Эмоции в психологии, определение: что это такое и как они могут использоваться для достижения успеха

Эмоции: понятие и функции

Эмоции являются процессом импульсивной регуляции поведения, который основан на отражении значимости внешних воздействий и их влияния на жизнедеятельность человека.

Эмоции появляются как реакция на явления окружающей среды, которые удовлетворяют или не удовлетворяют потребности человека. В случае, когда явление не соответствует потребностям, появляются отрицательные эмоции, и, соответственно, при соответствии потребности – положительные. Эмоции успеха (положительные) увеличивают стремление человека выполнить заданную цель, эмоции неуспеха (отрицательные) препятствуют, а иногда и дезорганизуют деятельность.

Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы. Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения делают человека старее, они изменяют кожу, волосы, ногти, зубы.

Люди не могут жить без эмоций. Если жизнь человека чересчур однообразна, если он не получает сильные эмоции, даже если они отрицательные, человек начинает испытывать эмоциональный голод. В результате отсутствия сильных эмоций снижается результативность деятельности. К примеру, спортсмен, относящийся к тренировкам и выступлениям без эмоций, не может испытывать радость побед и горечь поражений. В итоге у него не будет никакого успеха в деятельности.

Для преодоления эмоционального голода, люди подсознательно стремятся к совершению рискованных действий. Все опасные поступки вызывают сильные эмоции. Для того, чтобы случился эмоциональный подъем и был получен адреналин, кто-то едет покорять горные вершины, кто-то несётся на огромной скорости по автостраде, отправляется в далёкие и опасные путешествия. Когда человек стремится к удовлетворению потребности в сильных эмоциях, он создает для себя проблемные ситуации, которые потом у него не получается решить.

Итак, ежедневные сильные эмоции вредны для человека, но нельзя исключать сильные переживания. Эмоции занимают важное место в жизни человека.

Функции эмоций

  • сигнальная;
  • управляющая;
  • защитная;
  • мобилизующая;
  • компенсаторная;
  • дезорганизующая.

Сигнальная функция эмоций

Эмоциям свойственна субъективная окраска происходящего вокруг человека и в нём самом. Эмоции показывают окружающим внутреннее состояние: «не подходи, я злюсь», «обрати на меня внимание, у меня радость, которой хочу поделиться». На одинаковые события люди реагируют абсолютно по-разному, а эмоции могут помочь определить реакцию собеседника на ситуацию. Например, болельщики испытывают разочарование и огорчение от проигрыша их любимой команды, а болельщики команды соперника – радость. Эмоции помогают верно оценить эмоциональное состояние другого человека, прогнозировать развитие взаимоотношений с ним.

Управляющая функция эмоций

Эмоции нужны также, чтобы управлять поведением человека, они являются одним из психофизиологических механизмов этого управления. Это важно, поскольку появление определённого отношения к объекту оказывает влияние на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а физиологические изменения, которые сопровождают эмоции, влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Эмоции оказывают мобилизующее воздействие на человека, при помощи эмоций возможно без труда переключаться на другой вид деятельности, сильные эмоции способны поддержать высокую работоспособность в течение длительного времени.

Защитная функция эмоций

Она связывается с возникновением страха. Страх является предупреждением о реальной или о мнимой угрозе, чем способствует лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Таким образом, страх защищает нас от неприятных последствий и даже от гибели.

Академик П.К. Анохин считал, что эмоции нужны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, которые возникают при достижении цели, запоминаются и в нужной ситуации извлекаются из памяти с целью получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, которые извлекаются из памяти, наоборот, предостерегают от повторного совершения ошибок. С точки зрения П.К. Анохина, эмоциональные переживания были закреплены в эволюции как механизмы, удерживающие жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Мобилизующая функция эмоций

Она состоит в том, что сильные эмоции позволяют организму мобилизовать все силы, даже те, которые глубоко зарезервированы. Страх способствует мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при спасении бегством. Способствуют мобилизации сил организма также и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций

Она заключается в возмещении информации, которой недостаёт для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Эмоция, которая возникает при столкновении с незнакомым объектом, придает объекту определённую окраску (плохой встретился человек или хороший), основываясь на его схожести с ранее встречавшимися объектами. Хотя при помощи эмоций человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, они помогают ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Существование отражательно-оценочной и компенсаторной функций позволяет быстро решить вопрос – идти на контакт с человеком или нет.

Дезорганизующая функция эмоций

Сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, злость и т.п.) иногда нарушают поведение человека, препятствуют достижению целей. Например, злость может провоцировать человека повторять одни и те же действия, которые не приводят к успеху. Сильное волнение мешает сосредоточиться на задании, человек может забыть, что ему надо делать.

Что Такое Эмоции В Психологии?

Эмоции

Холерик и флегматик одинаково испытывают скорбь и радость, но проявляют это по-разному. Что такое эмоции знают все. Точнее, думают, что знают. Любой человек легко перечислит целый список, но откуда они берутся и реакцией на что являются, ответят единицы. Часто обыватели путают чувства и эмоции, хотя это не одно и то же.

Читайте также:
Кто такой аморал: аморальный образ жизни и поведение, значение слова

Эмоции – это вторичная реакция на чувства, иногда неадекватная. А иногда чувства – это глубокие эмоции. Человеческая психика – загадочное явление. Давайте приоткроем ещё одно небольшое окошко в этот таинственный мир. Возможно, вы узнаете что-то новое или же станете лучше понимать себя и своих близких.

Что такое эмоции в психологии?

Постараемся понять, что же такое эмоции, с точки зрения психологии и физиологии, почему они могут не соответствовать ситуации и выглядеть неадекватно.

Например, случай из жизни. У одной из моих коллег потерялся отец. После того как поиски оказались безуспешны, его объявили пропавшим без вести, а потом и погибшим. Это предыстория. Самое удивительное случилось, когда его останки нашли в ближайшем лесу спустя несколько лет и пригласили родственников на опознание. Надо сказать, что девушка, его дочь, всегда отличалась повышенной эмоциональностью и является откровенным холериком. Когда её пригласили на опознание, она разразилась… Нет, не скорбными рыданиями. Девушку сотрясали приступы истеричного смеха. Так отреагировала её психика на сильнейший стресс, включив защитную реакцию. По мнению людей, чья работа связана с подобными ситуациями, такие проявления не редкость.

Смех (истерика)

Получается, что мы испытываем одни чувства, а эмоции при этом показываем совершенно противоположные. Хотя чаще всего одно соответствует другому, но несовпадение встречается чаще, чем мы думаем. Поэтому так важно научиться разбираться в собственных чувствах, оценивая и проговаривая то, что мы ощущаем. Злость может обернуться безбашенным весельем, радость слезами (это знакомо многим), скорбь проявиться смехом (как это принято в Индии) и так далее.

✔️ Термин эмоции имеет французские корни — это в психологии означает волнение, возбуждение, субъективное состояние. Эмоциям подвержены не только люди, но и животные. Они также испытывают страх и радость, удовольствие, гнев, могут «смеяться» и плакать. Переживания, которым подвержены живые существа, обладающие развитой нервной системой, называются эмоциями.

✔️ Эмоция — это реакция на раздражитель (внутренний или внешний). Под этим словом подразумевают внутренние ощущения, либо внешние проявления чувств. Аффектом называют очень сильные, но кратковременные эмоции, а глубокие и протяжённые считают чувствами.

✔️ Функции эмоций состоят в регулировании поведения, это отражение на внешние воздействия разной силы. В случае опасности возникает страх, который включает инстинкт самосохранения, а в присутствии человека, вызывающего симпатию – удовольствие, являющееся отголоском инстинкта продолжения рода. Эмоции – это результат эволюции, они появились как инструмент для адаптации организма в окружающей среде. Тело реагирует соответственно – появляется пот, пересыхает горло, расширяются зрачки и т. д…

Эмоции

✔️ Согласно теории эмоций они взаимосвязаны с инстинктами и рефлексами. Вспышка гнева сопровождается оскалом, сужением зрачков и сжатием кулаков, ощущение удовольствия проявляется противоположными признаками – улыбкой, расслаблением тела и расширением зрачков. Основной набор эмоций передаётся генетически. Это объясняется тем фактом, что выражение их выглядит одинаково, несмотря на происхождение человека. Это универсальный физиологический язык, понятный почти всем.

✔️ В момент переживания сильных эмоций у дикаря и высококультурного человека одинаковое выражение лица и мимика. Даже развитые животные, такие как приматы, собаки, кошки выражают свои эмоции похожим способом. Кроме врождённых проявлений есть и приобретённые, которые развиваются под воздействием социума. Они порой носят парадоксальный характер (смех в ответ на скорбь, радость, песни и пляски на похоронах близкого человека).

✔️ Этот универсальный язык позволяет людям понимать другу друга, даже без вербального (словесного) общения. Высшие животные благодаря этому же механизму могут оценивать эмоциональный настрой друг друга и настроение людей (хозяина). Чем развитее существо, тем богаче набор эмоций и их проявлений. В человеческом же культурном обществе принято скрывать слишком сильные эмоции, особенно отрицательные. Мы создаём искусственные зажимы, чтобы производить обманчивое впечатление сдержанных людей.

✔️ Волевое подавление эмоций сыграло злую шутку с человечеством. Мы научились скрывать свои переживания настолько, что сами перестали их осознавать. Это плохо сказывается на психике, поэтому современные люди так подвержены стрессам. Мы ощущаем негативные чувства и эмоции, но не можем себе в этом признаться, не умеем формулировать свои переживания. Это порождает внутренний конфликт, который влечёт за собой расстройство психики.

Внутренний конфликт

✔️ Базовые эмоции у людей и животных одинаковые. Они направлены на выживание, удовлетворение потребностей и коммуникацию между собой. Люди отличаются от меньших братьев дополнительным набором, которым нас наградила эволюция. В список входят более сложные эмоции, которые не способны ощущать и выражать даже высшие приматы и животные.

Какие бывают эмоции?

Положительные и отрицательные основные эмоции человека составляют относительно небольшой список из десяти проявлений:

1. Радость;
2. Печаль;
3. Отвращение;
4. Удивление;
5. Гнев;
6. Вина;
7. Страх;
8. Интерес;
9. Стыд;
10. Презрение.

Классификация эмоций подразумевает сами эмоции и собственно чувства. Кроме того, принято выделять ещё дополнительные состояния психики: страсть, аффект, стресс, настроение. Все эмоции человека составляют гораздо больший список. В него входят разные аспекты страха, удовольствия, гнева. Можно сказать, что в человеческом сообществе с развитием психической сферы появились градации основных эмоций, которые стали называть чувствами.

Список эмоций человека:

  • Азарт;
  • Отчаяние;
  • Ярость;
  • Безопасность;
  • Беспокойство;
  • Благодарность;
  • Скорбь;
  • Удовлетворение;
  • Брезгливость;
  • Удивление;
  • Гнев;
  • Вина;
  • Уныние;
  • Восхищение;
  • Тревожность;
  • Высокомерие;
  • Стыд;
  • Гордость;
  • Страх;
  • Грусть;
  • Спокойствие;
  • Жалость;
  • Растерянность;
  • Злорадство;
  • Сострадание;
  • Интерес;
  • Скука;
  • Раздражение;
  • Надежда;
  • Разочарование;
  • Нежность;
  • Вожделение;
  • Ненависть;
  • Презрение;
  • Неприязнь;
  • Радость;
  • Грусть;
  • Печаль;
  • Омерзение;
  • Обида;
  • Отвращение.

Некоторые из них являются близкими друг другу по ощущениям и проявлениям, родственными состояниями психики. Но в силу эмоционального развития человек способен разделять страх и осторожность, нежность и вожделение. Некоторые исследователи включают в список такие проявления как: голод, жажду, усталость. Эти понятия не являются эмоциями, они появляются в результате сигналов в мозг, которые подают рецепторы организма. А вот злость, негодование и обида, возникающие в результате этих ощущений, уже можно смело назвать эмоциями.

Читайте также:
Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты - гуманитарий или технарь; противоположность гуманитария

Положительные эмоции

Положительные эмоции

Знак «плюс» или «минус» перед любой эмоцией ставим мы сами. На самом деле это очень субъективная оценка. Любая эмоция – это физиологический ответ на раздражитель (внутренний или внешний). Если быть точным, то это касается тех проявлений, благодаря которым вырабатывается так называемый «гормон удовольствия».

Поэтому список положительных эмоций человека, приведённый ниже, тоже носит условный характер:

  • Радость;
  • Любовь;
  • Интерес;
  • Удовлетворение;
  • Спокойствие;
  • Умиление;
  • Удивление (под вопросом);
  • Вожделение.

▪️ Характеристика положительных эмоций: то, что принято называть позитивом, и вызывает удовольствие. Если причина находится извне, тогда человек стремится к ней вновь и вновь. Если же она внутри, то возникает инстинктивное желание возобновить состояние, вызывающее выброс эндорфина. Так возникают привязанности зависимости от чего-либо, или от кого-либо вызывающего удовольствие (предметы искусства, домашние питомцы, любимый человек).

Даже у положительных эмоций есть обратная, тёмная, сторона. Маньяк и убийца, насильник, мучитель своих жертв испытывает удовольствие от своих извращённых занятий. Употребление наркотических средств, алкоголя, психотропных препаратов, вызывает искусственные приливы радости и удовольствия, становясь причиной формирования зависимости, которую крайне трудно преодолеть.

▪️ Позитивные эмоции способны проявлять даже рыбки. При виде потенциальной партнёрши они демонстрируют свой интерес, проявляя его своим поведением. «Язык тела» используют все живые существа, хотя набор эмоций и их глубина различаются в зависимости от того, на какой ступени эволюции они находятся. В данный момент человек считается самым развитым млекопитающим, хотя в последнее время всё чаще говорят о том, что на этом пьедестале нас могут потеснить дельфины.

▪️ Сильные эмоции провоцируют выброс в кровь адреналина, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. При слишком большом потрясении (ощущении опасности), его становится так много, что тело не в состоянии справиться с огромной дозой, психика находится в состоянии стресса, а тело готово к активным действиям, при этом сознание может быть замутнено.

▪️ В таком случае принято говорить о состоянии аффекта. Позитивные эмоции помогают вырабатывать окситоцин (гормон удовольствия), дофамин и эндорфин (гормоны счастья). Если происходит одновременно что-то пугающее и вызывающее радость (например, роды), то кровь превращается в «химический коктейль», перенасыщенный разными гормонами.

▪️ Каждый из них играет свою роль в сохранении жизнеспособности организма. Так работает эволюционный механизм, заложенный в нас природой.

Для получения позитивных эмоций можно использовать свойства физического тела. Для этого можно использовать:

1. Умеренную физическую нагрузку. Прогулка на природе, по городу. Не слишком утомительная работа, пробежка, танцы – все эти действия способствуют выработке эндорфина. Особенно если всё это происходит на свежем воздухе в красивом месте, способном доставить эстетическое удовольствие.

2. Любимое хобби. Занятие приятным делом тоже способствует поднятию настроения.

3. Просмотр кино или прочтение книги. Хорошее произведение искусства глубоко затрагивает наши чувства, и может даже вызвать катарсис – эмоциональную разрядку через глубокие эмоции, слёзы. Это хорошая «перезагрузка» для организма.

4. Общение с домашними питомцами. Кошки, собаки, другие животные, способны снять стресс, помочь расслабиться и доставить море положительных эмоций своим поведением и даже простым присутствием.

Общение с домашними питомцами

5. Совершение добрых дел. Речь не идёт о чём-то глобальном. Мелкие приятные вещи, которые доставляют удовольствие другим, точно так же отзываются и в нас самих. Видя радость на лице другого человека, мы получаем невербальный сигнал и помимо своей воли отзеркаливаем хорошее настроение.

Поэтому говорят о «заразительном смехе», о «заразительном позитиве» и невольном улучшении настроения в присутствии кого-либо, испытывающего радость. Радостью можно делиться, а горем заражаться именно по этой причине – мы воспринимаем сигналы на подсознательном уровне и проецируем их на себя. Даже рисунок (смайлик), передающий настроение, оказывает незаметное воздействие.

Отрицательные эмоции

Список отрицательных эмоций человека тоже носит условный характер. К «плохим» чувствам нужно относиться, как к защитному механизму, который вырабатывался на протяжении тысячелетий. Именно поэтому не нужно упрекать себя за страх или стыдиться ощущения тревоги. Однако стоит помнить, что негативные эмоции побуждают к определённым действиям, плохим поступкам. Вот с этим нужно работать.

Если вы испытываете вспышку гнева, это естественно и со временем пройдёт, а драка, оскорбление, или ещё более тяжёлые поступки, под влиянием этой эмоции – это то, что нужно уметь контролировать.

Деструктивные эмоции оказывают разрушительное действие на психику и нервную систему. К ним относят:

  • Грусть;
  • Печаль;
  • Уныние;
  • Стресс;
  • Ярость;
  • Гнев;
  • Страх;
  • Подавленность.

Все эти проявления способны значительно ухудшить здоровье, если человек испытывает их длительное время. Объясняется это просто, всё теми же химическими реакциями.

Организм отвечает, выбрасывая в кровь определенные вещества, повышающие давление, усиливающие внимательность, придающие силы. Но все они работают только при кратковременном воздействии. Длительное и затяжное поступление в кровь вызывает состояние, близкое к отравлению. Активные вещества распадаются, выделяя токсины. Если их слишком много, то тело просто не справляется и получает команду «умирать». Поэтому отрицательные и разрушающие эмоции более опасны, чем может казаться. Это не просто мысли в голове, это процесс, в котором участвует все тело.

Перечень эмоций, которые принято называть отрицательными:

  • Страх;
  • Обида;
  • Агрессия;
  • Злость;
  • Злорадство; ;
  • Уныние;
  • Скорбь;
  • Тоска;
  • Отвращение;
  • Растерянность.

Отрицательные эмоции

Этот список можно дополнять, поскольку в человеческом языке есть множество названий чувств и переживаний, которые тоже можно назвать эмоциями. Я оставила лишь основные, те, что, на мой взгляд, имеют самое древнее происхождение и тесно связаны с физиологией.

Читайте также:
Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Эмоции — что это в психологии

Эмоциональность имеет большое значение в жизни человека. С ее помощью он налаживает контакты, завоевывает друзей. Некоторые индивиды предпочитают подавлять эмоции, чтобы не «обжигаться», пережив горький опыт общения. У других наблюдается их переизбыток, который необходимо взять под контроль.

Хорошее настроение привлекает людей

Хорошее настроение привлекает людей

Эмоции определение в психологии

Данное определение в психологии отвечает на вопрос что такое эмоции, беря во внимание субъективную оценку, отношение индивида к миру.

Обратите внимание! Определенное эмоциональное состояние может возникать не только, как ответная реакция на реальные существующие события, но и на воображаемом уровне.

Понятие эмоции – это в психологии описание реакции человека на события, происходящие вокруг, психический процесс, характеризующийся субъективным оценочным отношением к реальным или предполагаемым явлениям и объектам. Эмоции – это процесс, происходящий в разных системах жизнедеятельности человека (эндокринная, нервная, дыхательная и т.д.).

Иными словами, дурной сон или негативные ожидания от встречи, которая еще не произошла, могут испортить настроение. Это может сказаться на общении, когда индивид «ни с чего» злится на близких, на работе, на которой он не может сосредоточиться. Наоборот, когда человек мечтает о хороших вещах, которые вселяют ему надежду, это способствует доброму настрою, повышению работоспособности и т.д.

Определение эмоциональности человека

Краткая презентация эмоциональности следующая. Человек реагирует на разные события, испытывая радость, страх, удовольствие, отвращение и прочее. Все это (настроение, чувства, эмоции человека) – психология, которая призвана научить индивида определять свое состояние и уметь его контролировать.

Эмоции развивались в ходе эволюции, именно с ними живые существа способны оценивать биологическую значимость событий и явлений вокруг. Испытывая положительные эмоции, человек готов повторить некое событие. Столкнувшись с негативным опытом, он будет избегать подобных ситуаций.

Функции эмоций

Психологический аспект эмоций основан на их чистых проявлениях в виде чувств, аффекта, страсти, стресса. Любое активное состояние индивида сопровождается ими. Благодаря эмоциям, люди лучше понимают друг друга без лишних слов. Выделяют 6 основных функций эмоций:

  1. Оценка. Эмоциональная оценка дополняет полученную сознательную информацию. Отсюда и появилась важность «первого впечатления», когда хорошее помогает в общении без границ, а плохое приходится реабилитировать;

Плохой опыт оставляет след в подсознании

Плохой опыт оставляет след в подсознании

  1. Мобилизация помогает сужению сознания, чтобы организм сосредоточился на преодолении негативного явления. Имеется в виду стрессовая ситуация, когда организм реагирует, например, выбросом адреналина в кровь, чтобы придать сил человеку для дальнейших действий;
  2. Следообразование. Если пережить какое-то событие с ощущением его неправильной завершенности, воспоминания оставляют след в подсознании, чтобы в дальнейшем при обнаружении схожего явления сменить тактику действий или вовсе избежать их.

Обратите внимание! Данная функция направляет человека на правильный путь, например, в процессе решения задачи, когда индивид интуитивно ощущает некий азарт, правильность решения.

  1. Компенсация информационного дефицита. Имеет схожее значение со следообразованием, отличается тем, что дополняет нехватку информации эмоциональной составляющей, отношением к данному объекту или явлению;
  2. Коммуникация. Эмоции выразительны, чтобы они были понятны окружающим, нужно выражать их без намеков и скрытности. С другой стороны, это явление может иметь разные оттенки, но одни люди это отличают, другие нет. Например, матери могут расшифровать плач ребенка – от боли или по другим причинам. Коммуникативная функция помогает лучше понять человека;
  3. Дезорганизованность. Интенсивность эмоций пагубно сказывается на поведении и самочувствии индивида, хотя нередко оказывает большую помощь в собранности, направленности в определенное русло. Опасно длительное их протекание, что вызывает так называемый дистресс, т. е. расстройство поведения и здоровья.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния не имеют устоявшейся формулировки. В общем смысле означают совокупность психических и физиологических процессов, характеризующих поведение, мировоззрение индивида. В то же время данные состояния отражают личное отношение человека к объектам и ситуациям, переживаемым через сознание.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление внутреннего психического состояния происходит за счет жестов, мимики, а также изменения работы разных систем организма (дыхательная, кровообращения и т. д.). Поэтому берется во внимание психология вербальных и невербальных эмоций.

Настроение можно определить по мимике

Настроение можно определить по мимике

Вербальное выражение эмоций

Вербальное, как известно, означает речевое общение. Речь бывает эмоциональной, меняется интонация, повышается голос. Например, при удовольствии скорость и амплитуда дыхания увеличиваются; при неудовольствии они уменьшаются; возбуждение сопровождается глубоким и частым дыханием, при страхе оно сильно замедляется. По тому, как человек дышит, можно определить его эмоции, направив беседу в то или иное русло.

Невербальное выражение эмоций

Невербальные эмоции проявляются в жестах, мимике, что хорошо прослеживается у ребенка, в то время, как взрослый человек иногда способен их контролировать. Однако индивиду удается взять под контроль далеко не все, например, он не властен над кровообращением. При страхе заметно ускоряется пульс, так же, как и при напряжении, ожидании, смущении и т.д. Единственное отличие – в объекте, провоцирующем эмоции, например, при ожидании экзамена у индивида дрожат руки, но хорошо функционирует мозг.

Виды эмоций в психологии

Чтобы взять под контроль свою эмоциональность, важно знать ее виды.

Настроение

Настроением называют продолжительное эмоциональное состояние средней интенсивности, некоторый эмоциональный фон для психических процессов. Это также состояние, характеризующее некий объект, его настроение (картина, мелодия).

Эмоции

Эмоции – психический процесс средней продолжительности, отражает отношение человека к объектам и явлениям вокруг. Это процессы, отвечающие за регуляцию деятельности индивида в ответ на раздражители, т. е. ситуации или явления.

Чувства

Чувства – это личное отношение человека к существующим или абстрактным объектам. Зачастую они носят бессознательный оттенок в ответ на формирование эмоционального отношения к данным явлениям. Основываются на полученном когда-то опыте содействия с ними.

Обратите внимание! Исходя из опыта, чувства могут носить противоречивый характер.

Иными словами, столкнувшись с ситуацией однажды, человек чувствовал подавленность, выйдя из нее. Спустя неопределенное время явление повторяется, но меняются условия его течения, и результат вызывает положительные чувства.

Читайте также:
Определение морали и ее основные понятия, принципы, устои и отличительные признаки

Аффект и стресс

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, кратковременное, интенсивное, с ярко выраженным изменением двигательных процессов и работы внутренних органов. Является бессознательной оценкой данной ситуации. Характеризуется как сильнейшее душевное волнение.

В момент аффекта человек может сказать лишнего

В момент аффекта человек может сказать лишнего

Управление эмоциями

Управление нужно для того, чтобы преодолевать барьеры в общении и взаимопонимании. Многие считают, что неконтролируемые эмоции нужно подавить, хотя это не выход. В их управлении поможет психолог. Важна поддержка друзей и близких людей.

Один индивид испытывает разные чувства к некому объекту, иногда противоречивые. Другой человек страдает от неконтролируемых эмоций и нуждается в помощи. Эмоциональность в психологии занимает важное место ввиду того, что люди отличаются этим качеством от прочих живых существ.

Видео

Эмоциональный интеллект и способы его развития

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Как зарождается эмоция?
  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

Американский психолог Дэниел Гоулман утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем это принято считать. Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального»?

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Читайте также:
Какие этапы проходит личность в процессе становления; формирование человеческой личности, этапы развития

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Читайте также:
Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли,воля человека
Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Совет-бонус

Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Кандидат психологических наук, автор научных статей, участник международных семинаров и конференций, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя

Психология эмоций и виды чувств

Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

Психология эмоций и виды чувств

Виды эмоций и чувств человека

В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Читайте также:
Что означает понятие Социум в психологии, философии, и чем оно отличается от общества
Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Читайте также:
Девиантное поведение: характеристика, причины, основные формы и типы явления

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психологи одним из базовых методов расположить к себе людей называют именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

ЖизньОт печали до радости: Что такое эмоции и зачем они нам нужны

От печали до радости: Что такое эмоции и зачем они нам нужны — Жизнь на Wonderzine

Мы уже рассказывали о том, как важен эмоциональный интеллект и зачем его развивать. Теперь мы решили разобраться, что на сегодняшний день учёные могут сказать об эмоциях, как научиться отличать одну эмоцию от другой и нужно ли их сдерживать.

Что такое эмоция?

За последние сто пятьдесят лет учёные по-разному пытались описать эмоции и ответить на вопрос, откуда они берутся. Чарльз Дарвин написал книгу о том, что эмоции — врождённый способ адаптации организма к окружающей среде, при этом эмоции испытывают и выражают как люди, так и животные. Например, страх и отвращение — очень полезные для выживания эмоции: если организм умеет бояться, у него больше шансов вести себя осмотрительно и не быть съеденным кем-то более ловким. Две главные поведенческие стратегии всех живых существ — бороться или бежать — результат переживания гнева или страха соответственно. В своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин опирался на труд французского невролога Гийома Дюшена, который анализировал движение лицевых мышц, присоединяя к лицу человека электроды. С помощью иллюстраций Дюшена Дарвин доказывал, что универсальность выражения эмоций — результат генетически запрограммированного поведения. Испытывая отвращение, человек морщит нос, а испытывая радость, поднимает уголки рта.

Существуют ли базовые эмоции?

Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции — врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то — семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.

Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм «Головоломка» о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.

Читайте также:
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, повышение показателей

Но если поп-культура убедила вас в том, что теория о базовых эмоциях — единственно верная и доказанная, то совершенно зря. Существует ещё по меньшей мере две довольно убедительных концепции, и обе они ставят под сомнение то, что эмоции — наследуемый биологический механизм. Согласно первой, эмоции всегда результат воздействия социокультурного контекста. По мнению учёных, придерживающихся этой теории, именно общепринятые нормы поведения, социальные и личные ценности, а не эволюция определяют значение каждой эмоции, её уместность в той или иной ситуации и приличные способы выражения. Поэтому трудно говорить об универсальности, если в одной культуре ценится вина, а в другой — стыд. Концепция психолога Рут Бенедикт, например, говорит о том, что европейская культура — культура вины (человек всё время перед кем-то должен держать ответ: перед богом, королём или своим народом), а японская культура — культура стыда (для человека самое главное — репутация и впечатление, которое он производит на окружающих).

Другая теория говорит, что эмоция не врождённый механизм и не результат социокультурного развития (хотя и телесная реакция, и культура важны), а всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой. Впервые эту идею сформулировал американский психолог Ричард Лазарус. Пользуясь метафорическим языком компании Pixar, можно сказать, что, согласно этой теории, в голове у человека не пять анимационных персонажей, а огромный игровой автомат: в нём есть шарик, который должен попасть в одну из бесконечных лунок — эмоций. Шарик — реакция, и он запускается, если происходит событие, которое имеет значение, является важным для организма. Значимость события или мысли можно проанализировать, и в результате можно предсказать эмоцию, которую испытает человек.

Как связаны мозг и эмоции?

Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция — это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы — в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция — это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение. Эмоция — это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.

Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие — что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Задача организма — заставить нас перестать испытывать эмоцию, а для этого мы должны выбрать, что делать дальше: грубо говоря, прятаться, бежать или ввязываться в драку.

Как отличить одну эмоцию от другой?

Научиться понимать собственные эмоции — один из важнейших навыков эмоционального интеллекта, но это довольно трудно, если до конца не ясно, как отличить ярость от раздражения, а страх — от тревоги. Швейцарский учёный Клаус Шерер с конца 1970-х занимается разработкой теории, позволяющей отличать одну эмоцию от другой. Он, как и Ричард Лазарус, считает, что эмоции не существуют в организме сами по себе, а являются результатом последовательной оценки разной информации. По его мнению, решение, что испытать — отвращение, скуку или страх, — организм принимает бессознательно, проанализировав огромный объём информации о произошедшем событии.

Каждое событие — и внешнее, и внутреннее — организм оценивает по нескольким параметрам: значимости в целом, возможных последствий и действий, а также соответствия личным и культурным нормам. Чтобы было понятнее, что имеется в виду, Шерер сформулировал для каждого параметра вопросы. Первый из них: «Насколько это событие вообще ко мне относится? Влияет ли оно напрямую на меня или на мою группу?» Ещё до того, как начать реагировать на событие, организм должен решить, стоит ли тратить на него энергию. Для принятия такого важного решения психика бессознательно проверяет, насколько это событие новое (если новое, то на него точно надо обратить внимание), приятное и соответствует внутренним потребностям и целям.

Второй вопрос: «Каковы результаты и последствия этого события и как они влияют на моё благополучие, на мои нынешние и долгосрочные цели?» Если на предыдущем этапе организм решил, что событие стоит внимания, то дальше проясняется самое главное: кто виноват в событии (я, другие или природа), каким был мотив (всё произошло случайно, намеренно или по небрежности), какие возможны последствия, насколько они соответствуют моим ожиданиям и сколько времени у меня есть для действия.

На третьем этапе организм задаётся вопросом: «Насколько хорошо я смогу справиться или приспособиться к этим последствиям?» Задача эмоции — мобилизовать организм и справиться с событием: в этом случае эмоция исчезнет, и, если задача выполнена, организм сможет расслабиться. При этом справиться не обязательно означает достичь цели — может быть, отказаться от её достижения уже будет приемлемым результатом. На этом этапе организму очень важно определить, насколько человек вообще может контролировать произошедшее, и, если контроль возможен, какие силы (деньги, знания, социальные связи и тому подобное) есть у него, чтобы с этим событием справиться.

Читайте также:
Что такое потребности человека: определение и описание, их типы и особенности

Наконец, последний вопрос: «Каково значение этого события по отношению к моему представлению о себе, к общественным нормам и ценностям?» На этом этапе организм пытается понять, помешало ли ему событие чувствовать себя хорошим человеком и что скажут о нём другие: друзья, родственники или коллеги. Для большинства эмоций этот пункт не очень важен, но в случае вины или гордости он решает всё.

Поскольку все люди разные и сталкиваются с особыми обстоятельствами, на эти вопросы каждый организм отвечает по-разному. Но за последние тридцать лет Шереру удалось доказать, что эмоции отличаются в зависимости от ответов на эти четыре основных вопроса.

Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?

На вопрос о том, какие вообще бывают эмоции, нет однозначного ответа. Существовало мнение, что эмоций столько, сколько существует слов в языке, описывающих разные состояния. Эта мысль кажется логичной до тех пор, пока речь не заходит о разных языках: если в одном языке есть понятие «восхищение», а в другом нет, значит ли это, что носители последнего никогда не испытывали эту эмоцию?

Клаус Шерер считает, что эмоциональных состояний может быть очень много, в зависимости от того, как именно организм отвечает на поставленные вопросы. В качестве примера он описал шестнадцать эмоций, утверждая, что человек будет их испытывать, если событие имеет для него определённое значение. Например, радость возникает, если событие не было новым и приносило удовольствие, произошло по чужой воле, соответствовало ожиданиям и не требовало срочных действий. В отличие от неё, восторг возникает, если событие было неожиданным и совершенно непредсказуемым, но очень сильно удовлетворило какую-то потребность и имело благополучные последствия.

Отвращение, или неудовольствие, возникает, когда событие было незнакомым и непредсказуемым, совершенно не удовлетворило потребности, с большой вероятностью будет иметь последствия и потребовало довольно срочных действий. Презрение, или пренебрежение, в отличие от отвращения, возникает, когда событие произошло из-за намерений других, оно с большой вероятностью будет иметь последствия, но срочные действия не требуются. При этом ситуацию можно контролировать, но у человека для этого недостаточно власти и силы. К тому же событие совершенно не соответствует представлениям об идеальном «я» и вряд ли будет положительно оценено окружающими.

Печаль, или уныние, человек испытывает, когда произошедшая ситуация была неожиданной и незнакомой и произошла по чьей-то вине или из-за чьей-то небрежности. Она могла бы удовлетворить потребность, но совершенно точно будет иметь неприятные последствия. Печаль возникает, если человек не может контролировать ситуацию (например, в случае смертельной болезни), имеет мало силы и власти, но у него есть возможность приспособиться к обстоятельствам.

Отчаяние возникает, когда событие было внезапным, совершенно незнакомым и непредсказуемым, стало препятствием для достижения целей и удовлетворения потребностей, произошло по вине окружающих или природы и было абсолютно случайным. Оно неподвластно человеческому контролю, и у человека нет ни сил, ни власти, чтобы к нему приспособиться. Тревога, или беспокойство, в отличие от отчаяния, возникает, если события были ожидаемыми, но, даже несмотря на то что у человека мало сил, он может к ним приспособиться.

Страх рождается, когда событие было неожиданным, совершенно непредсказуемым и незнакомым, когда оно оценивается как неприятное и даже болезненное. Это событие, причиной которого являются другие, оно с довольно большой вероятностью будет иметь неприятные последствия, над которыми у человека нет совершенно никакой власти. Раздражение, в отличие от страха, возникает по отношению к событиям, которые были ожидаемы и предсказуемы, но произошли не по чьей-то конкретной вине, а из-за небрежности и халатности. При этом у события будут неприятные последствия, с которыми (в отличие, например, от страха) у человека есть силы справиться.

Ярость — результат неожиданного, незнакомого и совершенно непредсказуемого события, виной которому намеренно стали другие. Это событие с большой вероятностью будет иметь неприятные последствия и требует немедленных действий. Но при этом ситуацию можно контролировать, и у человека есть над ней власть.

Стыд, вина и гордость в некоторых теориях называются эмоциями самосознания: они отличаются от остальных эмоций тем, что возникают только тогда, когда причиной события является намеренное желание человека. Стыд человек испытывает, если событие произошло по его собственной халатности и небрежности и оно совершенно не соответствует его внутреннему представлению об идеальном «я». Вина возникает, если человек сделал что-то намеренно и его действия не соответствуют внутреннему и внешнему представлению о правильном и хорошем поведении. Гордость возникает, когда событие произошло из-за намеренного желания человека и его последствия с большой вероятностью соответствуют и собственным идеалам человека, и культурным нормам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: