия).
Читайте также:
Национальный состав Европы: страны зарубежной Европы, однонациональные государства, этнические состав

Федеративные государства список стран

Типы федеративных государств

Также различают державы в зависимости от особенностей образования:

  1. Территориальные – в основе создания лежит территория, которая является общей для нескольких субъектов (США, Германия),
  2. Национальные – основой для объединения является одинаковая национальность жителей разных областей (Чехословакия, Югославия),
  3. Смешанные – формирование осуществляется сразу по обоим признакам: национальность и территория.

Способы и факторы формирования по большей части и определяют будущий характер, содержание и структуру устройства державы.

Это интересно! Где существует и что это такое тоталитарный режим: список и характеристика стран

Федеративные государства список стран

Типы федеративных государств

Следует отличать особенности формирования от способа:

  • договорные – заключаются путем переговоров между независимыми государствами, которые осознали необходимость объединения в союз,
  • конституционные – создаются на базе ранее существовавшей унитарной державы или империи.

Полезно знать! Чаще всего субъекты ассоциации, которая была образована конституционным путем, не могут свободно выйти по желанию, поскольку это запрещено Конституцией.

Федеративные государства список стран

Типы федеративных государств

Также различны подобные страны по мере и способу принятия решений субъектами:

  • централизованные – все решения принимает главные власти, области обладают лишь малой долей автономности (Аргентина, РФ),
  • децентрализованные – каждая область автономна, и главный орган федерации необходим лишь для централизованного управления всей страной, а не конкретной территорией (Швейцария).

Существует такое понятие, как «мягкая федерация» территориально-правовое объединение субъектов, каждый из которых имеет право сецессии, то есть. свободного выхода. Ярким примером может стать Эфиопия – единственная страна мира, которая конституционно утверждена в таком статусе. Европейский Союз также можно рассматривать как мягкую форму, но он не является страной по международному праву.

Полезное видео: что такое федеративная страна

Федеративные государства

Список стран, имеющих федеральное устройство, можно найти на каждом континенте. Проведи свое время в обществе прекрасных проституток. Для вызова девушки достаточно зайти на сайт и выбрать любую фею. Ночные бабочки будут ждать вашего звонка не только ночью индивидуалки Екатеринбург Возможны встречи в машине и у вас дома. Несмотря на малочисленность таких государств, их территория не уступает по размерам всем остальным.

Примеры в Европе:

  • Российская Федерация,
  • Республика Австрия,
  • Швейцария,
  • Республика Германия,
  • Королевство Бельгия.

Азии менее свойственны страны, имеющие федеративное административно-территориальное образование.

Федеративные государства список стран

Федеративные государства на карте мира

Среди них только можно назвать:

  • Пакистан (исламская),
  • ОАЭ,
  • Индию,
  • Демократическую Республику Непал,
  • Малайзию.
  • Республика Нигерия,
  • Судан (и Южный Судан),
  • Союз Коморы.

На американском континенте наиболее известными представителем являются, конечно, США. Но кроме них там же располагаются:

  • Канада,
  • Мексиканские Штаты,
  • Республика Бразилия,
  • Аргентинская Республика.

Такое же устройство имеют Австралийский Союз и Федеративные Штаты Микронезии (государство в Океании).

Полезное видео: принцип федеративного устройства

Вывод

В основе разделения всегда лежит степень автономности членов ассоциации. Политологи на сегодняшний день не могут дать точное заключение, насколько сильно государственное устройство влияет на степень и скорость развития общества.

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Федерация – что это такое? Значение термина простыми словами. Что такое субъект федерации? Федеративное устройство. Признаки федеративного государства. Примеры стран-федераций. Формы и принципы федеративного устройства. Принцип федерализма в Конституции РФ – в чем суть? Россия как федерация: принципы федерализма.

Фото Федерация - это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.

Читайте также:
Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Читайте также:
Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
– Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
– Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Федеративное устройство: понятие, принципы, общая характеристика

федеративное устройство

Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства. Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике.

Немного теории

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

федеративное устройство рф

Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства. Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные.

Простая форма территориального устройства

федеративное государственное устройство

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие). Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Причины возникновения федераций

принципы федеративного устройства

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Читайте также:
Конвенция о правах детей: определение, краткое содержание и характеристика

Способы образования

федеративная форма устройства

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

страны с федеративным устройством

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

особенности федеративного устройства

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации.

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

Какие признаки федеративного устройства государства?

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса.

Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня.

Немного теории

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие).

Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства.

Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета.

Читайте также:
Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент.

В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус.

Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население.

Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ.

Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства.

К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

Федеративные государства – список стран: отличительные признаки административно-территориального устройства

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Государственное устройство во многом определяет основные направления развития и функционирования страны. Федеративные государства, список стран с таким устройством можно найти ниже, сегодня малочисленны – их всего 28. Что присуще такому способу управления и каковы его особенности.

Характеристика

Сам термин федерация означает государство, в составе которого находятся несколько отдельных субъектов. Это добровольный союз республик, которые лишены независимости или собственного суверенитета. Субъекты имеют широкие политические полномочия, но ряд вопросов обязаны согласовывать с управляющим органом всей федерации.

Субъектом может быть, как отдельное государство, так и просто определенное территориальное образование (район, округ), которое имеет ряд государственных признаков. Все остальные вопросы самостоятельного урегулирования внутреннего устройства субъект решает сам в рамках полномочий, указанных в обязательном общегосударственном документе.

  • издавать региональные правовые акты (законы, уставы),
  • иметь личный гражданский институт,
  • иметь столицу и свои символы (флаг, гимн),
  • управлять промышленными объектами,
  • иметь собственное название, сформированное исторически или правовым путем,
  • заключать договоры между собой.

Одновременно они не могут быть частью международных отношений вне федерации или принимать все решения без участия главного управляющего органа страны.

Отличается федеративное государство от унитарного наличием двух высших органов власти: общий для всей державы и конкретного субъекта. Кроме того, конфедерация – это смежное понятие, разница состоит лишь в том, что члены конфедерации являются независимыми суверенными объектами. На практике их отличить достаточно сложно, потому что они имеют очень похожую правовую систему.

Полезно знать! Швейцарский Союз официально считается конфедерацией, но по факту каждый кантон (область) уже стал классическим субъектом без суверенности. А вот Евросоюз являет собой пример классической конфедерации.

Признаки

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

У каждого государственного устройства есть свои отличительные признаки, которые прописаны в Конституции и которые определяют принадлежность страны к тому или иному виду. Для большинства подобных держав характерно наличие общих черт:

  • общая площадь состоит из нескольких отдельных территорий субъектов,
  • все три органа власти в субъектах принадлежат и подчиняются федеральным государственным органам власти соответственно,
  • лишь единая конституция державы может разграничить права и обязанности, а также свободы для всей державы и отдельных ее субъектов,
  • в отдельных государствах области имеют право создать собственную конституцию, которая не должна противоречить общей Конституции,
  • только общегосударственные органы имеют право проводить внешнеполитическую деятельность, поскольку только они являются официальными представителями на международной арене,
  • обязателен 2-палатный парламент, который имеет верхнюю (орган представляет субъекты) и нижнюю (является органом общегосударственного представительства) палаты.

Отличительным признаком федеративного государства является наличие в территориальных органах своих законов.

Политология имеет собственную современную классификацию ассоциаций, в зависимости от прав, которыми обладают субъекты. Ассоциации бывают:

  1. Симметричные – все области (штаты) равны друг перед другом и обладают одинаковыми правами, прописанными в Конституции. Классическим примером является США, где каждый штат в правовом поле равен другому.
  2. Асимметричные – каждая область обладает собственными правами, согласно Конституции, и их правовой статус отличается (Бразилия).
Читайте также:
Реформа и революция: описание, каковы основные отличия, примеры из истории России

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Также различают державы в зависимости от особенностей образования:

  1. Территориальные – в основе создания лежит территория, которая является общей для нескольких субъектов (США, Германия),
  2. Национальные – основой для объединения является одинаковая национальность жителей разных областей (Чехословакия, Югославия),
  3. Смешанные – формирование осуществляется сразу по обоим признакам: национальность и территория.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Способы и факторы формирования по большей части и определяют будущий характер, содержание и структуру устройства державы.

Следует отличать особенности формирования от способа:

  • договорные – заключаются путем переговоров между независимыми государствами, которые осознали необходимость объединения в союз,
  • конституционные – создаются на базе ранее существовавшей унитарной державы или империи.

Полезно знать! Чаще всего субъекты ассоциации, которая была образована конституционным путем, не могут свободно выйти по желанию, поскольку это запрещено Конституцией.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Также различны подобные страны по мере и способу принятия решений субъектами:

  • централизованные – все решения принимает главные власти, области обладают лишь малой долей автономности (Аргентина, РФ),
  • децентрализованные – каждая область автономна, и главный орган федерации необходим лишь для централизованного управления всей страной, а не конкретной территорией (Швейцария).

Существует такое понятие, как «мягкая федерация» территориально-правовое объединение субъектов, каждый из которых имеет право сецессии, то есть. свободного выхода. Ярким примером может стать Эфиопия – единственная страна мира, которая конституционно утверждена в таком статусе. Европейский Союз также можно рассматривать как мягкую форму, но он не является страной по международному праву.

География мира. Список федеративных стран и государств

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Чтобы понять, какие государства являются федеративными, нужно обратиться к их конституциям. При этом имеется определенный набор формальных признаков, по которым определяется, насколько справедливо именование той или иной страны федерацией.

Признаки федерации

Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором. Но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом.

Примерами федеративных государств служат Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Австрия. Однако стоит учесть, что этими странами список не исчерпывается. Каждая из них имеет собственные традиции в распределении полномочий между центром и субъектом.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Виды федеративных государств

Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Асимметричная федерация

Асимметричными федерациями являются Индия, Бразилия, Танзания и Канада, так как субъекты этих федераций имеют отличные друг от друга названия и разный статус в системе государственного управления.

Некоторые исследователи считают, что Россия также входит в список федеративных стран и государств с ассиметричным устройством. Однако здесь необходимы некоторые уточнения.

Несмотря на разный статус краев, республик, областей и автономных областей, каждый субъект имеет те же полномочия, что и сходный с ним по статусу. То есть все края равны между собой и занимают одинаковые позиции в государственном управлении.

Это касается и всех республик, городов федерального значения и автономных округов.

Федеративные государства мира

Разобравшись с особенностями федераций, стоит дать исчерпывающий список стран и государств, федеративные основы которых не вызывают сомнений.

В Европе к таким относят:

  • Россию,
  • Австрию,
  • Германию,
  • Швейцарию,
  • Боснию и Герцеговину,
  • Бельгию.

Список федеративных стран и государств Азии выглядит следующим образом:

  • Пакистан,
  • Малайзия,
  • Объединенные Арабские Эмираты,
  • Индия,
  • Ирак,
  • Непал,
  • Мьянма.

В Африке тоже существуют государства с федеративным устройством. К ним относят:

  • Судан,
  • Коморские острова,
  • Эфиопию,
  • Южный Судан,
  • Нигерию,
  • Сомали.

Республика Сомали достойна отдельного упоминания, так как имеет некоторые проблемы с государственностью. В результате гражданской войны страна фактически прекратила существование как единое целое, и на ее месте появились различные квазигосударственные образования.

Некоторые из них претендуют на полную независимость, а другие — лишь на значительную степень автономии в пределах одного государства. В Америке к федеративным государствам относят:

  • США,
  • Аргентину,
  • Венесуэлу,
  • Канаду,
  • Мексику,
  • Бразилию,
  • Сент-Китс и Невис.

Кроме того, Австралия и Федеративные Штаты Микронезии тоже являются федерациями. Таким образом, государство может быть федеративным или унитарным. В первом случае выделяют симметричные и асимметричные формы устройства. В основе такого деления лежит степень равноправия субъектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: