Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Краткое содержание рассказа «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника:

Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.

Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 “А” класса, а с 5 “Б”, в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.

После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.

Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.

Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера

«13 подвиг Геракла» Искандер краткое содержание:

Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.

Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами

Краткое содержание «13 подвиг Геракла» Искандер с цитатами из произведения:

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Чехова «Каштанка»: главные герои и основная мысль, пересказ и план произведения

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»

С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание

О чем в рассказе Тринадцатый подвиг Геракла

Известный писатель Фазиль Абдулович Искандер написал весёлый рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» в 1964 году. Читателями этого произведения стали дети, которые познакомились с такими понятиями, как честь и бесчестие, трусость и достоинство, коварство и предательство.

  • Идея рассказа
  • Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • План рассказа
  • Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
  • Анализ произведения

Идея рассказа

Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.

Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.

Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.

Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:

  1. Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
  2. Сахаров, отличник.
  3. Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.
Читайте также:
Пословицы и поговорки о добре и зле: отличие, смысл и история происхождения, примеры и трактовки

В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.

План рассказа

Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.

План произведения:

Тринадцатый подвиг Геракла Искандер

  1. Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
  2. Уроки математики.
  3. Главное оружие учителя – смех.
  4. Нерешенная задача.
  5. История с доктором.
  6. Неудачный ответ у доски.
  7. Смех класса.
  8. Благодарность учителю.

Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.

Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»

Сюжет рассказа Тринадцатый подвиг Геракла

Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.

Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.

Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.

Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.

Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.

Содержание рассказа Тринадцатый подвиг Геракла

Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».

Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.

В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.

Читайте также:
Солженицын: краткая биография писателя, самые важные даты, творчество

Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.

Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.

С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.

Анализ произведения

Главные герои рассказа

Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.

Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.

«Тринадцатый подвиг Геракла» — читательский дневник по рассказу Ф. Искандера

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера был впервые опубликован в апреле 1964 года в журнале «Сельская молодёжь».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Фазиль Абдулович Искандер
Название произведения: «Тринадцатый подвиг Геракла»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: АСТ
Год издания: 2021

Главные герои и их краткая характеристика

Мальчик-рассказчик, автор — ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
Харлампий Диогенович — учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
Алик Комаров — троечник. Сосед по парте.
Сахаров — отличник, прилежный ученик
Шурик Авдеенко — мрачный двоечник.

Краткое содержание и сюжет

Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым. Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.

Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного. Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.

Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.

Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил. После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника. Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.

Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А». Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.

Читайте также:
Кратко самое главное о биографии Пушкина, биография по датам

Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.

Наконец доктор и медсестра ушли, а Харлампий Диогенович приказал открыть окна и проветрить класс. Потом начал перебирать четки и рассказывать про Геракла. Учитель сказал, что Геракл совершил двенадцать подвигов, но один молодой человек решил совершить тринадцатый. Но Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. И тут учитель позвал героя к доске и попросил показать, как тот решил задачу.
Герой несколько раз повторил слово Артиллерийский снаряд и учитель предложил ему попросить военрука, чтобы тот его разминировал.

Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку. С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика. Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя. Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа. Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов. Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя. Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.

План пересказа

  • Учитель математики
  • Тишина на уроках
  • Метод Харлампия Диогеновича
  • Трудная задача
  • Неверный ответ
  • Староста у доски
  • Появление доктора
  • Инициатива героя
  • Возвращение доктора
  • Трусливый Алик
  • Двенадцать подвигов Геракла
  • Герой у доски
  • Заминированный герой
  • Смех в классе
  • Впредь наука.

Основная мысль

Нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.

Чему учит

Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.

Вывод и мое мнение

Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других. Рассказ иллюстрирует, как чувство юмора, ирония может в корни изменить ситуацию, показать, чего на самом деле стоит человек, выставить его в истинном свете, чтобы все увидели его настоящую сущность.

Фазиль Искандер — Тринадцатый подвиг Геракла:
Краткое содержание

Абхазия, идет война с фашистами. Рассказчик – ученик 5 «б». В их классе с 1 сентября новый учитель математики: грек Харлампий Диогенович. Маленький, с большой головой, властным и спокойным характером, и четками в руках. При нем в классе царит «образцовая тишина». Зря директор в «вечнозеленой» шляпе опасается: никто и не думает улизнуть с математики на стадион. Сбегают разве что с урока пения, перелезая через деревянный, а потом и каменный забор, чтобы увидеть игру. «Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным». На месте осмеянного мог быть каждый. И двоечник Шурик Авдеенко («черный лебедь», тянущий шею, чтобы списать), и даже отличник Сахаров. Смех целого класса – это сила.

Однажды герой не сделал заданную на дом задачку про артиллерийский снаряд. Зато в футбол поиграл. А Сахаров решил. И даже тихоня троечник Адольф (он просил, чтобы его звали Алик) Комаров тоже. Герой переживает. В класс заглядывает докторша с медсестрой, ищут 5 «а», чтобы привить от тифа. Рассказчик вызывается проводить их во флигель. А по пути просит первым вакцинировать его класс. А то они якобы в музей уйдут. Хотя в музей ребят временно не водят. Случай был: один мальчишка кинжал унес, чтоб на войну с ним сбежать. Харлампий Диогенович загрустил, но прервал урок. Герою уколы нипочем: ему от малярии их делали. А вот Алик пугается. Теряет сознание на минутку.

Читайте также:
Образ Кабанихи в пьесе Островского "Гроза": речевая характеристика, отношения с членами семьи

И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.

Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера

Сюжет

Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.

Отзыв

В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.

Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.

План «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Новый учитель математики в 5 «б».
  2. Харлампий Диогенович – грек и юморист.
  3. Игра в футбол вместо решения задачки.
  4. Страх рассказчика перед учителем.
  5. Рассказчик срывает урок.
  6. Весь класс – на прививку.
  7. Позор рассказчика у доски.
  8. Трусость – причина 13-го подвига Геракла.
  9. Благодарность учителю за науку.

Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
  2. Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
  3. К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
  4. В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
  5. Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
  6. Назовите национальность учителя (грек).
  7. Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
  8. С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
  9. Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
  10. Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).

Синквейн Харлампий Диогенович

Учитель математики.
Спокойный, насмешливый.
Воспитывает, дисциплинирует, понимает.
Смех – оружие для борьбы с недостатками.
Гениальный педагог.

Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»

Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.

Сравнения: желтыми, как кошачьи глаза, Авдеенко – черный лебедь, побелел, как смерть, звонок, как погребальный колокол.

Метафоры: сдвинулось в голосе, главное оружие, совесть успокоилась, приготовления палача, дух больничной свободы, запахло опасностью.

Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание

О чем в рассказе Тринадцатый подвиг Геракла

Известный писатель Фазиль Абдулович Искандер написал весёлый рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» в 1964 году. Читателями этого произведения стали дети, которые познакомились с такими понятиями, как честь и бесчестие, трусость и достоинство, коварство и предательство.

Читайте также:
Содержание «Слова о полку Игореве»: главные герои, краткая история произведения и его значение

Идея рассказа

Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.

Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.

Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:

  1. Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
  2. Сахаров, отличник.
  3. Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.

В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.

План рассказа

Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.

План произведения:

Тринадцатый подвиг Геракла Искандер

  1. Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
  2. Уроки математики.
  3. Главное оружие учителя – смех.
  4. Нерешенная задача.
  5. История с доктором.
  6. Неудачный ответ у доски.
  7. Смех класса.
  8. Благодарность учителю.

Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.

Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»

Сюжет рассказа Тринадцатый подвиг Геракла

Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.

Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.

Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.

Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.

Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.

Содержание рассказа Тринадцатый подвиг Геракла

Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».

Читайте также:
Читать онлайн краткое содержание романа Александра Грина «Бегущая по волнам»

Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.

В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.

Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.

Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.

С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.

Анализ произведения

Главные герои рассказа

Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.

Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.

«Тринадцатый Подвиг Геракла» Главные Герои

Тринадцатый подвиг Геракла главные герои

Характеристика героев

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера и их характеристика помогут в подготовке к уроку.

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Читайте также:
Краткое содержание повести Пушкина «Пиковая дама» по главам, значение в литературе

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.
К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», тут же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом».

Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.

В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».

Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — « был один математик в нашей школе, который отличался от всех других.
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».

Читайте также:
Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.
Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

«Тринадцатый подвиг Геракла» – краткое содержание рассказа Ф. Искандера

Среди российских писателей трудно найти автора, который мог бы более мастерски соединить в одном произведении философский посыл, одинаково понятный и интересный взрослым и детям, чем Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла», краткое содержание которого, конечно, не в состоянии передать всего тонкого юмора и самоиронии автора (рассказчика), вовлекает читателя в круговорот событий, далеких ему во времени и близких по ситуации.

  • Случай из школьной жизни
  • Жизненный урок

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Случай из школьной жизни

Фабула рассказа выстроена на школьных воспоминаниях кого-то из близких знакомых или самого автора. Место действия — Абхазский Чегем, а упоминание о том, что «началась война» позволяет максимально точно определить временной отрезок — начало сороковых годов XX века. Пересказ придерживается сюжетной линии оригинала и освещает ключевые моменты истории.

Главные герои истории — ученик пятого класса (он же рассказчик) и учитель математики Харлампий Диогенович. Остальные персонажи создают реальное ощущение школьной атмосферы:

  1. Директор, который «всегда чего-нибудь боялся», а больше всего школьного завуча — «демоническую женщину».
  2. Улыбчивая женщина доктор и медсестра, пытающаяся напускной строгостью завуалировать свою юность.
  3. Одноклассники: отличник Сахаров, Комаров — «способный троечник», двоечник Авдеенко.

Война где-то далеко, но многие мальчишки бредят подвигами. А один мальчик исхитрился стащить из краеведческого музея кинжал феодала и пытался убежать на фронт.

Учитель математики

Харлампий Диогенович появился в школе только в этом году и был совсем непохож на прочих математиков — людей, как правило, талантливых, но рассеяно-неряшливых. Напротив, он всегда:

  • подчеркнуто спокоен;
  • аккуратно одет;
  • тщательно выбрит.

Учитель математики Харлампий Диогенович

Учитель «властно» поддерживал дисциплину на своих уроках, не используя обычных приемов, таких как крик, уговоры и угрозы вызвать родителей. Для лентяев и нарушителей дисциплины у него был другой, более действенный метод. С невозмутимым видом и не повышая голос Харлампий Диогенович разыгрывал маленький спектакль, в котором нерадивый ученик оказывался в «обидно смешном положении».

Например, он широким радушным жестом приглашал припозднившегося школьника в класс, давая понять, что чрезвычайно польщен его появлением и счастлив лицезреть, называя при этом принцем. Класс давился от смеха, а поправший правила учебного процесса был морально уничтожен.

Неправильный ответ

Учитель не признавал исключений, и экзекуции смехом мог быть подвергнут любой ученик. Не избежал этого и рассказчик, проявив легкомыслие при выполнении домашнего задания, а конкретно — решении задачи.

Неправильный ответ у задачи

То ли задача была запутанной, что-то про летящие куда-то снаряды, то ли «вредители», которых еще не всех переловили, вписали неправильный ответ, не совпадающий с решением, но выполнить урок не удалось. Как бы ученик завидовал современным сверстникам, которым все решения и ответы выдает интернет в режиме онлайн.

Последние сомнения в происках врага рассеял одноклассник и сокомандник по игре в футбол (матч начинался за час до занятий и кончался с первым звонком), который также не смог решить задачу.

Явившись в класс, мальчик, внутренне торжествуя, интересуется успехами на артиллерийском поприще у отличника Сахарова и приходит в недоумение, когда тот отвечает, что все решил. Он еще желает оспорить это утверждение, но видит, что и у соседа «троечника» решение задачи, полностью расписано и соответствует ответу в учебнике. Тем временем урок начинается, и герой замирает в ожидании неизбежной расплаты за лень и самонадеянность.

Дерзость отчаяния

Харлампий Диогенович уже сидит за столом. По выражению рассказчика учитель выполняет «ритуал палача»:

  • вытирает рот и нос платком;
  • прячет его в карман;
  • снимает часы;
  • листает классный журнал, выискивая жертву.

В этот момент дверь в класс открывается, и в проеме появляются в белых халатах врач и медсестра. Женщины ищут 5 «а» класс. Учитель коротко отвечает, что они ошиблись. Медики уходят, а вместе с ними надежда на спасение.

Читайте также:
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание повести по главам

Всем существом ощущая, что взгляд учителя непременно остановится в журнале на его фамилии, и публичная казнь неизбежна, мальчик решается на отчаянный шаг. Он просит «палача» разрешить проводить медиков до искомого класса, так как классная комната 5 «а» размещалась в отдельном флигеле.

Учитель утвердительно кивает. Радостный герой выскакивает из класса и бросается догонять медиков.

Хитроумный план

Направляясь с врачом и медсестрой по длинному коридору в сторону флигеля, мальчик выясняет, что 5 «а» будут делать прививки, и спрашивает, когда этой обязательной процедуре будет подвергнут его класс. Узнав, что это произойдет уже на следующем уроке, мальчик неожиданно для себя заявляет, что вместо урока они идут на экскурсию в краеведческий музей.

Врачи делают детям прививки

Нельзя сказать, что эти слова были откровенной ложью. Экскурсия была в планах, но похищение кинжала отсрочило ее на неопределенный срок.

Врач, не раздумывая, поворачивает назад, и наш герой торжествует, предвидя всеобщее спасение. Забежав в класс, он видит страдающего у доски Авдеенко, который умудрился написать решение задачи, но не может объяснить последовательность действий. Он уже считает себя его избавителем.

Испытывая наплыв добродушия, он даже хвалит своего соседа, за то, что ему удалось решить столь трудную задачу. Но вот врачи вернулись и после коротких переговоров с Харлампием Диогеновичем начинают ставить детям прививки.

Неожиданное разоблачение

Все ученики привиты, медики ушли, окна открыты, и вместе с запахами лекарств выветривается «воздух свободы». До конца урока остается несколько минут, и учитель встает в позу, которая предшествует коротким поучительным экскурсам в историю Древней Греции.

Он предлагает классу вспомнить величайшего героя Эллады — Геракла, который совершил двенадцать подвигов, своей храбростью и мужеством преодолевая трудности и побеждая врагов.

Здесь речь Харлампия Диогеновича делает неожиданный поворот. Он говорит, что кто-то решил превзойти Геракла и совершить тринадцатый подвиг. Уже по голосу учителя понятно, что этот подвиг «фальшивый и никудышный».

Неожиданное разоблачение ученика

Совершенно успокоившийся, наш герой сидит, внимательно слушает и даже в душе возмущается нахальству какого-то прохвоста, не без основательно считая, что если бы было необходимо, Геракл мог сам совершить тринадцать и больше подвигов. Но когда учитель обрывает речь словами: «Мы сейчас узнаем, во имя чего он (наглец и прохвост) совершил свой подвиг», — мальчик чувствует запах опасности.

А Харлампий Диогенович уже просит его к доске, а звонка все нет, и нет никакой возможности протянуть время, так чтобы это выглядело естественно. Мальчик лихорадочно пытается вспомнить условия задачи, но в волнении все забывает и только несколько раз повторят слово — «снаряд», что вызывает у остальных учеников сдержанное хихиканье.

Учитель доброжелательно интересуется, не проглотил ли наш герой снаряд. Предчувствуя ловушку и стараясь неожиданным ходом спутать карты своего мучителя, мальчик отвечает утвердительно. И получает совет пойти к военруку и разминироваться. Класс хохочет под аккомпанемент школьного звонка. Смеется отличник Сахаров, смеется способный троечник и обычно мрачный Авдеенко, спасенный от неминуемой двойки.

Жизненный урок

Чтение книги «Тринадцатый подвиг Геракла»

Мальчик правильно понял и усвоил урок, который преподал ему и всем остальным ученикам Харлампий Диогенович, и стал серьезнее относиться к учебе. Во взрослой жизни герой не боится показаться смешным, выражая свою принципиальную позицию, идущую вразрез с мнением большинства.

Рассказчик выражает мнение, что и сильным мира сего не мешает рассматривать свою персону с определенным чувством юмора. Он считает, что такая позиция способствует государственному и общественному благосостоянию.

Закосневшие в своем мнимом величие вожди перестают замечать свои ошибки и промахи, а ближайшее окружение боится или не хочет сделать замечание, превознося и утверждая непогрешимость «бронзоволиких» кумиров. И только шуты, под хохот и улюлюканье способны сказать правду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: