Краткое содержание биографии композитора Михаила Ивановича Глинки

Глинка, Михаил Иванович

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15] февраля 1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.

Содержание

Биография

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был польским шляхтичем из рода Глинки герба Тржаска (польск. Trzaska) — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Wladyslaw Glinka). После потери Польшей Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за ним владения на Смоленщине и дворянские привилегии, в том числе и герб. До шести лет Михаил воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. Родная сестра Вильгельма Карловича Кюхельбекера — Юстина (1784—1871) вышла замуж за Григория Андреевича Глинку (1776—1818), который приходился двоюродным братом отцу композитора. В Петербурге Глинка берет уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда [1] . В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Творческие годы

1822—1835

Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона в 1822 году он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto ) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

1836—1844

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Читайте также:
Особенности и характеристики современной культуры и духовной жизни России

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

1844—1857

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде». [1]

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:

Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. [1] Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. [2] Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали «ФАРФОР». Это очень символично, если вспомнить канон, сочиненный друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный архитектором И. И. Горностаевым [3] . В Берлине на русском православном кладбище находится мемориальный памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора [4] .

Читайте также:
Художник Иван Константинович Айвазовский, его творчество и краткая биография

Память

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810109000 объект № 7810109000

Медаль «В память открытия памятника М. И. Глинке в Смоленске». Гравёр: В. Алексеев, Санкт-Петербургский монетный двор, 1885 год

Биография Михаила Глинки и его творчество кратко самое главное

Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.

Юные годы.

Михаил Иванович был рожден в мае 1804 года. Местом рождения является село Новоспасское. Рос он, достаточно, в обеспеченной семье. Воспитывался Михаил бабушкой, а родная мама приняла участие в его воспитании только после того как бабушки умерла. В возрасте десяти лет, Михаил Глинка начать проявлять творческие способности и осваивать игру на фортепиано. Он был очень музыкальным и талантливым мальчиком.

В 1817 году началось его обучение в Благородном пансионе. После его окончания, юное дарование начал много времени посвящать музыке. В этот временной промежуток, Михаил создал первые свои произведения. Однако, Глинка не был удовлетворен своей работой и постоянно стремился к тому, чтобы расширить свои знания и довести до совершенства, созданные произведения.

Творческий рассвет.

1822-23 годы отличительны прекрасными работами, песнями и романсами композитора. Это плодотворное время, которое подарило миру настоящие шедевры. Михаил заводит знакомства с выдающимися людьми Жуковским и Грибоедовым.

Глинка совершает поездки в Германию и Италию. Он был очень впечатлен итальянскими талантами, такими как Беллини и Доницети. Благодаря им, Михаил усовершенствовал собственный музыкальный стиль.

После своего возвращения в России, Глинка старательно работал на оперой “Иван Сусанин”. Премьера состоялась в 1836 году на сцене Большого театра и принесла колоссальный успех. Следующее известное произведение “Руслан и Людмила” уже не пользовалось такой огромной популярностью, получила много критики и под этим влиянием Глинка уезжает из России и направляется в испанию и Францию. Возвращение на родину состоится только в 1847 году.

Путешествия не прошли даром и подарили большое количество удивительных произведений Глинки. Михаил успел попробовать себя в роли преподавателя по пению, готовил оперы. Он вложил огромный вклад в формирование классической музыки.

Последние годы. Смерть и наследие.

Умер Михаил в 1857 году. Его тело покоилось на Троицком кладбище. А позже прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили.

Наследие Глинки очень богатое. Композитор создал примерно 20 песен и романсов. Так же им было написано несколько опер, 6 симфонических произведений. Михаил Глинка вложил огромный труд и вклад в развитие музыкальной сферы. Его произведения трогают наши сердца и заставляют восхищаться великим человеком.

Вариант 2

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804 году, а умер в 1857.

Родился Михаил Иванович в обеспеченной семье. С ранних лет проявлял интерес к музыке и именно поэтому поступил в Петербургский институт и всё свободное время, что во время обучения, что после окончания института, посвящал музыке.

Воспитанием Глинки занималась бабушка, хотя родная мать так же не была мертва. Маму допустили к воспитанию сына только после смерти бабушки, что вызывает особый интерес в его биографии.

Глинка всегда видел изъян в своих творениях и стремился усовершенствовать каждую композицию , позволяя себе эксперименты. Михаил Иванович всегда гнался за каким-то идеалом. И вот в поисках этих самых знаний об идеале Глинка и отправился заграницу, да так и осел там на год. Это случилось уже на завершении его карьеры и жизни. Он умер в берлине и был кремирован. Прах композитора был благополучно доставлен на родину и развеян над великим городом Петербургом, где произошли все самые важные перемены в жизни Глинки.

Многие его произведения популярны до сих пор и транслируются во многих оперных театрах.

3 класс, 4, 6 класс для детей

Творчество

Удивительно, но в начале творческого пути великий русский композитор был крайне недоволен собой и своими творениями. Замечания и насмешки со стороны даже далёких от музыки людей уверенности не добавляли. Так в день премьеры знаменитой оперы «Жизнь за царя» кто-то прокричал, что такая мелодия подходит лишь для кучеров. «Руслана и Людмилу» царь Николай I демонстративно покинул, не дождавшись конца. Однако время расставило всё на свои места. Современных пианистов он не выносил, и однажды нелестно высказался об игре Ференца Листа. Себя же причислил равным Шопену и Глюку, остальных не признавал. Но всё это будет потом, а пока…

Первые соловьиные трели 1 июня 1804 года огласили село Новоспасское Смоленской губернии, что по преданию указывало на неординарные способности появившегося в этот час мальчугана. Под чересчур бдительным оком бабушки Михаил рос нелюдимым, изнеженным и болезненным ребёнком. Ненадолго отвлечься и погрузиться в мир прекрасного позволяли уроки музыки на скрипке и фортепиано с гувернанткой Варварой Фёдоровной. Требовательная и бескомпромиссная особа на всю жизнь сформировала восприятие шестилетнего ребёнка, что искусство – это ещё и труд.

Читайте также:
Этикет: обозначение, нормы поведения в разных возрастах

Огранка дарования продолжилась уже в Благородном Петербургском пансионе, а через год при педагогическом университете, где окончательно оформился музыкальный вкус будущего композитора. Здесь знакомится с А.С. Пушкиным. На выпускном вечере даровитый юноша блистал виртуозной игрой на рояле и дипломом второго по успеваемости ученика. Небольшие формы – рондо, увертюры, написанные в этот период, одобрительно встречены критиками. Пробует писать оркестровую музыку, но основное место 20х годов 19 столетия занимают романсы, на стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского.

Нет предела совершенству

Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.

Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.

Биография Композитора Михаила Глинки для детей

Глинка Михаил – величайший русский композитор, который стал автором многочисленных великих симфоний, а также опер.

Дата рождения – 20 мая 1804 года, а дата кончины – 15 февраля 1857 года. Еще с самого детства воспитанием композитора занималась бабушка, а его собственная родная мать была допущена к воспитанию сына исключительно после смерти бабушки.

Что примечательно, уже в десять лет Михаил Иванович начал играть на фортепиано. В 1817 году началось его обучение в пансионе при педагогическом институте Петербурга. После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше.

Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год. Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне».

После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.

Краткое содержание творчества Михаила Глинки для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Владимир Высоцкий – поэт и актер СССР, автор песен и произведений прозы. Был удостоен Государственный премии СССР, правда уже после смерти.

Иван Кожедуб – советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Иммануил Кант являлся великим немецким философом, заложившим основы классицизма в философии. Большинство трудов философа разобраны на цитаты потомками.

Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт, получивший широкую известность благодаря произведениям «Книга джунглей» и «Ким», а также многочисленным стихотворениям.

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

© 2021 chitatelskij-dnevnik.ru
Краткое содержание рассказов для читательского дневника (краткие пересказы)

Краткая биография Глинки

Михаил Иванович Глинка– великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров – классический русский романс.

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.

После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».

В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.

Читайте также:
Простое определение понятия общество: что означает этот термин в широком и узком смыслах

В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.

После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.

В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».

С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Композитор Михаил Глинка: детям кратко интересные факты из биографии

Великий русский композитор Михаил Глинка родился в Смоленской губернии. Опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие произведения стали шедеврами, которые сейчас известны всему миру. Романсы Глинки широко популярны. Однозначно, Глинка для детей и взрослых известен немалым количеством музыкальных произведений.

Ранние годы

Композитор Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая в 1804 году в имении отца, в селе Новоспасское Смоленской губернии. Семейство будущего композитора проживало в этой местности с тех самых времен, когда его прадед, польский вельможа, принял присягу верности русскому императору и остался служить в русской армии.

Обстоятельства сложились таким образом, что мальчика воспитывала бабушка, а маму допустили только после смерти бабушки.

Играть мальчик начал рано. Изучение нотной грамоты пришлось на возраст шести с половиной лет, в десять лет Глинка освоил скрипку и фортепиано, а еще через три года поступил в Благородный пансион. Это было очень престижное место в Санкт-Петербурге, поскольку было от педагогического института. Учился Глинка хорошо, все свободное время отдавал музыке.

По окончании заведения он издал первые сочинения, и все узнали о его таланте. Начинающему композитору многое не нравилось в своем творчестве: он мечтал свои произведения усовершенствовать и довести до идеала. Тогда же он отдает предпочтение бытовому жанру и стремится его расширить.

Расцвет творчества

1822-1823 годы стали особенными: Глинка пишет известные песни и романсы: «Не искушай меня», «Не пой, красавица». Знакомство с Александром Грибоедовым и Василием Жуковским ознаменовало новый этап в творчестве композитора.

Путешествия на Кавказ, Германию, Италию также принесло свои плоды. Глинка проникся творчеством великих итальянских сочинителей и меняет собственный стиль. Он начинает активно интересоваться полифонией, инструментовкой и отдает предпочтение оперному жанру.

Глинка Михаил Иванович

По возвращении в Россию Глинка усердно работает над оперой «Сусанин». Премьера творения состоялась в 1836 году и это был фурор: Большой театр Петербурга рукоплескал. Следующая премьера ознаменовалась 1842 годом, но оперу «Руслан и Людмила» общество приняло менее восторженно. Особенно скандальным было то, что после пятого акта императорская семья покинула концертный зал. Об этом писали в газетах, критика сыпалась со всех сторон. Это обидело композитора, и он отправился путешествовать.

Зарубежные поездки

В Испании русский композитор проникся завораживающей природой и особой атмосферой города Вальядолид: в короткие сроки он создает пьесу для оркестрового исполнения «Арагонская охота». С этих пор Глинку стала особенно интересовать этническая музыка. Он даже приглашал к себе погонщиков мулов и простой деревенский народ исполнить ему народные песни, которые он потом записывал на нотоносце. Ознакомившись с народной классикой, композитор брал этот стиль за основу и сочинял свое, делал фантазийные вставки. Таким образом, Глинка стал одним из первых русских музыкантов, сумевших объединить разные ритмы, жанры и стили.

Михаил Глинка

Посетив Испанию и Францию, под влиянием новых впечатлений композитор немного успокоился и в 1847 году возвратился в Россию. В России опять пришлось пробыть недолго, так как начались проблемы со здоровьем. Глинка отбыл в Варшаву, но там разразилась эпидемия холеры. Пришлось поневоле оставаться в четырех стенах и заниматься творчеством. Несколько романсов и знаменитая «Камаринская» стали результатом этой поездки. По признанию самого автора, поначалу «Камаринская» задумывалась как обычная фортепианная пьеса, наподобие плясовой. Но «фантазия разыгралась», и на едином дыхании была написано оркестровое произведение. И именно оно стало визитной карточкой великого композитора.

Читайте также:
Сохранение биологических ресурсов: правовое регулирование любительского рыболовства

Заграничные путешествия всегда вдохновляли великого композитора. В основном во время таких путешествий он творил и открывал что-то новое. Во время нахождения на родине Глинка преподавал и выполнял рутинную работу: переписывал партитуру, доводил до совершенства свои творения. Очень много произведений сочинил Глинка для детей: до него этот жанр оставался практически нетронутым. Именно под его мощным влиянием сформировалась русская классическая музыка.

В 1856 году Глинка отправился в Берлин. Почти ровно через год, 15 февраля, он скончался. Захоронение произошло на Троицком кладбище лютеранцев. После останки, после ходатайства сестры, перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском погосте.

Интересный мультипликационный фильм о великом композиторе.

Великое наследие композитора

  • Всего насчитывается около 20 романсов и песен.
  • Композитор создал 6 симфонических творений, около 10 камерно-инструментальных и две оперы.
  • Глинка был высоко оценен и современниками, и последователями. В. Стасов, музыкальный критик, оценил Глинку наравне с Пушкиным: если А.С. Пушкин стал «солнцем» и родоначальником русской литературы, то М.И. Глинка – для русской музыки.
  • П.И. Чайковский метафорически выразился, что всю русскую симфоническую школу нужно рассматривать подобно дубу в желуде: именно так предстает в творческом наследии композитора симфоническая фантазия «Камаринская».
  • В Новоспасском селе, на малой родине композитора, был организован Музей. Во многих городах, в том числе и зарубежных, создателю русской музыкальной классики, установили памятники: в Болонье, Берлине, Киеве. Также в честь М.И. Глинки назвали Государственную академическую капеллу в Санкт-Петербурге.

«Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора Михаила Ивановича Глинки, сочиненное в 1833 году, в период с 1991 по 2000 год являлось официальным гимном Российской Федерации.

Интересные моменты биографии

  • Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
  • Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
  • Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
  • Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
  • Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.

Михаил Иванович Глинка

Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.

Детство

Михаил Глинка родился в селе Новоспасское (Смоленская губерния) 1 июня 1804 года. Это село было родовым имением его семьи. Отец будущего композитора, Иван Николаевич, происходил из рода обрусевших польских шляхтичей. Когда пришло время для создания семьи, он женился на своей дальней родственнице, приходившейся ему троюродной сестрой.

Мама мальчика, Евгения Андреевна, первые десять лет не занималась воспитанием своего сына. Он был очень слабеньким и болезненным, и бабушка со стороны отца, Фекла Александровна, строгая, бескомпромиссная женщина, взяла бразды правления в свои руки. Со свойственной ей решительностью она отстранила мать, сама занялась воспитанием малыша.

Михаил Глинка в детстве

Эта женщина с крутым характером не слишком хорошо обращалась со своими крепостными, но во внуке она просто души не чаяла. Мише разрешалось все, просто удивительно, что в таких условиях из него не вырос избалованный эгоист. Зато он стал очень нервным и мнительным, настоящей «мимозой», как он сам себя называл. До 10 лет мальчик обучался в домашних условиях.

Интерес к музыке у Миши проявился уже в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и малыш пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь.

Когда Фекла Александровна скончалась, за воспитание сына взялась его мать. У Евгении Андреевны были другие взгляды на воспитание и обучение, она старалась воплощать их в жизнь.

Внимательная мать, давно заметившая интерес сына к музыке, пригласила на работу гувернантку из Петербурга Варвару Федоровну Кламмер. Именно эта женщина обучала способного мальчика игре на скрипке и фортепиано. После Евгения Андреевна устроила сына в лучший петербургский пансион, где учились избранные дворянские дети. Здесь Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.

В пансионе Михаил стал учиться музыке. Он был в восторге от уроков, которые давал пианист Карл Майер. Этот человек стал любимым преподавателем Глинки. Он оказал большое влияние на формирование музыкального вкуса подростка. Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его обучение в пансионе подошло к концу. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано. Их выступление вызвало долгие аплодисменты.

Читайте также:
Творчество Людвига ван Бетховена и описание его музыкальных произведений,

Начало карьеры

Свои первые музыкальные произведения Глинка стал сочинять еще в пансионе. В 1822 году он написал несколько романсов. Для одного из них — «Не пой, красавица, при мне», юный композитор использовал стихотворение Александра Пушкина. В то время он уже был лично знаком с поэтом, но тогда их знакомство еще не успело перерасти в крепкую дружбу.

Дети, рожденные в родственных браках, редко имеют хорошее здоровье. Михаил Иванович – прямое подтверждение этому высказыванию. Его здоровье всегда оставляло желать лучшего. Через год после выпуска из пансиона он отправился на Кавказ, чтобы лечиться минеральными водами. Здесь он не только проходил курс лечения и любовался горными пейзажами. Молодой человек занимался изучением местных легенд и народного творчества. Он возвратился с Кавказа в Новоспасское с новыми, волшебными впечатлениями о своем чудесном путешествии.

В течение года музыкант безвыездно живет в своем имении. Он занят созданием музыкальных композиций, навеянных путешествием на Кавказ. Через год, когда работа была закончена, молодой человек отправляется в северную столицу, устраивается на службу в Министерство путей сообщения. Он занимает должность помощника секретаря, а в свободное время создает новые музыкальные композиции. Но этого свободного времени так мало, что через пять лет Михаил Иванович принял решение оставить службу и заниматься только музыкой.

Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться в среде выдающихся творческих людей. Но сырой петербургский климат пагубно сказывался на его здоровье.

В 1830 году ему опять потребовалось длительное лечение на водах. На этот раз музыкант отправился в Европу. В Италии Михаил Иванович успешно совмещает лечение с профессиональным совершенствованием. Он знакомится с Беллини и Доницетти, изучает оперу и бельканто. После четырех лет пребывания в Италии композитор перебирается в Германию. Он уехал туда с определенной целью – брать уроки у Зигфрида Дена. Но пройти полный курс обучения не удалось, у музыканта скончался отец, молодой человек был вынужден вернуться на родину.

Могут быть знакомы

Расцвет музыкальной карьеры

Все мысли композитора занимала музыка. После учебы в Италии он начинает работу над первой оперой, получившей название «Иван Сусанин». Через некоторое время композитор переименовал свой музыкальный труд, опера стала называться «Жизнь за царя». В советское время, когда любое упоминание о царских особах было нежелательным, опере вернули первоначальное название.

Слушайте Глинка: Жизнь за царя (Иван Сусанин) — Евгений Нестеренко на Яндекс.Музыке Действие оперы разворачивается в 1612 году. Такой сюжет композитор выбрал неслучайно, большое влияние на него оказала война 1812 года. Мальчику в то время было только 8 лет, но он прекрасно запомнил подъем патриотизма, царивший в русском обществе. Свою вторую оперу он написал по произведению Пушкина, назвав ее «Руслан и Людмила». Обе оперы великого композитора были представлены в один и тот же день, с разницей в 6 лет.

Он потратил на свою вторую работу шесть долгих лет и был страшно разочарован тем, что она не имела успеха. Нелестные отзывы критиков просто раздавили Глинку.

Профессиональная неудача в сочетании с кризисом в личной жизни стала причиной для мрачного настроения и ухудшения здоровья.

Однако Михаил Иванович давно уже понял, как нужно правильно справляться с неприятностями. Ему всегда помогали путешествия, во время которых он наполнялся творческим вдохновением и жизненными силами. Он вновь отправился в Европу, посетил несколько городов во Франции и в Испании. Итогом его путешествия стали новые работы – «Воспоминания о Кастилии», «Арагонская хота». Путешествие по европейским странам дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах.

Михаил Глинка

Он вернулся в Россию, некоторое время жил в своем имении, затем отправился в Петербург. Михаила Ивановича нельзя было назвать светским человеком в полном смысле этого слова. Шумное общество быстро утомляло его. В 1848 году он отправился в новое путешествие, на родину своих предков. В Варшаве Глинка провел два года. Именно здесь музыкант создал симфоническую фантазию «Камаринская».

Композитор любил путешествовать, последние пять лет своей жизни он провел в разъездах. На этот раз Михаил Иванович начал свой вояж с Испании. Затем он отправился в Париж. Музыкант решил подольше пробыть во Франции, поскольку состояние его здоровья было неутешительным. В течение двух лет он жил в Париже, работая над симфонией «Тарас Бульба». После начала Крымской войны, где Франция выступала против России, композитор решил вернуться на родину. Его симфония «Тарас Бульба» осталась незавершенной.

В 1854 году Михаил Иванович возвратился в Россию. Лето он провел на даче в Царском Селе. Некоторое время музыкант занимался написанием мемуаров, успел сочинить романс на стихи Лермонтова «В минуту жизни трудную». Его мемуары были опубликованы в 1870 году под названием «Записки», когда самого музыканта уже давно не было в живых. В 1865 году Глинка отправился в Германию.

Дружба с Пушкиным

Великий музыкант и знаменитый поэт были современниками, разница в возрасте у них составляла только пять лет. Когда композитор окончил пансион, оказалось, что их связывает много общего. Молодых людей объединяла крепкая дружбы, продолжавшаяся до самой гибели поэта.

На картине Пушкин и Жуковский у Глинки

Свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка задумал неслучайно, он очень хотел работать с Пушкиным. Однако гибель поэта замедлила создание оперы, по этой же причине ее постановка была неудачной, почти провальной. Часто Глинку называют «Пушкиным в музыке», поскольку этот человек внес в становление русской оперы такой же огромный вклад, как и его друг в литературу.

Читайте также:
Что такое понятие физическая культура: виды, преимущества занятий физической активностью для человека

Личная жизнь

У Михаила Ивановича во время его заграничных путешествий было несколько мимолетных романов. Однако женился он в России, по примеру своего отца выбрал в супруги дальнюю родственницу, Марию Петровну Иванову. Муж был старше жены на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Совсем скоро оказалось, что Михаил Иванович ошибся в выборе супруги, приняв влюбленность за глубокое чувство.

Михаил Глинка с женой

Мария Ивановна оказалась очень легкомысленной особой, она быстро стала искать любовные приключения на стороне. Ее характер тоже оставлял желать лучшего, она громко упрекала супруга в неправильном расходовании денег, скандалила из-за любого пустяка. Композитор знал об ее изменах, но попытки образумить супругу ни к чему не приводили. Отношения с женой становились все хуже, и это очень удручало музыканта. Развестись венчанным супругам было почти невозможно, но через некоторое время неверная жена сама дала замечательный повод для расставания.

После шести лет брака, будучи замужней женщиной, Мария Ивановна тайком обвенчалась с корнетом Васильчиковым.

Подобное пренебрежение церковными правилами и устоями давало надежду на развод с неадекватной супругой. Процесс был долгим и хлопотным, но через два года супругов все-таки развели. Однако из-за таких тяжелых обстоятельствах Михаил Иванович был счастлив.

Он любил Екатерину Керн, и эта женщина отвечала ему взаимностью. Она была дочерью знаменитой пушкинской Музы и долго ждала, когда ее возлюбленный станет свободным человеком. Однако надежды Екатерины не сбылись, пока они дожидались развода, любовь Глинки пошла на убыль. Намучившись с женой, он не позвал преданную ему женщину под венец. Своей возлюбленной он посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».

Михаил Глинка и Екатерина Керн

В конце жизни Михаил Иванович испытывал глубокие сожаления о том, что он так и не стал отцом. Екатерина была беременной от него, но Глинка настоял, чтобы она сделала аборт. Мужчина не хотел, чтобы его ребенок был незаконнорожденным. Неизвестно, исполнила ли Екатерина желание Михаила Ивановича. Получив от него крупную сумму на услуги доктора, женщина уехала в Полтавскую губернию и находилась там целый год. У нее было достаточно времени, чтобы выносить и родить ребенка от любимого человека.

Причина смерти

Свое последнее путешествие в Германию музыкант задумал с целью изучения творчества Баха и других немецких композиторов. Но у него было слишком мало времени для этого, в начале 1857 года композитор умер от банальной простуды. Сама болезнь была неопасной, но она обострила заболевание печени, от которого музыкант страдал всю жизнь.

Могила Михаила Глинки

Русского композитора похоронили в Германии. Но через несколько месяцев его младшая сестра перевезла прах своего великого брата на родину. Чтобы не смущать окружающих, гроб с телом музыканта поставили в картонную коробку, на которой была надпись «Фарфор». Прах знаменитого композитора покоится на Тихвинском кладбище.

Оперы

  • «Жизнь за царя»
  • «Руслан и Людмила»

Романсы

  • «Венецианская ночь»
  • «Я здесь, Инезилья»
  • «Ночной смотр»
  • «Сомнение»
  • «Ночной зефир»
  • «В крови горит огонь желанья»
  • «Дивный терем стоит»
  • «Прощание с Петербургом»
  • «Признание»
  • «Слышу ли голос твой»
  • «Заздравный кубок»
  • «Песнь Маргариты»
  • «Мери»
  • «Адель»
  • «Финский залив»
  • «Молитва»
  • «Не говори, что сердцу больно»
  • «Я помню чудное мгновенье»

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

М.И. Глинка: краткая биография композитора

Глинка

Глинка 1856, незадолго перед смертью

Рассказывая о русской национальной композиторской школе нельзя не упомянуть о Михаиле Ивановиче Глинке. В свое время он оказал немалое влияние на членов Могучей кучки, которые в то время формировали оплот композиторского искусства в России. Также немалое влияние он оказал и на Петра Ильича Чайковского.

Детство Михаила Ивановича

Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.

Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой».

После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына.

Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.

Жизнь и творчество

Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила.

1822-1835

В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня.

Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне».

Читайте также:
Что такое аллитерация, и как она определяется в русской художественной литературе

Кроме того, он усиленно знакомится с другими композиторами. Все это время идет работа по усовершенствованию своего стиля. Молодой композитор оставался недовольным своей работой.

В конце апреля 1830-го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.

Стоит отметить, что в это время его композиции уже становятся не по юношески зрелыми.

В 1833-м годы он работает в Берлине. Когда же приходит известие о смерти его отца, он незамедлительно возвращается в Россию. И в это же время у него в голове рождается план о создании русской оперы. Для сюжета он выбрал предания об Иване Сусанине. И вскоре после женитьбы на своей дальней родственнице, он возвращается в Новоспасское. Там он, со свежими силами, принимается за работу над оперой.

1836-1844

Примерно в 1836-м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя». А вот поставить ее было уже значительно труднее. Дело в том, что этому воспрепятствовал директор императорских театров. Но он же отдал оперу на суд Катерино Кавосу, а тот оставил о ней самый лестный отзыв.

Опера была принята с необычайным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки:

«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»

После оперы Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Ею он впоследствии руководил в течении двух лет.

Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу». Работу над ней он начал еще при жизни поэта, а вот закончить ее удалось лишь при помощи мелких поэтов.

1844-1857

Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947-го года. В этро время он работает над жанром симфонической музыки.

Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856-м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался.

Глинка Михаил Иванович краткая биография композитора

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Знаменитый композитор.

Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Семейное фото.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Заграничная деятельность

Из краткой биографии Глинки известно, что за границей он провел 4 года. Композитор побывал в Германии и Италии. За это время он изучил быт стран зарубежья, познакомился с их культурой и традициями. Ему удалось встретиться с Берлиозом, Мендельсоном и другими известными композиторами. Он с удовольствием внимал их музыке, сам занимался пением с наилучшими певцами. Последние несколько месяцев Глинка провел в Германии. Там он совершенствовался в композиторском мастерстве у знаменитого музыкального теоретика Зигфрида Дена.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Родовое поместье.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Начало творческого пути

Отправной точкой для творческой карьеры был город Петербург, поскольку в этом северном городке России Глинка познакомился с известными современниками, занимающимися литературной деятельностью:

  • Пушкиным (у Александра в пансионе вместе с Глинкой учился его младший брат),
  • Дельвинг,
  • Жуковский,
  • Грибоедов.
Читайте также:
Популярные стили танцев: список современных направлений и видео

С Александром Сергеевичем Михаил сдружился особенно близко, несмотря на то, что Глинка родился на пять лет позже Пушкина. Ко времени их встречи молодой композитор уже был автором многих романсов и фортепианных пьес.

Но только крошечная горстка имела для него особую ценность. Музыка, сочиненная в это время, не обладала индивидуальностью. Глинка подражал тому, кого он слышал, будь то работы Россини, Гайдна, Моцарта, Бетховена или просто танцевальная музыка.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Опера «Руслан и Людмила».

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Краткая биография Глинки

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка— великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров — классический русский романс.

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.

После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».

В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.

В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.

После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.

В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».

С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

Читайте также:
Где находится Третьяковская галерея: адрес, как добраться на метро и автобусах

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.

Композитор Михаил Глинка.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

1825-1829 гг

Окончив пансион, Глинка начинает серьезно заниматься музыкой, хотя многим кажется, что он обычный любитель. В свободное время Михаил сочиняет романсы и сам поет их, аккомпанирая себе. Вскоре он начинает относиться к музыке более серьезно: изучает творчество композиторов классиков, пробует писать хоровые, инструментальные и симфонические произведения. Приезжая на родину, он с оркестром разучивает симфонии Моцарта, Бетховена и других знаменитых метров.

Изучая краткую биографию Глинки, становится ясно, что большое влияние на формирование его творчества оказывает общение с известными деятелями того времени. Ими были: Грибоедов, Пушкин, Жуковский.

Одним из первых произведений в творческой биографии Михаила Ивановича Глинки стал романс «Не искушай», написанный в 1825 году. Ощущая свое несовершенство и имея желание обучиться композиторскому мастерству, он решает отправиться за границу и заодно поправить здоровье.

Работа над оперой «Иван Сусанин»

Находясь за границей, Глинка успел сочинить две музыкальные темы для своей будущей оперы, основанные на народных мелодия, так как она должна была передавать русский характер. Жуковский при встрече с Михаилом предложил ему сюжет «Ивана Сусанина».

Автором либретто оперы стал барон Е. Розен. Главной идеей произведения он видел восхваления власти царя.

У самого же композитора был другой план оперы еще до написания либретто. Он хотел назвать оперу «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Исходя из названия, можно сделать вывод, что Глинка желал сделать акцент на духовных ценностях крестьян, а также на подвиге представителя русского народа, который погиб, чтобы спасти родину.

В краткой биографии Михаила Глинки упоминается одна интересная версия о том, что музыку для оперы он написал до сочинения либретто. Текст был дописан Розеном гораздо позже.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Эта дата стал днем рождения русской музыкальной классики.

Известные люди того времени положительно отзывались о новой опере. Например, Одоевский в своей статье об «Иване Сусанине» писал, что с оперой Глинки появляется новая стихия в искусстве, и начинается новый период — эпоха русской музыки.

Другое отношение к опере было у царя Николая I. Он хотел, чтобы опера прославляла самодержавие, поэтому она была переименован в «Жизнь за царя». Не только царь предвзято отнесся к новой опере. Для людей высших сословий было удивительно, что музыка написана в народном жанре, а главный герой — обычный крестьянин. Они прозвали оперу «кучерской», на что Глинка отметил в своих записках: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Заключительный этап жизни и творчества

С 1848-1857 гг композитор бывал то в Париже и Варшаве, то в Испании и Петербурге. Была написана «Камаринская» и начата работа над оперой «Двумужница» и симфонией «Тарас Бульба». В скором времени Глинка оставил написание этих сочинений. Вместо этого композитор переработал старые произведения и написал новые романсы. Также Глинка написал свои воспоминания, которые впоследствии назвали «Записками».

В высшем свете музыку композитора специально исполняли плохо, а иногда и вовсе не исполняли. Из-за возобновившихся интриг и сплетен Глинка был вынужден покинуть Питер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: