Что такое Киотский протокол: содержание, возможности регулирования выброса парниковых газов

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.

2. Целью настоящего Федерального закона является создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.

3. Законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) парниковые газы – газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;

2) кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее – кадастр парниковых газов) – систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации;

3) регулируемые организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых определяется в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона;

4) выбросы парниковых газов – выбросы в атмосферный воздух парниковых газов, образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени;

5) поглощение парниковых газов – природный (естественный) процесс или вид хозяйственной и иной деятельности, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах;

6) реестр выбросов парниковых газов – государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах парниковых газов;

7) климатический проект – комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов;

8) исполнитель климатического проекта – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующие климатический проект;

9) углеродная единица – верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа;

10) верификация результатов реализации климатического проекта – проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта;

11) владелец углеродных единиц – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым принадлежат углеродные единицы;

12) реестр углеродных единиц – информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними;

13) оператор – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;

14) счет в реестре углеродных единиц – запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учета углеродных единиц и проведения операций с ними;

15) счет изъятия из обращения – специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц;

16) обращение углеродных единиц – совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц;

17) участник обращения углеродных единиц – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, и (или) владельцем углеродных единиц, и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц;

18) операции с углеродными единицами – действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц;

19) зачет углеродных единиц – аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения;

20) углеродный след – общий объем выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом углеродных единиц, в отношении которых произведен зачет.

Статья 3. Принципы ограничения выбросов парниковых газов

Ограничение выбросов парниковых газов осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов;

2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;

3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

Читайте также:
Великие озёра Северной Америки: названия, где находятся на карте большие озера

4) добровольность реализации климатических проектов;

5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ограничению выбросов парниковых газов.

Статья 4. Меры по ограничению выбросов парниковых газов

1. Меры по ограничению выбросов парниковых газов включают в себя:

1) государственный учет выбросов парниковых газов;

2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.

2. Государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов

1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:

1) устанавливает порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов;

2) устанавливает порядок представления регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядок проверки таких отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:

1) прогнозируют выбросы парниковых газов и осуществляют оценку достижения установленных целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в целях определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов;

2) утверждают методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, содержащие в том числе расчетные и инструментальные методы определения объема выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;

3) устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и его структуру, а также ведут кадастр парниковых газов;

4) осуществляют иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

3. Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Статья 6. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов

1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.

2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.

3. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации учитываются при установлении в государственных программах Российской Федерации показателей развития отраслей экономики Российской Федерации и сфер государственного управления.

4. Оценка достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов

1. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям осуществляется на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Указанные критерии включают перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности.

2. Регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным, в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Отчет о выбросах парниковых газов содержит информацию о массе выбросов парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов. Ответственность за несвоевременное представление такого отчета, а также за представление в указанном отчете недостоверной информации устанавливается законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Определение, понятие, свойства и значение функций в алгебре

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 8. Государственный учет выбросов парниковых газов

1. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях получения достоверной информации о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, а также обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан такой информацией.

2. Данные государственного учета выбросов парниковых газов учитываются при подготовке кадастра парниковых газов. Государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов осуществляются в отношении парниковых газов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

3. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в форме ведения реестра выбросов парниковых газов, который является государственной информационной системой, в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

4. Ведение реестра выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В реестр выбросов парниковых газов включается следующая информация о регулируемых организациях:

1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);

2) основной государственный регистрационный номер;

3) идентификационный номер налогоплательщика;

4) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

5) сведения о выбросах парниковых газов в соответствии с отчетами о выбросах парниковых газов;

6) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

7. В реестр выбросов парниковых газов может быть включена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не относящихся к регулируемым организациям, на основании представляемых ими отчетов о выбросах парниковых газов.

8. До включения в реестр выбросов парниковых газов отчеты о выбросах парниковых газов подлежат проверке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Информация о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате деятельности в интересах обороны страны и безопасности государства, в реестр выбросов парниковых газов не включается.

Статья 9. Климатические проекты

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты.

2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц.

4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов, содержащиеся в отчете о реализации климатического проекта, подлежат верификации. Форма такого отчета и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.

7. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.

8. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.

Статья 10. Реестр углеродных единиц

1. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц. Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. В реестр углеродных единиц включается следующая информация:

1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);

2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

3) основной государственный регистрационный номер;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;

Читайте также:
Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;

7) сведения об операциях с углеродными единицами;

8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных и их защита осуществляются оператором в соответствии с законодательством о персональных данных.

4. Счет в реестре углеродных единиц открывается оператором на основании договора с участником обращения углеродных единиц на согласованных сторонами условиях. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него углеродных единиц.

5. Правительство Российской Федерации устанавливает форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание таких услуг.

6. Оператор обязуется проводить операции по счету в реестре углеродных единиц в соответствии с распоряжением владельца этого счета, удостоверяемым усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – распоряжение владельца счета). Операции с углеродными единицами проводятся оператором не позднее дня, следующего за днем поступления к оператору распоряжения владельца счета.

7. Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. Удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.

8. Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц. Углеродные единицы считаются переданными с момента внесения операторо

Сведения о выбросах парниковых газов

Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Киотский протокол, подписанный в 1998–1999 годах, стал первым глобальным международном документом, обязывающим страны уменьшать выбросы парниковых газов, в том числе используя экономические методы торговли квотами или инвестирования в снижение выбросов в других (прежде всего развивающихся) странах.

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года.

Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ).

Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55% выбросов парниковых газов).

Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и завершился 31 декабря 2012 года.

Парижское соглашение

В декабре 2015 года в Париже утвердили новый глобальный климатический договор, приходящий на смену Киотскому протоколу.

Парижское соглашение, принятое в декабре 2015 года на 21-й сессии Конференции сторон РКИК ООН и вступившее в силу в ноябре 2016 года, — ключевой документ, координирующий усилия государств по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), целью которого является удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней.

Премьер-министр Д.А. Медведев 21 сентября 2019 года подписал постановление Правительства РФ № 1228 о принятии Соглашения. В соответствии с решением о ратификации Соглашения РФ приняла на себя обязательства по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем.

4 ноября 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», который преследует следующие цели:

  • обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;
  • разработать Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
  • обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.

Деятельность ПАО «Мосэнерго»

В ПАО «Мосэнерго» ведется планомерная работа по снижению и контролю выбросов парниковых газов. Связанное с ними потенциальное глобальное потепление может привести к значительному нарушению экосистем, потерям биоразнообразия, риску увеличения частоты возникновения катастрофических явлений и прочим негативным последствиям по отношению к окружающей среде и человеку. Изменение климатических условий может привести к существенному ущербу для мировой экономики. Именно поэтому таким крупным предприятиям как ПАО «Мосэнерго» необходимо вести свою деятельность уделяя повышенное внимание вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Читайте также:
Амурский тигр: краткое описание для школьников, интересные факты о животном

Основным парниковым газом в электроэнергетической отрасли, как и в других случаях, является СО 2 , получаемый от сжигания органического топлива. Практически все электростанции «Мосэнерго» сейчас используют экологически чистый вид топлива — газ. На мазут и уголь, дающие больший объем вредных выбросов, приходится менее двух процентов в топливном балансе компании. Также на объектах ПАО «Мосэнерго» регулярно проводится комплекс мероприятий, позволяющих контролировать и уменьшать объем эмиссии парниковых газов в атмосферу. На электростанциях «Мосэнерго» эксплуатируются парогазовые блоки, выбросы от которых на единицу мощности оборудования значительно меньше, чем у стандартного оборудования теплоэлектростанций. Помимо всего прочего, парогазовые установки (ПГУ) отличаются высокой эффективностью, за счет чего снижается расход топлива, а соответственно и объем выбросов вредных веществ и парниковых газов в атмосферу.

Принятие Парижского Соглашения приведет к разработке комплекса мер по государственному регулированию выбросов ПГ, поэтому Мосэнерго необходимо всегда находиться в курсе изменений в этом направлении и участвовать в разработке мер по адаптации к последствиям изменения климата.

Сокращение выбросов парниковых газов происходит за счет:
  • ввода инновационных технологий: установка ПГУ на ТЭЦ‑9, ТЭЦ‑12, ТЭЦ‑16, ТЭЦ‑20, ТЭЦ‑21, ТЭЦ‑26 и ТЭЦ‑27;
  • вывода старых очередей оборудования;
  • рационального распределения тепловых нагрузок между ТЭЦ и котельными (увеличение доли когенерации);
  • реализации эксплуатационно-технических мероприятий;
  • оснащении зданий и сооружений филиалов ПАО «Мосэнерго» светодиодными источниками освещения.

Энергосберегающие мероприятия на электростанциях ПАО «Мосэнерго» приводят к экономии топлива и, как следствие, к существенному сокращению эмиссии парниковых газов.

Сокращение выбросов парниковых газов вследствие проведения энергосберегающих мероприятий в 2020 году составило 854 тыс. тонны CO 2

Статья 3

1. Стороны, включенные в приложение I, по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в приложении А, в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении В, и в соответствии с положениями настоящей статьи, в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год.

2. Каждая Сторона, включенная в приложение I, к 2005 году добивается очевидного прогресса в выполнении своих обязательств по настоящему Протоколу.

3. Для выполнения каждой Стороной, включенной в Приложение I, обязательств по настоящей статье используются чистые изменения в величине выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, являющиеся прямым результатом деятельности человека в области изменений в землепользовании и в лесном хозяйстве, ограниченной, начиная с 1990 года, облесением, лесовозобновлением и обезлесиванием, измеряемые как поддающиеся проверке изменения в накоплениях углерода в каждый период действия обязательств. Доклады о связанных с этими видами деятельности выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов представляются в транспарентном и поддающемся проверке виде и рассматриваются в соответствии со статьями 7 и 8.

4. До первой сессии Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, каждая Сторона, включенная в приложение I, представляет на рассмотрение Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам данные для установления ее уровня накоплений углерода в 1990 году и для проведения оценки изменений в ее накоплениях углерода в последующие годы. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на своей первой сессии или впоследствии, как только это будет практически возможно, примет решение в отношении условий, правил и руководящих принципов, касающихся того, как и какие дополнительные виды деятельности человека, связанные с изменениями в выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в категориях изменений в использовании сельскохозяйственных земель и землепользовании и лесного хозяйства, прибавляются к количествам, установленным для Сторон, включенных в приложение I, или вычитаются из них, с учетом факторов неопределенности, транспарентности при представлении докладов, возможности проверки, методологической работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата, консультаций, представляемых Вспомогательным органом для консультирования по научным и техническим аспектам в соответствии со статьей 5, и решений Конференции Сторон. Такое решение применяется во второй и в последующие периоды действия обязательств. Сторона может решить применять такое решение об этих дополнительных видах деятельности человека в свой первый период действия обязательств при условии, что эти виды деятельности имеют место с 1990 года.

Читайте также:
Немембранные органоиды клетки: почему так называются, что к ним относится, строение и функции

5. Стороны, включенные в приложение I, осуществляющие процесс перехода к рыночной экономике, базовый год или период для которых был установлен во исполнение решения 9/СР.2 второй сессии Конференции Сторон Конвенции, используют этот базовый год или период для осуществления своих обязательств по настоящей статье. Любая другая Сторона, включенная в приложение I, осуществляющая процесс перехода к рыночной экономике, которая еще не представила свое первое национальное сообщение согласно статье 12 Конвенции, может также уведомить Конференцию Сторон, действующую в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, о том, что она намерена использовать иной, чем 1990 год, базовый год или период для осуществления своих обязательств по настоящей статье. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, решает вопрос о принятии такого уведомления.

6. С учетом пункта 6 статьи 4 Конвенции при выполнении ими своих обязательств, помимо обязательств, предусмотренных в настоящей статье, определенная степень гибкости предоставляется Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, тем Сторонам, включенным в приложение I, которые осуществляют процесс перехода к рыночной экономике.

7. В первый период действия определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов с 2008 до 2012 года, установленное количество для каждой Стороны, включенной в приложение I, равно зафиксированной для нее в приложении В процентной доле ее чистых совокупных антропогенных выбросов парниковых газов, перечисленных в приложении А, в эквиваленте диоксида углерода за 1990 год или за базовый год или период, определенный в соответствии с пунктом 5 выше, умноженной на пять. Те Стороны, включенные в приложение I, для которых изменения в землепользовании и лесное хозяйство являлись в 1990 году чистыми источниками выбросов парниковых газов, для целей расчета своих установленных количеств включают в свои выбросы за базовый 1990 год или за базовый период совокупные антропогенные выбросы из источников в эквиваленте диоксида углерода за вычетом абсорбции поглотителями в 1990 году в результате изменений в землепользовании.

8. Каждая Сторона, включенная в приложение I, для целей расчета, упомянутого в пункте 7 выше, может использовать 1995 год как базовый год для гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы.

9. Обязательства для последующих периодов для Сторон, включенных в приложение I, устанавливаются в поправках к приложению В к настоящему Протоколу, которые принимаются в соответствии с положениями пункта 7 статьи 21. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, начнет рассмотрение таких обязательств не менее чем за семь лет до конца первого периода действия обязательств, упомянутого в пункте 1 выше.

10. Любые единицы сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 6 или статьи 17, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны.

11. Любые единицы сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона передает другой Стороне в соответствии с положениями статьи 6 или статьи 17, вычитаются из установленного количества передающей Стороны.

12. Любые сертифицированные единицы сокращения выбросов, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 12, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны.

13. Если выбросы Стороны, включенной в приложение I, в тот или иной период действия обязательств меньше количества, установленного для нее согласно настоящей статье, то эта разница, по просьбе этой Стороны, прибавляется к установленному количеству этой Стороны на последующие периоды действия обязательств.

14. Каждая Сторона, включенная в приложение I, стремится осуществлять обязательства, упомянутые в пункте 1 выше, таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные социальные, экологические и экономические последствия для Сторон, являющихся развивающимися странами, в особенности для тех Сторон, которые перечислены в пунктах 8 и 9 статьи 4 Конвенции. Согласно соответствующим решениям Конференции Сторон об осуществлении этих пунктов Конференция Сторон Конвенции, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на своей первой сессии рассмотрит, какие действия необходимо предпринять для сведения к минимуму неблагоприятных последствий изменения климата и/или последствий мер реагирования для перечисленных в упомянутых выше пунктах Сторон. К числу вопросов, подлежащих рассмотрению, относятся обеспечение финансирования, страхование и передача технологий.

Ограничение выбросов парниковых газов: как повлияет на деятельность предприятий?

Наконец опубликован Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступит в силу с 30.12.2021; далее — Федеральный закон № 296-ФЗ), разговоры о котором лидировали в информационной повестке последних месяцев. В статье рассмотрим, какие ограничения выбросов парниковых газов (далее — ПГ) установлены Федеральным законом № 296-ФЗ и планируемыми к выпуску подзаконными актами.

Читайте также:
Список самых больших государств мира по площади: крупнейшие страны мира и Европы

Федеральный закон № 296-ФЗ направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов ПГ. Поскольку закон рамочный, должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие.

Рассмотрим, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов планируемое ограничение выбросов ПГ.

Перечень парниковых газов

Федеральный закон № 296-ФЗ дает следующее определение парниковым газам: ПГ — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают или переизлучают инфракрасное излучение.

Предлагается утвердить перечень ПГ, подлежащих учету на территории РФ:

• двуокись углерода (CO2);

• гексафторид серы (SF6);

Регулируемые организации

Федеральный закон № 296-ФЗ также вводит понятие «регулируемые организации» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ в количестве, эквивалентном 150 тыс. т и более углекислого газа в год за период до 01.01.2024 (на 2022–2023 гг.), 50 тыс. т и более — после 01.01.2024.

Такая двухэтапная разбивка хозяйствующих субъектов по массе выбросов связана с тем, что информация о выбросах ПГ хозяйствующими субъектами практически отсутствует, имеются только экспертные оценки. В силу этого целесообразно на первом этапе определить регулируемые организации с массой выбросов парниковых газов 150 тыс. т углекислого газа в год, а затем, откорректировав законодательство, перейти к остальным значимым источникам выбросов ПГ.

Критерии отнесения к регулируемым организациям

Правительство РФ до 01.01.2022 должно утвердить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям.

Критерием отнесения к регулируемым организациям станет осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем следующей хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 150 тыс. т углекислого газа в год и более (на 2022–2023 гг.):

№ п/п

Деятельность, сопровождаемая выбросами ПГ

Стационарное сжигание всех видов газообразного, жидкого и твердого топлива в котельных агрегатах, турбинах, печах, инсинераторах и других теплотехнических агрегатах, осуществляемое с целью выработки тепловой и (или) электрической энергии для собственных нужд организаций или отпуска потребителям, а также для осуществления иных технологических операций (за исключением сжигания биогаза, биомассы и продуктов ее переработки)

Сжигание на факельных установках природного газа, попутного нефтяного газа, шахтного метана и других углеводородных смесей от продувки скважин, дегазации и вентиляции угольных шахт, опорожнения и продувки технологического оборудования и трубопроводов, утилизации некондиционных углеводородных смесей, нейтрализации выбросов загрязняющих веществ и других технологических операций

Проведение технологических операций, осуществляемых при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти и природного газа, а также при добыче угля подземным способом (удаление технологических газов в атмосферу через свечи и дефлекторы (отведение, рассеивание, стравливание) без сжигания или каталитического окисления, продувки скважин, технологических трубопроводов, участков газопроводов, технологического оборудования; стравливание из технологического оборудования, из коммуникаций, участков газопроводов; вытеснение воздуха газом; выветривание (дегазация); пуски, остановки, изменение режимов работы газоперекачивающих агрегатов, а также дегазация сопутствующих газов из угольных пластов и вентиляция воздуха угольных шахт)

Промышленные процессы, связанные с переработкой нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях (стационарное сжигание топлива, сжигание углеводородных смесей в факелах, каталитические процессы крекинга и риформинга, прокалка кокса и производство водорода, сжигание углеводородных смесей в факелах, производство нефтяного кокса и окисленных битумов, сероочистка)

Производство кокса (сжигание топлива в печах коксования, окисление углерода кокса и коксующихся углей, сжигание сопутствующих продуктов производства кокса)

Кальцинация (высокотемпературное разложение) карбонатного сырья при производстве цемента, получении клинкера (включая использование углеродсодержащих некарбонатных материалов при производстве клинкера), извести, а также при производстве керамических изделий (кирпичей, кровельной черепицы, глазурованных керамических труб, огнеупорных и керамзитовых изделий, напольной и стеновой плитки, столовых и декоративных предметов (бытовая керамика), керамической сантехники, технической керамики и неорганических абразивных материалов со связующим)

Высокотемпературное расплавление карбонатов щелочных и щелочноземельных элементов при производстве всех типов стекла, включая тарное стекло, листового стекла, стекловолокна и стеклянной (минеральной) ваты (код ОКВЭД 2 — 23.1 «Производство стекла и изделий из стекла»)

Паровой риформинг газообразного углеродсодержащего сырья или частичное окисление жидкого или твердого углеродсодержащего сырья при производстве аммиака, получении карбамида (мочевины), товарного углекислого газа или других химических веществ

Каталитическое окисление аммиака и проведение химических реакций с окислами азота при производстве азотной кислоты, капролактама, глиоксаля и глиоксиловой кислоты

Читайте также:
Животные Урала, птицы и растения, Красная книга, разнообразие природы

Дожигание отходящих технологических газов и отходов производства в печах дожига и факельных установках, отведение технологических газов в атмосферу без сжигания, а также сжигание отходящих технологических газов, побочных продуктов и отходов производства для энергетических и технологических целей при получении метанола, этилена и пропилена, этилендихлорида, окиси этилена, акрилонитрила, сажи в нефтехимическом производстве

Производство хлордифторметана (ГХФУ-22, хладон-22) и элегаза (гексафторид серы)

Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве железорудных окатышей, агломерата, железа прямого восстановления, чугуна, стали и стального проката

Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве ферросплавов (феррохрома, ферромарганца, ферромолибдена, ферроникеля, ферросилиция, ферротитана, ферровольфрама, феррованадия, силикомарганца и других видов ферросплавов или металлического кремния)

Нарушение технологических параметров в электролизерах при использовании электролитического способа получения первичного алюминия, использование анодной массы и предварительно обожженных анодов в результате окисления углерода анодной массы и анодов в электролизерах, производство предварительно обожженных анодов и прокалке кокса в результате сжигания топлива

Неэнергетическое использование топлива (использование топлива в технологических процессах, не связанных с выработкой энергетических ресурсов), применение восстановителей и карбонатных материалов в технологических процессах при производстве кальцинированной соды, водорода, свинца, цинка, целлюлозно-бумажное производство

Сжигание ископаемого топлива авиационным или железнодорожным транспортом: в результате потребления авиационного топлива на всех типах воздушных судов (самолетов), используемых организациями для осуществления внутренних коммерческих авиационных перевозок, включая рейсы без коммерческой загрузки, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, а также для осуществления внутрироссийских пассажирских и грузовых перевозок магистральным железнодорожным транспортом, а также вспомогательными установками и тепловозами

Ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, а также птиц

Критерии будут действовать два года, а с 01.01.2024 будут введены критерии осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 50 тыс. т углекислого газа в год и более.

Отчет о выбросах парниковых газов

Регулируемые организации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Росприроднадзор отчет о выбросах ПГ в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством РФ. Росприроднадзор осуществляет проверку указанных отчетов и ведет реестр выбросов ПГ (государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах ПГ).

В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрена ответственность за непредставление отчетов о выбросах ПГ (а также представление их не в полном объеме и (или) представление в них недостоверной информации), а именно наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 100 до 150 тыс. руб.;

• на юридических лиц — от 200 тыс. до 1 млн руб.

Оценка выбросов парниковых газов

У хозяйствующих субъектов еще есть время для оценки фактических выбросов ПГ в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов ПГ.

Правовое регулирование

Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждены Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.

Методические указания и руководство касаются следующих отраслей промышленности:

• прочие промышленные процессы;

• сжигание в факелах;

• сжигание топлива и производство материалов;

В долгосрочной перспективе

Чтобы понять долгосрочные перспективы сокращения ПГ, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», которым в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12.12.2015 Правительству РФ поручено:

а) обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов ПГ до 70 % относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;

б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г. и утвердить ее;

в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов ПГ, а также по увеличению поглощения таких газов.

Н.Д. Сорокин, заместитель генерального директора ООО «Фирма “Интеграл”», к.ф.-м.н.

Парниковые газы: 17 ссылок на документы в области управления выбросами углерода

Сегодня в бизнес-среде тема управления выбросами парниковых газов (ПГ) актуальна, как никогда. Но разобраться в ней не просто. Мы собрали важные ссылки на ключевые веб-документы, которые регулируют данную область как на национальном, так и на международном уровне.

Читайте также:
Влияние человека на природу: негативное воздействие на окружающую среду

Мы включили в этот обзор:

  • российские методологические указания по расчету прямых, косвенных энергетических выбросов и поглощений парниковых газов;
  • признанные на международном уровне методологии, стандарты и инструменты;
  • важные международные документы, опубликованные летом 2021 года.

Перечень включает инструменты, касающиеся корпоративного углеродного следа и углеродного следа продукта.

1. Федеральный закон от 02.07.2021 г. №296-ФЗ
В России в конце 2021 года вступит в силу опубликованный в июле Федеральный закон №296 «Об ограничении выбросов парниковых газов» для регулируемых организаций, который обязывает вести соответствующую отчетность и формирует понятийную базу (климатический проект, углеродная единица, реестр углеродных единиц, кадастр парниковых газов и т.д.) для обращения углеродных единиц.

2. Приказ Минприроды РФ от 29.06.2015 г. №300
В 2015 году были утверждены методические указания и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в России. Согласно методике возможен расчет прямых выбросов парниковых газов за календарный год (отчетный период) в целом по организации или отдельно для каждого филиала и подразделения. Ожидается обновленная версия методических указаний во исполнение п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 2 июля 2021 г. «Об ограничении выбросов парниковых газов».

3. Приказ Минприроды РФ от 30.06.2015 г. №330
В 2015 году были утверждены методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов. Количественное определение объема косвенных энергетических выбросов осуществляется региональным и рыночным методами.

4. Распоряжение Минприроды РФ от 30.06.2017 г. №20-р
В России утверждены методические указания по количественному определению объемов поглощения парниковых газов. В указанных методических указаниях объем поглощения парниковых газов рассматривается как баланс между их выбросами из источников и абсорбцией поглотителями, происходящими в окружающей среде в результате природных и антропогенных процессов. Определение объема поглощения парниковых газов может определяться при реализации проектов, направленных на лесовосстановление, лесоразведение и рекультивацию земель.

5. Распоряжение Минприроды РФ от 16.04.2015 г. №15-р
Утверждены Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах РФ. Согласно методике, рекомендуется проводить инвентаризацию объема выбросов парниковых газов один раз в год и включать в оценку выбросов парниковых газов только те категории источников выбросов (видов деятельности), которые будут вносить наибольший вклад в совокупный выброс для большинства субъектов Российской Федерации. Методические рекомендации включают оценки выбросов парниковых газов для секторов «Энергетика», «Промышленные процессы и использование продукции», «Сельское хозяйство» и «Отходы».

6. ГОСТ ИСО 14064-1:2006
Первая часть комплекса стандартов ИСО 14064 содержит требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации. В стандарте рассмотрены принципы и требования к проектированию, разработке, управлению и отчетности по реестрам по парниковым газам на уровне организации.

7. ГОСТ ИСО 14064-2:2007
Вторая часть комплекса стандартов ИСО 14064 содержит требования и руководство по количественной оценке, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их удаления на уровне проекта. Она распространяется на проекты по ПГ или деятельности, основанной на проектах, специально разработанной для того, чтобы уменьшить выбросы ПГ или увеличить удаление ПГ.

8. ГОСТ ИСО 14064-3:2007
Третья часть комплекса стандартов ИСО 14064 распространяется на принципы и требования к верификации реестров ПГ, а также к валидации и верификации проектов по ПГ. Эта часть может использоваться организациями или независимыми сторонами для валидации или верификации утверждений, касающихся парниковых газов.

9. GHG Protocol Corporate
Наиболее часто используемый стандарт для определения корпоративного углеродного следа The GHG Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard содержит требования и руководящие указания для компаний, которые готовят кадастр выбросов ПГ на уровне организации. Стандарт охватывает учет и отчетность по семи парниковым газам. Он был обновлен в 2015 году с помощью Руководства Scope 2, которое позволяет компаниям достоверно измерять и сообщать о выбросах от приобретенной или приобретенной электроэнергии, пара, тепла и охлаждения.

10. GHG Protocol Scope 3
Стандарт учета и отчетности корпоративной цепочки создания стоимости (Scope 3) позволяет компаниям оценивать влияние косвенных выбросов в рамках всей своей цепочки создания стоимости и определять, на чем сосредоточить деятельность по сокращению выбросов.

11. GHG Calculation Tools
Инструменты GHG Protocol позволяют компаниям и городам разрабатывать всеобъемлющие и надежные кадастры своих выбросов ПГ и помогают отслеживать прогресс в достижении их климатических целей. На сайте представлены следующие типы инструментов расчета: отраслевые, межсекторальные, специфичные инструменты для конкретных стран и в целом для стран и городов.

Читайте также:
Какое самое маленькое море в мире: описание, статистика и факты

12. 2006 IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories
Самые популярные Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК от 2006 года содержат согласованные на международном уровне методологии, для использования странами при оценке кадастров парниковых газов. Руководство представлено в 5 томах: общие руководящие указания и отчетность, энергетика, промышленные процессы и использование продуктов, сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие виды землепользования, и отходы.

13. GHG Protocol Product
Данный Протокол является стандартом учета и отчетности углеродного следа продукта. Он может использоваться для понимания выбросов парниковых газов продукта в течение всего жизненного цикла и сосредоточения усилий на наибольших возможностях сокращения выбросов парниковых газов.

14. ГОСТ Р 56276-2014 / ISO/TS 14067:2013
В 2013 году был опубликован стандарт с требованиями и руководящими указаниями по количественному определению и предоставлению информации. В нем детализируются принципы, требования и руководящие указания для количественного определения и передачи информации по углеродному следу продукции (УСП), включая услуги, основанные на выбросах ПГ и поглощении в течение жизненного цикла продукции.

15. PAS 2050
Полезным руководством по расчету углеродного следа продукта является PAS 2050, обновленный в 2011 году. Это общедоступные технические условия по методам измерения выбросов парниковых газов, связанных с производством и потреблением продукции и оказанием услуг. Данный углеродный стандарт может быть использован для идентификации главных источников выбросов или «горячих точек» в цепи поставок и тем самым поможет выдвинуть приоритетные инициативы по снижению выбросов.

16. Шестой оценочный доклад МГЭИК, 2021, I часть
Шестой оценочный доклад (ОД6) Межправительственной группы экспертов по изменению климата, как и другие, ранее опубликованные, состоит из вкладов трех рабочих групп и Обобщающего доклада, в котором объединены оценки рабочих групп и специальные доклады, подготовленные в ходе цикла. В августе 2021 года вышла первая часть Шестого оценочного доклада МГЭИК, в которой содержатся наиболее полные сведения о климате. Доклад готовят сотни ученых со всего мира, анализируя тысячи научных работ с результатами наблюдений, компьютерного моделирования и тщательно проверяют каждую формулировку.

17. Проект Механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР) Евросоюза
В июле 2021 года был опубликован проект Механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР) Евросоюза. Документ предусматривает поэтапное введение ТУР, которое предполагает обязательную закупку импортерами сертификатов на выбросы парниковых газов в соответствии с углеродоемкостью их продукции. Согласно Проекту, в течение переходного периода (2023-2026 гг.) ТУР будет применяться в отношении импорта в ЕС продукции 5 отраслей: черной металлургии, цемента, некоторых удобрений, алюминия и электроэнергии. В полной мере система ТУР начнет функционировать с 2026 года с возможным расширением сферы применения механизма на товары других отраслей промышленности.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области испытаний, инспекционных услуг и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Наши 93,000 сотрудников работают в 2,600 офисах и лабораториях по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария, делая мир лучше, безопаснее и технологичнее.

SGS предоставляет услуги в области климата и парниковых газов с 1997 года и имеет мировой опыт по верификации и расчету выбросов парниковых газов. Мы обладаем рядом аккредитаций по разным стандартам и схемам, включая, но не ограничиваясь: ISO 14064-3, ISO 14065, ISO 14067, PAS 2060, PAS 2050, европейская система торговли выбросами (EUETS), EUETS авиация, CORSIA.

Киотский протокол 1997 года – содержание, идея и суть

Деятельность человека, развитие промышленности и высоких технологий оказывают губительное влияние на экологию планеты. Особенно остро в XXI веке стоят проблемы истощения озонового слоя, глобального потепления и загрязнения воздуха. Киотский протокол 1997 года был принят мировым сообществом, с целью снизить выброс парниковых газов в атмосферу. Ратификация договора странами-участниками имеет как свои плюсы, так и минусы.

  • Суть международного договора
  • Ратификация в России

Киотский протокол 1997

Суть международного договора

Документ, который в оригинале называется Kyoto protocol, является приложением к Рамочной конвенции об изменении климата, принятой ООН в 1992 году. Соглашение было составлено в японском городе Киото 11 декабря 1997 г. Исполнение положений договора было разделено на 2 периода. Первый этап закончился в 2012 году, второй продлится до конца 2020 г.

Проблема загрязнения планеты

В 1980-е годы мировое сообщество впервые обратило внимание на проблему глобального потепления. Согласно презентации учёных на заседании ООН, это явление может спровоцировать таяние льдов и повышение уровня мирового океана. В результате увеличения среднегодовой температуры на планете будут затоплены прибрежные территории многих стран.

Читайте также:
Станции в Антарктиде: кто живет в полярной Арктике, толщина льда на континенте

Парниковые газы

Главными движущими факторами глобального потепления являются парниковые газы. В XX веке из-за активного развития промышленности выбросы вредных веществ в атмосферу существенно увеличились. Углекислый газ и метан поглощают солнечные лучи, из-за чего поверхность земли остывает намного медленнее, а температура воздуха, напротив, растёт.

В 1992 году на заседании ООН была разработана концепция предотвращения глобальной катастрофы, которая заключается в соблюдении следующих мер:

  1. Стабилизация и уменьшение доли выбросов парниковых газов.
  2. Постепенная замена «грязных» технологий на экологически чистые.
  3. Применение энергосберегающих и очистных сооружений.

В 1997 г. эти положения были кратко прописаны в Киотском договоре. Протокол ратифицировали 192 государства. Но из-за противоречий в содержании документа, исполнять положения акта согласились не все державы.

Положительное действие документа

Главная идея Киотского протокола заключалась в снижении выбросов опасных газов в атмосферу на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Для каждой державы устанавливались индивидуальные квоты, в зависимости от уровня развития промышленности. Основные обязательства по снижению доли вредных веществ в воздухе взяли на себя:

  • европейские государства;
  • страны Прибалтики;
  • Япония;
  • Канада и США;
  • Россия;
  • Украина.

Денежная компенсация

Киотский договор предусматривает гибкие механизмы исполнения. К примеру, если держава выбросила в атмосферу меньше вредных газов, чем предусмотрено по квоте, она могла продать излишки другой стране. Кроме этого, применялась модель чистого развития. То есть страна, выполнившая условия договора, могла рассчитывать на денежную компенсацию.

В период с 2005 по 2012 год учёные наблюдали позитивные итоги международного соглашения. Поэтому стороны приняли решение утвердить дополнительный период действия договора. Второй Киотский протокол был подписан в 2012 году.

Новый текст документа включает в себя обязательства по сокращению газовых выбросов и предоставлению краткого доклада, доказывающего исполнение положений договора. Принятый акт действует до конца 2020 года.

Недостатки протокола

Проблемы с ратификацией договора возникли ещё в 1997 году. Некоторые научные сообщества поставили под сомнение само существование глобального потепления. Ведь среднегодовое повышение температуры на Земле происходило и раньше, например, 140 или 10 тыс. лет назад. В те времена явление не могло зависеть от деятельности человека. Повышение концентрации углекислого газа, по мнению некоторых экспертов, является не причиной, а следствием потепления.

Комиссия ООН

К тому же Киотский протокол ставит страны в неравное положение. Преимущества получают те, кто использует экологически чистые технологии. Владельцы традиционных предприятий, напротив, несут существенные расходы. Ситуация осложняется тем, что комиссия ООН никак не регулирует исполнение обязательств.

США, которые ранее подписали акт, в 2001 г. отказались его ратифицировать. Канада вышла из договора в 2012 году. Китай, Индия и бо́льшая часть развивающихся стран тоже не примкнули к участникам соглашения. Целесообразность подписания документа ставилась под сомнение. Только благодаря участию России, Казахстана и Евросоюза протокол всё-таки был принят.

Ратификация в России

В России Киотское соглашение тоже приняли не сразу. Сотрудники академии наук выступали против ратификации договора, так как считали, что документ не имеет никакого научного обоснования. Меры по снижению уровня загрязнения воздуха сотрудники РАН считали малоэффективными.

В России Киотское соглашение

Тем не менее в ноябре 2004 г. Киотский акт всё-таки был подписан. Но из-за отсутствия нормативно-правовой базы, реестра выбросов газовых отходов и алгоритма замены технологий, в первые годы положения документа не соблюдались. Только в 2009 году российские компании стали подавать первые заявки на продажу квот. Основным оператором углеродных единиц стал Сбербанк РФ, что стало причиной резкой критики властей.

В 2017 и 2018 гг. Россия объявляла о перевыполнении обязательств Киотского договора. Принимать участие в каком-либо мероприятии второго периода соглашения страна не планирует.

Несмотря на противоречивое содержание, Киотский протокол имеет большое значение в глобальной политике по защите окружающей среды. Государствам впервые удалось прийти к консенсусу и применить модель приращений для решения экологических вопросов. Официальный текст документа находится в свободном доступе, его можно скачать или прочитать в любой справочно-правовой системе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: