Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Ямб – ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.
Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.
Амфибрахий – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.
Анапест – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.
Д – Дактиль – ударение на первый слог,
АМ – АМфибрахий – ударение на второй слог,
А – Анапест – ударение ударение на третий слог.
- В а́ -ня – хорей (2 слога, первый-ударный)
- И-в а́ н – ямб (2 слога, второй-ударный)
- В а́ -не-чка – дактиль (3 слога, первый-ударный)
- Ва-н ю́ -ша – амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
- И-о- а́ нн – анапест (3 слога, третий-ударный)
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Стихотворный размер
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)
- Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
То есть это ДВУсложный размер. - После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
- В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
(А. Фет)
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
(М.Ю. Лермонтов)
Л а́ сточкИ проп а́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/(А. Фет)
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
Кт о́ бы ни зв а́ л – не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/ Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/(А. Блок)
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __(М.Ю. Лермонтов)
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/(Н.А. Некрасов)
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ –
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Хорей, ямб и другие стихотворные размеры
Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Виды стихотворных размеров
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
- В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
- В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.Ф. Тютчев
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
- Дактиль,
- Анапест,
- Амфибрахий.
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!А. Блок
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.А. Фет
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
- Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
- Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
- Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
- Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
- Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
Читайте также:
Как определить стихотворный размер
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — ному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: один, сразу два, три, четыре, пять, а и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование и ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте : интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм. Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
@ Arzamas
Как научиться определять размеры стиха
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На уроках литературы в школе рано или поздно наступает момент, когда нужно проанализировать поэтический текст.
В числе прочего требуется определить его стихотворный размер. Без подготовки тут не обойтись.
Вот несколько простых способов разобраться в теме и превзойти в этом самого Евгения Онегина, о котором Пушкин, как вы помните, сказал:
«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…».
Стихотворные размеры — это .
Стихотворные размеры (или размеры стиха) – это схема построения стихотворной строки, ритмически организованный с помощью стоп, ударений и слогов словесный ряд.
Существует несколько систем стихосложения. Наиболее известны три:
- силлабическая (основанная на равном, упорядоченном количестве слогов);
- тоническая (важно, чтобы в строках было одинаковое количество ударных слогов);
- силлабо-тоническая (построенная на ударно-слоговом принципе, для которого значимы равномерно чередующиеся ударные слоги).
В настоящее время самой распространённой и привычной для нас является силлабо-тоническая система стихосложения.
Немного об истории
Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.
Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.
Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.
Двусложные стихотворные размеры
Лидер среди размеров — это любимец Пушкина лучезарный и жизнеутверждающий ямб.
Ямбом называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Чтобы понять, что значит «двусложный», рассмотрим известную строчку: «Мой дядя самых честных правил…»
Попробуем произнести её по слогам и расставим ударения: «Мой дЯ–дя сА–мых чЕст–ных прАвил». Каждый второй слог является ударным.
Группа ударных и безударных слогов называется стопой.
В данном случае стопа состоит из двух слогов: одного безударного и одного ударного. А всего таких стоп 4. Значит, перед нами четырёхстопный ямб.
Второй двусложный размер – хорей. В нём ударение падает на первый слог каждой стопы.
БУря мглОю нЕбо крОет,
ВИхри снЕжные крутя…
В первой строчке 4 стопы, во второй – 3,5.
Ударение в каждой стопе падает на первый слог. Это хорей.
Ямб похож на ритм сердца, звук бодрого, чёткого, размеренного шага. Хорей напоминает плач, причитание.
Люди почувствовали это ещё в глубокой древности, так что обращайте внимание на размеры стихотворений – они имеют определённый смысловой посыл.
Трёхсложные размеры стихов
В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:
- дактиль;
- амфибрахий;
- анапест.
Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.
Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.
Он звучит напевно и жалобно:
Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:
Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».
Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.
Определять сильный слог можно тремя способами:
- Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
- Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
- Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.
Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.
Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Ох, давно позабыта школьная программа. Помню только ямб и хорей. А о трёх остальных только сейчас вспомнила.
Недавно сочинила стихотворение на день рождения мэру города. Показала сыну. Думала — похвалит! А он спросил: «Мама, ты вообще знакома с понятием размера?» Стала переделывать, но так, увы, и не добилась хорошей оценки. А сейчас в статье прочитала, что музыканту легче определить размер стиха. А сын-то у меня — барабанщик в группе!
Урок 12. Двусложные и трёхсложные размеры стиха
Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.
Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Да́ктиль (от др. греч. δάκτυλος – «палец») – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь. — В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 c.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Паритет, 2007 —320 с.
- Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учебник. — В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 c.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.
Дополнительная литература:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 c.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 c.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 c.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе / Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Электронные ресурсы:
- Поэзия.ру [Электронный ресурс]. URL: https://poezia.ru/ (дата обращения: 28.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Кому-то сегодняшний урок может показаться скучным. Какие-то размеры, рифмы… Но, разве не интересно посмотреть, как устроены стихотворения? Из каких «кирпичиков» поэт создаёт своё произведение, и каким законом оно подчиняется? Сегодня мы будем изучать стихотворные размеры.
Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.
А теперь давайте обозначим ударные слоги – V
А безударные – _
Получим такой рисунок: V _
Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.
Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.
С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.
Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.
А окончание строки – ударное или безударное – рифму.
Мчатся тучи, вьются тучи,
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна…
(«Бесы». А. С. Пушкин)
Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.
В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
(А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»)
В парной рифме созвучны 1 и 2 , 3 и 4 строчки по принципу ААББ:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
(Н. М. Рубцов «Родная деревня»)
Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:
И там я был, и мёд я пил.
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.
Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.
Двусложные размеры называются хорей и ямб:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи!
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее …
Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.
В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.
Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.
Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
(А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)
Вот еще один пример ямба:
Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать?
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.
Существуют также и трёхсложные размеры.
Первый из них называется дактиль. Его название просто запомнить – от греческого слова «дактилус» – палец.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В нём ударение из трёх слогов падает на первый.
Следующий размер называется амфибрахий.
В нём ударение падает на второй слог из трёх:
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…
(А. С. Пушкин. «Узник»)
И последний трёхсложный размер называется анапестом.
Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:
О, весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта…
Теоретический материал для углубленного изучения
Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.
В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.
Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).
Этот приём называется «волшебная Д-АМ-А»:
Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);
АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);
А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите пропущенное слово в определении:
____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.
В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.
Правильный ответ: лирика
Выделение цветом
Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:
1. Расставить стихотворные ударения в строках.
На се́вере ди́ком стои́т одино́ко
На го́лой верши́не сосна́…
2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):
_V _ _ V_ _ V _ _ V_
_ V _ _ V _ _ V…
3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.
В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.
4. Определить размер.
Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.
Двусложные и трехсложные стихотворные размеры
Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.
Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых – безударные слоги.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога – ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:
дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-
так говорит Автор в романе Пушкина “Евгений Онегин” о своем герое – Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?
Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?
Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.
Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]
Да, непростое словечко!
“И что же делать с этим словом?” – спросите вы.
А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.
Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.
2. Определение стихотворных размеров
А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х – ХОРЕЙ)
ХОРЕЙ – (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба “Зелёная лампа” придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:
Хор хореем распевает:
Раз – удар, два – пропускает, –
Третий, пятый слог – ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
“Воды – воды – воды лей”, –
Получается хорей.
Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым – все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.
Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) – первый кирпичик.
Вспомним снова “Евгения Онегина”.
Итак, уважаемый Автор, говорите, “не мог он ямба от хорея” отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ – (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (“Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. “. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.
Любители поэзии из школьного клуба “Зелёная лампа” придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог – там “ударять”.
Поможет выявить нам ямб
Повтор: “ВодА – водА- водА,
ВодА – водА – водА – водА”, –
Звучит так ямба ритм всегда.
Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха.
Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) – второй кирпичик.
Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д – дактиль)
ДАКТИЛЬ – (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы (“ВЫрыта зАступом Яма глубОкая”, И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:
Дактиль _/ _ _ (золото)
Дактиль – он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
“Золото – золото”, – вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.
Следующий кирпичик в нашей пирамиде – это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ – (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (“Не вЕтер бушУет над бОром”). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный – желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:
Амфибрахий _ _/ _ (железо)
Второй из трёхсложных размер – амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове “железо”,
Оно нам не менее злата полезно.
“Железо – железо”, – подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ – (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“ТАм, в ночнОй завывАющей стУже”, А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Анапест _ _ _/ (серебро)
А анапест – последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
“Серебро – серебро”, – надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.
В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА
А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.
У нас есть “два этажа”. Верхний – это два слога, один из которых ударный. Нижний – это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти “этажи” называются стопами.
Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:
Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.
Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:
На сЕвере дИком стоИт одинОко
Ан – последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.
Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”?
ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.
Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:
а – хорей; б – ямб; в – дактиль; г – амфибрахий; если ответ “анапест” – все окошечки в строчке остаются пустыми.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать статьи в учебнике “Двусложные размеры стиха”, “Трёхсложные размеры стиха”, выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)