Что такое эпифора, примеры эпифоры в литературе
Эпифора относится к числу стилистических фигур, служащих средством придания тексту выразительности, привлечения внимания читателей к смысловым акцентам произведения.
Что такое эпифора
Греческое слово epiphorá имеет в русском языке значения «повторение» или «добавление».
Эпи́фора не причисляется к тропам, поскольку троп основан на переносном, иносказательном значении, она же базируется на повторе.
Выразительные средства, в основе которых лежит повторение, используют языковые единицы от фонетических до синтаксических. По характеру к рассматриваемому приёму близки симплока и анафора.
На повторе базируются следующие средства художественной выразительности:
И н а о бл о мк а х с а м о вл а сть я н а пишут н а ши имен а .
Ш ины ма ш ин по бру сч атке ш ур ш ат.
Для него что ночь , что день : днём он пень и ночью пень .
Над окошком месяц . Под окошком ветер .
Как свидетельствует таблица, рассматриваемая стилистическая фигура предполагает дублирование элементов, завершающих синтаксические элементы, стихотворные строки или строфы для подчёркивания их значения.
Примеры эпифоры из художественной литературы
Если ассонанс и аллитерация представляют собой фонетические повторения, лексический повтор, анафора и симплока – словесные, а название «синтаксический параллелизм» уже указывает на языковые единицы, в пределах которых действует приём, то эпифора – это фигура, охватывающая и использующая все варианты. Примеры её применения обнаруживаются в поэтических и прозаических произведениях, в рекламе, в экспрессивных образцах повседневной речи. По способу образования различают три разновидности данного приёма.
Грамматическая эпифора
Пример грамматической эпифоры в литературе – повтор группы звуков на конце стихотворных строчек, то есть точная рифма.
Рукой поправлю в олосы –
На лбу остались п олосы .
(А.Л. Барто)
Область рифм — моя стихия ,
И легко пишу стихи я .
(Д.Д. Минаев)
Через леса. через мо ря
Колдун несёт богаты ря .
(А.С. Пушкин)
Характерна в том числе для детской поэзии, поскольку облегчает ребёнку восприятие и запоминание рифмованных строк.
Ах ты, моя душечка ,
Белая по душечка !
(С.В. Михалков)
Глупый маленький мыш онок
Отвечает ей спрос онок …
(С.Я. Маршак)
Лексическая эпифора
Лексическая разновидность включает в себя повторы слов в конце строки или предложения.
Конечно, цель всего творенья – мы ,
Источник знанья и прозренья – мы .
(Омар Хайям)
Мастер кратко выражать глубокие мысли, укладывая их в четырёхстрочные рубаи, автор умело подводил читателей к пониманию главного. Дублирование конечного местоимения подчёркивает мысль древнеперсидского учёного, философа и поэта: испытывая гордость за человечество, он осознаёт и своё право на часть этой гордости, ведь также принадлежит к людскому единству.
В стихотворении З.Н. Гиппиус об одиночестве, написанном после смерти мужа, слово « одному » в конце каждой второй строки создаёт ощущение трагической безысходности.
Риторическая эпифора
Здесь повторяется уже целая конструкция – одна строчка или их соединение.
К риторическому типу относятся и строка «Только этого мало», завершающая каждый катрен стихотворения А.А. Тарковского, где она же служит заглавием, и рефрен «Любовью к женщине», венчающий, с вариациями грамматической формы («С любовью к женщине», «Любовью женщины»), двустишия в стихах Р. Гамзатова.
В стихотворении «Рондо́» А.К. Толстого одинаковой парой строк заканчиваются первая и третья строфа:
Оттого что так граф Пален
Ко присяжным параллелен.
Финал второй строфы составлен из тех же самых слов, но с изменением последовательности: вторые половины строчек поменяны местами.
Песни с повторяющимся припевом после каждого куплета также иллюстрируют этот тип стилистической фигуры.
Эпифора в прозе
Использование эпифоры в прозаических текстах требует способности выдержать грань между выразительным средством и тавтологией. По этой причине чистые эпифоры в прозе редки, вместо них применяются так называемые ослабленные варианты – с изменением грамматической формы или основанные на синонимах.
Яркий и широко известный классический пример выразительного средства в чистом виде – фраза Н.В. Гоголя, вложенная им в уста героини «Мёртвых душ» Софьи Ивановны, «просто приятной дамы». На шестнадцать слов, три из которых – предлоги, приходится семь повторений слова «фестончики», причём пять раз – в одной и той же форме. Отношение автора и к героине, и к затронутой ею теме выражено ясно: приятная дама вызывает оскомину.
В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» врач Коростелёв на предложение героини позвать к её умирающему мужу ещё одного специалиста, отвечает:
Э, да что Шрек ! В сущности, ничего Шрек .
Здесь подчёркнута и бесполезность чьих бы то ни было действий перед неминуемым исходом, и понимание этого мучающимся от своего бессилия врачом.
Уместное использование средств художественной выразительности, основанных на использовании повторов, позволяет автору заострить внимание читателя на эмоциональной составляющей поэтического или прозаического литературного произведения, кратко и ёмко выразить мысль или отношение к событиям и героям.
Эпифора — это повторение с особым смыслом
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.
Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.
Определение — что это такое
Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.
Определение этого термина будет звучать так:
Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.
Примеры эпифоры в литературе
Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.
В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)
Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)
Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова.
Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)
Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.
Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя.
Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.
Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (. ) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.
Разновидности эпифор
Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:
- грамматическая;
- лексическая;
- риторическая.
Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.
На балконе дружно жили
Нарцисс и мак.
Они дружили.
Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.
Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:
Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.
В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.
Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.
Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.
А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях. Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.
Эпифора в рекламе
Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.
Вот лишь несколько известных слоганов:
- «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
- «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
- «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
- Буксировка с места аварии? — Фирма «Гарант».
Ремонт в дороге? — Фирма «Гарант».
Доступные цены? — Фирма «Гарант».
Эпифора в повседневной речи
Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:
Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!
Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.
Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»
Отличие от анафоры
По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Понятно, эпифора есть то, за что учителя русского языка ругают своих учеников. Всегда ведь нам говорили, что подобных повторений нужно избегать, оно и понятно, одно дело я и совсем другое Пушкин с Гоголем, они классики, им можно.
Смотрю, Древняя Греция на нас сильнейшее влияние оказала, что ни слово, то от древних греков перепало.
Даже не задумывался, что есть такой особый прием в литературе и уж тем более в рекламе, но стоит признать, рекламные слоганы весьма талантливо звучат.
Что такое эпифора в литературе? Примеры эпифоры. Эпифора и анафора
Эпифора – значение термина простыми словами. Эпифора и анафора – что это и в чем разница? Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая. Примеры эпифоры из художественной литературы. Эпифора в русской поэзии.
Эпифора – это повторение звуков, слов, выражений в конце смежных отрезков текста. Эпифора может повторяться в конце предложений, строк, стихотворных строф. Например, в знаменитом стихотворении Пастернака рефреном повторяются две строчки:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Борис Пастернак
Эпифора – противоположность анафоре , то есть повтору в начале смысловых отрезков. И эпифора, и анафора – стилистические приемы, позволяющие подчеркнуть смысл определенных слов, усилить эмоциональную окраску текста.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Н.В. Гоголь
Слово эпифора происходит от древнегреческого ἐπιφορά – принесение, прибавление. Ударение ставится на второй слог эп и́ фора .
Эпифора в риторике
Эпифора используется и в литературе, и в риторике – когда говорящий раз за разом бьет в одну точку, убеждая слушателей.
Древнеримский оратор Цицерон использовал этот прием во второй филиппике против Марка Антония: « Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, – истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан – и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут – ниспроверг его Антоний ».
За многие века этот прием не утратил актуальности. Так, в 1916 году, в ходе Первой мировой войны, лидер партии кадетов Павел Милюков выступал в Думе с критической антиправительственной речью. Каждую свою претензию к министрам он завершал вопросом-эпифорой: « Что это – глупость или измена? »
Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая
Эпифора, как и анафора, бывает различной – повторяться могут не только слова, но и звуки, обороты речи, риторические фигуры и т.п.
Грамматическая эпифора – это повторение словоформ и звуковых рядов. По сути, любая идеальная рифма является грамматической эпифорой:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.А.С. Пушкин
Лексическа (словесная) эпифора – повторение одних и тех же слов, это частный случай лексического повтора .
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся.
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся!
В стихах лексическая эпифора превращается в тавтологическую рифму – когда рифмуются одинаковые слова:
Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.А.С. Пушкин
Риторическая эпифора -повторение восклицаний и других риторических оборотов.
Развернутая эпифора содержится в пушкинском стихотворении «Моя родословная». Каждую строфу Пушкин заканчивает одним и тем же словом, иронически называя себя мещанином, а не дворянином: « И я родился мещанин », « Я просто русский мещанин » и т.п.
Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора. Но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) – гораздо чаще, отмечал литературовед Михаил Гаспаров.
Эпифора в литературе. Примеры
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
А.С. Пушкин
Прорытые временем
Лабиринты –
Исчезли.
Пустыня –
Осталась.
Несмолчное сердце –
Источник желаний –
Иссякло.
Пустыня –
Осталась.
Закатное марево
И поцелуи
Пропали.
Пустыня –
Осталась.
Умолкло, заглохло,
Остыло, иссякло,
Исчезло.
Пустыня –
Осталась.
Федерико Гарсиа Лорка (перевод Марины Цветаевой)
Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в тихом доме
Возле мирного огня.
Александр Блок
Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман – очень старый человек
Осип Мандельштам
Одиночество с Вами… Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ.
Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ.
Тоска эта – нет! – не густая – пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ.
Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают – один к ОДНОМУ.
Но ваше молчание – не беззвучно,
Шумы, иль тень их, все к ОДНОМУ.
С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье – быть ОДНОМУ.
В этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому – ОДНОМУ.
В нем только что-то праздно струится…
А ночью так страшно быть ОДНОМУ.
Может быть, это для вас и обидно.
Вам, ведь, привычно быть ОДНОМУ –
И вы не поймете… И разве не видно,
Легче и вам, без меня – ОДНОМУ.
Зинаида Гиппиус
Есть время любить,
Есть – писать о любви.
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно –
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть – читать о любви.
Юлия Друнина
Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, –
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, –
Нет попа,
а я и тут.
Александр Твардовский
Самое лучшее
и дорогое –
Родина.
Горе твое –
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя –
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя –
это наша
слава,
Родина!
Роберт Рождественски
Эпифора – определение, значение и примеры употребления
Русский язык многогранен и полон сюрпризов. Столкнувшись с понятием «эпифора», многие не знают, что оно означает. Согласно определению, это лингвистический прием дублирования одних и тех же звуков или слов в конце строк, предложений. Построенные таким образом фразы усиливают интонации и смысл, передают отношение автора к описываемому им событию, явлению, предмету.
- Определение с пояснениями
- Распространенные виды
- Прием в поэзии, литературе и жизни
- Литературные примеры
- Явление в рекламе
- Анафора как противоположность
Определение с пояснениями
Чтобы дать определение эпифоре, следует обратиться к фигурам художественной речи. Под этим термином понимают необычные обороты и построение текста, к которым прибегают писатели для усиления художественного слова. Наряду с анафорой, инверсией, усилением слова, симплокой, выделяется эпифора. Слово греческого происхождения переводится как «повторение».
В литературе эпифора — дублирование одних и тех же речевых конструкций в конце фраз с целью усиления художественной речи. Оно противоположно анафоре — повторению слов и их оборотов в начале высказывания. Оба приема широко используются для выделения основного смысла высказываний. Например, эпифоры в стихотворении Сергея Островорова:
Первое слово ребенок сказал
: — Мама!
Вырос. Солдатом пришел на вокзал.
— Мама!
Вот в атаке на дымную землю упал.
— Мама!
Встал. Снова пошёл. И губами к жизни припал.
-Мама!
Наряду с диафорой, эпифора является разновидностью метафоры. Повтор идентичных частей в конце предложений, глав, сток или абзацев носит функции:
- создание эффекта кульминации;
- украшение произведений;
- придание эмфатического ударения определенной части выказывания;
- создание эффекта предположительности.
Распространенные виды
Выделяют несколько видов подобного стилистического приема. Их использовали многие русские и советские авторы (Лермонтов, Есенин, Маяковский), продолжают применять в своем творчестве современные писатели. Классифицируют стилистический прием следующим образом.
Грамматическая эпифора. Встречая в конце строк повторы одинаковых звуков, многие говорят об идеальной рифме. Это является определением грамматической эпифоры, с большим успехом применяемой классиками и авторами нового времени. В завершении смежных строк применяются словоформы или звуковые ряды. Прием популярен при написании стихов для малышей:
Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный. (И. Батый)
Лексическая. Дублирование слов на конце речевого отрезка особенно характерно для русских народных и эстрадных песен. Примером в литературе служит стихотворение А. С. Пушкина о талисмане и произведение М. Гаспарова:
Силы даны мне судьбой,
Удача дана мне судьбой,
И неудача — судьбой;
Всё … вершится судьбою.
Риторическая. Это повтор катренов в стихотворении, когда первое четверостишие берется за основу последнего. Оно может звучать без изменений или с некоторыми речевыми перестановками. Прием также распространен при написании песен (например, про веселых гусей — «один серый, второй — белый»). Риторика также свойственна эпосу. Подобный жанр издревле украшал былины, сказки, легенды («жили-были», «волей-неволей» и другое).
Прием в поэзии, литературе и жизни
Подобный лингвистический прием часто используется в литературе. Владея им, можно писать более интересные сочинения, эссе, рекламные слоганы. Из определения эпифоры следует, что она украшает предложения повторениями звуков, усиливает оттенки речи, эмоциональность и экспрессию. Благодаря этому часто подобную стилистическую фигуру выбирают поэты. Например:
Я знаю точно, абсолютно точно,
Что нам с тобой не стоит говорить.
Уже расстались — связь была непрочной,
Не прочной, а порочной, может быть…
В стихотворном примере хорошо заметна игра слов. В начале четверостишья есть ощущение уверенности («я знаю «), а в конце оно содержит частицу «не», указывающую на раздумья. Это пример «единоконечия».
Реже эпифоры встречаются в прозе по причине того, что их можно принять за тавтологию. Повторы слов не красят текст, однако некоторые писатели умело используют подобный литературный арсенал. Например, в творчестве Гоголя эпифоры — довольно частое явление:
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.
В знаменитой фразе из «Мертвых душ» автор буквально кричит о том, как ему не по нраву подобные декоративные элементы. Его раздражение по этому поводу буквально ощущается читателем.
В разговорной речи эпифоры используются не так часто, как в книгах. Например, обращение к отчаявшемуся другу: «Ты сможешь, ты, конечно же, сможешь все это преодолеть!». Оно заменяет более витиеватую речь: «Я верю, что ты справишься, у тебя много сил. Сконцентрируйся на успехе, забудь о трудностях, сумей выбрать верный путь». При этом эпифора выглядит более эмоциональной, лаконичной и убедительной.
Другие примеры выражения из жизни:
- «Я всегда это помнила, и ты помнил, и мы оба помнили».
- «За жилье — плати, за учебу плати, хочешь быть здоровым — опять плати».
- «У кошки острый коготь, у кошки острый глаз».
- «Мы построим наш милый тихий дом, мы построим рядом беседку, разобьем сад, и будем счастливы».
Литературные примеры
Примеры эпифоры можно найти в сюрреалистических, фольклорных текстах или произведениях, которые стилистически к ним приближены. Их общий признак — единство концовки. Познакомиться с приемом позволяют такие отрывки из стихов, пьес, рассказов, романов:
- Это есть художник Альтман, очень старый человек.По-немецки значит Альтман — очень старый человек. (Осип Мандельштам)
- Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы, осенние травы.(А.А. Ахматова)
- Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (В. В. Маяковский)
- «Бедный родственник — всегда дальний родственник» (Б. Шоу)
- Весну заклинати, заму провожати, рано-рано зиму провожати.
Явление в рекламе
Рекламные тексты — особый вид творчества, в котором существуют свои градации, приемы и правила. В нем нередко используют фигуры художественной речи с целью усиления высказываний. Эпифоры позволяют рекламодателям емко и красиво выражать мысли, что ценится в рекламном бизнесе. С их помощью можно акцентировать внимание на важных деталях и привлечь внимание целевой аудитории. Повторы слов создают ритм, позволяют несколько раз упомянуть название и достоинства рекламируемого товара.
Рекламные слоганы и фразы с привлечением эпифор легко запоминаются, со временем становятся крылатыми:
- порошок Ariеl — «Не просто чисто, а безупречно чисто»;
- чай «Майский» — «Майский чай — любимый чай»;
- AMD — «Вдохнови меня, удиви меня, AMD меня»
Анафора как противоположность
Анафора — повторение одинаковых слов и морфем в начале предложений. Этот прием делится на несколько видов, каждый из которых находит применение в литературных произведениях. Анафору кратко классифицируют таким образом:
- Звуковая. Отличается повтором одинаковых звуковых сочетаний: «Унесло время все неважное, уняло душевную боль».
- Морфемная. Дублирование морфем или частей слов: «Златовласую принцессу, златоглавого коня».
- Лексическая. Повторение слов: «Не напрасно она ждала, не напрасно готовилась».
- Синтаксическая. Дублирование словесных конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»
Выразительность тексту может придать также аллитерация — повторение одинаковых согласных. Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». С этой целью используется повторение гласных звуков (ассонанс), тропы (слова и обороты в иносказательном значении), параллелизм (тождественное построение отрезков текста), а также эпифраз (добавочные уточняющие предложения).
Рассмотрев значение и примеры эпифоры, можно обобщить, что этот литературный прием является особой фигурой речи, заостряющей внимание на экспрессивно-эмоциональном окрасе произведений. Благодаря ему и противоположности (анафоре) можно украсить свою речь и сочинения, сделать их более живыми и искренними.
Эпифора в литературе. Примеры использования
Русский язык полон сюрпризов. Тот, кто столкнётся с термином «эпифора» может сразу и не понять, к чему он относится и что означает.
У термина есть понятное определение – это лингвистический приём повторения одинаковых звуков или слов в конце смысловых единиц: строк, предложений. Иногда эпифора помещается внутрь предложения. Её также называют «стилистической фигурой». Это особенное построение фразы, при котором происходит некоторое усиление смысла или интонации говорящего. Иногда таким образом передаётся оттенок собственного отношения к описываемому предмету или явлению.
Литературный приём в поэзии
Интересно то, что этот лексический приём чаще всего является литературным, а в разговорной речи используется гораздо реже эпифора. Определение термина говорит о том, что речь иногда украшается повторением слов и сочетаний звуков для усиления эмоциональности и экспрессии.
Чаще всего данную стилистическую фигуру применяют поэты, реже – прозаики и публицисты. Пора привести примеры эпифоры, чтобы дальнейшее повествование было более конкретизированным.
Я знаю точно, абсолютно точно,
Что нам с тобой не стоит говорить.
Уж коль расстались – связь была непрочной,
Не прочной, а порочной, может быть…
Тут присутствует игра слов – эпифора в начале усиливает чувство уверенности, а в конце блуждает частица «не», показывая раздумья и воспоминания, навеянные разговором. Такую эпифору можно назвать «единоконечием».
Это интересно: какие изменения происходят в современном обществе?
Грамматическая эпифора
В случае когда в конце строк звучит повтор одинаковых звуков, это по своей сути есть идеальная рифма, что является определением эпифоры грамматической.
А в полях такая благодать,
Что словами всё не передать!
И прохладой манит древний лес,
Так, что вольный дух во мне воскрес.
Данную стилистическую фигуру с большим удовольствием используют современные поэты так же, как её прежде использовали классики.
Лексическая эпифора
Лексической эпифора является в случае неоднократного повторения слов в окончаниях строк. Если переводить буквально, термин «epiphora» означает принесение, прибавление. Слово пришло из древнегреческого языка. Приём идеален для написания, например, песен. В их куплетах часто, а особенно в припевах, повторяются одни и те же фразы. Например такие: «давным-давно», «полным-полно», «чудо-остров» и другие.
Риторическая эпифора
Она в основном встречается в поэзии. Определение эпифоры риторической: повтор катренов в стихотворении. Многие авторы любят первое четверостишие стиха взять за основу последнего. Оно звучит без изменений либо с некоторыми смысловыми перемещениями. Это красиво и логично завершает стихотворное повествование.
Эпосу обычно свойственна риторика. Издревле приём риторической эпифоры украшал сказания, легенды, сказы: «волей-неволей», «долго ли, коротко ли», «жили-были» и другие.
Эпифора в прозе
Самым ярким примером в классике являются «фестончики» Гоголя. Он в своей знаменитой фразе повторил одно слово семь раз! Подражая классику можно воспроизвести подобную конструкцию: «мобильники, везде мобильники: мобильники для звонков, мобильники для фотографирования, мобильники как магнитофон, мобильники как украшение, у всех мобильники, всюду мобильники». Из фразы, построенной подобным образом, становится понятно, что мобильные телефоны очень автора раздражают, эта эмоция усилена многократным повторением.
Или представьте себе человека, говорящего вам: «Ты сможешь, ты обязательно сможешь всё преодолеть!» Таким повтором можно заменить более длинную пламенную речь типа: «Я верю в тебя и в твои силы достаточно сильно, думаю, что тебе удастся преодолеть возникшие трудности в твоей жизни!» Более лаконичен первый вариант и окрашен эмоционально гораздо сильнее.
Приведём некоторые примеры из художественной литературы.
- «Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. не найти мне места в тихом доме возле мирного огня!» (А. Блок).
- «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполеты из фестончиков…» (Н.В. Гоголь).
- «И теперь уж я болеть не стану, прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом.» (С. Есенин).
Анафора
Противоположностью эпифоре в литературе является анафора. Этот приём, как антоним отличается другой особенностью – повторением одинаковых слов и звуковых сочетаний (морфем) в начале предложений или строк стихотворения. Анафора бывает: звуковая, морфемная, лексическая и синтаксическая.
- Рассмотрим пример звуковой анафоры. Здесь повторяются одинаковые звуковые сочетания: «Убоялся ты свой выбор сделать, у большого камня на дороге?»
- В морфемной анафоре в начале строк идут повторы одних частей слова: «Гроз не буду сторониться, грозных ливней не боюсь!»
- Лексическая анафора – наиболее простая в русском языке, в ней идёт прямое повторение слов в начале строк или предложений: «Я буду жить в ладу с душою, я буду искренним с собой.»
- У синтаксической анафоры особенностью является повторение конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»
Итак, мы рассмотрели значение и примеры эпифоры. Исходя из всего вышесказанного, хочется дать своё, новое определение: эпифора – это особенная фигура речи, акцентирующая внимание на эмоционально-экспрессивной окраске текста.
Благодаря подобным приёмам (эпифора и анафора) можно достаточно легко украсить свою речь, сделать её более «живой» и искренней.
Эпифора — объяснение в примерах
Эпифора – это языковая техника, которая включает повторение одной и той же фразы или слова в конце последовательных сегментов речи. Бывает, что она заменяет рифмы.
Подобно анафоре, служит для повышения значения повторяющегося элемента и построения ритма стихотворения. Наиболее известным примером изучаемой фигуры речи является отрывок из 1-го Послания к Коринфянам:
Когда я был ребёнком ,
я говорил как ребёнок ,
я чувствовал себя ребёнком ,
я думал как ребёнок .
Как риторическая фигура, эпифора – один из способов языкового выражения, усиливающих эмоциональность высказывания, влияет на его декоративность, изобразительность. Применение её часто сопровождается синтаксическим параллелизмом или риторическими фигурами экспрессивного синтаксиса.
Причины появления эпифоры
В древней Греции для публичных речей тамошних ораторов периодически требовался приём, который бы заставлял задуматься слушающих о ключевых моментах речи. Древние греки и понятия не имели, что такое эпифора, но они пришли к мнению, что им нужна была одна из риторических фигур, определённый тип преднамеренного повторения.
Они решили основать новый приём за счёт повторного употребления одного и того же слова, фразы, определенной части высказывания, например, стиха, предложения. Помещая повторяющийся фрагмент в конец предложения они заметили наиболее яркий эффект. Таким образом новая фигура обрела форму, а в будущем и название.
Эта стилистическая фигура по сегодняшний день очень часто используется в публичных речах, программной лирике, риторических текстах:
Кто венец носит перед вами? Господа!
Кто купил корону? Господа!
Кто иностранные войска в страну ввел? Господа!«Корона Российской империи»
Отличие эпифоры от анафоры
Рядом с эпифорой стоит анафора, то есть повторение подобных слов в начале стихов. Отличаются они друг от друга тем, что анафора одинаково начинает текст, а её противоположность – одинаково заканчивает.
Часто они идут связкой, делая речь более экспрессивной. Контаминация этих двух фигур при одном высказывании называется симплокой:
Во поле берёза стояла ,
Во поле кудрявая стояла .
Анафора, эпифора, задачи в русском языке у обеих схожи, – обратить внимание на повторяющуюся фразу и подчеркнуть её смысл. Анафора – вид повторения во имя торжества смысла, а её антипод эпифора – повторение ради убеждения.
Симплока – фигура пропагандистских текстов:
Молодым везде у нас дорога!
Старикам везде у нас почёт!В стихотворении она выполняет ту же функцию, что и рифма, часто заменяет её.
Существующие разновидности эпифор
Все эпифоры делятся на грамматические, лексические и риторические. Соответственно, они способны выражать себя на уровне словоформ, морфем, риторических конструкций или лексем. Бывают случаи, когда трудно определить тип. Слишком тонкая грань между оттенками значения.
Грамматическая эпифора
В данной конструкции повторяются морфемы или части слов. Встречается она в детских стишках, частушках, загадках, прибаутках:
Тот грязнее всех девч ат ,
С пятнами руб аха .
Про такого и сказ ать :
Он у вас…(нер яха )
Чтобы вам не заблуд иться
В темноте, как люди вст арь ,
Будет вечером свет иться
Возле домика…(фон арь )
Вот пример речовки с грамматической эпифорой:
Кто шагает дружно в ряд ?
Пионерский наш от ряд !
Ты шагай, не отста вай ,
Громко песню запе вай .
Лексическая эпифора
Повторяется лексема без изменений:
Отчего я титулярный советник ?
Почему именно титулярный советник ?А.С. Пушкин
Риторическая эпифора
Повторение конца строфы или текста с обращением / восклицанием одних и тех же слов:
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?Бу! Ра! Ти! Но!
Такая эпифора также встречается в речовках:
Раз, два.
Три, четыре!
Три, четыре
Раз, два!
Примеры эпифоры в литературе и прозе
Больше всего таковых в стихах:
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене.Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.С.А. Есенин
Вот пример эпифоры в прозе.
«Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет ‹…› Ложь! – крикнул Соболь. – Брехня! Я всё равно узнаю, кто трогал!» (К.Г. Паустовский).
Примеры эпифоры в повседневной речи
Для этой фигуры, которая предпочитает текст художественной литературы, в устной речи тоже отводится место. Чаще всего это непринуждённая ситуационно-обусловленная разговорная речь:
– Вася дома?
– Да, дома.
– Нет, не дома.
Повседневная эпифора – сильный мотиватор:
Ты сможешь! Ты обязательно сможешь! Ты сможешь стать великим музыкантом!
Примеры эпифоры в рекламе
Для самой перспективной индустрии стилистические возможности эпифоры крайне востребованы. Они помогают манипулировать сознанием покупателей, убеждать их приобрести именно этот товар:
Чистота! Чисто «Тайд».
Чудо! Моё любимое чудо!
Потряси скорей смартфон
Ты тряси-тряси смартфон, приготовил Мегафон
Персональные подарки, ты тряси, тряси смартфон
Как видим, единое окончание фраз, текстов, строф, – весьма распространенная стилистическая фигура в художественной прозаической и лирической литературе, повседневности и рекламе. Больше всего её в стихах, так она идеально вписывается в малые формы.
Эпифора в литературе. Примеры использования
Русский язык полон сюрпризов. Тот, кто столкнётся с термином «эпифора» может сразу и не понять, к чему он относится и что означает.
У термина есть понятное определение – это лингвистический приём повторения одинаковых звуков или слов в конце смысловых единиц: строк, предложений. Иногда эпифора помещается внутрь предложения. Её также называют «стилистической фигурой». Это особенное построение фразы, при котором происходит некоторое усиление смысла или интонации говорящего. Иногда таким образом передаётся оттенок собственного отношения к описываемому предмету или явлению.
- Литературный приём в поэзии
- Грамматическая эпифора
- Лексическая эпифора
- Риторическая эпифора
- Эпифора в прозе
- Анафора
Литературный приём в поэзии
Интересно то, что этот лексический приём чаще всего является литературным, а в разговорной речи используется гораздо реже эпифора. Определение термина говорит о том, что речь иногда украшается повторением слов и сочетаний звуков для усиления эмоциональности и экспрессии.
Это интересно: что означает понятие этнос, примеры.
Чаще всего данную стилистическую фигуру применяют поэты, реже – прозаики и публицисты. Пора привести примеры эпифоры, чтобы дальнейшее повествование было более конкретизированным.
Я знаю точно, абсолютно точно,
Что нам с тобой не стоит говорить.
Уж коль расстались – связь была непрочной,
Не прочной, а порочной, может быть
Тут присутствует игра слов – эпифора в начале усиливает чувство уверенности, а в конце блуждает частица «не», показывая раздумья и воспоминания, навеянные разговором. Такую эпифору можно назвать «единоконечием».
Это интересно: какие изменения происходят в современном обществе?
Грамматическая эпифора
В случае когда в конце строк звучит повтор одинаковых звуков, это по своей сути есть идеальная рифма, что является определением эпифоры грамматической.
А в полях такая благодать,
Что словами всё не передать!
И прохладой манит древний лес,
Так, что вольный дух во мне воскрес.
Данную стилистическую фигуру с большим удовольствием используют современные поэты так же, как её прежде использовали классики.
Лексическая эпифора
Лексической эпифора является в случае неоднократного повторения слов в окончаниях строк. Если переводить буквально, термин «epiphora» означает принесение, прибавление. Слово пришло из древнегреческого языка. Приём идеален для написания, например, песен. В их куплетах часто, а особенно в припевах, повторяются одни и те же фразы. Например такие: «давным-давно», «полным-полно», «чудо-остров» и другие.
Риторическая эпифора
Она в основном встречается в поэзии. Определение эпифоры риторической: повтор катренов в стихотворении. Многие авторы любят первое четверостишие стиха взять за основу последнего. Оно звучит без изменений либо с некоторыми смысловыми перемещениями. Это красиво и логично завершает стихотворное повествование.
Эпосу обычно свойственна риторика. Издревле приём риторической эпифоры украшал сказания, легенды, сказы: «волей-неволей», «долго ли, коротко ли», «жили-были» и другие.
Эпифора в прозе
Самым ярким примером в классике являются «фестончики» Гоголя. Он в своей знаменитой фразе повторил одно слово семь раз! Подражая классику можно воспроизвести подобную конструкцию: «мобильники, везде мобильники: мобильники для звонков, мобильники для фотографирования, мобильники как магнитофон, мобильники как украшение, у всех мобильники, всюду мобильники». Из фразы, построенной подобным образом, становится понятно, что мобильные телефоны очень автора раздражают, эта эмоция усилена многократным повторением.
Или представьте себе человека, говорящего вам: «Ты сможешь, ты обязательно сможешь всё преодолеть!» Таким повтором можно заменить более длинную пламенную речь типа: «Я верю в тебя и в твои силы достаточно сильно, думаю, что тебе удастся преодолеть возникшие трудности в твоей жизни!» Более лаконичен первый вариант и окрашен эмоционально гораздо сильнее.
Приведём некоторые примеры из художественной литературы.
- «Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. не найти мне места в тихом доме возле мирного огня!» (А. Блок).
- «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполеты из фестончиков» (Н.В. Гоголь).
- «И теперь уж я болеть не стану, прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом.» (С. Есенин).
Анафора
Противоположностью эпифоре в литературе является анафора. Этот приём, как антоним отличается другой особенностью – повторением одинаковых слов и звуковых сочетаний (морфем) в начале предложений или строк стихотворения. Анафора бывает: звуковая, морфемная, лексическая и синтаксическая.
- Рассмотрим пример звуковой анафоры. Здесь повторяются одинаковые звуковые сочетания: «Убоялся ты свой выбор сделать, у большого камня на дороге?»
- В морфемной анафоре в начале строк идут повторы одних частей слова: «Гроз не буду сторониться, грозных ливней не боюсь!»
- Лексическая анафора – наиболее простая в русском языке, в ней идёт прямое повторение слов в начале строк или предложений: «Я буду жить в ладу с душою, я буду искренним с собой.»
- У синтаксической анафоры особенностью является повторение конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать»
Итак, мы рассмотрели значение и примеры эпифоры. Исходя из всего вышесказанного, хочется дать своё, новое определение: эпифора – это особенная фигура речи, акцентирующая внимание на эмоционально-экспрессивной окраске текста.
Благодаря подобным приёмам (эпифора и анафора) можно достаточно легко украсить свою речь, сделать её более «живой» и искренней.