Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Гротеск в произведениях Н.В. Гоголя (на примере рассказов «Нос» и «Шинель»)

Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Введение

Выразительные средства – главный прием, с помощью которого автор литературного произведения имеет возможность донести до аудитории волнующую его идею. Обретая словесное выражение, героев, идея также нуждается и в особом способе подачи материала, чтобы быть максимально доступной для читателей.

Одним из наиболее эффективных выразительных средств является гротеск. Он позволяет в своеобразной форме выразить авторский замысел, указать читателю на те или иные события, явления, особенности человеческих отношений; кроме того, гротеск позволяет автору не говорить прямо, а читателю позволяет задуматься, самостоятельно придти к тем выводам, какие задумывал для него автор.

Одним из выдающихся писателей, использовавших гротеск, был Николай Васильевич Гоголь. В данной работе мы рассмотрим гротеск в двух его произведениях – «Нос» и «Шинель».

Задачи данной работы:

-дать определение гротеску,

-выявить роль гротеска в произведениях Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель».

При написании данной работы в качестве теоретической базы были использованы критические материалы произведений Н.В. Гоголя, справочная литература по литературоведению. В качестве эмпирической базы были использованы тексты рассказов «Нос» и «Шинель».

Тысячелетняя история гиперболы

Гипербола очень часто встречается в древнерусской литературе, например в «Слове о полку Игореве»: «Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша». Анализируя предложение, можно уяснить смысл: звук колокола, прозвеневшего в Полоцке, донесся до Киева! Конечно, в действительности этого быть не может, иначе жители близлежащих поселений лишились бы слуха. Термин имеет латинское происхождение: hyperbole в переводе означает «преувеличение». Гиперболу использовали практически все поэты и писатели, но особенно ее частым употреблением в своих произведениях выделились Николай Гоголь, Владимир Маяковский, Михаил Салтыков-Щедрин. Так, в пьесе Гоголя «Ревизор» на столе стоял «арбуз в семьсот рублей» — очередное преувеличение, ведь не может так дорого стоить арбуз, если он, конечно, не золотой. У Маяковского в его «Необычайном приключении» закат пылал «в сто сорок солнц», то есть невероятно ярко.


1.Понятие гротеска в литературе

Гротеск (фр. grotesque, буквально – причудливый; комичный; итал. grottesco – причудливый, итал. grotta – грот, пещера) – вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма1. Гротест издревле присущ художественному мышлению, он был в произведениях Аристофана, Лукиана, а далее – Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Нос» гротест – «доминанта стиля»2.

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.

Читайте также:
Краткая биография Лермонтова о самом главном: кто такой Михаил Юрьевич, даты жизни и творчество

Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue – буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte – грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta – скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры», на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

В литературе гротеск (итал. grottesco от grotto – грот) – в литературе один из разновидностей комического приёма, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск – всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Тысячелетняя история гиперболы

Гипербола очень часто встречается в древнерусской литературе, например в «Слове о полку Игореве»: «Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша». Анализируя предложение, можно уяснить смысл: звук колокола, прозвеневшего в Полоцке, донесся до Киева! Конечно, в действительности этого быть не может, иначе жители близлежащих поселений лишились бы слуха. Термин имеет латинское происхождение: hyperbole в переводе означает «преувеличение». Гиперболу использовали практически все поэты и писатели, но особенно ее частым употреблением в своих произведениях выделились Николай Гоголь, Владимир Маяковский, Михаил Салтыков-Щедрин. Так, в пьесе Гоголя «Ревизор» на столе стоял «арбуз в семьсот рублей» — очередное преувеличение, ведь не может так дорого стоить арбуз, если он, конечно, не золотой. У Маяковского в его «Необычайном приключении» закат пылал «в сто сорок солнц», то есть невероятно ярко.

2.Значение гротеска в произведениях Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель»

Рассмотрим роль гротеска в рассказал Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель».

В рассказе «Нос» мы видим Петербург, точнее – его «изнанку».Гоголь показывает нам убогость мышления жителей внешне блестящего, ухоженного города, прискорбную погоню за высоким чином, поскольку только обладая чином выше восьмого можно расчитывать, что обладателя этого чина будут считать за человека.

Главный герой рассказа – коллежский ассесор Ковалев. Коллежский ассесор – это тот самый заветный восьмой чин в табели о рангах, который открывает двери в лучшую жизнь, полную признани и уважения. Поэтому неудивительно, что Ковалев так горд. И еще неудивительно, что Гоголь избрал местом действия в рассказе Петербург, ведь где еще могут так не замечать человека, а замечать только его чин, как не в столице? Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он, нос, считался в ранге статского советника» 3, и Ковалева именно это удивляет больше всего.

Читайте также:
Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Для изображения Петербурга Гоголь использует такой прием, как синекдоха, который предполагает перенесение признаков целого на его часть. Таким образом, достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке. Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих «по-чиновничьи» – в соответствии с их должностью.

Гоголь построил свой сюжет таким образом, что это невероятное событие – внезапное исчезновение с лица носа и дальнейшее его появление на улице в виде статского советника – либо не удивляет персонажей вовсе, либо удивляет, но не тем, чем должно удивлять, по логике вещей. Например, почтенный седой чиновник из газетной экспедиции выслушивает просьбу Ковалева абсолютно равнодушно, так же как он принимает объявления о продаже дачи или дворовой девки. Единственное, что вызывает его любопытство (даже не интерес!), это то, как выглядит теперь место прежнего расположения носа – «совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин». Квартальный, который возвращал Ковалеву его нос, также не увидел в этой ситуации ничего странного и даже по привычке просил у того денег.

Ковалев же, в свою очередь, волнуется вовсе не о том, что без носа он, по большому счета, лишен возможности дышать, и первым делом майор бежит не к врачу, а к обер-полицмейстеру. Он беспокоится только о том, как же он теперь появится в обществе; на протяжении повести очень часто встречаются сцены, когда майор заглядывается на симпатичных девушек. Благодаря небольшой авторской характеристике мы знаем, что Ковалев занят поисками невесты для себя. К тому же у него есть «очень хорошие знакомые» – статская советница Чехтарева, штаб-офицерша Пелагея Григорьевна Подточина, очевидно, обеспечивающие ему полезные связи. При попытке объясниться с носом в Казанском соборе Ковалев дает понять, почему данная ситуация недопустима для него: «Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить…притом будучи во многих домах знаком с дамами…»4. Несомненно, это преувеличение, чтобы показать читателю, что же является реальной ценностью для петербургского чиновника.

Нос же ведет себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем важного чиновника, этого достаточно. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку. Так, например, нос молится, спрятав «лицо свое в большой стоячий воротник». Очень показательна также ситуация, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться: «…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…»5.

Гротеск в повести заключается также и в неожиданности повествования, в некой несуразности. С первой же строки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.

Читайте также:
Краткое содержание «Денискиных рассказов»: читать пересказ лучших рассказов онлайн

В рассказе «Шинель» Гоголь поднимает ту же проблему – восприятие чинов, а не людей. Здесь мы видим уже чиновника несколько иного рода. Перед нами – скромный человек, порядочный, оказавшийся в определенных обстоятельствах. Гоголь говорит, что такая судьба была у Акакия Акакиевича – быть чиновником невысокого ранга: «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник»6.

Акакий Акакиевич в чем-то даже симпатичен читателю. Он ответственный человек, с искренней любовью относящийся к своей работе. Ему действительно нравится переписывать буквы, ибо буквы – его единственные друзья. С живыми людьми Акакий Акакиевич общается лишь по мере необходимости, ибо эти люди – пустые для него. Акакий Акакиевич не гонится за чином, уваженим вышестоящих господ и пр., он просто делает свое дело, живет в собственном мире и рад тому, что имеет.

Прохудившаяся шинель – досадное происшествие в его жизни. Живя в своем собственном мире, он бы и не заметил изношенности шинели, если бы не стал замерзать. С тех пор у него появилась Цель – новая шинель.

В сущности, история, рассказанная Гоголем в «Шинели», очень глубока. В ней описана не только несправедливость, но и наказание за нее. Мы видим «очень значительное лицо», которое, «был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, бился с пути и совершенно не знал, как ему быть. Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше. В глазах его иногда видно было сильное желание присоединиться к какому-нибудь интересному разговору и кружку, но останавливала его мысль: не будет ли это уж очень много с его стороны, не будет ли фамилиярно, и не уронит ли он чрез то своего значения?»7

Гоголь показал, как в общем-то неплохие люди под давлением обстоятельств и против собственной воли ведут себя так, как они себя ведут. Для этого гротеск – незаменимое выразительное средство. Башмачкин проявил силу характера, дошел до самого «значительного лица», однако испытал сильнейший стресс от незаслуженного нагоняя, что и стало причиной его гибели. Возможно, если бы «значительное лицо» не настолько повышал голос на Акакия Акакиевича, обошлось бы без его гибели. Однако в Петербурге это был совершенно немыслимый вариант развития событий: «значительное лицо» использует все свои ресурсы «значительности» против жалкого, с его точки зрения, человека, Акакий Акакиевич не выдерживает этого. На его месте мог оказаться кто угодно рангом ниже восьмого, и наиболее вероятно, что с тем же исходом.

Читайте также:
Чем отличаются историзмы и архаизмы: определение и разница между ними, примеры слов и особенности употребления

Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе

Тропы и фигуры речи

Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

Гипербола- художественное преувеличение

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя

  • Богатырский сон на 12 дён.
  • На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
  • От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»

Слово о полку Игореве

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Комедия Николая Васильевича Гоголя

Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:

  • Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»

Константиново - родина С.Есенина

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

Читайте также:
Краткое содержание каждой главы первой, второй, третьей и четвертой частей романа Ивана Гончарова "Обломов"

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Это надо знать! Что такое анафора в литературе?

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Литоту еще называют обратной гиперболой

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.

«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе

Тропы и фигуры речи

Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

  • Гипербола в художественной литературе
  • Литота и её значение
  • Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Гипербола- художественное преувеличение

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя

  • Богатырский сон на 12 дён.
  • На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
  • От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
Читайте также:
Роман Вальтера Скотта «Айвенго»: история создания и краткое содержание по главам

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.

Слово о полку Игореве

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Комедия Николая Васильевича Гоголя

Гиперболы в монологах героев гоголевскогоРевизора“:

  • Осип «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца

Константиново - родина С.Есенина

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Это надо знать! Что такое анафора в литературе?

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Литоту еще называют обратной гиперболой

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.

«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Читайте также:
Краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, гениального поэта и дипломата, его жизнь и творчество

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Интересно знать: Понятие синекдоха.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Гипербола как разновидность литературного тропа

Определение слова «Гипербола» имеется как в русском языке, так и в математике. Но это абсолютно разные понятия, которые не имеют ничего общего друг с другом. В математике гиперболой является кривая с двумя переменными, одна из которых является неизменной. В русском языке гипербола относится к тропам.

Литературный троп — это слово или выражение в переносном значении, используемое для создания образа и достижения выразительности текста. Очередной его разновидностью является гипербола.

Гипербола или преувеличение

Гипербола является средством усиления эмоциональной оценки. Это чрезмерное преувеличение определенных свойств, качеств, процессов или явлений, действий. С греческого «hyperbole» переводится как чрезмерность и избыток. Приставка гипер означает очень, сверх.

Гипербола как разновидность литературного тропа

Чтобы понять что такое гипербола, давайте рассмотрим и проанализируем несколько примеров.

  1. Ждать целую вечность.
  2. Ребенок задушил в объятиях.
  3. Я звонила сто раз, но ты не отвечал!

Подобные выражения мы используем в повседневной речи, часто даже не задумываясь над тем, что именно оно обозначает, если разобраться. Ведь ждать целую вечность никто не может, это просто огромное преувеличение.

Гипербола в русском языке иногда может быть спутана с литотой ( тонкая, как тростинка ). Литота призвана уменьшать то, что происходит, в то время как гипербола увеличивает, раздувает и делает события огромными по масштабу.

Конечная цель гиперболы

В русском языке гипербола используется с давних времен. При этом она не просто добавляется в речь, а преследует определенные цели:

  • призвана усиливать выражения того, что сказано;
  • заостряет внимание на определенных моментах, давая понять, что рассказчик хочет сделать на этом акцент;
  • цепляет внимание, заставляя по-новому посмотреть на обыденные вещи;
  • подчеркивает личную оценку происходящего момента.

Рассмотрим на примерах, чтобы было понятней:

Сто лет тебя не видел! (означает очень давно)
Тысячу раз тебе говорила, что так делать не нужно! (В данном предложении гиперболой является фраза: «Тысячу раз», которая подразумевает большое количество раз).

Структура и свойства гиперболы

Преувеличение подразделяется на:

  • численное — тысячу лет, сто тысяч раз ;
  • образное — не виделись вечность, век ;
  • открытое сравнение — сухо во рту, как в пустыне .

Чтобы передать соответствующую окраску тексту, гиперболу смешивают с другими стилистическими приемами: сравнением и метафорами.

Часто такой прием добавляют в романтический стиль, иронию.

Примеры гиперболы в окружающем мире

Гипербола очень часто встречается нам не только в разговорной речи, но и в литературе, художественных произведениях и даже рекламе. Рассмотрим каждый поподробнее, ведь у всех имеются личные особенности.

В художественной литературе

В книгах гипербола довольна распространенная, таким образом авторы приковывают внимание и заставляют погрузиться в их мир, вот примеры преувеличений в литературе:

  • Былины. В них описывалась богатырская сила: Богатырский сон на 12 дён .
    На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек. От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
  • Сказки и песни. Для придания фантастичного и нереалистичного, преувеличения действий и поступков героев. Тише воды, ниже травы .
  • Повести и рассказы. Больше всего использовал преувеличение Н.В. Гоголь. В муку бы стёр вас всех!
  • Стихи. Одним из ярких примеров является В. Маяковский. В сто сорок солнц закат пылал…
Читайте также:
Краткое содержание пьесы"Бесприданница", пересказ, анализ пьесы и идея

В фантастических произведениях

Гипербола чаще всего выступает как ирония, потому что это образное средство неточно выражает действительность, преувеличивает написанное и создает немного юмористичный и комический текст.

Я поклялся до гроба ненавидеть девчонок.
Провалился в черное ничто, будто умер. (Крик петуха).

А вот у В. Крапивина появляется форма сравнения и эпитета, создавая метафору.

Бесконечная земля и чистый небосвод — тоже бесконечный.

Благодаря преувеличению в фантастике прибавляется масштабность описываемого, что просто незаменимо в данном выражении.

В повседневной жизни

Каждый человек очень часто употребляет гиперболу в разговорах, бывает, что сам того не замечая. Самые распространенные фразы:

на краю земли;
испугаться до смерти;
задушить в объятиях;
любить до безумия;
ждать целую вечность;
рукой подать.

Чаще всего человек прибегает к гиперболе в состоянии аффекта или раздраженности, преувеличивая то, что произошло.

В рекламе

Большая часть слоганов для рекламирования продукции основана на гиперболе. Ведь это беспроигрышный вариант, главная цель — привлечь клиента уникальностью предлагаемого товара, предлагая при этом минимальную стоимость. Рассмотрим обороты речи, которые чаще всего употребляются:

  • На грани возможного . (данное выражение используется при рекламе продуктов, транспорта).
  • Король (продолжение может быть любое, например, Король салатов).
  • Контроль над стихией (обувь или обогреватель).

Кроме слоганов, много внимания уделяется созданию видео. Разберем на примере рекламу шоколадного батончика Сникерс.

Гипербола как разновидность литературного тропа

Ведь человек, главный герой, становится кем-то другим, потому что голоден. И начинает творить вещи, которые не привычны ему, а вот шоколад вернет все в свое русло. А слоган звучит: «Ты не ты, когда голоден».

Также можно рассмотреть самый простой прием , который со словом самый. Это тоже преувеличение, Самый большой , самый лучший , самый удобный . Или, например, на первом месте , лучший среди всех представленный .

Что помогает научиться строить гиперболы

Чтобы научится создавать собственные гиперболы, необходимо иметь большой словарный запас, понимать, как это получается и с чем можно сравнить. Такой оборот получится создать тем, кто является начитанным человеком.

Поэтому постоянно читайте, добавляя в личный словарный запас новые слова и выражения.

Лучше, если это будет классическая литература, которая дает не только представление о том, что было раньше, но и очень тонко описывает границы разумного, богата эпитетами. Только тогда получится мыслить не шаблонно, создавать оригинальные словосочетания, и вопрос о том как построить гиперболу будет снят автоматически.

Задание. Отметьте предложения, в которых используется гипербола

  1. Мы пирог испекли: вот такой ширины, вот такой высоты.
  2. Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать весь дом.
  3. Никогда бы не подумал, что ты так вырос.
  4. Такое большое дерево бывает только в сказках.
  5. Быстрый, как молния автомобиль промчался по трассе.

Преувеличение используется в первом, втором и пятом предложении. Разберем подробнее.

Пирог испекли вот такой ширины, вот такой высоты. Чаще всего, когда поется данная песенка, люди встают в круг и показывают величину, которая никак не может быть в реальности.

Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать дом. Все понимают, что две минуты пройдут очень быстро, за такое время мало что успеешь.

Быстрый, как молния автомобиль. Такого транспортного средства просто не существует, это преувеличение о том, что скорость действительно была высокой.

Без гиперболы большая часть литературных произведений была бы просто скучна, ведь намного интереснее высказаться о предмете не с техническими характеристиками, а образно описав и преувеличив способности.

Читайте также:
Два капитана Каверина: краткое содержание и анализ романа

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Пример гиперболы - преувеличение рыба о размере пойманной рыбы

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

Куча денег

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Читайте также:
Николай Гумилёв "Жираф", его анализ и художественные образы и приёмы

Три богатыря

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гоголь

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

Комик

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Главное слишком не увлекаться. Иначе вашу неудачную гиперболу, могут принять за обычную ложь.

Прочитала статью и поняла, что я любитель всё преувеличивать или преуменьшать. Ведь из гипербол возникают и ложные слухи, даже сплетни. Пусть гипербола останется в литературе, а из нашей устной речи уйдёт, особенно с упоминанием слов «смерть», «испугался», «задушить».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: