Девиантное поведение: характеристика, причины, основные формы и типы явления

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.
Читайте также:
Честолюбие и честолюбивый человек: как распознать и что означает, как избавиться

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Читайте также:
Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты - гуманитарий или технарь; противоположность гуманитария

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Девиантное поведение: характеристика, причины, основные формы и типы явления

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Читайте также:
Определение и характеристика ощущений, их классификация и примеры в психологии

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Девиантное поведение и его опасность для общества

Девиантное поведение и его опасность для общества

Девиантное поведение характеризуется изменением поведения человека с отклонением от общепринятых норм, социально одобренных стандартов. Проблема девиантного поведения перед человечеством стоит давно. Подобные манеры не одобрены социальным обществом и нормами. Девиант – это человек, который имеет отличительные характеристики в личностных качествах, поведении, и поступках. Изучением девиантов занимаются социальные науки, медицина, психологические и психиатрические направления.

Основные формы девиантного поведения

Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:

Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.

Читайте также:
Что такое потребности человека: определение и описание, их типы и особенности

Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.

Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.

Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.

Причины возникновения девиантного поведения

Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.

Причины девиации формируются на основании следующих факторов:

Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.

Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.

Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.

Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.

Профилактика девиантного поведения

Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.

Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:

Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.

Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.

Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.

Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.

Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.

Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.

Заключение

Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.

Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения

Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особенно остро. Нежелательную реакцию у молодежи вызывают разные факторы: экономическое неравенство, массовая глобализация, ограниченный или, напротив, свободный доступ к нерецензированной информации, демократическое развитие, интеграционные мероприятия.

Юные бунтари выступают против несправедливости, установленной или навязанной моральными принципами, сформированными окружением или СМИ. Часто этот протест принимает опасные формы, вредные для всего общества.

Что такое поведение в общем смысле

Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.

Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.

Читайте также:
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, повышение показателей

В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.

Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.

Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.

Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.

Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций – изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами

Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.

Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.

Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.

В основе аномального поведения лежат:

  • Эгоистичные цели . Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
  • Агрессивные проявления . Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивное отношение к жизни . Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения классифицируются в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, законы), мотивации (эгоистичная, агрессивная, пессимистическая), масштаба (индивидуум, группа людей, организация).

Разнообразие девиантного поведения

Можно выделить две большие группы поведенческих отклонений. Они принципиально отличаются целым рядом диаметрально противоположных мотивационных элементов.

  • Психические расстройства – наличие у подростков врожденной или приобретенной патологии. Поведенческие отклонения чаще всего наблюдаются у людей с шизофренией, слабостью, глупостью, умственной отсталостью и другими нарушениями сознания. В эту группу могут также входить люди, находящиеся в состоянии стресса, когда некоторые отклонения в поведении находятся на грани нормы и патологии. Эти люди часто не проходят необходимого лечения, поскольку могут жить полной жизнью, не находя у себя психических расстройств.
  • Антисоциальное поведение . Негативные действия совершают абсолютно вменяемые люди. Их бунт имеет множество разных причин: от скуки и праздности до попытки перевернуть все устои общества из-за несправедливого распределения в нем богатства. Если преступления, совершенные этими людьми, не приносят большого вреда обществу, за нарушения на них налагаются штрафные санкции в соответствии с нормами трудового и административного права. В компании, учреждении или офисе людям грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если преступление является уголовным преступлением, к виновным применяются более суровые наказания.

Акцентуация личности

Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Она определяет поведение и поступки человека, накладывает отпечаток на все сферы его жизни: отношение к себе, к окружающим, к миру. Эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних, переходящих во взрослую жизнь. У подростков ярко проявляется определенная черта характера, часто отрицательная, что приводит к проблемам в общении с окружающими.

Например, он может открыто грубить учителям и родителям, не выполнять домашнее задание, игнорировать просьбы взрослых о помощи. Причин такого поведения может быть несколько: общеобразовательная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние подросткового возраста. Если добавить к этому неприятности личного характера или пережитый стресс из-за проблем в семье, можно получить большое число извращенцев, готовых отомстить всем и за все.

Бывает, что детский протест неактивен, выражается в пассивной форме. Эта поведенческая реакция приводит к депрессии, которую тщательно маскируют от взрослых. Она может развиваться из-за воображаемых физических недостатков, которые дети приписывают себе в подростковом возрасте.

Читайте также:
Эмоции в психологии, определение: что это такое и как они могут использоваться для достижения успеха

Кроме того, подростки иногда неразумно берут на себя ответственность за важные или трагические события: например, испытывают чувство вины после потери любимого человека, смерти животного или считают себя виновным в тяжелой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Существует несколько теорий девиативного поведения. Первая – биологическая. Ее автор – К. Ломброзо. Долгое время ученый работал тюремным врачом, в результате чего им было выявлено множество биологических и наследственных факторов. Он также указал, что окружающая среда также влияет на формирование поведения, но ключевая роль принадлежит генетике.

Другой ученый, Эмиль Дюркгейм, разработал социологическую теорию девиантного поведения. Он изучал самоубийства (это тоже можно считать отклонением от нормы) и определил понятие аномии – ситуация в обществе, при которой старые нормы разрушаются, а новые еще не сформированы.

По его мнению Дюркгейма, нормы – стандарты, уместные для всего общества, а девиативное поведение – это то, что не принимается большинством людей. Аналогичную теорию вывел Т. Селлин. Он писал, что девиантное поведение – результат столкновения двух культур.

Психологи, в свою очередь, выдвинули несколько теорий. Так, Фрейд отмечал, что в дивиантное поведение связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман, напротив, писал о том, что речь идет только о страхе. Поэтому девиативное поведение возникает как защита.

Социологи называют три основных источника публичного подросткового поведения, выходящего за рамки общепринятых норм.

Некоторые люди благосклонно относятся к девиантам, жалеют их, обвиняя во всем образование и жизнь в неблагополучных семьях, забывая при этом, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Многие люди выросли во враждебной среде, но благодаря целеустремленности и силе воли сумели достичь определенных высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Для девиантного поведения характерны полное отсутствие у подростков сильных черт и апатия ко всему, что их окружает. Они выбирают в жизни легкий, но опасный путь, который дает ложное забвение в виде алкоголя и наркотиков или воображаемое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология девиации

Типология поведения, несовместимого с принятыми в обществе нормами, нашла отражение в трудах американского социолога Роберта Крола Мертона, известного своими исследованиями по этой проблеме. Его типология основана на определении девиации как разрыва между одобряемыми обществом целями и методами их достижения. Ученый выделил 4 типа девиации.

  • Инновации . Люди признают социально одобряемые цели, но отрицают законные способы их достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие ученые).
  • Ритуализм . Социальные цели игнорируются, но принимаются традиционные, одобряемые обществом пути их достижения (бюрократ).
  • Ретритизм – бегство от реальности. Выражается в отказе от социально одобренных целей и всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  • Бунт. Отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционер).

Алкоголизм и наркомания в молодежной среде

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем другие.

Алкоголизм – чрезмерное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, угрожающее их физическому и психическому здоровью, патологическое пристрастие вызывает привыкание. Причин тому множество: генетическая предрасположенность, врожденный синдром, индивидуальные особенности личности, неблагоприятная среда, любопытство. Также подростки употребляют алкоголь из-за низкого уровня развития, отсутствия значимости в коллективе, незащищенности.

Чтобы уберечь ребенка от пагубного воздействия алкоголя, необходимо найти ему увлекательное занятие, а также хороших знакомых, показывающих примры самоутверждения другими методами. Общество приняло правовые меры по предотвращению алкоголизма среди молодых: запрет на продажу алкоголя лицам младше 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Более того, приучение детей к употреблению алкоголя является преступлением, которое карается административным и уголовным законодательством.

Наркомания – еще одно отклонение от нормы поведения. Оно означает систематическое употребление опьяняющих веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток попадает в зависимость от таблеток, порошков и инъекций из-за пренебрежительного отношения к нему общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние выражают себя или удовлетворяют свое любопытство. Наркоманы нередко встают на преступный путь, чтобы незаконно добыть деньги на покупку зелья. Такие дети должны пройти лечение в специализированных учреждениях.

Проституция и гомосексуализм в молодежной среде

Предоставление сексуальных услуг за деньги или бесплатно, к сожалению, не является чем-то необычным в подростковой среде. Основная причина этого – желание заработать деньги, улучшить собственное материальное положение, если родители не в состоянии удовлетворить все прихоти ребенка, стремящегося к продиктованной модой и продвигаемой СМИ «красивой жизни». К этому можно добавить низкий уровень подростковой культуры и ее социальную распущенность, проблемы в семье и равнодушие взрослых.

Проституция становится своего рода спасением от трудностей и невзгод. С целью снижения уровня детской проституции до минимума рекомендуется разработать специальные программы по половому воспитанию, выравниванию социального неравенства, повышению культуры населения.

Что касается гомосексуализма, то в большинстве случаев это врожденная предрасположенность. Признавая, что он не такой, как другие, подросток впадает в депрессию, начинает употреблять большое количество наркотиков и алкоголя, страдает неврозами и психическими расстройствами. Такие изменения требуют квалифицированной помощи специалиста.

Читайте также:
Что означает понятие Социум в психологии, философии, и чем оно отличается от общества

Самоубийства и преступления в молодежной среде

Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу.

Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.

Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.

Помощь трудным подросткам

Как помочь подросткам выбраться из юношеской антиобщественной бездны, в которую они погрузились?

  1. Во-первых, поможет специальная госпрограмма. Аномальное поведение детей нужно контролировать, это задача специалистов. В этом плане большое значение имеет открытие реабилитационных центров, где работают опытные специалисты, способные вылечить подростков с зависимостью, направить их энергию в мирное русло, на решение продуктивных задач.
  2. Во-вторых, в каждом городе должны работать неоценимые телефонные линии доверия, а также горячие линии, где предлагают помощь семейные психологи национального и регионального уровня.
  3. В-третьих, изучение экологической адаптации подростков нельзя прекращать ни на день. Аномальное поведение требует постоянного контроля, который должен осуществляться на основе полного взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, милицией, представителями опеки. В случае необходимости детей с девиантным поведением органы опеки забирают из семьи, если причиной отклонения в их поведении является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для профилактики девиантного поведения разработаны следующие меры:

  • Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции предназначены для обучения молодежи и формирования у подростков устойчивого отвращения к наркотикам и алкоголю.
  • Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет на рекламу табака и алкоголя.
  • Организация интересного и познавательного досуга молодежи. Работа с детьми с девиантным поведением требует разработки развлекательного сценария, соответствующего современным тенденциям.
  • Забота о материальном благополучии детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, религии, уровня образования и других факторов. Основная задача – наладить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы ученик обратится за помощью к своей матери или отцу, а не к сомнительному другу.

Чтобы избежать проблем в будущем, родители должны с раннего детства правильно воспитывать ребенка и уделять ему максимум внимания: дарить ему любовь и нежность, не ругаться в его присутствии, разговаривать с ребенком на разные темы, делиться своими чувствами и переживаниями, прислушиваться к его мнению. Дружеские семейные отношения – гарантия того, что родители никогда не столкнуться с девиантным поведением сына или дочери.

Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:

  • поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

Среди них важнейшее значение имеют:

биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

  • конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Читайте также:
Субординация между начальником и подчинённым — что это такое, соблюдение и нарушение деловых отношений

Признаки девиантного поведения

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.

Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.

Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.

Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.

Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).

Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.

Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях, молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18 лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.

Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности.

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий
  • Работа психолога и специалиста по социальной работе в больницах и поликлиниках.
  • Психологическая профилактика в школах.
  • Работа специалистов с неблагополучными семьями.
  • Организация общественных групп молодёжи (волонтерские движения).
  • Профилактика СМИ.
  • Работа специалистов с беспризорными детьми на улице.
  • Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.

Врач психиатр-нарколог ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Татьяна Краснослободцева

Девиантное поведение: характеристика, причины, основные формы и типы явления

В статье анализируются существующие типологии и классификации девиантного поведения. На основе теоретического анализа автор предлагает собственный вариант классификации типов и видов девиантного поведения, нашедший свое отражение в Матрице социальных девиаций.

Как отмечает Я.И. Гилинский, мировые процессы глобализации сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений; все виды девиантности функциональны как формы жизнедеятельности, они не элиминированы и продолжают конструироваться социумом и СМИ [3].

Читайте также:
Какие этапы проходит личность в процессе становления; формирование человеческой личности, этапы развития

Огромное разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Е.В. Змановская (2006) считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения [6]. С целью ее дальнейшего создания проанализируем существующие на сегодняшний день типологии и классификации социальных девиаций.

В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые считали целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на следующие типы (разновидности): преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [10]. При этом давно ведутся дискуссии по поводу делинквентности, которая, с точки зрения одних ученых (Змановская Е., 2006; Ремшмидт Х., 1992 и др.) может включать все юридически наказуемые деяния, а с точки зрения других (Личко А.Е., 1983; Сафина Г.В., 1993 и др.) сводиться к мелким антиобщественным действиям и правонарушительному поведению, не несущему за собой уголовной ответственности: агрессивность, лживость, бродяжничество, дерзость и сквернословие, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным [9]. При этом данные качества являются также аморальными, противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям. Т.о., в силу определенных традиций имеет место смешение делинквентного и криминального поведения, наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. В.Д. Менделевич (2001) подчеркивает, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а отражающее аномалии характера аморальное поведение – асоциальный, лишь предрасполагая к совершению делинквентных и криминальных проступков [11].

Х. Ремшмидт [14] среди всех отклонений от нормы значимое место отводит асоциальности, включающей в себя криминальность и социальную запущенность. Н. Смелзер [16] описывает наиболее яркие виды девиаций, которые всегда вызывают осуждение: убийство, кровосмешение, изнасилование. Ф. Патаки [12] «бесспорными» видами девиантного поведения определяет преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституцию, самоубийство. В.Д. Плахов наряду с асоциальным и делинквентным выделяет паранормальное поведение [13]. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности [8]. К группе внешнедеструктивного поведения ученые относят аддиктивное и антисоциальное, а в группе внутридеструктивного поведения рассматривают суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Но Н. Смелзер конформистское поведение считает единственным видом недевиантного (адаптированного) поведения [16]. При этом аддиктивное поведение может быть отнесено к аутодеструктивному, поскольку ведет к саморазрушению личности.

С.А. Беличева [1] среди различных форм социальной дезадаптации и асоциального поведения выделяет докриминогенный уровень и криминогенные проявления. Она дифференцирует социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности: корыстной направленности; агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.

Е.В. Змановская все виды отклоняющегося поведения располагает на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями – на себя или на других: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное – (относительно деструктивное) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [5]. Она считает, что выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явления, негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Е.В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, отмечая три основные группы: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [5; 6]. Но в данной классификации нет места нестандартным творческим проявлениям, которые не могут быть отнесены к нормативным, поскольку норма – это нечто среднее, адаптированное, наиболее устоявшееся, часто встречающееся и не выделяющееся из общей массы явление.

Среди поведенческих девиаций Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы: позитивные (социальное творчество), негативные и социально-нейтральные [7]. Я.И. Гилинский подчеркивает, что негативные девиации дисфункциональны, т.к. дезорганизуют систему, а позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности [2]. На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделил статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций [8]. Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал бродяжничество, вандализм и его разновидность граффити, гомосексуализм, навязчивости, «черный юмор» и др. Следует заметить, что, например, граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» можно отнести и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к творческим (группа позитивных девиаций).

В.Д. Менделевич строит свою типологию на основе клинического подхода и выделения механизмов взаимодействия индивида с реальностью: борьба (противодействие), болезненное противостояние, игнорирование реальности, уход от реальности. Это сделало возможным выделение пяти типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического, на базе гиперспособностей. В.Д. Менделевич [11] отмечает также клинические формы девиантного (отклоняющегося) поведения, каждая из которых может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения: агрессия и аутоагрессия; алкоголизация, табакокурение, наркотизация и пр. злоупотребления веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические и психопатологические увлечения (от фанатизма – до разновидностей маний); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); безнравственное, аморальное, неэстетическое поведение и коммуникативные девиации.

Читайте также:
Кто такой аморал: аморальный образ жизни и поведение, значение слова

Итак, на сегодняшний день мы располагаем множеством типологий и классификаций девиантного поведения, ни одна из которых не является универсальной и междисциплинарной: Международная классификация болезней (МКБ-10) содержит перечень болезней; Уголовный кодекс – свод криминальных преступлений и т.п. Е.В. Змановская отмечает, что из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой [5]. В социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения. Это происходит потому, что ученые используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций. Ученые подчеркивают, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к нормальным, так и к болезненным проявлениям, так как нормы в обществе со временем меняются; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу нормативности или девиантности некоторых типов поведения (например, курения или убийства во время войны).

Т.о., создание междисциплинарной классификации девиантного поведения связано с определенными трудностями, поскольку нет единых и четких критериев в разграничении нормы и девиации. Многое зависит от эпохи, периода развития конкретного общества и науки в нем, сохранения идеальных норм, динамики законов и норм определенного сообщества, а также того лица или группы, которые будут осуществлять оценку поведения. Классификация типов и видов девиантного поведения всегда будет подвергаться изменениям, «обогащаясь» новыми видами и формами вследствие развития человечества, творческой и «неадаптивной активности» его отдельных представителей. При этом междисциплинарная классификация должна стать «теоретическим каркасом», способствующим разграничению типов, видов и клинических форм отклоняющегося поведения, что позволит правоведам, юристам, криминалистам, социологам, психологам, педагогам, врачам-клиницистам и другим специалистам методически верно проводить научные исследования, а на основе учета механизмов тех или иных видов девиантного поведения (эндогенных, психопатологических, психосоциальных) и степени его опасности для общества осуществлять отбор адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность и группу.

В разработанной автором статьи Матрице социальных девиаций типы, виды и разновидности девиантного поведения дифференцированы и представлены в Матрице по характеру направленности и специфике их проявлений (см. табл. 1). По вертикали в таксономической иерархии отражен тип поведения по его направленности: конструктивное – аутодеструктивное – внешне деструктивное. Степень социальной одобряемости или фактической опасности девиантного поведения для личности и общества отражена в Матрице по горизонтали. Учтено, что тип – это обобщенная модель поведения и один из высших рангов в таксономической иерархии, а вид как таксономическая систематическая единица с общими признаками может иметь множество вариаций (подвидов, разновидностей) [17, с. 593; 608]. Т.о., матрица социальных девиаций дает возможность зрительно увидеть и отметить то, что творческое поведение в крайних своих проявлениях может приближаться к антисоциальному, а внешнедеструктивные и криминальные варианты поведения в определенных ситуациях могут одобряться обществом и, следовательно, оставаться безнаказанными. Этот факт свидетельствует о подвижности социальных норм и трудности разграничения девиантного поведения.

Матрица социальных девиаций может быть дополнена клиническими формами девиантного поведения, зафиксированными в МКБ-10 в Главе V (F) – Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Существует несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства). При этом необходим короткий их глоссарий, рекомендуемый для использования работниками первичного звена здравоохранения, смежными специалистами, а также девиантологами.

На сегодняшний день матрица социальных девиаций позволяет юристам, криминалистам, социологам, психологам, педагогам и другим специалистам иметь представление о различных вариантах девиантного поведения, разграничивать их и на основе общей ориентации в первичных диагностических критериях осуществлять отбор наиболее адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность и группу – изоляцию, лечение, коррекцию и развитие, психотерапию и/или их комбинации.

Таблица 1

Матрица социальных девиаций

Тип поведения по характеру направленности

Виды и подвиды девиантного поведения по характеру проявлений

Разновидности девиантного поведения по степени социальной одобряемости

социально одобряемое и просоциальное (адаптированное к нормам определенной социальной группы)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: