Как определять постоянные и непостоянные признаков глагола при выполнении морфологического разбора слова

Морфологический разбор глагола

На прошлых занятиях мы с вами определились, что для того чтобы уметь владеть языком, — нужно учиться и постоянно разбираться с примерами. Мы выяснили, что такое ли́ца глаголов и как определять их возвратность. Надеюсь, что вы запомнили каждый из этих признаков и теперь без проблем сможете ответить на любые вопросы.

Перейдем к сегодняшней теме — морфологический разбор глаголов. Неотъемлемая часть обсуждения, поэтому включайте свое внимание и приступим к разбору. А в конце темы вас ждёт небольшое тестирование, для точного закрепления материала.

Схема — описание морфологического разбора

Сначала освоим терминологию, чтобы определиться с основным посылом.

Морфологический разбор — есть обнаружение постоянных/непостоянных типов глагола, в формате самостоятельной части речи. Он состоит из цельной и структурированной системы оценки, благодаря которой, легко и просто разобраться с каждой деталью части речи.

Вы уж точно знаете, что глагол — это независимая единица, отвечающая на “что делать? что сделать?”; как например: уходить, мечтать, плясать, резвиться, учиться и так далее.

Сейчас при помощи схемы, мы поэтапно рассмотрим каждую деталь:

  1. Определяем составную часть речи ( общее грамматическое положение).
  2. Указываем инфинитив (простая форма).
  3. Приступаем к морфологическому разбору.
    1. Расписываем постоянные показатели :
      • определяем вид глагола (совершенный или несовершенный);
      • уточняем переходность или же непереходность;
      • определяем возвратность;
      • спряжение.
    2. Расписываем непостоянные показатели :
      • выясняем тип наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
      • время — лишь для изъявительного!;
      • какое число (единственное или множественное);
      • определяем лицо (настоящее, будущее время; обязательно в повелительном наклонении);
      • род (лишь для прошедшего времени изъявительного наклонения).

    Подробный образец разбора

    Структура достаточно объёмная, но на примерах будет достаточно легко и понятно.

    1. Любите— что делаете?; глагол, который отмечает действие.
    2. Начальная форма — любить.
    3. Разбираемся с морфологией.
      1. Неизменяемые признаки :
        • несовершенный вид глагола (действие не завершилось);
        • переходная форма (требуется контакт с объектом);
        • по возвратности — невозвратный (не заканчивается на -ся/-сь);
        • второе спряжение (любить — окончание -ить).
      2. Изменяемые признаки :
        • изъявительное наклонение;
        • простое настоящее время;
        • множественное число;
        • второе лицо.
      1. Выполняет функции сказуемого в настоящем предложении.

      Вот так выглядит подробный письменный анализ. Обязательно, нужно каждый пункт анализировать, прежде чем выдавать письменный или устный ответ. Эту схему необходимо изучить и запомнить.

      Дополнительные примеры морфологического разбора глагола

      Пример № 1

      У Маши в школе началась математика.”

      1. Началась — описывает процесс, отвечающий на “что сделала?”.
      2. Инфинитив — начаться.
      3. Морфологический разбор
        1. Неизменяемые признаки :
          • совершенный вид;
          • непереходная форма;
          • возвратный тип (заканчивается на -ся/-сь);
          • первое спряжение.
        2. Изменяемые признаки :
          • изъявительное наклонение;
          • прошедшее время;
          • единственное число;
          • второе лицо.

        Пример № 2

        Игорь усердно стучит в соседнее окно.”

        1. Стучит — “что делает?” — показывает действие.
        2. Начальная форма — стучать.
        3. Морфологический разбор
          1. Постоянные показатели: несовершенная форма, возвратный, переходный, первое спряжение.
          2. Непостоянные показатели : изъявительное наклонение, настоящее время, третье лицо единственного числа.

          Пример № 3

          Сегодня утром пошёл сильный дождь.

          1. Пошёл — “что сделал?”, выполняет действие.
          2. Инфинитив — пойти (что сделать?)
          3. Морфологический разбор
            1. Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.
            2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение, время прошедшее, единственное число, мужской род.

            Пример № 4

            Папа научил меня кататься на самокате.

            В данном примере представлены сразу два слова на разбор:

            1. Научил — “что сделал?” — слово, обозначающие действие.
            2. Инфинитив — научить (что сделать?)
            3. Морфологический разбор
              1. Постоянные признаки: совершенная форма; переходный вид; возвратный глагол; второе спряжение.
              2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение; время прошедшее; единственное число мужского рода.
              1. Кататься — “что делать?”, — указывающий действие.
              2. Начальная форма такая же — кататься.
              3. Морфологический разбор
                1. Постоянные признаки: несовершенная форма, непереходной, возвратный глагол; первое спряжение.
                2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение; настоящее время.

                Тестовые задания на закрепление материала

                Если вы ответили на все 8 вопросов — я вас поздравляю! Вы усвоили все правила, приняли во внимание все нюансы и окончательно поставили точку в данной теме. Тренируйтесь и всё у вас запомнится.

                План морфологического разбора

                План морфологического разбора слова зависит от части речи слова. Покажем порядок морфологического разбора для каждой части речи.

                Имя существительное

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (именительный падеж)
                  • Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.
                  • Непостоянные признаки:падеж, число.
                2. Синтаксическая роль.

                Имя прилагательное

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
                  • Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
                  • Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.
                    У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.
                2. Синтаксическая роль.

                Имя числительное

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (именительный падеж).
                  • Постоянные признаки: простое или составное, количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
                  • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
                2. Синтаксическая роль.

                Местоимение

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
                  • Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
                  • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
                2. Синтаксическая роль.

                Глагол

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (неопределённая форма).
                  • Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.
                  • Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть).
                2. Синтаксическая роль.

                Причастие

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
                  • Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
                  • Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
                2. Синтаксическая роль.

                Деепричастие

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Начальная форма (неопределённая форма глагола).
                  • Вид.
                  • Неизменяемость.
                2. Синтаксическая роль.

                Наречие

                1. Часть речи. Общее значение.
                  • Неизменяемое слово.
                  • Степень сравнения.
                2. Синтаксическая роль.

                Категория состояния

                Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

                1. Часть речи. Общее значение.
                2. Неизменяемое слово.
                3. Синтаксическая роль.

                Предлог

                1. Часть речи. Общее значение.
                2. Простой или составной, производный или непроизводный.
                1. Часть речи. Общее значение.
                2. Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

                Частица

                1. Часть речи. Общее значение.
                2. Разряд.

                Междометия

                Для междометий морфологические разборы не делаются.

                Синтаксическая роль

                В конце морфологического разбора определяется синтаксическая роль слова, то есть каким членом предложения слово является. Выделяют: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие (категория состояния), глагол (причастие, деепричастие) являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения, поэтому в плане морфологического разбора либо опускается пункт 3, либо пишется с формулировкой «Не является членом предложения». Читайте подробнее про члены предложения.

                Разбор слов на сайте делается в автоматическом режиме, поэтому может быть неверным. Используйте разбор исключительно для самопроверки.
                morphological.ru — определение части речи слов и морфологических признаков

                Морфологические признаки глагола – какие из них постоянные или непостоянные

                Любая часть речи имеет свой набор постоянных признаков (ПП), которыми она отличается от других. Поэтому мы не путаем имя существительное с прилагательным, а наречие с местоимением. Если слова, относящиеся к определенной части речи, изменяются, то выделяют непостоянные признаки (НП). Например, у наречия, неизменяемой части речи, есть только постоянные признаки.

                Цель этой статьи – анализ постоянных и непостоянных грамматических признаков глагола.

                Глагол и его формы

                С частью речи, обозначающей действие, дети знакомятся еще в начальной школе.

                К 5 классу ученики:

                • умеют находить слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?
                • знают, что на эти вопросы отвечает начальная форма глагола – инфинитив;
                • умеют определять постоянный признак глагола(ППГ) – спряжение;
                • изменяют глаголы по временам и числам;
                • в настоящем и будущем времени умеют определять лицо, а в прошедшем – род, если глагол стоит в единственном числе, то есть знакомы с НП;
                • определяют синтаксическую роль – сказуемое.

                Морфологические признаки глагола - какие из них постоянные или непостоянные

                В средней ступени, вплоть до 7 класса, понятие о постоянных и непостоянных признаках глагола расширяется, ученики узнают все 4 формы глагола (ФГ):

                1. Инфинитив. Невозможно определить ни один из непостоянных признаков глагола (НПГ), зато постоянные проще распознать именно по начальной ФГ: сбежать, прыгать.
                2. Глагол в настоящем или будущем времени – спрягаемая (личная) ФГ, или форма прошедшего времени. То есть любая, отличная от инфинитива, форма, когда можно определить время, число, лицо или род (в зависимости от времени): сбегу, прыгали.
                3. Деепричастие (изучают в 7 кл.) – неизменяемая ФГ, имеет только ППГ. В некоторых программах выделяется в отдельную часть речи. Значение – добавочное действие. Напоминает наречие: можно задать вопрос: Как? Сбежав, прыгая.
                4. Причастие (7 кл.) – изменяемая ФГ. В некоторых программах выделяется в отдельную часть речи. Значение – признак предмета по действию. Имеет ППГ глагола, по НП напоминает прилагательное, потому отвечает на его вопрос: Какой? Сбежавший, прыгающий

                Морфологические признаки глагола - какие из них постоянные или непостоянные

                Постоянные морфологические признаки

                В 5 и 6 классах ученики знакомятся со всеми ППГ. Эти признаки не изменяются, они присущи всем ФГ.

                Если в инфинитиве вопрос начинается с буквы «с» (что Сделать?), то слово совершенного вида. Обычно обозначает завершенное действие. Все ФГ будут совершенного вида:

                • сказать – скажу, скажете, сказал, сказав, сказавший.

                Остальные глаголы (что Делать?) относятся к несовершенному виду. Обозначают длящееся действие или повторяющееся:

                • говорить – говоришь, говорят, говорила, говоря, говорившие.

                Возвратность

                Все глаголы с постфиксом -ся обозначают действие возвращающееся или направленное на исполнителя и называются возвратными:

                • поднимаюсь (я сам) – поднимаю (кого-то или что-либо).

                Возвратность сохраняется при любом изменении:

                • решиться – решусь, решились, решившись, решившийся.

                Переходность

                Любое действие направлено на какой-либо объект, живой или неживой, то есть при глаголе всегда может быть дополнение. Если для сочетания глагола и имени существительного в вин. пад. не требуется предлог, то говорят, что глагол переходный:

                • беру и открываю книгу – оба глагола переходные.

                Если же для связи с существительным в этой форме необходим предлог, то такой глагол непереходный:

                • собраться в школу, пойти на урок.

                Спряжение

                Все глаголы делят на 3 группы:

                1. I спряжение;
                2. II спряжение;
                3. разноспрягаемые.

                Подробно об этом ППГ напомнит таблица:

                Морфологические признаки глагола - какие из них постоянные или непостоянные

                Непостоянные признаки

                Определять НПГ начинают с наклонения:

                1. Изъявительное – действие, совершаемое в каком-либо времени.
                2. Условное – действие, которое может быть совершено при определенном условии (+ частица БЫ).
                3. Повелительное – приказ, просьба или другое побуждение к действию.

                Остальные НПГ зависят от наклонения:

                Морфологические признаки глагола - какие из них постоянные или непостоянные

                Взаимосвязь признаков

                Постоянные и непостоянные признаки взаимосвязаны. Зная эти особенности, ученик быстрее сделает морфологический разбор.

                Вид и время

                Слова совершенного вида имеют только две формы времени:

                • Сделаю задание – сделал работу.

                Поставить такое слово в настоящее время не удастся.

                Лицо, род, время

                Нет ни одного глагола, у которого все три категории можно определить одновременно. Род определяется только в прошедшем времени, и то, если число единственное. А лицо – в настоящем и будущем, независимо от числа:

                • стану доктором – станешь учителем – станете хорошими людьми: определяем лицо, но нет никаких признаков рода;
                • была доктором (я, ты, она – лицо неизвестно, но род женский), был учителем (муж. р.)
                • были грамотными специалистами (мужчины, женщины – во множ. числе непонятно)

                Переходность и возвратность

                Слова с -ся, обозначая возврат действия на исполнителя, никогда не бывают переходными: действие не переходит на другой объект:

                • Заботиться (о ком? о чем?) – с вин. падежом не сочетается.

                Синтаксическая роль

                В форме какого-либо наклонения глаголы обычно выступают в роли сказуемых:

                • Пошел бы на речку, но погода испортилась . Убери удочки.

                Синтаксическая роль инфинитива гораздо шире:

                1. Входит в состав сказуемого:
                  – Захотел перечитать книгу.
                2. Является дополнением, если в предложении два глагола, относящиеся к разным исполнителям действия:
                  – Мама попросила отца передать чайник (попросила мама, а передавать будет отец: попросила о чем? – передать).
                3. Определение:
                  – После просьбы не шуметь мы ушли подальше.
                4. Обстоятельство при глаголах, обозначающих движение:
                  – Пойдем в лес собирать грибы (пойдем куда? зачем?).
                5. Подлежащее (можно заменить именем существительным):
                  – Поднимать такие тяжести опасно для здоровья. (поднимание);
                  – Пробежаться утром по росе – это такое удовольствие! (пробежка).

                Определите роль инфинитива в предложениях:

                Морфологические признаки глагола - какие из них постоянные или непостоянные

                Пример морфологического разбора

                После изучения ППГ и НПГ ученик должен свободно делать морфологический разбор глаголов. Разберем схему анализа на примерах.

                Определение постоянных и непостоянных признаков глагола

                Признаки глагола

                Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

                Глагол и его формы

                Разбор глагола

                Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

                Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

                Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

                • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть;
                • спрягаемые формы: читаю, поём, украли;
                • причастие: упавший, спящий, встраиваемый;
                • деепричастие: мечтая, ответив, завершив.

                В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

                Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

                Постоянные морфологические признаки

                К постоянным признакам относят следующие:

                • вид;
                • спряжение;
                • возвратность;
                • переходность.

                Рассмотрим каждую категорию более подробно.

                Глагол и глагольные формы

                Вид — это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

                К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

                Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

                Он проснулся, когда солнце уже заходило.

                Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

                Он (что сделал?) проснулся.

                Значение глагола

                Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся, т. е. уже выполнил действие.

                Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

                Солнце уже (что делало?) заходило.

                Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило, но неясно, было ли действие завершено или нет.

                Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать:

                • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
                • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

                Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе — несовершенный, а во второй — совершенный вид.

                По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть), относим глагол к I спряжению.

                Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

                Особые случаи спряжения глаголов

                Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

                Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) — примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) — примеры непереходных.

                Непостоянные признаки глагола

                Выделяют пять непостоянных признаков:

                Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

                Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

                • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
                • Через несколько дней они купят новый велосипед.

                Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

                Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

                • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
                • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

                Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время — для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

                • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку — формы прошедшего времени;
                • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе — формы настоящего времени;
                • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм — формы будущего времени.

                Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

                • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет — единственное число;
                • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут — множественное число.

                Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает).

                Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

                • купил, пришёл бы — мужской род;
                • надела, мечтала — женский род;
                • сломалось, сгорело — средний род.

                Пример морфологического разбора

                Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили, использованного в предложении:

                Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

                Часть речи глагол

                Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

                Морфологические признаки

                Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

                • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
                  совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
                • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
                  непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
                • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
                  2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
                • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
                  невозвратными (встречать, умывать, учить).

                О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

                Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

                Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

                • по трём наклонениям:
                  • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
                  • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
                  • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
                  • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
                  • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
                  • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);

                  Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

                  Неопределённая форма

                  Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

                  Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

                  -ть -ти
                  возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

                  Спряжения глаголов

                  Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

                  I спряжение:
                  брить, стелить
                  (2 глагола)

                  II спряжение:
                  -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
                  -ать: гнать, держать, слышать, дышать
                  (11 глаголов)

                  При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

                  Лицо I спряжение II спряжение
                  Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
                  1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
                  2-е -ешь -ете -ишь -ите
                  3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

                  Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

                  Примеры:
                  читаю → читать → I спряжение
                  построят → построить → II спряжение

                  При определении спряжения глагола учитывайте, что:

                  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
                  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
                  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

                  От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

                  Примеры глаголов

                  Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

                  Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
                  Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
                  Женского рода (что делала?): плыла, висела.
                  Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

                  Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
                  Настоящее: (что делает?): рисует.
                  Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

                  В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

                  Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
                  Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
                  Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

                  В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

                  Синтаксическая роль

                  В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

                  Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
                  Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
                  Прошу вас подождать . (Дополнение.)
                  Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
                  Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

                  Морфологический разбор

                  В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

                  Морфологический разбор слова

                  Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

                  Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

                  1. общее грамматическое значение;
                  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
                  3. синтаксическую роль.

                  Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

                  Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

                  Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

                  Общая схема разбора частей речи

                  План морфологического разбора слова следующий:

                  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
                  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
                  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
                  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
                  5. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

                  Образец морфологического разбора имени существительного:

                  На столе стоял кувшин с молоком.

                  1. С молоком — сущ., с чем?; предм.
                  2. Начальная форма — молоко.
                  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
                  4. В единственном числе, в творительном падеже
                  5. Дополнение.

                  Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

                  Основные правила морфологического разбора

                  Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

                  Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

                  Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

                  Примеры морфологического разбора

                  Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

                  Читайте также:
                  Что такое фразеологизмы, их значение в русском языке, определение их роли в предложении
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: