Корни с чередованием гласных: происхождение, правописание безударных гласных, примеры и таблица

Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица

Чередующиеся глас­ные в корне — это заме­на глас­ных «а» и «о», «и» и «е» в раз­ных фор­мах одно­го и того же сло­ва или в род­ствен­ных сло­вах. Таблица с при­ме­ра­ми и исклю­че­ни­я­ми помо­жет усво­ить пра­ви­ло напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

Корень Правило Примеры
-ГАР-
-ГОР-
Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А,
без уда­ре­ния — О
Уга́рный, зага́р
загоре́лый, погоре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН-
-КЛОН-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся
кла́нять­ся
склоне́ние, укло́н,
наклони́ться
-ТВАР-
-ТВОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с про­из­но­ше­ни­ем
тварь, сотвори́ть,
затво́р, притво́р
Исключение: у́тварь
-ЗАР-
-ЗОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся А,
под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся
зарни́ца, за́рево
зо́ри, зо́рень­ка
Исключение: зорева́ть
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишет­ся бук­ва А,
кро­ме двух слов
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь
плове́ц, пловчи́ха
-КАС-
-КОС-
Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
О – в осталь­ных слу­ча­ях
касание, касатель­ная
коснись, прикосно­ве­ние
-МАК-
-МОК-
Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем ‘погру­жать в жид­кость’,
бук­ва О — ‘про­пус­кать, впи­ты­вать жид­кость’
макать
вымокнуть, намокнуть
-РАВН-
-РОВН-
А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние ‘оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный’,
О — при зна­че­нии ‘ров­ный, пря­мой, глад­кий’
равно­пра­вие, сравнять (счет)
подровнять
Исключение: рав­ни­на,
уро­вень, порав­нять­ся,
поров­ну
-РАСТ-
-РАЩ-
-РОС-
Буква А пишет­ся перед ст, щ,
О — перед осталь­ны­ми бук­ва­ми
отрасти, наращен­ный, поросль
Исключение: отрасль,
росток, ростов­щик,
Ростов, Ростислав
-СКАК-
-СКОЧ-
Буква А пишет­ся перед к,
О — перед ч
скакал­ка, выскочка
Исключение: ска­чок,
лич­ные фор­мы
гла­го­ла ска­кать –
ска­чу и пр.
-ЛАГ-
-ЛОЖ-
Буква А пишет­ся перед г,
О — перед ж
полагать, облагать
отложить, обложение
-БЕР-/-БИР-
-ДЕР-/-ДИР-
-МЕР-/-МИР-
-ПЕР-/-ПИР-
-ТЕР-/-ТИР-
-ЖЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
-ЧЕТ-/-ЧИТ-
Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
Е — в осталь­ных слу­ча­ях
набирать — наберу
отдирать — отдерешь
отмирать — отмереть
отпирать — отпереть
стирать — стереть
прижигать — прижёг
блистать — блестя­щий
застилать — застелить
вычитать — вычеты
-ИМ-/-А(Я)
-ИН-/-А(Я)-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- пережимать — пережать
занимать — занять
начинать — начать

Чередующиеся глас­ные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишут­ся в зави­си­мо­сти от раз­ных усло­вий:

  • места уда­ре­ния (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-),
  • нали­чия или отсут­ствия суф­фик­са -а- после кор­ня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.),
  • конеч­ной бук­вы кор­ня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-),
  • смыс­ло­вых раз­ли­чий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слы­шит­ся.

Написание без­удар­ных чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне выби­ра­ем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка. Наглядно пред­ста­вим в таб­ли­це пра­ви­ло, при­ме­ры напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне слов и исклю­че­ния.

Таблица “Корни с чередующимися гласными”
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Корни с чередующимися гласными А / О

Читайте также:
Паронимы в русском языке, их значение и употребление, примеры предложений, сообщение на тему о паронимах

1. Зависимость от ударения

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .

Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.

Приг а рь, изг а рь, выг а рки.

Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.

Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .

З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.

З о ревать, з о рянка.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .

Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.

Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .

Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.

а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .

Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.

Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.

Перед г пишется а , перед ж пишется о .

Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .

К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».

Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).

Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».

Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).

Читайте также:
Квартал на какой слог правильно ставить ударение в слове и каково его значение, правильное.

Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

Заб и р а ть – заб е ру.

Выж и г а ть – выж е гший.

Заст и л а ть – пост е лить.

Бл и ст а ть – бл е стеть.

Ум и р а ть – ум е реть.

Ст и р а ть – ст е реть.

Разд и р а ть – разд е рёт.

Зап и р а ть – зап е реть.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .

М и р, м и рный, усм и рять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

П и р, п и ровать.

Чередование A(Я) / им(ин)

Корни с чередованием а(я) / им(ин)

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .

Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну “Чередующие гласные”

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.

Статья “Методические рекомендации к изучению темы “Чередующиеся гласные А-О в корнях слов”

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы “Чередование гласных А-О в корнях слов”. Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.

Таблица “Правописание чередующихся гласных в корне слова”

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Читайте также:
Где поставить ударение в слове «щавель» и как его правильно запомнить
Карточка “Чередующиеся гласные в корне слова”

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме “Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-“.

Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.

Проверочная работа “Чередующиеся гласные в корне слова”

Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС “Правописание чередующихся гласных а – о в корнях – лаг\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.

Чередование гласных в корне

Правописание некоторых слов нельзя проверить через ударение. Чтобы не сомневаться, как пишется «ур_внение» и «выр_внять», нужно знать правила правописания корней с чередованием гласных.

О чем эта статья:

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

  • места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
  • различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

От чего зависит написание

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

Читайте также:
Таблица падежей русского языка с вопросами к ним, употребление нужных предлогов с конкретными падежами

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

Гласная в корне

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.
2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-
  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.
3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.
Читайте также:
Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации, исключение из правил в русском языке,таблица.
4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте
  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .
Пояснения и дополнения.
  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
Иллюстративная таблица случаев чередования.

Чередующиеся гласные в корне

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Чередование гласных в корне слов

Правило проверки безударных гласных ударением не работает для корней с чередующимися гласными. Правописание чередующихся гласных в корне слов регулируется особыми правилами.

В корнях под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится.

В корнях плав- и плов- пишется буква а, например:

плав ать, по плав ок, плав ить, плав ильня.

Исключения составляют только слова: плов ец, плов чиха, плов цы.

Гласная зависит от суффикса -а-

В корнях с чередованием букв и и е гласная в корне слова зависит от присутствия в нём суффикса -а-. Суффикс -а- также влияет и на правописание корней -кас- и -кос- .

Читайте также:
Как правильно писать так же и также - раздельно или слитно, правила написания,пишется слово.
Корни Правило Пример
кас – кос Если за корнем следует суффикс -а- , то и в корне слова будет буква а. кас аться
кос нуться
бир – бер Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется буква и. со бир ать
со бер у
мир – мер за мир ать
за мер еть
пир – пер за пир ать
за пер еть
тир – тер под тир ать
под тер еть
стил – стел за стил ать
за стел ю
жиг – жег с жиг ать
вы жег
чит – чет вы чит ать
недо чёт
блист – блест блист ать
блест еть
дир – дер вы дир ать
вы дер у

Исключения: со чет ание, со чет ать, чет а.

Гласная зависит от ударения

В корнях -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -твар- и -твор- правописание гласной в корне зависит от ударения.

В корнях -гар- и -гор- под ударением пишется буква а, без ударения — о, например:

за га́р – за гор е́ть.

В корнях -зар- и -зор- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — а, например:

зар я́ – зо́р и.

Исключения: зор я́нка, зор ева́ть.

В корнях -твар- и -твор-, -клан- и -клон- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — о, например:

твор е́ц – тва́рь – твор и́ть,

клон и́рование – кла́н яться – по кло́н .

Гласная зависит от согласной

В корнях -лаг- и -лож-, -раст- (-ращ-) и -рос-, -скак- и -скоч- правописание гласной в корне зависит от следующей за ней согласной буквы.

Читайте также:
Служебные части речи: описание, правописание предлогов, примеры и таблица союзов,предлоги союзы частицы, союз предлог в

В корнях -лаг- и -лож- перед г пишется а, перед жо, например:

с лаг ать – с лож ить,

при лаг ать – при лож ить.

В корнях -раст- (-ращ-) и -рос- перед ст и щ пишется а, во всех остальных случаях — о, например:

вы ращ ивать, вы раст ить, вы рос ли.

Исключения: от рас ль, рост ок, Рост ов, Рост ислав, рост овщик.

В корнях -скак- и -скоч- перед к пишется а, перед чо, например:

скак ал – в скоч ил.

Исключения: скач ок, скач у.

Корни с чередованием ИМ, ИН

В корнях -ча- и -чин-, -мя- и -мин-, -жа- и -жин-, -ня- и -ним-, -кля- и -клин- буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-, например:

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Корни с чередующимися гласными

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

Читайте также:
Что такое причастный оборот: примеры, схемы, как он определяется в сложном предложении, есть ли слова

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее “да”. (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны – осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

Читайте также:
Что означает фразеологизм водить за нос: история, значение и синонимы к фразе

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

Читайте также:
Сложносочинённые предложения: типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция “Динамо”!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: