Конфликт между иосифлянами и нестяжателями: суть спора, аргументы сторон, победа иосифлян

Церковные споры: нестяжатели и иосифляне.

В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Главным вопросом решавшимся на соборе был вопрос о монастырских землях. Иван III намеревался конфисковать основную часть земель в пользу казны, но натолкнулся на упорное сопротивление иосифлян. Победа иосифлян на соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских еретиков. В 1504 г. они были осуждены и сожжены. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени – игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).

На соборе 1503 года выступает преподобный Нил Сорский – ученый монах, долго странствовавший по православному Востоку, побывавший и в Константинополе (уже под турками), живший долго на Афоне, знающий по-гречески и приглашенный на собор не по должности (у него была очень маленькая пустынька из нескольких человек), а приглашенный великим князем Иваном III. На этом соборе он, пришедший как бы со стороны, настаивает на том, чтобы все монастырские имущества (вотчины) отобрать. Взамен он предлагает свою теорию полной реорганизации монашеского бытия, как она сложилась за века: с 1054 до 1503 года – за 450 лет. Разумеется, его восприняли с ужасом. Конечно, он и должен был на этом соборе остаться в меньшинстве и против него начинается ответная кампания. Ясно, что реорганизация, предложенная Нилом Сорским, была практически неосуществима.

Что он предлагал:

Первое. Он исходил из отрицательного исповедания, то есть из обличения тех злоупотреблений, которые наличествуют на сегодняшний день: “Что такое в настоящий момент владение вотчинами, чем оно сопровождается?” Он не находит ни одного положительного примера, а все сплошь отрицательные.

Вот что пишет позже его ученик Вассиан Патрикеев: “Поступая в монастырь, мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей. Раболепно угождаем им, чтобы выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами живущих в селах братьев наших, налагаем на них лихву на лихву (оброки), без милосердия отнимаем у них имущество (за долги монастырю), забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братьев наших мечами или прогоняем их с женами, детьми из наших владений (крепостного права еще не было). [Да и крепостное право о двух концах: это еще и право, дающее человеку, по крайней мере, право на свой дом, участок при доме, который переходит из рода в род].

“Или, иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбу с убогими людьми за долги, даваемые в лихву. Или с соседями за межи. Тогда как апостол Павел укорял коринфян – людей мирских, а не иноков, – за то, что они ведут между собою тяжбы, поучал их, что лучше бы им самим сносить обиды и лишения, чем причинять обиды и лишения своим братьям”.

Откуда у монастырей села? – это доброхотные вклады богатых людей на вечный помин души. Кирилл Белозерский, например, от таких вкладов отказывался.

Этот вопрос (вопрос волезавещателя), разумеется, тут же был поднят, но на него тоже встречаем ответ: “Вы говорите, что благоверные князья дали вклады в монастыри ради спасения душ своих и памяти родителей, и что, давши, сами они уже не могут взять обратно. Но какая польза может быть благочестивым князьям, принесшим дар Богу, когда вы неправедно устраиваете их приношения! Часть годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и даете в рост (и сейчас тоже монастыри имеют счета в банках – В.Е.). А часть сберегаете для того, чтобы во времена скудости земных произведений (голод, неурожай и прочее) продать по высокой цене. Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете, не в силах удовлетворить вас тягостною службой. Изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших нагими и избитыми. Хорошее воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете вы заповедь Христову: не заботиться о завтрашнем дне!”

Вассиан Патрикеев: 2 это правнук Димитрия Донского – князь Патрикеев. Естественно, что его оппозиция была срастворена твердым знанием: кто он такой; да и по роду и по племени ничуть не ниже и великого князя, а тем более и разных выскочек. А это уже опасно.

Иосиф Волоцкий занимался широкой благотворительностью из средств монастыря, особенно во времена народной недостачи: неурожая, голода, падежа скота и так далее. Помогает он много. Но одновременно с этим монастырское управление, как и всякое имущественное управление, всегда предполагает такие вещи, как твердо установленный оброк, следовательно, и какие-то средства взыскивать этот оброк. Иосиф Волоцкий постановил, чтобы монахов не обвиняли лично в насилии, запретил правеж (взыскания за долги) в монастырских стенах, но правеж разрешался и вменялся в обязанность поодаль монастырских стен.

По этому поводу Вассиан Патрикеев пишет: “Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают нещадно мучить и истязать неотдающих монастырские долги, только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами. По-ихнему казнить христианина вне монастыря не грех. О, законоположитель! Или лучше назвать законопреступник! Если считаешь грехом внутри монастыря мучить братию свою, то и за монастырем также грех. Область Бога, почитаемая в монастыре, не ограждается местом. Все концы земли в руках Его. Откуда же ты взял власть нещадно мучить братий, а особенно неправедно!”

Читайте также:
Ерофей Хабаров что открыл, краткая биография, чертеж реки Амур, кому поставлен памятник в Хабаровске

Это до нас дошли только послания Вассиана Патрикеева. А такие и подобные речи звучали и перед собором, и на самом соборе. Ко времени созыва собора русская церковная обстановка была накалена на достаточный градус. Это как бы отрицательный ориентир и самого Нила Сорского.

Но что предлагает Нил Сорский взамен веками сложившегося монастырского обихода?

Второе. Он предлагает скитское житие. Он понимает, что уединенная жизнь просто в пустыни – для совершенных. Для немощных – уединение может только способствовать развитию тщеславия. Скит – абсолютно безимущественное уединенное сообщество трех-четырех-пяти-двенадцати монахов, которые живут вместе, духовно поддерживают друг друга. Живут трудами своих рук, имеется малое землепашество, огороды. Золото, серебро, всяческие церковные украшения абсолютно изгоняются. Женщины не допускаются и близко в этот скит. Главное внимание уделяется не уставно-богослужебным молитвам: чтению положенного числа канонов, акафистов, поклонов и так далее, а внутреннему деланию. Это есть известная с основания монашества борьба с помыслами: внутренняя борьба. Не только борьба со страстями, но и недопущение помыслу развиться до степени страсти. На русскую почву перенесена целая монашеская наука борьбы с помыслами (началось с основателя монашества Антония Великого, Макария Великого). Нил Сорский, напоминаю, гораздо образованней своих оппонентов.

Это программа, изложенная в письменных произведениях Нила Сорского (они до нашего времени дошли); уже в 90-х годах XX-го века в Лавре был переиздан скитской устав Нила Сорского. Когда Нил Сорский выступил на соборе и вкраце изложил свой проект по реорганизации монастырей, то вызвал в ответ бурю негодования. Это влекло бы за собой немыслимые и для народного церковного сознания русского народа невыносимые передряги.

В конце концов, мнение Нила Сорского возобладало, но только это был 1764 год – секуляризация. Время Екатерины II, но проект был подготовлен до ее прихода к власти. Даже тогда это повлекло за собой много всего, в том числе и соблазнительных вещей: куда девать монастырские здания? Это недвижимое имущество было использовано государством, и в целях не всегда благочестивых; вдобавок прямо противоречит 49-му правилу VI-го Вселенского Собора: монастырские здания, единожды освященные для монастырей по изволению епископа, пребывают в монастыре всегда и не могут быть отдаваемы мирским человекам. А тогда, во второй половине XVIII века, где-то были организованы госпитали, где-то мастерские, где-то и заводы – как придется.

В 1492 году ждали конца света. Прошло 11 лет, решили, что опять идет антихрист. Даже Пасхалию боялись составлять после 1492 года. Геннадий Новгородский, чтобы умерить эти ложные эсхатологические ожидания, сделал расчет пасхалий на 70 лет. Когда конец света не состоялся, то уже всякие агностики и неправомыслящие тоже подняли голос: “Где же это у вас конец света? Почему же не приходит Господь судить живых и мертвых? А если вы в этом солгали, то лжете и все другое”. Резкие насильственные потрясения всегда для сознания очень трудны. Когда это инициирует государство – это легче (что взять с государства?). Но совсем трудно, когда такие резкие перемены предлагают глубоко церковные люди, каковым бесспорно был преподобный Нил Сорский.

Обличения Нила Сорского монастырского любостяжания остались в силе. На что он делает упор: Что такое монашество? – спрашивает он членов собора. И отвечает за них: “Это добродетель, возведенная в степень примера для подражания. Но если примера нет, если нет и добродетели, если монахи не могут освободиться от претензий на роскошь, от любостяжания, то какой же пример и кому они могут подать? А если так, то зачем вы существуете?”

Этого же мнения, кстати, держался и Сергий Радонежский, запрещавший просить милостыню по богатым дворам (его всегда укоряла братия), и особенно Кирилл Белозерский. Нил Сорский полагал свое монашеское начало как раз в Кирило-Белозерском монастыре. Там во время оскудения монастырских запасов Кирилл Белозерский увещевал братию так: “Если Господь и Пречистая Богородица не окажут нам попечения, то зачем нам и жить на земле”.

Развивая такую свою концепцию, Нил Сорский настаивал, что при монашеском укладе, существующем в настоящее время, монашество является не примером для мира, а поношением.

Что отвечает Иосиф Волоколамский на такое громовое обвинение: он указывает на монастырскую благотворительность, что монастырские крестьяне все равно живут лучше окружающих. Что в голодные годы монастырь должен иметь средства; что церковное благолепие тоже требует денег, особенно при большом количестве каменных построек. Но главный его аргумент очень оригинальный: “Аще у монастырей сел не будет, то как честному и благородному человеку постричися? А если не будет в монастырях доброродных старцев, то где взять людей на митрополию, или архиепископа, или епископа, или на всякие честныя власти?. А если не будет на митрополии людей доброродных, то и вера поколеблется”. Этот аргумент при анализе сразу начинает “трещать”:

1. Что значит: “если у монастырей сел не будет, то как честному и благородному человеку постричься?” Это значит, что он не в силах отказаться от мирских привычек к безбедному обеспеченному льготному житию. А если так, то нечего делать в монашестве. Монашество начинается не только с вольной нищеты, но и с добровольных унижений (кеносиса), которые монах должен терпеть для попрания своего самолюбия.

Читайте также:
Глобализация современного мира: признаки и предпосылки, преимущества и недостатки, способствующие факторы

2. “Если не будет доброродных старцев, то где взять людей на митрополию” – оригинальное суждение. Откуда оно взялось? Архиереев знатных родов было очень немного, а святых архиереев, знатных-то родов, – буквально на пальцах одной руки – это на Руси. (В Византии же гораздо больше). Существует пастырский талант и призвание – это исключительно Божий дар и он не зависит от знатности происхождения.

А аргумент этот под влиянием (увы) Ветхого Завета. В ветхозаветной церкви саддукеи – это корпорация. Все первосвященство принадлежало к определенному клану, определенной касте. Иосиф Волоцкий, в сущности, предлагает такое кастовое архиерейство, которое должно выходить из царского сословия. Это было абсолютно неосуществимо. И история Церкви показывает, что люди, наиболее близкие к правящей верхушке, легче ударяются в оппозицию – тот же Вассиан Патрикеев. Так что не всегда и знатный род играет для благочиния положительную роль. Сам Иосиф Волоцкий – из маленьких бояр Саниных. Нил Сорский в миру Николай Майков – из маленьких бояр (от Майка Бунина).

Уже закончился собор 1503 года, а спор продолжался, он надолго пережил своих основателей. Нил Сорский скончался в 1508 году, Иосиф Волоцкий в 1515 году. Всегда к такому спору прислушивается государственная власть. (Иван III скончался в октябре 1505 года).

Прот. Георгий Флоровский писал, что правда Иосифа Волоцкого – это прежде всего правда социального служения, а его идеал – это своего рода “хождения в народ”. С точки зрения Иосифа, все члены общества должны выполнять определенное служение. Не составляет исключения даже сам царь. И его Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, – и царь подзаконен, и только в пределах закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или “строптивому” царю вовсе и не подобает повиноваться, он даже и не царь – “таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель”. В этой системе и монашеская жизнь – это некое социальное тягло, особого рода религиозно-земская служба. Этому социальному служению, деланию справедливости и милосердия изнутри подчиняется у Иосифа и самое молитвенное делание. Монастырские села он защищает, можно сказать, из филантропических и социальных побуждений: он принимает их от имущих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. Волоколамская обитель постоянно превращается игуменом то в странноприимный дом, то в благотворительную столовую для сирот и убогих, то в больницу.

В отличие от Устава Иосифа Волоцкого, в Уставе (“Предании”) Нила Сорского формулируются только самые общие правила монашеской жизни; этот текст чужд той дотошной и всеобъемлющей регламентации, которая явно предстает со страниц труда волоколамского игумена. Нил Сорский побывал на Афоне, в монастырях Константинополя, посещал лавры Палестины, может быть, был на Синае. В его “Предании” обнаруживаются следы знакомства с “Преданием” Саввы Освященного. Устав Нила Сорского предполагал четыре главных (и допустимых) источника материального обеспечения особножительных монастырей и скитов. Главным из них было “рукоделие”, т. е. собственный труд монахов, а далее назывались “милостыня” (включающая в себя как пожертвования частных лиц, так и возможность государственной дотации), участие в товарообмене и использование наемного труда, но только в случае, если этот труд оказывается справедливо оплаченным. Создание Нилом Сорским собственного Устава, написанного явно в полемике с Уставом общежительного монастыря, написанным Иосифом Волоцким, наглядно свидетельствует о том, что общежитие Нил явно считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством, преимущественно в скитской форме.

Обсуждение планов отчуждения церковных земель в 1503 г. не привело к конкретным результатам. Члены собора разъехались, не приняв никакого решения. Тема секуляризации была предана забвению на несколько десятилетий. Светская власть не желала вспоминать о своей неудаче, а церковники, возмущенные преступным посягательством на их имущество, заинтересованы были в том, чтобы предать инцидент забвению. Лишь после смерти Василия III запретная ранее тема стала широко обсуждаться публицистами. Памятники о соборе появились при жизни поколения, не знавшего Нила Сорского и Иосифа Санина и черпавшего сведения о них из уст их ближайших учеников.

Иосифляне и нестяжатели

Главой течения в Русской православной церкви конца XV — середины XVI веков являлся Иосиф Волоцкий, канонизированный в 1579 году.

Представители этого течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви.

Иосифляне резко осуждали еретическое движение, поддерживали монархическую власть, как Богом данную и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии.

Главной задачей монастырей иосифляне считали просветительскую и благотворительную деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.

Кто такие нестяжатели

Нестяжание в русском монашестве означает произвольную нищету, то есть отказ от земных благ, прощение раскаявшихся, чистота духа и помыслов. Только при таких условиях можно стать гражданином Царствия Небесного.

Именно движение нестяжателей, возникшее в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, стало главным оппонентом иосифлян.

Нестяжатели выступали против монастырского землевладения, касались важных этических вопросов, связанных со взглядами на православие, раскаявшихся еретиков и др.

Читайте также:
Смоленское сражение 1941 года, его ход на различных этапах и итоги битвы

Духовными лидерами нестяжателей стали ученики преподобного Нила Сорского (нестяжателя, основателя скитского жительства на Руси) инок Вассиан (князь Патрикеев) и религиозный писатель и публицист Максим Грек.

Конфликт между иосифлянами и нестяжателями

Серьёзное столкновение взглядов обоих течений впервые было официально задокументировано на поместном Соборе Русской церкви 1503 года.

Кроме дисциплинарных, на Соборе разгорелся спор о двух главных вопросах:

  • о монастырских вотчинах (царь Иван III был заинтересован в секуляризации (изъятии) церковных земель в пользу государства);
  • об отношении к раскаявшимся еретикам.

Секуляризация земель и монастырской собственности

Отстаивали право монастырей владеть землёй и прочим имуществом, мотивируя это тем, что монастыри, при необходимости, могут оказывать продовольственную, просветительскую и др. помощь народу, а также, обладая богатством, смогут во всём поддерживать государство.

Призывали отказаться от любого имущества и земель и передать всё в государственную казну.

Были сторонниками аскезы и выступали против использования чужого труда.

Отношение к раскаявшимся еретикам

Призывали расправляться с еретиками самым жестоким образом, вплоть до смерти (несмотря на раскаяние некоторых из них).

Критиковали еретиков, но были против смертной казни при условии искреннего раскаяния последних.

Отношение к личному стяжательству среди церковников

Осуждали и требовали наказания.

Осуждали и требовали наказания.

Как иосифляне победили нестяжателей

Лидеры движения нестяжателей – Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан открыто критиковали церковных патриархов и обвиняли их в растущих аппетитах на землю и прочее материальное имущество, ведь это противоречило нормам христианской морали. Доставалось и светским властям, что привело к их опале и обвинению в ереси. Их обоих заточили в Иосифо-Волоцком монастыре, держали в суровых условиях.

Это свидетельствовало о победе иосифлян, решительно отвергших на Стоглавом соборе 1551 года программу нестяжателей, направленную на ограничение монастырского землевладения. Такая позиция иосифлян явилась началось появления опричнины.

Кого поддерживало государство в разные периоды

В противостояние между указанными религиозными течениями выступили и монархи.

Иван III поддерживал нестяжателей в вопросе о секуляризации церковных земель. Царю нужны были земли для поощрения подданных. Несмотря на разногласия с Волоцким в земельном вопросе, царь Иван не отправил его в опалу, а прислушался к его теориям о божественном происхождении великокняжеской власти.

Ещё при жизни Ивана III, «помогал» ему в управлении государством сын Василий (будущий царь Василий III), попавший под влияние Иосифа Волоцкого. В результате многие еретики были обречены на смерть. Карательная машина сжигала и гноила в тюрьмах вольнодумцев и тех государственных деятелей, которые имели прогрессивные взгляды и поддерживали ересь, а иосифляне приобрели большое влияние в государстве.

Иван Грозный руководствовался идеями иосифлян, утверждающими абсолютную царскую власть во главе с царём – помазанником Божим. Идеи иосифлян легли в основу официальной государственной идеологии Московского царства.

Историк Ключевский писал, что в свете иосифлянских преставлений о церкви и государстве Иван Грозный посчитал себя святыней и голос Церкви для него уже ничего не значил: он дошёл до того, что в церковных стенах был замучен митрополит Филипп.

Страшный период в истории Московского царства – опричнина – была порождением победивших идей иосифлянства.

Пётр I, строивший государство по-западному (а не Византийскому) образцу, вёл активную борьбу против самостоятельности церкви и её подчинения царской власти. Предприняв попытки реформирования Русской церкви, он лишил последователей Иосифа Волоцкого поддержки. Своими указами Пётр сокращал самостоятельность и независимость духовенства. Хозяйство монастырей отдавалось под надзор Монастырского приказа. Церковь превратилась в четвёртое сословие по Табели о рангах, что способствовало становлению абсолютизма (цезарепапизма – как проповедовали иосифляне в начале своей деятельности).

При Екатерине II продолжалась политика лишения церкви земель и собственности и ослабление власти церкви и духовенства. При вступлении на престол иосифлянская верхушка церкви поддержала будущую императрицу, надеясь сохранить свою собственность. Но в благодарность Екатерина провела политику секуляризации церковного имущества и нанесла окончательный удар по идеям Иосифа Волоцкого.

Как оценивают спор между иосифлянами и нестяжателями современные историки

В XX веке неоднократно поднимался вопрос о конфликте двух религиозных течений, оставивших след в истории Русской церкви и Русского государства.

Философ и историк Николай Бердяев считает, что победа иосифлян привела к трагическим последствиям в истории России. Особенно это сказалось в период царствования Ивана Грозного, поверившего в идею «цезарепапизма» и совершившего кровавые преступления.

Богослов и философ Георгий Флоровский в книге «Пути Русского богословия», «оправдывает» оба течения, находя в каждом из них рациональное зерно. Иосифляне, во главе с Волоцким провозглашают «правду социального служения», для которой нужна материальная база, но не в личной, а в общинной собственности, чтобы оказывать поддержку, как государству, так и страждущим.

Представителей нестяжательства или «заволжцев» Флоровский считает носителями «правды умного делания» и совершенствования человеческой личности. Нил Сорский считал, что моральная сила и независимость от материального возвышает священнослужителей и позволяет им судить о недостойных делах государства.

Победу иосифлян автор оправдывает, как прогрессивную в отношении становления государства и попытки переориентировать духовную и светскую политику Руси с Византии на Запад.

Советский учёный Яков Соломонович Лурье, как и большинство советских исследователей, находит в этом споре классовый характер. Тем не менее, он не видит значительных расхождений во взглядах лидеров течений – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Каждый из них шёл своим путём, но к единой цели – усилении Русской церкви и государства.

Историк Николай Лисовой считает, что между Сорским и Волоцким не было никакой непримиримой борьбы, каждый из них по-своему представлял устройство монашеской общины. Сорский считал, что монахи должны жить в скиту и сами зарабатывать на пропитание, проводить жизнь в беспрестанных молитвах, чтобы совершенствовать дух. А вот помогать другим они не смогут, так как сами ничего не имеют.

Читайте также:
Годы правления Н С Хрущёва и его краткая биография, особенности политики

Волоцкий считал, что монахи должны жить в монастыре, вести общее хозяйство, вместе трудиться, питаться и молиться, а в голодные годы помогать всей округе и даже государству, строить школы и больницы.

Историк считает, что оба создавали единую систему, но были двумя полюсами, дополняющими друг друга – умное делание и социальное служение. Конфликт между течениями, считает историк – миф, выдуманный позднее властью и некоторыми учениками.

Борьба между иосифлянами и нестяжателями

Противостояние нестяжателей и иосифлян

До определенного момента на Руси практически не было серьезных конфликтов и расправ на религиозной почве. В то время, как на католическом Западе распространялась печально известная Святая Инквизиция, а страны вроде Чехии или Франции были раздираемы религиозными войнами между разными течениями латинян и протестантов, в Московской Руси безраздельно властвовало православие. Догматы Православной Церкви казались незыблемыми, однако к концу XV века и у нас произошел раздор по поводу ряда касающихся внутрицерковной жизни вопросов, который вскоре обернулся большой кровью.

Аргументы сторон

В XV-XVI веках в церковной среде произошел конфликт из-за собственности монастырей, вследствие чего православные разделились на два непримиримых лагеря:

Иосифляне и нестяжатели

К нестяжателям относятся монахи-последователи лидера учения святого старца Нила Сорского, выступавшие против того, чтобы Церковь обладала каким-либо имуществом. При монашеском постриге инок дает обет нестяжания, подразумевающий абсолютный отказ от имущества и жизнь в уповании на Божью волю, и потому наличие земель у монастырей нестяжатели считали нарушением монашеских обетов.

К князю же ученики Нила Сорского относились с уважением, почитая его справедливым, мудрым и потому достойным лично распоряжаться церковным имуществом. Поэтому земля и здания, принадлежавшие Церкви, должны были быть, по их мнению, переданы в руки государства, дабы оно могло укрепить свои границы и выплатить дворянам деньги за службу.

Взамен же нестяжатели желали получить у правительства возможность свободно высказываться по различным вопросам, связанным с религией. Монахи же должны были, оставшись без имущества, полностью оставить все мирские дела и заниматься только «умным деланием», т.е. молитвой. Добывать себе пропитание позволялось исключительно своим трудом или подаяниями. При этом сами монахи должны были давать милостыню любому, кто бы их ни попросил.

В свою очередь, сторонники основателя Иосифо-Волоколамского монастыря, преподобного Иосифа Волоцкого, названные иосифлянами по имени своего предводителя, считали, что церковь должна обладать всем своим имуществом, в том числе библиотеками, хозяйствами, церковной утварью. Это было необходимо для того, чтобы Церковь впоследствии могла вести следующую деятельность:

  • осуществлять миссионерские задачи,
  • творить милостыню,
  • поддерживать бедных людей,
  • снабжать народ продовольствием в неурожайные годы.

К правителю же иосифляне относились как к наместнику Бога на земле и потому считали, что ответственность перед народом он должен сочетать с ответственностью перед Церковью.

О нестяжателях

Еще одним моментом, в котором расходились мнения нестяжателей и иосифлян, был вопрос об исправлении сторонников еретических учений. На Руси в ту эпоху широко распространилась т.н. «ересь жидовствующих», и православные пастыри должны были придумать, как обеспечить в христианском мире воцарение каноничной формы исповедания. Иосиф Волоцкий полагал, что необходимо вести борьбу с ересью путем физического воздействия на еретиков вплоть до сожжения заживо на кострах.

В свою очередь, Нил Сорский считал, что Бог ждет не смерти грешника, но его раскаяния, и потому отрицал возможность применения смертной казни против еретиков, проявляя христианское милосердие. Тех же, кто упорно не желал оставить ересь, старец предлагал изолировать от общества или выслать заграницу, но не лишать их жизни.

Развитие и усугубление конфликта

Роль княжеской власти в споре

Учитывая огромное влияние христианства на политику европейских государств, в том числе и Московской Руси XV-XVI веков, неудивительно, что эти споры стали занимать умы высоких государственных мужей. Невеликая по площади Московская Русь не могла обеспечить всех дворян достойными земельными наделами, и потому глава княжества Иван III поначалу склонялся на сторону готовых предоставить для этого церковные земли нестяжателей. Википедия сообщает, что по мере того, как обличалось всё больше чиновников и дьяков, приверженных ереси жидовствующих, симпатии князя по отношению к иосифлянам возросли. Тем не менее, почти до последних дней своей жизни, Василий Иванович изъявлял желание получить церковное имущество в госсобственность.

Собор 1503 года

Формально борьба нестяжателей и иосифлян не имела негативных последствий для Церкви. Оба движения находились в евхаристическом общении и единении, фактов неприязни между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским обнаружено не было. Противостояние двух церковных групп резко обозначилось на соборе 1503 года, где представители обоих течений решительно осудили ересь жидовствующих, но так и не смогли найти консенсуса по вопросу о применении наказания для еретиков. Иосифляне, составлявшие большинство на этом соборе, сумели отстоять свою позицию в вопросе и об имуществе Церкви.

Когда в 1500 году князя Ивана III сразила тяжелая болезнь, помогать править княжеством ему стал сын от второй жены Софьи Палеолог Василий Иванович. Иосиф Волоцкий оказывал колоссальное воздействие на княжича, и спустя четыре года, Василий Иванович, Иван III вместе с собором епископата вынесли решение не в пользу еретиков.

После этого на Руси, по сути, появился доморощенный аналог католической Святой Инквизиции. Жертвами костров становились как простой люд, так и влиятельные чиновники и купцы, заподозренные в ереси. Некоторых, вместо сожжения, приговаривали к длительному тюремному заключению, которое они, как правило, не переживали. Следствием этого стало то, что партия иосифлян оказалась в фаворе.

Читайте также:
Созыв первого Земского Собора, как борьба царя Ивана Грозного с боярами

Об иосифлянах

Еще одной причиной того, что нестяжатели остались не у дел, стал сложный период в личной жизни князя Василия III. Ему с первой женой, Соломонией Сабуровой, никак не удавалось завести детей. Это стало причиной тому, что князь развелся с женой и сочетался брачным союзом с Еленой Глинской (будущей матерью Ивана Грозного). Сабурову же, против её воли, заточили в монастыре, где она и скончалась 18 декабря 1542 года (канонизирована в лике преподобных в 1984 году).

Глава нестяжателей, известный православный деятель, князь Василий Иванович Патрикеев (в иночестве Вассиан), обличил Василия III в этом поступке, поскольку христианские каноны запрещают разводиться с женой, если она не совершила измену. Василий III разгневался на инока, но идти на открытое противостояние не решился, посчитав, что со временем вся эта история забудется.

Однако, в скором будущем, князь спровоцировал еще один конфликт, который повысил накал борьбы между нестяжателями и иосифлянами. Вызвав в Москву из Чернигова представителей княжеского рода Шемячичей, недавно перешедших на службу московскому князю от короля польского Сигизмунда I, Василий Иванович приветливо их встретил, но вскоре арестовал и отправил в тюрьму. Столь низкий и подлый поступок вновь не остался без внимания Василия Патрикеева, и инок снова во всеуслышание осудил предательство князя. Василий III отказался терпеть обличителя и инока силком заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре у иосифлян, где он и умер (по некоторым сведениям, был отравлен).

В качестве официальной причины ареста Вассиана объявили, что он якобы впал в ересь и отвергал учение о двойственной – божественной и человеческой – природе Иисуса Христа, признавая за Ним лишь божественную сущность. После этого идеология иосифлян утвердилась в качестве главенствующей в Русской Православной Церкви.

Окончательная победа иосифлян

В 1551 году на Стоглавом соборе священник Сильвестр пытался высказать предложение об ограничении земельных наделов у церквей и монастырей, но иосифляне, занимавшие на соборе лидирующие позиции, не приняли этого утверждения. Также иосифляне стали одними из идеологов введения опричнины во второй половине XVI века. Впоследствии это привело к тому, что репрессии Ивана Грозного развернулись и против самой Церкви. Жертвами её стали множество священников и монахов, в том числе и митрополит Филипп (Колычев), один из наиболее известных иосифлян. Википедия сообщает о 4,5 тысячах жертв опричников.

Именно иосифляне окутали институт княжеской власти на Руси ореолом божественного происхождения (что затем закрепилось и за монаршим родом Романовых). Рассуждая, что после гибели Византии и падения Константинополя в 1453 году единственным в мире оплотом православия осталась Русь, последователи Иосифа Волоцкого в 1589 году сумели добиться обретения Московской митрополией статуса патриархии. Они также способствовали появлению идеологической концепции «Москва – Третий Рим». Это смогло повысить авторитет государства на международной арене.

Иосифляне и нестяжатели

Конец XV -XVI век в русской истории: укрепление государственности Великого Княжества Московского, его территориальный рост, повышение престижа в мире, начало активной политики государства. С этими событиями совпадает религиозный спор нестяжателей и иосифлян. В русской церкви появились два непохожих типа мышления. Одному из течений удалось победить.

Земский собор 1649

Кто такие иосифляне и нестяжатели?

Сущность религиозной и социально-политической ситуации Руси 2 половины XV, середины XVI века подтолкнула к конфликту два основных течения духовной мысли — иосифлян и нестяжателей. Два этих термина возникли позже, нежели сама борьба. Представителей нестяжательтва еще именовали «заволжскими старцами». Это связано с тем, что они были выходцами отдаленных областей от центра страны. Понятие «нестяжание» православными объясняется как беднота, избранная по собственному желанию. Монахи при пострижении дают подобный завет.

Движение иосифлян стало так называться по имени духовного лидера Иосифа Волоцкого. Они выступали против любых групп, желающих реформировать церковь. Им хотелось, чтобы монастыри владели землей. Призывали к физическому уничтожению ереси.

К нестяжателям относились сторонники Нила Сорского. Они хотели, чтобы монахи безукоризненно соблюдали свои обеты. Главным среди них выделяли обет бедности и снисходительность к раскаявшимся еретикам. Кратко об иосифлянах, нестяжателях можно сказать, что их противостояние оставило большой след на духовно-общественной ситуации XV-XVI веков.

Возникновение движений

Взгляды иосифлян (стяжателей) стали появляться еще в начале XVI века. Первый их выход пришелся на 1503 год. Тогда они насмелились резко осудить нестяжателей.

Вот таблица их духовно-политических взглядов:

№ п/п Признаки
1. Отстаивали монастырские земли, считали их важным инструментом для проповедничества.
2. В основу государства полагали теократическую теорию.
3. Требовали смертной кары жидовствующим и нераскаявшимся еретикам.
4. Царя считали основным ставленником Бога.

Деятельность иосифлян осуществлялась по нескольким направлениям. Они несли службу в обители преподобного Иосифа, владели несколькими русскими монастырями, работали на архиерейских кафедрах. Их деятельность была сосредоточена вокруг Иосифо-Волоколамского монастыря. Стандарты обучения здесь были высокими. Выпускники монастыря занимали высокие духовные посты. Заведение имело большое влияние на Руси. Его игумены участвовали в церковных и земских соборах. Представители монастырской обители часто гостили в резиденции царя.

Земский собор Иван 4

Вскоре иосифлянам стали противостоять нестяжатели. Это представители религиозно-философского течения Руси Средних веков. Название возникло от идеи «нестяжания». Основатели течения призывали глав монастырей отказаться от любого вида имущества, в том числе и земельных угодий. Они предлагали монахам исповедовать сугубо духовную жизнь.

Читайте также:
Открытия Марко Поло: биография, маршрут путешествия и его значение

Суть их взглядов выражает следующая таблица:

№ п/п Признаки
1. Считали, что преображения происходят в душе, а не во внешнем мире.
2. Чтобы человек духовно развивался, ему нужна свобода от внешнего мира, материальных благ и ценностей. К тому же, они не требовали крайностей — отшельничества.
3. Внутреннее совершенствование человека не должно опираться на внешний мир.
4. Церковники и храмы должны отказаться от имущества и земельных владений.
5. Критическое отношение к церковной литературе. Монастырские книги считали лживыми.

Идею нестяжательства распространили обитатели Кирилло-Белозерского монастыря. Первые недовольства были высказаны игуменом Трифоном. Он возмущался приобретением монастырских угодий. После этого монастырь отказался приобретать земли и принимать дарственные. В 1482 году игумену Серапиону подарил землю Иван III. В знак протеста 15 иноков оставили монастырь. В конфликт вмешался князь Белозерский, он отстранил игумена Серапиона, чтобы старцы вернулись в монастырь.

Во 2 половине XV века в Новгороде возникла рациональная секта жидовствующих. Ее еретические взгляды заинтересовали даже представителей правящих кругов и высших духовных персон. Ересь считалась отступлением от религиозных убеждений и уставов. В 1504 году церковный Собор решил сжигать еретиков.

Сожжение на костре

Общество было возмущено такой новостью, так как Православная церковь раньше не принимала такие меры. Сторонники Нила Сорского препятствовали радикальным мерам. Они призывали к борьбе с ересью с помощью слов и убеждений. В итоге победили приверженцы Иосифа Волоцкого.

Интересно! Распространение ереси инициировал некий «жидовин Схария» (Захарья Евреин). Жидовствующими» в XVIII — начале XX веков называли религиозное течение «субботников». Они соблюдали все ветхозаветные законы и ожидали пришествия Спасителя. Субботников было много в Астраханской, Ставропольской и Тамбовской губерниях, а также на Кавказе. Император Николай I жестко боролся с ними.

Основным вопросом, вызывавшим трения среди монахов, было церковное и монастырское достояние. Сторонники Нила Сорского считали, что земные блага препятствуют развитию души. Верующий не может уделять достаточно времени молитве, если занимается возделыванием земли, добыванием денег и другими мирскими делами.

Монаха они видели преданного воле Бога и духовному подвигу. Иосифляне были убеждены, что предназначение послушника – помогать простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением. Нестяжатели в любом правителе видели воплощение человеческих пороков.

Духовные лидеры объединений

В мировоззрениях Нила Сорского и Иосифа Волоцкого было много различий. Только факты их личной вражды отсутствуют. Настоятеля Нила не стало в 1508 году. Подтверждающих документов не сохранилось, но есть сведения, что он был канонизирован. Его взгляды в дальнейшем распространяли Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой.

Монах Нил Сорский

Духовный наставник нестяжателей родился в Москве в 1433 году. В мирской среде его звали Николаем Майковым. Сначала он прислуживал в одном из приказов, а потом стал монахом Кирилло-Белозерской церкви. Больше всего он любил читать книги. У него была хорошая память, склонность к анализу прочитанного материала. Монах всегда размышлял над новой информацией, а потом делал свои противоречивые выводы. Получив необходимые знания, он попросил у наставника благословения и пошел в святое место Афон.

Зарядившись духом благодати на Святой Горе, он решил построить свой небольшой храм. Место было выбрано недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, возле речки Соры. Вот почему его стали именовать Нилом Сорским. Вместе с ним в его храме служили еще десяток учеников и соратников. Вскоре Нил написал «Устав о жительстве скитском». В нем были размышления об истинном призвании священнослужителя. Он видел его в постижении провидения Божьего и совершенствования внутренних нравственных норм.

Монах Нил Сорский

Сорский самым страшным грехом считал обогащение за чужой счет. Поэтому старцу не нравилось монастырское землевладение. Наивысшим злом среди людей он считал накопительство богатства. Священникам и монахам он советовал придерживаться заветов бедности и смирения. Вот почему он боролся за нестяжательность. Это понятие имеет много синонимов: бескорыстие, благородство, великодушие, бессребреничество. Именно те черты, которыми должны обладать настоящие священнослужители. Вот почему о Ниле вспоминают, как поистине святом духовнике.

Основателя иосифлянства, Иосифа Волоцкого, в мирской жизни звали Иваном Саниным. Он появился на свет в 1440 году. Родиной будущего священника было село Язвище недалеко от Волоколамска. Отец его был служивым человеком. В возрасте 20 лет Иосиф принял постриг в Боровском монастыре. Вскоре у монаха проявились организаторские способности.

Через несколько лет Волоцкий построил Иосифо-Волоколамский монастырь. Вскоре храм стал одним из роскошных на Руси. Священнослужитель стал расчетливым хозяином, постоянно увеличивал достояние церкви и ее владения. Наставник избрал путь воздержания и вел строгий образ жизни. Он ограничивал себя в получении удовольствий и использовании материальных благ.

Для остальных монахов был разработан устав с тремя категориями иноков:

  1. Простым людям разрешался хлеб и вода, старая изношенная одежда, лапти на ногах.
  2. Монахам более богатым давали горячую пищу, добротную одежду и обувь.
  3. Элитных служителей снабжали блюдами из рыбы, калачами. У них имелось два сменных наряда и меховая шуба.

Роскошный храм Волоцкого славился на всю Русь. Иосифа почитал великий московский князь, духовенство. Со временем наставник стал сочинять произведения о различных церковных проблемах. Авторитетный богослов обрел себе славу.

Роскошный храм Волоцкого

Роскошный храм Волоцкого

Церковный собор 1503 года поднял вопрос о наказании разведенных священников. Те, кто заводил себе незаконных жен, требовалось строго карать. Лидер Волоцкий решил отстранять овдовевших служителей от обрядовых мероприятий. Это решение было принято Собором.

Конфликт между иосифлянами и нестяжателями

Дата 1503 года очень значимая. В конце Собора слово попросил глава далекого Белозерского монастыря — Нил Сорский. Он возмутился совершенно «пустой» повестке дня собрания. Его эмоциональная речь была направлена против священников, стремящихся к богатству и накопительству. За выступлением внимательно следил князь Иван III. Он предложил обсудить ноту протеста Сорского.

Читайте также:
Какие страны участвовали в Первой мировой войне: причины конфликта и цели Германии, союзники России, итоги

Приверженцы Волоцкого прислали своих гонцов и вступили в яростную дискуссию. Это и было начало спора. Духовные вожди столкнулись между собой.

Причины спора

Нил Сорский рекомендовал церковникам не заводить земельные наделы и крестьян. Главным признаком служителя Бога он видел бедность, ведь богатство ведет к греховности. В противостояние включился Иосиф Волоцкий.

По его мнению деньги нужны церкви для таких нужд:

  • украшать храм;
  • содержать служителей;
  • подавать милостыню для убогих и нищих.

Иосиф Волоцкий

Волоцкий считал, что и в состоятельном монастыре можно вести воздержанный образ жизни. Только в речи Иосифа было много противоречий. Он не представлял, как благородный человек может принять постриг в бедном храме. Ставшие монахами купцы и знать хотели вести роскошную жизнь. Волоцкий видел в верхушке монашества только представителей знатного происхождения. Он не представлял себе епископа или архиепископа из низших слоев.

К сожалению, на Соборе присутствовало больше представителей Волоцкого. Требования Нила Сорского не были приняты. Великий князь, хотя и был заинтересован в изъятии церковных земель, но смирился с мнением большинства.

Собор принял решение, что стяжательство (корыстолюбие) церковное — Божие суть стяжательство. Только противостояние на этом не закончилось. В 1504 году состоялся еще один Собор. Как ни боролись нестяжатели, иосифляне все равно приняли постановление сжигать еретиков.

Интересно! Смертную казнь через сожжение для колдунов, волшебников, отступников было принято соборным уложением 1649 года, указом Алексея Михайловича 1653 года, распоряжением Петра I 1716 года.

Последствия конфликта

Окончательная победа пришла к иосифлянам только в 1551 году. Именно тогда состоялся Стоглавый Собор. В нем участвовал царь Иван Грозный, высшее духовенство и представители Боярской Думы. От иосифлян выступил священник Сильвестр. Он предлагал ограничить земельные наделы для служителей. Это предложение было отвергнуто большинством. Так иосифляне одержали победу.

Созыв первого Земского собора

У нестяжателей была высокая цель. Они стремились к возврату в период первоначального христианства, которое руководствовалось законами коллективизма и аскетизма. Требовали отказа от монастырского имущества. Иван Грозный принял идеи иосифлян, ведь они утверждали абсолютную царскую власть во главе с царем. Его еще называли помазанником Божьим.

Иосифлянские взгляды на церковь и государство повлияли на мировоззрение Ивана Грозного. Он посчитал себя святым и абсолютно не прислушивался к голосу Церкви. Царь дошел до того, что приказал в стенах храма замучить митрополита Филиппа. Именно победившие идеи иосифлянства стали началом страшного периода в истории Московского государства под названием — опричнина.

В дальнейшем Петр I опирался на западный образец правления. Он боролся с самостоятельностью церкви и требовал ее подчинению царю. Император частично реформировал Русскую церковь и не поддерживал сторонников Иосифа Волоцкого. Петр издавал указы для устранения самостоятельности и независимости духовенства. Хозяйство храмов отдавали под присмотр Монастырского приказа. Был установлен царский абсолютизм. Именно это проповедовали иосифляне.

Екатерина II продолжала лишать церковь земель и собственности и ослабляла власть духовенства. Иосифлянские представители поддержали будущую императрицу, надеясь сохранить свое состояние. Но со временем Екатерина стала отнимать церковное имущество и окончательно покончила с идеями Иосифа Волоцкого.

Оценка конфликта современными историками

Религиозные споры оказали большое влияние на развитие социально-политической жизни в России. Даже в XX веке не раз обсуждали вопрос о конфликте двух религиозных течений. Философ и историк Николай Бердяев видит в победе иосифлян трагические последствия истории России. Особенно это отразилось во времена правления Ивана Грозного, мечтавшего воплотить идею «цезарепапизма». Царь совершил много кровавых преступлений.

Стоглавый собор

Богослов и философ Георгий Флоровский в произведении «Пути Русского богословия» видят хорошие стороны в обоих течениях. В каждом из них он увидел что-то рациональное. Сторонников нестяжательства Флоровский считает представителями совершенствования человеческой личности. Они мечтали, чтобы священнослужители осуждали недостойные дела государства. В победе иосифлян философ видит прогрессивную сторону становления державы.

Советским ученым Яковом Соломоновичем Лурье высказана мысль о классовом характере спора. Он говорит о незначительных расхождениях во взглядах противоборствующих течений. У каждого из них был свой путь, но цель оставалась одна – усилить Русскую церковь и государство.

Историк Николай Лисовой защищает оба взгляда. Каждое течение по-своему видело жизнь монашеской общины. Сорский предлагал отказаться от богатства и молиться, совершенствовать свою веру и дух. А вот помощи другим они оказать не смогут, так как сами бедны. Волоцкий считал, что у монастыря должно быть хозяйство. На случай голода обитель сможет помогать бедным, при необходимости строить школы и больницы. Лисовой считает, что оба взгляда дополняют друг друга. В одном просматривается умное делание, в другом — социальное служение.

Нестяжатели и иосифляне – характеристика, сравнение и последователи движений

В данной статье вы сможете прочитать о том, как вели борьбу нестяжатели и иосифляне. Вы узнаете, какой «лагерь» за что выступал и какой идеологии придерживался.

Вашему вниманию будет представлена небольшая таблица того, в чем было отличие этих двух духовных течений. Вы узнаете, какие были последователи иосифлян и нестяжателей.

Определение

Иосифляне и нестяжатели это представители церковно-политического течения, которые выступали за разную идеологию.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

Многие моменты духовных вопросов тех лет остаются актуальными и на сегодняшний день. В XV-XVI веках церковь всегда принимала участие в судьбе страны, и многие происходящие события не обходились без вмешательства духовной организации.

Читайте также:
Кто такой Андрей Боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события

Сравнение

Иосифляне являются последователями Русской православной церкви преподобного Иосифа Волоцкого. Именно он положил начало крайнему церковно-политическому течению, когда монастыри имели право на владение имуществом и землёй.

Иосифляне и нестяжатели о землевладении

Нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, выступали за то, чтобы монахи полностью отказались от всего имущества. Святой Нил считал, что монахи должны заниматься лишь молитвой, а также изучать Писание, кроме того, он считал, что каждый старец должен добывать себе пищу лишь своим трудом.

Собственные мысли Сорский также зафиксировал в одном сочинении под названием «Предание и устав». По его мнению, допускались лишь продажа своих трудов за чисто символическую цену или же нужная милостыня от христолюбивых, однако она должна была быть минимальной. Также Нил считал, что украшение церкви является лишним и ничего ценного в ней быть не должно.

32

Мировоззрение Иосифа Волоцкого было совершенно противоположным, так как он считал, что вполне можно сочетать богатство монастыря вместе с нестяжанием монахов. Несмотря на то, что мнения Иосифа и Нила были совершенно разными по поводу того, богатой или бедной должна быть церковь, существовали и другие факторы вражды.

У них также были разные взгляды на то, какой должна быть православная вера, как должны взаимодействовать духовная и светская власть, какой должна быть царская власть. Так, в середине XV века в церкви образовалось два течения – иосифляне и нестяжатели.

Существует мнение, что серьезное влияние на мировоззрение Нила Сорского оказало православное учение – исихазм. Именно это оно основывалось на единении человека с Богом, возможностью самосовершенствования и созерцания Божественной сущности.

Нестяжатели

По мнению Нила, религия должна была быть личным выбором каждого человека. Нестяжатели считали, что главное в жизни – совершенствоваться в душе, а не по отношению к миру. Также нестяжатели выступали за то, чтобы церковь и государство не объединялись воедино. Их вполне устраивало разделение церковной и светской жизни, так как они считали, что религия должна быть свободной абсолютно от всего.

Монашеская роль должна сводиться лишь к тому, чтобы молится за себя и других, думая о спасении души, в свою очередь царь должен отвечать за земли. В случае, если царь пытается управлять землями вместе с церковью, тогда ему лучше вовсе лишиться власти.

Противостояние

Иосиф выступал за то, что царь выполняет божественное предназначение, хотя остается самым обычным человеком. Волоцкий считал, что царя необходимо слушаться, но так как царю подвластно только тело, а не душа, то людям следует воздавать царскую честь.

848f95

Однако Иосиф Волоцкий утверждал, что царь – далеко не первый человек в государстве и вся духовная власть находится в руках церкви, именно поэтому церкви необходимо поклоняться более, чем правителю. Таким образом иосифляне выступали за то, что не вся власть «от Бога», но есть и власть «от дьявола», однако после того, как Иван III стал на сторону иосифлянского духовенства, Волоцкий кардинально поменял свое мнение на противоположное.

Иосифляне начали придерживаться мысли о том, что царь отвечает за своих подданных перед Богом, поэтому он должен заботиться о них и всячески защищать не только телесно, но и духовно. Именно поэтому приверженцы Иосифа начали активно охранять веру и преследовать еретиков, которых они считали разбойниками, негативно влияющими на людские души.

014

В свою очередь нестяжатели всячески пытались заступиться за еретиков. Из этого выходит, что государство могло вторгаться в духовную жизнь, так как царь является посланником Бога и делает все то, что требует Всевышний. Непослушание правителю теперь считалось не только преступлением, но и большим грехом. В одном из своих посланий Иосиф призывал людей служить царю, как Господу.

Именно поэтому власть очень заинтересовалась идеологией иосифлян, ведь для одной и другой стороны это была очень выгодная сделка. Московские правители могли стать недосягаемыми для общества, оставляя церкви привилегии в виде земельных владений, а церковь, в свою очередь, готова была полностью подчиниться государству.

Борьба этих двух направлений длилась еще в течении нескольких десятилетий, и все привело к тому, что иосифлянская идеология одержала победу. Однако все привело к тому, что царь ограбил множество церквей, заставил духовенство лишить сана митрополита Филиппа, а в дальнейшем Филипп и вовсе был задушен по приказу царя.

Таблица

Иосифляне и нестяжатели, сравнительная таблица монахов представлена ниже.

Спор стяжателей и иосифлян: из-за чего он был

В начале XVI столетия в среде русского православного священства наметились первые серьезные разногласия. Они касались целого ряда вопросов: отношения к еретикам, к поместному и общецерковному преданию, особенно острая полемика велась по поводу церковного имущества.

Владеть или не владеть

Среди священнослужителей сложилось два взгляда на принадлежавшее Церкви имущество. Нестяжатели призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Они считали, что смысл жизни служителя Церкви не в обильных запасах, а во Христе. «Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос», — это высказывание святого Игнатия (Брянчанинова) служило сторонникам аскезы своеобразным девизом. Духовным лидером нестяжателей считался инок Вассиан (в миру – князь Василий Патрикеев), религиозный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского. К этому течению также принадлежал писатель и переводчик Максим Грек. Другое крыло православного священства ратовало за сохранение церковного имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей на владение землей и другим имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности. При условии, если власть оставит Церкви роскошные убранства храмов, богатые библиотеки и процветающие монастырские хозяйства, они готовы были во всем поддерживать государство. Судя по сохранившимся документам, сами нестяжатели и иосифляне (именуемые также стяжателями) не использовали таких терминов. Эти названия всего несколько раз встречались в литературе. К примеру, Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный». Нужно отметить, что полемика вокруг монастырского имущества выходила за рамки вопросов монашеской аскезы. Так, историк Нина Синицына считает, что нестяжательство следует рассматривать не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, своеобразный монашеский идеал, сформировавшийся под влиянием старчества и его отношения к собственности и к использованию чужого труда. На позицию власти по отношению к двум церковным течениям сыграло семейное положение Василия III. Брак великого князя с Соломонией Сабуровой оказался неудачным, супруги никак не могли зачать детей, что послужило поводом к разводу. Василий сослал Сабурову в монастырь, а сам женился на Елене Глинской. Вассиан Патрикеев смело выступил на защиту брошенной жены, осудив поступок великого князя с позиции христианских норм. Выпад Вассиана вызвал недовольство государя, и, хотя великий князь быстро смягчил свой гнев, это отразилось на его отношении к самому священнику и нестяжательству в целом.

Читайте также:
Понятие «аракчеевщина»: смысл и определение термина, проект и реализация военной реформы начала XIX века

По мнению исследователей, истоки движения нестяжательства следует искать в среде братии Кирилло-Белозерского монастыря. Первые разногласия в отношении имущества были зафиксированы еще в 1440-е годы при игумене Трифоне. По мнению историка церкви Николая Никольского, причиной разногласий стал вопрос о монастырских вотчинах. Тогда игумен вопреки воле преподобного Кирилла приобрел в удалении от монастыря несколько сел. Никольский, изучивший деловые акты монастыря, отметил, что после игуменства Трифона монастырь более земель не приобретал, а дарственные земли принимались крайне редко. Исследователь усматривает в этом влияние нестяжателей. Следующее дошедшее до нас столкновение интересов стяжателей и нестяжателей произошло при игумене Серапионе (1482—1484), который принял от Ивана III «29 сел и починков в Вологодской волости». К этому времени Кирилло-Белозерский монастырь, по сути, превратился в крупного землевладельца, так как вопрос приобретения земель вышел далеко за рамки монастырского обеспечения. Очередное препирание заветов Кирилла подтолкнуло 15 старцев в 1483 году покинуть монастырскую обитель. Только вмешательство Белозерского князя Михаила Андреевича, благодаря которому стяжательный игумен был удален, позволило исчерпать конфликт и вернуть монахов назад. Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения стал поместный собор Русской Церкви 1503 года. Собор, посвященный преимущественно дисциплинарным вопросам, не обошел вниманием и спор о монастырских вотчинах. Историки считают, что инициатором обсуждения этого вопроса был сам Иван III. С докладом об ограничении монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, однако основные прения, скорее всего, происходили между великим князем и церковными иерархами, ратующими за сохранение землевладения. Иерархи смогли тогда отстоять свои права: вопрос о монастырском землевладении на время был снят. Однако остроту проблемы это не сняло. Более того, спор разгорелся с новой силой. Нестяжатели ставили в укор иерархам их растущие аппетиты землепользования, что по мнению аскетов противоречило христианским идеалам. Максим Грек и Вассиан занимая в вопросе монашеских состояний сторону Нила Сорского стали открыто критиковать церковные и светские власти. Оба оказались в опале. В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, его отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где содержали в очень суровых условиях. Вассиан Патрикеев был схвачен в 1531 году и насильно увезен в тот же монастырь. Там, по словам князя Андрея Курбского, он «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами». В 1551 году на Стоглавом соборе последователи Иосифа Волоцкого отвергли программу ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем, как отмечают историки, их непримиримая позиция по этому вопросу во многом способствовала появлению опричнины.

Казнить или миловать

Спор между иосифлянами и нестяжателями не ограничивался имущественными вопросами, противоречия возникали и в их отношениях к раскаявшимся еретикам. Сторонники Нила Сорского осуждая еретиков противились вынесению им смертного приговора. «Бог не желает смерти грешника, а чает его раскаяния», – говорили они. Единственное средство борьбы с упорствующими в ереси – это их изоляция. Иосифляне не просто настаивали на репрессивных мерах в отношении еретиков, но и призывали предавать их казням. «Грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», – говорил Иосиф Волоцкий. В этот спор оказались втянуты и административные власти. В 1500 году Иван III тяжело заболел, и в последующие 5 лет вплоть до смерти великого князя у руля державы фактически находился его сын от второй жены Софьи Палеолог Василий, который попал под влияние Волоцкого. В 1504 году совместное решения правительства и собора епископов обрекло еретиков на смерть. По настоянию собора было сожжено немало вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, сгноили в тюрьме. Диакон Андрей Кураев, объясняя репрессивные меры Иосифа Волоцкого против в еретиков, пишет: «Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. Возможно, именно он и предотвратил в России то развитие событий, которое в Западной Европе привело к трагическому разделению религиозной жизни».

Читайте также:
Заключение союза трех императоров: основные предпосылки и причины

Взгляд из будущего

Триумф иосифлян в трудах русских историков-эмигрантов, в частности Николая Бердяева, представлялся как событие исключительно трагическое, приведшее в конечном итоге к величайшим потрясениям начала XX века. Религиозный мыслитель Георгий Флоровский был менее категоричен в оценке внутрицерковного противостояния начала XVI столетия, он находил в этих течениях «столкновения двух правд: правды общественного служения и правды внутреннего делания, совершенствования человеческой личности». Советская историография в столкновении интересов нестяжателей и любостяжателей усматривала классовый характер. Первых чаще всего связывали с интересами боярства, вторых – с дворянством. Писательница Мария Боровикова-Майкова нестяжательские идеалы заволжских монахов называла «умной молитвой», считая, что преподобный Нил Сорский остался в стороне от политических страстей и вряд ли одобрял действия своих учеников. Филолог Яков Лурье даже настаивал на отсутствии значительных расхождений во взглядах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Во второй половине XX века исследователи, учитывая новые источники, обратили внимание на более сложную картину происходившего. В частности, обсуждаемый конфликт они вписывали в общую картину дискуссии «о смысле или бессмысленности монашества как такового» долгое время ведущуюся в рядах русского православного священства. Эта дискуссия, согласно современным взглядам, была в значительной степени определена различными полюсами существовавшей шкалы ценностей: «либеральный» — «консервативный», «прогрессивный» — «регрессивный». Подобная полемика остается животрепещущей и посей день.

Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами

Гост

ГОСТ

История спора

Полемика нестяжателей и иосифлян относится к рубежу $XV-XVI$ вв., и объединяет царствования Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного. Участниками указанного спора являются:

  • со стороны нестяжателей – Нил Сорский, Максим Грек По данной теме мы уже выполнили реферат Греческая культура подробнее , Кирилл Белозерский, Корнилий Комельский и др.
  • со стороны иосифлян – Иосиф Волоколамский, митрополит Даниил, Вассиан Топорков и др., сочувственно относился к идеологии иосифлян митрополит Макарий, что позволило утвердить ее как общецерковную позицию на Стоглавом соборе.

Интеллектуальный контекст

Духовная и интеллектуальная среда средневековой Руси рубежа $XV-XVI$ веков характеризуется двумя ключевыми идеями.

  1. Во-первых, это концепция « Москва – Третий Рим По данной теме мы уже выполнили эссе Эссе. Москва-третий Рим подробнее », определившая предназначение Русского государства, как единственной, после падения Константинополя в $1453$ году, державы, призванной хранить чистоту Православия. Указанная идеология имела как духовно-мистическое значение, так и непосредственное внешне и внутренне политическое выражение в рамках русской истории.
  2. Во-вторых, на активизацию религиозно-философской мысли средневековой Руси указанного периода повлияло развитие ересей. Так накануне своего падения Константинополь заключил Ферраро-Флорентийскую унию с католической церковью, которая была встречена в русской богословской среде отрицательно. Начиная с этого момента, Русская церковь начинает самостоятельно избирать церковных иерархов, боясь влияния католицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди ересей, появившихся в русской средневековой среде особенно стоит отметить ересь богомилов, стригольников, жидовствующих. Как нестяжатели, так и иосифляне своими богословскими трудами осуществляли борьбу с указанными ересями.

Спор нестяжателей и иосифлян

Предметом спора нестяжетелей и иосифлян было решение вопроса о том, должна ли церковь обладать богатством или нет. Из осмысления данной проблемы ими было выведено две социально-политические концепции, каждая по-своему раскрывающие суть православной веры, место и роль церкви в жизни общества, ее соотношение с государственной властью, концепцию царской власти.

По большому счету, нестяжателями и иосифлянами было создано два альтернативных пути государственного развития.

Позиция нестяжателей. Концепция нестяжательства, разработанная Нилом Сорским, имеет своими корнями исихастское учение, духовно-мистическую концепцию византийского монашества.

Религия – это дело внутренней жизни отдельного человека. Она проявляется не во внешнем, но в развитии уровня внутренней жизни человека. Исходя из этого, нестяжатели призывали церковь отказаться от внешнего богатства (пышности храмов, монастырского хозяйств и т.п.). Церковь должна заниматься исключительно душой человека, ей не должно мешать стремлению к умножению земных богатств.

Нестяжатели были не согласны с устанавливающимся в средневековой Руси сращиванием государства и церкви. Они стоят на позиции разделения религиозной и светской властей. Кроме того, они считали, что государство должно оставлять общественное пространство для проявления свободы человека. Эта мысль нашла выражение в концепции народного совещательного органа в рамках государственной системы Руси, с идеей которой выступили нестяжатели.

Позиция иосифлян. Духовный вдохновитель указанного богословского течения Иосиф Волоцкий утверждал, что царь и данная ему власть основываются на божественных законах. Царь поставлен на свое место Богом. Власть государства распространяет не только над телом человек, но и над его душой.

Иосиф создает теократическую доктрину государства, в которой абсолютная власть царя освящена волей Бога. Власть царя, согласно с ней, распространяет не только на дела государственные, но и на церковные. Цель царской власти – следить за сохранением чистоты Православия.

По вопросу монастырского имущества иосифляне стояли на позиции его признания. По их мнению, занятие сельским хозяйством, с одной стороны, благотворно влияло на экономическую ситуацию, что укрепляло государственную власть, с другой стороны, оно являлось основой для социального служения Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: