Комедия «Недоросль»: недостатки образования, проблема воспитания и формирования облика истинного гражданина

Проблемы воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Фонвизина была написана Фонвизиным в 1781 году и поставлена в театре в 1782 г. Она явилась вершиной творчества драматурга. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. По закону 1736 г. срок учения недоросля продолжен до 20 лет. Тот же закон позволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения и значимости наук в своей жизни. В это время в положении дворянского сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания.

Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. Подтверждение тому стала бессмертная комедии Фонвизина «Недоросль». Сам автор находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Поэтому одной из центральных проблем в комедии стала проблема образования и воспитания дворянской молодежи — создание новых поколений передовых людей.

О воспитании в пьесе говорят все – начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключается уже в самом названии. Не зря в современном русском языке слово «недоросль» означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр I. Простакова не скрывала этого и говорила:

«. ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься. »

Именно из-за указа Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому, опасаясь за будущее Митрофана, что ему придется служить в армии, Простакова и нанимает ему учителей.

Сама госпожа Простакова и ее брат Скотинин, который последние соки выжимает из своих крепостных крестьян, стоят на консервативный позициях. Простакова гордо заявляет, что не умеет читать, да и, вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения, вследствие чего к своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением. Именно поэтому ничего путного из такого учения не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание»,– говорит один героев комедии Фонвизина.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,– говорит он. В городе он помогает приказным: «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, который «убояся бездны премудрости», оставляет учение. Уже этот факт говорит о том, что перед нами человек, не стремящийся познавать, поэтому ничему путному научить не стремящийся и не умеющий, занимающийся этим ремеслом, чтобы прокормится. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, вынесенные им из духовной среды и духовной школы, что свидетельствует о его консерватизме и не понимании истинного назначения учения вжизни как отдельного человека, так и всего общества. Он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь, то есть животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Результаты своего «обучения» грамоте Митрофан наглядно продемонстрировал, назвав одну дверь «прилагательной», а другую – «покамест существительной». Он даже не знает, что есть такие науки как география и история.

Также с большой художественной силой изобразил Фонвизин отношение молодого дворянства (через образ Митрофана) к крепостным, отношения, заложенного родителями в ходе воспитания своих чад. Фонвизин посредством введения образа Еремеевны, няни Митрофана, убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право как на дворян -крепостников, так и на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в одних жестокость, а в других – рабскую приниженность.

Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулак, кричит:

Читайте также:
Повесть Пушкина "Капитанская дочка": краткое содержание по главам и список главных героев

«Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (то есть жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе. Простакова чинит суд и расправу, и поэтому крепостная трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» – отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Сын, видя пред собой пример обращении матери и дяди с крепостными, перенимает его от них и, несмотря на заботу и доброту Еремеевны, груб и жесток с няней. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу. В конце пьесы мы видим, что бесчеловечное отношение Митрофан проявляет и к матери, как только узнает, что она лишилась власти, и, грубо отталкивая Простакову, говорит ей: «Отвяжитесь, матушка, как навязались». Результат своего воспитания она смогла прочувствовать на себе: ее жестокое отношение к окружающим сын преренес на отношение к ней.

Таким образом, домашнее воспитание не дало ему никаких, даже самых простых знаний и представлений о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина, созданная в комедии, служит приговором подобной системе образования и воспитания простаковых и скотининых.

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине. Чтобы воспитать таких молодых дворян, которые думают о честном служении Отечеству, которые в своих поступках руководствуются нормами морали и человеколюбия, необходимо построить новую систему воспитания и образования, ориентируясь на принципы Стародума, героя-резонера, который высказывает позицию автора пьесы.

Говоря о Стародуме, не лишним будет вспомнить отца Фонвизина. Фонвизин, представляя своего отца человеком старого времени, отличающегося такими достоинствами, каких не имеется в “нынешнем обращении света”. Он дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть, уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Фонвизине любовь к старой русской жизни.

В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди, который считает: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума…одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Стародум – идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тем, у кого нет нужного…»

Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”:

«Вот злонравия достойные плоды!» – в контексте идейных положений Фонвизина всей пьесе придается особое политическое звучание. Неограниченная политическая власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей и высказали мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников. Вся пьеса пронизана пафосом утверждения идеалов просвещения, справедливости и гуманизма.

Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»

Какая проблема воспитания была в комедии Недоросль

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

  • Духовная жизнь конца екатерининской эпохи
  • Стиль классицизм в литературе
  • «Недоросль» и концепции воспитания
  • Моральные качества семейства Простаковых
  • Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример
  • Воспитание Софии — положительный пример
  • Столкновение двух концепций и значение комедии

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса. Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы. В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей. Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей — юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения. Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе Горького "На дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Пересказ произведения Недоросль

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина». Хотя существует мнение, что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Проблема воспитания в комедии Недоросль

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу. Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все: слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом — грубые и невежественные люди, даже жестокие. Сам недоросль — бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем. Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, — наличие в структуре пьесы «героя-резонёра». Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией. Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

Комедия Недоросль

  • Правдин играет активную роль, благодаря ему отрицательные персонажи в финале наказаны. Это чиновник, которому становится известно о бесчинствах Простаковой и её брата в своих имениях. В итоге он производит конфискацию их имущества в пользу государства.
  • Стародум выражает идеи автора, связанные непосредственно с проблемой воспитания и образования в комедии «Недоросль». Будучи воспитателем своей племянницы Софии (как известно, с греческого это имя переводится «мудрость») он проповедует моральные ценности и заботится о её нравственном облике.

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой — наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян. Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Воспитание в произведении Недоросль

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых. Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин. Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого. Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным. По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит. Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Проблемы, отраженные в комедии Недоросль

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Читайте также:
История создания и анализ стихотворного произведения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

Положительные стороны произведения Недоросль

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед. Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства,
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Проблемы воспитания в комедии Недоросль

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера – грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

2 вариант

Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.

Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей. К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона. Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.

Читайте также:
Характеристика образа Катерины Кабановой в пьесе Островского "Гроза"

На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.

Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.

Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.

В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.

Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» – то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Читайте также:
Краткое сообщение об Александре Сергеевиче Пушкине; биография, годы жизни, творчество

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, – два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Роман в стихах «Евгений Онегин» поднимает множество проблем, в том числе и проблему дружбы. Она выражена в характере главного героя и его взаимоотношениях с другими персонажами.

Игорь Грабарь Эммануилович – живописец, просветитель и теоретик искусства, появившийся на свет в марте, в конце семидесятых готов прошлого века. Он появился на свет в Венгрии. Его отец – Эммануил Грабарь

Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.

Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

Роланд является главным действующим лицом песни (эпического сказания), которая названа его именем. Он является племянником императора Карла и подчиняется ему. Император приказывает Роланду

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» – этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»: сюжет и анализ

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Тема образования и воспитания

На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.

Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.

За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.

Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».

А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.

У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.

Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.

Вариант №4

Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.

Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?

Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».

В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.

Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.

Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль

Популярные сочинения

Адольф Берг является офицером армии России, он был немецкого происхождения. Берг спокойный, опрятный, всегда следил за своим внешним видом и одеждой. Всегда вовремя брился

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась

Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»

Какая проблема воспитания была в комедии Недоросль

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин, когда родился, сколько прожил и дата смерти поэта

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса. Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы. В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей. Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей — юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения. Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Пересказ произведения Недоросль

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина». Хотя существует мнение, что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Проблема воспитания в комедии Недоросль

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу. Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все: слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом — грубые и невежественные люди, даже жестокие. Сам недоросль — бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем. Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, — наличие в структуре пьесы «героя-резонёра». Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией. Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

Комедия Недоросль

  • Правдин играет активную роль, благодаря ему отрицательные персонажи в финале наказаны. Это чиновник, которому становится известно о бесчинствах Простаковой и её брата в своих имениях. В итоге он производит конфискацию их имущества в пользу государства.
  • Стародум выражает идеи автора, связанные непосредственно с проблемой воспитания и образования в комедии «Недоросль». Будучи воспитателем своей племянницы Софии (как известно, с греческого это имя переводится «мудрость») он проповедует моральные ценности и заботится о её нравственном облике.

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой — наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян. Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Воспитание в произведении Недоросль

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых. Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин. Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого. Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным. По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит. Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Лескова Левша: пересказ и суть произведения

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Проблемы, отраженные в комедии Недоросль

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

Положительные стороны произведения Недоросль

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед. Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства;
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Проблемы воспитания в комедии Недоросль

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

Читайте также:
Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры

«Вот и злонравия достойные плоды» — этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.



Содержание пьесы

Рассказ касается жизни деревенской семьи Простаковых. Барыня заказала у портного кафтан для сына Митрофанушки. Женщина рассердилась на мастера из-за того, что пошитая вещь оказалась узкой на шестнадцатилетнего подростка. При этом портной Тришка всячески пытался оправдаться, но барыня даже не хотела его слушать.

Кафтан шили специально ко дню обручения брата Простаковой Тараса Скотинина с его невестой Софьей (родственницей отца семейства). Софью растила в Москве её мать. Полгода назад матушка скончалась, и осиротевшую девушку взяли к себе Простаковы. О том, кто станет её женихом, Софья не знала. Спустя некоторое время девушке пришло письмо от некогда пропавшего дяди, оставившего ей собственное состояние. Простаковы не умели читать, поэтому они попросили узнать, что в письме, своего соседа Правдина. Услышав содержание записки, помещица решила женить на Софье вместо брата сынка Митрофанушку.

К Правдину приехал погостить его друг Милон, служивший офицером и испытывавший нежные чувства к Софье. Но ему недолго пришлось радоваться неожиданной встрече с девушкой, поскольку она поведала ему о свадьбе с Митрофаном, которую ей прочила госпожа Простакова. Эта новость огорчила Милона и заставила изрядно ревновать, но когда офицер узнал о недоразвитости подростка, быстро успокоился.

Скотинин, узнавший о планах своей сестры женить на Софье его племянника, набросился на Митрофана. Когда Простакова слышит об этом, то бежит драться с родным братом. Такую картину застаёт только приехавший дядюшка Софьи Стародум. Он хочет спасти свою племянницу от сумасбродной семьи и женить на достойном человеке.

Хозяйка поместья начинает льстить богатому родственнику, намекая, что неплохо было бы соединить узами брака Софью с её сынком. Она всячески расхваливает образованность Митрофана, представляет гостю его учителей. Стародум, пообщавшись с подростком, видит его недоразвитость и объявляет своё категорическое решение против этой свадьбы.

На следующее утро Софья с дядей и Милоном собираются уезжать в Москву. Простакова идёт на хитрость и организовывает похищение девушки, чтобы обвенчать её с Митрофаном. Но Милон препятствует этому.

В результате Стародум с племянницей всё-таки уезжают, а у Простаковых забирают право на управление имением. Помещики остаются ни с чем.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

Читайте также:
Доклад о Москве: географические координаты, основатель, достопримечательности

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

История написания

Свою комедию Денис Фонвизин вынашивал несколько лет и переделывал не один раз: произведение в окончательном виде значительно отличается от его первоначального варианта. Первый набросок автор написал в 1760 году, а завершить работу ему удалось лишь в 1782 (именно тогда комедию впервые поставили на сцене театра).

Изначально писатель задумал изобразить избалованного помещичьего сынка, которому из-за постоянного потакания глупой матери суждено вырасти невежественным человеком. На страницах первых набросков произведения Фонвизин изображал безграмотного Иванушку с растущей бородой и его родителей, стремящихся обучить сына. Мать здесь представлена глупой, упрямой, но слабовольной. Отец понимал, что ребёнка нужно учить, но не знал, как заставить его постигать азы науки. При этом Иванушка безнаказанно ругал и бил родителей.

Такие наброски пьесы не удовлетворили стремлений Фонвизина, поскольку автор хотел изобразить не только последствия плохого обучения, но и жестокость, грубость крепостного права. Денис Иванович тщательно продумывал новые сцены, в которых хотел высветить произвол помещиков. Комедия должна была показать отвратительность порядков при крепостном праве, когда одних людей приравнивают к собственности других.

Писателя возмущало отношение Екатерины Второй к своему дворянству. Она всё чаще стала назначать на высокие должности случайных приближённых, которые не имели перед Родиной никаких заслуг. Именно это подвигло Фонвизина ввести в своё произведение образ Стародума, служившего при императорском дворе, но бросившем дело из-за резкого осуждения дворцовых нравов.

В окончательной редакции «Недоросля» автор решил назвать главного героя Митрофанушкой. Писатель особенно выделяет воспитание (точнее, отсутствие такового) у подростка, показывает дурное влияние крепостного уклада Простаковых и Скотининых на его характер и мировоззрение. Из-за этого комедия перерастает в сатиру, обрушившуюся на главное зло тех времён — крепостничество. Денис Иванович стремился осуществить в своей пьесе сразу несколько затей:

  • высмеять воспитание сына помещиков;
  • изобличить бесчеловечность крепостного рабства;
  • указать на обманчивость блеска королевского двора.

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства,
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: